Научная статья на тему 'Формирование современной промышленной политики в Чувашской Республике'

Формирование современной промышленной политики в Чувашской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ECONOMIC ROLE OF THE STATE / INDUSTRIAL COMPLEX / INNOVATIVE ECONOMIC GROWTH / THE PROGRAMMNO-TARGET APPROACH / STRATEGY / INNOVATIONS / THE INDUSTRIAL INNOVATIVE POLICY / TOOLS OF AN INDUSTRIAL POLICY / THE STATE SUPPORT / THE PRIVATE-STATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Елена Валерьевна, Александрова Наталия Николаевна

Рассмотрена экономическая роль государства в регулировании развития экономики. Дана общая характеристика промышленного комплекса Чувашской Республики, динамика развития его основных показателей за последние 5 лет. Приведена нормативная правовая база сформированной промышленной инновационной политики, обозначена ее взаимосвязь со стратегическими целями республики. Особое внимание уделено применяемым в настоящее время инструментам промышленной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MODERN INDUSTRIAL POLICY IN THE CHUVASH REPUBLIC

In article the economic role of the state in regulation of development of economy is considered. The general characteristic of an industrial complex of the Chuvash Republic, dynamics of development of its basic indicators over the last 5 years is given. The standard legal base of the generated industrial innovative policy of the Chuvash Republic is resulted, its interrelation with republic strategic targets it designated. The special attention is given tools of an industrial innovative policy of the Chuvash Republic applied now.

Текст научной работы на тему «Формирование современной промышленной политики в Чувашской Республике»

Е.В. ХАРИТОНОВА, Н.Н. АЛЕКСАНДРОВА

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ключевые слова: экономическая роль государства, промышленный комплекс, инновационный экономический рост, программно-целевой подход, стратегия, инновации, промышленная инновационная политика, инструменты промышленной политики, государственная поддержка, частногосударственное партнерство.

Рассмотрена экономическая роль государства в регулировании развития экономики. Дана общая характеристика промышленного комплекса Чувашской Республики, динамика развития его основных показателей за последние 5 лет. Приведена нормативная правовая база сформированной промышленной инновационной политики, обозначена ее взаимосвязь со стратегическими целями республики.

Особое внимание уделено применяемым в настоящее время инструментам промышленной инновационной политики.

FORMATION OF THE MODERN INDUSTRIAL POLICY IN THE CHUVASH REPUBLIC Key words: economic role of the state, industrial complex, innovative economic growth, the programmno-target approach, strategy, innovations, the industrial innovative policy, tools of an industrial policy, the state support, the private-state partnership.

In article the economic role of the state in regulation of development of economy is considered. The general characteristic of an industrial complex of the Chuvash Republic, dynamics of development of its basic indicators over the last 5 years is given. The standard legal base of the generated industrial innovative policy of the Chuvash Republic is resulted, its interrelation with republic strategic targets it designated. The special attention is given tools of an industrial innovative policy of the Chuvash Republic applied now.

В экономической теории существуют две крайние точки зрения на роль государства в экономике:

1) невмешательство государства в экономику. Сторонники такого подхода считают, что рыночная экономика эффективна сама по себе, а вмешательство государства лишь подрывает эту эффективность. Поэтому государственные функции должны быть сведены к минимуму. Такого подхода придерживались Ф. Хайек, Л. Мизес, К. Менгер, Ф. Визер, А. Маршалл, М. Фридмен, М. Браун и другие экономисты;

2) необходимость государственного регулирования экономики. Сторонники таких взглядов утверждают, что свободный рынок сам по себе не в состоянии обеспечить эффективное функционирование экономики, а потому нуждается в постоянной государственной корректировке. К числу известных экономистов, придерживающихся такого мнения, можно отнести А. Вебера, Дж.М. Кейнса, С. Харриса, Дж. Сакса, Я. Корнаи и др. [5].

Экономическая роль государства представляет собой значение и степень участия государства в экономической жизни общества, его одно из основных направлений деятельности. С развитием и углублением процесса обобществления средств производства возникает необходимость перспективного целенаправленного государственного регулирования экономики. Характер и уровень экономической деятельности государства во многом зависят от конкретных исторических условий и особенностей развития каждой страны. В периоды экономических кризисов, во время состояния депрессии, в переходные этапы вмешательство государства в экономику увеличивается.

Основой экономического потенциала региона является реальный сектор экономики, в первую очередь - промышленный комплекс. Успешное решение многих проблем социально-экономического развития во многом обусловлено эффективностью структурных преобразований в промышленности. Именно благодаря проведению промышленной политики, так называемой «industrial policy»,

многие развитые страны изменил облик национальной промышленности, прежде всего, с позиции решения ее структурных проблем. Таким образом, формирование эффективной промышленной политики и создание механизма ее реализации являются значимыми задачами управления экономикой региона [1].

Согласно проекту Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации стратегической целью развития России является выход на передовые позиции в глобальной экономической конкуренции. Это означает необходимость радикального повышения эффективности российской экономики, перехода от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу экономического роста. Такой подход предполагается осуществлять по следующим направлениям: развитие человеческого потенциала; создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику; структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития; закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов); расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда; переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

Незрелость механизмов и институтов рыночной экономики в Российской Федерации, зачастую отсутствие ряда институтов, необходимость их поддержки и регулирования со стороны государства на этапе формирования и становления, обуславливают необходимость управления этим процессом со стороны государства, по сути, формирования государственной промышленной политики, повышения ее эффективности.

Промышленная политика - это составная часть стратегии общественного развития, представляющая собой целенаправленное систематическое взаимодействие между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями, по прямому (административному) и косвенному (финансово-экономическому) воздействию на решение долгосрочных задач формирования структурно-сбалансированного, инновационного и конкурентоспособного в глобальном пространстве промышленного сектора экономики, устранению препятствий в ходе этого развития, которые не могут быть преодолены механизмами саморегулирования рынка.

Особую значимость при этом приобретает вопрос формирования промышленной политики региона с невысоким природно-ресурсным потенциалом. Чувашская Республика сегодня - динамично развивающийся регион с индустриально-аграрной экономикой.

Одной из наиболее значимых сфер экономики республики является промышленный комплекс, на долю которого приходится около 32% валового регионального продукта. Промышленный комплекс является основой бюджетной системы Чувашской Республики, обеспечивая около 50% налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации по Чувашской Республике.

Отличительной особенностью республики по сравнению с другими субъектами федерации является отсутствие каких-либо значимых запасов природных ископаемых. По данным рейтингового агентства «Эксперт» РА, Чувашская Республика по уровню природно-ресурсного потенциала занимает одно из последних мест (82-е место по данным рейтинговой оценки за 2005-2006 гг.) среди 88 субъектов Российской Федерации. Этот фактор стал определяющим при формировании структуры промышленного комплекса республики.

Сегодня на долю обрабатывающих производств республики приходится 88,3% [2] общего объема отгруженных товаров организаций промышленного комплекса (для сравнения: по Российской Федерации организации обрабаты-

вающих производств обеспечивают 66,3% объемов отгруженной продукции промышленного комплекса) (табл. 1).

Таблица 1

Структура промышленного комплекса Российской Федерации и Чувашской Республики в 2007 г.

№ п/п Вид экономической деятельности Российская Федерация Чувашская Республика

1. Добыча полезных ископаемых 22,8 0,3

2. Обрабатывающие производства 66,3 88,3

3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10,9 11,4

Итого 100,0 100,0

Промышленный комплекс имеет высокодиверсифицированную структуру: обрабатывающие производства республики представлены практически полным набором видов экономической деятельности (табл. 2) [2].

Таблица 2

Структура обрабатывающих производств Чувашской Республики в 2007 г.

Вид экономической деятельности Доля в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств, %

Обрабатывающие производства 100,0

Из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки 20,3

текстильное и швейное производство 4,5

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,5

обработка древесины и производство изделий из дерева 0,6

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 1,4

химическое производство 8,3

производство резиновых и пластмассовых изделий 1,3

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 6,2

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 8,0

производство машин и оборудования 13,7

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 19,6

производство транспортных средств и оборудования 12,4

При этом в структуре обрабатывающих производств сохранено преобладание машиностроительного комплекса, на долю которого приходится около 54% общего объема отгруженной продукции обрабатывающих производств.

Несмотря на отсутствие полезных ископаемых, на протяжении последних лет темпы роста промышленного производства в Чувашии стабильно превышают среднероссийские показатели (табл. 3) [2].

Таблица 3

Темпы роста промышленного производства в Чувашской Республике и Российской Федерации в 2003-2007 гг. и 9 месяцев 2008 г.

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 9 месяцев 2008 г.

Российская Федерация 108,9 108,0 105,1 106,3 106,3 105,4

Чувашская Республика 107,8 106,4 107,4 118,9 112,3 111,1

Увеличивается рентабельность организаций: за период с 2003 по 2007 г. рентабельность проданных товаров организаций, занятых добычей полезных ископаемых, увеличилась в 5,2 раза, обрабатывающих производств - в 1,9 раза [2].

Сокращается доля убыточных организаций: с 2003 г. доля убыточных предприятий, занятых добычей полезных ископаемых, сократилась с 40 до

20%, обрабатывающих производств - с 39,7 до 22,3%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - с 54,8 до 37,7% [2].

Среднемесячная номинальная заработная плата работающих в организациях промышленного комплекса увеличилась за этот же период в 2,4 раза (с 3975 руб. в 2003 г. до 9412 руб. в 2007 г.).

Из года в год растет внешнеторговый оборот промышленных товаров (табл. 4) [2]. При этом в структуре внешнеторгового оборота наблюдается превышение экспортных поставок промышленных товаров над импортными: на долю экспорта приходится более 60% внешнеторгового оборота республики.

Таблица 4

Внешнеторговый оборот промышленных товаров Чувашской Республики в 2003-2007 гг. и 9 месяцев 2008 г.

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 9 месяцев 2008 г.

Внешнеторговый оборот, млн долл. США 169,0 203,7 244,4 298,9 467,3 361,9

В том числе

Экспорт, млн долл. США 112,7 117,9 152,5 198,4 283,5 230,6

доля экспорта в ВТО, % 66,7 579 62,4 66,4 60,7 63,7

Импорт, млн долл. США 56,3 85,8 91,9 100,5 183,8 131,4

доля импорта в ВТО, % 33,3 42,1 37,6 33,6 39,3 36,3

В структуре экспортных поставок преобладает продукция обрабатывающих производств. В 2007 г. 48,4% экспорта составляла продукция машиностроения, 24,2% приходилось на продукцию химической промышленности.

Динамичное развитие промышленного комплекса республики, востребованность продукции чувашских товаропроизводителей не только на внутреннем (российском) рынке, но и на зарубежных рынках является прямым следствием целенаправленной политики правительства республики, в основе которой - системный программно-целевой подход.

Основа программно-целевого подхода к развитию экономики республики была положена в 2002 г. с принятием среднесрочной Президентской программы основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 г. и принятой в ее развитие Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 г. В документах впервые были определены конкурентные преимущества и возможности дальнейшего развития республики, обозначены стратегические цели, этапы развития и механизмы достижения целей. Промышленная и инновационная политика наряду с развитием агропромышленного комплекса, развитием базовой общественной инфраструктуры, инвестиционной и кадровой политикой становится одним из стратегических приоритетов экономического развития Чувашской Республики.

В развитие основных положений Стратегии были приняты важнейшие нормативные правовые документы, направленные на создание благоприятных условий для повышения уровня жизни населения и роста предпринимательской активности:

- Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 гг.;

- ряд указов Президента ЧР, в которых упор сделан на формирование современной инфраструктуры, в том числе на газификацию сельских населенных пунктов, дорожное строительство, качественное водоснабжение, а также на обеспечение занятости сельчан, ускорение развития малого предпринимательства, формирование инновационной среды и информационных технологий, развитие физической культуры и спорта, пропаганду здорового образа жизни, благоустройство населенных пунктов и территорий и другие;

- территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития республики;

- республиканские целевые программы развития отраслей и комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований.

Заложенный базис социально-экономических преобразований, позволил в 2007 г. разработать долгосрочный документ - Стратегию социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.

Сегодня главным стратегическим приоритетом Чувашской Республики является достижение мировых стандартов жизни населения на основе формирования модели конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста. При этом в качестве важнейшего ресурса динамичного социально-экономического развития рассматривается рациональное использование человеческого капитала и интеллектуального потенциала.

Промышленная политика, являющаяся одним из приоритетных направлений социально-экономического развития республики, нацелена на формирование высокодинамичного и конкурентоспособного промышленного комплекса, характеризующегося эффективной дифференцированной структурой, ориентированного на использование инноваций, развитие высокотехнологичных отраслей, нано- и биотехнологий, информационных технологий. По сути дела, речь идет не просто о промышленной политике, а, скорее, о промышленной политике, основанной на инновациях, или промышленной инновационной политике.

Промышленная инновационная политика республики, реализация которой ведется с 2005 г., сегодня полностью сформирована и базируется на нормативных правовых документах концептуального характера и комплексных программах развития инновационной деятельности и качества, а также программах развития базовых отраслей промышленности.

За период с 2005 г. приняты и реализуются:

- Концепция инновационного развития Чувашской Республики;

- Энергетическая стратегия Чувашской Республики на период до 2020 г.;

- Республиканская комплексная программа ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2010 гг. (программа «Качество»);

- Республиканская комплексная программа инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 гг.;

- Подпрограмма «Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий» Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 гг.;

- Республиканская программа развития лесопромышленного комплекса Чувашской Республики на 2005-2010 гг.;

- Республиканская программа развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 гг.;

- Республиканская целевая программа развития химической промышленности Чувашской республики на 2006-2010 гг.;

- Республиканская целевая программа развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 гг.;

- Республиканская целевая программа развития энергетики Чувашской Республики на 2006-2010 гг.

Принятые документы гармонизированы со стратегическими целями Чувашской Республики и представляют собой, по сути дела, план тактических действий по достижению стратегических ориентиров развития.

Современная промышленная инновационная политика республики характеризуется следующими признаками:

- главным условием обеспечения устойчивых высоких темпов промышленного производства становится наукоемкая экономика;

- формируется высокодиверсифицированная структура промышленного комплекса;

- государственная поддержка из республиканского бюджета Чувашской Республики переориентирована от прямой финансовой помощи отраслям и отдельным предприятиям промышленного комплекса на поддержку на конкурсной основе проектов, отвечающих формализованным критериям и соответствующих стратегическим направлениям развития республики в виде субсидий, налоговых льгот и грантов;

- продолжается углубление интеграции промышленного комплекса в глобальное мировое пространство.

Среди применяемых инструментов реализации инновационной промышленной политики [3, 4] Чувашской Республики:

1) Создание благоприятного инвестиционного климата средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики.

Согласно Закону ЧР № 8 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» организации, осуществляющие инвестиции, имеют право на предоставление им на конкурсной основе налоговых льгот по налогу на имущество (льготная ставка в размере 50% от суммы исчисленного налога), налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет ЧР (льготная ставка в размере 13,5%); инвестиционных налоговых кредитов, других форм государственной поддержки.

Создана эффективная система государственной поддержки инновационной деятельности. Согласно Указу Президента ЧР № 118 от 29 октября 2004 г. «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики» определены три вида государственной поддержки инноваций: специальные вознаграждения в размере до 5,5 млн руб.; софинансирование из республиканского бюджета ЧР работ по созданию полезной модели и промышленного образца; субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию инновационных проектов.

Среди приоритетных направлений - поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. При отборе проектов преимущественное право имеют проекты, направленные на развитие инновационных направлений бизнеса; создание дополнительных рабочих мест; увеличение налоговых поступлений в бюджеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Только за последние три года различными формами государственной поддержки воспользовались более 330 организаций (включая организации малого и среднего бизнеса), в том числе 15 организаций, реализующих на территории Чувашской Республики инновационные проекты. Среди организаций, получивших государственную поддержку: ЗАО «Промтрактор-Вагон», ОАО «Завод «Чувашкабель», ОАО «ВНИИР», ОАО «ЭЛАРА», ОАО «Акконд», ОАО «Дорисс», ОАО «Ипотечная корпорация Чувашской Республики», ООО «Коммунальные технологии», ООО «Чувашстрой», МУП «Ремсервис», ЗАО «Рослизин Нидерлэндс Б.В.», ООО «АртТекс», ООО «Козловский кирпичный завод» и другие.

2) Развитие базовой общественной инфраструктуры.

Среди факторов, отражающих благоприятный инвестиционный климат территории, немаловажную роль играет наличие общественной инфраструктуры - дороги, газ, вода и т.д. В целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей, повышения инвестиционной привлекательности территорий, в Чувашской Республике реализована программа газификации: газифицированы все сельские населенные пункты.

Реализуется Республиканская целевая программа «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005-2008 годы». Построены и реконструированы объекты водоснабжения 19 муниципальных образований, построено и модернизировано 5 очистных сооружений, 9 проти-вопадковых, берегоукрепительных и противооползневых сооружений на реках республики.

В соответствии с Указом Президента ЧР от 21.08.06 г. № 68 «О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог» и Республиканской целевой программой «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года» за период с 2006 г. построено 479 автомобильных дорог общей протяженностью 858,3 км, которые соединили между собой 379 населенных пунктов.

Мероприятиями Республиканской целевой программы развития энергетики Чувашской Республики на 2006-2010 гг., нацеленной на развитие и укрепление энергетического комплекса для надежного и эффективного функционирования всех производственных и социальных объектов Чувашской Республики, предусмотрено строительство новых подстанций, источников по комбинированной выработке электрической и тепловой энергии, магистральных тепловых сетей, техническое перевооружение теплоэлектроцентралей.

Создание объектов общественной инфраструктуры финансируется из республиканского бюджета Чувашской Республики при активном привлечении средств федерального бюджета.

3) Участие в мероприятиях федеральных целевых программ и стратегическое партнерство.

Промышленные предприятия принимают активное участие в конкурсах на выполнение мероприятий федеральных целевых программ развития промышленного комплекса. Так, в 2007 г. ОАО «Промтрактор» выигран конкурс и заключен контракт с Минпромэнерго России на разработку и организацию серийного производства гусеничного сельскохозяйственного трактора класса 5,0-6,0. Разработка трактора предусмотрена Планом мероприятий по развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения на 2006-2008 гг. Общий объем привлекаемых средств из федерального бюджета составит 150 млн руб.

Доказало свою эффективность заключение Соглашений и Договоров о сотрудничестве между Кабинетом министров ЧР и крупнейшими российскими предприятиями: ОАО «РЖД», «Группа «ГАЗ», «КАМАЗ», «АвтоВАЗ», «АК «АЛРОСА», «Ренова Оргсинтез». В рамках реализации «Программы научнотехнического сотрудничества между ОАО «РЖД» и промышленными предприятиями Чувашской Республики» на базе имущественного комплекса ЗАО «Промтрактор-Вагон» (г.Канаш) завершается строительство нового универсального сварочно-сборочного корпуса по выпуску перспективных полувагонов с увеличенным межремонтным пробегом и повышенной нагрузкой на ось.

4) Развитие частно-государственного партнерства на территориях особых экономических зон и для реализации крупнейших инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

В 2005 г. Чувашская Республика принимала участие в федеральном конкурсе по отбору заявок на создание особых экономических зон, проводимом Минэкономразвития России. На конкурс был предложен проект особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г. Канаш «Канашпро-минвест», предусматривающей создание режима благоприятствования для открытия новых производств на базе передовых технологий, производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции.

Несмотря на то, что заявка не была поддержана конкурсной комиссией, идея создания «территорий опережающего развития» нашла свое отражение в мероприятиях Республиканской целевой программы «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике». В настоящее время Минэкономразвития Чувашии подготовлен раздел «Развитие инвестиционной привлекательности путем формирования территорий опережающего развития кластерного типа» для включения в Программу, предусматривающий:

- предоставление на конкурсной основе субсидий за счет средств республиканского бюджета ЧР на подготовку инвестиционных площадок «под ключ», обеспеченных всей необходимой инженерной, коммуникационной и транспортной инфраструктурой;

- предоставление льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики и предоставленными для размещения вновь создаваемых объектов производственного назначения.

Это позволит повысить инвестиционную привлекательность территорий и создаст дополнительные стимулы для развития обрабатывающих производств в Чувашской Республике.

В целях реализации приоритетных инвестиционных проектов, имеющих региональное значение, органами исполнительной власти республики активно используются возможности привлечения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Так, в 2008 г. Чувашской Республикой на конкурс по отбору региональных инвестиционных проектов на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ представлены три крупных проекта («Переработка и захоронение твердых бытовых отходов», «Строительство коммунальной инфраструктуры в районе «Новый город», «Строительство инженерных сетей и сооружений территории комплексной застройки района улицы Б. Хмельницкого») общей стоимостью 5 млрд руб.

5) Софинансирование из республиканского бюджета Чувашской Республики процесса создания и развития инновационной инфраструктуры.

Среди приоритетов промышленной инновационной политики - комплексность развития всей территории республики - городов, районов, поселений. Одним из инструментов такого подхода является создание инновационной инфраструктуры, т.е. системы финансовой, информационной, научно-исследовательской, организационной и имущественной поддержки инновационного процесса.

В республике уже созданы Инновационный центр и Центр субконтрактации (на базе Торгово-промышленной палаты ЧР), Республиканский бизнес-инкубатор, Венчурный фонд ЧР, Центр коллективного пользования в области нанотехнологий на базе ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». Тем не менее до последнего времени процесс создания инновационной инфраструктуры происходил в основном на территории г. Чебоксары.

Для вовлечения в этот процесс муниципальных образований с 2006 г. проводится республиканский конкурс на получение гранта в размере 5 млн руб. для

создания и развития инновационной инфраструктуры в муниципальных образованиях. Создано два бизнес-инкубатора - в г. Новочебоксарск и Красноармейском районе. С привлечением средств республиканского бюджета, выделяемых в виде грантов муниципальным образованиям для поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, дополнительно созданы бизнес-инкубаторы в Моргаушском и Ядринском районах.

6) Профессиональная подготовка кадров.

С 2001 г. в рамках Договора между Минпромэнерго Чувашии и ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» ежегодно на целевое бюджетное обучение по дефицитным техническим специальностям по направлениям промышленных предприятий направляется более 100 человек. За 7 лет на целевое бюджетное обучение поступило 574 человек, из них 122 выпускников уже пришло на промышленные предприятия в качестве молодых специалистов. За период тесного трехстороннего сотрудничества «министерство - промышленное предприятие - учебное заведение» перечень технических специальностей для целевой подготовки увеличился в 20 раз, количество поступивших - в 4 раза.

Инновационное развитие промышленного комплекса предъявляет новые требования к современному менеджеру, управляющему инновационными процессами предприятия - он должен быть не только профессионалом в своей технологической области, но и иметь образование в области управления, обладать компетенцией по широкому кругу вопросов, в том числе по вопросам управления правами на интеллектуальную собственность, уметь быстро усваивать новые знания и полезный опыт. В целях содействия промышленным предприятиям в подготовке инновационных менеджеров необходимой квалификации, переподготовки и повышения квалификации существующего персонала предприятий, Минпромэнерго Чувашии приступило к разработке проекта программы «Кадровое обеспечение инновационных процессов в Чувашской Республике».

7) Государственное стимулирование НИОКР.

Государственная поддержка НИОКР и инновационных проектов в республике осуществляется в соответствии с перечнем критических технологий и приоритетных направлений научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ Чувашской Республики, разработанного на основе анализа мировых приоритетных направлений развития, внутренних приоритетов и возможностей научно-технического развития республики.

С 2007 г. в республике под девизом «Наука пришла на производство» проводится «Интеллектуальный аукцион», нацеленный на вовлечение в хозяйственный оборот НИОКР и инновационных проектов научных учреждений, высших учебных заведений, предприятий с последующим их внедрением в различных отраслях экономики. Опыт проведения аукциона показал высокий интерес к подобным площадкам как у разработчиков инновационных идей, так и у промышленных предприятий, ищущих новые идеи для внедрения их в производство. Так, в 2008 г. на пяти площадках аукциона презентовано 29 инновационных разработок, которые были представлены 76 специалистам из 42 организаций республики. Интерес к мероприятию проявили не только предприятия нашей республики, но и Республик Татарстан, Марий Эл, Ульяновской, Нижегородской областей. Впервые по результатам работы аукциона был подписан протокол о намерениях между ООО «НТЦ «Эврика» и ОАО «Электроприбор» на финансирование последним НИОКР, разработке опытных образцов и серийном производстве системы дистанционного контроля внутреннего давления в камерах автомобильных колес.

8) Стимулирование повышения качества продукции путем внедрения международных стандартов качества во все сферы экономики Чувашской Республики.

Политика в области качества в республике имеет государственный статус с 1999 г., когда впервые в целях стимулирования организаций республики к внедрению систем менеджмента качества были проведены первые республиканские конкурсы в области качества («Марка качества Чувашской Республики», «Премия Президента Чувашской Республики в области качества»). В дальнейшем Указом Президента ЧР от 31.03.05 г. № 32 «О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества» всем организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Чувашской Республики, было предложено ускорить процесс внедрения международных стандартов качества. Сегодня 77 организаций имеют системы менеджмента качества, соответствующие международным стандартам (в 2007 г. таких организаций было 54). Системы менеджмента качества активно внедряются во всех сферах экономики республики - здравоохранении, образовании, строительстве, культурных учреждений, органах государственной власти.

Углубление интеграции промышленного комплекса республики в глобальное мировое пространство неизбежно ведет к повышению влияния макроэкономической политики на результативность промышленной политики республики.

Мировой финансовый кризис 2008 г. также оказал влияние на работу промышленного комплекса республики. В первую очередь он сказался на крупнейших предприятиях, активно привлекающих кредитные ресурсы для модернизации производств и экспортирующих готовую продукцию на международные рынки. Отдельным промышленным предприятиям пришлось перейти на сокращенную рабочую неделю, принять решение о структурных изменениях и сокращении избыточной численности.

Тем не менее высокая диверсифицированность промышленного комплекса, а также тот факт, что 10 крупнейших предприятий обеспечивают в совокупности менее 40% отгруженной продукции обрабатывающих производств республики, позволяет с уверенностью утверждать, что влияние мирового финансового кризиса на экономику республики, и промышленный комплекс в частности, не окажут существенного негативного влияния. А значит, сформированная промышленная инновационная политика и выбранные правительством Чувашской Республики инструменты ее реализации адекватны и способствуют устойчивому развитию промышленного комплекса и республики в целом.

Литература

1. Жданкин Н.А Глубинные основы формирования промышленной политики / Н.А Жданкин, А.Д. Воронин // Промышленная политика в Российской федерации. 2008. № 1. С. 48-55.

2. Промышленное производство в Чувашии, 2008; стат. сб. / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике. Чебоксары, 2008.

3. Христенко В.Б. О новых подходах промышленной политики / В.Б. Христенко // Промышленная политика в Российской Федерации. 2006. № 7. С. 3-9.

4. Шакуум М.Л. Национальная промышленная политика в свете присоединения России к ВТО / М.Л. Шакуум // Промышленная политика в Российской Федерации. 2007. № 1. С. 3-11.

5. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов: в 2 кн. / А.Ф. Шишкин. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. Кн. 1. 656 с.

ХАРИТОНОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА - заместитель директора по развитию ООО «Проект-Инвест», соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры региональной экономики и предпринимательства экономического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (eiena-haritonova@vandex.ru).

АЛЕКСАНДРОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА - начальник Управления инноваций и качества, Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики, Россия, Чебоксары (indust2@cap.ru).

HARITONOVA ELENA VALERIYEVNA - deputy director on development, company with additional liability «Pro-jekt-Invest»; competitor of the scientific degree of candidate of Economic Sciences, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ALEKSANDROVA NATALIYA NIKOLAEVNA - innovations and quality administration chief, Ministry of Industry and Power Engineering of Chuvash Republic, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.