ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТПВОаЕЙСТВПЯ ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
COUNTERNARCOTIC ACTIONS AGAINST POTENT SUBSTANCES AND DIETARY SUPPLEMENTS: ISSUES AND
SOLUTIONS
УДК 343.57
А.Б.СВИСТИЛЬНИКОВ,
кандидат юридических наук , доцент (Белгородский юридический институт МВД России)
A.B. SVISTILNIKOV,
the candidate of jurisprudence, the senior lecturer (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
С.М. РУДНЕВ,
начальник ОКЛОН УФСКН России по Белгородской области
S.M. RUDNEV,
Head of the Department for Control over legal drug of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation in the Belgorod region
Аннотация: в статье авторами предпринята попытка анализа проблем, связанных с незаконным употреблением анаболических стероидов и биологически активных добавок. Приводятся примеры из практики, дается уголовно-правовое толкование противоправных деяний, а также приёмы и методы доказывания вины.
Ключевые слова: сильнодействующие вещества, биологически активные добавки, анаболические стероиды.
Abstract: the authors attempted to analyze the problems associated with the illegal use of anabolic steroids and dietary supplements. Examples from the practice are provided, the criminal and legal interpretation of offenses is given, as well as techniques and methods of proof of guilt.
Keywords: potent substances, dietary supplements, anabolic steroids.
В последние годы в России наряду с но обострилась такая социальная пробле-незаконным оборотом наркотических ма, как потребление сильнодействующих средств и психотропных веществ значитель- веществ и допинга. Её масштабы создают
реальную угрозу причинения тяжкого вреда здоровью и жизни значительного числа людей. Потребление фармакологических препаратов активно вошло в практику профессиональных спортсменов и молодежи, а на рубеже веков достигло своего критического уровня. Наибольшее распространение в качестве допинга получили анаболические андрогенные стероиды. Большую озабоченность вызывает тот факт, что спортсмены зачастую начинают употреблять анаболические стероиды по настоянию тренеров.
Анаболические стероиды стали чуть ли не составной частью молодежного спортивного движения. Как показали исследования специалистов ВНИИ физической культуры, в атлетических гимнастических клубах и клубах единоборств в Москве и Московской области подобные препараты принимают 53-61 % занимающихся, а в Тульской и Смоленской областях - 27-31 % [1].
Учитывая, что проблемы, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих веществ, в специальной литературе освещаются не часто, представляется целесообразным подробно изложить их качественные характеристики.
Анаболические андрогенные стероиды
- это искусственные аналоги мужского полового гормона тестостерона, отвечающего в организме, в том числе, и за формирование мужской мускулистой фигуры. Они обладают как анаболическим, так и андрогенным эффектом, хотя преобладание какого-либо из этих свойств зависит от конкретного продукта, а также от особенностей организма человека. Анаболические андрогенные стероиды часто называют анаболическими стероидами или анаболиками, то есть эти термины используются как синонимы.
К наиболее распространенным анаболическим стероидам относятся такие препараты, как: Ретаболил (синонимы: Нандролон Деканоат, Дека-Дураболин, Туринабол-Депо, Нортестостерондеканоат, Фенобо-лин (Нероболил, Туринобол, Дураболин, Нандролон-фенилпропионат), Силаболин, Метандростенолон (Неробол, Дианобол, Метандинон), Метиландростендион (Метан-дриол, Метастерон).
В медицине препараты этой группы применяются в период реабилитации после тяжелых заболеваний и травм, вызывающих общее истощение организма, а также для ускорения заживлений ран и ожогов, и в иных случаях.
Анаболические стероиды применяются
перорально (в виде таблеток или капсул), в виде внутримышечных инъекций, а также в виде мазей (кремов, гелей).
Анаболики облегчают усвоение веществ, необходимых для роста клеток, тем самым стимулируя прирост массы тела и увеличение силы мышц. Именно это свойство стало основой широкого внемедицинского применения анаболических стероидов в спорте.
Основное действие анаболических стероидов сказывается в усилении процесса обмена и выработки веществ, которые идут на построение органических тканей. Из-за этого их еще называют строительными гормонами. Задерживая в организме калий, фосфор и серу, необходимые для синтеза белковых молекул, стероиды стимулируют производство белка в организме.
Использование анаболических стероидов создаёт серьезную угрозу для здоровья человека. Имитируя натуральные гормоны организма, они могут нарушать гормональный статус, быть причиной заболевания печени, повышения давления, возрастания уровня холестерина в крови, что серьезно повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Представляют опасность для здоровья людей и другие последствия приема стероидов
- возникновение психологической зависимости, депрессий, склонности к жестокости, импотенции. Возможны и иные побочные эффекты: агрессивное поведение и частая смена настроения; дисфункция почек и печени; раннее облысение; бесплодие и т.д.
Российским законодательством анаболические стероиды признаны сильнодействующими веществами, и за их сбыт установлена уголовная ответственность по статье 234 УК РФ. Вместе с тем, принятие уголовноправовых мер запретительного характера в отношении сбыта анаболиков не явилось причиной отсутствия спроса на них у граждан нашей страны. Приобретение, хранение и потребление анаболических стероидов осталось вне правового поля уголовного закона и является личным делом граждан.
Оперативная обстановка по противодействию данному виду преступлений в Белгородской области осложнена тем, что область является пограничной с Украиной, на территории которой реализация указанных препаратов почти не контролируется, из-за чего они доступны для покупателей, в том числе проживающих на территории России. В этой связи среди незаконопослушных граждан имеют место факты совершения преступлений, связанных с контрабандным
перемещением через государственную границу России с территории Украины анаболических стероидов в целях их последующего сбыта.
Так, в 2012 г. сотрудниками УФСКН России по Белгородской области (далее - Управления) была выявлена, задокументирована и пресечена деятельность гражданина Б., который занимался контрабандным ввозом анаболических стероидов из Украины. При проведении неотложных следственных действий у гражданина Б. было обнаружено и изъято более одного килограмма сильнодействующих веществ - анаболических стероидов.
Таким образом, сотрудникам Управления удалось задокументировать три преступления, предусмотренных ст. 234 УК РФ. Уголовное дело в отношении гражданина Б. направлено в суд.
Заслуживает внимания и другой пример. В 2012 г. сотрудниками УФСКН России по г. Москве было задержано лицо, которое приобретало анаболические стероиды. При проведении обыска по его месту жительства сотрудники обнаружили посылки с указанными препаратами, доставленные из г. Белгорода с использованием услуг курьерской службы «Даймекс экспресс». В графе «Адрес отправителя» был указан г. Белгород и данные неизвестной гражданки М.
Получив информацию из г. Москвы, сотрудники УФСКН России по Белгородской области по месту отправки указанной посылки в г. Белгороде провели комплекс различных оперативно-розыскных мероприятий, позволивших выявить и задержать отправителя посылок, проживающего в Украине. У задержанного гражданина в подготовленной к отправлению посылке обнаружили и изъяли около четырех килограммов анаболических стероидов. Изложенные примеры позволяют сделать вывод о том, что хорошо организованное взаимодействие между сотрудниками ФСКН, ФСБ, МВД, ФТС позволяет успешно документировать и пресекать преступный оборот сильнодействующих веществ, в том числе осуществляемый контрабандным путем.
Наряду с анаболическими стероидами не менее актуальной является проблема, связанная с незаконной реализацией биологически активных добавок к пище (далее
- БАД), содержащих в своем составе сильнодействующие вещества.
По данным зарубежных источников, 70% населения экономически развитых стран регулярно употребляют БАД. У нас же эта
продукция стала популярной сравнительно недавно.
Уясним содержательную сущность биологически активных добавок. БАД содержит природные (либо идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. БАД не относятся к лекарствам, следовательно, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» их реализация специальному лицензированию не подлежит, и продаются они без рецепта врача [2].
Розничная продажа биологически активных добавок осуществляется через: аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, киоски и т.д.); специализированные магазины по продаже диетических продуктов; продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски) [3].
Оборот БАД на территории Российской Федерации регламентируется законами, подзаконными и иными нормативными актами [4-6]. Так, в соответствии с подпунктом 1.3 постановления Главного государственного санитарного врача организации, осуществляющие ввоз, производство и оборот БАД, обязаны представлять при регистрации препаратов сведения об отсутствии в них наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, в том числе допинговых и ядовитых, веществ [7].
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соответствием БАД и условий их производства и хранения требованиям действующего законодательства осуществляется органами и учреждениями госсанэпидслужбы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) в установленном порядке.
Тем не менее в Роспотребнадзор поступают многочисленные обращения граждан с жалобами на недобросовестную практику распространения БАД. Среди наиболее часто встречающихся нарушений в процессе реализации биологически активных добавок можно выделить следующие: розничная торговля БАД вне установленных п. 7.4.1 СанПиН 2.3.2.1290-03 объектов, в том числе путем дистанционной продажи и продажи через дистрибьюторов; реализация БАД без документов, подтверждающих их государственную регистрацию; отсутствие на этикетке ингредиентного состава БАД;
противопоказаний к применению и т.д.
Следует отметить, что наименьшее количество претензий к качеству реализуемых БАД поступает на оригинальные, произведенные за рубежом добавки. Это объясняется следующим. Так, например, в США все производители и продавцы БАД объединены в Национальную ассоциацию по пищевым продуктам - NNFA. Эта ассоциация является единственной торговой организацией по натуральным продуктам в США, представляющей интересы своих членов в области принудительных процедур контроля качества требований по вопросам здоровья и контактирующей с Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA). Члены Национальной ассоциации по пищевым продуктам также являются участниками промышленной саморегулирующейся программы испытаний, служащей подтверждением качества производимой продукции. Кроме всего прочего, в соответствии с действующим законодательством в США ответственность за качество несет и производитель. Крупные и средние компании страхуют себя от профессионального риска, что вовсе не говорит о том, что данные компании выпускают недоброкачественный товар.
Действующее же законодательство Российской Федерации не предполагает обязательного страхования подобных производств, а спасение больных, пострадавших от некачественных БАД, произведенных в России, является делом самих пострадавших.
Правоохранительные органы зачастую выявляют в составе биологически активных добавок наличие сильнодействующих веществ (далее - СДВ), что влечет уголовную ответственность в соответствии со статьей 234 УК РФ.
Основным производителем и поставщиком БАД, которые содержат в своем составе СДВ (в основном, «сибутрамин»), является Китай. Это такие марки, как «Юэй-шу», «Лида», «Жуй де мэн», «Гоа» и т.д.
Как показала практика, сильнодействующие вещества, в том числе биологически активные добавки, содержащие в своём составе подконтрольные (зачастую это сильнодействующие) вещества, распространяются, как правило, с использованием информационного пространства сети Интернет, путем почтовых отправлений или посредством распространения курьерами.
Сбыт препаратов, содержащих подконтрольные вещества, происходит с использованием организаций, занимающихся
доставкой товаров (например, посредством отправки ценных бандеролей), а также курьерскими службами.
Анализ судебно-следственной практики показал, что деятельность правоохранительных органов по выявлению и расследованию данных преступлений недостаточно эффективна. Имеет место целый комплекс проблем правового, организационного и методического характера. Относительная новизна и латентность рассматриваемых преступлений обусловили отсутствие отработанных механизмов борьбы с ними.
Так, при выявлении в составе реализуемых БАД наличия сильнодействующих веществ, сбытчики отрицают свою вину, ссылаясь на то, что они не располагали об этом информацией. Поэтому основной проблемой при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий по пресечению незаконного сбыта БАД, в составе которых имеются сильнодействующие вещества, является доказывание в действиях сбытчиков умысла, направленного на распространение сильнодействующих веществ путем их незаконного сбыта. Необходимо процессуально доказать, что сбытчики знали о том, что в составе реализуемых ими биологически активных добавок содержатся подконтрольные средства и вещества, и продолжали их сбывать.
Для этого целесообразно проводить оперативно-технические мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» и «снятие информации с технических каналов связи». В этот период документируется вербальная и электронная информация, изобличающая преступников, которая впоследствии используется в качестве доказательств по уголовному делу.
Получив такую информацию, необходимо осуществить «проверочную закупку» БАД, провести исследование на наличие в БАД сильнодействующих веществ и при положительном результате решить вопрос о возбуждении уголовного дела по факту сбыта добавки, содержащей НС, ПВ или СДВ.
Из теории криминалистики и уголовного процесса можно привести иные способы доказывания преступного умысла:
а) после установления факта, что юридическое лицо занимается распространением БАД, содержащих подконтрольные вещества, в его адрес направляется официальный документ (служебное письмо) о том, что оно реализует биологически активные добавки, содержащие СДВ, и таким образом нарушает закон. Руководителя этого хо-
зяйствующего субъекта можно ознакомить с официальным документом (служебным письмом), под роспись, через сотрудника правоохранительного органа. В случае, если после этого уведомления сбыт БАД, содержащих СДВ, будет продолжаться, необходимо в установленном порядке провести «проверочную закупку» и решать вопрос о возбуждении уголовного дела и привлечении вышеуказанного руководителя к уголовной ответственности в соответствии со статьей 234 УК РФ;
б) после выявления лица, которое занимается распространением БАД, содержащих подконтрольные вещества, в установленном порядке проводится оперативно-разыскное мероприятие «проверочная закупка». Если лицо, сбывавшее БАД, утверждает, что не знало о наличии в добавке СДВ, то эти показания обязательно фиксируются документально. При этом лицо письменно уведомляется о том, что оно реализует БАД, содержащие СДВ. В случае если это лицо после предупреждения продолжает сбывать добавки, содержащие СДВ, у него в установленном порядке осуществляется повторная «проверочная закупка», затем проводится исследование на предмет содержания в них СДВ, и при подтверждении наличия в БАД СДВ лицо привлекается к уголовной ответственности;
в) имеются также проблемы, требующие незамедлительного решения по вопросам реализации СДВ через аптеки. Это стало возможным ввиду того, что в настоящее время среди правоприменителей отсутствует единое толкование квалифицирующих признаков ст. 234 УК России. В одних регионах работники следствия, прокуратуры считают, что продажа работником аптеки препарата, содержащего СДВ, без рецепта, с учетом складывающейся судебной практики, необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 234 УК России. Другие считают, что действия сотрудника аптеки, продавшего без рецепта препарат, содержащий СДВ, следует квалифицировать по ч. 4 ст. 234 УК России, т.е. как «нарушение правил отпуска». При этом преступление будет иметь место только в тех случаях, когда нарушение правил отпуска (продажа) препаратов, содержащих СДВ, повлечет по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда. А если эти признаки (хищение либо существенное причинение вреда) будут отсутствовать, то в действиях лица, продавшего препарат без рецепта, не
будет содержаться состава преступления.
Мы категорически не разделяем подобного толкования уголовного закона и считаем позицию этих правоприменителей ошибочной, при которой может наступить существенный вред здоровью людей, т.к. принятая норма права не будет применяться правоохранительными органами и нести превентивную функцию. При таком понимании закона оперативные подразделения не смогут противодействовать реализации препаратов, содержащих СДВ, без рецептов.
Получается, что после проведения оперативными подразделениями ОРМ «проверочная закупка» и приобретения препарата, содержащего СДВ, без рецепта, лицо, приобретавшее препарат, добровольно передает его сотрудникам правоохранительных органов, о чем составляется соответствующий документ. Ввиду того, что проданное сильнодействующее вещество изъято при проведении ОРМ и находится у сотрудников правоохранительных органов, то последствия, изложенные в диспозиции ч. 4 ст. 234 УК России (хищение либо причинение иного существенного вреда), априори наступить не могут. Значит, оснований для возбуждения уголовного дела и привлечения виновных к уголовной ответственности не усматривается.
Изложенная позиция в части квалификации рассмотренных деяний представляется неверной. Свои возражения аргументируем следующим образом: торговля лекарственными средствами регулируется Федеральным законом № 61 «Об обращении лекарственных средств» [8], который определяет, что любые лекарственные средства могут отпускаться только путем их продажи.
Поэтому отпуск лекарств из аптеки является частным случаем сбыта, который может быть выполнен в соответствии с указанным Федеральным законом только путем сделки купли-продажи.
В аптеках отпуск лекарств осуществляется фармацевтами. Согласно квалификационным требованиям на эти должности могут быть назначены лица, имеющие медицинское (т.е. специальное) образование, которым известен порядок отпуска лекарственных средств. Фармацевты регулярно (не реже одного раза в пять лет) в соответствии со своей специализацией проходят курсы повышения квалификации.
В своей работе они руководствуются Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61 «Об обращении лекарственных
средств», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 578 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача»
[9], Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств»
[10] и другими нормативными правовыми актами, в которых прописан порядок отпуска лекарственных средств; лекарственные средства, отпуск которых без рецепта врача запрещен, и иные аспекты.
Будучи специалистами, они знают о том, что наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества должны отпускаться только по рецепту, выписанному на специальном рецептурном бланке (форма № 107/у-НП или форма № 148-1/у-88).
В этой связи действия фармацевта, реализующего лекарственные препараты, оборот которых ограничен, без специального рецепта характеризуются умышленной виной, т.е.
его умысел направлен на распространение (применительно к научной статье) сильнодействующих веществ путем их незаконного сбыта, т.е. в действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренные ч. 1 (в зависимости от квалифицирующих признаков ч. 2 или ч. 3) ст. 234 УК РФ.
С нашими доводами по квалификации рассматриваемых деяний согласились работники прокуратуры и следователи. Сотрудниками Управления в 2012 г. был выявлен, расследован и направлен в суд ряд уголовных дел по факту сбыта сильнодействующих веществ работниками аптек г. Белгорода.
Завершая дискуссию, хотелось бы подчеркнуть, что документирование противоправной деятельности, изложенной в диспозиции ст. 234 УК РФ, может быть эффективным лишь при условии налаженного взаимодействия между правоохранительными органами, субъектами ОРД, участвующими в разработке, и их научном обеспечении со стороны исследовательских и образовательных учреждений.
Литература:
1. Бородуля Е.В. К вопросу о правовых основах проведения экспертиз, связанных с незаконным оборотом сильнодействующих веществ. - М.: ВНИИ МВД России. 2010.
2.Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. № 50 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03» // СПС «Консультант-Плюс».
4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 марта 2007 г. № 8 «Об усилении надзора за производством и оборотом БАД» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61 «Об обращении лекарственных средств» // СПС «Консуль-тантПлюс».
9. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 578 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» // СПС «Консуль-тантПлюс».
10. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств» // СПС «КонсультантПлюс».