Научная статья на тему 'Промышленность Петербурга: приоритеты посткризисного развития'

Промышленность Петербурга: приоритеты посткризисного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков Ф.Ф.

В статье анализируется результаты функционирования промышленности Санкт-Петербурга за последние годы. Особое внимание обращается на приоритеты развития промышленности города. Автор критически исследует пропорции, сложившиеся между видами экономической деятельности в промышленности. Отмечено, что параллельно с совершенствованием миграционной политики необходимо возродить начальное и среднее профессиональное образование. Высокотехнологичное производство требует и высококвалифицированных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленность Петербурга: приоритеты посткризисного развития»

ПРОБЛЕМЫ. ОПЫТ. РЕШЕНИЯ

46 (187) - 2012

УДК 338.22

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПЕТЕРБУРГА: ПРИОРИТЕТЫ ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ

Ф. Ф. РЫБАКОВ,

доктор экономических наук,

профессор кафедры

экономической теории и экономической политики E-mail: boxrff@gmail. com

Санкт-Петербургский государственный университет

В статье анализируются результаты функционирования промышленности Санкт-Петербурга за последние годы. Особое внимание обращается на приоритеты развития промышленности города. Автор критически исследует пропорции, сложившиеся между видами экономической деятельности в промышленности. Отмечено, что параллельно с совершенствованием миграционной политики необходимо возродить начальное и среднее профессиональное образование. Высокотехнологичное производство требует и высококвалифицированных работников.

Ключевые слова: промышленность, инновации, промышленная политика, инвестиции.

Результаты социально-экономического развития Санкт-Петербурга за 2011 г., опубликованные Петростатом, не только впечатляют, но и наводят на размышления. Так, 2011 г. по темпам экономического роста опережает предыдущий. Индекс промышленного производства составил 113,8 % против 108,9 % [10, с. 13]. В 2009 г. индекс промышленного производства был лишь 80,3 % [3, с. 13]. Столь значительный всплеск на фоне глубокого падения два года назад нуждается в тщательном анализе причин и условий, вызвавших его.

Администрация города в лице Комитета экономического развития промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) объясняет столь высокий рост промышленного производства вводом новых мощностей, реализацией крупных проектов, а также существенным увеличением объемов выпуска электрооборудования, электронного и оптического

оборудования. Заметно возросла сборка легковых автомобилей (в 3,7 раза) [10, с. 13].

Промышленность города увеличила свою долю в ВРП до 29,1 % (2004 г. - 24,1 %; 2007 г. - 26,1 %) [4, с. 5; 5, с. 3; 10, с. 11]. В последние годы тенденция роста удельного веса промышленности в ВРП прослеживается достаточно рельефно. Частично это связано с масштабным увеличением объемов в сборке легковых автомобилей, которая достигла 30 % всей машиностроительной продукции. По опубликованным данным, общий объем отгруженной продукции по виду деятельности «производство транспортных средств» в 2011 г. составил 197,8 млрд руб. По расчетам администрации, к 2018 г. ежегодный выпуск автомобилей в Петербурге составит 1 млн. Петербург, таким образом, позиционирует себя не только как культурная столица, но и российский Детройт. С одной стороны, автосборочный кластер - это определенное развитие промышленности, новые рабочие места, налоги и др. С другой стороны, оппоненты сомневаются в целесообразности «отверточных» производств, полагая, что городу нужно возрождать производство микроэлектроники и точной механики, оптики и робототехники. Научный потенциал города и производственные возможности позволяют создавать более сложные технические устройства. Однако категорически что-либо утверждать вряд ли разумно. Жизнь покажет, кто прав...

Как и три века назад, судостроение является сферой преимущественной специализации. Пять заводов города строят суда и корабли; еще несколько предприятий создают судовое оборудование и при-

боры. Судостроители Петербурга в 2011 г. отгрузили продукции на 32,1 млрд руб. [10, с. 41]. Это составляет 8 % от общего объема отгруженной продукции машиностроения. Подчеркнем еще раз, что 30 % машиностроительной продукции в 2011 г. составила сборка легковых автомобилей [10, с. 14]. Пропорция между секторами машиностроения стремительно меняется в пользу сборки автомобилей. Даже судостроение, на долю которого в середине нулевых годов приходилось 62 % всей продукции городского ОПК, осталось далеко позади.

Машиностроение в настоящее время представлено тремя видами экономической деятельности: производством машин и оборудования; производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производством транспортных средств и оборудования. До перехода на учет продукции по видам экономической деятельности (от отраслевого классификатора к современному) машиностроение как комплексная отрасль включало 58 подотраслей. Но в статистических сборниках была одна строчка -машиностроение и металлообработка. Очевидно, переход от отраслей к видам экономической деятель -ности имеет и свои достоинства, и недостатки. Последние главным образом связаны с определенными трудностями в построении динамических рядов за длительный период. Искажает картину и то, что ряд крупных налогоплательщиков, работая в Сибири и на Дальнем Востоке, платят налоги по месту регистрации в Петербурге. С 2012 г. эта практика отменена, но предыдущая отчетность за счет упомянутого фактора искажена.

Например, в 2011 г. отгруженная продукция на 49 % была представлена коксом и нефтепродуктами, тогда как машиностроение лишь на 22 % [10, с. 14]. Переманивание богатых налогоплательщиков, имевшее место в начале 2000-х гг., уходит в прошлое. И это абсолютно правильно. Однако бюджет города, безусловно, пострадает. По разным оценкам, это более 30 млрд руб. Только «Газпромнефть» в 2010 г. внесла в бюджет города 12 млрд руб. [9, с. 3].

Как известно, бюджет города формируется за счет налогов, главными из которых являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (более 57 %). Налогообложение физических лиц в России осуществляется по «плоской» шкале, и каких-то решительных изменений здесь не происходит. Лишь в последнее время предприняты определенные меры по введению налога на роскошь. Аргументы в пользу сохранения плоской шкалы подоходного

налога подвергаются убедительной критике. И все же надежда на дифференцированный налог для физических лиц есть. Пока же его доля в структуре доходов городского бюджета составляет 29,7 %.

Промышленность города дает почти 36 % налоговых поступлений. Для сравнения, в 2004 г. этот показатель составлял 26,3 % [4, с. 3]. Положительная динамика очень существенна. Все это, безусловно, следует приветствовать. Между тем в конце 1990-х -начале 2000-х гг. отношение к промышленности было иным. Приоритеты отдавались чему угодно, только не промышленности. Однако разум восторжествовал! Новая индустриализация предполагает отказ от ориентации на рентную экономику и переход на инновационный путь развития. В этом направлении промышленность Санкт-Петербурга достигла определенных результатов. Существенный рост объемов производства произошел в электротехнической и электронной сферах, где производятся точные приборы, телевизоры, радиоаппаратура и другие изделия. Производство электротехнического, электронного и оптического оборудования возросло на 43 % (133,1 млрд руб. в 2011 г.) [10, с. 13].

Электроника и приборостроение - традиционные для Петербурга виды экономической деятельности. В городе десятки заводов и НИИ разрабатывают, проектируют и создают соответствующую продукцию. По опубликованным данным, инновационная активность промышленности Петербурга выше среднероссийской, однако опережали город на Неве Удмуртия, Чувашия, Татарстан и Пермский Край [7, с. 30]. На европейском и мировом уровнях петербургская промышленность по инновационной активности далеко позади (особенно заметно отставание от стран старой Европы и США).

Инновационные проекты требуют длинных денег. Российский бизнес не желает вкладывать их в промышленность. В этом, пожалуй, состоит одно из основных противоречий современного этапа рыночной трансформации. Длинные деньги в отечественных банках получить весьма проблематично. Доля долгосрочных кредитов в общем их объеме не превышают 10-15 %. Однако позиция, трактующая инновации как несовместимые с рынком категории, уязвима [1, с. 25]. Конкуренция объективно определяет необходимость снижения затрат на единицу продукции. Без этого нет рыночной экономики.

В Петербурге разработаны документы стратегического уровня, позволяющие выстроить контуры будущего, архитектуру всех составляющих хозяйс-

Проблемы. Опыт. Решения

46 (187) - 2012

твенного комплекса города. В первую очередь это относится к промышленности. Принят закон Санкт-Петербурга от 08.06.2009 № 221-47 «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», являющийся, по сути дела, набором правил, норм и инструментов, с помощью которых власти города определяли направления развития промышленности Петербурга. В рамках реализации основных направлений промышленной политики в городе создаются новые рабочие места, осваиваются новые мощности. Так, например, в 2011 г. открыт завод по производству телевизоров и мониторов (промзона «Шушары»), запущена первая очередь высокотехнологичного производства изделий из нанострук-турных керамических и металлокерамических материалов, а также реализован ряд крупнейших проектов (на ОАО «Силовые машины», судостроительных предприятиях города и др.).

Промышленная политика на уровне субъекта Федерации призвана обеспечивать решение тех задач, которые способствуют развитию самой промышленности. Для Петербурга особо актуальны создание условий для роста инновационной деятельности, техническое перевооружение, кадровое обеспечение высокотехнологичных секторов, поддержка предпринимательства. Дело в том, что промышленное оборудование имеет довольно высокую степень износа, особенно в энергетике и машиностроении, а также химической промышленности. Крупные инновационные проекты осуществляются в соответствии с Программой улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы. Однако по итогам 2011 г. объем инвестиций в основной капитал составил лишь 71 % к аналогичному периоду 2010 г. [10, с. 19].

Отметим, что волнообразная динамика инвестиций в основной капитал характерна для последних лет. Так, например, в 2008 г. объем инвестиций увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2 %; в 2009 г. - уменьшился на 17 %; в 2010 г. - снова увеличился на 13 %. Показательным был и 2004 г., когда после празднования юбилея города заметно упал объем инвестиций.

Взлеты и падения характерны и для индекса промышленного производства (ИПП). С 2000 по 2008 г. ИПП составлял 102,0; 107,0; 129,6; 114,4; 113,7; 105,7; 98,0; 110,3; 103,9 [8, с. 165]. Завершение строительства и сдача заказчикам крупных изделий (гидрогенераторов, кораблей и т. п.) положительно влияют на общую динамику. «Адмиралтейские верфи», например, в

2003 г. сдали несколько кораблей, построенных по заказам зарубежных инвесторов. Это значительно увеличило ИПП. Следует учитывать и другие факторы, влияющие на инвестиционный климат. Ритмичность и стабильность пока слабо достижимы, но общий тренд за указанный период положительный. Однако спад 2009 г. оказался одним из самых глубоких среди российских регионов. По отдельным товарным группам спады и подъемы на десятки пунктов - явление достаточно обычное. И связано это не только с вводом в действие новых мощностей.

Промышленность Петербурга по объему отгруженной продукции в 2011 г. на 93 % представлена обрабатывающими производствами (в 2008 г. - 85,2 %). Производство и распределение электроэнергии, газа и воды соответственно составили около 7 и 14,6 % [10, с. 6]. Добыча полезных ископаемых как вид экономической деятельности представлена в Петербурге весьма незначительно (здесь работает менее 1 тыс. чел.). Столь существенный рост доли обрабатывающих производств во многом определяется увеличением в 3,7 раза производства (сборки из комплектующих деталей) легковых автомобилей, а также заметным ростом суммарных объемов отгруженной продукции в связи с постановкой на налоговый учет предприятий, занятых производством кокса и нефтепродуктов. Как уже отмечалось, с 2012 г. подобная практика прекращается.

По опубликованным данным, в структуре обрабатывающих производств по отгруженной продукции 22 % приходится на машиностроение, 13 % -на пищевые продукты (включая напитки и табак), 6 % - на металлургию. В 2006 г. до постановки на налоговый учет названных компаний доля пищевых продуктов составляла 34,0 %, машиностроения (три вида экономической деятельности) - 26,1 %; металлургии - 9,1 %; кокса и нефтепродуктов - 0,3 % [10, с. 7]. Таким образом, фактическая структура промышленности города и та, которая фигурирует в статистических сборниках, принципиально различны.

Каковы же перспективы промышленности города? Какие секторы экономики следует стимулировать, а от каких необходимо избавляться? Новая экономика зарождается параллельно с интеллектуальным переделом мира. Территориальный раздел мира - продукт Х1Х-ХХ вв. Технологический передел пришелся на вторую половину ХХ в.: Южная Корея, Тайвань, Сингапур и другие страны стали лидерами мировой экономики именно в этот период [2, с. 9].

В начале XXI в. существенно обострилась борьба за интеллектуальные ресурсы. Однако здесь и Россия, и Петербург оказались внезапно за «бортом». Дело в том, что в настоящее время реальностью стали два встречных потока: из России уезжают представители интеллектуального труда (происходит «утечка мозгов»), а приезжают малоквалифицированные рабочие - «гастарбайтеры». Передовые технологии, наукоемкую продукцию с высокой долей добавленной стоимости при подобном положении дел наращивать крайне проблематично. Так, петербургским машиностроительным заводам остро не хватает квалифицированных рабочих. Мигранты же работают в строительстве и ЖКХ. Согласно Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года (Концепция 2020), экономическое процветание города в перспективе будет определяться миграционной составляющей [2, с. 14]. С учетом коэффициента демографической нагрузки (819 нетрудоспособных граждан на 1 000 трудоспособных в 2020 г.) рассчитывать на выполнение планов без привлечения мигрантов просто невозможно. Но параллельно с совершенствованием миграционной политики необходимо все же возродить начальное и среднее профессиональное образование, которое вдруг оказалось забытым и потерявшим привлекательность.

Высокотехнологичное производство требует и высококвалифицированных работников. «От-верточное» производство, увы, является уделом развивающихся стран.

«Концепция 2020» делает упор на развитие информационных технологий; объем вида деятельности в 2010 г. составил более 100 млрд руб. [10, с. 8]. Учитывая лидерство научных школ (СПбГУ, ИТМО) по информационным технологиям, перспективы развития данной сферы весьма реалистичны. Это же можно сказать о фармацевтическом и радиологическом кластерах, а также о радиоэлектронике. Сфера радиоэлектроники, кстати, уже более полувека является для Петербурга сектором преимущественной специализации. Такие бренды, как «Ленинец», «Светлана», ВНИИ РА, НИИ Телевидения широко известны в России, в ближнем и дальнем зарубежье.

В ближайшей и отдаленной перспективе промышленность Петербурга сохранит лидирующее положение в судостроении и энергомашиностроении.

За последние два десятилетия заметно поднялась пищевая промышленность. Особенно за счет производства пива и табачных изделий. Последние

два сектора дают более половины налоговых поступлений от пищевой промышленности. Однако ожидать от них заметного увеличения доли в объеме отгруженной продукции вряд ли разумно. Город уже и так производит 26 % табачных изделий России. Табачная промышленность как бюджетообразующая сфера по мере роста доли высокотехнологических производств будет утрачивать свое значение.

Особое место в промышленном комплексе Петербурга занимает металлургия. Со времени основания города черная и цветная металлургия занимает достойное место. Ижорский, Обуховс-кий, Путиловский и другие заводы всегда имели развитое металлургическое производство. В начале XXI в. ОАО «Северсталь», ЗАО «Ижорский трубный завод», ЗАО «Петеросталь» и другие (более 60 предприятий) представляют металлургическое производство. Однако, несмотря на рост продукции металлургии в 2011 г. на 17,6 %, в отдаленной перспективе приоритет будет отдан другим секторам. Центры металлургии - Череповец, Магнитогорск, Липецк и другие города. Они и будут определять динамику данного сектора экономики.

Таким образом, новая индустриализация, отказ от рентной модели, инновационный бум - магистральные направления развития промышленности. И Петербург, безусловно, может и должен достойно ответить на вызовы XXI века.

Список литературы

1. ВласкинГ. А., ЛеинчукЕ. Б. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике. М., 2006.

2. Концепция социально-экономического развития Петербурга до 2020 года. СПб, 2011.

3. Промышленное производство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2009 году. СПб: Петростат, 2010.

4. Промышленность Санкт-Петербурга, 2005. Стат. сб. СПб: Петростат, 2006.

5. Промышленность Санкт-Петербурга, 2007. Стат. сб. СПб: Петростат, 2008.

6. Промышленность Санкт-Петербурга, 2009. Стат. сб. СПб: Петростат, 2010.

7. Рыбаков Ф. Ф. Промышленность Петербурга: настоятельность новой индустриализации // Экономист. 2012. № 2.

8. Рыбаков Ф. Ф. Промышленная политика России: история и современность. СПб: Наука, 2011.

9. Рыбаков Ф. Ф. Промышленность Санкт-Петербурга и вызовы XXI века // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 11.

10. Социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга. Годовой отчет, 2011. СПб, 2012.

- 57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.