Научная статья на тему 'Программа коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с ОНР на основе игровой деятельности'

Программа коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с ОНР на основе игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1187
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрякова О. В.

Представлена программа коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с общим недоразвитием речи средствами твор­ческой сюжетно-ролевой игры. Дана краткая характеристика этапов работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с ОНР на основе игровой деятельности»

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР НА ОСНОВЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Серебрякова О.В.*

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема,

г. Биробиджан

Представлена программа коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с общим недоразвитием речи средствами творческой сюжетно-ролевой игры. Дана краткая характеристика этапов работы.

В современной дошкольной педагогике и психологии разработано достаточное количество приемов и средств развития межличностных взаимоотношений, однако не все они эффективны в работе с дошкольниками, имеющими ОНР.

Проблема формирования межличностных отношений у детей с отклонениями в развитии еще не получила достаточного освещения в коррекционной психологии и педагогике. Основанием для разработки программы коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с общим недоразвитием речи явилась острая потребность устранения нарушений межличностных отношений у детей данной категории средствами игровой деятельности, как наиболее предпочитаемой дошкольниками для общения и регуляции взаимодействий.

Речевой дефект нередко является причиной того, что у ребенка своеобразно складываются отношения со сверстниками. Серьезные трудности в организации собственного поведения дошкольниками с ОНР отрицательно сказываются на их общении и взаимодействии с окружающими людьми (Н.В. Дубова, И.С. Зайцев, С.А. Игнатьева, Е.О. Канунникова, Е.С. Парахина и др.). Исследования Н.В. Дубовой [1] и Л.Г. Соловьевой [7] показали, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, из-за чего возникают трудности вступления в контакты, снижение потребности в общении, неумение ориентироваться в ситуации общения.

Анализ теоретических источников, а также проведенное собственное изучение особенностей межличностных отношений детей с ОНР III уровня позволили сделать вывод о необходимости коррекции нарушений межличностных отношений у данной категории детей.

* Аспирант кафедры Коррекционной педагогики, психологии и логопедии.

В старшем дошкольном возрасте отношения формируются на основе взаимодействия в игровом сообществе. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом, научаются управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами, игра может служить средством преодоления трудностей в развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции. (Л.А. Венгер, Ю.З. Гильбух, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эль-конин и др.).

Именно поэтому мы решили использовать игру в качестве основного коррекционно-развивающего средства. Однако, как отмечают М.Э. Вайнер,

О.А. Степанова, Н.Я. Чутко, единичная игра, даже самая творческая, не может обеспечить успеха в решении всех стоящих перед педагогом задач. Поэтому оптимальной стратегией является создание и реализация в работе с детьми целостных игровых программ [8].

В нашем исследовании целостная игровая программа представляет собой систематизацию наборов творческих игр, которые направлены на достижение общих задач и предлагаются детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового психологопедагогического воздействия.

Целью разработанной нами программы является коррекция и развитие межличностных отношений детей с ОНР III уровня, создание благоприятной дружеской атмосферы в группе с помощью творческой сюжетно-ролевой игры.

Программа апробировалась в течение учебного года на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21», г. Биробиджана. В работе приняли участие 24 дошкольника в возрасте 6 лет, имеющих ОНР III уровня.

Коррекционная направленность программы связана с исправлением нарушений межличностных взаимоотношений, препятствующих полноценному развитию личности и благоприятному становлению коллектива сверстников. Развивающая направленность программы связана с созданием благоприятной среды путем использования потенциальных возможностей детей для формирования гармоничных межличностных взаимоотношений со сверстниками.

Программа включает индивидуальную и групповую работу. Индивидуальная работа осуществляется с детьми, которые согласно выводам диагностики получили низкие результаты, имеющими значительные трудности в контактах со сверстниками, и позволяет учесть их личностные и интеллектуальные особенности. С детьми проводится словарная работа, чтение ознакомительной литературы, моделирование ситуаций, в которые дети попадут в групповой игре. Данный вид деятельности предполагает использование творческих режиссерских игр.

Групповая работа осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, на протяжении учебного года. Предварительно дети распределяются по

желанию на подгруппы. Работа проводится во время, отведенное для самостоятельных игр, а также во время прогулок.

Программа состоит из трех блоков: диагностического, информационного и коррекционно-развивающего. Основываясь на принципе единства диагностики и коррекции, мы включили в работу диагностический блок. Он предполагает прослеживание динамики развития межличностных отношений испытуемых в процессе коррекционно-развивающей деятельности. И позволяет своевременно включить в деятельность необходимые направления работы.

Информационный блок охватывает работу с воспитателями. Осуществляется консультирование педагогов по вопросам взаимодействия дошкольников, повышая тем самым их психологическую грамотность и компетентность в области знаний закономерностей развития межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста. Кроме того воспитатели работают с дошкольниками, используя предложенные нами игры и рекомендации по коррекции и развитию межличностных взаимоотношений детей.

Коррекционно-развивающий блок представляет собой работу по гармонизации межличностных отношений детей с ОНР III уровня средствами творческой сюжетно-ролевой игры. Сюда вошли четыре вида игр: моделирование проблемных ситуаций в режиссерской игре; сюжетно-ролевые игры с элементами релаксации; сюжетно-ролевые игры, направленные на решение проблемных игровых ситуаций; сюжетно-ролевые игры, способствующие снятию тревожности и развитию межличностной перцепции.

Нами разработаны сюжетно-ролевые игры, в содержание которых заложены сюжетные линии, погружающие детей в общие эмоциональные переживания и программирующие позитивный характер взаимоотношений с выносом их за пределы игрового взаимодействия.

Реализация данной программы предполагает 3 этапа. На протяжении работы используются все четыре вида игр в зависимости от поставленных коррекционных задач и с учетом постепенного усложнения деятельности.

Целью первого этапа является расширение представлений детей о социальных связях, обучение переносу их в игровые взаимодействия. На данном этапе осуществляется развитие интереса к групповой работе и расширение групповых предпочтений детей; создание положительного эмоционального фона; развитие эмоциональных контактов между детьми; развитие общения, коммуникативных навыков; обучение созданию замысла игры, ролевому поведению; привитие потребности в разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игре; развитие умения действовать сообща согласно поставленной цели; знакомство с социальными взаимоотношениями; обучение ролевому взаимодействию; развитие нравственных качеств; формирование умения анализировать ситуации; развитие творческого воображения и обобщение жизненного опыта; обучение переносу усвоенных знаний в игровую ситуацию.

Основной целью второго этапа коррекционно-развивающего воздействия является развитие заинтересованности сверстниками, устранение конфликт-

ности и агрессивности. На данном этапе работа направлена на изменение престижа детей и повышение их статуса; создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, положительного настроя; устранение социальной неуверенности; повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих сверстников, воспитание умения сочувствовать и помогать друг другу; формирование партнерских отношений к сверстнику; снятие эмоционального и мышечного напряжения, негативных переживаний, тревожности, невротических состояний; развитие чувства ответственности за свое дело, самоконтроля; развитие стремления к взаимопомощи и поддержке сверстников; обучение выплеску накопившейся агрессии в приемлемой форме; обучение анализу собственного эмоционального состояния и поведения.

Третий этап направлен на устранение негативных переживаний и развитие межличностной перцепции. На данном этапе осуществляется окончательная отработка умений и навыков, необходимых для адекватного взаимодействия со сверстниками; происходит развитие способности допускать в свое психологическое пространство другого человека; развитие умения сопереживать успехам и неудачам ровесника, соотносить свои интересы, желания с интересами сверстников, заботиться о ближнем; повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей; создание и поддержание дружеских отношений в общении со сверстниками; развитие социального доверия к сверстникам и сплочение группы.

Апробация разработанной нами программы, основанной на применении творческой сюжетно-ролевой игры в качестве основного коррекционноразвивающего средства, показала существенный сдвиг в формировании адекватных гармоничных взаимоотношений со сверстниками детей с ОНР, что было подтверждено результатами контрольного эксперимента.

Предлагаемая программа, построенная с учетом поэтапной коррекционно-развивающей деятельности, позволила решить задачу увеличения длительности и стабильности существования детских объединений, расширить представления детей с ОНР о социальных взаимоотношениях и способах общения с окружающими людьми. В играющих группах снизилось количество конфликтов, дети научились уступать друг другу, прислушиваться к мнению сверстников и мирным путем отстаивать собственную точку зрения.

Таким образом, проведенное исследование показало, что использование систематизированных творческих сюжетно-ролевых игр положительно влияет на динамику развития межличностных отношений дошкольников с ОНР. Представленная программа может быть использована психологами и воспитателями, работающими с данной категорией детей.

Список литературы:

1. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР / Н.В. Дубова // Логопед в детском саду. 2006. - № 3 (12). - С. 36-38.

2. Дубровина И.В. Психологическая служба образования. / И.В. Дубровина // Психол. наука и образование. - 2001. - № 2. - С. 83-93.

3. Зайцев И.С. Факторы социальной дезадаптации лиц с тяжелыми нарушениями речи / И.С.Зайцев // Специальная психология. 2007. - № 3 (13). -С. 39-46.

4. Игнатьева С.А. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР / С.А. Игнатьева, Е.О. Ка-нунникова, Е.С. Парахина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 2. - С. 29-32.

5. Кравцова Е.Е. Игра как средство самореализации и самоконструиро-вания / Е.Е. Кравцова // Журнал практического психолога: юбилейный выпуск. - М., 2006. - № 6. - С. 52-61.

6. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О.Смирнова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

7. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 67-71.

8. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями / О.А.Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

10. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С. 19-29.

АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Шаповалова О.Е.*

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема,

г. Биробиджан

В статье отражены мотивационно-личностные аспекты профессиональной адаптации молодых специалистов в сфере высшего педагогического образования. Рассматриваются возможности профессиональной самореализации и личностного роста молодых преподавателей. Обобщается опыт работы кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии с молодыми специалистами.

* Заведующий кафедрой Коррекционной педагогики, психологии и логопедии, доктор психологических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.