Научная статья на тему 'Политика Европейского Союза в области образовательных программ в контексте интенсификации процессов мобильности молодежи'

Политика Европейского Союза в области образовательных программ в контексте интенсификации процессов мобильности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1155
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко А. И.

Исследование молодежной политики Европейского Союза в сфере высшего образования позволяет утверждать, что учрежденные в рамках Евросоюза институты способствуют интенсификации молодежной мобильности как в рамках европейского интеграционного объединения, так и за его пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитенко А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика Европейского Союза в области образовательных программ в контексте интенсификации процессов мобильности молодежи»

УДК 327.7(4)

ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ МОБИЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Исследование молодежной политики Европейского Союза в сфере высшего образования позволяет утверждать, что учрежденные в рамках Евросоюза институты способствуют интенсификации молодежной мобильности как в рамках европейского интеграционного объединения, так и за его пределами.

Ключевые слова: Европейский Союз, болонский процесс, молодежная политика, образовательное пространство, мобильность молодежи.

Как известно, в условиях развития интеграционных процессов Европа все более ощущает себя единой: создано общее экономическое пространство, открылись границы, во многих государствах-членах Европейского Союза введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях диверсифицированная система высшего образования и несопоставимость присваиваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы.

Предпосылки к построению общего образовательного пространства возникли в 1971 г., когда впервые за «круглым столом» встретились министры образования ФРГ, Италии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. Итогом встречи стало учреждение двух рабочих групп с целью рассмотрения будущего сотрудничества в сфере образования. А в 1976 г. Совет министров образования Европейского экономического сообщества принял Резолюцию о Программе действий в области образования1. В 1986 г. 430 европейских университетов подписали Великую Хартию университетов о сотрудничестве.

В 1998 г. в Париже во время празднования юбилея Сорбонского университета состоялось совещание министров образования Великобритании, Франции, Италии и Германии, итогом которого стало подписание Декларации «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования»2, впервые обосновавшей стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования. В документе, в частности, говорилось, что:

— европейское пространство высшего образования имеет большие перспективы, однако требует постоянных усилий по устранению существующих барьеров, а также такой основы для обучения и преподавания, которая бы способствовала мобильности и более тесной кооперации участников;

— люди, получившие неполное высшее образование, должны иметь возможность дальнейшего обучения по различным программам, включая междисциплинарную подготовку, изучение иностранных языков и новых информационных технологий;

— люди, имеющие полное высшее образование, могут выбирать между магистратурой и докторантурой, имея при этом возможность переходить с одного вида обучения на другой;

— получая высшее образование, выпускники должны иметь возможность в течение хотя бы одного семестра пройти обучение в зарубежных европейских университетах;

— преподаватели и научно-исследовательский состав также должны иметь возможность работать в других европейских странах.

В 1999 г. в Болонье состоялась знаменательная конференция с участием представителей 29 государств Европы, где была принята Декларация «Зона европейского высшего образования»3, которая определила основные цели, ведущие к достижению сопоста-

1 Resolution of the Council of Ministers of education meeting within the Council comprising and action programme in field of education // Official Journal N° C 38. 19.02.1976.

2 Garben S. EU higher education law. Bedfordshire, 2011. P. 249-251.

3 Ibid. P. 253-255.

А.И. НИКИТЕНКО

Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

e-mail: alexey.nikitenko@mail.ru

вимости и, в конечном счете, к гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в европейских государствах.

Главная цель Болонской декларации заключалась в построении европейской зоны высшего образования и активизации европейской системы высшего образования. Среди основных приоритетов данного документа необходимо выделить следующие:

— трудоустройство выпускников;

— введение двухуровневой системы высшего образования;

— создание кредитной системы зачетных единиц;

— активное развитие мобильности обучающихся;

— приведение высшего образования в соответствие с едиными образовательными стандартами;

— внедрение в жизнь концепции непрерывного обучения.

Одним из ключевых положений Болонского процесса является трудоустройство выпускников, приведение дипломов об образовании к единому стандарту, подтверждающему уровень и качество полученных знаний, а также рациональное использование приложений к диплому в соответствии с рекомендациями в сфере образования, науки и культуры.

Для стандартизации степеней и специализаций было намечено внедрение двухуровневой (бакалавриат — магистратура) системы высшего образования. Унификация европейской образовательной системы предполагает учреждение кредитной системы согласно Европейской кредитно-трансфертной системе, где кредиты обозначают зачетные единицы, определяющие объем усвоенных знаний и понятий, навыков и т.п. Данная система зачетных единиц рассматривается как средство повышения мобильности обучающихся при переходе на различные учебные программы, в том числе и на программы последипломного образования. Ожидается, что введение такой унифицированной системы станет многоцелевым инструментом признания образования и повышения мобильности обучающихся, поскольку последние смогут поступать в высшее учебное заведение в одной стране, а заканчивать — в другой, сменить избранную специальность, закончить обучение на любом этапе, получив необходимую степень, при желании продолжить обучение в любой период жизни.

Созданная в 1984 г. в ряде стран Европы Сеть национальных информационных центров признания образования предоставляет информацию по вопросам признания дипломов и периодов обучения в других европейских странах, а также оказывает консультации в отношении иностранных дипломов о высшем образовании, выданных в государствах Европы, имеющих данную сеть. Европейская Комиссия оказывает сети разнообразную поддержку, в том числе посредством обмена информацией и опытом между разными странами, выявления наилучшей практики, проведения сравнительного анализа систем и политики в этой области, обсуждения и анализа актуальных вопросов образовательной политики. Различные мероприятия Еврокомиссии способствуют диверсификации кооперации между участниками сети национальных и информационных центров признания образования.

Для активизации академической мобильности ставится задача приведения программ высшего образования европейских стран в соответствие с едиными образовательными стандартами, что выражается в разработке единых или схожих учебных планов, проведении тренингов и соответствующих исследований.

Внедрение в образовательную среду концепции непрерывного обучения позволит людям получить несколько квалификаций или ученых степеней в течение жизни, а высшим учебным заведениям — улучшить материальное и финансовое обеспечение за счет широкого предоставления информационно-образовательных ресурсов своим абитуриентам.

События последних лет, происходящие в различных европейских странах, выявили, что проблематика социальной ответственности государства в области высшего образования является чрезвычайно важной. Среди ключевых моментов можно выделить оказание значительной государственной финансовой поддержки сфере образования, содействие трудоустройству выпускников учебных заведений, социальное обеспечение молодежи, ее поддержку в период обучения и т.п. Болонский процесс создает при этом благоприятные условия для активизации мобильности молодежи в пределах общеевропейского образо-

вательного пространства, способствует взаимодействию между отдельными образовательными и исследовательскими учреждениями, дальнейшей интенсификации и диверсификации культурных и гуманитарных связей внутри Европейского континента, а также укреплению европейской экономической кооперации.

Одним из ключевых моментов, призванных интенсифицировать политику мобильности среди молодежи и придать высшему образованию отчетливо выраженную европейскую направленность, является запущенная в 1987 г. программа «Эразмус Мундус». Основная цель программы состоит в укреплении европейского сотрудничества и диверсификации международных связей в области высшего образования на основе поддержки высококачественных европейских программ. Программа является ключевым направлением в сфере реализации стратегии непрерывного обучения Европейского Союза. В 1994 г. программа «Эразмус Мундус» наряду с другими европейскими программами была включена в общую программу Европейской Комиссии «Сократ», просуществовавшую до конца 1999 года. В 2000-2006 гг. функционировала Программа «Сократ II», а в 2007 г. ее заменила стратегия непрерывного образования Европейского Союза, рассчитанная до 2013 года.

В рамках программы «Эразмус Мундус» существует также направление программы «Организованная мобильность» (партнерство), что выражается в форме межуниверситетского сотрудничества и организованной мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава из третьих стран, включая Россию.

Таким образом, российские высшие учебные заведения, имеющие официальный юридический статус, лицензии и аккредитацию Министерства образования и науки РФ, могут принимать участие в таких программах в рамках консорциума, возглавляемого европейскими университетами.

Программа «Темпус» является еще одной программой Европейского Союза, предназначенной для оказания помощи в проведении социально-экономических реформ и развитии систем высшего образования в государствах-партнерах: странах Западных Балкан, Восточной Европы (включая Россию), средиземноморского и центральноазиатского регионов. Ключевым направлением данной программы является совершенствование систем высшего образования третьих стран посредством тесной кооперации с ними Европейского Союза. Зарождение программы «Темпус» началось в 1990 г., когда Совет Европейского экономического сообщества одобрил схему трансъевропейской мобильности высшего образования на «пятилетнюю перспективу, но с первоначальной трехлетней пилотной фазой»4. Данная фаза проекта была запущена с целью поддержки модернизации сферы высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы после падения Берлинской стены в 1989 году.

Участниками Программы «Темпус» являются самые разнообразные институты, начиная от высших учебных заведений и заканчивая учреждениями, не относящимися к академической сфере (к примеру, неправительственные организации, компании, промышленные предприятия, государственные органы и др.).

Программа «Темпус» направлена на оказание содействия процессам развития и реформирования посредством механизмов, предназначенных для сферы высшего образования, к которым можно отнести:

— оказание помощи в создании новых или преобразовании старых образовательных курсов, что способствует облегчению внедрения инновационных педагогических методик, ставящих в центр внимания студента;

— оказание помощи учебным заведениям в осуществлении реструктуризации;

— поддержку учреждений и отдельных лиц, занимающихся вопросами высшего образования, в разработке и реализации реформ и развитии стратегий;

— стимулирование учебных и неучебных организаций к совместной работе по определенной дисциплине;

— оказание материальной помощи (однако, исключительно в мере, необходимой для достижения целей проектов, финансируемых данной программой).

Реализация программы осуществляется посредством:

— совместного финансирования через гранты, проекты и деятельность;

4 Internal Market. 1993. Vol. 6. P. 210; British journal of non-destructive testing. 1991. Vol. 33. P. 22.

— поощрения кооперации между образовательными учреждениями и государст-вами-участниками программы;

— поощрения обмена мнениями, и передовым опытом между государствами Европейского Союза и третьими странами.

Непосредственно управляет программой «Темпус» расположенный в Брюсселе Генеральный Директорат по вопросам образования и культуры Европейской Комиссии, а техническую поддержку оказывает расположенный в Турине Отдел Европейского Фонда образования. Юридическая ответственность за осуществление контроля в ходе реализации программы лежит на плечах двух учреждений Еврокомиссии: Генерального директората по развитию и сотрудничеству и Генерального директората по расширению ЕС.

Деятельность Европейской Комиссии обеспечивается сетью представительств и референтов в государствах Европейского Союза и странах-партнерах следующим образом. Каждая страна Евросоюза назначает Национальный контактный пункт. Его роль заключается в функционировании в качестве справочного пункта, предоставляющего информацию и оказывающего помощь участвующим в проекте учреждениям из конкретного государства Евросоюза, а также в продвижении сотрудничества с третьими странами.

Для скорейшего развития и достижения поставленных перед государствами-участниками целей среди семи приоритетных направлений деятельности Европейского Союза важное значение приобретает направление «Молодежь в движении»5. Данная программа нацелена на усиление международной привлекательности европейского высшего образования и образовательных систем, повышение качества образования и обучения на всех уровнях Евросообщества.

В перспективе в общеевропейском масштабе Европейская Комиссия намерена реализовывать следующие направления деятельности:

— разработку и реализацию программ Европейского Союза в сферах свободы передвижения, обучения в университетах, проведения исследований, а также координации общеевропейских и национальных программ и возможностей государств-членов;

— проведение плана модернизации высшего образования;

— поддержку программ обучения молодых предпринимателей;

— реализацию мер, направленных на сокращение безработицы в молодежной среде.

На национальном уровне государства-члены Евросоюза в настоящее время акцентируют внимание на проблемах достаточного финансирования образовательных учреждений, совершенствования обучающих систем на всех уровнях, улучшении показателей качества дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образовании, повышении степени доступности образования, решении проблем занятости специалистов.

В 2011 г. была разработана модель проекта Европейской Комиссии «Ваша первая ЕВРО-работа»6, ориентированная на молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Данный пилотный проект, запущенный в 2012 г. и рассчитанный на долгосрочную перспективу, должен способствовать оказанию поддержки молодым выпускникам, желающим получить работу за границей. С учетом того, что уровень безработицы среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет в странах-членах Евросоюза по сравнению с прошлыми годами увеличился и по состоянию на начало 2012 г. составил 5,5 млн. человек, данный европейский проект приобретает все более весомую и первостепенную значимость. В проекте задействованы национальные службы занятости и специализированная европейская сеть. Ожидается, что в ходе реализации данного проекта только в 2012-2113 гг. должно появиться уже около 5 тыс. новых рабочих мест для молодых работников.

Еврокомиссия учредила специальную экспертную группу, цели которой заключаются в определении путей и способов сотрудничества, обмене информацией и передовой практикой. В настоящее время экспертная группа занимается разработкой первого про-

5 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions COM (2010) 477 Final on An initiative to unleash the potential of young people to achieve smart, sustainable and inclusive growth in the European Union: «Youth on the Move». Brussels, 2010.

6 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions COM (2011) 933 Final on Youth opportunity initiatives. Brussels, 2011. P. 10, 13.

екта по трансграничной волонтерской работе, и параллельно ведет разработку Молодежного волонтерского портала, который станет составной частью модернизированного Молодежного портала Европейского Союза.

Говоря об инструментах молодежной политики стран ЕС, стоит отметить прямую государственную услугу «Европасс», предоставляемую в целях упрощения толкования квалификаций и умений на европейской территории. Данная услуга призвана помочь в упрощении процедур определения квалификации, навыков и умений среди желающих найти работу на своей родине или за рубежом.

Не менее важную роль в реализации образовательных программ Европейского Союза, в особенности для молодежи, играют консультации по возможностям непрерывного обучения на протяжении всей жизни. Такие консультации направлены на помощь европейцам в принятии наиболее верных и отвечающих их интересам решений. В рамках функционирования консультативного механизма европейскими институтами разработан целый ряд инструментов, в частности:

— «портал возможностей европейского пространства», направленный на оказание помощи студентам, преподавательскому составу, консультантам и другим слоям общества в поисках информации об учебе и работе в Европе, включая возможности получения высшего и профессионального образования в Евросоюзе, участия в обменах и получения грантов, а также в предоставлении информации о переезде за рубеж;

— «европейский портал трудовой мобильности», предоставляющий информацию, советы и услуги безработным и работодателям, изъявившим желание воспользоваться принципом свободы перемещения (портал имеет большое значение для приграничных европейских регионов, оказывая помощь в решении проблем, возникающих с трудовой мобильностью);

— сеть «евроконсультирование», включающая страны-члены Европейского Союза, Исландию, Лихтенштейн, Турцию и Швейцарию, и сопровождающая работу консультантов, предоставляя им необходимую документацию и информацию (данная сеть играет одну из ключевых ролей в актуализации «европейского портала трудовой мобильности»).

В ноябре 2011 г., в ходе встречи министров ЕС в рамках заседания Совета по образованию, молодежной политике, культуре и спорту, были выработаны заключения Совета по программе повышения активности и мобильности молодежи стран Восточной Европы посредством «Восточного партнерства» как стратегической инициативы, имеющей важное значение для стабильности и безопасности государств Восточной Европы, участвующих в Европейской политике соседства, и для Европейского Союза в целом7. В ходе работы Совета было высказано предложение о расширении географических рамок ряда программ и инструментов Евросоюза, таких как «Молодежь в действии», «непрерывное обучение», для вовлечения в них молодежи стран Восточной Европы. В п. 10 Заключений Совета были также определены одни из важнейших элементов партнерства между Европейским Союзом и Российской Федерацией в области мобильности молодежи, выражающиеся в облегчении контактов между людьми и укреплении диалога с гражданским обществом8.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в политике Европейского Союза одним из ключевых направлений является работа с молодежью как составная часть социальной политики Единой Европы. Однако, несмотря на эффективные общеевропейские программы образовательной мобильности «Темпус» и «Эразмус Мундус», представители Единой Европы осознают, что в условиях динамично развивающегося европейского общества и активной фазы процессов глобализации и интеграции необходимо постоянно совершенствовать текущие программы, и в то же время разрабатывать новые инструменты, позволяющие углубить процессы образовательной интеграции с тем, чтобы вовлечь в них как можно большее количество европейской молодежи. В том числе именно поэтому в рамках стратегии Евросоюза было выделено специальное направление «Молодежь в движении», принят целый ряд рекомендаций в области повышения качества образования, количества

7 Council conclusions on the Eastern dimension of youth participation and mobility / / Official Journal C 372. 20.12.2011. P. 11.

8 Ibid.

дипломированных специалистов, их дальнейшего трудоустройства в рамках единого пространства Евроинтеграционного объединения и т. п.

Такая политика ЕС в образовательной сфере будет осуществляться и в дальнейшем, с привлечением межведомственных структур в рамках институтов Евросообщества, а также с участием заинтересованных негосударственных акторов, занимающихся вопросами разработки и реализации политики европейской мобильности молодежи. Стоит надеяться, что в условиях перехода к болонской системе образования российские бакалавры и магистры смогут активнее участвовать в образовательных обменах, а российские вузы станут активнее сотрудничать с европейскими образовательными учреждениями.

THE EUROPEAN UNION POLICIES IN SPHERE OF EDUCATION PROGRAMMES IN THE CONTEXT OF INTENSIFICATION OF YOUTH MOBILITY

A.I. NIKITENKO

Orel Brahch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

e-mail: alexey.nikitenko@mail.ru

The research of youth policies within the European Union in the sphere of higher education points out that the EU mechanisms and institutions are effective instruments promoting intensification of youth mobility within the European communities and outsides.

Key words: European Union, Bologna process, youth policies, education area, youth mobility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.