Научная статья на тему 'Программа психологической реабилитации сотрудников, вернувшихся из служебной командировки на территорию Северо-Кавказского региона'

Программа психологической реабилитации сотрудников, вернувшихся из служебной командировки на территорию Северо-Кавказского региона Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3261
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РЕЛАКСАЦИЯ / REHABILITATION / EXTREME CONDITIONS / PSYCHOCORRECTIONAL EVENTS / RELAXATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ершова Ольга Юрьевна

Эффективность результатов оперативно-служебной деятельности во многом зависит от человеческого фактора: уровня работоспособности, адаптационного потенциала, физического и психического здоровья, эмоционального состояния, функциональных резервов организма и т. д. В статье представлена программа психологической реабилитации сотрудников, выполнявших оперативно-служебные задачи в особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ершова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programme of Psychological Rehabilitation of Officers after Official Trips to North Caucasus Region

Effectiveness of results of operational service largely depends on human factor: level of efficiency, potential to adaptation, physical and psychic health, emotional state and organism’s functional resources, etc. The focus is made on the programme of psychological rehabilitation of officers who have served in operational conditions.

Текст научной работы на тему «Программа психологической реабилитации сотрудников, вернувшихся из служебной командировки на территорию Северо-Кавказского региона»

УДК 159.962.7

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ, ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ СЛУЖЕБНОЙ КОМАНДИРОВКИ НА ТЕРРИТОРИЮ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

О. Ю. Ершова

Эффективность результатов оперативно-служебной деятельности во многом зависит от человеческого фактора: уровня работоспособности, адаптационного потенциала, физического и психического здоровья, эмоционального состояния, функциональных резервов организма и т. д. В статье представлена программа психологической реабилитации сотрудников, выполнявших оперативно-служебные задачи в особых условиях.

Ключевые слова: реабилитация, экстремальные условия, психокоррекционные мероприятия, релаксация.

Служебные командировки личного состава органов внутренних дел на территорию Северо-Кавказского региона (СКР) сопряжены с угрозой и опасностью для жизни и здоровья, являются экстремальной деятельностью. В связи с длительностью пребывания в экстремальных условиях, многократностью и частотой выездов личного состава, особенно спецподразделений, у сотрудников отмечаются признаки нарушения уровня их психического и физического здоровья. Особенности несения службы в условиях боевых действий и других экстремальных ситуаций во многом зависят от моральнопсихологического состояния личного состава, которое выражается в способности переносить различные тяготы и лишения, преодолевать страх в бою и сохранять волю к победе, в способности быстро реализовывать свой профессиональный потенциал и эффективно действовать в ситуациях опасности, внезапности, дефицита времени.

Рассматривая личность в единстве биологического и социального, оценивая уровень психического здоровья и способность адаптироваться к необычным, экстремальным условиям, мы приходим к пониманию необходимости выполнения ведущей составля-

ющей психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел — психопрофилактики возникновения негативных психических состояний, вызванных длительным пребыванием на территориях, связанных с угрозой для жизни и здоровья. Эта работа должна строиться с учетом индивидуально-личностных особенностей сотрудника, выполняться руководителями всех уровней, кадровыми аппаратами, психологами и врачами. Основные усилия в психопрофилактической деятельности руководителей, подразделений по работе с личным составом, медицинской и психологической служб следует направлять на подразделения, обеспечивая оптимальные условия служебной деятельности, уклад деятельности служебных коллективов, благоприятный социально-психологический климат и достойный быт. Особое внимание следует обращать на подвергшихся стрессу или оказавшихся в кризисной ситуации сотрудников. В целях сохранения и укрепления психического здоровья крайне важно выработать их психологическую устойчивость и резистентность к стрессовым воздействиям '.

В соответствии с требованиями приказов МВД России осуществление психологических мероприятий по профилактике и коррекции негативных психологических состояний входит в обязанности психологов подразделений по работе с личным составом. С целью поддержания и сохранения здоровья сотрудников органов внутренних дел, работоспособности, социально-психологического статуса разработана Программа психологической реабилитации, регламентирующая объем и порядок осуществления организационных, психологических мероприятий с сотрудниками органов внутренних дел Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области (далее — УМВД России по Калужской области) и содержание психологического обеспечения, формы и методы психологической работы.

После служебной командировки сотрудники в обязательном порядке проходят медицинское и психодиагностическое обследование, по результатам которого делятся на пять групп. Определение группы производится

врачами поликлиник с учетом уровня здоровья по данным комплексного психодиагностического обследования в ЦПД.

I группа — практически здоровые лица, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. По данным комплексного психодиагностического обследования в нее включаются лица «нормального» уровня здоровья.

С сотрудниками I группы проводится профилактическая беседа о здоровом образе жизни. При наличии возможностей они включаются в общеоздоровительные восстановительные мероприятия.

II группа — лица с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. По данным комплексного психодиагностического обследования в эту группу включаются лица, имеющие второй («неспецифические пограничные отклонения в состоянии здоровья») и третий («предбо-лезненные изменения в состоянии здоровья») уровни здоровья.

III группа — лица, нуждающиеся в дополнительном обследовании, лечении в амбулаторных условиях.

IV группа — лица, нуждающиеся в дополнительном обследовании, лечении в стационарных условиях, состоящие на диспансерном учете по хроническому заболеванию.

V группа — лица с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи.

Для сотрудников, отнесенных ко ІІ-У группам, составляется индивидуальная программа профилактических мероприятий, являющаяся составной частью базовой программы реабилитации.

Базовая программа представляет собой систему, предусматривающую:

— исходную диагностику соматического и психического здоровья и физической работоспособности;

— разработку индивидуальной программы оздоровления, основу которой составляют физические нагрузки аэробного пути обеспечения мышечной деятельности и психологическая коррекция;

— реализацию программы под контролем врача;

— динамический (этапный) контроль эффективности процесса и (при необходимости) корректировка оздоровительных технологий;

— заключительную диагностику соматического и психического здоровья и физической работоспособности, сравнительный анализ показателей исходного и заключительного тестирования, с оценкой эффективности как по отдельным параметрам, так и в целом, с использованием оригинальных объективных критериев;

— составление индивидуальной программы дальнейшего оздоровления в домашних условиях;

— оценку результатов работы каждого врача и учреждения в целом, определение слабых мест, внесение корректив в технологии и организацию работы.

В кабинеты психологической регуляции направляются лица со II группой здоровья и вторым и третьим уровнями здоровья, при наличии возможности — лица

с I группой здоровья при условии первой командировки. В 2013 г. в кабинеты психологической регуляции органов и подразделений внутренних дел области было направлено 49% сотрудников от общего числа, нуждающихся в медико-психологической реабилитации.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена направлением на реабилитацию в кабинеты психологической регуляции большого количества сотрудников из числа вернувшихся из спецкомандировки.

Задачи программы.

1. Организация и осуществление комплекса психокоррекционных и профилактических мероприятий с сотрудниками, имеющими донозологические и пре-морбидные состояния, характеризующиеся напряжением механизмов адаптации функциональных резервов или сниженными функциональными возможностями с неудовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды, а также состояния после воздействия неблагоприятных факторов внешней среды в период выполнения служебно-боевых и оперативнослужебных задач.

2. Обучение сотрудников приемам саморегуляции психического состояния в повседневной деятельности и в экстремальной обстановке, повышение устойчивости к влиянию стрессогенных факторов и снижение последствий их воздействия, ускорение процесса адаптации к службе.

3. Формирование и поддержание мотивации для дальнейшей службы в органах внутренних дел Российской Федерации, проведение индивидуального психологического консультирования по актуальным личностным и семейным проблемам.

4. Повышение устойчивости к влиянию стрессогенных факторов и снижение отрицательных последствий их воздействия, ускорение процесса адаптации к службе.

Актуальность проблемы реабилитации сотрудников органов внутренних дел, подвергшихся психотравмирующему воздействию при несении службы в экстремальных условиях, в зонах локальных войн, вооруженных конфликтов, обусловлена ее социальной, медицинской и правовой значимостью.

Существует много определений реабилитации. Приведем лишь несколько: «развитие и улучшение тех способностей больного, которые могут быть использованы для его успешной социальной, трудовой деятельности вне больницы» (G. Fidler, J. Fidler, 1961); «интеграция индивидуума» в обществе, при которой достигается самое действенное и необходимое приспособление»^ Wijsenbeck, B. Linder); «восстановление больного человека как личности и как члена общества»; «попытка включения неполноценного индивидуума в социальную среду, в которой окажется возможным оптимальное применение его остаточных способностей» (Gastager H., 1965); «специальное поле социальной и медицинской активности» (Berner P., Bruk H., 1965) 2.

Всеобъемлющим и последовательным является определение, где говорится, что реабилитация есть

комплекс координированно проводимых мероприятий социально-правового, медицинского, психологического, педагогического характера, нацеленных на наиболее полное восстановление психофизического здоровья, трудоспособности и адаптивности человека в социальной среде.

Цели и задачи реабилитации вытекают из содержания приведенных формулировок и зависят от конкретных задач, возложенных на сотрудников, выполнявших служебные обязанности на территории СКР.

Изучение условий проведения специальных операций, анализ социально-психологического состояния сотрудников, выполнявших служебно-боевые задачи на территории СКР, позволили выявить следующие негативные состояния, в той или иной степени воздействовавшие на сотрудников в период нахождения в служебной командировке:

— психическая демобилизация (утрата контроля над ситуацией, характер речи, содержание высказываний, интонации, свидетельствующие о переживании страха, ошибочные действия и поступки, отсутствие самоконтроля, несдержанность);

— психологический шок (поведение, неадекватное обстановке; безучастное отношение к окружающему; замкнутость; молчаливость; заторможенность реакций; рассеянность; тревожность; сужение внимания, интересов, контактов);

— аффективные реакции, конфликтность (напряженность, беспокойство, раздражительность, мелочные придирки ко всему, «взрывное» реагирование на замечание, претензии);

— острое психическое или физическое утомление (ухудшение внимания, памяти, мышления, вялость движений, ухудшение координированности движений, ослабление самоконтроля и выдержки, жалобы на разбитость, общую слабость, невозможность надежно выполнять свои должностные обязанности);

— переутомление (усиление признаков острого утомления, беспричинные колебания настроения, раздражительность) 3.

Внешние факторы стресса, действующие в той или иной экстремальной ситуации, не имеют значения сами по себе, без соотнесения их с внутренними особенностями каждого человека, его физическими и психологическими характеристиками 4.

Основным направлением реабилитационной работы в подразделениях УМВД России по Калужской области является коррекция негативных психологических состояний, связанных со служебной командировкой, стабилизация психоэмоционального состояния, профилактика возникновения дезадаптации и нервнопсихической неустойчивости у сотрудников, вернувшихся из служебной командировки на территорию СКР.

В соответствии с п. 1.1. Приложения №3, п. 2.1. Приложения №1 к приказу МВД России №5-2012 г., медикопсихологическая реабилитация сотрудников в соответствии с определенной врачебной комиссией категорией осуществляется в кабинетах психологической регуля-

ции в течение 14 суток. Исходя из этого Программа рассчитана на 10 занятий — 10 рабочих дней.

Структура и содержание Программы. На первом занятии — входной контроль — психолог проводит психодиагностику, определяет количественный состав группы, порядок работы с сотрудниками, вернувшимися из служебной командировки, а также доводит нормативные документы, в соответствии с которыми осуществляется работа по реабилитации.

Психодиагностический блок включает в себя:

— анкету сотрудника, вернувшегося из служебной командировки, в которой он оценивает удовлетворенность некоторыми сторонами службы и жизни коллектива в командировке, недостатки, мешающие нормальной служебной деятельности, коллективные отношения, описывает свои чувства и состояние, которые он испытывал;

— шкалу ситуативной и личностной тревожности;

— клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний;

— упражнение — дебрифинг стресса критических инцидентов.

Каждое последующее занятие делится на три этапа: разминка, основная часть, релаксация.

Цели последующих занятий:

— установление психологического контакта, знакомство с группой;

— снижение уровня психоэмоционального напряжения, обучение навыкам стабилизации психоэмоционального состояния, саморегуляции;

— повышение уровня взаимодействия в группе, сплоченности коллектива;

— осознание, принятие и преодоление страхов, возникающих при чрезвычайных ситуациях;

— психологические способы борьбы со стрессом;

— профилактика аддиктивного поведения;

— обучение нервно-мышечной релаксации.

В процессе занятий используются психодиагностические методики: шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, шкала невротических состояний Яхина-Менделевича, тест Томаса-Килмена, тест Р. Плутчика (определение вида защитных механизмов), шкала социальной адаптации, анкета П. П. Огурцова, А. Б. Покровского, А. Е. Успенского «Признаки алкогольных симптомов» (критерии хронической алкогольной интоксикации), проективная рисуночная методика, направленная на способность принимать решения, адаптироваться в сложных, нестандартных ситуациях 5.

С целью обучения теоретическим знаниям проводятся лекционные занятия по следующим темам: «Конфликты в служебных коллективах. Типы поведения в конфликте», «Виды психологической защиты», «Страхи. Осознание, принятие, преодоление страхов», «Методы саморегуляции сотрудников органов внутренних дел», «Злоупотребление спиртными напитками. Пагубные последствия алкоголя» 6.

Каждое занятие сопровождается методами и техниками саморегуляции, психокоррекции, ролевыми игра-

ми, практическими упражнениями на развитие когнитивных процессов (логические операции, мыслительные процессы анализа, синтеза): медитативное упражнение «Огонь», «Чистое горное озеро», «Море и камень», упражнение «Выбери вид оружия», ролевая игра «Детский сад», упражнение «Самокритика», «Мгновенная релаксация», «Телеграмма», социометрическая игра «Живая картина», головоломка «Спички» 7.

Для обучения методам саморегуляции используется прибор биологической обратной связи «Релана», для коррекции психоэмоционального состояния — Нова-Про-100 типа «Вояджер».

Проект Программы был апробирован на сотрудниках, прибывших из служебной командировки в период тестовых мероприятий по проведению XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи. Мероприятия показали положительные результаты. 27 июля 2013 г. Программа утверждена начальником УМВД России по Калужской области и направлена в территориальные органы МВД России в Калужской области. В августе 2013 г. осуществлены мероприятия по реализации данной Программы с сотрудниками, прибывшими из служебной командировки в Республику Дагестан.

По результатам исследований, проведенных в 2013 г., можно сделать вывод о продуктивной реализации принципов Программы, согласованности организационнометодических, научных позиций, наличии изменений в психологическом состоянии сотрудников: отмечается снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, меняется стратегия поведения в конфликтной ситу-

ации — с избегания и соперничества — на компромисс и сотрудничество.

Вывод. Реализация программы позволяет скоординированно организовать и провести мероприятия по психологической реабилитации сотрудников, вернувшихся из служебных командировок на территорию СКР, способствует восстановлению психологической готовности нести службу, повышению уровня адаптационных способностей в условиях повседневной деятельности, устойчивости к влиянию стрессогенных факторов и снижению последствий их воздействия, формирует и поддерживает мотивацию для дальнейшей службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

1 Соловьев И. В. Жизнь после войны: преодоление психологических последствий. Пермь, 2000. 63 с.

2 Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: методическое пособие / под общ. ред. А. А. Прошина. М., 2001. С. 21.

3 Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: учеб. пос. 2-е изд. / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2001. 240 с.

4 Пищелко А. В. Психология посттравматического стресса: учебное пособие. М., 1998. 67 с.

5 Психотерапия: учебник. 2-е изд. / под ред. Б. Д. Карва-сарского. СПб., 2002. 672 с.

6 Практическая психология: учебник для вузов / под ред. проф. М. К. Тутушкиной. 4-е изд., перераб., доп. М., 2001. 368 с.

7 Филиппенкова Н. Ю., Петров В. Е., Байдиков В. В. Проведение психологического тренинга с использованием метода моделирования профессиональных ситуаций: учебно-метод. пособие. Домодедово, 2007. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.