Научная статья на тему 'Программа деятельности базовой профессиональной образовательной организации «Разработка и реализация модели информационно-методического пространства в условиях инновационного развития среднего профессиональнопедагогического образования в алтайском крае»'

Программа деятельности базовой профессиональной образовательной организации «Разработка и реализация модели информационно-методического пространства в условиях инновационного развития среднего профессиональнопедагогического образования в алтайском крае» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / SCIENTIFIC-METHODICAL / INFORMATION ENVIRONMENT / HUMAN RESOURCES AND ORGANIZATIONAL RESOURCES / NETWORKING OF TEACHER IN TRAINING COLLEGES OF ALTAI KRAI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бокова О. А., Самолетов М. Б., Иванова Л. В., Форнель И. Г.

В статье рассматривается специфика организации деятельности базовой профессиональной образовательной организации, направленной на разработку и реализацию модели информационно-методического пространства в условиях инновационного развития среднего профессионально-педагогического образования в алтайском крае. Раскрыты теоретико-методологические предпосылки интеграции педагогических колледжей края в единое информационно-методическое пространство, деятельность которого координируется базовой организацией профессионального образования, решает основной вопрос современной образовательной политики государства создание механизма эффективного и динамического функционирования педагогического образования в условиях его модернизации через инновационное обновление системы подготовки педагогических кадров и повышения профессиональной компетентности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF ACTIVITIES OF BASIC VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION “DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE MODEL INFORMATION AND METHODOLOGICAL SPACE TERMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL TEACHER EDUCATION IN ALTAI KRAI”

The article deals with the specifics of the organization of activity of basic vocational educational organization aimed at the development and implementation of information and methodological model of the space in terms of innovative development of secondary vocational and teacher education in the Altai region. The work reveals the theoretical and methodological background of integration of teacher training colleges into a single edge information and methodological space, coordinated by the basic organization of vocational education, the main issues of modern educational policy of the state the creation of a mechanism for effective and dynamic operation of teacher education in the context of its modernization through innovative update system for training teachers training and improving professional competence of teachers. The basic theoretical principles of the program include a conceptual framework implementation.

Текст научной работы на тему «Программа деятельности базовой профессиональной образовательной организации «Разработка и реализация модели информационно-методического пространства в условиях инновационного развития среднего профессиональнопедагогического образования в алтайском крае»»

доказательства выдвигаемых учащимися суждений - это содержание третьего этапа решения исследовательской задачи. Для этого отбираются новые факты, явления, связи и отношения между ними, выполняются умственные и практические действия: проектирование и выбор методов исследования, обработка результатов, обобщение суждений, формулировка выводов. В ходе групповой или индивидуальной работы учащиеся выдвигают предположения о способе вычисления, которые проверяются различными способами: на основе дедуктивного умозаключения для выяснения теоретических основ предлагаемых суждений, на основе вычисления, материализованных дей-

Библиографический список

ствий с моделями двузначного числа. Следует обратить внимание, что способ обоснования истинности суждения выбирает учащийся и за ним остается право делать вывод о результате работы.

В заключение необходимо отметить, что обучение решению исследовательских задач является длительным процессом, поскольку для осуществления исследовательского поиска младший школьник должен овладеть широким кругом предметных и метапредметных умений, на базе которых при определенных условиях могут быть сформированы и собственно исследовательские умения.

1. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие для студентов вузов. Москва, 2006.

2. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровневого обучения, монография. Москва, 2005.

3. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью студента, методическое пособие для преподавателей вузов и методистов. Под ред. А.С. Обухова. Ижевск, 2008.

4. Зимняя И.А, Шашенкова. Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск, Москва, 2001.

References

1. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva, 2006.

2. Shashenkova E.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' v usloviyah mnogourovnevogo obucheniya, monografiya. Moskva, 2005.

3. Belyh S.L. Upravlenie issledovatel'skoj aktivnost'yu studenta, metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej vuzov i metodistov. Pod red. A.S. Obuhova. Izhevsk, 2008.

4. Zimnyaya I.A, Shashenkova. E.A. Issledovatel'skaya rabota kak specificheskij vid chelovecheskoj deyatel'nosti. Izhevsk, Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 16.03.15

УДК 377.5

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), Samoletov M.B., Director BGPK, Ivanova L.V., Deputy Director BGPK,

Fornel I.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Director BGPK (Barnaul, Russia), E-mail: fornel21@mail.ru

THE PROGRAM OF ACTIVITIES OF BASIC VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION "DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE MODEL INFORMATION AND METHODOLOGICAL SPACE TERMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL TEACHER EDUCATION IN ALTAI KRAI". The article deals with the specifics of the organization of activity of basic vocational educational organization aimed at the development and implementation of information and methodological model of the space in terms of innovative development of secondary vocational and teacher education in the Altai region. The work reveals the theoretical and methodological background of integration of teacher training colleges into a single edge information and methodological space, coordinated by the basic organization of vocational education, the main issues of modern educational policy of the state - the creation of a mechanism for effective and dynamic operation of teacher education in the context of its modernization through innovative update system for training teachers training and improving professional competence of teachers. The basic theoretical principles of the program include a conceptual framework implementation.

Key words: basic professional educational organizations, scientific-methodical, information environment, human resources and organizational resources, networking of teacher in training colleges of Altai Krai.

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии АлтГПУ, г. Барнаул, E-mail: bokova_oa@altspu.ru

М.Б. Самолетов, директор БГПК, г. Барнаул, E-mail: bgpk@meil.ru

Л.В. Иванова, зам директора БГПК по учебной работе, г. Барнаул, E-mail: liva58@mail.ru

И.Г. Форнель, канд пед. наук, зам директора БГПК по научно-методической работе, г. Барнаул,

E-mail: fornel21@mail.ru

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

В статье рассматривается специфика организации деятельности базовой профессиональной образовательной организации, направленной на разработку и реализацию модели информационно-методического пространства в условиях инновационного развития среднего профессионально-педагогического образования в алтайском крае. Раскрыты теоретико-методологические предпосылки интеграции педагогических колледжей края в единое информационно-методическое пространство, деятельность которого координируется базовой организацией профессионального образования, решает основной вопрос современной образовательной политики государства - создание механизма эффективного и динамического функционирования педагогического образования в условиях его модернизации через инновационное обновление системы подготовки педагогических кадров и повышения профессиональной компетентности педагогов.

Ключевые слова: базовая профессиональная образовательная организация, научно-методическая, информационная среда, кадровый потенциал и организационные ресурсы, сетевое взаимодействие педагогических колледжей Алтайского края.

Актуальной проблемой образования России в настоящее время является кадровое обеспечение: по данным статистики, в общеобразовательной школе только один из восьми учителей моложе тридцати лет, шестая часть педагогов - 213 тысяч человек - пенсионного возраста, а примерная ежегодная потребность школ в молодых специалистах составляет 30 тысяч педагогов, в то время как из более чем 400 тысяч выпускников педагогических вузов в школу идут лишь 40 процентов молодых специалистов. В образовании Алтайского края наблюдается следующая ситуация: дефицит квалифицированных педагогических кадров (около 900 открытых вакансий на начало 2013 - 2014 учебного года), увеличение количества учителей пенсионного возраста и замедление обновления педагогического состава школ: количество учителей в возрасте до 30 лет - 11,6%, в то время как общероссийский показатель несколько выше и составляет 13%.

Отдельной проблемой является закрепление на рабочих местах молодых педагогов. Выпускники педагогических колледжей сталкиваются с высокими требованиями работодателей к фундаментализации знаний и уровню профессиональной компетентности молодых специалистов, наличию способностей к инновациям, расширению сферы профессиональной деятельности, готовности к постоянному самообучению. Слабо развита система наставничества и материального стимулирования молодых педагогов, что затрудняет закрепление специалистов в образовательном учреждении, особенно в сельской местности края.

Сложные и противоречивые процессы трансформации всех сфер жизни российского общества предъявляют особые требования к уровню и качеству подготовки специалистов: отдельным требованием работодателей является наличие высшего образования, что определяет потребность его получения молодыми учителями по сокращенной программе с минимальным отрывом от работы и повышение уровня профессиональной компетентности.

Вместе с тем наблюдается некоторая разрозненность действий педагогических образовательных организаций Алтайского края по подготовке конкурентоспособных специалистов для системы образования. Это приводит к возникновению противоречий между:

- современными требованиями модернизации к инновационному качеству образования и существующими возможностями образовательных организаций;

- достаточным количеством выпускников педагогического профиля и их недостаточной закрепленностью на рабочих местах;

- необходимостью привлечения в систему образования края молодых специалистов и недостаточной популяризацией профессии педагога.

Данные противоречия могут быть разрешены в условиях интегрирования деятельности педагогических колледжей Алтайского края в единую инфраструктуру через наращивание организационного потенциала и использование ресурсов образовательной сети краевого и муниципального уровней.

Интеграция педагогических колледжей края в единое информационно-методическое пространство, деятельность которого координируется базовой организацией профессионального образования, решает основной вопрос современной образовательной политики государства - создание механизма эффективного и динамического функционирования педагогического образования в условиях его модернизации через инновационное обновление системы подготовки педагогических кадров и повышения профессиональной компетентности педагогов. Интеграция в этом контексте понимается нами как процесс упорядочения, согласования и объединения отдельных образовательных структур (педагогических колледжей края) и их функций в целостную инфраструктуру, при этом каждая образовательная организация сохраняет свой статус и специфику самоуправления.

Объединение педагогических колледжей позволяет обеспечить участие общественности и работодателей в управлении учебными заведениями и контроле качества образования (единая база выпускников, наблюдательные советы, попечительские советы, управляющие советы и т. д.); формирование механизмов дистанционного среднего профессионального образования, создание образовательных кластеров в соответствии с направлениями подготовки специалистов, реализацию эффективных механизмов социального партнерства; решает потребность современного рынка труда в инновациях и подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих не только приобретенными знаниями, но и высокой мобильностью, способно-

стью нести ответственность за свое профессиональное будущее, построение карьеры; единые образовательные программы обеспечивают равный доступ к качественной профессиональной подготовке независимо от места проживания.

Интеграция педагогических колледжей Алтайского края возможна через создание базовой профессиональной образовательной организации и реализацию программы деятельности базовой профессиональной образовательной организации «Разработка и реализация модели информационно-методического пространства в условиях инновационного развития среднего профессионально-педагогического образования в Алтайском крае».

Деятельность базовой профессиональной образовательной организации обеспечивает модернизацию среднего профессионального образования, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации через формирование примерного регионального пакета документов, регулирующих образовательную деятельность педагогических колледжей края, их сетевое взаимодействие, повышение профессиональной компетентности педагогических работников, реализацию непрерывного педагогического образования, его профориентированность и взаимодействие субъектов образовательного процесса на региональном и федеральном уровнях, возможность распространения инновации, а также устойчивость результатов деятельности.

Инновационным для деятельности базовой профессиональной образовательной организации является:

1. Создание регионального механизма, который позволяет готовить специалистов, соответствующих единым государственным требованиям.

2. Взаимодействие с работодателями на основе единых требований к специалисту.

3. Непрерывность реализации педагогического образования.

4. Повышение уровня инновационного развития профессионально-педагогических организаций.

Цель программы: создание информационно-методического пространства и организационно-методическое сопровождение инновационной образовательной деятельности профессионально-педагогических образовательных организаций на основе интеграционных процессов, консолидации деятельности и дис-семинации практического опыта в условиях модернизации профессионального образования Алтайского края.

Задачи программы:

1. Создание базовой профессиональной образовательной организации.

2. Создание и реализация модели регионального информационно-методического пространства педагогических образовательных организаций Алтайского края, формирование организационно-правовых механизмов его реализации, обеспечивающих максимально равную доступность непрерывного профессионального педагогического образования.

3. Формирование научно-методической, информационной среды, кадрового потенциала и организационных ресурсов педагогических образовательных организаций, направленных на модернизацию образовательных программ среднего профессионального образования, а также профессиональное развитие педагогических кадров образовательной организации.

4. Разработка актуальных подходов для совместной реализации современных требований к образованию и для качественной подготовки специалистов, их эффективного трудоустройства, популяризации профессии педагога и педагогических специальностей.

5. Обеспечение регионального рынка труда Алтайского края квалифицированными конкурентоспособными педагогическими кадрами.

6. Организация сетевого взаимодействия педагогических колледжей края.

Задачи программы решаются через реализацию следующих направлений деятельности базовой профессиональной образовательной организации:

1. Региональное нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение деятельности педагогических колледжей Алтайского края.

2. Непрерывное педагогическое образование.

3. Интеграция и распространение инновационного опыта по подготовке квалифицированных специалистов в системе среднего профессионального образования.

4. Повышение профессиональной компетентности и квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

5. Эффективное трудоустройство выпускников.

Реализация долгосрочной перспективы развития отечественной системы образования предполагает повышение конкурентного преимущества российской системы образования, подчеркивается необходимость открытости системы образования. Важным механизмом получения намеченных результатов является повышение эффективности инновационных процессов в образовании в условиях его модернизации [1].

Понятие «модернизация» в сфере образования нами рассматривается через несколько основных значений, которые характеризуют его как:

- социально-педагогическое явление, отражающее современный интегративный период развития образовательной системы, ее кризис и смену образовательной парадигмы;

- процесс структурной перестройки, интеграции, изменения и трансформации типов организаций образования;

- принцип структурирования и интеграции системы образования и современной образовательной политики;

- тенденцию развития всех видов образования в мире, государстве, регионе и изменения институциональных структурных уровней обучения; как разностороннее развитие видов образовательных программ, систем, форм обучения, курсов подготовки, номенклатуры, характера и содержания образовательных услуг и систем их реализации;

- интегративное инновационное направление реформирования и преодоления кризиса образования, его совершенствования, разрешения сложившихся противоречий между провозглашенной свободой личности в выборе образовательной траектории и реальными условиями для обретения этой свободы;

- средство преодоления избыточной централизации и недостаточной интеграции системы регионального образования;

- обеспечение развития инновационных основ современного образования.

Социальные, экономические и духовные изменения, происходящие в обществе, приводят к необходимости коренных инновационных преобразований как в целом в системе образования, так и в профессиональном образовании. В условиях новых экономических отношений, форм организаций труда вопрос о качественной подготовке педагогических кадров приобретает первостепенное значение. Ведущее место в решении этой проблемы принадлежит интеграционным процессам современного образования.

Реализация интеграционных и инновационных механизмов развития профессионально-педагогических организаций -объективная необходимость современности, когда в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности важнейшей особенностью образования является реализация интеграции и инноваций как ведущей закономерности, основных тенденций ее развития.

Интеграционные и инновационные процессы в системе российского образования, получившие нормативно-правовое закрепление в принятых законодательных актах (Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы и др.), призваны обеспечить подготовку высококомпетентных педагогов, соответствующих требованиям общества, способных адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и труда, обладающих потенциальной готовностью к профессиональному самосовершенствованию на любом этапе своей педагогической деятельности [2; 3].

Общетеоретические проблемы и методологические основы интеграции рассматривали В.П. Афанасьев, Е.П. Белозерцев, ВЛ. Берталанфи, Б.М. Кедров, Ю.С. Мануйлов, В.А. Сластенин, М.Г. Чепиков и др.

Теоретические, организационно-управленческие и методические аспекты инновационного процесса представлены в исследованиях А.И. Адамского, В.И. Загвязинского, М.М. Поташника, Г.Н. Прозументовой, П.И. Третьякова, А.В. Хуторского, Н.Р. Юсуфбековой и др. Проблемы участия педагогов в инновационной деятельности изучены А.О. Зоткиным, М.В. Клариным, А.Н. Орловым, Л.С. Подымовой, Г.Н. Прозументовой, В.А. Сла-стениным и др.

Базовыми основами программы являются концепции отечественных ученых, в которых нашли своё отражение проблемы

совершенствования образовательной деятельности, связанные с современными тенденциями интеграции и инновационного развития:

- исследования в области построения процесса обучения на интегративной основе, изучение понятийно-терминологического аппарата на предмет интеграции (О.М. Кузнецов, Н.К. Чапаев, В.Т. Фоменко, П.И. Эрдниев и др.);

- исследования вопросов формирования творческой личности учителя и совершенствования психолого-педагогической подготовки его в рамках интегративного подхода (М.М. Анцибор,

A.С. Белкин, Ф.Н. Гоноболин и др.);

Общие особенности педагогических инновационных явлений: взаимосвязь общественно-педагогического движения и педагогической инноватики, структура инновационных процессов, временные рамки инновационных процессов, соотношение педагогической культуры и нововведений, телеономичность при це-леполагании нововведений, проблемы определения результатов инноваций раскрыты в работах К. Ангеловски, В.И. Журавлева,

B.И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника,

C.Д. Полякова, Т.И. Шамовой, О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбековой, Е.М. Ямбурга и др.

Отдельные исследователи (Е.В. Василевская, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, М.Н. Певзнер, Н.Ф. Радионова, А.П. Тря-пицина, Л.Г. Тарита и др.) связывают эффективность инновационных процессов на уровне региональной системы образования с организацией методической работы, которая понимается как специально организованная деятельность, направленная на рост профессионального потенциала личности руководителей и педагогов, подготовку к решению новых задач в условиях модернизации образования.

Интеграционные и инновационные процессы современного образования, с нашей точки зрения, наиболее эффективно реализуются через создание единого информационно-методического пространства среднего профессионально-педагогического образования в Алтайском крае, модель которого проектируется как открытая система, функционирование которой направлено на интеграцию образовательных ресурсов учебного заведения, его интеллектуального, культурного и воспитательного потенциала в развитую систему сетевого взаимодействия педагогических колледжей края согласно целевым установкам общества и миссии конкретной образовательной организации и включает в себя разработку его содержания через специализированные и универсальные материалы, предусматривающие, с одной стороны, унификацию деятельности образовательной организации, а с другой - позволяющие ей развиваться в соответствии с ее возможностями на местах.

Основные теоретические положения программы, являющиеся концептуальными основами его реализации, заключаются в следующем:

1. Формирование интегрированных структур в сфере профессионального образования является одним из ключевых направлений современной образовательной политики.

2. Разработка организационных и научно-методических основ эффективного регулирования интеграционных процессов в сфере среднего профессионального педагогического образования обеспечивает устойчивую конкурентоспособность образовательных услуг региона.

3. Повышение эффективности среднего профессионального образования за счет опережающей разработки научно-методического сопровождения и организационного обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов и эффективного трудоустройства педагогов является одним из направлений модернизации образования.

4. Взаимодействие с работодателями через сообщество профессиональных образовательных организаций позволяет формировать инновационную целостность и целенаправленность, преемственность и поступательность, гибкость и динамичность современной образовательной деятельности по подготовке педагогических кадров для системы образования Алтайского края.

5. Профессиональное педагогическое образование, реализуемое в интегрированной форме сотрудничества педагогических колледжей края, предполагает овладение будущими специалистами инновационным практико-ориентированным знанием, практическое преломление теоретических знаний, основанное на творческом усвоении информации, на постоянном самостоятельном поиске новых высокотехнологичных инновационных способов профессиональной деятельности.

6. Модернизация организационных форм и методов обучения на основе постоянно обновляющегося инновационного опыта способствует подготовке конкурентоспособных специалистов в каждом педагогических колледжах, входящих в профессиональное сообщество.

7. Реализация преемственной взаимосвязи, целостности различных элементов и ступеней непрерывного профессионального образования в инфраструктуре профессионального сообщества педагогических колледжей повышает практикоориенти-рованность фундаментальных знаний будущих специалистов и обеспечивает возможность создания условий для получения высшего образования.

8. Единая инфраструктура педагогических колледжей повышает образовательную мобильность студентов, расширяет

возможности межрегионального и международного сотрудничества.

9. Интеграция педагогических колледжей края в единую образовательную инфраструктуру позволяет расширить распространение модульных программ профессиональной подготовки, обеспечение возможностей выстраивания студентами индивидуальных образовательных траекторий.

10. Реализация единого планирования деятельности педагогических колледжей края по созданию краевого информационно-методического пространства и решению основных задач модернизации образования осуществляет формирование профессионально ориентированных абитуриентов и профессиональной направленности выпускников для системы образования края.

Библиографический список

1. Совершенствование СМК образовательного учреждения как ресурс повышения качества подготовки специалиста: Материалы межрегионального семинара, 23 ноября 2010 г. Составитель И.Г. Форнель. Барнаул: БГПК, 2010.

2. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Available at: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?base=LAW;n=101907;req=doc

3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы Available at: httpV/минобрнауки.рф

References

1. Sovershenstvovanie SMK obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak resurs povysheniya kachestva podgotovki specialista: Materialy mezhregional'nogo seminara, 23 noyabrya 2010 g. Sostavitel' I.G. Fornel'. Barnaul: BGPK, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Strategiya razvitiya nauki i innovacij v Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=LAW;n=101907;req=doc

3. Gosudarstvennaya programma RF "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody http://www.altspu.ru/engine/download.php?id=16930 Available at: http://minobrnauki.rf

Статья поступила в редакцию 16.03.15

УДК 321

Popovа V.E., teacher, Department of Humanities, Rostov Branch of Russian Customs Academy (Rostov, Russia),

E-mail: popova_dasha90@mail.ru

MODERN TRENDS IN THE MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION AT THE GLOBAL AND NATIONAL LEVEL. The article describes the main priority approaches in international educational policy in relation to higher education. In accordance with the first approach, institutions of higher professional education falls the role of centres of strategic development planning. The second approach involves the introduction of "innovation and entrepreneurship" model of the organization of University education in which the institution of higher professional education is transformed into scientific and educational complexes. The third approach involves the transformation of the classical model of higher education in the system of permanent education that a person receives throughout his life. This involves the development of many training centres, institutes of improvement of professional skill and retraining of specialists in new professions.

Key words: system of higher education, trends in management system of higher education, globalization of education system.

В.Э. Попова, ст. преп. каф. гуманитарных наук Ростовского филиала Российской таможенной академии,

E-mail: popova_dasha90@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ГЛОБАЛЬНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье описаны основные приоритетные подходы в мировой образовательной политике применительно к высшему образованию. В соответствии с первым подходом, именно учреждениям высшего профессионального образования выпадает роль центров планирования стратегического развития. Второй подход подразумевает внедрение «инновационно-предпринимательской» модели организации университетского образования, в которой учреждения высшего профессионального образования превращаются в научно-производственные и образовательные комплексы. Третий подход подразумевает преобразование классической модели высшего образования в систему перманентного образования, которое человек получает на протяжении всей своей жизни. Это подразумевает развитие многочисленных учебных центров, институтов повышения квалификации и переподготовки специалистов по новейшим профессиям.

Ключевые слова: система высшего образования, тенденции в управлении системой высшего образования, глобализация системы образования.

Развитие общества и научно-техническая революция увеличили значение образования в современном мире. Социально-экономические трансформации в жизни современного мира способствуют переоценке взглядов политических деятелей на природу образования, его роль в системе экономического и социокультурного развития государства. Можно выделить три прио-

ритетных подхода в мировой образовательной политике, прежде всего - по отношению к высшему образованию.

В соответствии с первым подходом, именно учреждениям высшего профессионального образования выпадает роль центров планирования стратегического развития - как экономического, так и политического, социокультурного, социального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.