Научная статья на тему 'Сюжетно-ролевая игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня'

Сюжетно-ролевая игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
930
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серебрякова О. В.

Изучаются особенности межличностных взаимоотношений старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сюжетно-ролевой игре. Игра выступает, как средство диагностики особенностей умения выбирать партнеров по игре; наличия симпатий, антипатий; доброжелательности взаимоотношений; конфликтности; вовлеченности детей в игру; частоты принятия ребенка в группы; поведения детей в игре; взаимодействия партнерами по игре в соответствии с ролями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО

ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

© Серебрякова О.В.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, г. Биробиджан

Изучаются особенности межличностных взаимоотношений старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сюжетно-ролевой игре. Игра выступает, как средство диагностики особенностей умения выбирать партнеров по игре; наличия симпатий, антипатий; доброжелательности взаимоотношений; конфликтности; вовлеченности детей в игру; частоты принятия ребенка в группы; поведения детей в игре; взаимодействия партнерами по игре в соответствии с ролями.

В современной коррекционной психологии активно изучаются проблемы детей, имеющих речевые нарушения. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической; период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

При такой речевой патологии как общее недоразвитие речи (ОНР) нарушено формирование всех компонентов речевой системы: лексической стороны, грамматического строя, фонетико-фонетической стороны при нормальном слухе и интеллекте. При этом выявляются отклонения в смысловой и произносительных сторонах речи. Что затрудняет общение ребенка и сказывается на межличностном взаимодействии со сверстниками.

Соловьева Л.Г. и Гаркуша Ю.Ф. отмечают, что наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми [3, 6].

Сазонова С.Н. отмечает, что трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения и межличностного взаимодействия. Как отмечает автор, этому в значительной степени способствуют сопутствующие речевым дефектам невротические проявления. Для одних детей с

♦ Ассистент кафедры Логопедии

ОНР характерна гипервозбудимость, для других, наоборот, заторможенность, вялость, пассивность. Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, существенно тормозит развитие игровой деятельности, которая имеет ведущее значение в формировании личности ребенка [4].

В дошкольной специальной психологии в последние годы обозначился интерес к изучению особенностей межличностных взаимоотношений дошкольников с речевой патологией (Г.А. Волкова, В.И. Селиверстов, Л.Г. Соловьева, В.А. Калягин). Однако данных о состоянии межличностных взаимоотношений дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) еще явно недостаточно.

Межличностные отношения - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Взаимоотношения детей дошкольного возраста развиваются в процессе игровой деятельности. Именно поэтому игра имеет важное диагностическое значение в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Благодаря игре можно определить, умеет ли ребенок общаться со сверстниками, разрешать конфликты, отстаивать свою собственную точку зрения, умение договариваться, распределять роли, эффективно взаимодействовать в процессе игровой деятельности [7]. Учитывая актуальность изучения данной проблемы, мы провели специальное исследование.

В нашем исследовании сюжетно-ролевая, творческая игра рассматривалась как основное средство диагностики межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

В исследовании приняли участие 50 дошкольников 5-6 лет, воспитывающихся в ДОУ № 21, № 15 г. Биробиджана. Из них 25 - это дети ОНР III уровня речевого развития, а 25 - их сверстники без речевой патологии.

Выводы об особенностях межличностных взаимоотношений детей делались на основе наблюдения за их играми в течение одного месяца. Для уточнения полученных данных мы беседовали с воспитателями, работающими с нашими испытуемыми.

Оценивая межличностное взаимоотношение в группах дошкольников, мы обращали внимание на умение выбирать партнеров по игре; наличие симпатий, антипатий, доброжелательность взаимоотношений; конфликтность (наличие конфликтных ситуаций, конфликты возникают на ролевой основе или за пределами роли, умение разрешать конфликтные ситуации); вовлеченность детей в игру; частоту принятия ребенка в группы; поведение детей в игре (считается ли ребенок с мнением партнеров, наличие своей точки зрения, форма общения, навык совместной деятельности); ролевое поведение детей в игре (распределяет ли ребенок роли между

детьми, может ли взять на себя роль, чаще играет главные или второстепенные роли, выполнение роли до конца игру или отказ от ролевых действий, взаимодействие с партнерами по игре в соответствии с ролями).

Обращая внимание на эти признаки, можно оценить уровень межличностных взаимоотношений дошкольников с ОНР III уровня (табл. 1).

Таблица 1

Особенности межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с ОНР III уровня

Уровни межличностных взаимоотношений Испытуемые

Норма ОНР

Кол-во детей % Кол-во детей %

Высокий 16 63 5 20

Средний 7 28 7 28

Низкий 2 9 13 52

Из таблицы видно, что все испытуемые по уровню межличностных взаимоотношений разделились на 3 группы.

В первую группу мы включили всех детей, которые показали высокий уровень развития межличностных взаимоотношений. Это дети общительные, инициативные, умеющие выбирать партнеров по игре, количество симпатий значительно выше антипатий. Антипатии обоснованы тем, что ребенок дерется и обижает детей. Испытуемые данной группы не только могли самостоятельно выбирать партнера, распределять роли, но и вовлекаться в игру сверстников, принимая на себя роль, которую ему предложили играющие. Как правило, дети данной группы в игре занимали главные роли, если же им доставалась второстепенная роль, они ее принимали, не выходили за пределы данной роли, в игре взаимодействие происходило согласно распределенным ролям. В целом дети вели себя доброжелательно по отношению ко всем сверстникам, в конфликтные ситуации вступали редко и с легкостью решали конфликты. Если конфликты возникали на ролевой основе, дети не выходили за пределы роли, конфликты из ролевых не перерастали в межличностные. Частота принятия ребенка в игру соответствовало количеству игр. Было отмечено, что дети играли со всеми детьми, однако наличие привязанностей влияло на распределение ролей.

Во вторую группу вошли дети, которые показали средний уровень развития межличностных взаимоотношений. На первом плане у детей собственное мнение, могут проявить агрессию, могут договориться, если другая сторона идет на встречу, часто без помощи взрослого конфликт остается неразрешенным. Количество симпатий преобладает, количество антипатий по сравнению с детьми первой группы значительно увеличилось. Самостоятельное назначение ролей невозможно, но дети с легкостью принимают роль, предложенную другими детьми. Также дети могут вно-

сить коррективы в игровой сюжет, но самостоятельно предлагать и разворачивать сюжет затрудняются. Дети затрудняются в решении совместной задачи. Как правило, дети играют устойчивыми объединениями, не впуская в игру других сверстников. Отношение к партнеру по игре часто нейтрально. Положительное отношение может отмечаться лишь в отношении нескольких предпочитаемых детей. Выбор партнеров по игре всегда одинаков - это несколько наиболее предпочитаемых детей. В групповой игре чаще достаются второстепенные роли, дети часто выходят за пределы данной роли, отказываются от исполняемой роли. Взаимодействие в игре не всегда соответствует предполагаемой роли. Принятие ребенка в игровые группы носит непостоянный характер.

Испытуемые третьей группы - это дети, которые предпочитают избегать контактов со сверстниками. При решении конфликтных ситуаций такие дети предпочитают быть обиженными, нежели договориться, могут проявлять агрессию, не пытаются выслушать другую сторону, не смотря на вмешательство взрослого, продолжают развитие и усугубление конфликтной ситуации. Количество симпатий снижено, преобладают равнодушное отношение и антипатии в отношении к сверстникам. В игре дети самостоятельно роли не назначают, однако предпочитают для себя выбирать роль самостоятельно. Если роль предложенная другими детьми не соответствует ожиданиям, отказываются от игры. Поведение детей не всегда соответствует выбранной роли. В ходе игры пытаются перевыбрать роль, если что-то не устраивает. Могут выходить за пределы роли. Бывают ситуации, когда дети данного уровня в сюжетно-ролевые игры со сверстниками не вступают, отмечается отказ от игры, непринятие роли. В ходе игры внешне, кажется, что ребенок играет с детьми, но игра представляет собой игру «рядом», совместная деятельность возникает крайне редко. Дети могут относиться к партнерам по игре нейтрально, безразлично, часто агрессивно.

Как показало исследование, для большинства детей с нормальным речевым развитием характерен высокий уровень межличностных отношений в игре - 16 детей (63 %), среди их сверстников с ОНР такой уровень показали только 5 детей (20 %). На среднем уровне оказалось по 7 детей (28 %) с нормальным и нарушенным речевым развитием. Низкий уровень межличностных взаимоотношений показали 13 детей (52 %) с ОНР и 2 ребенка (9 %) с нормальным речевым развитием.

Таким образом, на основе проведенного нами исследования можно сделать вывод, что взаимоотношения в группе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня значительно отличаются от взаимоотношений в группе нормально развивающихся сверстников. Наряду с речевым дефектом дети с ОНР затрудняются в организации своей деятельности, проявляют агрессию к сверстникам, отмечается нежелание

слушать и прислушиваться к точке зрения других детей. Количество антипатий значительно выше, нежели в отношениях нормально развивающихся сверстников. Отмечалась незаинтересованность детей игрой, партнерами по игре.

Ролевая, творческая игра, являясь ведущим видом деятельности для детей старшего дошкольного возраста, как в норме, так и при различных отклонениях в развитии может служить важным средством диагностики межличностных взаимоотношений. Полученные данные в свою очередь могут составить основу для разработки коррекционно-развивающих программ.

Список литературы:

1. Волкова Г. А Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2003. - 230 с.

2. Калягин В.А. Логопсихология. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 320 с.

3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 160 с.

4. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход): Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб, заведений. - М.: Издатцентр «Академия», 2003. - 144 с.

5. Селиверстов В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 208 с.

6. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 67-72.

7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 336 с.

8. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения ло-гоневроза // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В .И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 409506.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.