Научная статья на тему 'Административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры'

Административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1985
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРОПАГАНДА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / АADMINISTRATIVE OFFENCES / PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE / PROPAGANDA OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гутов Игорь Васильевич, Морин Александр Владимирович

в статье рассматриваются особенности и некоторые проблемные вопросы, связанные с административной ответственностью за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Авторы обращают внимание на данную проблему в контексте организации противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также защиты здоровья населения, общественной нравственности и порядка посредством применения норм административного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гутов Игорь Васильевич, Морин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article discusses the features and some of the problematic issues associated with administrative responsibility for the promotion of drugs, psychotropic substances or their precursors. The authors draw attention to this issue in the context of the organization to counter illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and precursors, as well as protection of public health, public morality and order through the application of administrative law.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»

6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ФИНАНСОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО, ТРУДОВОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

6.1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОПАГАНДУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ ПРЕКУРСОРОВ, РАСТЕНИЙ И ИХ ЧАСТЕЙ, СОДЕРЖАЩИХ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЛИ ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА ЛИБО ИХ ПРЕКУРСОРЫ

Гутов Игорь Васильевич, к.ю.н. Должность: доцент кафедры административно-правовых дисциплин. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России.

Морин Александр Владимирович, к.ю.н. Должность: преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России.

mavr1980@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются особенности и некоторые проблемные вопросы, связанные с административной ответственностью за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров. Авторы обращают внимание на данную проблему в контексте организации противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также защиты здоровья населения, общественной нравственности и порядка посредством применения норм административного законодательства.

Ключевые слова: производство по делам об

административных правонарушениях,

административные правонарушения, пропаганда наркотических средств и психотропных веществ.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR PROPAGANDA NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES OR THEIR PRECURSORS, PLANTS AND PARTS THEREOF, CONTAINING NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES OR THEIR PRECURSORS

Gutov I. V. candidate of legal sciences. Position: Associate professor of the department of administrative-legal discipline. Place of work: the Ufa law institute of the MIA of Russia.

Morin A. V. candidate of legal sciences. Position: lecturer of the department of administrative-legal disciplines. Place of work: the Ufa law institute of the MIA of Russia.

mavr1980@mail.ru

Annotation: the article discusses the features and some of the problematic issues associated with administrative responsibility for the promotion of drugs, psychotropic substances or their precursors. The authors draw attention to this issue in the context of the organization to counter illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and precursors, as well as protection of public health, public morality and order through the application of administrative law.

Keywords: proceedings in cases of administrative,

аadministrative offences, propaganda of narcotic drugs and psychotropic substances.

Значительные достижения в области информационных технологий сделали процесс обмена, передачи и хранения информации простым и доступным для большинства. Такие возможности используются для пропаганды либо незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Впервые в нашем государстве административная ответственность за пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств и психотропных веществ была установлена в ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г. (далее - КоАП РФ). Данные меры были приняты в целях выполнения положений ст. 10 Конвенции о психотропных веществах 1971 г. (о запрещении рекламирования психотропных веществ среди населения) и ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (о запрете публичного подстрекательства или побуждения других любыми средствами к незаконной деятельности или незаконному использованию наркотических средств или психотропных веществ).

В соответствии со ст. 6.13 КоАП РФ административная ответственность наступает за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Согласно примечанию к данной статье не является административным правонарушением

распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Родовым объектом, на который посягает административное правонарушение, указанное в ст.

6.13 КоАП РФ, являются общественные отношения по охране здоровья населения и общественной нравственности.

Согласно исследованиям российских криминологов и психологов действия по пропаганде и рекламе

наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров способствуют негативному процессу криминализации общественного сознания, так как направлены на распространение в обществе информации о возможности незаконного оборота указанных веществ и их потребления без назначения

врача, а также формирование положительного

1

отношения к данным противоправным действиям .

Таким образом, целью установления административной ответственности за

рассматриваемое административное правонарушение является организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также защита здоровья населения, общественной нравственности и порядка.

Впервые в законодательстве Российской Федерации четкий запрет пропаганды и существенное ограничение рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров были установлены ст. 46 Федерального закона от 8

января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и

2

психотропных веществах» .

В дальнейшем аналогичная запретительная норма была внесена Федеральным законом от 20 июня 2000 г. № 90-ФЗ3 в ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»4.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе»5 реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры не допускается. В качестве общего требования к рекламе установлен запрет побуждать к совершению противоправных действий .

Непосредственным объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, регламентирующие запрет пропаганды и ограничения рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

К предмету административного правонарушения относится информация о наркотических средствах, психотропных веществах или их прекурсорах, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

1 См., например: Чабанянц М.Б. Криминологические аспекты влияния насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ставропольский гос. университет, 2002. С. 4.

2 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 167; № 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. № 49. Ст. 4845.

3 См.: Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 4 Закона РФ "О средствах массовой информации" в связи с принятием Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2737.

4 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 169; № 24. Ст. 2256; № 30. Ст. 2870; 1996. № 1. Ст. 4; 1998. № 10. Ст. 1143; 2000. № 26. Ст. 2737; № 32. Ст. 3333; 2001. № 32. Ст. 3315; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029, 3033; 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2708; № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377; 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104.

5 СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

6 См.: п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Под информацией о наркотических средствах, психотропных веществах или их прекурсорах согласно ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»7 следует понимать сведения о них независимо от формы их представления.

Понятия наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров приведены в ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 6818

Для установления состава административного правонарушения необходимо достоверно определить, что пропагандируются или рекламируются именно наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, включенные в указанный Перечень. В противном случае, например при рекламе одурманивающих веществ, состава рассматриваемого административного правонарушения не будет.

Объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 6.13 КоАП РФ образуют следующие противоправные действия:

1) пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

2) незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Объективную сторону правонарушения может составлять как каждое из перечисленных в диспозиции статьи действий в отдельности, так и одновременное либо последовательное их осуществление.

В целях правильного установления факта наличия в деянии объективной стороны состава рассматриваемого административного

правонарушения необходимо четко определить все его объективные признаки, закрепленные в диспозиции ст. 6.13 КоАП РФ. А именно - следует выяснить:

1) какие конкретно действия являются пропагандой, а какие - незаконной рекламой наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

2)какая конкретно информация и о каких именно веществах является предметом административного правонарушения.

Пункты 1 и 2 ст. 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливают следующие запреты:

а) на пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений,

7 СЗ РФ. 1995. № 8. С. 609; 2003. № 2. Ст. 167.

8 СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3198; 2004. № 8. Ст. 663; № 47. Ст. 4666.

содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

При этом дано определение пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, как деятельности физических или юридических лиц, направленной на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

б) на производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации в целях распространения указанных сведений;

в) на распространение в компьютерных сетях данных сведений;

г) на совершение иных действий в целях распространения вышеперечисленных сведений;

д) на пропаганду каких-либо преимуществ

использования отдельных наркотических средств,

психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические

средства или психотропные вещества либо их

прекурсоры;

е) на пропаганду каких-либо преимуществ в

использовании отдельных наркотических средств,

психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, наркосодержащих растений, в том числе пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, наркосодержащих

растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье.

Следует обратить внимание на то, что запреты, перечисленные в п. п. «б» - «г», по существу,

являются лишь возможными способами осуществления самой пропаганды наркотических

средств и психотропных веществ и указывают на возможные носители распространяемых сведений: книжная продукция, продукция средств массовой информации или компьютерные сети. Причем перечень таких способов и действий не является исчерпывающим. И это правильно. Так как все действия и виды деятельности, осуществляемые физическими или юридическими лицами в целях распространения указанных сведений, предусмотреть в норме права невозможно. К таким действиям можно отнести, например, проведение конференций, семинаров, лекций, выступления на концертах, дискотеках и т.д.

Таким образом, любое действие, нарушающее запреты, установленные п. п. 1 и 2 ст. 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», является пропагандой наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и составляет признаки объективной стороны административного

правонарушения, влекущего административную ответственность по ст. 6.13 КоАП РФ.

Содержание такого способа пропаганды наркотиков, как распространение продукции средств массовой информации, и все связанные с ним термины (массовая информация, средство массовой информации, периодическое печатное издание, радио -, теле-, видео-, кинохроникальная программа и др.) раскрыты в ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации».

Понятие рекламы дано в ст. 3 Федерального закона «О рекламе». Применительно к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры рекламой будет являться информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

В отличие от пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры которая запрещена безусловно и влечет административную ответственность, реклама указанных веществ является административно наказуемым деянием только в случае ее незаконности. В действующем законодательстве нет четкого определения незаконной рекламы. Федеральный закон «О рекламе» содержит понятие ненадлежащей рекламы, под которой понимают рекламу, не соответствующую требованиям законодательства Российской

Федерации. Таким образом, на наш взгляд,

ненадлежащая реклама и будет являться незаконной.

Термин «незаконная реклама» применен в

законодательстве только к рекламе наркотических средств и психотропных веществ. Для правильного определения понятия «незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» необходимо проанализировать содержание следующих норм законодательства:

1) п. п. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», согласно которым не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, а также наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

2) п. 9 ст. 24 Федерального закона «О рекламе»,

согласно которому реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в

медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III Перечня, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях;

3) п. 10 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», согласно которому запрещается проведение

рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;

4) п. 3 ст. 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», в соответствии с которым реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях,

рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.

Исходя из проведенного анализа

вышеперечисленных норм законодательства, следует сделать вывод, что незаконной будет являться:

1) любая реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I Перечня;

2) реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня, размещенная вне мест проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также специализированных печатных изданий, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников;

3) распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;

4) реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Состав административного правонарушения ст. 6.13 КоАП РФ является формальным, так как наступление негативных последствий правонарушения (таких, например, как приобретение, изготовление или незаконное потребление наркотиков потребителями рекламы) не является обязательным признаком его объективной стороны. Поэтому для наступления административной ответственности достаточно самого факта пропаганды или незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. С момента осуществления пропаганды или незаконной рекламы данное правонарушение следует считать оконченным.

В целях определения давности привлечения к ответственности по ст. 6.13 КоАП РФ необходимо знать, что рассматриваемое правонарушение не является длящимся и оканчивается в момент совершения. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение, составляющий один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), начинает исчисляться со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. Известны случаи неправильного применения судьями двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 6.13 КоАП РФ с вынесением постановлений о прекращении производства по делу в связи с истечением данного срока. Следует учитывать, что рассматриваемое правонарушение хотя и относится к нарушениям законодательства об обороте наркотических средств, но в первую очередь является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нарушением законодательства о рекламе. Поэтому в данном случае подлежит применению специальный годичный срок давности привлечения к ответственности.

Круг субъектов административной ответственности, субъектов административного правонарушения по ст.

6.13 КоАП РФ максимально широк. Субъектами правонарушения признаются все виды лиц: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; должностные лица; лица, осуществляющие предпринимательскую

деятельность без образования юридического лица) и юридические лица (организации). Физические лица и организации должны отвечать признакам общего субъекта административной ответственности:

1) граждане должны достичь 16-летнего возраста, с

которого наступает административная

ответственность, и быть вменяемыми;

2) организации должны иметь статус юридического лица.

Необходимо отметить, что ч. 2 ст. 6.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за пропаганду перечисленных в ч. 1 данной статьи объектов. В этой связи, на наш взгляд, возможно привлечение к ответственности по ч. 2 также иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся должностными лицами иностранного юридического лица или индивидуальными предпринимателями, и применения к ним санкций, предусмотренных данной частью статьи 6.13 КоАП РФ. Однако по данному вопросу желательно иметь разъяснение высших судебных инстанций.

Субъективная сторона административного

правонарушения, предусмотренного ст. 6.13 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины физического лица. Причем умысел может быть как прямым, так и косвенным.

Важным и сложным обстоятельством, подлежащим установлению по делу об административном

правонарушении, совершенном юридическим лицом, является его виновность. КоАП РФ устанавливает вину как обязательное условие для привлечения к административной ответственности не только

физических, но и юридических лиц. Согласно нормам ст. 1.5 КоАП РФ принцип презумпции невиновности распространяется и на юридических лиц.

В настоящее время разъяснения и рекомендации относительно установления вины юридических лиц, совершивших административные правонарушения по ст. 6.13 КоАП РФ, отсутствуют. До получения таких разъяснений рекомендуем в правоприменительной практике исходить из следующих основных правил.

1. Вина юридического лица будет доказана во всех случаях установления вины в совершении данного административного правонарушения должностного лица или иного физического лица - работника этого юридического лица, если работник действовал в пределах своих служебных обязанностей. Доказывание же вины физического лица не вызывает особых проблем у субъектов административной юрисдикции. Вина юридического лица будет отсутствовать при наличии вины работника, например в тех случаях, когда в нарушение установленных юридическим лицом правил и своих служебных обязанностей работник выставил на реализацию свой

личный товар, содержащий рекламу наркотических

средств.

2. В случае исключения ответственности должностного лица или при невозможности

установления конкретного должностного лица,

виновного в совершении административного правонарушения (например, при отсутствии на предприятии четкой структуры управления и должностных обязанностей сотрудников), следует

исходить из:

а) доказанности наличия самого факта пропаганды или незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, т.е. нарушения юридическим лицом установленных законодательством правил и норм;

б) наличия всех признаков объективной стороны правонарушения, определенных в ст. 6.13 КоАП РФ, а также в ст. 46 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", в ст. 3, п. п. 1, 2 ст. 7 и п. п. 9, 10 ст. 24 Федерального закона "О рекламе";

в) отсутствия обстоятельств, устраняющих вину юридического лица: крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ), действие непреодолимой силы, когда нарушение установленных запретов в сфере пропаганды и рекламы наркотиков было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица. Однако анализ нормы ст. 6.13 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о крайне низкой вероятности действия перечисленных обстоятельств при совершении юридическим лицом данного административного правонарушения.

Из приведенного выше следует, что процесс доказывания вины юридического лица достаточно сложен, для ее установления требуется, как правило, совокупность доказательств. Необходимо помнить, что бремя доказывания возложено на лицо, осуществляющее производство по делу об

административном правонарушении. Важным для

установления виновности юридического лица является выяснение того обстоятельства, находится ли соблюдение определенных правил и норм в сфере возможностей юридического лица и зависят ли от него те меры, которые должны быть приняты по их соблюдению.

Особенностью производства по делам об административных правонарушениях по ст. 6.13 КоАП РФ является возможность проведения административного расследования. Необходимость административного расследования возникает при

осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат (направление запросов и поручений, истребование сведений, приглашение специалистов и др.).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.13 КоАП РФ, уполномочены рассматривать судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Если по делу об административном правонарушении проводилось административное расследование, рассмотрение дела осуществляется судьями районных судов. В случае, если дело об

административном правонарушении по ст. 6.13 КоАП РФ влечет административное приостановление деятельности (в случаях, когда субъектом правонарушения является юридическое лицо или

лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), оно также подлежит рассмотрению судьями районных судов (абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). В остальных случаях дела рассматриваются мировыми судьями (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Изложенное вытекает из анализа ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ и подтверждено Верховным Судом РФ9. Учитывая все указанные правила, а также санкции ст. 6.13 КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что на рассмотрение мировых судей могут быть переданы только такие дела об административных правонарушениях по ст. 6.13 КоАП РФ, которые совершены гражданами или должностными лицами, если по делу не проводилось административное расследование. Во всех иных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.13 КоАП РФ, должны быть рассмотрены судьями районных судов, так как применительно к лицам, осуществляющим

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам санкция ст.

6.13 КоАП РФ предусматривает применение административного приостановления деятельности.

При совершении административного

правонарушения по ст. 6.13 КоАП РФ несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, дело о таком административном правонарушении рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Иные органы и должностные лица не вправе принимать решения по делам об административных правонарушениях по ст. 6.13 КоАП РФ.

По общему правилу ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье для рассмотрения дела об административном правонарушении в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. При применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении по ст. 6.13 КоАП РФ, а также протокол о временном запрете деятельности передается на рассмотрение судье немедленно после их составления. Поскольку указанные протоколы могут составляться не одновременно, они передаются судье немедленно после составления последнего из них. При этом необходимо помнить, что максимальный срок временного запрета деятельности составляет пять суток с момента фактического прекращения запрещенной деятельности.

Список литературы:

1. Чабанянц М.Б. Криминологические аспекты влияния насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ставропольский гос. университет, 2002.

2. Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах // Российская газета. 1998. № 7.

9 См.: письмо Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. № 7175/общ.

3. Федеральный закон «О внесении дополнения в статью

4 Закона РФ «О средствах массовой информации» в связи с принятием Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2737.

4. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. № 134.

5. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // Российская газета. 2006. № 51.

6. Письмо Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. № 717-5/общ.

7. Гутов И.В., к.ю.н., доцент, Морин А.В., к.ю.н.

Особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на миграционно-правовые отношения. // Пробелы в российском законодательстве №5, 2011. С. 244-248.

Reference list:

1. Chabanyants MB Criminological aspects of the impact of violence and cruelty in the media on aggressive behavior of juveniles: Abstract. thesis. ... Candidate. Juridical. Science / Stavropol State. University, 2002.

2. Federal Law of January 8, 1998 № 3-FZ №On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances» // Rossiyskaya Gazeta. 1998. № 7.

3. The Federal Law «On amendments to Article 4 of the Federal Law «On mass media» in connection with the adoption of the Federal Law On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances» // Collection of the legislation of the RUSSIAN federation. 2000. № 26. Art. 2737.

4. Government Resolution on 30.06.1998 № 681 «On approving the list of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 1998. № 134.

5. Federal Law of 13.03.2006 № 38-FZ «On Advertising» // Rossiyskaya Gazeta. 2006. № 51.

6. Letter from the Supreme Court on April 22, 2003 № 7175/obsch.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья И. В. Гутова и А. В. Морина посвящена административной ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Административная ответственность за пропаганду

наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, осуществляется в соответствие с действующим кодексом Российской Федерации об административных

правонарушениях. Действующее законодательство

достаточно полно регламентирует основные аспекты привлечения к административной ответственности за рассматриваемые правонарушения. Однако, как и в большинстве случаев, вопросы привлечения к ответственности за рассматриваемые противоправные

деяния имеют ряд существенных особенностей,

свойственных их специфике. Эти особенности заключаются, прежде всего, в том, что для установления состава

административного правонарушения необходимо достоверно определить, что пропагандируются или рекламируются именно наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,

подлежащих контролю в Российской Федерации. Кроме того, в отличие от пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры которая

запрещена безусловно и влечет административную

ответственность, реклама указанных веществ является административно наказуемым деянием только в случае ее

незаконности. В действующем же законодательстве отсутствует четкое определения незаконной рекламы. В то время как Федеральный закон «О рекламе» содержит лишь понятие ненадлежащей рекламы, под которой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Целью написания статьи является обоснование предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование российского законодательства в области организации противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также защита здоровья населения, общественной нравственности и порядка. Методологической основой исследования является диалектический метод познания социальных явлений и окружающей действительности. При решении конкретных вопросов избранной темы применены общенаучные и частные методы исследования.

Статья отвечает требованиям научной новизны. Теоретическая и практическая значимость проводимого исследования определяется, тем, что сформулированные выводы и предложения по рассматриваемому вопросу могут быть полезны и использованы для дальнейшего научного исследования проблем привлечения к ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Таким образом, статья Гутова Игоря Васильевича и Морина Александра Владимировича заслуживает положительной оценки, несмотря на то, что некоторые положения и позиции авторов носят дискуссионный характер. Подавляющее большинство положений и рекомендаций, безусловно, заслуживают внимания, а в целом - подтверждают достаточно высокий теоретический уровень исследования. Представляемая статья для опубликования соответствует требованиям, предъявляемым к написанию для публикаций в научных журналах и изданиях.

Начальник кафедры административно-правовых дисциплин УЮИ МВД России к.ю.н., доцент полковник полиции

В. Д. Тяптин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.