Научная статья на тему 'Производственная стратегия в системе управления промышленного предприятия'

Производственная стратегия в системе управления промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5309
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / MANUFACTURING STRATEGY / ENTERPRISES / FUNCTIONAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева Т. В.

В статье определены теоретические и научные основы совершенствования производственной стратегии промышленного предприятия. Выделены основные направления формирования производственной стратегии и ее взаимосвязь с бизнес-стратегией и функциональной стратегией. Разработаны пути формирования стратегии производства, обоснованы требования к формированию производственной стратегии промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANUFACTURING STRATEGY OF ENTERPRISES

The article defines theoretical and scientific basis for improving management of enterprises. The process of working out the manufacturing strategy, its connection with the business and functional strategy are examined in the article. Special attention is given to the development of production strategy and requirements for its effective implementation.

Текст научной работы на тему «Производственная стратегия в системе управления промышленного предприятия»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Т.В. Авдеева,

старший преподаватель кафедры экономики и управления, Балаковский иститут экономики и бизнеса (филиал СГСЭУ)

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

УДК 338.24

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Начиная с 1980-х гг. все большее число компаний заботится о стратегическом развитии своих производственных возможностей. Производственные стратегии, или динамика принятия решений во времени, должны поддерживать и расширять конкурентные преимущества, на которые нацелена вся деятельность компании. И в самом деле, каждая из функциональных стратегий предприятия (производственная, финансовая, маркетинговая, исследовательская и др.) должна быть связана с общими стратегическими целями бизнеса и даже подчинена им.

Ученые-экономисты, исследующие проблемы рынка, считают, что отличительной чертой современного этапа функционирования промышленных предприятий является исполнение стратегий, направленных на расширение взаимодействия и активизацию решения задач на основе интенсификации всех сфер производственно-хозяйственной деятельности предприятия и рынка. Поэтому мы обратим свое внимание на функциональную стратегию предприятия и на ее составную часть - производственную стратегию.

По мнению Б. Карлофа, именно в формировании функциональных стратегий «... скрыты огромные резервы эффективности. Уделяя внимание функциональной стратегии, можно более результативно воздействовать как на величину вклада функционального подразделения в общее дело, так и на величину затрат на финансирование данного подразделения» [1]. Структура системы функциональных стратегий представлена на рисунке.

Функциональные стратегии

ІІ.

Инновационная

стратегия

ы.

Маркетинговая

стратегия

Производственная

стратегия

Кадровая

стратегия

£

Стратегия

организационных

изменений

Стратегия финансирования функциональных страте™й И Іфіі]

Модель функциональной стратегии

Рассмотрим особенности одной из функциональных стратегий - производственной стратегии. Производственная стратегия связана с разработ-

кой и реализацией основных направлений деятельности предприятия в области выпуска продукции. При этом производственный процесс - наиболее стабильный вид практической деятельности, а в случае нестабильности в производственной сфере потрясения на предприятии оказываются наиболее сильными. Следует отметить, что стратегию производства промышленного предприятия в качестве самостоятельного вида функциональной стратегии упускают из виду даже лидеры отрасли. Вместе с тем именно производственная деятельность является основной функцией предприятия, здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль. В процессе разработки стратегии производства происходит обмен информацией между руководителями функциональных подразделений, обеспечивающих реализацию корпоративной стратегии и координацию функциональных программ действий.

Производственную стратегию не следует сводить к воспроизведению лучших достижений и реализации самых современных программ развития производственных технологий. Производство обращается в источник стратегического преимущества, когда усилия нацелены на процессы и виды деятельности, которые удаются компании лучше, чем ее конкурентам. В силу этого основой производственной стратегии является наращивание возможностей в выбранных направлениях. Эти возможности создают фундамент процветания компании в динамичном, изменчивом мире современной конкуренции.

Производственная стратегия - это долгосрочная программа конкретных действий по созданию и реализации продукции предприятия. Стратегические решения в сфере производства принимаются по следующим направлениям:

- фокусирование производственных мощностей;

- использование производственного персонала;

- развитие организации производства;

- управление качеством продукции;

- развитие производственной инфраструктуры;

- организация взаимоотношений с поставщиками и другими партнерами по кооперации;

- управление производством.

Производственная стратегия соотносится прежде

всего с производственным аспектом деятельности, с продуктами, процессам, методам производства, качеством и ценой, срокам изготовления и графикам работ. Производственная стратегия - это часть общей стратегии, направленной на производственную деятельность организации. Для того чтобы производственная стратегия была действительно эффективной, необходимо обеспечить ее четкое взаимодействие с основной стратегией, те. эти две стратегии не должны разрабатываться изолированно друг от друга, наоборот, общая стратегия организации должна учитывать сильные и слабые стороны производства, усиливая первые и по возможности устраняя последние.

Если раньше считалось, что для обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо обеспечить экономическую эффективность производства по отношению к затратам путем интенсификации использования труда и оборудования, то в настоящее время ключевыми факторами успеха являются производственная стратегия и такие показатели, как минимальные затраты на инструментальные средства, нулевой брак, небольшие, но стабильные сроки обработки за-

казов. Цели производственной стратегии формируются на основании корпоративной (общей) стратегии предприятия.

Производственная стратегия подразумевает организационный процесс, во многом неотделимый от структуры, поведения и культуры предприятия. Применение производственной стратегии состоит из двух этапов: формирования стратегии и ее реализации. Предприятие может выбрать активную утвержденную производственную стратегию, заключающуюся в участии в процессе определения ее собственной будущей роли в организации.

Отметим, что высшие менеджеры часто имеют дело с парадоксом реализации производственной стратегией. С одной стороны, обязанность высших менеджеров состоит в том, чтобы обеспечить эффективность функционирования предприятия и получение ожидаемой прибыли. С другой стороны, они должны быть способны осуществить быстрый маневр под воздействием внешних угроз. К сожалению, многие руководители, преуспевшие в обеспечении эффективного функционирования предприятия, оказываются более пассивными и менее подготовленными к изменениям внешней среды. Напротив, руководители, достигшие гибкости и адаптивности своих предприятий к внешней среде, не гарантируют выживания предприятия в конкурентной борьбе, если они игнорируют проблемы функционирования.

Особенность выполнения производственной стратегии состоит в том, что оно не является процессом ее реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии производства и достижения предприятием поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда производства оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию по причине либо неверно проведенного анализа и неверно сделанных выводов, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внутренней среде организации. Однако часто производственная стратегия не осуществляется и потому, что управление производством не может должным образом привлечь имеющийся у предприятия потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию человеческого потенциала.

Таким образом, выполнение производственной стратегии - это проведение изменений на производстве, подготавливающих его к реализации стратегии. Производственная стратегия должна быть согласована с общей стратегией и формулироваться таким образом, чтобы отвечать задачам и целям предприятия в целом. Для этого необходимо, чтобы руководители компании работали в контакте со всеми функциональными отделами и формировали стратегии, не конфликтующие, а дополняющие и поддерживающие друг друга и общее целое. Все это, казалось бы, очевидно, однако на практике такое бывает далеко не всегда. Вместо этого мы можем увидеть борьбу за власть между различными функциональными отделами предприятия. Эта борьба вредна для организации, потому что она настраивает функциональные подразделения друг против друга вместо того, чтобы сфокусировать их энергию на достижении единой цели: сделать предприятие более конкурентоспособным и лучше обслуживать потребителя. Некоторые новейшие подходы отражают все возрастающее осознание преимущества совместной работы перед внутренней конкуренцией. Производственная стратегия может иметь огромное влияние на конкурен-

тоспособность организации. Если такая стратегия хорошо разработана и выполнена, то есть все шансы, что организация будет успешно работать; если она плохо разработана или выполнена, то гораздо меньше шансов, что предприятие преуспеет.

Чтобы разработать эффективную производственную стратегию, руководству компании нужно выявить отличительные особенности организации, а кроме того, изучить обстановку на рынке. Другой ключевой фактор при разработке производственной стратегии - изменения технологий, которые могут представлять как реальные возможности, так и угрозы для организации. Технологические изменения затрагивают изделия, услуги и процессы. Руководством должны быть приняты следующие тезисы:

- производственная стратегия большей частью формулируется и разрабатывается руководством среднего звена, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления;

- производственная стратегия - подход, основанный на общей стратегии, ее задача - исправлять и направлять производственную деятельность предприятия;

- производственная стратегия представляет собой организационный процесс, во многом неотделимый от структуры, поведения и культуры предприятия, в рамках которой он осуществляется;

- выполнение производственной стратегии - это проведение стратегических изменений на производстве, подготавливающих его к осуществлению стратегии;

- производственная стратегия дополняется и конкретизируется тактикой, которая представляет собой совокупность управленческих решений, обеспечивающих формирование производственной стратегии в существующих условиях;

- производственная стратегия находится под влиянием изменений в организации, и сама может формировать эти изменения.

Производство является ядром организации, сочетающим в пространстве и времени средства, предметы труда и сам труд для осуществления производства изделий.

Как правило, проблемы, связанные с оптимизацией производства, воспринимаются руководителями предприятия как присущие конкретному заводу, а не всему производству в целом. Отнесение производства к периферии интересов предприятия приводит к тому что руководство не представляет себе циклы тех или иных изменений и требует результатов почти сразу после принятия того или иного решения. И, конечно, они не видят и не могут видеть никаких изменений, потому что те еще только начали формироваться. Хорошо продуманные производственные изменения изначально построены как некая последовательность действий со спектром результатов: краткосрочных, долгосрочных и т.п. Но первые видимые эффекты даже глобальных производственных инициатив должны быть видны не более чем через два года после начала преобразований, иначе это просто бессмысленно. В грамотно продуманном и разработанном плане изменений первые результаты становятся основой для непрерывного усовершенствования.

Для того чтобы достичь успеха, нужно помнить, что возможность производить более качественные товары по более низким ценам при гибкой схеме производства - это главный компонент долгосрочной конкурентоспособной стратегии.

1. Карлофф Б. Деловая стратегия. М., 1991.

УДК 330.322

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

А.В. Белоусов,

кандидат экономических наук, докторант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

Концепция формирования национальных инновационно-инвестиционных систем (НИИС) получила свое развитие в начале 80-х гг. XX в. При этом определение «национальная» однозначно трактуется как «государственная» система. С позиции Европы такое определение вполне оправданно, поскольку европейские государства в основном образованы по национальному признаку. До настоящего времени нет единого определения понятия НИИс, нет единой методологии ее изучения. Более того, НИИС различных стран значительно отличаются друг от друга, перед ними в разных странах могут ставиться различные цели. Так, например, Франция видит основную задачу в создании дополнительных рабочих мест, а Германия - в развитии прогрессивных технологий.

Основная цель национальных инновационно-инвестиционных систем заключается в обеспечении устойчивого экономического развития и повышении качества жизни населения путем создания дополнительных рабочих мест как в сфере науки, так и в сферах производства и услуг; увеличении поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения доходов населения; повышении образовательного уровня населения; выводе производств, в первую очередь экологически вредных, в страны третьего мира; решении собственных экологических и социальных проблем с помощью использования новейших технологий. Для успешного становления НИИС необходимы следующие условия:

- стабильность системы государственного управления сферой исследований и разработок (ИТ-сферой);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.