Научная статья на тему 'Противодействие легализации преступных доходов и коррупции: финансово-экономические аспекты'

Противодействие легализации преступных доходов и коррупции: финансово-экономические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1121
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / КРИМИНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / INTEGRATED APPROACH / SHADOW ECONOMY / CRIMINAL ECONOMY / MONEY LAUNDERING / CORRUPTION / COMBATTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селиванов Александр Иванович

В Российской Федерации проводится последовательная политика по борьбе с легализацией преступных доходов и коррупции. Цель статьи показать, что эффективное противодействие этим негативным явлениям может быть обеспечено лишь при условии дополнительных мероприятий, осуществляемых в сферах совершенствования нормативно-правовой, контрольно-надзорной, правоохранительной, правоприменительной деятельности, направленной активностью органов государственного управления в финансово-экономической сфере, через формирование специального комплекса мероприятий в этой сфере. В статье используются комплексный подход, методы системного анализа, анализ результатов научных исследований в виде широкого спектра отечественных и зарубежных работ, метод синтеза управленческих решений. В результате исследования сформирован уточненный комплекс причин и условий феноменов легализации и коррупции, предложен комплекс финансово-экономических мер противодействия данным явлениям. В дальнейшем необходимо отрабатывать конкретные управленческие и организационные мероприятия на основе предложенного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHTING MONEY LAUNDERING AND CORRUPTION: FINANCIAL AND ECONOMIC ASPECTS

The Russian Federation has a consistent policy to combat money laundering and corruption. The fight against these negative phenomena requires further improvement of the regulatory, supervisory and monitoring and law enforcement efforts as well as focused activities of the government bodies in the financial and economic sphere through the formulation and joint implementation of special measures in this area.The article uses an integrated approach, system analysis, analysis of research results of a wide range of domestic and foreign works, synthesis of managerial decisions.The paper outlines causes and conditions underlying money laundering and corruption and proposes targeted economic and financial measures to prevent and combat these phenomena. The author points out that specific management and organizational measures based on the proposed approach should be worked out and applied.

Текст научной работы на тему «Противодействие легализации преступных доходов и коррупции: финансово-экономические аспекты»

УДК 343.37 (045)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И КОРРУПЦИИ: ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ*

СЕЛИВАНОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

доктор философских наук, профессор,

директор центра правового и методического обеспечения стратегического планирования института проблем экономической безопасности и стратегического планирования, Финансовый университет, Москва, россия E-mail: seliv21@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В Российской Федерации проводится последовательная политика по борьбе с легализацией преступных доходов и коррупции. Цель статьи -показать, что эффективное противодействие этим негативным явлениям может быть обеспечено лишь при условии дополнительных мероприятий, осуществляемых в сферах совершенствования нормативно-правовой, контрольно-надзорной, правоохранительной, правоприменительной деятельности, направленной активностью органов государственного управления в финансово-экономической сфере, через формирование специального комплекса мероприятий в этой сфере. В статье используются комплексный подход, методы системного анализа, анализ результатов научных исследований в виде широкого спектра отечественных и зарубежных работ, метод синтеза управленческих решений. В результате исследования сформирован уточненный комплекс причин и условий феноменов легализации и коррупции, предложен комплекс финансово-экономических мер противодействия данным явлениям. В дальнейшем необходимо отрабатывать конкретные управленческие и организационные мероприятия на основе предложенного подхода. Ключевые слова: комплексный подход; теневая экономика; криминальная экономика; легализация преступных доходов; коррупция; противодействие.

FIGHTING MONEY LAUNDERING AND CORRUPTION: FINANCIAL AND ECONOMIC ASPECTS**

ALEXANDER I.SELIVANOV

scD (Philosophy), Professor, Director of the center for Legal and methodological support of the strategic planning of the Institute of Problems of Economic security and strategic Planning, the Financial university, Moscow, Russia Email: seliv21@mail.ru

ABSTRACT

The Russian Federation has a consistent policy to combat money Laundering and corruption. The fight against these negative phenomena requires further improvement of the regulatory, supervisory and monitoring and Law enforcement efforts as well as focused activities of the government bodies in the financial and economic sphere through the formulation and joint implementation of special measures in this area.

The article uses an integrated approach, system analysis, analysis of research results of a wide range of domestic and foreign works, synthesis of managerial decisions.

The paper outlines causes and conditions underlying money laundering and corruption and proposes targeted economic and financial measures to prevent and combat these phenomena. The author points out that specific management and organizational measures based on the proposed approach should be worked out and applied. Keywords: integrated approach; shadow economy; criminal economy; money laundering; corruption; combatting.

' Статья подготовлена в рамках выполнения НИР «Разработка и обоснование научно-методических подходов и образовательных технологий в сфере противодействия отмыванию доходов и проявлению коррупции», выполняемой по заданию Правительства Российской Федерации в рамках бюджетного финансирования на 2014 г.

" The article is a part of the project "Development and substantiation of scientific and methodological approaches and education technologies for anti-money laundering and corruption". The task was assigned and funded by the Government of the Russian Federation in 2014.

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В Российской Федерации на протяжении ряда лет проводится последовательная и поэтапная государственная политика, направленная на противодействие негативным практикам в экономике и управлении, в первую очередь легализации доходов, полученных преступным путем, и коррупции. Для этого есть политическая воля, определенная нормативная правовая база, опыт контрольно-надзорной и правоприменительной деятельности, опыт организации профилактических мероприятий, в том числе в деловой и банковской сферах.

Россией пройден определенный этап по формированию системы противодействия отмыванию преступных доходов и коррупции. Так, наша страна является авторитетным участником основных международных организаций, нацеленных на противодействие отмыванию доходов и борьбу с коррупцией, являющихся основой мировой антикоррупционной системы: ФАТФ (The Financial Action Task Force — FATF), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МА-НИВЭЛ), Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), группы «Эгмонт», ГРЕКО (англ. Group of States Against Corruption, GRECO) — международной организации, созданной Советом Европы в 1999 г. Постоянно активизируется деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу, расширяются спектр ее деятельности и набор инструментов, совершенствуется деятельность всех компонентов контрольно-надзорной, правоохранительной и судебной систем России, субъектов хозяйственной и банковской деятельности. В частности, распространяются знания о принципах деятельности, признаках коррупционных систем и систем отмывания преступных доходов, сигнализации уполномоченным инстанциям и т.д., для чего с 2013 г. формируется сетевая образовательная система (сетевой университет), в которую, наряду с другими вузами страны, включен Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

За 2012-2014 гг. достигнуты значимые результаты и в противодействии коррупции как в плане законотворчества (включая

имплементацию норм международного права), так и на практике, усиленные следующими мероприятиями: создание Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции (декабрь 2013 г.); утверждение Президентом России Национального плана по противодействию коррупции на 2014-2015 гг. (апрель 2014 г.), в котором наряду с поручениями органам государственной власти содержится пакет поручений по научному обеспечению противодействия коррупции; утверждение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП) в качестве координатора научно-методических разработок по противодействию коррупции; формирование Междисциплинарного совета по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции; проведение трех международных форумов; подписание ИЗиСП Меморандума с Международной антикоррупционной академией в сфере образования (май 2014 г.). Причем совершенно обоснованно возникает задача корреляции решения проблем противодействия легализации преступных доходов и коррупции, усиления действий по устранению причин и условий этих негативных явлений, в том числе в сфере законодательства [1, с. 46, 53-54].

Государственная политика в целом ориентирована на создание в России эффективных систем противодействия отмыванию преступных доходов и коррупции как основных целей мирового сообщества, закрепленных в нормах международного права, международных соглашениях, подписанных Российской Федерацией, и международных организациях, членом которых является Российская Федерация, а также в целях обеспечения национальных интересов и национальной безопасности.

Проходящие в России мероприятия приносят существенные позитивные результаты как в реальной практике, так и в различных международных рейтингах, где позиции России постепенно повышаются. Это показал, например, Третий Евразийский антикоррупционный форум «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции», который прошел 24-25 апреля 2014 г. в Счетной палате

РФ1. На этом форуме еще раз была продемонстрирована политическая воля руководства страны в борьбе с коррупцией, решительность и последовательность действий, показаны серьезные позитивные сдвиги в этой сфере за последние два года, а также указывалось на необходимость мобилизации государственной системы управления, деловых кругов и научного сообщества России на реализации «Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы»2. Особо отмечено значение документа в ряду других документов данного формата в связи с тем, что в него впервые напрямую включен перечень направлений научных исследований в этой сфере как одно из приоритетных направлений политики противодействия коррупции.

Однако есть все основания обратить внимание научной и политической общественности на то, что основные усилия и весь пакет реализуемых мероприятий в России в данной сфере пока направлены на повышение эффективности комплекса правовых норм, контрольно-надзорных и правоохранительных мер. Это сужает систему противодействия, в частности выводя за ее пределы финансово-экономические механизмы. Например, на столь представительном форуме по противодействию коррупции, о котором речь шла выше, лишь в двух-трех выступлениях была обозначена (именно обозначена, и не более) необходимость экономического блока в осуществлении противодействия коррупции и легализации преступных доходов.

Нисколько не умаляя значимости юридических, правоохранительных и контрольно-надзорных аспектов проблемы, механизмов и инструментов противодействия, обратим внимание на невозможность эффективного решения обсуждаемых проблем без комплексного

1 Форум был организован ИЗиСП совместно с Государственной Думой Федерального Собрания и Счетной палатой. В работе форума приняли участие руководители Государственной Думы, Управления Президента по вопросам противодействия коррупции, Счетной палаты, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Министерства юстиции, различных ведомств России; председатели Счетных палат, Счетных комитетов и Контрольных палат стран СНГ (Республик Казахстан, Армения, Беларусь, Молдова, Кыргызстан); руководители и представители научных и образовательных учреждений, общественных и международных организаций, представители деловых кругов.

2 Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы». URL: http://graph. document.kremlin.ru/page.aspx?3624982 (дата обращения: 25.02.2014).

подхода, в котором одна из ведущих ролей должна отводиться финансово-экономическим инструментам. Принципиально важно понимание того, что легализация преступных доходов и коррупция — это в первую очередь финансово-экономические феномены. Поэтому правовые, правоохранительные и контрольно-надзорные подходы и методы должны органично дополняться финансово-экономическими инструментами и механизмами противодействия, воздействием на финансово-экономические условия и причины, способствующие возникновению и развитию негативных явлений в экономике, основанные как на общем финансово-экономическом регулировании (и оздоровлении), так и на создании специальных барьеров силами и средствами финансово-экономических институтов (государственных и негосударственных), инфраструктур, ресурсов.

2. НАУЧНЫЙ КОНТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И КОРРУПЦИИ

Доминирующая в мире парадигма противодействия отмыванию преступных доходов и коррупции основана на месте этой подсистемы в эффективно управляемых и прозрачных экономиках развитых стран, в условиях сложившихся экономических моделей и их эффективного симбиоза с административными, правовыми и культурными системами (США и европейские страны, некоторые страны Азии: Япония, Гонконг). Существующая в России финансово-экономическая система и проводимая в стране политика пока далеки от такого состояния и потому системы противодействия негативным явлениям в экономике, построенные лишь по аналогии с другими странами и под международные стандарты, оказываются не столь эффективными, в том числе в решении проблем противодействия легализации преступных доходов и коррупции. Для достижения аналогичного эффекта необходима разработка целого комплекса мер, который должен базироваться на более широких исследованиях условий, причин возникновения и закономерностей функционирования систем легализации преступных доходов и коррупции в России, нежели правоохранительная и контрольно-надзорная сферы, а также включать финансово-экономические

аспекты. Поэтому необходим переход от концепции копирования и заимствования к концепции собственных разработок с использованием адаптированного зарубежного опыта. Лишь такой подход способен обеспечить эффективное решение проблемы — это доказывает весь мировой и отечественный опыт. Всякое иное решение — иллюзия и самообман. Это единственный обоснованный вывод из огромного числа отечественных и зарубежных научных исследований.

Отечественная наука (в том числе финансово-экономическая) на протяжении пореформенного периода проделала огромную, хотя и не вполне комплексную работу как по освоению мирового опыта, так и по осмыслению ситуации в России и выработке собственных моделей и рекомендаций. Исследования были развернуты и по широкому спектру взаимосвязанных смежных проблем.

Так, уже в начальный период изучения негативных явлений в постсоветской экономике стало понятно, что для исследования теневой (ненаблюдаемой в целом) и криминальной экономики как базы преступных доходов и коррупции необходим системный подход, элементно-структурный и структурно-функциональный анализ системы и механизмов ее функционирования, статистические и конъюнктурные обследования, социологические подходы, выявление отраслевой специфики теневых экономических отношений. В этих и других сферах научных изысканий проведено большое число исследований, опубликовано множество статей, монографий, защищено большое количество диссертационных работ, и научные дискуссии продолжаются [2]. Одновременно развивалось и становилось все более комплексным научное понимание методов противодействия легализации преступных доходов и возможности практических действий.

Экономические аспекты коррупции и проблемы противодействия ей также активно исследовались и разрабатывались, развиваясь и расширяясь по спектру охватываемых проблем [3-5], изучался опыт создания антикоррупционных систем в других странах. В научных дискуссиях принимало участие и научное сообщество Финансового университета [6-10]. В принципе, специалистам правоохранительных органов известно, что поймать коррупционера проще, чем «форточника». Но намного сложнее

победить коррупцию как феномен, устранить причины и условия продажности и при этом не обрушить систему управления в стране, последовательно заменяя коррупционные вертикали на здоровые, эффективные, современные управленческие структуры и механизмы.

С начала 1990-х гг. в научном мире начинают исследовать собственно феномен отмывания денег как одно из закономерных проявлений функционирования криминальной и теневой экономики. Начали разрабатываться собственные и адаптироваться международные рекомендации, инструкции и стандарты — сначала для сферы банковской деятельности, затем более широко.

Параллельно развивались исследования в смежных сферах, имеющих важнейшее значение для понимания природы исследуемых явлений, которые имеют собственную современную историю изучения российской реальности и зарубежного опыта: в сфере экономической безопасности, экономических и иных рисков, в сфере налогообложения, конкуренции и изменения методов конкурентной борьбы (в том числе путем формирования транснациональных альянсов), асимметрии информации, экономического лоббизма и Government Relations (GR — дословно: взаимодействие с органами государственной власти), вывоза капитала, природы и эволюции офшорного бизнеса (когда изменения налогового законодательства одной страны мира ведут к перетеканию финансовых средств, изменению инвестиционных предпочтений и т.д. во всем мировом хозяйстве), общих проблем организованной преступности, отношений собственности. Проводились и сопоставительные исследования экономических систем, аналитические исследования экономики, анализировались этические и поведенческие аспекты противодействия коррупции.

Важно отметить, что многие фундаментальные и прикладные идеи, выработанные на предыдущих этапах исследований, остались пока невостребованными и не реализованными в практике государственного и корпоративного управления. В итоге отечественным и зарубежным научным сообществом в ходе исследований на протяжении 40-50 лет формирования и активизации феноменов отмывания денежных средств, полученных преступным путем,

и коррупции достоверно установлено, что эти явления имеют комплексный социально-экономический, политико-правовой, культурно-исторический (в широком смысле) и морально-этический характер. Научному сообществу вполне понятна неустранимость из этого комплекса финансово-экономических причин и соответственно мер противодействия, которые являются важнейшим компонентом систем противодействия, в том числе посредством формирования финансово-экономических моделей, которые бы купировали условия и причины формирования этих явлений.

3. БЛОК ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ И ПОДХОДОВ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И КОРРУПЦИИ

Совокупность условий и причин существования систем отмывания преступных доходов и коррупции определяется в первую очередь функционированием криминальных и теневых сегментов в национальной и мировой экономике. Причем на основе анализа глубинных взаимосвязей социально-экономической динамики можно утверждать, что теневая и криминальная экономики различны по сферам, содержанию, характеру, форме реализации, характеру взаимодействия с легальной экономикой и воздействию на нее в различных национальных экономических системах, при разных социально-экономических и технологических укладах3, в различных типах экономики, сферах и сегментах экономики, в условиях разных финансовых и платежных, налоговых систем, в разных культурах и странах. Соответственно различны механизмы, инструменты отмывания денег, полученных преступным путем и коррупцией, различны объемы от-мывочных и коррупционных потоков и т.д.

Кроме того, мировой опыт демонстрирует постоянную эволюцию и усовершенствование методов противоправной деятельности в экономике, наносящей ущерб национальным интересам. Например, возникновение и развитие

3 Академик РАН Е.Н. Каблов приводит следующие данные: в США доля 5-го технологического уклада составляет 60%, 4-го — 20% и около 5% уже приходится на 6-й технологический уклад. В России 6-й технологический уклад пока не формируется, доля технологий 5-го уклада составляет примерно 10% (в военно-промышленном комплексе и авиакосмической отрасли), 4-го — свыше 50%, третьего — около 30%. URL: http:// www.courier-edu.ru/cour1003/1200.htm (дата обращения: 5.05.2014).

информационных систем привело к формированию виртуальных валют, криптовалют, мобильных переводов денежных средств, систем интернет-платежей, а также к развитию традиционных систем взаимных платежей по примеру хавалы (араб, вексель — традиционная, частично легальная международная система перевода денег между частными лицами, организованная выходцами из Азии, преимущественно афганцами, пуштунами, белуджами и таджиками), которые позволяют сегодня осуществлять оперативные и фактически анонимные переводы денежных средств из одной точки мира в другую. Теперь это не только удобные инструменты, позволяющие упрощать финансовые операции и облегчать расчеты между контрагентами, но и инструменты, используемые в технологиях отмывания денег, финансирования терроризма, коррупционных деяний и других преступных целей.

Все это требует финансово-экономических инструментов и механизмов в составе комплексов по противодействию легализации преступных доходов и коррупции. Однако как в институционально-организационном, экономическом, политическом, нормативно-правовом аспектах практики управления, так и в используемом в практической управленческой деятельности научно-исследовательском и информационно-идеологическом обеспечении в России этого нет. В предмет регулирования и управления со стороны государства соответственно включаются лишь контрольно-надзорная, фискальная, правоохранительная, правоприменительная деятельность. В этих же сферах осуществляется заказ научной продукции. Такое сужение предметной области — большая методологическая ошибка, изначально приводящая к ограничению потенциала всей совокупности мероприятий.

По сути, в отечественной и мировой науке хорошо известен комплексный характер прикладных исследований. Так, в руководящих указаниях межправительственной организации «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)» использована аналитическая модель, известная под названием РЕБТЕЬ4. На основе данной модели предлагаются

4 РЕБТЕЬ — аббревиатура из первых букв слов: политический, экономический, социальный, технологический, экологический, правовой анализ.

комплексы факторов оценки рисков, касающихся уязвимости в сфере отмывания доходов и финансирования терроризма5.

По результатам множества научных исследований финансово-экономические причины и условия функционирования систем легализации преступных доходов и коррупции можно представить следующим образом:

• непрозрачная экономика;

• конфликт интересов и незаконный экономический лоббизм;

• высокие процентные ставки кредитов;

• высокие ставки налогов;

• асимметрия информации;

• наличные деньги;

• внешнее управление национальными экономиками со стороны МВФ и ВБ;

• большие сегменты нездоровой экономики и финансовых систем;

• оргпреступность и криминальная экономика, их доля (масса) в ВВП и «сила давления»;

• теневая экономика (в том числе «конвертные» зарплаты, для выплаты которых также нужны отмывочные механизмы);

• наличие офшоров;

• финансовый инжиниринг и финансово-экономические технологии, используемые в криминальных целях;

• высокая скорость развития новых финансовых технологий;

• взаимосвязь внешнего и внутреннего потенциалов коррупции и легализации преступных доходов;

• формирование частных денег и мобильных расчетов.

Этот перечень может быть несколько расширен и, естественно, имеет специфику в каждой стране, исходя из органичности всякого социального образования, из специфики сочетания общего и единичного в каждой стране, в каждый исторический период.

Такой сложный и многомерный комплекс причин и условий для их купирования требует соответствующего по сложности управленческого подхода в организации системы

5 Оценка рисков отмывания денег и финансирования терроризма на национальном уровне. Руководящие указания ФАТФ. Февраль, 2013. Приложение II: факторы оценки рисков, касающиеся уязвимости. URL: http://www.eurasiangroup.org/FATF_risk_accessment.pdf (дата обращения: 12.08.2014).

противодействия, предполагая выход за пределы компетенции правоприменительной (чаще даже правоохранительной) и контрольно-надзорной практики в сферу управления финансами и экономическими механизмами.

Целью коалиции противодействия в этой сфере должно стать создание таких финансово-экономических условий, которые делали бы невыгодными и неэффективными криминальное и теневое развитие национальной экономики. Условия для бизнеса отмывания преступных доходов и коррупции должны перестать быть прибыльными. Необходимо сломать «машину» получения теневой и криминальной сверхприбыли, в том числе в бизнесе по легализации преступных доходов и коррупции.

В этой связи, как показывает анализ мировой и отечественной практики и научной информации, системный комплекс противодействия отмыванию преступных доходов и коррупции должен включать, как минимум, следующие компоненты.

1. Разработка и осуществление эффективной, комплексной государственной экономической и финансовой политики в интересах противодействия легализации преступных доходов и коррупции, включая государственную систему регулирования финансово-экономической деятельности, денежно-кредитной политики и банковской деятельности в интересах противодействия легализации преступных доходов и коррупции.

2. Использование методов финансового инжиниринга в целях противодействия легализации преступных доходов и коррупции.

3. Управление угрозами и рисками криминализации и теневизации экономики в различных сферах.

4. Устранение или резкое ограничение наличного денежного оборота.

5. Оптимизация налогового регулирования.

6. Деофшоризация экономики.

7. Создание системы цивилизованного экономического лоббизма.

8. Антикоррупционная и антиотмывочная экспертиза экономических проектов и управленческих решений на предмет таких рисков и угроз.

9. Внедрение и пропаганда антикоррупционного и антитеневого поведения, норм поведения для госслужащих и бизнесменов.

10. Развитие роли антикоррупционных и ан-тиотмывочных стандартов и норм в микроколлективах, на предприятиях и в органах власти.

11. Распространение в обществе антикриминальной и антикоррупционной морали, активизация деятельности СМИ, направленной на воспитание высокой морали и достоинства, гордости за страну, вовлечение активной части населения в систему противодействия, в том числе через формирование системы общественного контроля.

12. Повышение эффективности деятельности контрольно-надзорных, правоохранительных и других правоприменительных органов и судов в сфере экономики, в том числе в части соблюдения адаптированных рекомендаций международных организаций.

13. Формирование стратегии национального развития, широкое внедрение методов стратегического управления в национально-государственных интересах как альтернативы криминально-коррупционному управлению.

14. Широкое вовлечение научно-экспертного сообщества и научных разработок в сферу управления экономикой, создание эффективных прикладных мозговых центров, отечественных консалтинговых структур, ситуационных центров и центров стратегического управления.

15. Совершенствование нормативной правовой базы для повышения эффективности обеспечения национальных интересов и экономической безопасности государства.

16. Формирование эффективной системы образования — подготовки и переподготовки специалистов по данному профилю (аспекту) их профессиональной деятельности, в том числе посредством создания сетевого университета.

17. Направленное развитие научных исследований в сфере финансово-экономических обстоятельств функционирования и развития теневой и криминальной экономики, легализации преступных доходов и коррупции на основе государственного заказа.

Для координации этой деятельности целесообразно в сфере государственного управления в рамках финансово-экономического блока, в первую очередь в Министерстве финансов и Министерстве экономического развития, расширить функции подразделений по государственному регулированию финансов и экономики.

В рамках данного блока должны быть включены, как минимум, следующие мероприятия:

• разработка и внедрение мероприятий по оптимизации экономических отношений в интересах противодействия отмыванию преступных доходов и коррупции, разработке проектов, которые несут в себе снижение «тени» и криминала, минимизации условий и причин функционирования систем отмывания денег и коррупции;

• обеспечение взаимодействия по этому направлению с организациями предпринимателей: Торгово-промышленной палатой (ТПП), Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» и др.;

• разработка и осуществление антикоррупционных финансово-экономических проектов, направленных на разрушение системы условий и причин возникновения коррупции и отмывания преступных доходов;

• проведение экспертиз федеральных и региональных проектов, программ на предмет угроз теневизации и криминализации, по разработке комплексной государственной программы декриминализации экономики, осуществлению системного заказа на научные исследования в интересах данного подразделения с целью выявления потенциально коррупциогенных и криминальных зон, определению рисков и угроз применительно к конкретным государственным и иным хозяйственным проектам, исследованию криминальной и теневой экономики, постоянному совершенствованию пакета мер противодействия.

Главная задача, стоящая перед финансово-экономическим блоком антиотмывочной и антикоррупционной систем государства, — формирование эффективного адаптированного комплекса финансово-экономических и административных мер противодействия криминальной и теневой экономике как основному источнику поступления коррупционных средств, запуск экономических механизмов борьбы с коррупцией с целью повышения эффективности государственной политики в этой сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения / под ред. Т.Я. Хабриевой.

М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2014. 64 с.

2. Развитие финансов в России в условиях глобализации: монография. М.: МИЭМП, 2013. 237 с.

3. Батжав Л. Столкновение интересов госслужащих // Вестник ВСГТУ 2011. № 2 (33). С. 167-171.

4. Селиванов А. И. Геополитические и геоэкономические причины коррупции в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 5. С. 35-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шедий М. В. Коррупционные отношения в современном обществе: социологический анализ: монография. Орел: ОФ РАНХиГС, 2013. 152 с.

6. Авдийский В.И. Экономический анализ права // Вестник Финансового университета. 2012. № 2 (68). С. 101-107.

7. Пименков Н. А. Проблемы коррупции в России // Вестник Финансового университета. 2011. № 4 (64). С. 21-26.

8. Хрипков М.П. Теневая экономика и коррупция // Вестник Финансового университета. 2013. № 2 (74). С. 98-103.

9. Гладких В. И., Краюшкин А. А. Уголовно-правовые и криминологические меры предупреждения легализации преступных доходов: монография. М.: Международный юридический институт, 2011. 201 с.

10. Гладких В.И. Противодействие коррупции на государственной службе: учеб.-метод. пособие. М.: Юрлитинформ, 2014. 212 с.

REFERENCES

1. Problemy sovershenstvovaniia zakonoda-tel'stva Rossiiskoi Federatsii o protivodeistvii korruptsii i praktiki ego primeneniia: Pod red. T. Ia.Khabrievoi [Problems of improving the legislation of the Russian Federation on combating corruption and practice: ed. T. Ya. Habrieva.]. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniia pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii — Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2014, 64 p. (In Russ.)

2. Razvitie finansov v Rossii v usloviiakh globalizatsii: monografiia [Development

finance in Russia in the context of globalization: a monograph], M.: MIEMP, 2013, 237 p. (In Russ.)

3. Batzhav L. Stolknovenie interesov gosslu-zhashchikh [Conflict of interest of state employees]. Vestnik VSGTU — Bulletin of ESSTU, 2011, no. 2 (33), pp. 167-171. (In Russ.)

4. Selivanov A.I. Geopoliticheskie i geoekonom-icheskie prichiny korruptsii v Rossii. Gosu-darstvennaia vlast" i mestnoe samoupravlenie [Geopolitical and geo-economic causes of corruption in Russia. State Government and local government]. M., 2010, no. 5, pp. 35-43. (In Russ.)

5. Shedii M. V. Korruptsionnye otnosheniia v sovremennom obshchestve: sotsiologich-eskii analiz. Monografiia [Corrupt relations in modern society: a sociological analysis: a monograph.]. Oryol: OF RANKhiGS — PF RANHiGS, 2013, 152 p. (In Russ.)

6. Avdiiskii V.I. Ekonomicheskii analiz prava [Economic Analysis of Law]. Vestnik Fi-nansovogo universiteta — Bulletin of Financial University, 2012, no. 2 (68), pp. 101-107. (In Russ.)

7. Pimenkov N.A. Problemy korruptsii v Rossii [Problems of corruption in Russia]. Vestnik Finansovogo universiteta — Bulletin of Financial University, 2011, no. 4 (64), pp. 21-26. (In Russ.)

8. Khripkov M.P. Tenevaia ekonomika i kor-ruptsiia [Shadow economy and corruption]. Vestnik Finansovogo universiteta — Bulletin of Financial University, 2013, no. 2 (74), pp. 98-103. (In Russ.)

9. Gladkikh V.I., Kraiushkin A.A. Ugolovno-pra-vovye i kriminologicheskie mery preduprezh-deniia legalizatsii prestupnykh dokhodov: monografiia [Criminal law and criminologi-cal measures to prevent money laundering: a monograph]. M.: Mezhdunarodnyi iuridich-eskii institute — International Law Institute, 2011, 201 p. (In Russ.)

10. Gladkikh V.I. Protivodeistvie korruptsii na gosudarstvennoi sluzhbe. Uchebno-meto-dicheskoe posobie [Anti-corruption in the public service: Textbook]. M.: Iurlitinform — Legal literature and information, 2014, 212 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.