Научная статья на тему 'Протестное поведение Тульской интеллигенции в рамках социал-демократического движения'

Протестное поведение Тульской интеллигенции в рамках социал-демократического движения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ / АНТИПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самарцева Е. И.

Рассматривается роль социал-демократической интеллигенции в антиправительственном движении в конце XIXначале XXвв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTEST BEHAVIOR OF THE TULA INTELLIGENTSIA WITHIN THE SOCIAL-DEMOCRATIC MOVEMENT

The article considers the role of the social-democratic intelligentsia in the antiauthority movement in the late 19 th and in the early 20 th centuries.

Текст научной работы на тему «Протестное поведение Тульской интеллигенции в рамках социал-демократического движения»

1996 гг. // Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции. Иваново: ИвГУ, 1996. С. 113-115.

27. Акопян К.З. Русская интеллигенция и российская элита // Интеллигенция России: традиции и новации. Иваново: ИвГУ, 1997. С. 141.

28. Севастьянов Александр. Национал-капитализм: сб. ст. М., 1995.

С. 28.

29. «Экос» - значит «ДОМ» // Наука и жизнь. 1989. № 5. С. 26.

30. Абрамов Ю.Ф. Об интеллигенции и интеллигентности // Философские науки. 1991. № 6. С. 63.

E.I.Samartseva

COEVOLUTION OF THE INTELLIGENTSIA AND THE AUTHORITIES IN RUSSIA

The article considers the peculiarities of the intelligentsia formation and its coexistence with the authorities. Various interpretations of coevolution development of the intelligentsia and authorities have been analyzed.

Key words: intelligentsia, authority, coevolution.

Получено14.01.2012 г.

УДК [323.329:316.485.22:329.14](470.312) «18/19»

Е.И. Самарцева, д-р. истор. наук, проф., зав. каф., (4872)35-22-00, esamartseva@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РАМКАХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Рассматривается роль социал-демократической интеллигенции в антиправительственном движении в конце XIX- начале XXвв.

Ключевые слова: интеллигенция, социал-демократическое течение,

антиправительственное движение

Политическая ориентация интеллигенции Тульской губернии на рубеже XIX-XX веков была довольно разноликой. Тем не менее, быстрые темпы развития социал-демократических взглядов были исторически предопределены. Ставя вопрос о политических приверженцах социал-демократии, закономерно обратиться к работам тех лет В.И. Ленина, вспомнить его замечания о рабочей интеллигенции (несмотря на дискуссионность термина ...).

Характеризуя главные этапы освободительного движения в России,

В.И. Ленин отмечал, что с 1895 года начинается его пролетарский этап, т.е. главным классом общества «налагавшим свою печать на движение» становится пролетариат [1]. Всесторонне изучая и развивая теорию революционной борьбы рабочего класса, В.И. Ленин констатирует, что

«всегда и везде вождями известного класса являлись его передовые, наиболее интеллигентные представители» [2]. Применительно к российскому революционному движению - это, в первую очередь, социал-демократическая интеллигенция, которая включала в себя и собственно «рабочую интеллигенцию» [3], и представителей «всех и всяких образованных людей» [4], стоящих на позициях пролетариата.

Для характеристики революционного движения в Тульской губернии небезынтересны данные полиции о лицах, состоящих под гласным и негласным надзором. Их численность на рубеже XIX-XX веков мало менялась, например, в 1897 году в губернии 42 человека находились под негласным надзором [5]. Они были представителями разных профессий и сословий, распределялись на жительство по всем уездам. Из поднадзорных

- 35 человек были «политическими» [6], более половины из них - социал-демократы и сочувствующие им [7].

«Революционная пропаганда в г.Туле была начата приблизительно в 1894 г. социал-демократами» [8], - подчеркивалось в докладе местного комитета РСДРП II съезду партии. Если не считать первых небольших марксистских кружков 1891-92 гг., организованных высланными из Петербурга рабочими-брусневцами [9], то у истоков этой деятельности стоит рабочий оружейного завода - И.И.Савельев [10]. К 1896 году насчитывается около 5 нелегальных кружков, к 1898 - около 10. Пропагандистскую работу в них ведут в основном известные, высланные из Москвы «политические»: А.А.Богданов (Малиновский), И.И.Сквордцов-Степанов. Н.М.Величкин, М.П.Бойков, Л.П.Радин и др. Постепенно в учебной программе их занятий появляются ленинские работы: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Экономическое содержание народничества и критика его в книге

г.Струве», «Объяснение закона о штрафах, взаимных с рабочих на фабриках и заводах», «Фридрих Энгельс» [11]. Однако исключительно пропагандистское направление деятельности уже исчерпывало себя, и на повестке дня стоял вопрос о переходе к агитации.

Первая попытка такого перехода была предпринята в 1897 году в ходе совместной деятельности высланных из Москвы активистов «Рабочего союза»: студента университета Н.М.Величкина [12], статистика

М.П.Бойкова [13] и тульских рабочих И.Д.Кушникова, И.Н.Назарова и др. Они организовали марксистский кружок, члены которого начали непосредственную подготовку к политической агитации в среде трудящихся патронного, оружейного заводов, железнодорожных мастерских и ряда менее крупных предприятий.

Деятельность провокатора рано прервала их работу, но подготовительные к агитационным мероприятия были неплохо проведены [14], также укрепились контакты между «рабочими и интеллигентами». Следует отметить, что подобное словосочетание с этого времени регулярно

повторяется и в деловых бумагах столичного Департамента полиции, и в местных полицейских документах [15].

Любопытно грубое агентурное сообщение одного из филеров, составленное после ареста А.А.Богданова (Малиновского): «В Туле публика очумела после ареста «гуся» Малиновского... Надо сказать по совести, что интеллигенты последнего кружка «гуси лапчатые», и хотя их взято немного, но стоют они многого» [16]. Пожалуй, на всех уровнях «полицейской» иерархии не было недооценки роли интеллигенции в революционном движении.

Применительно к Тульской губернии 1895-1897 гг. представители интеллигенции заложили основу для дальнейшего развития пролетарской борьбы, помогли выдвинуться из рабочей среды тем, кто был способен возглавить революционное движение. Конкретным результатом этой деятельности стало объединение осенью 1898 г. нелегальных кружков в социал-демократическую группу, которую возглавил рабочий С.И.Степанов

[17]. Своеобразным началом нового этапа борьбы стала завершившаяся победой трехдневная стачка 500 рабочих самоварной фабрики Баташова

[18].

Организация забастовок, наряду с выпуском прокламаций, стала одним из важнейших нелегальных направлений деятельности тульских социал-демократов. Однако не менее существенна была легальная сторона их деятельности. Именно в этой сфере наиболее часто сотрудничали рабочие, партийная интеллигенция и сочувствующие им представители из других слоев общества.

Заметим, что отношения рабочих социал-демократов и интеллигенции развались в Туле неоднозначно. Более того, после организации в 1899 г., как единого центра «Рабочего комитета», стали возникать многочисленные недоразумения, а впоследствии «выработался тип организации интеллигентского и рабочего комитетов» [19].

В сложившейся обстановке возрастало значение правильного использования легальных и полулегальных возможностей для антиправительственной деятельности. Подобными методами пользовались для дополнения общей кассы местной социал-демократической группы (далее - и комитета). Например, по воспоминаниям непосредственных участников, изготавливались фотокопии с портретов народовольцев и картины Делакруа «Свобода на баррикадах», а затем распространялись за небольшую сумму «среди рабочих и интеллигенции [20]». Иногда также устраивались домашние платные вечера со спектаклями [21]. Вечера проводились с некоторыми тульскими организациями, имевшими тесную связь с социал-демократами. Первым здесь следует назвать «Общество трезвости», которое просуществовало с 1898 по 1903 гг. Уже через несколько месяцев после его открытия губернатор подчеркивал, что «обращал на себя внимание в г.Туле известный круг лиц, состоящих под

надзором гласно и негласно и съютившихся под флагом «Общества трезвости», «где. просвещают посетителей чтением предосудительного содержания книг, занимаются пропагандой среди рабочих [22].».

Сотни людей собирались на вечера этого общества, которое преследовало сугубо нравственные цели - борьбу за трезвость. Среди его крупнейших мероприятий следует называть организацию массового загородного гуляния в честь 100-летия со дня рождения А.С.Пушкина, которое, по сути, вылилось в антиправительственный митинг. «Собравшиеся несли бюст А.С.Пушкина и красный флаг, к которому по настоянию либеральной части .была пришита желтая лента, означающая республиканский строй [23]».

Деятельность этого общества, объединившего и убежденных большевиков: А.П.Скляренко, С.И.Степанова, П.В. и С.И.Луначарских..., и представителей либеральных взглядов: архитектора С.М.Серебровского, юриста А.В.Рязанова. и приверженцев эсеровских убеждений во главе с кандидатом права С.О.Сераполко и других, - является знаменательной страницей в истории тульского антиправительственного движения [24]. С этим обществом непосредственно была связана деятельность Тульской общественной библиотеки и Тулубьевской воскресной школы. Характерно, что практически все члены правления библиотеки состояли в «Обществе трезвости», решали взаимосвязанные задачи [25].

Что касается указанной воскресной школы, то она была как бы первой теоретической ступенью приобщения рабочих к марксизму. И.И.Скворцов-Степанов вспоминал: «В ногу с нами шли и некоторые преподаватели воскресной школы. Они тоже старались давать знания, которых требовали рабочие; они выбирали из среды учеников тех, кто заслуживал доверия и наиболее подходил для наших кружков» [26]. Под подозрением полиции находились и «Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим Тульской губернии», в состав которого входили многие учителя, связанные с социал-демократами и стремящиеся соответственно влиять на его работу [27].

Таким образом, деятельность ряда общественных организация Тульской губернии находилась под влиянием социал-демократии.

Одновременно это была важнейшая форма возможной пропаганды и агитации в различных слоях населения, а также форма упрочения совместной партийной деятельности «интеллигенции и рабочих».

Разумеется, в центре всех подобных общественных начинаний стояли конкретные люди, причем не всегда из местного социал-демократического руководства. Так, в Тулубьевской воскресной, а затем в земско-городской школе работала немолодая учительница, дворянка по происхождению [28] Лидия Антоновна Басова, которая по словам А.А.Богданова, «была в сущности, активным членом нашей организации и разделяла весь риск подпольной работы» [29]. Л.А.Басова активно участвовала в общественной

жизни города и наряду с этим занималась конспиративной деятельностью. Например, в 1902 - 1903 гг. земское училище, где она преподавала, служило местом явки лиц, направленных ленинским центром для революционной работы в Туле. Л.А.Басова была связной этого центра [30].

Успешно сочетал легальную и нелегальную деятельность Ефремовский городской судья, социал-демократ Сергей Павлович Шестернин. Он помог создать в Ефремове общественную библиотеку [31]; возмутил руководство заявлением о том, что «никогда не пойдет на утверждение приговора волостного суда о телесном наказании» [32]; активнейшим образом участвовал в организации борьбы с голодом 1898 г. и даже, невзирая на запреты властей, сам «закупил пшена и раздавал его по деревням для малышей» [33]. В результате С.П.Шестернина перевели в воронежскую губернию, а о своей борьбе с местными начальниками, особенно по вопросам голода в деревнях, он рассказал В.И.Ленину летом 1900 года в Подольске [34]. Некоторые итоги их беседы нашли отражение в ленинской статье «Уроки кризиса» [35].

В центре всех дел тульской социал-демократии находился архитектор С.М.Серебровский. Однако его политическое кредо было несколько иным. С.М.Серебровский ратовал за максимально легализированные формы протеста, контакты с губернской администрацией и, особенно за активную работу по улучшению жизни народа непосредственно в условиях существующего общества. Встречаясь до приезда в Тулу с В.И.Лениным (Петербург, 1894 год), С.М.Серебровский излагал ему свою точку зрения [36]. Позже вспоминая свою деятельность в Туле, С.М.Серебровский подчеркивал, что на его регулярные (по вторникам и пятницам) домашние вечера собиралась вся левая интеллигенция, и лидеры социал-демократов «сносились между собой по делам пропаганды» [37]. «Все дела революционной интеллигенции, - констатировал С.М.Серебровский, - мне были известны, хотя я никого никогда не расспрашивал и не желал, чтобы мне кто-нибудь что-нибудь сообщал» [38].

На рубеже XIX - XX веков «одним из лучших знатоков земского дела, одним из лучших знатоков землепользования как крестьянского, так и помещичьего [39]» считался социал-демократ Александр Дмитриевич Цюрупа. В 1901 году он поступил на службу в Тульское земство. Невзирая на то, что А.Д.Цюрупа сразу же вошел в состав местной группы РСДРП, он ярко проявляет себя и в профессиональной, и в легальной общественной деятельности. В частности, в составе Тульской делегации участвует в работе съезда русских естествоиспытателей и врачей в Петербурге [39].

Итак, очевидно, что местные социал-демократы использовали в своих целях легальные возможности не только ряда общественных организаций, но и частных лиц, а также возможности той профессиональной деятельности, которой могли заниматься сами представители социал-демократической интеллигенции. Можно добавить, что многие

поднадзорные имели небольшие имения, под видом отдыха в них не редко разворачивалась активная нелегальная деятельность. Такими своего рода «центрами» были: имение М.П.Черносвитова (С.Н.Луначарской) в селе Щучье Веневского уезда [40]’ имение семьи Смидович в селе Зыбино Тульского уезда [41], имение С.М.Серебровского в селе Кисленки Тульского уезда [42].

Опыт, приобретенный в ходе сочетания различных форм и методов протеста, сыграл в дальнейшем свою роль в ходе резолюции 1905 - 1907 годов. В результате совместной легальной и полулегальной деятельности укрепилось взаимопонимание между многими рабочими и представителями интеллигенции. Это существенно помогло оформлению осенью 1901 года Тульского комитета РСДРП во главе с высланным из Москвы профессиональным революционером, врачом по профессии Платоном Васильевичем Луначарским [43].

В разное время (до 1905 года) в деятельности комитета и всей тульской социал-демократической организации принимали участие такие видные представители «революционной интеллигенции», как Д.И.Ульянов,

A.Д.Цюрупа, С.Н.Луначарская (Смидович), А.И.Свидерский, А.Г.Шлихтер,

Н.Н.Батурин, Н.А.Савельев, П.О.Куделли [44] и некоторые другие. Полиция, ведя за ними пристальное наблюдение, особенно выделяла те рабочие сходки, митинги, собрания, где присутствуют именно «интеллигенты» [45].

Говоря собственно о тульской «рабочей интеллигенции», можно назвать С.И.Степанова, Г.И.Жаброва, А.М.Шишкова, М.Н.Немцова,

B.П.Кислова и многих других. Большинство из них были известны полиции и характеризовались как «тесный кружок самых активных социал-демократических деятелей Тульской группы. [46]».

«Настоящими героями, - называл В.И.Ленин рабочих, - «которые несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу.,- находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию» [47]. В Туле значительная часть рабочих находилась под влиянием «экономизма». Многие из них, как отмечал В.Д.Бонч-Бруевич имели, свои домики и огороды, а также, работая на заводе, забирали оружейную и самоварную работу на дом и здесь жестко эксплуатировали тех, кто не нашел себе постоянного заработка [48].

Это в значительной степени объясняло, что «отношение комитета к «Искре» в начале было отрицательное», однако оно «стало изменяться в

1902 году после появления статьи Плеханова «Что же дальше?» и брошюры Ленина «Что делать?» [49]. Полный переход Тульской социал-демократии на позиции ленинизма произошел значительно позднее. Даже в принятая в январе 1903 года резолюции Тульского комитета об отношении к «Искре»

содержит много неопределенных формулировок, особенно по организационным вопросам [50].

Укрепление позиции искровского большинства. - большевизма, за который уверенно выступили Тульские делегаты II съезда РСДРП Д.И.Ульянов, С.И.Степанов [51], проходило не только в ходе теоретических споров но и в активной практической деятельности. Одним из его главных направлений был выпуск и распространение прокламаций, обычно приуроченных к злободневным политическим событиям. Они адресовывались солдатам, рабочим, крестьянам, учащимся [52-55] и т.д.

Интересно, что 1902 - 1903 годах распространение революционных изданий среди крестьян было столь значительно, что не только встревожило местную администрацию, но и получило огласку на страницах «Times» от 23 сентября 1903 года [56].

Серьезное внимание уделяли большевики работе с учащимися средних и среднеспециальных учебных заведений. Многие ученики не имели четкого представления о том, кто же такие социал-демократы, другие

- находились под влиянием эсеров. Однако, как писал в дневнике П.С. Романов ( в дальнейшем известный писатель), когда учитель в классе, говоря о социализме, начинал ругать «новую заразу», «мы невольно становились на сторону этой заразы» [57].

Тульские социал-демократы вели разъяснительную работу с учащимися, устанавливали контакты с их нелегальными кружками. Следует отметить, что в ряде учебных заведений, особенно в Богородицком сельскохозяйственном училище [58] и Тульской мужской гимназии [59] -подобные кружки занимались серьезной антиправительственной деятельностью, которая способствовала политической активности их участников во время первой российской революции.

Обращает внимание, что в программе 15 конспиративных занятий для «Тульской организации учащихся» (деятельность которой рано была пресечена полицией) [60] специальная лекция посвящалась «интеллигенции».

Предполагалось подробно разъяснить историю возникновения и формирования данного социального слоя, проанализировать современные взаимоотношения интеллигенции, буржуазии и пролетариата; обосновать «роль интеллигенции в жизни РСДРП» [61].

Характерно, что ученические кружковые связи нередко сохранялись и перерастали в студенческие нелегальные контакты [62].

Общая демократическая настроенность молодежи не прошла бесследно и для местных семинаристов. По ходу расследования одного из «волнений» в семинарии (ноябрь 1900 г.), ее руководство признало, что с середины 80-х годов «... почти ежегодно в Тульской Семинарии были, не бывшие до означенного времени, демонстрации учеников против кого-либо из лиц своего Семинарского Начальства., с давних пор развивался и

возрастал дух традиционного своеволия, небрежения и неприязни к своему начальству» [63].

Очередной беспорядок в семинарии нашел отражение на страницах «Искры». В апреле 1902 года социал-демократическая газета сообщала: «Беспорядки в ряде семинарий, в том числе и в Тульской, показали, что и в этой части учащейся молодежи таится серьезное недовольство» [64].

Местные социал-демократы, входя в контакты с молодежью, не отгораживались от семинаристов, особенно учитывая тот факт, что в условиях Тулы многие учащиеся посещали семинарию с целью «получения образовательных прав» [65].

Деятельность тульской социал-демократической интеллигенции на рубеже XIX-XX вв. являлась весьма многогранной. Она была определяющей при организации таких крупных стачек, как на патронном заводе в марте 1899 г. [66]; массовых майских стачек в 1901 г. [67]. В марте 1903 г. в Московском Департаменте полиции даже завели специальное дело «О волнениях и стачках среди рабочих по Тульской губернии», где особо подчеркивалась принадлежность к руководству «интеллигентных представителей» [68]; при изготовлении прокламаций, распространении «Искры» и других нелегальных изданий [69]. На революционной интеллигенции лежали задачи по осуществлению контактов с социал-демократическими группами разных городов: Москвы, С. -Петербурга, Киева [70-72] и т.д. Ощутимо роль интеллигенции проявлялась в таких важных событиях, как подготовка массовой встречи поездов с сосланными на Дальний Восток 19-22 марта 1902 г. [73]; роспуск весной 1903 г. «Рабочего комитета» и образование единого комитета РСДРП [74]; проведение первой в Туле политической демонстрации 14 сентября 1903 г. [75], которую «Искра» назвала «очень крупной по результатам» [76].

1904-й год был связан в губернии с массовыми арестами. Однако большевики, объединившись вокруг приехавшей в Тулу профессиональной революционерки Прасковьи Францевны Куделли, сумели вернуть утраченные позиции [77].

В сентябре 1904 г. в Департамент полиции сообщили: «После ликвидации деятельности Тульского социал-демократического Комитета, т.е. с 26 минувшего августа, состав этой организации быстро пополнился новыми членами, благодаря, главным образом, прибытию в Тулу нескольких человек нелегальных. На последних довольно многочисленных сходках (свыше 100 человек присутствующих), происходивших в различных местах за городом, приезжие интеллигенты подали мысль об устройстве целого ряда стачек и забастовок. [78]».

Таким образом, революция 1905-1907 гг. застала тульскую социал-демократию готовой к борьбе.

Итак, начав свою революционную деятельность с пропагандистской работы в кружках, губернская социал-демократическая интеллигенция

достигла к 1904 году значительных результатов. Используя легальные (членство в различных обществах, участие в массовых культурнопросветительных мероприятиях и т.д.) и нелегальные (организация стачек, выпуск прокламаций и т.д.) методы борьбы, социал-демократическая интеллигенция умело координировала работу по созданию в Туле партийной группы (1898 г.), а затем - и комитета РСДРП (1902 г.).

Немало было сделано и в области теоретических разработок: составлялись учебные программы для марксистских рабочих кружков; собирались статистические данные о положении пролетариата; местный материал и ряд ранее изложенных в Туле выводов в основу книги А.А. Богданова «Краткий курс экономической науки».

Распространяя нелегальную литературу среди различных слоев населения, устанавливая контакты с организациями других городов и заграничным Центром, проводя стачки, митинги, маевки - тульская социал-демократическая интеллигенция участвовала в создании широкого фронта борьбы с самодержавием по всей губернии.

В деятельности местной партийной организации принимали участие видные представители революционной интеллигенции: Д.И. Ульянов, А.Д. Цюрупа, П.В. Луначарский, П.Н. Батурин, М.А. Савельев и др. Во многом начинали достигать их уровня «В ОТНОШЕНИИ ПАРТИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» [79] такие лидеры тульского пролетариата, как С.Н. Степанов, Н.М. Немцов, Г.И. Жабров и т.д. Их коллективные усилия в выработке направляющей линии деятельности тульских рабочих и крестьян, борьбе с оппозиционными партиями были продолжены в ходе дальнейшей антиправительственной борьбы.

Если внутри тульской социал-демократии шла борьба с экономизмом и «немного» с меньшевизмом (последнее течение до 1905 г. в губернии практически не было выражено [80]), то вне партии в сфере нелегальной деятельности приходилось неоднократно сталкиваться с такими политическими группами, как социалисты-революционеры, «Еврейский Товарищеский Союз», земцы-конституционалисты и некоторые др. Местные социал-демократы руководствовались в отношении к ним ленинским указанием о том, что «в интересах политической борьбы мы должны поддерживать всякую оппозицию гнету самодержавия, по какому бы поводу и в каком бы общественном слое она не проявлялась» [81].

Список литературы

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 25. С. 93.

2. Там же. Т. 4. С. 316.

3. Там же. Т. 4. С. 269.

4. Там же.

5. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 27 (3), л. 12-16, 1897.

6. ГАТО, ф. 90/8, оп. 4, д. 45, л. 113-126, 1897-1898.

7. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 91 (54), л. 389, 1904.

8. Доклады социал-демократических комитетов второму съезду РСДРП. М., 1930. С. 240.

9. Комаров Г.В. Роль В.И. Ленина в становлении местных марксистских организаций в период создания партии нового типа (18931903 гг.). Тула, 1976. С. 47.

10. Бынкина В.Н. Первые социал-демократические кружки в Туле.

Возникновение Тульской группы РСДРП// Ученые записки ТГПИ. Тула,

1952. Вып. 3. С. 8.

11. Очерки истории Тульской организации КПСС. Кн. I. Тула, 1983.

С. 19-20.

12. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 27 (3), л. 34, 1897.

13. Там же. л. 98.

14. Путь борьбы и побед. Хроника Тульской организации КПСС.

1883-1978. Кн. I. Тула, 1978. С. 17-19.

15. ГАРФ, ДП.ОО, оп. 1898, ед.хр. № 3 ч. 300, л. 9 об.; ед.хр. № 5 ч. 32а, лл. 1-5; ГАТО, ф. 1300, оп I, д. 27 (3), л. 48, 1897 и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. ГАРФ, ДП.ОО, оп. 1898, ед.хр. 5 ч. 32, л. 97.

17. Комаров Г.В. Роль В.И. Ленина в становлении местных марксистских организаций в период создания партии нового типа (1893-

1903 гг.). Тула, 1976. С. 60.

18. Очерки истории Тульской организации КПСС. Тула, 1983. Кн. I.

С. 27.

19. Доклады социал-демократических комитетов второму съезду РСДРП. М.; Л., 1930. С. 243-244.

20. Бынкина В.Н. Из истории возникновения большевистской организации Тулы (1894-1904гг.). Тула, 1963. С. 92.

21. Там же. С. 102-103.

22. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 38 (8), лл. 17 об., 18; 1900.

23. ГАОПОТО, ф. 506, оп. 2, д. 99, л. 116.

24. Соколов С.А. Первое Тульское общество трезвости// Революционное былое. 1923. № 2. С. 40-43; Комаров Г.В. Роль Ленина в становлении местных марксистских организаций в период создания партии нового типа (1893-1903 гг.). Тула, 1976. С.63 , Самарцева Е. Общество трезвости// Блокнот агитатора. 1988. № 12. С. 17-22.

25. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 103 (64), л. 2, 1904.

26. Тулячек славные дела. Тула, 1975. С. 19-20.

27. ГАТО, ф. 1300, д. 103 (64), оп. 1, л. 6-15.

28. Там же. л. 3 об., 1904.

29. Богданов А. Мое пребывание в Туле// Революционное былое. Тула, 1923. № 2. С. 17.

30. Гордость земли Тульской. Тула, 1982. Кн. 1. С. 319.

31. Малеванов Н.А. Ефремов. Тула, 1976. С. 84.

32. Шестернин С.П. Пережитое. Иваново, 1940. С. 176-177.

33. Там же. С. 176.

34. Малеванов Н.А. Ефремов. Тула, 1976. С. 81.

35. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 5. С. 86.

36. Серебровский С.М. Об участии интеллигенции в

революционном движении// Революционное былое. Тула, 1923. № 2. С. 36.

37. Там же. С. 36.

38. Там же. С. 37.

39. Писаренко Э.Е. Александр Дмитриевич Цюрупа// Вопросы

истории. 1989. № 5. С. 134.

40. ГАТО, ф. 1300, д. 54 (21, лл. 7-24, 1903.

41. ГАТО, ф. 90, оп. 6, д. 22, л. 46, 1903; ф. 600, оп. 3, д. 113, л. 36.

1902-1905.

42. ГАТО, ф. 600, оп. 3, д. 102, л. 1, 1902-1904; ф. 600, оп. 3, д. 69, л.

1, 1901-1903.

43. Очерки истории Тульской организации КПСС. с. 33.

44. Там же. С. 32-60.

45. ГАРФ, ДП.ОО, оп. 1904, д. 54/2 лА, л. 9-24; ГАТО, ф. 1300, оп.

1, д. 93 (56), л. 58-74, 1904.

46. ГАРФ, ДП.ОО, оп. 1904, д. 4, ч. 28, л. 2.

47. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 269.

48. Революционное движение в Тульской губернии. 1905-1907гг.

Тула, 1956. С.89.

49. Доклады социал-демократических комитетов второму съезду

РСДРП. М.; Л., 1930. С. 243.

50. Там же. С. 247-248.

51. Протоколы второго съезда РСДРП. Л., 1924. С. 388.

52. ГАТО, ф. 21/63, оп. 9/1, д. 11, л. 7, 1904; Там же, д. 5, лл. 6-7,

1903-1904; ГАРФ, ДП.ОО, оп. 1901, д. 888 (2), л. 159.

53. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 70 (37), 1903; ГАТО, ф. 90/8, оп. 4, д.

109, л. 109, 137; 1902.

54. ГАРФ, ДП.ОО, оп. 1902, д. 360, ч. 20, л. 1-45.

55. ГАРФ, ДП.ОО, оп. 1904, д. 5, ч. 12, л. 50; ГАТО, ф. 1300, оп. 1,

д. 93 (56), 1904, л. 91-92.

56. ГАРФ, ДП.ОО, оп. 1902, д. 360, ч. 20, л. 83-83 об.

57. ГБЛ ОР, ф. 198, картон 5, ед.хр. 54, л. 21об.

58. ГАРФ, ДП.ОО, оп 1898, д. 5, ч. 32г, лл. 1-8; ГАТО, ф. 1300, оп.

1, д. 65 (32), л. 203 об., 1903; Кузько П.А. Мои воспоминания// Среднее специальное образование. 1967. № 10. С. 12-14.

59. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 57 (24), т. 1, л. 161-318, 1903.

60. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 93(56), л. 121-150, 1904.

61. Там же. лл. 78-79.

62. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 27 (3), л. 1098, 1897.

63. ГАТО, ф. 6, оп. 2, д. 1467, л. 12.-13, 1900.

64. Там же. Л. 14об.

65. Искра. 1902. 1 апреля (№ 19).

66. Очерки истории Тульской организации КПСС. С. 27.

67. Там же. С. 29-30.

68. ГАРФ, ДП.ОО, оп. 1904, д. 4 ч. 28, л. 2.

69. ГАРФ, ДП.ОО, оп. 1898, д. 5 ч. 32А, л. 1-7; ГАТО, ф. 1300, оп. 1,

д. 93 (56), л. 46-58; 1904; ГАТО, ф. 21/63, оп. 9/1, д. 1, л. 23; 1901 и др.

70. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 57 (24), т. 1, л. 77-80; 1903; д. 65 (32), л.

57-70.

71. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 54(21), л. 248-270; 1903.

72. ГАРФ, ДП.ОО, оп. 1898, д. 5 ч. 13л., М (2), л. 210, 297.

73. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 47, л. 27-28, 1903.

74. Комаров Г.В. Роль В.И. Ленина в становлении. С. 138-193.

75. Бынкина В. Первая политическая демонстрация в Туле//

Блокнот агитатора. 1973. № 18 (618). С. 39-44.

76. Искра. 1903. 15 октября.

77. Очерки истории Тульской организации КПСС. С. 60-61.

78. ГАТО, ф. 1300, оп. 1, д. 93 (56), л. 56; 1904.

79. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 131.

80. ГАОПОТО, ф. 506, оп. 2, д. 17, л. 1.

81. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.5. с. 71.

E.I.Samartseva

PROTEST BEHAVIOR OF THE TULA INTELLIGENTSIA WITHIN THE SOCIAL-DEMOCRATIC MOVEMENT

The article considers the role of the social-democratic intelligentsia in the antiauthority movement in the late 19th and in the early 20th centuries.

Key words: intelligentsia, social-democratic movement, antiauthority movement.

Получено14.01.2012 г.

УДК [323.329:316.485.22] (470/312) «18/19»

Е.И. Самарцева, д-р. истор. наук, проф., зав. каф., (4872)35-22-00, esamartseva@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

НЕКОНВЕНЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ ТУЛЬСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ.

Рассматриваются формы протестного поведения тульской интеллигенции в конце XIX - начале ХХ вв.

Ключевые слова: политическая активность, неконвенциональное поведение, политическое участие, общественная деятельность, интеллигенция.

В конце XIX - начале ХХ вв. понимание исторической бесперспективности самодержавия было свойственно не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.