Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка студентов в процессе адаптации в вузе'

Психолого-педагогическая поддержка студентов в процессе адаптации в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / ADAPTATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / CULTURAL-EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY / STUDENTS' ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щиголева Нина Васильевна

Статья посвящена анализу проблемы адаптации первокурсников к обучению в высшей школе. В ней рассмотрены условия адаптации студентов первого курса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щиголева Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF ADAPTATION AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to problems of adaptation of freshmen to study in higher education. It examines the conditions of adaptation of fi rstyear students at the University.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка студентов в процессе адаптации в вузе»

чества (82%), быть самостоятельными и независимыми (71%) и создать уют и благополучие (68%).

Значимых различий в выраженности переменной осмысленность выявлено не было. Африканские студенты склонны понимать уверенность как умение и способность владеть самим собой (89%), качество, воспитанное в процессе жизни (89%), черту, которую можно развивать и совершенствовать (82%). По мнению латиноамериканских студентов, уверенность - это активное состояние человека (89%), волевая черта характера (89%), а также самодостаточность личности (84%). Китайские студенты понимают под уверенностью черту, воспитанную в процессе жизни (95%), которую можно развивать и совершенствовать (95%), стремление человека показать себя и свои возможности (95%).

Показатель осведомленности у латиноамериканских и африканских студентов значимо выше, чем у китайских. Так, африканские студенты считают, что уверенность - это свойство, зависящее от темперамента (87%), черта, передающаяся по наследству (79%), врожденное свойство личности (76%). Латиноамериканские студенты также считают данное свойство врожденным (89%), полагают, что оно зависит от темперамента (87%), генетически обусловлено (87%). Китайские студенты также указывают на то, что уверенность - это черта, полученная от родителей (80%), зависящая от темперамента (75%) и природно-заданная (75%).

Оказалось, что продуктивность уверенного поведения китайских студентов самая низкая среди 3-х групп. Показатель выраженности предметности значимо выше у африканских и латиноамериканских студентов по сравнению с китайскими. Уверенное поведение африканских студентов в большей мере способствовало расширению контактов с другими людьми (89%), более успешному освоению учебных предметов (87%), достижению общественного признания (84%). Латиноамериканским студентам удалось добиться большей результативности в различных видах деятельности (97%), более успешного освоения учебных предметов (89%), дальнейшего продвижения по карьере (87%). Китайские студенты отмечают более успешное усвоение учебных предметов (85%), приобретение большего жизненного опыта (85%), большую результативность в различных видах деятельности (85%).

Что касается субъектности, то у латиноамериканских студентов данный показатель значимо выше, чем у китайских. Уверенное поведение латиноамериканских студентов в большей степени способствовало формированию упорства и других волевых качеств (97%), преодолению возникших трудностей (95%), развитию самостоятельности и инициативности (89%). У африканских студентов результативность уверенности способствовала развитию упорства и настойчивости (89%), уменьшению тревожности и застенчивости (87%), развитию самостоятельности и инициативности (82%). Китайские студенты отмечают развитие упорства и настойчивости (95%), волевых качеств (80%), преодоление возникших трудностей (85%).

Рассмотрев особенности уверенности у иностранных студентов, можно сказать, что каждая из изучаемых групп отличается своим психологическим своеобразием. Эти особенности необходимо учитывать при составлении программ коррекции и саморегуляции уверенности с целью оптимизации процесса адаптации студентов к инокультурной среде и к обучению в вузе.

Литература

[1]. Бойко З.В. Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов. Дис. .. .канд. психол. наук. - М., 2009. - 193 с.

[2]. Замалдинова Г.Н. Соотношение индивидуально-типических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций. Дис. .канд. психол. наук.: 19.00.01/ РУДН. - М., 2011.

[3]. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств. // Вестник РУДН, сер. Психология и педагогика, 2006, № 1 (3). - С. 63-73.

[4]. Селиверстова М. А. Психологические особенности уверенности старших школьников и студентов. Дис. . канд. психол. наук. - М., 2007.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MOTIVATIONAL-SEMANTIC SUBSYSTEM OF CONFIDENCE OF FOREIGN STUDENTS

Anna V. Sheptura - graduate student, Department of Social and Differential Psychology, Peoples' Friendship University of Russia; Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198.

Abstract

The article describes the psychological features of motivational-semantic subsystem of confidence of African, Latin American and Chinese students studying in Russian universitiy. Key words: confidence, objectives, motivation, productivity, foreign students.

УДК 159.922

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ

Щиголева Нина Васильевна (Воронеж, Россия) -кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет; ул. Ленина, 86; kafedra_opp@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы адаптации первокурсников к обучению в высшей школе. В ней рассмотрены условия адаптации студентов первого курса в вузе.

Ключевые слова: адаптация студентов, адаптированность, социально-психологическая адаптация, культурно-образовательное пространство вуза.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Выделяются два вида адаптации: биофизиологическая и социально-психологическая. Социально-психологическая адаптация-это процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе ее человек стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере осуществления социально-психологической адаптации повышается адаптированность личности-степень приспособленности к условиям жизни и деятельности. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным и негативным результатам.

Внутренняя адаптированность личности проявляется в перестройке функциональных структур и систем личности при определенной трансформации жизни и деятельности. Внешние формы поведения, деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, требованиями извне-происходит полная, генерализованная адаптация личности [2]. При внешней адаптированности -поведенческой, приспособительской- личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. Это инструментальная адаптация личности. Ученые выделяют и смешанную адаптацию, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя свое «Я», свою самостоятельность [2]. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека условиям среды и деятельности в тех или иных обстоятельствах. Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности. С помощью него ослабляются, устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми. Социально-психологическая адаптация выполняет кроме психологической защиты и такие функции: достижение оптимального равновесия в системе «личность-социальная среда»; проявление и развитие творческих способностей личности, повышение ее активности, регулирование общения и взаимоотношений; сохранение психического здоровья, самореализация, самопознание и самокоррекция личности [1].

Успешная адаптация проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного характера. Про-

должительность процесса адаптации может быть ограничена несколькими днями или быть более длительной.

Характер адаптации зависит от нескольких факторов: возраста человека, состояния здоровья и уровня развития, биологического и социального анамнеза, особенностей высшей нервной системы, ее типа, тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей половых различий, уровня тренированности адаптационных механизмов.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что некоторая системность в работе по адаптации студенчества есть. Сегодня образовательные организации все больше обращаются к воспитанию личности на основе создания целостной системы адаптации.Эффективным средством в успешной адаптации студентов первого курса в культурно-образовательном пространстве вуза является студенческая группа. Группа приобщает первокурсников к коллективной жизни, предоставляет новые условия жизнедеятельности и возможность становиться инициатором, автором и реализатором проектов. Важным средством успешной адаптации в вузе является участие студентов в разнообразных студенческих объединениях. Их эффективность состоит в том, что процесс активного участия имеет воспитывающий и развивающий личность характер. Он позволят пройти начальный этап адаптации в позитивно-эмоциональном настрое. Через творческое участие в жизнедеятельности объединения студент становится автором своего саморазвития: вырабатываются жизненные смыслы, ценности нравственные идеалы. Коллективное творчество стимулирует развитие способностей, рост творческой индивидуальности, предоставляя благоприятные возможности для самоутверждения и самовоспитания. Формами интеграции первокурсников в культурно-образовательное пространство вуза являются традиции: Посвящение в первокурсники, Школа актива, Школа старостата, Студенческая весна, Вечера встреч первокурсников с выпускниками и студентами старших курсов и пр. Существенную роль в адаптации первокурсников играет институт кураторства. Функции кураторов многообразны: информативная, коммуникативная, контролирующая, творческая, организующая и др. Куратор ориентиру-

ет студентов на освоение ими вузовских традиций, идеалов, ценностей. Формы работы кураторов также разнообразны: собрания, анкетирование, знакомство с нормативными документами вуза, выявление актива, лидеров, организация проектов и др. Конференция по проблемам самостоятельной работы студентов, знакомство с учебным планом, графиком учебного процесса является элементом системы адаптации. В ходе экспериментальной работы мы выявили проблемы, проясняющие картину трудностей адаптационного периода: 23% студентов первокурсников одной из трудностей считают насыщенность вузовской программы; 25% - указывают на недостаточность школьной подготовки, 5% - на неблагополучные жилищные условия, 22% - материальные условия, 15% -состояние здоровья, 5% - семейные обстоятельства, 5% - указали другие проблемы и затруднялись в ответе.

Это актуализирует проблему психолого-педагогической поддержки студентов в процессе адаптации в вузе. Литература

[1]. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. -М.; СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

[2]. Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии // Вестник АГТУ. - 2007. № 5.(40). - С. 152-156.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF ADAPTATION AT THE UNIVERSITY

Shchigoleva Nina Vasilevna (Voronezh, Russia). - Associate professor, Ph.D. Voronezh State Pedagogical University; st. Lenin, 86; kafedra_opp@mail.ru.

Abstract

The article is devoted to problems of adaptation of freshmen to study in higher education. It examines the conditions of adaptation of first-year students at the University.

Key words: students' adjustment, adaptation, socio-psychological adaptation, cultural-educational space of the University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.