Научная статья на тему 'Здоровьесберегающее сопровождение старших школьников в период профессионального самоопределения'

Здоровьесберегающее сопровождение старших школьников в период профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
402
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОДРОСТОК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алонцева Александра Ивановна

В данной статье представлен опыт исследовательской практики, ориентированный на изучение проблемы здоровьесбережения при выборе профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алонцева Александра Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающее сопровождение старших школьников в период профессионального самоопределения»

2. Виллей, П. М. Педагогика слепых. [Текст]/ П. М. Виллей. - М.: Учпедгиз. -1998.

3. Подколизина, Е. Н. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей [Текст]/ Е. Н. Подколзина. - М.: Академия. - 2005. 42-59 с.

4. Солнцева, Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста [Текст]/ Л. И. Солнцева - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС» - 2003. -161 с.

5. Тупоногов, Б. К. Основы коррекционной педагогики [Текст]/ Б. К. Тупоно-гов. - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС». - 2004. - 375 с.

6. Григорьева, Г. В. Особенности слепых и слабовидящих детей [Текст]/Г. В. Григорьева //Дефектология. - 2004. - № 2. - С. 15-21.

7. Солнцева, Л. И. Здоровьесберегающие технологии в школе Ш-1У вида [Текст]/ Л. И Солнцева. - М.: Проспект. - 2005. - 197 с.

8. Денискина, В. 3. Коррекционно-развивающие занятия со слепыми и слабовидящими детьми [Текст]/ В. 3. Денискина. - М.: Академия. - 2006. - 167 с.

УДК 371.71

Алонцева Александра Ивановна

Ассистент кафедры психологии НФИ Кемеровского государственного университета, Новокузнецк

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Alontseva Alexandra Ivanovna

The assistant to chair of psychology Novokuznetsk Branch-Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk

HEALTH SAVING SUPPORT OF SENIOR SCHOOLCHILDREN DURING THE PERIOD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Успешное профессиональное самоопределение играет существенную роль в формировании и сохранении физического и психического здоровья как в аспекте минимизации «цены» профессиональной адаптации и «стоимости» деятельности, так и в плане развития личности, реализации её мотивов и установок. Условиями успешного выбора профессии являются осознание своих физических возможностей и психических особенностей, а так же оценка их соответствия требованиям избираемого вида деятельности [4].

Период выбора профессии приходится на подростковый возраст. Подростковый возраст - это достаточно сложный период жизни. Он знаменует-

ся бурным физическим развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Основная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития: становления нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни, активизация процессов личностного самоопределения, самопознания и проектирования себя в профессии. В этом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Эти вопросы рассматриваются в работах ио психологии личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, М. Р. Гинзбург, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), психологии развития (Л. И. Божович, И. С. Кон и др.), психологии профессионализма (Е. М.Борисова, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова,

Н. С. Пряжников и др.).

Но стоит отметить, что профессиональные планы подростка весьма расплывчаты. Подросток чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может [6].

А ведь в подростковом возрасте эта проблема уже возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступают в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены приступить к самостоятельной трудовой деятельности [1].

Проведенные исследования показывают, что более 50% старшеклассников обнаруживают удовлетворительные знания о самой профессии при полном отсутствии знаний о её медико-физиологических характеристиках. К сожалению, сколько угодно, случаев, когда интерес к профессии и развитые способности, отвечающие профессиональным требованиям, приходят в противоречие с медицинскими показателями. А это в свою очередь ухудшает имеющийся потенциал здоровья [5].

Проблеме здоровья в процессе профессионального самоопределения посвятили свои работы представители психологии, педагогики и ряда гуманитарных наук (Г. К. Ушаков, Б. С. Братусь, И. В. Дубровина,

О. В. Хухлаева, Л. М. Фридман и др.). Вопросы здоровья получают теоретическое освещение и некоторую эмпирическую разработку в работах отечественных авторов. Это психологи Г. М. Андреева, В. В. Бойко, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Китаев-Смык, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов и др.; психиатры В. А. Абрамов, Ю. А. Александровский, В. М. Блейхер, Л. И. Вассерман, И. Я. Гурович, Н. М. Жариков, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган и др.; философы и социологи В. П. Петленко, К. Н. Хабибуллин, В. А. Ядов; социологи-гигиенисты Е. Я. Белицкая, О. В. Гринина, Д. Н. Лоранский, А. В. Сахно, Г. И. Царегородцев и др.

Результаты исследования подростков Новоильинского района г. Новокузнецка, проводимые в течение 5 лет показали: выбирая профессию, на-

иболее важным мотивом является материальная выгода - 66% учащихся. На следующем, по значимости месте, выступает социальный фактор (общение с интересными людьми, престижность профессии) - 33% учащихся. И наименее значимыми, при выборе профессии, являются характеристики, относящиеся к сохранению здоровья (низкий травматизм, отсутствие чрезмерных нагрузок и профессиональных вредностей) - 9% учащихся, что свидетельствует о недостаточной сформированности представлений о здоровье как ценности.

К моменту отрочества здоровье учащихся уже характеризуется высокой степенью патологичности. Лишь 28% учащихся не отмечают ухудшения в состоянии здоровья, в процессе взросления, 45% подростков систематически отмечают у себя наличие раздражительности, слезливости и нарушений сна. Из числа учащихся, отмечающих у себя ухудшение здоровья, 68% связывают это с учебой, с увеличением объема занятий (важно отметить, что данный показатель характеризует перевод ответственности за собственное состояние здоровья на внешние характеристики).

Анализ хронических заболеваний показал, что практически здоровых учащихся нет.

- 86% - туб инфицированных;

- 27,3% - заболевания эндокринной системы;

- 22,7% - ЛОР болезни;

- 22,7% - нарушение зрения;

- 22,7%) - нарушение осанки;

- 18,2%> - заболевания желудочно-кишечного тракта;

- 9,1 % - бронхиальная астма;

- 4,5% - заболевания сердечно-сосудистой системы.

Из общего числа старшеклассников 32% имеют серьезную патологию или сочетанную патологию, по которой имеются ограничения в выборе профессии. Подростки данной группы имеют до 11 противопоказанных групп профессий (при общем наличии 14 групп). 68% учащихся имеют косвенные противопоказания в выборе профессий.

Лишь 35% старших школьников задумываются о совместимости имеющихся у них заболеваний и предполагаемой в будущем профессиональной деятельностью.

По данным Майкла Мерфи, в 90-е г. в США среди работающих среднего возраста врожденные качества людей соответствовали их профессиональной деятельности в 17-20% случаев. В России сегодня такая достаточность здоровья соответствует работающим в 3-5% случаев.

Поэтому важное место в исходных посылках здоровьесбережения занимает изучение личностных качества человека и его жизненных установок и ориентиров [2].

Установка человека на воплощение своих социальных, интеллектуальных и психических способностей и возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни [3].

Характеризуя личностные качества старших школьников (полученные в течение пяти лет), отмечаем следующие показатели.

Преобладающие типы личности (методика Холланда) не изменяются: предпринимательский тип (руководство людьми и бизнес); социальный тип (взаимодействие с социальной средой); артистичный тип (творчество). Наименее предпочтительным видом деятельности остается интеллектуальный.

Среди подростков преобладает низкий уровень притязания - это характеризуется выбором слишком легких и простых целей, что может объясняться «социальной хитростью» (когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел).

Наиболее популярными среди подростков видами профессиональной деятельности в течение последних лет являются: военное дело, предпринимательство, радиотехника и электроника, литература и искусство. Стоит отметить, что в 2006-2007 учебном году выросла популярность физики и математики (1 место в рейтинге), занимавшая ранее 8 место. А с 2007-2008 учебного года повысилась популярность педагогики и медицины (6 место в рейтинге), набиравшей раннее стабильно наименьшее количество выборов.

Изучение интеллектуальных процессов старших школьников показал, что преобладают учащихся с высоким и средним уровнем развития механических и лингвистических способностей. Изучение математических способностей выявило преобладающее количество учащиеся с недостаточным развитием данных способностей. Так же преобладает низкий уровень внимания, что говорит о неумении сосредотачиваться на деятельности, частой отвлекаемости от основного дела и неизменном преобладании развитие слуховой памяти над зрительной.

Анализ результатов изучения коммуникативных и организаторских способностей выявил преобладание коммуникативных. Подростки могут обсуждать какую-либо деятельность (проблему), но с трудом могут проявить инициативу, взять на себя за это ответственность.

Анализ жизненных установок и ориентиров старших школьников показал, что 57% обучающихся на момент окончания школы определяются в выборе профессии. На получение дальнейшего образования ориентированы 93% обучающихся, из них - 76% - хотят поступить в ВУЗы, а 24% - желают получить начальное профессиональное образование. При этом предпочитаемым видом деятельности чаще всего выбираются: «управление»

- 54% и «контроль» - 24%.

Говоря об эффективности здоровьесбережения, речь должна идти не просто о достаточности здоровья и о личностных особенностях подростков, но и о соответствии качеств индивида, тому предложению, которое позволяет существенно или полностью восстановить трату физического, биологического, психического здоровья, которое они использовали для выполнения трудовой или социальной деятельности [4].

Для изучения состояния здоровья подростков и эффективности их обучения, в профильных классах проводится исследование и анализ по двум группам:

I группа - обучающиеся выбравшие профили, в соответствии с рекомендациями специалистов, основанных на психофизиологических особенностях старшеклассников:

- посещение врача в течение учебного года, в среднем 1-2 раза на одного человека;

- отмечают раздражительность и слезливость 40%;

- отмечают частую (2-3 раза в неделю) слабость и утомляемость 40%;

- отмечают нарушение сна 20% подростков.

II группа - обучающиеся выбравшие профили, не соответствующие рекомендациям специалистов:

- посещение врача в течение учебного года, в среднем 1,8 раз на одного человека;

- отмечают раздражительность и слезливость 75%;

- отмечают частую (2-3 раза в неделю) слабость и утомляемость 80%;

- отмечают нарушение сна 50% подростков.

Оценочный балл учащихся профильных классов:

I группа - 4,27 балла;

II группа - 3,62 балла.

Представленные данные доказывают, что если выбранное профильное направление в обучении соответствует личным и психофизиологическим особенностям, интересам и склонностям учащихся, то, несмотря на повышенные требования и увеличенную нагрузку, утомление и соматические расстройства наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.

Здоровьесберегающее сопровождение старших школьников в период профессионального самоопределения потребовало разработки и применения комплексной модели медико-психолого-педагогического сопровождения, которая включает в себя всех субъекты воспитательно-образовательного процесса (ученика, родителей, педагогов) и интегрировала бы их усилия.

Целью сопровождения является формирование потребности подростков в профессиональном самопознании и самоопределении, а также повышение родительской функции в профессиональном становлении детей.

Данная цель достигается через решение ряда задач:

1. Изучение особенностей психофизиологических особенностей и развития познавательных процессов.

2. Разработка рекомендаций обучающимся, родителям и педагогам для обеспечения индивидуального подхода в профессиональном самоопределении.

3. Организация тренинговых занятий по формированию профессионального самосознания.

4. Осуществление консультативно-просветительской работы с педагогами и родителями.

74

Показателем эффективности данного сопровождения является результаты качественного анализа о поступивших в учебные заведение. На момент поступления в учебные заведения процент подростков выбравших будущую профессию в соответствии с рекомендациями (основанными на психофизиологических особенностях) составил - 72% (на момент обучения в школе, при поступлении в профильные классы, 60% этих же подростков, осуществили выбор в соответствии с рекомендациями).

Поэтому очень важно именно в подростковом возрасте, на этапе профессионального самоопределения создать условия для формирования установки на здоровьесбережение, ведь решение о выборе профессии окажет влияние на всю последующую жизнь.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы реализации концепции модернизации Российского образования. Сборник научных трудов [Текст]/ Отв. ред. В. И. Подобед, А. И. Жилина, А. А. Макареня. - С-Пб: ГНУ ИОВРАО, 2004. - 270 с.

2. Батаршев, А. В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога [Текст] / А. В. Батаршев. - М.: «Дело», 2003.

3. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию [Текст]: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Э. М Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвтнова-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

4. Проблемы валеологизации образовательной среды. Межрегионгальный опыт, перспективы: Научно-методическое пособие [Текст] / Научные редакторы:

Э. М. Казин, Н. А. Заруба, Г. А. Кураев, С. И. Петухов. - Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 1999. - 316 с.

5. Состояние и перспективы профильного обучения старшеклассников: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 17-18 марта 2004 г. [Текст] / Под общ. ред. Н. А. Заруба, Т. Н. Семенковой, и др. - Кемерово: Изд-воКРИПКиПРО, 2004. - 434 с.

6. Теория и практика организации предпрофильной подготовки [Текст] / Под ред. Т. Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 110 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.