Научная статья на тему 'Программма «Творческая учеба» как средство адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе'

Программма «Творческая учеба» как средство адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ / АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА КУРАТОРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евстегнеева Анастасия Андреевна

В статье анализируются основные трудности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе; представлен опыт Института педагоги и психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова по адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Цель статьи – представить адаптационную программу «Творческая учеба» как одно из эффективных средств адаптации первокурсников к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евстегнеева Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программма «Творческая учеба» как средство адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе»

УДК 378:37.016

Евстегнеева Анастасия Андреевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики КГУ им. Н.А. Некрасова, av_timonina@mail.ru, Кострома

ПРОГРАМММА «ТВОРЧЕСКАя УЧЕБА» КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИИМ ОБУЧЕНИя В ВУЗЕ

Аннотация. В статье анализируются основные трудности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе; представлен опыт Института педагоги и психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова по адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Цель статьи - представить адаптационную программу «Творческая учеба» как одно из эффективных средств адаптации первокурсников к обучению в вузе.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, двухуровневая система высшего образования, формы и методы адаптации студента в вузе, адаптационная программа, система кураторства.

Evstegneeva Anastasiya Andreevna,

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of social pedagogics KGU N.A. Nekrasov, av_timonina@mail.ru, Кострома

THE PROGRAM «CREATIVE STUDY » AS wAY OF FIRST-YEAR STUDENTS' ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF TRAINING IN THE UNIVERSITY

Abstract. In the article the basic difficulties of the first-year students adaptation to conditions of training in university are analyzed; the Institute of pedagogics and psychology of the Kostroma state university presented in it. The purpose of article is to presenting the adaptable program «Creative study » as one of effective way of first-year students adaptation to training in university.

Keywords: adaptation, social adaptation, two-level system of higher education, the form and methods of adaptation of the student in university, the adaptable program.

Проводимые в последние годы исследования показывают, что многие первокурсники на начальном этапе обучения в вузе испытывают затруднения различного рода [4; 6]: слабое владение приемами самостоятельной познавательной деятельности, интеллектуальными и общеучебными умениями, репродуктивно-подражательный уровень познавательной активности, недостаточная мотивация к учебе, избранной профессии, недостаточные знания об особенностях обучения в условиях двухуровневой системы образования (бакалавриат, магистратура). У большинства поступающих в вуз теряется основной мотив получения высшего образования - стать профессионалом в своей области и овладеть комплексом умений и навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. В этой связи усиливается внимание вузов к проблеме

адаптации студентов первого курса как к важнейшему средству повышения качества образования.

Анализ психолого-педагогической литературы [2; 3; 5] показывает, что адаптация студентов к обучению в вузе выступает элементом социальной адаптации - многоуровневый, многокомпонентный процесс вхождения в образовательный процесс высшей школы. Адаптация предполагает становление ценностных смыслов познания, освоение требований новой образовательной среды, овладение комплексом научных знаний, умений и навыков, а также развитие способности к самоанализу и самооценке собственной деятельности [Подроб. см.: 1]. На наш взгляд, согласование самооценок, притязаний и ожиданий обучающихся с их возможностями и реальностью образовательной среды является важнейшим компонентом

адаптации. Процесс адаптации к обучению не является простым приспособлением личности к новой учебной среде и требованиям профессорско-преподавательского состава, а предполагает активный, осознанный характер вживания студента в образовательную среду высшей школы.

В свою очередь, именно адаптация к обучению в вузе является наиболее проблемной, поскольку данный элемент социальной адаптации личности призван стать тем необходимым фактором, который позволит первокурснику наиболее успешно включиться в качественно иной образовательный процесс. В Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова с целью адаптации первокурсников традиционно используется ряд методов и форм. Одной из значимых форм являются инструктивно-методические выездные сборы 1 курса, которые проводятся ежегодно в начале учебного года и направлены на создание условий для знакомства студента 1 курса со своей учебной группой, с основами будущей профессиональной деятельности, со структурными подразделениями института, со спецификой учебной деятельности в вузе. Традиционным методом адаптации первокурсников является привлечение студентов к участию во внеаудиторной деятельности в рамках комплексной программы «Палитра фестивалей». Цель программы: социально-педагогическое обеспечение процесса социального творчества студентов; презентация ресурсов Института, обеспечивающих профессиональное становление будущих бакалавров; презентация основных направлений социально-педагогической деятельности Института педагогики и психологии различным образовательным и социальным учреждениям.

В ходе пилотного исследования (2011-2012 уч. г.) была предпринята попытка определить степень адаптированности студентов первого курса к процессу обучения в ВУЗе, выявить психологические факторы, которые затрудняют адаптацию студентов к обучению в ВУЗе, эффективность существующих форм и методов адаптации. В исследовании принимали участие 127 студентов 1 курса Института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова разных специальностей.

Для исследования были отобраны следующие методики: опросник Ф. Фидлера (диагностика особенностей коллектива и общегрупповой ситуации (групповой атмосферы); анкета самооценки состояния (выявление уровня физического комфорта, эмоционально-соматического комфорта, уровня общей активности, эмоциональной устойчивости, мотивации познания); шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ха-нина (определение уровней реактивной и личностной тревоги); тест учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой); шкала экзаменационной тревоги Ю. М. Орлова (определение уровня экзаменационной тревоги). Также нами была использована методика «Адаптированность студентов в вузе» [3], в которой перечисляются факторы, провоцирующие появление трудностей и отрицательных эмоций у студентов в процессе их обучения на первом курсе. Так как наиболее важным в данном исследовании являлся субъективный критерий адаптации, то и методы включают в себя субъективную оценку (являются самооценочными).

По результатам исследования в сфере адаптации студентов к обучению нами были выделены следующие факторы дезадаптации: неподготовленность к новым способам восприятия и переработки информации (66 % студентов); неподготовленность к самопрезентации в учебной и внеучебной деятельности (36 %); неспособность к систематизации знаний (56%); состояние тревожности в связи со сдачей сессии (57 %); сложности в общении с однокурсниками и студентами старших курсов (31 %). Исходя из общего анализа результатов, полученных с помощью диагностических процедур, можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми на начальном этапе обучения являются освоение новых форм учебной деятельности и вхождение в новую социальную среду. По результатам исследования мы также определили, что наиболее сущностно адаптивную ситуацию, связанную с началом обучения в вузе, характеризуют: мотивация, эмоциональное реагирование, коммуникативная (групповая) комфортность, энергетический потенциал человека.

Поскольку адаптация студентов к условиям обучения в вузе основывается не только

158

Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2013

на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, мы предложили расширить набор средства адаптации первокурсников к процессу обучения в вузе.

Так, эффективным методом адаптации студентов 1 курса к процессу обучения в вузе остается система кураторства. В Институте педагогики и психологии сложился опыт назначения кураторами учебной группы из числа преподавателей и студентов старших курсов. Куратор-преподаватель назначается кафедрой и курирует учебную деятельность первокурсников. Куратор-студент сопровождает первокурсников в процессе социального творчества, социально-полезной деятельности. Кураторская работа в академической группе осуществляется на индивидуальном и групповом уровне.

Для успешной организации процесса социальной адаптации первокурсников с 2012-2013 уч. г. в рамках работы кураторов на групповом уровне проводятся учебно-развивающие занятия для академических групп. Кураторы-преподаватели проводят занятия в рамках адаптационной программы «Учись учиться» по содействию успешному освоению студентами новых форм и методов учебной деятельности. Кураторы-студенты реализуют программу «Творческая учеба». Ее цель - содействие успешному освоению студентами первого курса новых форм и методов организаторской деятельности, эффективного взаимодействия друг с другом, студентами, преподавателями. В задачи программы входит формирование у студентов представлений об особенностях обучения в вузе; развитие организаторских и коммуникативных способностей студентов; формирование и развитие навыков самостоятельной работы, педагогического мышле-

ния, умения анализировать педагогические явления, профессиональной направленности студентов (нацеленность на достижение профессиональной компетентности). В рамках программы - цикл учебно-развивающих занятий для учебных групп первого курса по вопросам организации эффективного общения, командообразования, организаторской деятельности, лидерства, коллективной творческой деятельности, форм воспитательной работы, социального проектирования, актерского мастерства и др.

Необходимо отметить, что процесс адаптации не завершатся после первого года обучения в вузе. Социальная адаптация студентов осуществляется на протяжении всего периода обучения.

Библиографический список

1. Балл Г. А. Понятие адаптации // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 24-32.

2. Бизюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 213 с.

3. Дубовицкая Т. Д, Крылова. А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2010. №2. URL: http:// psyedu.ru/ (дата обращения: 03.07.2013)

4. Киселев Н. Н. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе ИИГСО как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 1. - С. 190-195.

5. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Питер. -2008. - 418 с.

6. Седин В. И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.