Научная статья на тему 'Теневая экономика как первопричина процесса легализации доходов, полученных преступным путем'

Теневая экономика как первопричина процесса легализации доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1918
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЩЕРБ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фильчакова Н.Ю.

В статье рассмотрена проблема теневой экономики как основы, создающей условия для процессов отмывания доходов, полученных преступным путем. Обоснована необходимость повышения качества государственных мер, направленных на пресечение основных условий, способствующих разрастанию данного явления. Обозначена роль коррупционных проявлений в контексте противодействия легализации преступных доходов. Сделан акцент на основные механизмы по снижению негативных проявлений теневой экономики, пресечению легализации преступных доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика как первопричина процесса легализации доходов, полученных преступным путем»

УДК 336.717

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ПЕРВОПРИчИНА

процесса легализации доходов, полученных преступным путем

н.ю. ФИЛЬЧАКОВА, аспирантка кафедры финансов E-mail: Natalia2828@yandex.ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

В статье рассмотрена проблема теневой экономики как основы, создающей условия для процессов отмывания доходов, полученных преступным путем. Обоснована необходимость повышения качества государственных мер, направленных на пресечение основных условий, способствующих разрастанию данного явления. Обозначена роль коррупционных проявлений в контексте противодействия легализации преступных доходов. Сделан акцент на основные механизмы по снижению негативных проявлений теневой экономики, пресечению легализации преступных доходов.

Ключевые слова: коррупция, отмывание доходов, теневая экономика, государственный ущерб

В современном мире значительно возросло влияние международного движения финансовых средств на состояние экономик, социальную и политическую ситуацию различных стран мира. Такая тенденция базируется на общемировом процессе глобализации, прежде всего — ее финансовой стороне, а также на развитии новых технологий в указанной сфере.

Проблема легализации преступных доходов тесно связана с теневой экономикой. Так как эта экономика представляет собой формирование нелегальных доходов, то можно говорить о ней как о базисе для описываемого процесса. Теневая экономика является основным фактором дестабилизации экономической и социальной жизни любого государства [1, 2, 3]. Это процесс расширения сферы действия экономических отношений, складыва-

ющихся в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни.

Суть всей теневой экономики сводится к единой цели — получению дохода вне правового поля, т.е. возникает первопричина, ключевой элемент процесса отмывания доходов. Масштабы и динамика теневой экономики предопределяют и возможности отмывания нелегально полученных денежных средств.

В настоящее время организованные преступные группировки активно используют современные высокие технологии в области связи и телекоммуникаций, в том числе быстро развивающиеся системы внебанковских денежных переводов через сеть Интернет, позволяющие перемещать значительные денежные средства (среди них — и неустановленного происхождения) [5].

По данным Росфинмониторинга, за 2011 г. проведено более 1 500 финансовых расследований в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем. Однако уже в 2012 г. количество финансовых расследований возросло до 30 000, что связано с новыми подходами в систематизации информационных ресурсов, совершенствованием инструментов, направленных на борьбу с данным явлением, а также повышением механизмов межведомственного взаимодействия, в том числе с дальнейшим оформлением нормативно-правовой базы [11, 12].

Факторы, способствующие развитию нелегальной экономической сферы, отражены на рисунке.

Человек, поддающийся эгоцентристской силе, побуждающей его к удовлетворению личного интереса, вступает в противоречие с общественными интересами, пренебрегая существующими институциональными ограничениями, моральными устоями, тем самым нарушая традиционный общественный порядок. Это первоначальный этап, создающий мотивацию для использования возможностей теневого сектора.

Одновременно с этим питают нелегальную экономику и процессы функционирования рыночной экономики, характеризующиеся высокой степенью неопределенности. В случае недостаточной роли государства как регулятора составляющая теневого сектора начинает расширяться. Особенно это характерно для кризисных и посткризисных временных промежутков, где остро ощущается дисбаланс экономических ресурсов.

Кроме того, несовершенство правовой базы, неадекватно отражающей потребности функционирования предпринимательства в правовом поле, также создает причины для расширения теневого сектора экономики. Противоречия между быстро меняющимися потребностями экономической конъюнктуры и функционирующей законодательной базой формируют предпосылки для использования пробелов нормативно-правовой сферы в противоправных схемах.

Наряду с первопричинами теневой экономики особую роль играет политический фактор. Принципиальным здесь является вопрос о взаимоотношениях власти и теневого капитала. Как правило, преступные структуры стремятся найти подходы к властным структурам для лоббирования собственных интересов в различных социально-экономических сферах, подрывая принципы социальной справедливости.

Таким образом, факторы, способствующие развитию теневого сектора экономики, многообразны и требуют системного подхода для выработки мер по компенсации негативного влияния в целях пресечения дальнейшего отмывания доходов.

Одной из острейших проблем стала высокая степень влияния процессов криминализации на

Факторы, способствующие развитию теневой экономики

происходящие в хозяйственной сфере и обществе изменения. Организованная преступность — это сложная система взаимосвязанных преступных сообществ, каждое из которых имеет определенную специализацию в криминальной среде для осуществления своих преступных замыслов. Такая деятельность все чаще охватывает территорию нескольких государств и носит явно выраженный транснациональный характер. Только в России, по некоторым данным, масштаб теневой экономики составляет около 30% ВВП [10].

Работа по выявлению преступных схем осложняется тем, что криминальные структуры устанавливают прочные коррумпированные связи с представителями государственных органов власти различных уровней, а также с сотрудниками правоохранительных структур. Все это ведет к дальнейшему распространению негативных последствий этого социального явления.

Следует отметить, что отмывание преступных доходов:

— ведет к снижению эффективности проводимых в государстве реформ в различных сферах социально-экономической жизни;

— создает преграды на пути к созданию в стране благоприятного инвестиционного климата.

Организации, находящиеся под контролем криминальных структур, как правило, имеют ряд преимуществ перед своими законопослушными конкурентами (в частности, забота о размере полученной прибыли, издержках производства, выплате кредитов банку). Кроме того, организованная преступность стремится расширить свои преимущества, не исключая насильственные методы.

Как следствие, возможно полное вытеснение экономического конкурента. При этом нарушится механизм рыночной экономики, что приводит к еще большему обогащению преступных организаций.

Таким образом, проникновение криминальных структур в экономику почти неизбежно оборачивается нарушением естественных действий рыночных

сил, что является серьезной угрозой для экономической безопасности любой страны [6].

В результате того, что нелегальные капиталы не могут постоянно обращаться исключительно в преступной сфере, собственники средств пытаются их легализовать, чтобы иметь возможность свободно ими пользоваться. Налицо тенденция, когда по мере разрастания преступные доходы проникают не только в различные сферы национальной экономики, но и все более стремятся к перемещению за рубеж в целях безопасности их использования и дальнейшего расширения сферы деятельности. При этом для криминальных структур важно получение устойчивого дохода, который оправдывал бы риски, связанные с систематическим занятием противоправной деятельностью. Очевидно, что получаемые сверхдоходы позволяют преступным группам не только покрывать текущие доходы, но и расширять сферу преступной деятельности, а также устанавливать контроль за легальными объектами экономики.

В ходе реализации этих целей нелегальные доходы претерпевают определенные трансформации, становясь объектом операций, в ходе которых они в определенной степени попадают в сферу действия легальной финансовой системы.

Естественными для преступных групп являются попытки сокрытия незаконности характера доходов, так как они могут стать уликой против них, указав на связь с конкретным преступлением, а также подвергнуться изъятию, что лишает смысла совершения преступления.

В данном контексте и возникает необходимость противодействия такому негативному явлению, как отмывание доходов, полученных преступным путем.

Появление термина «отмывание денег» (money laundering) как процесса преобразования денег, полученных преступным путем, в имущество, имеющее вид легально полученного, нередко связывают с деятельностью известного американского гангстера Аль Капоне. В соответствии с распространенной версией доходы, получаемые от бутлегерства—контрабанды алкоголя в США в период действия «сухого закона», для введения в легальный оборот смешивались с выручкой принадлежавших Аль Капоне прачечных самообслуживания (laundromat) [2].

Однако, по мнению Дж. Робинсона, это не так. Он считает, что данный термин получил распространение потому, что объективно и четко отражает

используемый преступниками процесс: «Грязные деньги, полученные от незаконной деятельности, «впрыскиваются» в легальные предприятия и через них — в легальную финансовую систему, где они отмываются с помощью стратегии «заметания следов»: перемещаются между подставными компаниями, секретными банковскими счетами, чтобы правоохранительные органы не смогли отследить их, а потом появляются на противоположном конце, чистые и сияющие, производя впечатление законно заработанной прибыли» [7].

Выражение «отмывание денег» стало популярным в США в 1973 г. в связи с обсуждением в средствах массовой информации материалов слушаний по Уотергейтскому делу, включая эпизод с отправкой в Мексику 200 000 долл. пожертвований, использованных затем для финансирования незаконных операций в рамках предвыборной кампании Р. Никсона [8].

Для российского права (согласно Федеральному закону от 07.08.2001 №№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») свойственно синтетическое понятие «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем», имеющее равнозначные термины «легализация» и «отмывание».

Многие отечественные ученые-правоведы ставят под сомнение возможность использования в текстах нормативно-правовых актов такой термин, как «отмывание», который не должен подменять традиционно принятого термина права «легализация» [4]. Однако, учитывая малоизученность проблемы, как в теоретическом, так и в практическом аспекте было бы целесообразно воспользоваться принятой в международной практике дефиницией «отмывание», дополнив ее более формальным термином «легализация».

Определившись с понятием «легализация (отмывание) денег», логично указать на способы осуществления данного деяния. С учетом развития технологий, появления новых возможностей в финансовой сфере нелегальные схемы становятся все сложнее. Это обусловлено выбором целенаправленной стратегии сокрытия преступного характера дохода с дальнейшим сохранением контроля за ним.

Все это приводит к постоянно усложняющимся механизму и инструментарию выявления преступных финансовых схем, что в свою очередь требует безостановочного совершенствования знаний пер-

сонала надзорных и правоохранительных структур, обеспечения их соответствующими адекватными полномочиями.

С учетом огромного числа приемов легализации преступных доходов, их разнообразие — это не более чем вариации на одну и ту же тему. Поэтому многочисленные финансовые манипуляции имеют общие характерные особенности. В основу деятельности всех преступных организаций положен один и тот же принцип с незначительными, по сути, изменениями. Как правило, денежные средства сначала вводятся в национальную финансовую систему, а потом переводятся на разнообразные счета в заграничных банках, где начинают циркулировать. Следующим шагом является возвращение средств в страну их начального получения под видом перевода физическим лицам или в качестве инвестиций.

Вопрос борьбы с отмыванием нелегальных доходов является в настоящее время приоритетным для мирового сообщества, что связано с высокой общественной опасностью данных преступлений, подрывающих устойчивость экономического роста. Расшатывание финансовой основы преступных групп позволяет избежать огромных материальных убытков для страны [9]. В России эта задача еще более актуальна в свете вступления нашей страны в ВТО.

Порождаемая теневой экономикой необходимость легализации преступных доходов — один из серьезнейших деструктивных факторов в экономической системе государства. Это обусловлено, прежде всего, последствиями и возникающим ущербом.

В первую очередь, возникает риск индивидуальной жертвы обмана, связанного с капиталовложениями. Инвестируя свои денежные средства в созданную третьими лицами нелегальную схему, индивидуальная жертва стремится получить обратно от преступников свои денежные средства. Возможность осуществления требований по возмещению ущерба усложняется тем, что незаконно приобретенные имущественные ценности укрываются путем отмывания денег и таким образом защищаются от финансовых претензий индивидуальной жертвы. Из этой ситуации очевидна необходимость расширения понятия «отмывание денег» через внесение аспектов нанесенного ущерба индивидуальным жертвам.

Следует подчеркнуть необходимость отнесения государства к категории первичных жертв отмы-

вания денежных средств, так как при получении сверхдохода, обусловленного преступным происхождением материальных ценностей, государство имеет законное право на получение прибыли, однако в сокрытии этих средств и состоит смысл реализации противоправных схем. Следовательно, в рамках государственной политики целесообразно применять институт конфискации незаконных доходов. Конкретный ущерб государства в данном случае подразумевает сложность реализации процесса конфискации либо вовсе его несостоятельность ввиду «качественной» маскировки доходов, полученных преступным путем.

Современная система противодействия также не учитывает масштабы репутационного ущерба. Данная категория предстает как понятие «абстрактный ущерб». Однако мировая экономическая практика показывает, что репутационный ущерб способен в катастрофически быстрое время трансформироваться в материальный. Так, американский банк, выполняющий операции по всему миру, установил, что мультинациональный концерн русского криминального происхождения отмыл через его счета сумму эквивалентом около 6,5 млрд евро. При этом немецкие кредитные организации принимали участие в схеме как банки-корреспонденты. В день публичного освещения данного факта упомянутый банк потерял на Нью-Йоркской бирже 7% своей рыночной капитализации.

Сейчас участником нелегальных схем отмывания денежных средств в 90% случаев является фирма-однодневка (в мировом сообществе используются понятия «фирмы-оболочки» или «технические организации»). В целях вывода нелегальных денежных средств из оборота происходит перевод капитала на счет аффилированной фирмы-однодневки, кроме того для уклонения от налогов реализуется схема по предоставлению беспроцентного займа таким фирмам. Учитывая простоту использования фирм-однодневок, количество их регулярно растет, тем самым искажая реальный рынок. На что уже в 1988 г. было указано Базельским комитетом по банковскому надзору.

Следовательно, разрастание теневого сектора:

— снижает эффективность мер государственной политики по управлению экономикой;

— ухудшает качество и снижает объем предоставления общественных благ;

— отрицательно сказывается на каждом из структурных элементов экономической системы.

«Теневизация» экономики, способствуя формированию нелегальных доходов с их дальнейшим отмыванием, является, по мнению автора, одной из наиболее значительных угроз национальной экономике в условиях выхода России на траекторию устойчивого экономического роста.

Список литературы

1. Гамза В.А. Теневая экономика и коррупция: происхождение и противодействие // Финансы и кредит. 2007. № 35.

2. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Городец. 2006. 752 с.

3. Киселев И.А. Грязные деньги. М.: Юриспруденция. 2009. 152 с.

4. Лавров В.В., Степанков Д.В. Юридическая ответственность за легализацию доходов, получен-

ных преступным путем, по российскому законодательству. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России. 2003. С. 135.

5. Материалы Международного семинара-конференции, проходящего под эгидой Совета Европы и Росфинмониторинга. URL: http://www.forbes. ru/news/29917-mvd-otmechaet-rost-chisla-sluchaev-otmyvaniya-deneg-v-rossii.

6. Одинцов А.А. Криминальная конкуренция в России // Бизнес и политика. 1997. № 6. С. 23.

7. РобинсонДж. Всемирная прачечная: террор, преступления и грязные деньги в офшорном мире. М.: Альпина Бизнес Букс. 2004.

8. Safire W. Safire's New Political Dictionary. Random House. N. Y. 1993. P. 398.

9. URL: http://www.podft.ru/.

10. URL: http://www.rg.ru/2013/10/25/naHchnye-site-anons.html.

11. URL: http://www.fedsfm.ru.

12. URL: http://www.mvd.ru.

Issues on economics

THE SHADOW ECONOMY AS THE PRIME CAUSE OF A CRIME PROCEEDS LEGALIZATION PROCESS

Natal'ia Iu. FIL'CHAKOVA

Abstract

The article considers the shadow economy issues as the basis for creating conditions for the proceeds of crime laundering processes. The author substantiates the need of improvement of quality of the state measures directed on suppression of the main conditions, promoting the growth of this phenomenon. The paper defines the role of corruption manifestations within the context of counteracting against the proceeds of crime. The author emphasizes the main mechanisms aimed at decreasing the negative manifestations of the shadow economy and suppression of legalization of the proceeds of crime.

Keywords: corruption, laundering, income, shadow economy, State damage

References

1. Gamza V.A. Tenevaia ekonomika i korrupt-siia: proiskhozhdenie i protivodeistvie [The shadow

economy and corruption: origin and countermeasures]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2007, no. 35.

2. Zubkov V.A., Osipov S.K. Rossiiskaia Fed-eratsiia v mezhdunarodnoi sisteme protivodeistviia legalizatsii (otmyvaniiu) prestupnykh dokhodov i finansirovaniiu terrorizma [The Russian Federation in the international system of countermeasures against legalization (laundering) of the proceeds of crime and terrorism financing]. Moscow, Gorodets Publ., 2006, 752 p.

3. Kiselev I.A. Griaznye den'gi [Dirty money]. Moscow, Iurisprudentsiia Publ., 2009, 152 p.

4. Lavrov V.V., Stepankov D.V. Iuridicheskaia otvetstvennost' za legalizatsiiu dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, po rossiiskomu zakonodatel'stvu [Legal responsibility for the proceeds of crime legalization in compliance with the Russian legislation]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2003, p. 135.

5. Materialy Mezhdunarodnogo seminara-konfer-entsii, prokhodiashchego pod egidoi Soveta Evropy i Rosfinmonitoringa [Materials of the International Seminar Conference held under the auspices of the Council of Europe and Rosfinmonitoring]. Available at: http:// www.forbes.ru/news/29917-mvd-otmechaet-rost-chisla-sluchaev-otmyvaniya-deneg-v-rossii. (In Russ.)

6. Odintsov A.A. Kriminal'naia konkurentsiia v Rossii [The criminal competition in Russia]. Biznes i politika — Business and politics, 1997, no. 6, p. 23.

7. Robinson J. Vsemirnaia prachechnaia: terror, prestupleniia i griaznye den'gi v ofshornom mire [The

world-wide washateria: Terror, Crime and Dirty Money in the Offshore World]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2004.

8. Safire W. Safire's New Political Dictionary. Random House, N. Y., 1993, 398 p.

Natal'ia Iu. FIL'CHAKOVA

Rostov State Economic University, Rostov-on-Don, Russian Federation Natalia2828@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.