М.А. СНЕГИРЕВА
Мария Александровна СНЕГИРЕВА — соискатель кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГУЭФ.
В 2001 г. окончила СПбГУЭФ. С 2006 г. по настоящее время работает ассистентом кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — управленческий менеджмент.
^ ^ >
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОРЕННЫМ МАЛОЧИСЛЕННЫМ НАРОДАМ СЕВЕРА*
В условиях перехода страны к новым рыночным отношениям после распада СССР, разгосударствления и приватизации государственной собственности, расформирования сельскохозяйственных предприятий и создания фермерских хозяйств попытка коммерциализации традиционного хозяйства и создание национальных предприятий, а в последующем и общин коренных малочисленных народов Севера потерпела неудачу. Без стартового капитала, из-за невозможности приобрести необходимое оборудование, без бюджетного финансирования социальной инфраструктуры национальных поселений, без рынка сбыта продукции вновь создаваемые национальные предприятия и общины коренных малочисленных народов не выдерживали конкуренции и разорялись. Из-за нищеты населения охот-угодья, оленьи пастбища, рыболовные участки быстро переходили к новым владельцам — различным коммерческим структурам. Коренные народы Севера оказались не приспособленными к рыночным отношениям.
После прекращения государственной поддержки перед коренными малочисленными народами встали сложнейшие вопросы: как зарегистрировать хозяйство, оформить документы, открыть счет в банке, реализовывать продукцию, завозить необходимые товары, организовать ветеринарное и зоотехническое обслуживание, как своими силами обеспечить функционирование социальной инфраструктуры?
Негативные процессы в социально-экономическом развитии этих народов, усилившиеся в период перехода страны к рыночным отношениям, привели к глубокому кризису оленеводства, рыболовства, добычи морского зверя и других видов традиционной деятельности и промыслов. Эти процессы затронули систему медицинского, культурного, бытового и транспортного обеспечения мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, и, как следствие, привели к снижению уровня жизни, сокращению ее средней продолжительности (до 45-50 лет), росту безработицы (более 50 %), снижению реальных доходов национальных домохозяйств в несколько раз [2].
Для перелома негативных тенденций в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера Правительством Российской Федерации была предпринята попытка использовать программно-целевой метод решения названных проблем. За годы реформ были приняты следующие программы по решению проблем коренных народов Севера.
Государственная программа развития экономики и культуры коренных народов в 1991-1995 годах. Из-за низкого уровня финансирования Государственная программа была выполнена частично.
ГРНТИ 06.52.17 © М.А. Снегирева, 2012
Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. М.А. Гусакова.
Фактические объемы финансирования этой программы составили соответственно (по годам): 1991 — 30 %; 1992 — 17; 1993 — 4; 1994 — 4; 1995 — 2 %; средний за 5 лет — 11,5 %. Естественно, что при таком финансировании Программа провалилась [там же].
Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года». Фактическое финансирование программных объектов из федерального бюджета составило не более 5-7 % от запланированных объемов [3].
Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года». Она констатировала, что «к важнейшим хозяйственным проблемам, требующим безотлагательного решения, относится, прежде всего, развитие традиционных отраслей хозяйствования (оленеводства, охотничьего и морского зверобойного промыслов, рыболовства и др.), которые не выдерживают рыночной конкуренции и переживают глубокий кризис. Из-за отсутствия предприятий по комплексной переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйства и роста тарифов на транспортные услуги значительная часть продукции традиционных отраслей и промыслов не доставляется в места потребления и не может быть реализована» [4].
В целях создания условий для перехода коренных народов к устойчивому развитию указанной ФЦП ставилась задача развития материально-сырьевой базы традиционных отраслей хозяйствования — оленеводства, рыболовства, охотничьего и морского зверобойного промыслов и других видов деятельности, внедрения новых технологий глубокой переработки продукции традиционных отраслей хозяйствования и восстановления закупочно-заготовительной и снабженческо-сбытовой системы, развития факторийных форм торговли и товарообмена, создания рынков сбыта продукции.
Однако, несмотря на то, что объемы финансирования данной Программы были выдержаны в плановых объемах, а на период 2008 г. увеличены почти в два раза, по оценке Минэкономразвития России, эта программа была отнесена к категории малоэффективных. Основанием для такого вывода послужил тот факт, что по итогам 2006 г. ни один из целевых индикаторов и показателей программы не был выполнен полностью.
Существующая модель программного управления бюджетными инвестициями имеет следующие недостатки:
— не обеспечено в полном объеме софинансирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных источников;
— низкий уровень исполнения расходов на реализацию программ в первой половине финансового года. Эта проблема связана с практикой включения в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период расходов по мероприятиям, по которым отсутствует документация, и недостаточной оперативностью государственных заказчиков по снятию ограничений с финансирования таких мероприятий;
— ежегодное согласование объемов финансирования ФЦП в «ручном режиме» исходя из бюджетных возможностей, в результате чего возникает несоответствие фактического и предусмотренного программами финансирования;
— невозможность оценить непосредственный вклад программы в решение соответствующей задачи и/или достижение цели, поскольку описание конечных, измеримых результатов в отношении большинства программных мероприятий представлено в самом общем виде;
— формальность текущего и последующего контроля за ходом осуществления бюджетных инвестиций, поскольку результаты реализации программ не учитываются в оценке деятельности государственных заказчиков и при принятии решений о реализации новых программ в данной сфере, и др.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что программные мероприятия требуют постоянных согласований и по-прежнему недостаточно ориентированы на достижение конечных результатов в соответствующей сфере деятельности.
Поэтому начиная с 2009 г. система оказания государственной поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов была изменена в пользу целевых субсидий, направляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. № 217, утвердившим Правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации, субсидии предоставляются, в том числе, на софинансиро-вание мероприятий по экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов, направленных на создание условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов, а также на развитие и модернизацию инфраструктуры в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности [1].
Следует отметить, что ни одна из вышеназванных федеральных программ не предусматривала внедрения закупок продукции традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов для государственных или муниципальных нужд. Правилами распределения субсидий из федерального бюджета на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации также не предусмотрена эта форма государственной поддержки развития экономики традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов.
Завершая анализ эффективности оказания коренным малочисленным народам государственной поддержки программно-целевым методом, необходимо отметить, что все программы не достигли своей цели.
Показателен опыт Канады, близкой нам по основным геоэкономическим характеристикам территории, отказавшейся от идеи снижения дифференциации социально-экономического развития различных территорий посредством реализации соответствующих стратегических программ. Такие программы в Канаде решили заменить на внедрение механизмов, обеспечивающих безусловные гарантии государства конституционных прав граждан. Следствием такого изменения политики стало, например, уменьшение количества населенных пунктов в малопригодных для постоянного проживания территориях (суровый климат, неразвитость инфраструктуры) и увеличение объемов работ в северных территориях, выполняемых вахтовым методом. Последнее подразумевает совершенно иное отношение к обеспечению безопасности жизнедеятельности, созданию социальной инфраструктуры и т. д. и, соответственно, иной уровень и направления расходования бюджетных средств. Изменение подхода на практике подразумевает существенно разные стратегические решения.
В связи с этим Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов в Правительство Российской Федерации внесены предложения о необходимости выделения в Концепции специального раздела по обеспечению самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционного хозяйствования. При этом необходимо учитывать, что традиционные отрасли занятости коренных малочисленных народов Севера по своей сути не являются товарными и должны оцениваться не столько с позиции самоокупаемости и рентабельности, а, прежде всего, с точки зрения сохранения северной этнической самобытности.
Государственная поддержка этих народов должна осуществляться не путем раздачи им денежных средств, а путем поддержки традиционного хозяйствования рыночными способами. В связи с этим, на наш взгляд, представляется целесообразным разработать и внедрить систему государственных закупок продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, которая гарантировала бы сбыт их продукции не по бросовым, а по реальным рыночным ценам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. №217 «Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». URL: http://www.garant.ra/products/ipo/prime/ doc/95130/
2. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/
3. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года». URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID _49206.html
4. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года». URL: http://docs.kodeks.ru/document/901793986