Научная статья на тему 'Промышленная политика и государственная поддержка предприятий в Новосибирской области'

Промышленная политика и государственная поддержка предприятий в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / STATE SUPPORT OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES / РОССИЯ / RUSSIA / МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ / MOSCOW ECONOMIC FORUM / НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / NOVOSIBIRSK REGION / ВТО / WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будовская Светлана Юрьевна, Гахова Надежда Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования промышленной политики и мерам государственной поддержки промышленных предприятий на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL POLICY AND STATE SUPPORT OF ENTERPRISES IN NOVOSIBIRSK REGION

The article describes the questions of formation of industrial policy and measures of the state support of the industrial enterprises at regional level.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика и государственная поддержка предприятий в Новосибирской области»

УДК 338.26:338.45 (571.14)

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ В НОВОСИБИРСКОЙ

ОБЛАСТИ

С.Ю. Будовская, Н.А. Гахова

Новосибирский государственный технический

университет

ecGnteor@fb.nstu.ru

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования промышленной политики и мерам государственной поддержки промышленных предприятий на региональном уровне.

Ключевые слова: промышленная политика, государственная поддержка промышленных предприятий, Россия, Московский экономический форум, Новосибирская область, ВТО.

INDUSTRIAL POLICY AND STATE SUPPORT OF ENTERPRISES IN NOVOSIBIRSK REGION

S.Y. Budovskaya, N.A. Gakhova

Novosibirsk State Technical University

ecGnteor@fb.nstu.ru

The article describes the questions of formation of industrial policy and measures of the state support of the industrial enterprises at regional level.

Key words: industrial policy, state support of the industrial enterprises, Russia, Moscow economic forum, Novosibirsk region, WTO.

Выход из глобального финансово- общий спад производства был одним из са-

1

экономического кризиса не виделся ми- мых сильных.

ровому сообществу достаточно простым, Одна из главных целей Московского

хотя комплекс антикризисных мер пред- экономического форума (МЭФ), который

ставлялся вполне очевидным. России пред- состоялся 20—21 марта 2013 г. в МГУ им.

полагалось наращивать свое конкурентное М.В. Ломоносова и собрал ведущих рос-

преимущество, т. е. продолжать снабжать сийских промышленников и аграриев, ав-

мир топливно-энергетическими ресурсами, торитетных отечественных и зарубежных

снижать уровень инфляции и совершен- обществоведов, экономистов, политиков и

ствовать инвестиционный климат, повы- др., — разработка путей возрождения реаль-

шение качество которого должно было вы- ного сектора экономики России. Мировой

звать бурный приток в страну иностранно- экономике и России необходимо социаль-

го капитала и дать толчок диверсификации но, гуманитарно, экологически ориентиро-

и модернизации всей экономики. Однако ванное развитие, базирующееся на прио-

диверсифицированной экономики в Рос- -

сии нет. Россия оказалась среди стран, где 1 Гранберг Р- Найт вых°д из мир°в°ззрен-

ческого тупика / Р. Гранберг // Мир перемен. —

2013. - № 1. - С. 5-6.

ритете реального сектора. Главными критериями успеха макроэкономической политики должны быть не только количественные параметры роста ВВП, но и существенное улучшение качественных параметров, отражаемых индексом развития человеческого потенциала, прогрессом технологий, последовательным соблюдением экологических норм.

По мнению программного комитета МЭФ, при создании новой экономической политики необходимо учесть следующие моменты.

1. Институты рынка могут и должны играть роль стимулов роста эффективности и новаторства, но общество и государство должны быть модераторами современной экономики. Так, современной экономике нужны средне- и долгосрочные программы развития и индикативное планирование, механизмами реализации которых станут общественно-государственное селективное регулирование и активная промышленная политика, позволяющие государству при помощи косвенных методов и прямых инвестиций воздействовать на производство, совершенствовать структуру, устанавливать и реали-зовывать социальные, гуманитарные приоритеты развития рыночной экономики.

2. В инновационной экономике должны быть равномерно развиты все виды и формы собственности: общественные (государственные, кооперативные, неправительственные), многообразные частные (от крупных корпораций до семейных предприятий) и смешанные (предприятия с участием работников в собственности, управлении, прибылях и др.). Особенно перспективной формой являются частно-государственное, общественно-государственное, общественно-частное партнерство. Общество и государство должны приоритетно поддерживать реальный сектор

экономики, науку, образование, медицину и культуру.

3. Основа справедливой и эффективной экономики — преимущественно общественное и бесплатное здравоохранение, образование и культура; социальная ответственность бизнеса и социальное партнерство; прогрессивные подоходные налоги и другие элементы «скандинавской модели», которые могут работать в российских условиях.

4. Ограничение перелива капитала в плохо контролируемую сферу финансовых спекуляций, прямая государственная поддержка реального сектора и социальных программ.

5. Поиск новых путей интеграции с учетом обеспечения экономической безопасности страны.

6. Инновационная социально ориентированная экономика, которая предполагает поиск новых ценностей человека, отходит от категории труда как обременения, возможности задействовать неденежные мотивы и стимулы.

7. «Экономике для человека», где востребован творческий потенциал большинства, необходимы не только традиционные, но и новые формы и институты демократии, обеспечивающие все большую роль граждан и их добровольных союзов, сетевых структур, прямых форм участия граждан в управлении, в том числе на основе современных информационных и коммуникационных технологий.

8. Параллельно с развитием новых форм и институтов экономического развития опережающими темпами должно идти обновление экономической теории и образования. Важным условием этого должно стать отсутствие монополии какой-либо одной школы или парадигмы экономической теории, действительное равноправие, диалог представителей различных течений и школ.

9. Необходимость активизации диалога различных слов гражданского общества, интеллигенции, молодежи по поводу поиска путей разработки и реализации социально ориентированных моделей регулируемого развития рыночной экономики. Это открытый диалог для потенциальных сторонников и субъектов реализации: работников материального производства, науки, образования, медицины, социально ответственного бизнеса, государственных деятелей, политических и социальных организаций, движений, сетей. Любые императивы только тогда чего-нибудь стоят, когда они адресованы субъекту, способному их реали-зовать2.

Основой существования и развития современной экономики является промышленная деятельность. Производство добавленной стоимости, пропорциональное приросту денежной массы, обеспечивает товарным наполнением реальный сектор экономики. Субъекты хозяйственной деятельности выполняют ряд важных функций:

1) формируют доходную часть бюджетов регионов и их территорий, воссоздавая финансовые потоки для развития социальной сферы;

2) обеспечивают территории стабильными рабочими местами, являясь источниками доходов большого количества занятого населения;

3) содержат масштабную социальную инфраструктуру;

4) посредством развития своей производственной инфраструктуры способствуют совершенствованию инфраструктурной сети регионов, повышают ее производственную и деловую активность;

2 «Экономика для человека» — новая экономическая стратегия России // Мир перемен. — 2012. — № 1. - С. 12-16.

5) при проведении рациональной тарифной политики оказывают стабилизирующее влияние на ценообразование в регионе;

6) решают экологические проблемы (особенно в старопромышленных регионах);

7) эффективно работающие предприятия обеспечивают относительно стабильное функционирование прочих предприятий различных секторов региональной экономики.

Таким образом, субъекты промышленной деятельности, выполняя свои экономические функции, принимают на себя часть социально значимой нагрузки по улучшению условий жизнедеятельности населения и в конечном счете по формированию эффективной структуры экономической системы.

Недостаточно просто реструктурировать экономику в выбранных приоритетных направлениях, необходимо создать механизм, который бы запустил желаемые структурные изменения. Это меняет роль промышленной системы в обществе, развитие которого в конечном итоге характеризуется уже не только темпами экономического роста, но и темпами развития образования, здравоохранения, социальной сферы. Функции государства распространяются на следующие основные направле-

ния3:

1) ответственность государства за освоение и распространение новых поколений техники и технологии (посредством выбора и реализации долгосрочной и среднесрочной стратегии социально-экономического,

3 Региональная промышленная политика: от макроэкономических условий формирования к новым институтам развития / А.И. Татаркин, О.А. Романова, Р.И. Ченёнова, И.В. Макарова. — М.: Экономика, 2012. — С. 19—25.

инновационно-технологического развития, стартовой поддержки базисных и улучшающих инноваций, создания благоприятного инновационно-инвестиционного климата, эффективного и пропорционального развития и инноваций в нерыночном секторе экономики, обеспечения внешних условий технологического развития);

2) ответственность государства за эффективность интеграционных процессов (выработка на государственном уровне требований к эффективности реализуемых решений, становление института независимой оценки ожидаемой результативности);

3) повышение ответственности государства за инновационную активность предпринимателей, ученых, конструкторов, инженеров, молодого поколения (на макроуровне — институциональные условия и инвестиционный климат предпринимательской деятельности; на мезоуров-не — организационно-экономические механизмы инновационного предпринимательства, отражающие инновационную специфику территории; на микроуровне должны более интенсивно «работать» государственные стимулы протекания инновационных процессов в предпринимательских структурах);

4) освоение принципиально новых, конкурентоспособных технологий и продуктов, инновационное обновление производственного аппарата. Промышленность все больше ориентируется на удовлетворение потребностей сферы услуг, образования, здравоохранения, программирования и т. п. Промышленность начинает обслуживать государственные потребности по ликвидации провалов рынка. Инновационное обновление производственного аппарата промышленности ведется по всему возможному спектру нововведений — тех-

нологических, технических, организационных, охватывая как базисные, так и улучшающие инновации. Базисные инновации по своему характеру являются импульсными — инициируют освоение новых поколений техники и технологий, смену технологических укладов. Улучшающие инновации способствуют распространению и дифференциации этих поколений техники и новых технологических укладов;

5) выработка регуляторов поведения (правил), которые признаются всеми членами социальной группы и определяют поведение в конкретных ситуациях.

Для реализации необходимы скоординированный комплекс мер, направленных на законодательное, экономическое, информационное, организационное обеспечение инновационной деятельности в промышленности; разработка и законодательное закрепление форм, методов и механизмов государственной поддержки высокотехнологичного сектора. Должно обеспечиваться, ресурсно снабжаться, исполняться системное программно-целевое планирование науки и промышленности с четкой формализацией стратегических целей, тактических задач их достижения и конкретных показателей, позволяющих оценить целевую эффективность.

В начале XXI в. стали формироваться особые инструменты инновационного роста — госкорпорации, технопарки, особые экономические зоны, инвестиционные, венчурные фонды, специальные технологические центры. Стратегически установки долгосрочного развития государства нацеливают на становление высокотехнологичного сектора экономики, обеспечение государственной безопасности и конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках, повышение инновацион-

ной активности российских компаний, общего уровня научно-технических разработок, преодоление научно-технологического отставания России от ведущих стран мира.

Высокая технологичность заключает в себе возможность очередного, качественно отличного от предыдущего поколения, технического производства инноваций. ОЭСР разработан стандарт обособления высокотехнологичных отраслей. Критериальный параметр отнесения отраслей к высокотехнологичным — наукоемкость процессов производства (отношение отраслевых затрат на НИ-ОКР к общему объему затрат). Отрасль считается высокотехнологичной, если показатель наукоемкости превышает 3,5 %. В работах российских авторов обоснованы также иные показатели: превышение долей средних по виду деятельности значений объемов производства новой продукции и затрат НИОКР в общем объеме затрат; капитализацию дохода высокотехнологичных компаний за ряд лет; наукоотдача (отношение объема продаж наукоемкой продукции к расходам на НИОКР) и т. д. Опыт европейских стран показывает, что к высокотехнологичной экономика относится с момента действия следующих тенденций — снижения материальной составляющей в стоимости продукции и увеличения доли затрат на приобретение знаний и информации4.

В свете непрерывных изменений в структуре и облике национальной промышленности главная роль в решении структурных проблем отводится про-

4 Региональная промышленная политика: от макроэкономических условий формирования к новым институтам развития / А.И. Татаркин, О. А. Романова, Р.И. Ченёнова, И.В. Макарова. — М.: Экономика, 2012. — С. 25—29.

мышленной политике. На Западе это чаще всего обозначает меры государства по поддержке или развитию конкретных секторов экономики.

Промышленное производство Новосибирской области (НСО) является одним из ведущих секторов региональной экономики. В структуре ВРП области его доля составляет 21,8 %. По итогам 2012 г. в структуре поступлений по видам экономической деятельности во все уровни бюджетов РФ доля организаций обрабатывающих производств составила 23 %. При этом наблюдается превышение темпов индекса промышленного производства в Новосибирской области над среднероссийскими темпами. Новосибирская область занимает лидирующие позиции по индексу промышленного производства обрабатывающих производств среди регионов Сибирского федерального округа. Основные показатели развития видов промышленной деятельности Новосибирской области представлены в табл. 1 (составлена авторами по данным Росстата).

Важнейшим преимуществом остается высокая степень диверсификации промышленного сектора. Количество предприятий и территориально-обособленных структурных подразделений в промышленности превышает 13 628 ед. На предприятиях Новосибирской области по добыче полезных ископаемых, на обрабатывающих производствах, производстве и распределении газа и воды за 2012 г. среднесписочная численность работников составила 179,4 тыс. чел. (19,7 % от численности всех работников, занятых в экономике Новосибирской области).

£

Таблица 1

Динамика основных показателей развития промышленности Новосибирской области за

2005-2011 гг.

Вид деятельности Добыча полезны:: ископаем.::: ибрабатъ.шающпе пропзь.одсгьа Пропзь.одство :: распределение электроэнергии, газа :: годы

Показатель. 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Еалоьон репюнальнын продукт ь гекущ:::: осноь.ны:: цена:-:, млн руб. 73 22,8 10 145,8 12229,9 16 103,1 15262,0 12050,7 14996,3 41790,3 48779,7 57327,9 67172,7 67407,3 78570,3 84786,9 9597,3 9855,6 10319 14262,7 19925,4 24101,3 23071,3

Среднегодоь.ая численность занять.:::, ть.:с. чел. 6 5,3 5,9 6,8 5,5 6,7 6,8 191,9 182,3 186,8 188,2 183,6 182,6 183,4 28,5 29,7 29,4 30,7 31,5 31 32,3

Объем оттругкеннь.::: тоьароБ собственного пропзь.одства, Быполненнь.::: работ:: услуг собственным: с:шам:, млн руб. 13 369 15 782 20 821 37 441 27 079 16 281 19 279 93 955 123 037 148 447 176 438 168 754 212 691 238 808 36 436 42 562 33 915 42 517 51 580 58 638 60 476

11нь.есг:щ:п: ь. основной капп-гал (без субъекгоБ малого пред-пр:ш:шагель.ства, млн руб.) 12 28,0 21 10,7 50 42,5 56 15,0 33843,5 1452,6 3315,8 4533,2 6055,8 10771,4 12635,0 7486,8 8216,8 8410,8 2059,0 2219,5 3499,8 6195,0 3999,7 5059,2 6825,6

Стоимость оснобнье: фондоь. на конец года (по полной учетной стоимости) млн руб. 5092 6785 И 084 16 836 19 554 21 868 23 714 42 916 53 089 60 888 73 190 81 979 97 747 99 757 58 132 58 871 66 368 73 136 81 525 9 7 424 И 7845

Удельный ьес полностью изношенны:: осноЕны:: фондов на конец года, % 2,7 3,6 2,9 2,3 3,3 3,7 5,9 14,2 14,8 14,4 12,2 11,7 12,6 12,7 23,5 23,9 22,6 24,9 25,5 25,9 19,8

рентабельность, проданнь.::: гоь.ароБ, продугацп: (работ, услуг) органпзащш, % 41,8 22,8 45 31,5 24,8 22,6 32,8 6,5 7,4 9,7 9,2 9,6 7,8 6,6 3,2 1,4 5,2 8,4 6,8 5,5 4,6

П

5

I £

?

£

о

I

м

I

М №

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника на предприятиях по добыче полезных ископаемых составила 30 028 руб., в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — 23 752 руб., в обрабатывающих производствах — 21 950 руб.5

Для закрепления и наращивания существующих позитивных тенденций промышленного производства, структурных преобразований и обеспечения экономического роста промышленности и региона необходимо формирование соответствующей региональной промышленной политики. Региональная промышленная политика должна базироваться на принципах государственной промышленной политики и способствовать наращиванию конкурентных возможностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Промышленная политика — это система мер, направленных на создание условий для эффективного достижения стратегических целей развития промышленности с использованием всего комплекса методов и инструментов, находящихся в распоряжении субъектов управления промышленным развитием. Промышленная политика за период своего развития в российской экономике значительно менялась. Современную промышленную политику можно охарактеризовать следующим образом:

1) государственная промышленная политика формируется как национальная, когда равноправными участниками ее разработки и реализации являются государство, бизнес, наука, общественные организации, формирующиеся институты гражданского общества;

5 Меры государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области/ Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО. — Новосибирск, 2013. — С. 2—3.

2) объектом являются отрасли экономики, корпорации, производственные предприятия, в том числе и отдельные предприниматели. Объектом становится новый комплекс процессов промышленного производства и окружающих экономических процессов;

3) субъекты промышленной политики — государство (правительственный аппарат и совокупность граждан); на региональном и муниципальном уровне — государственные органы власти субъекта РФ, муниципалитеты, частный бизнес;

4) размывание отраслевых границ, создание экономики отраслей, тесно связанных между собой;

5) центральной составляющей становится инновационная политика6;

6) переориентация промышленной политики с ситуационного принципа управления к самоорганизации.

В современных российских условиях (значительная часть устаревших производств, необходимость поддержки структурных преобразований и инновационного развития) четкая промышленная политика способна обеспечить государственную поддержку стратегически важным высокотехнологичным производствам.

Государственная промышленная политика разрабатывается в отраслевом и региональном разрезах.

Региональная промышленная политика — это система мер, осуществляемых субъектами управления, направленных на создание условий для эффективного достижения стратегических целей развития отраслей промышленности данного региона,

6 Мельников В.В. Содержание инновационной и научно-технической политики государства при построении национальной инновационной системы / В.В. Мельников // TERRA ECO-NOMICUS. - 2012. - Т. 10.- № 4. - С. 58-59.

через использование методов и инструмен-

7

тов, находящихся в их распоряжении .

Субъектами региональной промышленной политики выступают органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, иные субъекты промышленной деятельности региона, включая профсоюзы, некоммерческие объединения предприятий, предпринимателей, работодателей.

Механизмами реализации региональной промышленной политики могут выступать федеральные и региональные институты развития (некоммерческие государственные и негосударственные), частно-государственное партнерство, проектный, кластерный и иные механизмы развития.

Федеральные институты развития - например Инвестиционный фонд Российской Федерации, Банк развития и внешнеэкономической деятельности и другие - являются механизмом реализации решений органов государственной власти в сфере промышленной политики в соответствии с законодательством РФ.

Региональные институты развития оказывают содействие инвестиционному росту (региональный инвестиционный фонд, агентство по содействию в реализации региональных инвестиционных проектов, совет по частногосударственному партнерству, региональная корпорация развития), инновационной активности (венчурные и гарантийные фонды, агентство по экспорту, бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриально-промышленные парки, региональный центр стратегических разработок).

7 Титов К. Региональная промышленная политика: цели, задачи, приоритеты / К. Титов. URL: http: / / vasilievaa.narod.ru/ptpu/9_5_02.htm (дата обращения- 24.05.2005).

Особые экономические зоны, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности с целью развития высокотехнологичного бизнеса, представлены в Новосибирской области, в частности технопарком в Академгородке. Общая площадь объектов проекта — 330 тыс. м2. Основные направления технопарка: информационные технологии, биотехнологии и медицина, силовая электроника, приборостроение и другие.

Частногосударственное партнерство — форма взаимоотношений между субъектами промышленной деятельности с целью объединения ресурсов государства, муниципальных образований и иных субъектов предпринимательской деятельности на взаимовыгодных условиях для реализации проектов в сфере промышленной деятельности. Основные формы и методы реализации частногосударственного партнерства: лизинг, соглашения о разделе продукции, инвестиционный контракт, совместные предприятия, концессии, федеральные адресные инвестиционные программы, региональные программы и проекты развития территорий, региональные налоговые льготы. В последнее время особую актуальность частногосударственное партнерство (в том числе и в НСО) приобретает в подготовке кадров в промышленном секторе экономике.

Проектный механизм реализации промышленной политики в субъекте РФ предполагает объединение ресурсов государства и субъектов предпринимательской деятельности для реализации стратегических целей в управлении промышленным комплексом региона. Оно применяется к социально направленным проектам, предусматривающим создание и развитие инфраструктуры региона, элементов националь-

ной инновационной системы, обеспечение реализации институциональных преобразований, проектирование инвестиционных решений.

Кластерный механизм рассматривается как система отношений между органами государственной власти региона и иными субъектами промышленной деятельности на основе формирования и развития промышленных кластеров. Организация экономических процессов в промышленном кластере основывается на инвестиционном партнерстве органов власти, организаций,

образующих кластер, и финансовых структур.

Так, в настоящее время в Новосибирской области ведется активная работа по разработке концепции кластерной политики области в рамках «Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года»:

■ инновационно-образовательный кластер;

■ кластер электротехнического и электроэнергетического машиностроения;

■ строительный кластер;

■ транспортно-логистический кластер;

■ «Прото-кластер» потребительского сектора.

Формами реализации региональной промышленной политики могут являться стратегии социально-экономического развития региона; индикативные планы и программы модернизации традиционных отраслей (подотраслей) и производств; программы развития высокотехнологичных отраслей и производств; программы реструктуризации промышленных предприятий, интегрированных бизнес-групп; целевые специальные программы; прогнозы (краткосрочные, долгосрочные) и стратегическое программирование.

Методы реализации региональной промышленной политики включают институциональные (формирование правовой и организационно-экономической среды, развитие отношений собственности, правового регулирования, административно-экономического и административного регулирования) и ресурсные (затратные) методы (прямое финансирование, экономическое регулирование, информационно-аналитическое обеспечение).

Программы развития промышленного производства, реализуемые на территории Новосибирской области:

■ Закон Новосибирской области от 02.07.2008 № 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области»;

■ Областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009—2013 годы»;

■ « Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года»;

■ долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012—2021 годы»;

■ долгосрочная целевая программа «Развитие промышленно-логистического парка на территории Новосибирской области на 2011—2015 годы»;

■ долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012—2016 годы»;

■ долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Новосибирской области на период до 2015 года»;

■ ФЦП: Программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008—2015 годы;

■ Закон Новосибирской области от 22.03.2012 №200-ЗС «Об участии Новосибирской области в государственно-частном партнерстве»;

■ Постановление Правительства Новосибирской области от 01.09.2011 №383-п «Об утверждении целевой программы "Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012—2021 годы"»;

■ долгосрочная целевая программа «Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Коль-цово на 2011—2015 годы».

Государственная политика в Новосибирской области в сфере промышленности осуществляется Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства.

Начиная с 2010 г. государственная поддержка промышленных предприятий ведется в рамках ведомственной целевой программы (ВЦП) «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области».

Нормативно-правовой базой разработки программы являются:

■ Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

■ Закон Новосибирской области от 15.12.2007 № 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области»;

■ Закон Новосибирской области от 02.12.2010 № 10-ОЗ «Об утверждении программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011—2015 годы»;

■ Закон Новосибирской области от 20.09.2002 № 47-ОЗ «О мерах государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области»;

■ Постановление Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 № 43-п «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области»;

■ Приказ Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 16.05.2012 № 159 «О разработке ведомственной целевой программы "Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2013—2017 годы"»8.

В 2012 г. завершена реализация ВЦП «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2010— 2012 годы», заказчиком и исполнителем которой являлось Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО.

Государственная поддержка была направлена:

■ на решение задач стимулирования процесса технического перевооружения, проводимого промышленными предприятиями Новосибирской области:

■ на активизацию процессов коммерциализации новых технологий;

8 Меры государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области/ Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО. — Новосибирск, 2013. — С. 2—3.

■ на внедрение новых видов продукции на промышленных предприятиях.

За годы реализации ВЦП в 2010—2012 гг. промышленные предприятия, получившие государственную поддержку, инвестировали в основной капитал в целях технического перевооружения более 934 млн руб. Было приобретено 489 единиц нового основного технологического оборудования при плане 370 единиц. Объем субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях компенсации затрат составил 153 млн руб. Затраты по опытно-конструкторским и технологическим работам были субсидированы на 34 вида новой продукции, новых технологий при плане 32 единицы в объеме 32 млн руб. Объем вложений промышленных предприятий в новые разработки составил более 188 млн руб. Программа исполнена по финансовым результатам на 83 %. За три года реализации из запланированных 224 млн руб. предприятиям направлено 185 млн руб. При этом конечные цели Программы были достигнуты на 100 %9.

Победителями конкурсов на предоставление субсидий на компенсацию части затрат на приобретенное новое основное технологическое оборудование были признаны 56 участников. Субсидии на компенсацию части затрат на проведение опытно-конструкторских и технологических работ были распределены среди 12 заявок товаропроизводителей.

По условиям предоставления государственной поддержки не существует ограничений на повторность участия товаро-

9 Аналитическая записка к отчету о реали-

зации ведомственной целевой программы «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2010—2012 годы» / Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО. — Новосибирск, 2013.

производителей в конкурсах, поэтому ряд предприятий неоднократно становились участниками и победителями конкурсов. Например, НПО «Элсиб» шесть раз получало государственную поддержку на компенсацию части затрат на приобретенное новое основное технологическое оборудование, пять раз — на проведение опытно-конструкторских и технологических работ. Четыре раза господдержка на приобретение нового основного технологического оборудования была предоставлена ОАО «Сиблитмаш» и ОАО «Синар». Три раза финансовые средства получили такие предприятия, как ОАО «Бердский электромеханический завод», ОАО «15 ЦАРЗ».

Все предприятия приобретали новое высокопроизводительное оборудование, которое позволит выпускать новые виды промышленной конкурентоспособной продукции: 42 % приобретенного оборудования было произведено в РФ; европейское оборудование составило 27 %; 31 % оборудования — из стран Азии и Африки.

Выполняется главное условие предоставления государственной поддержки — прирост налоговых платежей в областной бюджет Новосибирской области в течение двух лет после получения государственной поддержки на сумму не меньшую, чем размер полученной субсидии. При получении отчетов от товаропроизводителей в 2012— 2013 гг. (получивших государственную поддержку в 2010—2012 гг.) Министерством промышленности обобщены следующие суммарные итоги:

1. По итогам 2010 и 2011 гг. прирост фактически уплаченных налоговых платежей с учетом коэффициентов сопоставимости по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц по сравнению с 2009 г. со-

ставил 242 млн руб. При этом затраты из областного бюджета на государственную поддержку товаропроизводителей в 2010 г. составили 39 млн руб.

2. При затратах областного бюджета на государственную поддержку товаропроизводителей в 2011 г. в сумме 47 млн руб., прирост фактически уплаченных налоговых платежей в 2011—2012 гг. по сравнению с 2010 г. составил 188 млн руб.10

Таким образом, по итогам реализации ВЦП в 2010—2012 гг. государственная поддержка промышленных предприятий оказалась востребованной и эффективной.

В 2012 г. была разработана и утверждена ВЦП «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2013—2017 годы». Цель программы — развитие производственно-технологического потенциала и повышение конкурентоспособности предприятий промышленности Новосибирской области.

Задачи данной программы следующие:

• стимулирование организаций промышленности к внедрению передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным;

• обеспечение условий для активизации процессов коммерциализации опытно-конструкторских и технологических работ, внедрения новых видов продукции и технологий на промышленных предприятиях Новосибирской области.

10 Аналитический отчет по итогам 2012 года об эффективности предоставления мер государственной поддержки товаропроизводителям Новосибирской области / Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО. — Новосибирск, 2013.

Мероприятия ВЦП включают два вида: субсидирование части затрат на приобретенное новое основное технологическое оборудование и субсидирование части затрат на проведение опытно-конструкторских и технологических работ (табл. 2)11.

Прирост налоговых платежей оценивается с учетом коэффициентов сопоставимости по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц и акцизам в консолидированный бюджет Новосибирской области в год предоставления субсидий и последующий год по сравнению с годом, предшествующим предоставлению субсидий.

Реализация мероприятий программы будет способствовать росту индекса промышленного производства в Новосибирской области по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» в 2013— 2017 гг. на уровне 108—109 %.

Оценка эффективности реализации Программы определяется в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 № 43-п «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области». Если реализация программы будет оценена как неэффективная, то предстоит ее корректировка и доработка.

22 августа 2012 г. Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Вступление России в ВТО так или иначе скажется на всех секторах экономики нашей страны. Однако до сих пор нет четкого и однозначного ответа, каким будет эффект от такого шага.

11 Меры государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области / Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО. — Новосибирск, 2013. — 55 с.

ф-

ю

£

' о

О

Таблица 2

Мероприятия и целевые показатели ВЦП «Техническое перевооружение промышленности

Новосибирской области на 2013—2017 годы»

Наименование мероприятия Целевые показатели Значение целевых показателей, по годам

2013 2014 2015 2016 2017 Итого

Субсидирование части затрат на приобретенное новое основное технологическое оборудование Рост производительности, % 110 110 110 110 110

Объем инвестиций предприятиями, привлекаемых в целях технического перевооружения, тыс. руб. 2 200 000 2 200 000

Количество единиц нового основного технологического оборудования, ед. 150 150 150 150 150 750

Сумма затрат из областного бюджета, тыс. руб. 90 000 100 000 110 000 120 000 130 000 550 000

Субсидирование части затрат на проведение опытно-конструкторских и технологических работ Количество созданных или усовершенствованных производимых видов продукции, созданных новых или усовершенствованных применяемых технологий 7 7 7 7 7 35

Сумма затрат из областного бюджета, тыс.руб. 20 000 20 000 20 000 20 000 20 000 100 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого затрат из областного бюджета, тыс. руб. 110 000 120 000 130 000 140 000 150 000 650 000

Объем вложений предприятиями на проведение опытно-конструкторских и технологических работ, тыс. руб. 80 000 80 000 80 000 80 000 80 000 400 000

Прирост налоговых платежей, тыс. руб. 110 000 120 000 130 000 140 000 150 000 650 000

М

м

Ш Я О

д

о

К £

я

ч

я

я £

Я Е

О

£ Я Я

со >

£ Я

Вступление в ВТО приведет к увеличению сырьевой ориентированности российской экономики. По данным Росстата и оценкам Strategic Business Solutions (SBS), Россия в результате вступления в ВТО к 2020 г. недополучит 12,7 % выпуска промышленности и сельского хозяйства. Конечно, в наименьшей степени от вступления в ВТО проиграют российские добывающие отрасли — нефтегазовый сектор, угольная промышленность, металлургия, производство минеральных удобрений, в масштабах российской экономики доля этих отраслей составляет около 40 %. По предварительным оценкам, два субъекта СФО (Кемеровская область и Республика Хакасия) практически не проиграют от членства в ВТО — они попадают в 10 регионов РФ, в которых объем промышленного производства и сельского хозяйства к 2020 г. недополучит до 10 % роста. В 42 регионах совокупный выпуск недополучит более 20 % роста (в частности, в Новосибирской области — от 20 до 30 % выпуска)12.

В последние годы в России был разработан и принят ряд стратегий развития отдельных отраслей промышленности (Стратегия развития тяжелого машиностроения до 2020 г., Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г. и другие программы и стратегии). Они предусматривают технологическую модернизацию и ускоренное наращивание отечественного производства. Все эти стратегии в значительной степени полагаются на государственную поддержку и защиту на переходном периоде от иностранной конкуренции, что должно облегчить условия

12 Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации / К.А. Бабкин, А. В. Кузнецов, Е.А. Корчевой, В.В. Пронин, В.А.

Самохвалов.— М.: Центр полиграфических услуг «Радуга». — С. 26—27.

модернизации и реструктуризации. Предполагаемый рост в случае реализации данных стратегий оказывается недостижимым в результате вступления в ВТО: российские инвесторы уйдут с рынка, иностранные не придут, пока на российском рынке не будут решены институциональные проблемы.

Для того чтобы ущерб от вступления в ВТО был минимальным, а выигрыш — максимальным, необходимо сначала повысить конкурентоспособность, а уж потом открывать рынки. Комплекс мер, способных повысить конкурентоспособность отдельных отраслей, имеющих стратегическое значение для экономики и страны в целом, может быть представлен следующим образом.

• Разработка четкой и последовательной отраслевой политики: формулировка ее целей, задач, инструментов, включая определение приоритетных для поддержки отраслей.

• Подготовка и реализация стратегий развития и модернизации отраслей, включая государственные инвестиции в капиталоемкие производства и инфраструктурные проекты, учитывающие обязательства страны как члена ВТО.

• Реформирование отдельных предприятий и моногородов, которые не способны конкурировать в новой среде.

• Стимулирование развития перспективных технологий для приоритетных отраслей (включая софинансирование НИ-ОКР, фундаментальных исследований).

• Стимулирование импорта технологий без ущерба для спроса на конечную продукцию.

• Для создания условий, необходимых для быстрой модернизации экономики и

предотвращения (ослабления) негативных эффектов, можно выделить ряд мер:

— устранение коррупции и административных барьеров со стороны надзорных и контролирующих органов;

— повышение мобильности населения и создание общенациональных бирж труда и занятости;

— обеспечение экономики долгосрочными низкопроцентными кредитами;

— наращивание вложений в инфраструктуру и образование.

• Совершенствование налоговой политики;

• Эффективная социальная политика даст и скорректирует доступ населения к товарам и услугам, произведенным в стране и за рубежом13.

Развитие малого и среднего предпринимательства:

— пропаганда малого предпринимательства и обучение его ведению;

— создание предприятий-локомотивов в каждом из секторов экономики, которые будут в дальнейшем обеспечивать заказами малый бизнес, в перспективе формируя производственные кластеры;

— создание институтов для продвижения малых и средних предприятий на зарубежных рынках;

— упрощение зарубежных операций для малых и средних предприятий.

• Создание и совершенствование необходимых институтов для защиты внутренних производителей в рамках ВТО:

— создание финансируемых государством комиссий, торговых палат и юридических служб при ВТО для разреше-

13Литвинцева Г.П. Дифференциация доходов населения и государственная политика ее снижения в Российской Федерации: монография / Г.П. Лит-винцева, Е.А. Стукаленко, О.В. Воронкова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. — С. 214— 216.

ния споров и продвижения отечественной продукции;

— создание организации для участия выработке правил и норм ВТО, максимально отвечающих интересам России;

— поддержка подготовки юристов, экономистов, управленцев по тематике ВТО, а также поддержка формирования рынка соответствующих услуг в России.

Есть множество вопросов технического характера: разработка технических регламентов, санитарных норм, адаптация возможных мер поддержки к правилам ВТО, разработка новых инструментов, не противоречащих правилам ВТО — для которых требуется время и подготовка специалистов.

Данные меры способны облегчить России вступление в ВТО14.

Вступление России в ВТО подразумевает ужесточение конкуренции и ограничение государственного вмешательства и государственной поддержки реального сектора. Однако современные тенденции развития экономики России требуют от государства активного вмешательства. В связи с этим реализация основных мер промышленной политики столкнется со значительными трудностями и вряд ли достигнет намеченных целей.

Литература

Аналитический отчет по итогам 2012 года об эффективности предоставления мер государственной поддержки товаропроизводителям Новосибирской области/ Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО. — Новосибирск, 2013.

14 Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации / К.А. Бабкин,

A.В. Кузнецов, Е.А. Корчевой, В.В. Пронин,

B.А. Самохвалов.— М.: Центр полиграфических услуг «Радуга», 2012. — С. 41—42.

Аналитическая записка к отчету о реализации ведомственной целевой программы «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2010—2012 годы» / Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО. — Новосибирск, 2013.

Гранберг Р. Найти выход из мировоззренческого тупика / Р. Гранберг // Мир перемен. — 2013. — № 1. — С. 5—8.

Литвинцева Г.П. Дифференциация доходов населения и государственная политика ее снижения в Российской Федерации: монография / Г.П. Литвинцева, Е.А. Стукаленко, О.В. Во-ронкова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. — 340 с.

Мельников В.В. Содержание инновационной и научно-технической политики государства при построении национальной инновационной системы / В.В. Мельников // ТЕКЯЛЕСОЫОМГСШ / — 2012. — Т. 10. — № 4. — С. 47—61.

Меры государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области/ Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО. — Новосибирск, 2013. — 55 с.

Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации / К.А. Бабкин,

A.В. Кузнецов, Е.А. Корчевой, В.В. Пронин,

B.А. Самохвалов.— М.: Центр полиграфических услуг «Радуга», 2012. — 42 с.

Региональная промышленная политика: от макроэкономических условий формирования к новым институтам развития / А.И. Татаркин, О.А. Романова, Р.И. Ченёнова, И.В. Макарова.— М.: Экономика, 2012. - 359 с.

Титов К Региональная промышленная политика: цели, задачи, приоритеты / К. Титов. URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/9_5_02. htm (дата обращения— 24.05.2005).

«Экономика для человека» — новая экономическая стратегия России // Мир перемен. — 2012. — № 1. — С. 9—16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.