Научная статья на тему 'Программа «Профессиональное самоопределение детей с заболеваниями органов зрения»'

Программа «Профессиональное самоопределение детей с заболеваниями органов зрения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
971
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа «Профессиональное самоопределение детей с заболеваниями органов зрения»»

О.В. Филатова

кандидат психологических наук, доцент

И.П. Черкасова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии личности и специальной педагогики Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Программа «Профессиональное самоопределение детей с заболеваниями органов зрения»

Социальная политика современного Российского государства расширяет возможности трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Ряд нормативных правовых актов регулирует отношения, возникающие в связи с квотированием рабочих мест для трудоустройства инвалидов. С 2012 г. активно разрабатываются мероприятия, направленные «на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей» [2].

Как показывают многочисленные исследования, в большинстве случаев дефекты зрения - это врожденные или рано приобретенные дефекты, которые значительно усложняют ориентировочно-поисковую деятельность детей и снижает их активность. Эта особенность требует коррекции в период подготовки к школе и в процессе начального обучения.

В дальнейшем нарушения в сфере чувственного познания ограничивают возможности формирования у таких детей образов воображения. Недостатки чувственного опыта компенсируются в процессе реабилитационной работы с помощью мыслительных операций анализа и синтеза. Дефекты зрения вызывают сложности при сравнении объектов, следовательно, дети затрудняются в их классификации и систематизации; часто усваивают понятия догматически и формально ими оперируют. Вместе с тем, их мышление поддается коррекции при организованном восприятии и использовании сохранных функций зрительного анализатора.

В зависимости от вида и степени нарушения зрения выделяют такие особенности психики, как изменения эмоционально-волевой сферы, системы взаимодействия анализаторов, специфическое формирование образов, понятий, речи; нарушение соотношения образов и понятий в мышлении. Социальная депривация и ошибки семейного воспитания приводят к проблемам коммуникации с обычными сверстниками и взрослыми, формированию негативных черт характера.

Врачами отмечаются патология вегетативной нервной системы и соматическая ослабленность у значительной части детей с нарушениями зрения. Нарушения физического развития и сенсорного контроля услож-

294

няют пространственную ориентацию детей, свободу их передвижения и, как следствие, приводят к снижению двигательной активности, недостаточной мотивации к труду.

Такие дети часто затрудняются в самостоятельном выборе профессии. Сенсорная и социальная депривация характерны для них, и они могут сделать неадекватный выбор. Организуя работу по профессиональной ориентации, необходимо учитывать, что к слепым и слабовидящим людям на производстве будут предъявлять такие же профессиональные требования, как и к зрячим сотрудникам. Иными словами, они должны быть полноценными работниками. Поэтому важно сделать правильный выбор профессии.

Трудовые возможности слепых и слабовидящих нельзя назвать узкими. Всероссийское общество слепых выделяет многочисленные сферы деятельности, в которых могут работать люди с различными нарушениями зрения. Это прессово-штамповочное производство; деревообработка и изготовление мебели; механическая обработка металлов и других материалов; изготовление посуды из фарфора и фаянса, игрушек, тары, галантерейных и других изделий; конторско-канцелярские работы, финансовая деятельность, инженерно-технические работы; полиграфические работы; материально-техническое снабжение; работа на складе; нотариальное и юридическое обслуживание; рекламные и макетные работы, дизайн; культурно-просветительская деятельность и искусство; наука и научное обслуживание; образование; здравоохранение; сфера бытового обслуживания; пищевая промышленность; сельское хозяйство, индивидуальное предпринимательство и другие [3].

М.И. Земцова отмечает, что у людей с нарушениями зрения затрудняется усвоение трудовых навыков механизированного труда при частом переключении видов деятельности и изменениях производственнотехнических условий. Чтобы избежать этого, необходимо детальное разделение труда, специализация на ограниченном количестве операций, закрепление за каждым человеком определенного рабочего места, оборудования, инструментов, приспособлений [1]. Особое значение приобретает обеспечение производственной безопасности.

Нередко люди с патологиями зрения выбирают интеллектуальный труд и становятся философами, историками, юристами, учеными, поэтами, музыкантами, учителями и т. д. В недалеком прошлом эти профессии были недоступны для большинства слепых и слабовидящих, так как они требуют получения высшего образования. Теперь этот барьер частично снят. Студенты с нарушениями зрения учатся в высших учебных заведениях, но они, с одной стороны, испытывают трудности в общении с обычными студентами, а с другой, - нуждаются в их помощи.

Таким образом, школьники с заболеваниями органов зрения нуждаются в специально организованной реабилитационной работе с ярко выраженным профессионально ориентированным направлением. Эту деятельность можно разделить на несколько этапов. На первом этапе необходимо определить профессиональные интересы, предпочтения, склонности личности к различным сферам профессиональной деятель-

295

ности. Важно знать особенности личности ребенка, его мотивацию выбора профессии. Полученные данные позволяют создать индивидуальную образовательную программу для каждого ребенка с проблемами зрения. В эту программу входит блок работы по профессиональной ориентации. Этот блок содержит организацию и проведение курсов по выбору (элективных курсов). Элективные курсы расширяют кругозор ребенка, дают знания, которые необходимы для его будущей профессии, помогают ему научиться общаться, организовывать свое рабочее и свободное время и т. п. В блок входят классные часы - занятия после уроков, на которых дети узнают о профессиях, которые они могут выбрать с учетом своего заболевания. Поднять их моральный дух могут рассказы о великих людях, которые так же страдали от недостатка зрения. Очень важная информация для старших школьников - мониторинг рынка труда, так как инвалиду по зрению сложнее быть конкурентоспособным, чем обычному человеку. Важно проводить практические занятия по формированию навыков написания резюме, общения с будущими работодателями. На заключительном этапе необходимо оценить проведенную работу с двух позиций. Во-первых, какие изменения произошли в личностной сфере детей, могут ли они сделать осознанный выбор будущей профессии, какие новые социальные навыки приобрели. Во-вторых, была ли данная работа проведена эффективно, какая помощь необходима педагогам и классным руководителям, какие рекомендации необходимо дать родителям, чьи дети страдают нарушениями зрения.

В связи с вышеизложенным нами была разработана программа «Профессиональное самоопределение детей с заболеваниями органов зрения», рассчитанная на 72 учебных часа. Программа направлена на формирование у учащихся знаний: значения профессионального самоопределения, требований к составлению личного профессионального плана; правил выбора профессии; представлений о профессиях и профессиональной деятельности; об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятий о собственных индивидуально-типологических особенностях, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значения творческого потенциала человека, карьеры.

По окончанию обучения учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и ме-

296

тодах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Цели программы:

• актуализация процесса профессионального самоопределения старшеклассников с заболеваниями органов зрения;

• развитие у учащихся с заболеваниями органов зрения способности к профессиональной ориентации в современных социальноэкономических условиях;

• ознакомление учащихся, имеющих заболевания органов зрения, с группами специальностей гуманитарного, технического, декоративноприкладного направления;

• оказание школьникам с ОВЗ помощи в профессиональном самоопределении;

• формирование допрофессиональных знаний.

Задачи:

• повысить уровень психологической компетенции старшеклассников с заболеваниями органов зрения за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

• сформировать: положительное отношение учащихся к самим себе, осознанию своей индивидуальности; уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

• ознакомить старшеклассников с заболеваниями органов зрения со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

• обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

Принципы:

1) личностно-деятельностный принцип - организация деятельности в соответствии с возрастными и личностными особенностями учащихся;

2) принцип гуманизации предполагает снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого;

3) принцип ненанесения ущерба предполагает такую организацию работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не нанесли учащемуся вред здоровью, состоянию или социальному положению;

4) принцип развития - перспективное планирование совершенствования полученного результата и извлечение уроков и ошибок;

5) принцип оптимальности (компетентности) требует от педагога-психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы;

6) принцип сотрудничества - педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса.

Методы: в ходе работы по программе предусмотрено, во-первых, использование комплекса психологических методик, направленных на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития: «Дифферен-

297

циально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока, Методика изучения профессиональных склонностей Л.А. Йовайши, «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой, опросник изучения самооценки личности старшеклассника Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, Диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павловой, Н.О. Садовниковой, анкетирование.

Формы работы:

1) индивидуальная и групповая работа;

2) практикумы, комбинированный урок, индивидуальные и групповые беседы; семинары, встреча с представителями отдельных профессий, ознакомительные экскурсии на предприятия, в учреждения, учебные заведения.

3) семинары, тренинги, «круглый стол»;

4) факультативы, спецкурсы;

5) сотрудничество с администрацией школ, предприятий, учреждений.

Основные направления деятельности:

1) диагностика;

2) консультирование;

3) коррекционно-развивающая работа;

4) просвещение;

5) тьюторское сопровождение.

Основные этапы реализации программы.

Этап планирования. Планирование целей, задач, тактики проведения работы на основании прицельного психологического обследования учащихся с заболеваниями органов зрения и психологического заключения об особенностях их развития.

Разработка программы и содержания занятий, выбор формы работы (индивидуальная или групповая). Отбор необходимых методик и техник работы, планирование форм участия родителей и педагогов в программе.

Организационный этап. Организация условий осуществления программы. Консультирование родителей. Подбор учащихся в группу. Информирование педагогов и администрации учебного заведения о плане проведения мероприятий. Обсуждение программы с педагогами, администрацией.

Этап реализации программы. Реализация программы. Проведение занятий с учащимися в соответствии с разработанной программой. Контроль динамики хода реализации программы.

Предоставление родителям обратной связи о ходе работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом). Информирование по запросу педагогов и администрации учебного заведения о промежуточных результатах работы. Внесение необходимых корректив в программу.

Завершающий и обобщающий этап. Оценка эффективности программы. Оценка результатов программы с точки зрения достижений учащихся.

298

Таким образом, организуя специальную деятельность по профессиональной ориентации детей с проблемами зрения, необходимо использовать комплексный подход, который подразумевает учет времени при-приобретения патологии, ее глубину, характер, а также психологических особенностей личности таких детей. Важной является работа с членами их семей, а также с обществом, не всегда готовыми воспринимать инвалидов как обычных людей.

Список литературы

1. Земцова М.И. Слепота и трудоустройство слепых // http://www.sisibol.ru/glazbol/91.shtml

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»// http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html

3. www.czn-shakhty.ru/cznfiles/rabotodatelyam/perech.doc

Н.И. Фролова

учитель музыки,

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида)

№ 565 Кировского района Санкт-Петербурга

Дадим ребёнку шанс на успех

Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения развития, зачастую в самых разнообразных сочетаниях. Одновременно в России, как и во всём мире, родители стали всё чаще оставлять таких детей на воспитание в семье, а не сдавать их в закрытые государственные учреждения. Всё это привело к резкому увеличению количества детей, оставшихся без всякой возможности получить образование, и их семей, лишённых какой-либо социальнопсихологической поддержки, поскольку ни законодательная база, ни коррекционно-образовательная практика оказались не готовыми к такому «буму». Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивал шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Даже ребёнок с минимальными, «пограничными», нарушениями довольно быстро вытеснялся из системы образования в систему здравоохранения, которая, по сути, не могла решить проблемы его психического развития, а только усугубляла их.

До недавнего времени в России существовала практика разделения детей на «обучаемых» и «необучаемых». Однако сегодня российское общество всё глубже начинает осознавать, что можно выжить и сохранить нравственное здоровье лишь в том случае, если оно будет заботиться обо всех своих членах, и в первую очередь о слабейших. Мировой и отечественный опыт со всей очевидностью показали, что эффективность реабилитации и гарантия достойного будущего для ребёнка, оставшегося в семье, неизмеримо выше, чем для помещённого в интернат. Поэтому в первую очередь встаёт задача помочь семье оставить у себя такого ребёнка: предоставить необходимую помощь в его развитии и обучении, гарантировать ему достойное будущее, сохранить семью це-

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.