Научная статья на тему 'Адаптация курсантов средствами физической подготовки к учебному процессу в высших образовательных учреждениях системы МВД России'

Адаптация курсантов средствами физической подготовки к учебному процессу в высших образовательных учреждениях системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / КУРСАНТ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Николай Алексеевич, Кутергин Николай Борисович, Горбатенко Андрей Васильевич, Апальков Александр Владимирович

В настоящей статье теоретически обоснованы и экспериментально проверены средства и методы по адаптации курсантов первого курса средствами физической подготовки к учебному процессу образовательных учреждений системы МВД России. Проведенный анализ научно-методической литературы посвященной адаптации курсантов к образовательному процессу в ведомственных учебных заведениях показал, что уделяется недостаточно внимания использованию физических упражнений, как одному из важных факторов, способных оказать благоприятное влияние на процесс адаптации курсанта-первокурсника к условиям жизнедеятельности в образовательном учреждении системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Николай Алексеевич, Кутергин Николай Борисович, Горбатенко Андрей Васильевич, Апальков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of the cadets by means of physical preparation to the educational process in higher educational institutions of the system of the Ministry of Interior Affairs of Russia

In this article, the theoretically grounded and experimentally tested means and methods for adaptation of the students of the first course to the educational process of the educational institutions of the Ministry of Interior Affairs of Russia by means of the physical training have been presented. The analysis of the scientific and methodological literature devoted to the adaptation of the students to the educational process in departmental educational institutions has shown that insufficient attention is paid to using the exercises as one of the important factors that could have a positive impact on the process of adaptation of the freshmen to the conditions of the life in the educational institution of the Ministry of Interior Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Адаптация курсантов средствами физической подготовки к учебному процессу в высших образовательных учреждениях системы МВД России»

Педагогические науки

УДК 796.011

АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Николай Алексеевич Алексеев, профессор, Николай Борисович Кутергин, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Васильевич Горбатенко, преподаватель, Александр Владимирович Апальков, преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина)

Аннотация

В настоящей статье теоретически обоснованы и экспериментально проверены средства и методы по адаптации курсантов первого курса средствами физической подготовки к учебному процессу образовательных учреждений системы МВД России. Проведенный анализ научно-методической литературы посвященной адаптации курсантов к образовательному процессу в ведомственных учебных заведениях показал, что уделяется недостаточно внимания использованию физических упражнений, как одному из важных факторов, способных оказать благоприятное влияние на процесс адаптации курсанта-первокурсника к условиям жизнедеятельности в образовательном учреждении системы МВД России.

Ключевые слова: адаптационная физическая подготовка, средства, методы, курсант, физические качества, адаптационные способности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p9-13

ADAPTATION OF THE CADETS BY MEANS OF PHYSICAL PREPARATION TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF

THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERIOR AFFAIRS OF RUSSIA

Nikolai Alekseevich Alekseev, professor, Nikolai Borisovich Kutergin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Vasilyevich Gorbatenko, the teacher, Alexander Vladimirovich Apalkov, the teacher, Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russia named after I.D. Putilin,

Belgorod

Annotation

In this article, the theoretically grounded and experimentally tested means and methods for adaptation of the students of the first course to the educational process of the educational institutions of the Ministry of Interior Affairs of Russia by means of the physical training have been presented. The analysis of the scientific and methodological literature devoted to the adaptation of the students to the educational process in departmental educational institutions has shown that insufficient attention is paid to using the exercises as one of the important factors that could have a positive impact on the process of adaptation of the freshmen to the conditions of the life in the educational institution of the Ministry of Interior Affairs of Russia.

Keywords: adaptive physical training, tools, methods, cadet, physical quality, adaptive capacity.

ВВЕДЕНИЕ

Сотрудники полиции часто подвергаются воздействию особого вида травматических событий, вызывающих негативные эмоции, которые разрушительно действуют на защитные системы, вызывают неадекватные психологические синдромы. Работа сотруд-

ников полиции требует определенной физической подготовленности, темперамента, адаптивной защитной прочности.

В дополнение к каждодневной, однообразно тяжелой работе, сотрудники правоохранительных органов часто являются мишенью для критики и обвинений со стороны граждан, средств массовой информации, системы правосудия, прокуратуры, да и собственной администрации. Вынужденное общение с преступниками, риск для жизни, необоснованное применение оружия, ранение или смерть напарника - лавина отрицательных эмоций обрушивается на сотрудника полиции.

В силу этого и обострившейся сегодняшней ситуации в мире, подготовка новых специалистов правоохранительной деятельности, как одних из основных гарантов суверенитета и безопасности государства, является одним из приоритетных направлений МВД России.

В связи с демографическим кризисом 90-х годов прошлого века, произошло уменьшение количества молодого пополнения сегодня, и как следствие недостаточность комплектования образовательных учреждений.

В этот же период в связи с обострившейся социально-политической ситуацией в стране происходит ухудшение качества обучения в средних общеобразовательных и средних специальных учреждениях и образовательного уровня абитуриентов, отмечается снижение уровня физического развития, общефизической подготовки и здоровья молодых людей. Это в свою очередь негативно сказывается на всей образовательной системе России, и в частности на системе образовательных учреждений системы МВД России.

Вследствие влияния данных неблагоприятных факторов абитуриенты оказываются практически полностью не приспособленными к реалиям правоохранительной службы. Происходит затруднение в усвоении учебной программы, которое выявляется уже на самых начальных этапах подготовки.

Зачастую абитуриенты полностью не адаптированы к специфическим чертам ведомственного образования, которое включает в себя: четко ограниченный распорядок дня, высокий уровень качественной физической подготовки, соблюдение строгой субординации и дисциплины, несение внутренней службы, необходимость обращения с оружием, а так же постоянная готовность выполнять задачи по охране общественного порядка и иные служебные задачи.

Физическая подготовка как одна из основных составляющих процесса обучения в образовательных учреждениях системы МВД России призвана на самых ранних стадиях, постепенно формировать адаптивные процессы в деятельности курсантов первых курсов.

Физические упражнения оказывают большое влияние на организм человека. Правильно подобранные и грамотно дозированные физические упражнения развивают и совершенствуют физические качества человека, активно влияют на его внутренний мир, а в процессе массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий - и на взаимоотношения внутри коллектива, социальной группы. Но в тоже время значительные физические нагрузки могут оказывать и негативное влияние на деятельность и организм человека.

Наше исследование направлено на нахождение такого соотношения дозирования элементов физической подготовки, которые помогали бы эффективно адаптировать вчерашних абитуриентов к специфическому учебному процессу образовательных учреждений системы МВД России, к способности решать служебно-профессиональные задачи, и в то же время способствовать индивидуальному развитию и совершенствованию личности человека, способного в кратчайшие сроки адаптироваться к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - теоретически доказать и экспериментально апробировать методы и средства физической подготовки, для должного формирования положительных

адаптационных процессов у курсантов первых курсов образовательных учреждений системы МВД России к учебному процессу.

Для тестирования средств и методов адаптационной физической подготовки были привлечены 50 курсантов первого курса.

Результаты исследования, проведённого в течение одного учебного года, свидетельствовали об улучшении показателей развития физических и личных качеств курсантов первого курса. Всё это создаёт предпосылки к подготовке физически развитых специалистов, в основном готовых к выполнению специфических служебных задач.

Курсанты в процессе занятий по физической подготовке и учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях были протестированы с целью определения влияния физических упражнений на развитие адаптивных процессов. Проанализированные результаты тестирования позволили сделать вывод о том, что качество физической подготовки находится на достаточно высоком уровне, но в виду ограниченности учебных занятий, не в полной мере оказывает должное влияние. Чтобы исправить этот недостаток, на наш взгляд, необходимо:

- активнее использовать мини-формы физической подготовки (физкультпере-рывы, физкультминутки) для активизации психических процессов и познавательной деятельности курсантов в новых условиях жизнедеятельности и образовательного процесса;

- в обязательном порядке проводить спортивно-массовую работу по широкому спектру прикладных видов спорта, спортивных игр и других, привлекательных для молодежи видов физической активности.

- внедрить новые более эффективные средства и методы физической подготовки, способные не только развивать и совершенствовать физические качества человека, но активно влиять на его внутренний мир, на положительную мотивацию к обучению, на взаимоотношения внутри социума, а также на адаптацию к постоянно изменяющимся условиям служебно-профессиональной деятельности.

Всё указанное выше позволило заключить, что на первом курсе ведомственного образовательного учреждения профессионально-прикладная физическая подготовка должна носить для обучаемых ярко выраженный адаптационный характер к новым условиям жизни, службы и учёбы, т.е. адаптационная физическая подготовка.

Основным документом, регламентирующим адаптационную физическую подготовку, является распорядок дня. В нём строго определено место и время проведения основных элементов адаптационной физической подготовки. В предложенном нами варианте распорядка дня, в соответствии с концепцией адаптационной физической подготовки следует внести следующие изменения:

- при проведении аудиторных занятий и самостоятельной подготовки обязательно проводить физкультминутки (физкультперерывы),

- первые два часа самоподготовки планировать для проведения физкультурно-спортивных занятий (учебно-тренировочных, индивидуальных и самостоятельных),

- каждые выходные и праздничные дни (в первой половине дня) обязательно проводить массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

Экспериментальные исследования проводились в течение одного учебного года. В них приняли участие 2 штатных подразделения (взвод) в количестве 50 человек. Экспериментальную группу (в которой применялись средства и методы адаптационной физической подготовки) (ЭГ) составило 1 подразделение (25 чел.), контрольную (КГ) - 1 подразделение (25 чел.).

В начале учебного года по некоторым показателям (челночный бег 10*10 м, бег 1000 м) КГ превосходила ЭГ, а в беге на 100 м и в сгибании-разгибании рук в упоре лёжа результаты были одинаковые. Однако в течение учебного года ситуация не раз менялась, и к концу проведения эксперимента экспериментальная группа практически по всем показателям превзошла контрольную группу.

За два месяца проведения эксперимента средний результат в тестируемых испытаниях, характеризующих развитие адаптационных процессов и профессионально значимых физических качеств курсантов экспериментальной группы (сгибание-разгибание рук в упоре лёжа; бег 100 м; челночный бег 10*10 м; бег 1000 м), увеличился на 0,8^9,3%, через пять месяцев - на 3,6^9,4%, а в конце учебного года - на 4,5^17,1%.

При этом к концу проведения эксперимента по всем четырем показателям экспериментальная группа превзошла контрольную группу: в беге на 100 м - на 5,6%, в челночном беге 10*10 м - на 0,9%, в беге на 1000 м - на 5,9%, в сгибании-разгибании рук в упоре лёжа - на 7,0%

Анализ успеваемости экспериментальной группы показал, что к концу эксперимента средний балл по предмету физическая подготовка постепенно увеличился - на 12,1%.

В контрольной группе также отмечается рост успеваемости, но в сравнении с экспериментальной группой он ниже в среднем от 2,9% до 9,2%. Курсанты экспериментальной группы по всем показателям, которые оценивали курсовые офицеры и кураторы учебных групп, превзошли курсантов из контрольной группы в среднем от 13,7% до 29,1%.

Результаты оценки профессионально важных личностных качеств курсантов экспериментальной и контрольной групп выявили значительные положительные преобладания в показателях экспериментальной группы по сравнению с контрольной: по успешности в обучении - на 24,3%, по дисциплинированности - на 29,1%, по состоянию здоровья - на 21,9%, по результативности в выполнении служебных обязанностей - на 13,7%.

Приведенные выше результаты эксперимента, практически доказали, что эффективность формирования адаптивной способности курсантов первых курсов к учебному процессу ведомственных образовательных учреждений, может быть положительно сформирована за счет расширения профессионально-прикладного спектра средств и методов физической подготовки, и их применения во всей жизнедеятельности курсантов, выходящей за рамки только учебных занятий.

ВЫВОД

Анализ научно-методической литературы и учебно-нормативной документации по проблеме адаптации курсантов к учебному процессу в ведомственных образовательных учреждениях показал, что уделяется недостаточно внимания использованию отдельных элементов физической подготовки, как одному из важных факторов, способных оказать благоприятное влияние на процесс адаптации курсанта-первокурсника к условиям жизнедеятельности в образовательном учреждении системы МВД России. Экспериментальная апробация адаптационной физической подготовки показала, что ее реализация обеспечила качественное формирование адаптации к учебному процессу, а так же общее совершенствование и развитие положительных качеств курсантов МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-27.

2. Ендальцев, Б.В. Совершенствование адаптационных возможностей - основное направление физической подготовки военных специалистов / Б.В. Ендальцев, С.А. Малашенков // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 22-24.

3. Горелов, А.А. К вопросу о необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами / А.А. Горелов, В.И. Лях, О.Г. Румба // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 29-34.

4. Кармадонова, Т.Н. Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации молодёжи / Т.Н. Кармадонова // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и

слушателей образовательных учреждений силовых ведомств : материалы международной науч.-практ. конф. - Иркутск, 2014. - С. 362-364.

5. Кузнецов, Б.В. Физическая подготовка курсантов в процессе их профессиональной адаптации // Вестник ВИ МВД России. - 2014. - № 3. - С. 179-185.

6. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности : монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова. - М. : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. - 780 с.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E., Tokarev, A. and Pauls, A. (2013), "Organizational-pedagogical conditions necessary for adapting the security professionals in emergency situations to the profession while studying at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (104), pp. 23-27.

2. Endaltsev, B.V. and Malashenkov, S.A. (2014), "Improving the adaptive capacity - the basic direction of physical training of military specialists", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 22-24.

3. Gorelov, A.A., Lyakh, V.I, and Rumba, O.G. (2010), "On the question of the need to develop mechanisms to ensure the system of student youth optimal motor mode", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (67), pp. 29-34.

4. Karmadonova, T.N. (2014), "Physical culture and sport as a means of social adaptation of youth", Improvement of combat and physical training of cadets and listeners of educational institutions of law enforcement agencies: the materials of the international scientific-practical. Conf. Irkutsk, VPO TNI Ministry of Internal Affairs of Russia, pp. 362-364.

5. Kuznetsov, B.V. (2014), "Physical preparation of cadets in the course of their professional adaptation", Bulletin of the Russian Interior Ministry VI, No. 3, pp. 179-185.

6. Alekseev, S.V., Gostev, R.G., Kuramshin, Y.F., Lotonenko, A.V., Lubysheva, L.I. and Fili-monov, S.I. (2013), Physical Culture and Sports in the Russian Federation: the new challenges of our time: monograph, Scientific Publishing Center "Theory and Practice of Physical Culture and Sport", Moscow.

Контактная информация: kutergin-nb@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2015

УДК 796.925

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА

Александр Евгеньевич Ардашев, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий научно-методическим отделом, Анна Ивановна Попова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Роман Борисович Пашкин, аспирант, Александр Александрович Беккер, магистрант, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»), г. Чайковский

Аннотация

В статье рассмотрено современное состояние нормативно-правового обеспечения спортивной подготовки. Приведено законодательное и правовое регулирование спортивной подготовки, отраженное в официальных документах президента, правительства, министерства спорта Российской Федерации, министерства Образования и науки, организаций, осуществляющих спортивную подготовку и общественных организаций, которые касаются подготовки прыгунов на лыжах с трамплина. Обозначена нормативно-правовая база научно-методического обеспечения подготовки спортсменов России. Обобщены проблемы нормативно-правового обеспечения физкультурно-спортивных организаций, реализующих подготовку прыгунов на лыжах с трамплина.

Ключевые слова: стандарт спортивной подготовки, программы спортивной подготовки, прыжки на лыжах с трамплина, проблемы спортивной подготовки, контрольные нормативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.