Научная статья на тему 'Программа профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России'

Программа профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / MEANS OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германов Г.Н., Апальков А.В., Коник А.А.

Актуальной задачей образовательных организаций МВД России в период сложных социально-экономических преобразований общества является создание условий для успешной профессиональной адаптации курсантов. Проводимые диссертационные исследования показывают, что существует значительный разрыв в методах, формах, средствах организации и мотивации учебно-служебной деятельности, в степени самостоятельности обучающихся в решении образовательных задач, в организации их быта и досуга. Для решения обозначенной проблемы была разработана и внедрена в образовательный процесс программа профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германов Г.Н., Апальков А.В., Коник А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

An urgent task of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during difficult social and economic transformations of society is creation of conditions for successful professional adaptation of cadets. The conducted dissertation researches show that there is a significant gap in methods, forms, means of the organization and motivation of educational and office activity, in degree of independence studying in the solution of educational tasks, in the organization of their life and leisure. For the solution of the designated problem the program of professional adaptation of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia has been developed and introduced by means of physical training in educational process.

Текст научной работы на тему «Программа профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России»

программа профессиональной адаптации курсантов образовательных организации мвд

россии

program of professional adaptation of cadets of the educational organizations of the ministry of УПК 37 035 internal affairs of russia

УДК 37.035

Г.Н. ГЕРМАНОВ,

доктор педагогических наук, профессор (Московский городской педагогический университет, педагогический институт физической культуры и спорта) genchay@mail.ru

G.N. GERMANOV,

doctor of pedagogical sciences,

professor (Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation, Moscow City Teacher Training University)

А.В. АПАЛЬКОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) alexandr.apalkov@yandex.ru

A.V. APALKOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

А.А. КОНИК,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) konik_inf@mail.ru

A.A. KONIK,

candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: актуальной задачей образовательных организаций МВД России в период сложных социально-экономических преобразований общества является создание условий для Успешной профессиональной адаптации курсантов. Проводимые диссертационные исследования показывают, что существует значительный разрыв в методах, формах, средствах организации и мотивации учебно-служебной деятельности, в степени самостоятельности обучающихся в решении образовательных задач, в организации их быта и досуга. Для решения обозначенной проблемы была разработана и внедрена в образовательный процесс программа профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки.

Ключевые слова: образовательные организации, образовательный процесс, профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, средства физической подготовки.

Abstract: an urgent task of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during difficult social and economic transformations of society is creation of conditions for successful professional adaptation of cadets. The conducted dissertation researches show that there is a significant gap in methods, forms, means of the organization and motivation of educational and office activity, in degree of independence studying in the solution of educational tasks, in the organization of their life and leisure. For the solution of the designated problem the program of professional adaptation of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia has been developed and introduced by means ofphysical training in educational process.

Keywords: educational organizations, educational process, professional adaptation, professional activity, means of physical training._

Актуальной задачей образовательной организации МВД России в период сложных социально-экономических преобразований об-

щества является создание условий для успешной профессиональной адаптации курсантов. Эта проблема приобретает особую актуальность с

учетом условий обучения в образовательных организациях системы МВД, которые предъявляют достаточно жесткие требования к личности курсанта, обусловленные как самой спецификой обучения, так и возрастающими требованиями к качеству подготовки сотрудников органов внутренних дел [4, 6, 8].

Проводимые диссертационные исследования показывают, что существует значительный разрыв в методах, формах, средствах организации и мотивации учебно-служебной деятельности, в степени самостоятельности обучающихся в решении образовательных задач, в организации их быта, досуга, соблюдении дисциплины. Несмотря на то, что в современной науке имеются исследования, посвященные проблеме адаптации курсантов к условиям обучения в ведомственных образовательных организациях, до сих пор не совсем четко определено содержание понятия адаптации курсантов к вузовскому обучению с позиции комплексного подхода; отсутствует представление об интегрирующем свойстве данного феномена; нет единой точки зрения о продолжительности и периодизации указанного процесса [1, 10].

Недостаточно изучены вопросы адаптации курсантов к условиям образовательного процесса с учетом дальнейшей трудовой деятельности. Необходимо отметить, что процесс и условия обучения курсантов образовательных организаций системы МВД России кардинально отличаются от процесса обучения студентов в гражданских вузах. Режимные условия проживания и обучения, уставные отношения, длительная разлука с родными и близкими людьми, жесткие временные ограничения, ношение форменной одежды и т.д. создают дополнительные стрессовые ситуации для курсантов, особенно первого года обучения [2]. В связи с этим поиск и создание необходимых педагогических условий для успешной профессиональной адаптации в образовательной организации приобретает особую значимость [7].

Процесс профессиональной адаптации курсантов начинается с момента поступления в образовательную организацию МВД России и продолжается на протяжении всей учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности. Профессиональную адаптацию курсантов образовательных организаций МВД России мы рассматриваем как вид социальной адаптации с установлением оптимальных отношений между личностью и требованиями к конкретной профессиональной деятельности. При этом процесс профессиональной адаптации определяется как спецификой профессиональной подготовки в условиях образовательных организаций, так и возрастными особенностями и проявляется в

двух формах: как процесс формирования взаимодействия личности с социальной средой и как процесс формирования новых качеств личности, в том числе ее ориентация на профессионально значимые ценности.

Исходя из вышесказанного, поиск путей совершенствования процесса адаптации курсантов, будущих сотрудников органов внутренних дел предполагает разработку и внедрение новых форм организации учебного процесса, применение инновационных средств и методов обучения и воспитания [3, 5].

Для решения обозначенной проблемы была разработана и внедрена в образовательный процесс программа профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки. Программа представлена в виде системы элементов, способствующих активизации процесса включения их в учебно-профессиональную деятельность и формированию у них готовности к преодолению трудностей наличием резервных психофизических функций организма.

Экспериментальная программа профессиональной адаптации курсантов средствами физической подготовки в образовательных организациях включает в свое содержание четыре компонента.

Целевой компонент - данная программа представлена требованиями социального заказа по подготовке специалиста и вытекающими из них целями и задачами. Интегративную роль играет цель подготовки курсанта, степень ее достижения выражает представление о результате становления и развития курсанта. Таким образом, достижением цели является формирование адаптационного потенциала личности курсанта (слушателя) в образовательных организациях МВД России с применением средств физической подготовки.

Процессуальный компонент программы включает в себя проведение всех видов плановых занятий по физической подготовке (лекционных, семинарских, практических); проведение бесед о разъяснении пагубного влияния табакокурения, алкоголя и других вредных привычек на организм человека, приведение статистических данных о заболеваемости лиц, которые имеют алкогольную и никотиновую зависимость; проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований по плану института, факультета и курса; проведение встреч с ветеранами и действующими сотрудниками органов внутренних дел для передачи положительного опыта и патриотического воспитания курсантов; проведение тренингов, направленных на профилактику употребления наркотиков и других психоактивных веществ; гармонизацию психи-

ческого развития курсантов, социально-психологической адаптации курсантов к окружающей их действительности; помощь в решении личностных и социальных проблем курсантов, которые являются причинами различных форм социально-психологической дезадаптации; помощь в осознании форм собственного поведения; развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации.

Содержательный компонент включает в себя систему методологических, теоретических, методических, технологических знаний, форм и методов активизации учебно-профессиональной деятельности курсантов с применением средств физической подготовки.

Одним из ключевых звеньев воспитательного процесса в образовательной организации следует считать создание благоприятных условий для адаптации личности к профессиональным требованиям. В вышеуказанном процессе ведущая роль отводится как научно-педагогическому составу образовательной организации, начальникам курсов, так и сотрудникам воспитательного и морально-психологического отделов. Все это обусловлено рядом обстоятельств, носящих объективный характер. Большое значение имеет выбор форм и методов работы с курсантами, которые должны осуществляться на основе индивидуального подхода к каждому курсанту.

Результативный компонент программы включает в себя оценочный характер деятельности курсантов. Данный компонент представлен совокупностью критериев и показателей адаптационного процесса курсантов как к профессиональной, служебной деятельности, так и ситуациям, носящим экстремальный характер. Существует целый ряд показателей и критериев, с помощью которых вполне успешно удается оценивать готовность курсантов выполнять возложенные на них профессиональные задачи, готовность противостоять психологическим нагрузкам. К таким критериям и показателям относят показатели учебной и служебной деятельности; психофизическое состояние, показателями которого являются работоспособность, самочувствие, активность, настроение; личностный адаптационный потенциал; оценку практических умений и навыков по дисциплине «физическая подготовка» (сдача контрольных нормативов по физической подготовке, владение техникой боевых приемов борьбы); готовность курсантов к самостоятельным занятиям физической подготовкой.

Реализация компонентов возможна при условии соблюдения всех принципов педагогического воздействия (преемственность, субъективность, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, целостность и непрерывность).

С целью определения эффективности экспериментальной программы нами был организован параллельный формирующий педагогический эксперимент на базе Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина с 2011 по 2016 гг.

Полученные в результате педагогического эксперимента данные указывают на то, что реализация программы профессиональной адаптации курсантов средствами физической подготовки положительно влияет на показатели учебной деятельности (успеваемость) (рис.1).

Средний балл по результатам экзаменационной сессии

-экспериментальная групп; - контрольная группа

2 3 4 5 6 7

семестр семестр семестр семестр семестр семестр

Рис. 1. Результаты сдачи экзаменационных сессий курсантами экспериментальной и контрольной групп

Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно сделать вывод, что курсанты экспериментальной группы качественнее осваивали учебный материал и были более подготовлены во время сдачи зачетов и экзаменов, о чем свидетельствует более высокий средний балл- 4,5 по итогам седьмого семестра и положительная динамика в течение всего эксперимента.

Также наблюдалась положительная динамика в уровне соматического здоровья курсантов, на что указывает снижение количества пропусков занятий по причине болезни (рис.2).

Уровень соматического здоровья

~ экспери ' контрол!

2 3 4 5 6 7

семестр семестр семестр семестр семестр семестр

Рис. 2. Данные пропусков учебных занятий курсантами контрольной и экспериментальной групп по болезни

Анализируя полученные в результате эксперимента данные, мы можем сделать вывод о том, что первый семестр - самый сложный в психологическом и физическом аспектах для

курсантов. На это указывает высокий уровень заболеваемости, в контрольной группе зафиксировано 945 пропущенных учебных занятий курсантами, в экспериментальной группе - 651 учебное занятие. В процессе педагогического эксперимента уровень заболеваемости снизился в обеих группах, но в экспериментальной группе показатели были значительнее за счет того, что были созданы педагогические условия, направленные на адаптацию курсантов к требованиям учебной деятельности, минимизацию умственного, физического и психического переутомления.

На протяжении педагогического эксперимента проводились наблюдения за изменениями индивидуальных показателей адаптивности курсантов с помощью методики МЛО «Адаптив-ность-2». Тестирование по данной методике было проведено в начале и по окончанию педагогического эксперимента. Для более качественной оценки изменения анализируемых показателей нами было выбрано сравнение исходных и итоговых показателей методики МЛО «Адаптиность-2» внутри экспериментальной и контрольной групп.

Анализируя полученные результаты, необходимо отметить, что часть показателей адаптиро-

ванности курсантов экспериментальной группы увеличилась значительнее аналогичных показателей курсантов контрольной группы (таб. 1).

Анализируя приведенные в таблице данные, мы можем сделать вывод, что показатель личного адаптационного потенциала у курсантов экспериментальной группы за время педагогического эксперимента изменился с 6,42 до 7,36 баллов, при р<0,05, в контрольной группе среднее значение изменилось с 6,26 до 6,68 баллов, при р>0,05.

Изменения в показателях «нервно-психическая устойчивость» у курсантов экспериментальной группы были отмечены с 6,56 до 7,14 балла при р<0,05, в контрольной группе отмечена отрицательная динамика с 6,14 до 5,62 балла при р>0,05.

Показатели коммуникативного потенциала изменились с 5,58 до 7,34 балла в экспериментальной группе при р<0,05 и с 6,06 до 5,58 балла в контрольной группе при р>0,05.

Среднегрупповые показатели законопослушности в экспериментальной группе изменились с 6,34 до 7,76 балла при р<0,05. В контрольной - с 6,4 до 6,64 балла при р>0,05.

В показателях агрессии положительной динамики как внутри группы, так и в сравнении для двух несвязанных выборок не выявлено.

Таблица 1

Изменения результатов тестирования курсантов по методике МЛО «Адаптивность-2» экспериментальной группы (п=49) и контрольной группы (п=50) за время эксперимента

Шкала методики Временной параметр измерения Статистические показатели

X ±т 1 Р %

Экспериментальная группа

Личный адаптационный потенциал До эксперимента 6,42 ±0,2 1,2 р<0,05 13,6

После эксперимента 7,36±0,2

Нервно-психическая устойчивость До эксперимента 7,14±0,2 1,2 р<0,05 27,2

После эксперимента 5,58±0,2

Законопослушность До эксперимента 6,34±0,2 7,1 р<0,05 20,1

После эксперимента 7,76±0,2

Агрессия До эксперимента 3,66±0,3 0,3 р>0,05 0,5

После эксперимента 3,68±0,3

Контрольная группа

Личный адаптационный потенциал До эксперимента 6,26±0,2 1,3 р>0,05 9,72

После эксперимента 6,68±0,2

Нервно-психическая устойчивость До эксперимента 6,14±0,2 2,9 р>0,05 8,84

После эксперимента 5,62±0,3

Коммуникативный потенциал До эксперимента 6,06±0,2 1,7 р>0,05 8,25

После эксперимента 5,58±0,2

Законопослушность До эксперимента 6,4±0,2 1,1 р>0,05 3,68

После эксперимента 6,64±0,3

Агрессия До эксперимента 3,8±0,2 0,1 р>0,05 2,1

После эксперимента 3,88±0,2

Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что экспериментальная программа профессиональной адаптации курсантов

образовательных организаций МВД России показала свою высокую эффективность в условиях педагогического эксперимента.

Литература

1. Аксенова П.Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2011. 254 с.

2. Гейжан Н.Ф., Витольник Г.А. Технология проектирования воспитательной среды в образовательных организациях МВД России / Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология: сб. статей. - Ялта, РИО ГПА, 2016. Вып. 50. Ч. III. С. 32-39.

3. Гейжан Н.Ф., Сошникова И.А. Решение нравственных конфликтов в процессе воспитания обучающихся в вузах МВД РФ / Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология: сб. статей. - Ялта, РИО ГПА, 2016. Вып. 50. Ч III. С. 40-46.

4. Горелов А.А., Горелов С.А., Сокорев В.В. Проблемы и перспективы современного физкультурного образования / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 5. С. 40-44.

5. Ревков И.В. Профессиональная мотивация курсантов военных вузов как результат адаптации к профессионально-служебной деятельности // Наука и современность. 2015. № 36. С. 69-73.

6. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Гэрасимов И.В. Адаптация курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, средствами и методами физической рекреации // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 383-392.

7. Рукавишников А.С., Горин К.Ю., Шилакин Б.В. К вопросу о формировании профессионально-прикладных двигательных умений и навыков курсантов образовательных учреждений МВД России / Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и технологии: сборник материалов I Международной научно-практической конференции.

- Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД РФ, 2013. C. 30-34.

8. Слепов В.Я. Направленность и адаптация и их учет в дисциплинировании курсантов в образовательной среде вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. Т. 53. № 1. С. 242-246.

9. Собянин Ф.И., Стрелкова Я.А. Теоретико-методологические аспекты адаптивной физической культуры как учебной и научной дисциплины / Физкультурное образование детей и учащейся молодежи: материалы Международной научно-практической конференции. - Шуя: Полиграфия-Центр, 2005. С. 162-172.

10. Хальзов В.И., Золотенко В.А. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России. - СПб., 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= References =

1. Aksenova P.Y. Psycho-pedagogical model of adaptation of students to the educational process: dis. ... сand. psychol. science.

- Ryazan, 2011. 254 p.

2. Geyzhan N.F., Vitolnik G.A. Technology of designing the educational environment in educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia / Problems of modern pedagogical education. Ser: Pedagogy and Psychology: Coll. Articles. - Yalta, RIO GPA, 2016. Vol. 50. Р. 32-39.

3. Geyzhan N.F., Soshnikova I.A. The solution of moral conflicts in the education of students in higher education institutions of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs / Problems of modern pedagogical education. Ser: Pedagogy and Psychology: Coll. Articles. - Yalta, RIO GPA, 2016. Vol. 50. Р. 40-46.

4. Gorelov A.A. Gorelov S.A., Sokorev V.V. Problems prospects of modern sports education // Scientific notes University PF Lesgafta. 2008. № 5. Р. 40-44.

5. Revkov I.V. Professional motivation of cadets of military high schools as a result of adaptation to the professional performance // Science and modernity. 2015. № 36. C. 69-73.

6. Makeyeva V.S., Barkalov S.N., GerasimovI.V. Adaptation of students enrolled in educational institutions of the Russian Interior Ministry, the means and methods of physical recreation // Science dialogue. 2016. № 2 (50). P. 383-392.

7. RukavishnikovA.S., GorinK.J., ShilakinB.V. On the formation of professionally-applied motor skills of students of educational institutions Russian Ministry of Internal Affairs / Physical culture and sport in professional work: modern trends and technology: proceedings of the I International Scientific and Practical Conference. - Khabarovsk: RIO DVYUI Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2013. P. 30-34.

8. Slepov V.Y. Orientation and adaptation and their integration in disciplining students in the educational environment of high school // Vestnik St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. 2013. T. 53. № 1. P. 242-246.

9. Sobyanin F.I., Strelkova Y.A. Theoretical-methodological aspects of the adaptive physical education as an academic discipline and Sports Education of children and youth: Proceedings of the International scientific and practical conference. - Shuya: Printing-Center, 2005. P. 162-172.

10. Halzov V.I., Zolotenko V.A. Improving the professional-applied physical preparation of cadets of educational institutions in the Russian Interior Ministry. - St. Petersburg, 2014.

(статья сдана в редакцию 03.10.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.