Научная статья на тему 'Программы ЕС в сфере образования и профессиональной подготовки как способ реализации европейской образовательной политики'

Программы ЕС в сфере образования и профессиональной подготовки как способ реализации европейской образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2996
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) / ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНЫ / EUROPEAN UNION (EU) / EDUCATION AND PROFESSIONAL TRAINING PROGRAMMES / EDUCATIONAL POLICY / MEMBER-STATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Ирина Сергеевна

В статье рассматривается развитие четырех поколений программ ЕС в сфере образования и профессиональной подготовки. Реализация программ сообщества анализируется в контексте становления образовательной политики ЕС. Представлены особенности и характеристики каждого поколения образовательных программ ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU PROGRAMMES IN THE SPHERE OF EDUCATION AND PROFESSIONAL TRAINING AS A WAY OF IMPLEMENTATION OF EUROPEAN EDUCATIONAL POLICY

The article covers the development of four generations of EU programmes in the sphere of education and professional training. Implementation of the Community programmes is being analyzed in the context of EU educational policy formation. Peculiarities and characteristics of each generation of EU education programmes are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Программы ЕС в сфере образования и профессиональной подготовки как способ реализации европейской образовательной политики»

УДК 378

И. С. Ломакина

ПРОГРАММЫ ЕС В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматривается развитие четырех поколений программ ЕС в сфере образования и профессиональной подготовки. Реализация программ сообщества анализируется в контексте становления образовательной политики ЕС. Представлены особенности и характеристики каждого поколения образовательных программ ЕС.

Ключевые слова: программы в сфере образования и профессиональной подготовки, образовательная политика, Европейский союз (ЕС), государства-члены

The article covers the development offour generations of EU programmes in the sphere of education and professional training. Implementation of the Community programmes is being analyzed in the context of EU educational policy formation. Peculiarities and characteristics of each generation of EU education programmes are presented in the article.

Keywords: education and professional training programmes, educational policy, European Union (EU), member-states

Начало сотрудничества в сфере образования ЕС было ознаменовано изданием Резолюции 1976 г., обозначившей приоритетные области внимания и деятельности. Однако отсутствие надежной правовой, финансовой и административной базы для осуществления образовательной политики на уровне сообщества ограничивало возможный спектр деятельности в этой области. Запуск и реализация целого ряда программ сообщества в сфере образования и профессиональной подготовки (ПП) начиная с 1986 г. позволили найти выход из этого положения.

Всего можно выделить 4 поколения программ сообщества в области образования и профессиональной подготовки:

- первое поколение программ (1986-1994 гг.), разработанное для определенных целевых групп и решения конкретных аспектов в области образования и ПП («Эразм», «Комет», «Петра», «Форс», «Айрис», «Гелиос», «Темпус», «Лингва»);

- второе поколение программ (1995-1999 гг.), представлявшее зонтиковые программы в области образования («Сократ») и профессиональной подготовки («Леонардо да Винчи»), а также программу, направленную на внешнее измерение образовательной политики («Темпус 2»);

- третье поколение программ (2000-2006 гг.), включившее консолидированные и модернизированные программы, реализуемые внутри сообщества («Сократ 2» и «Леонардо да Винчи 2»), а также программы, реализуемые за пределами ЕС («Эразмус Мундус», «Темпус 3»);

- четвертое поколение программ (20072013 гг.), в которое вошла интегрированная программа обучения на протяжении всей жизни, объединившая программу «Сократ» и «Леонардо да Винчи» в своих рамках, и программы, направленные на сотрудничество с третьими странами («Эразмус Мундус», «Темпус 4», «Альфа», «Эду-линк»).

Программа сотрудничества в области образования 1976 г. и последовательные решения министров образования стран ЕС и европейских институтов определили приоритетные на этом этапе области внимания: продвижение более тесных связей между системами образования и профессиональной подготовки в Европе; сотрудничество между университетами и предприятиями; обеспечение возможностей для академического признания дипломов и периодов обучения; поощрение мобильности учителей, студентов и исследователей; обеспечение равных возможностей в получении образования. Однако повторный запуск интеграционных процессов в ЕЭС в 1980-х гг., построение внутреннего рынка и принятие Единого европейского акта потребовали более активного участия сообщества в сфере образования и усиления роли образовательной политики в реализации поставленных сообществом задач.

Качественно новый этап сотрудничества в образовательной политике был начат во второй половине 1980-х гг. с запуском программ сообщества в сфере образования и ПП. Опираясь на уже полученный опыт запуска программ в исследовательской сфере, сфере инновационного и технологического развития и решение Суда ЕС 1985 г. по иску Гравье, которое позволило отнести высшее образование к профессиональному, в 1986 г. Европейская комиссия (ЕК) предложила запустить программы сообщества в области образования и профессиональной подготовки («Комет», «Эразм», «Петра», «Лингва», «Форс»). Это предложение получило положительный отклик в государствах-членах. В 1985-1990 гг. ЕК запустила целый ряд программ, демонстрируя таким образом намерение ускорить действия в ключевых областях сотрудничества с опорой на появившиеся правовые возможности. Каждая запущенная программа касалась определенного аспекта образования и профессиональной подготовки. Л. Шпаковская выделяет четыре основных профиля программ на этом этапе.

173

1. Программы, связанные с профессиональным обучением и укреплением связей между образованием и деловым сектором, охватывающие прежде всего высшее профессиональное образование («Комет», «Петра», «Евротекнет»).

2. Программы, связанные с мобильностью и обменами студентов и преподавателей, установлением контактов между вузами («Эразм», «Лингва», «Жан Моне»).

3. Программы, поддерживающие маргинальные группы и регионы посредством предоставления им дополнительных возможностей («Айрис», «Гели-ос», «Темпус»).

4. Программы, имеющие профиль коммуникации и информации (сеть Юридайс (ЕипШсе), сеть Нарик (МЛШС), система переводных кредитов в программе «Эразм») [2].

Спектр и характер программ отражал проблемы, уже ранее выделенные в Резолюции 1976 г., но они также ясно выразили динамику, цели и особенности развития сообщества [6]. Программы выстраивались с опорой на установленные методы сотрудничества: рамки реализации общих целей, пилотные проекты, построение сетей, программы обмена и исследований [8]. Эти методы помогли ЕК и государствам-членам производить сравнимую информацию, анализ, извещать политиков о соответствующем европейском опыте.

На уровне принятия политических решений, а также внедрения программ, включая мероприятия по их поддержке и продвижению, активное участие принимали социальные партнеры.

В конце 1980-х гг. были запущены программы «Лингва», «Форс», «Евротекнет», «Темпус», а также продлена реализация программ «Эразм» и «Комет» (срок реализации этих двух главных программ сообщества подходил к завершению в 1990 г.). Однако уже на начальном этапе, несмотря на целый ряд трудностей правового, финансового и административного характера, стало понятно, что программы как новый политический инструмент образовательной политики сообщества не только оказались успешными, но и несут огромный потенциал для их дальнейшего использования.

В августе 1990 г. был опубликован Меморандум ЕК о рационализации и координации программ в области образования и профессиональной подготовки на уровне сообщества, который определил рамки для улучшения их эффективности. Согласно новому подходу каждая программа опиралась на решения отраслевого Совета по образованию в рамках Совета министров и включала следующие характеристики: общие руководства для реализации инициатив на национальном уровне; меры международного характера на уровне сообщества; оценку предпринимаемых действий в рамках программы, а также оценку взаимодействия программы с другими инициативами

сообщества; консультативный комитет программы с участием социальных партнеров, который был задействован в разработке и мониторинге реализации программы [3]. Этот подход был призван обеспечить прозрачность, действенность и соблюдение принципа субсидиарности [Там же].

Отличительной чертой программ первого поколения явилось то, что они внедрялись на добровольной и децентрализованной основе по направлению снизу вверх. Действия сообщества носили дополнительный характер по отношению к действиям, которые осуществлялись на национальном уровне [6]. Сообщество, кроме того, участвовало в финансировании программ в дополнение к финансовым вложениям со стороны государств-членов, регионов, компаний и отдельных образовательных учреждений.

Реализация программ сообщества, запущенных во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг., принесла значительные результаты. На индивидуальном уровне участие в программах отразилось в усилении мобильности, повышении квалификаций, установлении связей и контактов в сфере образования на всей территории ЕЭС [1]. На институциональном уровне польза от программ выразилась: в получении дополнительного финансирования; пересмотре учебных программ и курсов с усилением европейского измерения и с учетом зарубежного опыта; установлении партнерских отношений между вузами и учреждениями профессионального образования, промышленными/бизнес структурами, социальными партнерами; создании новых административных структур вузов [Там же]. На политическом уровне воздействие программ проявилось в следующем:

- совместная реализация программ сообщества привела к пониманию важного значения и потенциальной ценности международного образования и созданию рамок и инструментов для его развития;

- взаимодействие на международном уровне привело к растущему осознанию наличия общих проблем и необходимости решать их совместными усилиями;

- реализация программ повлекла «институциональное усиление» в области сотрудничества в сфере образования, так как потребовала значительных организационных усилий, использования административных и финансовых ресурсов, изменения нормативно-правовой базы в ряде стран (например, в ФРГ) на региональном, национальном и наднациональном уровне [6].

В начале 1990-х гг. программы в области образования и профессиональной подготовки («Комет», «Эразм», «Лингва», «Евротекнет», «Форс», «Тем-пус», «Петра») приобрели большую популярность. Их разработка и внедрение оказались столь успешными, что было решено продлить их реализацию [8]. Такое разнообразие программ в сфере образования на данном этапе сотрудничества было оправдано.

174

Благоприятный политический и экономический климат конца 1980-х гг. создал условия, чтобы предпринять все возможные шаги и усилить видимость и значение образовательной политики в процессе европейской интеграции. С использованием подхода снизу вверх и приближения международных программ к участникам процесса был создан новый фундамент для осуществления сотрудничества в области образования и ПП на европейском уровне и показано его важное значение. Достижения в рамках программ способствовали признанию значимости сферы образования и последующему введению отдельной статьи

об образовании в Договор о создании ЕС [8].

Реализация программ первого поколения подошла к концу в 1994 г. Однако на новом этапе излишняя фрагментарность программ могла выступить препятствием для развития сотрудничества тем более, что на европейском уровне ставилась цель расширения программ как в плане количества действий, так и в плане количества участвующих сторон [Там же]. Вследствие чего ЕК приняла решение отрегулировать и рационализировать существовавшие программы, сократив их число с одновременным усилением тех аспектов, которые казались наиболее многообещающими в плане введения европейского измерения и стимулирования дальнейшего сотрудничества.

Кроме того, на втором этапе программы должны были соотноситься с целями, обозначенными в новом Договоре, и быть согласованными с действиями, осуществляемыми в рамках структурных политик и фондов, а также реализации программы в области исследований и развития [4].

Опыт внедрения первого этапа программ сообщества выявил ряд проблем, которые необходимо было учесть при запуске следующего поколения программ. В частности, необходимо:

- консолидировать осуществляемые действия с тем, чтобы потенциальные партнеры могли ясно представлять возможности, имеющиеся на уровне сообщества;

- изменить механизмы финансирования для обеспечения наибольшего воздействия и масштаба предпринимаемых действий;

- усовершенствовать систему управления программами на национальном уровне для лучшего согласования с мерами, осуществляемыми на уровне сообщества;

- разработать более действенные механизмы оценки на уровне сообщества [4].

Для нового поколения программ ЕК предложила два направления действий с учетом уже имеющихся достижений: действия в области высшего и школьного образования; действия в области профессионального образования и подготовки [Там же].

Целями первого направления явились: поощрение инновационного развития и повышение качества обра-

зования посредством усиления сотрудничества в сфере высшего образования на уровне сообщества; усиление мобильности людей, ноу-хау, опыта и идей; усиление связей между исследовательской сферой, образованием и профессиональной подготовкой; внедрение европейского измерения в образование [Там же].

При реализации второго этапа программ ЕК акцентировала внимание на необходимости:

- обеспечения финансирования со стороны национального уровня для поддержки схем мобильности с дополнительным финансированием со стороны сообщества;

- усиления европейской сети межуниверситетских партнерств с целью институционализации европейского измерения в области высшего образования;

- продвижения открытого и дистанционного обучения (ОДО) для немобильных студентов и лиц, не имеющих возможности обучаться за рубежом;

- достижения соглашений в области академического признания дипломов и периодов обучения [4].

В задачи второго направления входило установление более высоких стандартов в области профессиональной подготовки и создание прозрачной европейской зоны навыков, умений и квалификаций, способствующих свободному передвижению людей. Политика сообщества в этой сфере практически полностью сводилась к реализации единой программы, включившей:

- общие рамки целей, разработанные для поддержки и дополнения мер, принятых государствами-членами с целью продвижения согласованной политики в области ПП среди государств-членов и прогрессивного сближения их инициатив;

- ряд вспомогательных мер, внедряемых на уровне сообщества и разработанных для поддержки и дополнения действий, осуществляемых государствами-членами [Там же].

Поддерживающие меры сообщества включили три направления: сети ресурсных центров; международные проекты; анализ и исследования [Там же].

Две главные оси действий, обозначенные выше, соответствовали духу и содержанию ст. 126 и 127 Договора о создании ЕС. По своей природе и способу реализации новые программы были призваны символизировать роль сообщества в качестве катализатора активной деятельности, а также дополнительный характер предпринимаемых на уровне сообщества мер с учетом имеющейся правовой базы [8].

В соответствии с предложениями ЕК на период с 1995 по 1999 г. были приняты программы «Сократ» и «Леонардо да Винчи». Они значительно отличались от предыдущих как в плане подходов к реализации, так и в плане своей структуры. Помимо двух новых программ была продолжена реализация «Темпуса». Программа «Сократ» охватывала школьное и высшее образование, а также образование взрослых. Кроме того,

175

в ее рамках продвигались горизонтальные меры по изучению иностранных языков, внедрению ОДО и созданию ресурсных сетей. Программа «Леонардо да Винчи» была ориентирована на сферу профессионального образования и подготовки. В отличие от предыдущих программ в области ПП внедрялась в рамках общих целей, позволявших усилить сотрудничество между европейским и национальным уровнем.

Помимо новой правовой базы второе поколение программ характеризовалось рядом аспектов, которые отличали их от предшественников:

- новые программы включили принцип обучения на протяжении всей жизни и использование мультимедийных средств.

- второе поколение программ опиралось на сочетание двух подходов - децентрализованного и централизованного;

- государства-члены и социальные партнеры были привлечены к отбору проектов для программ. Эта тенденция была сохранена и при запуске второго цикла этих программ;

- процесс отбора проектов был организован на основе публичного тендера, что сделало процесс более прозрачным;

- второе поколение программ ввело принцип дополнительного финансирования. Это означало, что финансирование со стороны программ составляло не более 75 % от общего бюджета проектов. Участники должны были находить дополнительные источники финансирования. Это нововведение было призвано не только проинвестировать большее количество проектов, но и обеспечить совместимость проектов с национальными/региональными приоритетами в образовании и ПП, а значит, увеличить шанс прямого инновационного воздействия проектов на развитие национальных/региональных систем [7].

Реализация программ второго поколения представляла собой дальнейший шаг в развитии сотрудничества в области образования благодаря увеличению количества участников и усилению европейского измерения в системах образования. С 1995 г. около 1 млн граждан ЕС прошли стажировки и обучение, а также участвовали в реализации различных проектов в рамках программ «Сократ» и «Леонардо да Винчи». В период с 1995 по 1999 г. около 460 тыс. студентов участвовали в схемах мобильности «Эразм». Количество университетов, принявших участие в реализации кредитной системы (ЕСТ8), увеличилось со 185 в 1989 г. до 1200 в 1999 г. В 1995 г. 1500 школ были задействованы в многосторонних школьных партнерствах, а в 1999 г. их насчитывалось уже 9000 [9].

Важно отметить роль программ «Сократ» и «Леонардо да Винчи» в подготовке стран ЦВЕ, Мальты и Кипра к вступлению в ЕС [Там же]. Программы также имели важное символическое значение, так как свидетельствовали о достижениях процесса европейской

интеграции [1]. Благодаря новым положениям Договора о создании ЕС, второе поколение программ имело более надежную основу для действий сообщества в области образования и ПП. Программы второго поколения вышли далеко за рамки обмена опытом по сравнению с проектами первого поколения. Большое количество партнеров воспользовалось возможностью развивать инновационные проекты.

Критика по поводу реализации этих программ, отмечанная в разных экспертных оценках, включая ЕК, касалась трех общих пунктов для «Сократа» и «Леонардо да Винчи»: методов управления программами, которые единодушно были признаны затруднительными и громоздкими; недостатка дополнительности и взаимодействия с другими программами; неудовлетворительного распространения результатов и их дальнейшего применения [1]. Сложность процесса принятия решений в рамках программ заставляла организаторов ставить финансовые и административные аспекты выше содержательного компонента и задерживать выплаты по проектам [9].

В качестве одной из слабых сторон первого поколения программ сообщества и первого этапа реализации программ «Сократ» и «Леонардо да Винчи» было признано неудовлетворительное воздействие программ в плане инновационного развития и модернизации систем образования и ПП в государствах-членах ЕС. Главной стратегией, принятой для исправления этой ситуации, явилось смещение полномочий по внедрению и управлению реализацией программ с уровня ЕС на уровень государств-членов. В более широком контексте образовательной политики тенденция к децентрализованному отбору и управлению проектами и программами ЕС соответствовала процессу децентрализации управления в образовательной политике почти всех европейских стран [7].

В силу того, что «Леонардо да Винчи» и «Сократ» подходили к своему завершению в 1999 г., ЕК начала готовить свои предложения по модернизации программ уже с 1997 г. Второй этап программ не представлял из себя радикального отхода от первого. Однако он явился еще одним шагом вперед по направлению к более гибким и доступным схемам сотрудничества [8].

Первоначально ЕК предложила реализацию второго этапа программ сроком на 5 лет, однако по просьбе ряда государств-членов этот срок был продлен до 7 лет с окончанием в конце 2006 г. Кроме того, программы прошли начальный этап симплифи-кации. «Сократ 2» и «Леонардо да Винчи 2» имели ограниченное количество целей и были структурированы вокруг общих рамок [8].

Построение информационного общества в 1990-е гг. изменило масштаб и значение вызовов, которые стояли перед системой образования и ПП, поэтому новые программы уделяли больше внимания обуче-

176

нию на протяжении всей жизни, применению ИКТ, распространению лучших примеров практики и недопущению социального отчуждения [8].

Программа «Леонардо да Винчи 2» сохранила свою основную направленность, которая состояла в реализации пилотных проектов и схем мобильности в области ПП. Однако на втором этапе было введено новое направление деятельности - создание международных сетей (региональных и секторных), необходимых для продвижения инноваций в Европе, прогноза и исследований на рынке компетенций и квалификаций и распространения достигнутых результатов [8].

В рамках программы «Эразм», входившей составной частью в программу «Сократ», была введена Университетская хартия с целью упростить управление программой для децентрализованного выделения грантов [8]. Кроме того, направление, связанное с ОДО, стало реализовываться в рамках программы «Минерва», которая способствовала взаимодействию всех сетей, созданных в рамках европейского сотрудничества на всех уровнях образования.

Несмотря на применение децентрализованного подхода в области управления и внедрения программ, определенная степень мониторинга процедур отбора проектов на европейском уровне сохранялась с целью исключения использования финансирования исключительно национальных приоритетов в этой области за счет Европейского союза.

Программы «Сократ» и «Леонардо да Винчи» оказали значительное воздействие на системы образования и ПП и социально-экономическую сферу, хотя последняя не являлась первоочередной целью при запуске и финансировании программ. Несмотря на это изменения и развития в образовательной политике в конечном итоге привели к изменениям и в социально-экономической сфере сообщества.

После саммита Европейского совета в марте 2000 г. в Лиссабоне развития в области образовательной политики ЕС приобрели иную динамику. С запуском «процесса целей» в 2001 г. все инициативы были интегрированы в рамки согласованной политики в области образования и ПП на европейском и национальном уровнях. Серьезное внимание при этом уделялось не только внутренним европейским аспектам, но и определению места европейского образования в мире, чему, кроме того, способствовали межправительственные инициативы, включая Болонский и Копенгагенский процессы, а также запущенная в 2003 г. стратегия ЕК «Новое соседство», нацеленная на продвижение процветания, стабильности и защиты стран, граничащих с расширенным Европейским союзом. Программы сообщества при этом выступили «агентами» перемен и модернизации систем образования и профессиональной подготовки ЕС.

В марте 2004 г. ЕК представила доклад «Новое поколение программ сообщества в области образова-

ния и профессиональной подготовки после 2006 г.», в котором обозначила свои видения касательно запуска нового поколения программ, призванных заменить «Сократ 2», «Леонардо да Винчи 2» и «Темпус 3», срок реализации которых завершался в 2006 г. По результатам реализации предшествующих поколений программ ЕК предложила:

- сохранить разные программы, нацеленные на ЕС, с одной стороны, и на третьи страны - с другой, так как тип и цель осуществляемой деятельности в рамках этих программ отличается по своей природе в разных контекстах;

- объединить программы «Сократ» и «Леонардо да Винчи» в свете все усиливающейся интеграции между сферами образования и ПП и появления парадигмы обучения на протяжении всей жизни [5].

В итоге новое поколение программ включило:

- новую интегрированную программу сотрудничества для государств-членов, стран-кандидатов, стран Европейской экономической зоны и Европейской ассоциации свободной торговли - Программу обучения на протяжении всей жизни;

- программы сотрудничества с третьими странами («Темпус», «Эразмус Мундус», «Альфа», «Эдулинк»).

Главным отличием третьего поколения программ и новой интегрированной программы стал масштаб осуществляемой деятельности. В рамках новой программы ЕК предложила значительное увеличение децентрализованных действий и финансирования. Интегрированная программа была запущена на период с 2007 по 2013 г. и разделена на четыре секторные программы: «Комениус» в области

школьного образования, «Эразм» в области высшего образования, «Леонардо да Винчи» для начальной и продолженной ПП, «Грюнтвиг» в области образования для взрослых. С целью обеспечения синергии между образованием и ПП, учета политических приоритетов и потребностей интегрированная программа включила горизонтальную программу, которая фокусирует внимание на развитиях в области политики (включая сбор данных и анализ), изучении языков, ИКТ и распространении результатов. В интегрированную программу также вошла новая программа «Жан Моне», которая занимается проблемами европейской интеграции и европейскими исследованиями. Программа обучения на протяжении всей жизни включила амбициозные цели:

- вовлечь не менее 10 % учеников и учителей школ в программу «Комениус» в 2007-2013 гг.;

- привлечь к участию в программе не менее 3 млн студентов;

- обеспечить не менее 150 тыс. стажировок в рамках программы «Леонардо да Винчи» к 2013 г.;

- привлечь к участию в программе не менее 15 тыс. человек, обучающихся и преподающих

177

за рубежом, к 2013 г. и не менее 1/5 провайдеров, работающих в сфере образования для взрослых, - к сотрудничеству на европейском уровне к концу 2013 г. [5].

Новый этап программы «Темпус» опирается на ранее успешно апробированный подход и состоит из мер, направленных на модернизацию системы образования, финансирование мобильности отдельных лиц, реализацию многосторонних проектов. Целью программы является продвижение мобильности, которая к 2013 г. должна охватить не менее 100 тыс. человек. На новом этапе «Темпус» расширил спектр своей деятельности, взяв за основу принцип обучения на протяжении всей жизни.

Внешнее измерение образовательной политики ЕС усилено и в рамках программы «Эразмус Мундус», которая является важным инструментом в установлении отношений с третьими странами и продвижении взаимного понимания между странами ЕС и теми, кто образует «новое соседство» расширенного Союза [5].

В ноябре 2011 г. Европейская комиссия предложила пятое поколение программ сообщества. В него вошли программы «Эразм для всех» и «Креативная Европа». Программа «Эразм для всех» разработана для сферы образования, профессиональной подготовки, молодежной политики и спорта. Эта программа призвана заменить семь существующих программ сообщества в этих областях («Программа обучения на протяжении всей жизни», «Темпус», «Эразмус Мундус», «Альфа», «Эдулинк», «Молодежь в действии», двусторонняя программа сотрудничества с индустриальными

странами). Программа «Эразм для всех» разработана на

7 лет на период с 2014 по 2020 г. с бюджетом в 19 млрд евро. Более простая и гибкая архитектура программы призвана поддержать три направления действий, которые будут взаимодополняющими и взаимоусиливаю-щими: мобильность для отдельных лиц; сотрудничество для инноваций и хороших образцов практики; поддержка политической реформы [10; 11].

Ключевым в этой программе является ее непосредственная связь с основными политическими приоритетами и инициативами ЕС, включая стратегию «Европа 2020», программу «Образование и профессиональная подготовка 2020», инициативы в области молодежной политики и стратегии, направленные на решение внешнеполитических задач сообщества. Увеличение финансирования программы и упрощение процедур управления и отбора проектов призвано увеличить в два раза количество участников и гранто-получателей в рамках этой программы [11].

Программы сообщества в области образования и профессиональной подготовки выступили надежным политическим инструментом ЕС в сложной ситуации, которая сложилась в образовательной политике. Эта ситуация характеризовалась необходимостью сближения образовательных систем, с одной стороны, и сохранения национальной автономии государствами в этой сфере - с другой. Их реализация помогла образовательной политике выйти с периферийных позиций и выступить надежным инструментом решения экономических, политических и социальных проблем как внутри ЕС, так и за его пределами.

1. Ломакина, И. С. Европейская образовательная политика: опыт и перспективы сотрудничества: моногр. / И. С. Ломакина. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. - 391 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Шпаковская, Л. Политика высшего образования в Европе и России / Л. Шпаковская. - СПб.: Норма, 2007. - 328 с.

3. Commission of the European Communities. Commission memorandum on vocational training in the European Community in the 1990s. Brussels, 12 December 1991. - 24 p.

4. Commission of the European Communities. Commission working paper. Guidelines for Community action in the field of education and training. Brussels, 5 May 1993. - 27 p.

5. Commission of the European Communities. Communication from the Commission. The New generation of Community education and training programmes after 2006. Brussels, 09.03.2004. - 22 p.

6. Commission of the European Communities. Report from the Commission to the Council, the European Parliament and the Economic and Social Committee. EC Education & Training programmes 1986-1992. Results and achievements: an overview. Brussels, 5 May 1993. - 30 p.

7. Ertl, H. European Union programmes for education and vocational training: Development and impact / H. Ertl // SKOPE Research Paper. .- 2003.- No. 42. - Spring. - 39 p.

8. The history of European cooperation in education and training. Europe in the making - an example. Office for official publications of the European Communities. Luxembourg, 2006. - 331 p.

9. Press release: Brussels (26-11-1999). 2224th Council meeting. Education. 1999. - 2 p.

10. Press release IP/11/1398 Erasmus for all: 5 million in line for EU funding. 23/11/2011. - 5 p.

11. European Commission. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Erasmus for all: The EU Programme for education, training, youth and sport. Brussels, 23.11.2011. - 20 p.

Сдано 23.09.2011

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.