Научная статья на тему 'Прогнозирование уровня конкурентоспособности в современных условиях рынка'

Прогнозирование уровня конкурентоспособности в современных условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2039
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / РЫНОК / УСЛОВИЯ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова М. В.

В статье рассматривается влияние различных факторов на оценку конкурентоспособности. В настоящих условиях, в России прогнозирование конкурентоспособности предприятия является объективной необходимостью. Выявлено влияние факторов на конкурентоспособность организации в будущем периоде. Рассмотрен подход для учета различных условий среды и внутренних факторов, влияющих на поведение и позицию фирмы на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The level of competitiveness forecast in current market conditions

The article examines the impact of various factors on the valuation of competitiveness. The forecasting company's competitiveness is necessity at present, taking in account the current situation in Russia. The factors influencing the competitiveness of the organization in the future period were identified. The question how to take into the consideration various environmental conditions and internal factors, affecting the entities in the market was studied.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование уровня конкурентоспособности в современных условиях рынка»

12.9. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНКА

Орлова М. В., аспирант, ФГОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

manya6a@bk.ru

Аннотация: в статье рассматривается влияние различных факторов на оценку конкурентоспособности. В настоящих условиях, в России прогнозирование

конкурентоспособности предприятия является объективной необходимостью. Выявлено влияние факторов на конкурентоспособность организации в будущем периоде. Рассмотрен подход для учета различных условий среды и внутренних факторов, влияющих на поведение и позицию фирмы на рынке.

Ключевые слова: конкурентоспособность,

прогнозирование, рынок, условия рынка.

THE LEVEL OF COMPETITIVENESS FORECAST IN CURRENT MARKET CONDITIONS

Orlova M.V., graduate student of The Russian academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation

manya6a@bk.ru

Annotation: the article examines the impact of various factors on the valuation of competitiveness. The forecasting company's competitiveness is necessity at present, taking in account the current situation in Russia. The factors influencing the competitiveness of the organization in the future period were identified. The question how to take into the consideration various environmental conditions and internal factors, affecting the entities in the market was studied.

Keywords: competitiveness, forecasting, market, market conditions.

В сложившихся условиях рыночной экономики России прогнозирование конкурентоспособности предприятия и ее факторов становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности и остроте выигрывает тот, кто постоянно анализирует рыночную среду, предвидит поведение конкурентов и борется за свои рыночные позиции.

Для успешного прогнозирования

конкурентоспособности предприятия и ее факторов необходимо опираться в рамках комплексного подхода на научно-обоснованные методы. Наиболее распространенными являются экстраполяционный;

нормативно-целевого прогнозирования; экономико-

1

математического моделирования; экспертных оценок .

Кроме этого, на практике наиболее частой техникой прогнозирования является написание сценариев. М. Портер настоятельно рекомендует использовать сценарии, поскольку они позволяют избежать опасности использования тенденциозного

1 Уляхин Т.М. «Концептуальная модель управления качеством позиционирования предприятия» // «Вопросы современной науки и практики». Университет имени В.И.Вернадского. №4(14). 2008 с. 23-25

одностороннего прогноза и стимулируют менеджеров четко формулировать свои предложения2. Таким образом, используя прогнозирование как один из инструментов стратегического маркетинга, можно оценить степень влияния отдельных рыночных факторов на конкурентоспособность предприятий и, следовательно, управлять ею.

Итак, предложенные методы прогнозирования факторов конкурентоспособности предприятия позволяют:

- проводить в рамках одного сценария развития

внешней рыночной среды расчет и анализ показателя потенциальных возможностей предприятия, обеспечивая при этом возможность выявления момента времени крайне благоприятного (или не благоприятного) состояния этой среды для последующей разработки плана проведения организационно-экономических мероприятий,

направленных на повышение конкурентоспособности;

- выявлять самый худший (или лучший) сценарий развития внешней рыночной среды с точки зрения потенциальных возможностей предприятия;

- сравнивать потенциальные возможности предприятий-конкурентов;

- осуществлять прогноз степени удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией и проводить ее сравнительный анализ с соответствующими уровнями конкурентов с целью разработки организационно-экономических и маркетинговых мероприятий, направленных на изучение потребностей рынка с целью их удовлетворения;

осуществлять прогноз уровня результатов хозяйственной деятельности предприятия и проводить его сравнительный анализ с аналогичными показателями конкурентов с целью разработки организационно-экономических мероприятий,

направленных на повышение ресурсосбережения и финансового положения предприятия;

- осуществлять прогноз уровня

конкурентоспособности предприятия и проводить его сравнительный анализ с соответствующими показателями конкурентов3.

Использование первых трех методов из вышеуказанных требует с одной стороны большого объема многопрофильной информации и значительных временных затрат ее обработки, с другой стороны однородности, корректности и конкретности исходных данных. Как правило, выполнение этих требований сопряжено с большими трудностями прикладного характера. В связи с этим нужно отметить, что в современных рыночных условиях деятельность подавляющего числа предприятий во многом определяется, прямо или косвенно, воздействием внешних факторов рыночной среды, имеющих в самом общем случае произвольную природу возникновения, причем, не обязательно экономическую. Это обстоятельство, безусловно, может существенно ограничивать применение указанных методов с целью прогнозирования конкурентоспособности.

2 Портер М.Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М. 1993.

3 Белоусов И.И. «Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия». дис. ... канд. эконом. наук. - М.,

2007.

Орлова М. В.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНКА

Из вышесказанного следует, что в сложившихся экономических условиях для прогнозирования конкурентоспособности предприятия и ее факторов наиболее доступными являются экспертные методы и подходы, основное достоинство которых заключается в возможности их реализации в условиях частичной неопределенности рыночной среды, неточности исходных данных и не значительной потребности в статистической информации.

Основными факторами конкурентоспособности предприятия полагаем: потенциальные возможности предприятия; степень удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией; результаты хозяйственной деятельности.

Адекватное прогнозирование конкурентоспособности предприятия базируется, прежде всего, на анализе его потенциальных возможностей и представляет собой сложную задачу, решение которой позволяет: обеспечить баланс реальных возможностей предприятия с рыночными запросами; определить основные цели и разработать эффективные стратегии их достижения; выработать основные программы производственного развития и поведения на рынке; принять компетентные управленческие решения, направленные на повышение конкурентоспособности и устойчивости предприятия. В конечном итоге, потенциальные возможности предприятия, его конкурентный статус характеризуют собой предпосылки достижения им экономических результатов хозяйственной деятельности с одной стороны, и удовлетворения требований и запросов рынка с другой, на определенную временную перспективу.

Как известно, устойчивая работа отечественных предприятий осложнена множеством различных

факторов, оказывающих влияние на предприятие со стороны рынка. Это объясняется, прежде всего, влиянием критических событий планетарного,

государственного и регионального масштабов, способных нарушить экономическое равновесие любого государства. Следовательно, одним из основных аспектов, который необходимо учитывать при прогнозировании потенциальных возможностей предприятия является нестабильность окружающей его внешней среды, имеющей следующие уровни изменения - глобальный, макро и микро уровни4.

Необходимость учета и анализа процессов

глобального уровня при прогнозировании обусловлена тем, что их воздействие в первую очередь сказывается на политических, экономических и социальных структурах страны, а это непосредственно влияет на потенциальные возможности и конкурентный статус любого предприятия функционирующего на ее рынке.

При анализе макро уровня необходимо сформировать базу для анализа событий, которая будет состоять из глобальных критических событий и, обусловленных ими (или внутренними процессами страны), критических событий государственного масштаба, которые окажут прямое воздействие на рыночные процессы в краткосрочной и долгосрочной перспективах. При этом следует прогнозировать

4 Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Методика исследования конкуренции на рынке //Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №4. - С.44-54.

изменения политических, экономических и социальных характеристик, а также возможные действия правительства по результатам воздействия этих событий. Затем нужно определить факторы рыночной среды, напрямую влияющие на субъекты рынка страны и оценить их силу проявления в зависимости от действия критических процессов и реакции на них макро уровня.

На микро уровне следует также создать базу критических событий, которую возможно получить в результате объединения множества событий определенных на макро уровне и обусловленных ими (или внутренними процессами региона) критических событий регионального уровня. После этого к общим внешним факторам рыночной среды, оказывающим непосредственное воздействие на предприятие, необходимо добавить специфические рыночные факторы регионального уровня. В конечном итоге, в результате исследования уровней изменения внешней среды должны быть определены все внешние факторы рыночной среды, непосредственно воздействующие на предприятие.

В связи с этим одной из важных задач предприятия является задача оценки степени адаптивности его стратегического потенциала к воздействию внешних факторов рыночной среды.

Кроме этого, с точки зрения маркетинга и, в частности, конкурентной стратегии предприятия, также крайне важно и необходимо выяснить, каким образом рыночная среда, создаваемая в той или иной стране под действием внешних факторов, влияет на появление, поддержание и изменение конкурентных преимуществ предприятий этой страны.

В исследовании этой проблемы общеизвестна заслуга М. Е. Портера, который на основе анализа статистических материалов промышленности восьми развитых стран выявил наиболее важные причины успехов и неудач их предприятий в конкурентной борьбе. Им предложена оригинальная концепция конкурентного преимущества страны, основу которой составляют четыре свойства (детерминанта) страны, формирующих конкурентную среду. В конечном итоге система детерминант конкурентного преимущества, находящихся во взаимодействии, создает эффект целостности, то есть, усиливает или ослабляет потенциальный уровень конкурентного преимущества предприятий этой страны5.

Необходимо отметить, что в общую систему детерминант, М.Е. Портер включает как случайные события, так и действия правительства, которые могут, по его мнению, либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество предприятий6. Случайными в рассматриваемом контексте являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны, и влиять на которые часто не могут ни предприятия, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода М. Портер относит: изобретательство; крупные технологические сдвиги; резкие изменения цен на ресурсы; значительные изменения на мировых финансовых

5Белоусов И.И. «Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия». дис. ... канд. эконом. наук. - М., 2007.

6 Портер М.Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М. 1993.

рынках или в обменных курсах; всплески мирового и местного спроса; политические решения местных и зарубежных правительств; войны и другие форсмажорные обстоятельства.

Таким образом, сказанное выше позволяет утверждать, что воздействие глобального, макро и микро уровней изменения внешней среды может изменить внешние рыночные факторы, которые могут повлечь за собой изменение факторов, составляющих детерминанты конкурентного преимущества страны а, следовательно, и к изменению определяемых ими конкурентных преимуществ предприятия.

В связи с этим, другой не менее важной задачей является задача, состоящая в определении чувствительности конкурентных преимуществ предприятия к воздействию внешних факторов рыночной среды, т.е. в оценке того, насколько действие рыночного фактора сказывается на конкурентных преимуществах субъекта рынка.

Учитывая сказанное, предлагается прогнозировать оставшиеся факторы конкурентоспособности предприятия методом экстраполяции на основе кривых роста экономической динамики при условии, что выполняются два принципиальных положения: временной ряд показателя имеет тренд, т.е. преобладающую тенденцию; общие условия, определявшие развитие показателя в прошлом, останутся без существенных изменений в течение периода упреждения. Процедура прогнозирования осуществляется последовательностью следующих шагов:

- предварительный анализ данных;

- решение проблемы выбора вида кривой роста для конкретного временного ряда с помощью метода конечных разностей или метода характеристики прироста;

- определение параметров отобранных кривых роста с помощью метода наименьших квадратов или приближенных методов вычислений (метод трех точек, метод трех сумм и т.д.);

- определение адекватности моделей, оценка точности адекватных трендовых моделей и выбор лучшей из них;

- получение точечного и интервального прогнозов и верификация прогноза.

Список литературы:

1. Портер М.Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М. 1993.

2. Уляхин Т.М. «Концептуальная модель управления качеством позиционирования предприятия» // «Вопросы современной науки и практики». Университет имени В.И.Вернадского. №4(14). 2008 с. 23-25

3. Белоусов И.И. «Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия». дис. ... канд. эконом. наук. - М., 2007.

4. Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. Методика исследования конкуренции на рынке //Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №4. - С.44-54.

5. Чайников В.Н. «Концепция, принципы и этапы

прогнозирования конкурентоспособности продукции» URL // "Экономика и эффективность организации производства -2006" 6-я Международная научно-техническая конференция URL Ьйр:/^епсе-

bsea.narod.ru/2006/ekonom_2006_2/chainikov_koncep.htm

Reference list:

1. Porter ME International competition. The competitive advantages of countries. M. 1993.

2. Ulyahin T. "A conceptual model of quality control of positioning the company" / / "Problems of modern science and practice." Vernadsky University. № 4 (14). 2008. 23-25

3. Belousov I. "Management of industrial competitiveness." thesis. PhD - M., 2007.

4. Shkardun V. , Akhtyamov T. Technique to study competition in the market / / Marketing in Russia and abroad. - 2000. - № 4. - P.44-54.

5. Chaynikov V. "The concept, principles and stages of forecasting competitiveness» URL / / "Economy and efficiency of the organization of production - 2006" The 6th International Scientific Conference URL http://science-bsea. narod. ru/2006/e konom_2006_2/chaini kov_ko ncep.ht m

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Прогнозирование уровня конкурентоспособности в современных условиях рынка» Орловой М. В.

Статья М. В. Орловой посвящена определению основных факторов, влияющих на прогнозирование

конкурентоспособности в современных условиях рынка.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку понимание и оценка факторов, влияющих на конкурентоспособность и возможность их изменения и, соответственно, изменения конкурентоспособности в будущем является очень важной и необходимой составной частью учетного процесса, а овладение методикой учета этих факторов является одной из важных и трудных задач, стоящих перед руководителем.

Автором проведена серьезная работа по определению порядка действий при составлении прогноза конкурентоспособности предприятия. Немаловажным является и то, что М. В. Орлова пишет о необходимости учета чувствительности конкурентных преимуществ предприятия к изменению факторов среды, что является ключевым при грамотном управлении фирмой.

Научная статья М. В. Орловой «Прогнозирование уровня конкурентоспособности в современных условиях рынка» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

К.э.н., доцент кафедры Экономики и финансов общественного сектора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (рАНХиГС)

Якубанис Н. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.