Научная статья на тему 'Прогнозирование психологических эффектов ранней профессионализации детей в спорте: теоретические основания'

Прогнозирование психологических эффектов ранней профессионализации детей в спорте: теоретические основания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ЭФФЕКТОВ / ТЕОРИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА / EARLIER PROFESSIONALISATION / PROGNOSING POSITIVE AND NEGATIVE EFFECTS / D. ELKONIN'S THEORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Г.Б.

В статье рассматриваются возможности прогнозирования психологических последствий ранней профессионализации юных спортсменов на основе сопоставления магистральных направлений психического развития, выделенных в теории Д. Б. Эльконина, и влияний на него спортивной деятельности. Приводятся эмпирические данные, подтверждающие, что влияние ранней профессионализации юных спортсменов оказывается позитивным, если способствует реализации магистрального направления психического развития. Негативные последствия ранней профессионализации связаны с тем, что она осложняет реализацию магистрального направления психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGNOSING PSYCHOLOGICAL EFFECTS OF EARLIER CHILDREN PROFESSIONALISATION IN SPORT: THEORETICAL REASONS

Possibilities of prognosing psychological consequences of earlier professionalisation of young sportsmen are examined in the article. These prognosing possibilities are based on the comparison of main directions of psychical development, marked out by D. Elkonin, and they also prove the fact that any sport activity influences the psychical development. There are empirical data confirming the positive influence of earlier professionalisation of young sportsmen if it contributes to the realization of the main direction of psychical development. Negative consequences of such professionalisation are connected with the complication of the realization of the main direction described above.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование психологических эффектов ранней профессионализации детей в спорте: теоретические основания»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СПОРТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Г. Б. Горская

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

в статье рассматриваются возможности прогнозирования психологических последствий ранней профессионализации юных спортсменов на основе сопоставления магистральных направлений психического развития, выделенных в теории Д. Б. Эльконина, и влияний на него спортивной деятельности. Приводятся эмпирические данные, подтверждающие, что влияние ранней профессионализации юных спортсменов оказывается позитивным, если способствует реализации магистрального направления психического развития. Негативные последствия ранней профессионализации связаны с тем, что она осложняет реализацию магистрального направления психического развития.

Ключевые слова: ранняя профессионализация, прогнозирование позитивных и негативных эффектов, теория Д. б. Эльконина.

Среди многочисленных видов человеческой деятельности есть такие, в которых достижение высоких результатов возможно лишь при условии ранней профессионализации . Это балетное искусство, инструментальное и вокальное музыкальное исполнительство, спорт. О понимании значимости проблемы ранней профессионализации для развития интеллектуального и творческого потенциала общества свидетельствует появление посвященного ей раздела в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2008 году [6] .

Ранняя профессионализация - это многообразное явление . Под ним понимается и включение личности в профессиональное развитие в детском возрасте, и профилирование обучения учащихся средних школ для облегчения их профессионального самоопределения, и приближение содержания обучения студентов вузов к требованиям конкретного направления будущей профессиональной деятельности для ускорения профессиональной адаптации молодых специалистов

В данной статье рассматриваются эффекты ранней профессионализации в детском возрасте В этом случае ранняя профессионализация выражается в смещении нормативных этапов профессионального развития на более ранние этапы онтогенеза по сравнению с большинством профессий. Исследование возможностей прогнозирования психологических эффектов ранней профессионали-

зации проведено в рамках научного проекта № 08-06-99014, поддержанного грантом РФФИ .

Профессиональное совершенствование при ранней профессионализации совпадает во времени с интеллектуальным, личностным развитием, получением образования, освоением системы социальных отношений, что может быть фактором изменения нормативных возрастных особенностей взросления будущих профессионалов [4, 12] .

Включение детей в раннюю про-фессионализациючащерассматрива-ется как фактор развития способностей . В меньшей степени принимаются во внимание ее эффекты, проявляющиеся в особенностях социализации детей, их интеллектуального и личностного развития.

Литературные данные свидетельствуют о том, что влияние ранней профессионализации на психическое развитие не является однозначным Отмечаются как позитивные, так и негативные ее последствия [13, 15, 18] .

Для исследований ранней профессионализации характерно то, что в них констатируется факт смещения нормативных фаз профессионального развития на более ранние возрастные периоды, а также неизбежность влияния этого смещения на психическое развитие детей, вовлеченных в нее Констатируется и противоречивость влияния ранней профессионализации на психическое развитие . Но остается открытым вопрос: являются ли наблюдаемые эффекты закономерными и предсказуемыми?

Ответ на вопрос о закономерности и предсказуемости эффектов ранней профессионализации требует обращения к теориям психического развития

Полученные в ранее проведенных исследованиях данные говорят о том, что негативные последствия ранней профессионализации чаще касаются личностной сферы детей и реже проявляются в интеллектуальном развитии . Это побудило обратиться к теории психического развития Д . Б . Эльконина, которая рассматривает соотношение интеллектуального и личностного развития на протяжении детства [14] . Суть концепции развития психики Д . Б . Эльконина в авторском изложении состоит в том, что «в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды, в которые происходит преимуществен-

ное освоение способов действий с предметами и на этой основе - формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей» [14, с . 75] . Следовательно, можно ожидать, что если включение ребенка в тот или иной вид деятельности способствует реализации магистрального для определенного возрастного периода направления психического развития, то его влияние будет позитивным . Включение же в вид деятельности, осложняющий нормальное развертывание процессов, связанных с магистральным направлением психического развития, повлечет негативные эффекты

Соотнесение данных о магистральном направлении психического развития на том или ином этапе онтогенеза и об эффектах ранней профессионализации позволяет объяснить причины как позитивных, так и негативных ее последствий

Одна из наиболее распространенных форм ранней профессионализации детей - это включение их в профессиональные по своей сути занятия спортом . Профессиональная карьера спортсменов начинается в младшем школьном возрасте и завершается в большинстве случаев в период ранней взрослости .

Согласно концепции психического развития Д . Б . Эль-конина, по мере перехода ребенка с одного этапа онтогенеза на другой фокус развития смещается то в область освоения предметного мира, то в область освоения мира социального . Потребность ребенка в познании предметного мира активизирует интеллектуальное развитие . Фокусирование развития на освоении мира людей стимулирует личностное и социально-психологическое развитие

При поиске объяснения влияния ранней профессионализации на психическое развитие юных спортсменов исходной была гипотеза о том, что позитивный эффект ранней профессионализации возможен в том случае, если требования деятельности, в которую включен ребенок, таковы, что они совпадают с главным направлением психического развития . Негативные последствия ранней профессионализации могут быть следствием того, что деятельность, в которую включен ребенок, сужает возможности реализации основного направления психического развития

Поскольку типичная спортивная карьера приходится на младший школьный, подростковый, старший школьный возраст и период ранней взрослости, имеющиеся факты о последствиях ранней профессионализации были подразделены в зависимости от того, в каком возрасте они наблюдаются у спортсменов .

Согласно концепции Д . Б . Эльконина, младший школьный возраст - это период, когда фокус развития находится в области освоения предметной действительности, требующего продвижения в интеллектуальном развитии . Освоение двигательной деятельности требует от юных спортсменов способности к анализу образца двигательного действия, осмысления способов его выполнения, планирования выполнения действия, сопоставления результатов собственного действия с образцом Следовательно, можно ожидать, что занятия спортом будут способствовать становлению таких психических новообразований младшего школьного возраста, как рефлексия, внутренний план действия, поисковое планирование, постигающий анализ

Эмпирические данные подтверждают позитивное влияние занятий спортом на становление перечисленных психических новообразований . Согласно данным исследований [11], юные спортсмены младшего школьного возраста опережают своих ровесников, не занимающихся спортом и обучающихся по традиционным программам, по сфор-

мированности постигающего анализа, поискового планирования, внутреннего плана действия, содержательной рефлексии . Частота сформированности этих интеллектуальных новообразований намного выше, чем в массовой школе и близка к той, которая зарегистрирована у детей, обучающихся в начальной школе по методике Эльконина - Давыдова [10] .

Таким образом, специфика спортивной деятельности благоприятствует становлению интеллектуальных новообразований младшего школьного возраста Этим объясняется ее позитивное влияние на интеллектуальное развитие детей

Не так однозначно влияние занятий спортом на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста . Ряд психологов высказывает мнение, что детям тяжелы эмоциональные стрессы, связанные с выступлением в соревнованиях Эмоциональные перегрузки, перенесенные в юном возрасте, являются фактором преждевременного прекращения спортивной карьеры [17] .

В подростковом возрасте фокус развития смещается в сферу освоения социальных отношений, требующего продвижения в личностном развитии, приобретения социального опыта [14] . В подростковом возрасте начинается активное становление самосознания, формирование Я-концепции [16] . Эти процессы протекают нормативным образом в том случае, когда у подростков есть возможность приобретения разнопланового социального опыта . Занятия спортом, которые юные спортсмены сочетают с обучением в общеобразовательной школе, оставляют мало времени на необходимое в этом возрасте неформальное общение со сверстниками . Общение с товарищами по тренировочной группе по мере роста мастерства и включения в соревновательную деятельность неизбежно окрашиваются отношением конкуренции Все эти особенности жизни юных спортсменов подросткового возраста скорее могут осложнить нормативное развитие самосознания, чем способствовать ему С другой стороны, постоянная обратная связь результатов деятельности и собственных возможностей, получаемая в соревнованиях, может быть фактором, побуждающим к формированию реалистичной самооценки . Таким образом, исходя из теоретических представлений о магистральных направлениях психического развития в подростковом возрасте и о специфике спортивной деятельности, можно ожидать, что ранняя профессионализация юных спортсменов подросткового возраста проявится в определенных дисгармониях становления их самосознания, хотя возможно и некоторое позитивное ее влияние

Правомерность предположений о влиянии серьезных занятий спортом на становление личности и, прежде всего, на самосознание спортсменов-подростков может быть подтверждена или опровергнута эмпирическими данными о соотношении характеризующих его параметров у подростков, занимающихся спортом и не вовлеченных в какие-либо формы ранней профессионализации . Рассмотрим имеющиеся на этот счет данные исследований как проведенных под руководством автора, так и имеющихся в литературе

Сравнение показателей мотивации достижения детей 9-11 и 12-13 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, показало, что в младшей возрастной группе между юными спортсменами и их ровесниками, не занимающимися спортом, достоверные различия по параметрам мотивации достижения практически отсутствуют В группе детей 12-13 лет картина иная . Если по стремлению к успеху

дети, занимающиеся и не занимающиеся спортом, достоверно не различаются, то юные спортсмены меньше детей, не занимающихся спортом, опасаются неудач, причем эта тенденция более отчетливо проявляется в группе девочек Показатели боязни неудач, связанной либо с угрозой санкций, либо с ущербом самооценки, у девочек-спортсменок достоверно ниже, чем у девочек, не занимающихся спортом, по пяти параметрам из шести измеряемых . У мальчиков лишь по одному из шести параметров отмечено достоверное различие между спортсменами и не занимающимися спортом [3] .

Сопоставление самооценки и уровня притязаний подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, показало, что различия между ними отмечаются в группе детей 12-13 лет При очень высоких показателях уровня притязаний у всех подростков между юными спортсменами и подростками, не занимающимися спортом, есть различия по самооценке Причем у мальчиков-спортсменов самооценка достоверно выше, чем у их ровесников, не занимающихся спортом, а у девочек-спортсменок показатели самооценки достоверно ниже, чем у девочек, не занимающихся спортом

Параметром, характеризующим благополучие личностного статуса, является величина расхождения самооценки и уровня притязаний . Этот показатель достоверно выше у спортсменов обоего пола, чем у подростков, не занимающихся спортом Увеличение расхождения самооценки и уровня притязаний сопровождается ростом тревожности [3] . Это говорит о справедливости точки зрения, что у детей, занимающихся спортом, часто переживающих успехи и неудачи во время соревнований, выше риск психических перегрузок [17] . Однако сопоставление параметров школьной тревожности свидетельствует о том, что они у юных спортсменов обоего пола достоверно ниже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом [3]

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что включение в занятия спортом, с одной стороны, дает подросткам важный опыт успехов и неудач, связанных с их усилиями и умениями, что, согласно результатам исследований, повышает готовность к неудачам . Тем самым спортивная деятельность выступает как фактор, способствующий становлению самооценки - одного из важных новообразований подросткового возраста Вместе с тем спортивная деятельность, ориентированная на достижение максимальных результатов, связанная с демонстрацией достижений в условиях соревнований, может провоцировать рост психической напряженности, в частности, за счет роста расхождения притязаний и самооценки Риск такого расхождения усиливается получающим все большее распространение давлением взрослых на юных спортсменов .

Анализ особенностей становления Я-концепции младших и старших подростков, занимающихся спортом, спортсменов обнаружил тенденцию к ее сужению . Оно проявляется в меньшем количестве признаков, воспроизводимых при самоописании спортсменами, по сравнению с ровесниками, не занимающимися спортом [5, 8] . Сужение Я-концепции спортсменов можно объяснить ограниченной возможностью включения в различные ситуации взаимодействия с социальным окружением, позволяющего осознать различные стороны собственной личности . Занятость тренировками и соревнованиями, учебой в общеобразовательной школе неизбежно ограничивает возможности приобретения многопланового опыта, без которого сложно представить себе становление полноценной Я-концепции . Активное включение в занятия спортом может сказаться и

на модальности Я-концепции . Исследования показывают, что самоотношение спортсменов формируется не только под влиянием спортивных достижений, но и в зависимости от академической успешности, которая, как правило, снижается по мере роста квалификации юных спортсменов и увеличения затрат времени на тренировки и соревнования [18] . Следовательно, возрастает риск усиления негативного самоотношения

Важной составляющей развития самосознания в подростковом возрасте является полоролевая социализация Поэтому можно ожидать, что включение в занятия спортом может сказаться на становлении гендерной идентичности как мальчиков, так и девочек. Несмотря на то что в современных условиях занятия спортом в равной степени доступны для мальчиков и девочек, они в разной степени поощряются родителями и другими значимыми взрослыми в силу того, что сохраняется стереотип отношения к спорту как более подходящему для мальчиков [2] . С этим связано отмечаемое многими исследователями более критичное отношение к своим спортивным возможностям у девочек по сравнению с мальчиками [2, 3]

Включение девочек в занятия «мужскими» видами спорта вызывает, с одной стороны, снижение социальной адаптации, с другой стороны, своего рода защитные реакции, связанные с утверждением собственного соответствия гендерным стереотипам . Примером такой защитной реакции является преувеличение, например, девушками-футболистками приемлемости футбола для женщин при более жестком отрицании по сравнению с представительницами «женских» видов спорта приемлемости для женщин тяжелой атлетики, бокса, борьбы [2] . Девушки-спортсменки, особенно занимающиеся «мужскими» видами спорта, имеют более высокие показатели маскулинности, чем девушки, не занимающиеся спортом Следовательно, спорт до некоторой степени затрудняет становление психологического пола девушек. Но это не означает, что спортсмены-юноши не испытывают давление полоролевых стереотипов

Спорт в силу своей специфики укрепляет маскулинность мальчиков Это, в свою очередь, способствует социальной адаптации, особенно, в подростковом возрасте Однако позитивное в этом плане влияние спорта зависит от степени соответствия избранной спортсменом спортивной дисциплины гендерным стереотипам . Более маскулинными и социально адаптированными оказываются футболисты по сравнению, например, с мальчиками, которые занимаются спортивными танцами [5] Вместе с тем необходимость доказывать свою успешность в соревнованиях может стать источником психологического давления на мальчиков, поскольку успешность является значимым компонентом стереотипа мужественности Это подтверждается более высокими показателями боязни неудач юных спортсменов по сравнению со спортсменками [2]

Направлением развития личности в подростковом возрасте является становление готовности к профессиональному самоопределению Занятия спортом снижают интерес спортсменов к выбору будущей профессии [1] Поглощенность тренировками и соревнованиями заставляет часть спортсменов отодвигать планирование профессионального будущего на неопределенное время . Этому способствует во многих случаях и позиция тренеров, считающих, что мысли о получении профессии, попытки совмещать получение профессионального образования со спортивной карьерой только мешают спортсменам достигать высоких результатов в спорте Пренебрежение

проблемой профессионального самоопределения вносит вклад в возникновение кризиса завершения спортивной карьеры у спортсменов высокого класса [12] .

Подростковый период - это время приобретения детьми опыта социальных отношений, существенный вклад в которое вносит неформальное общение со сверстниками [14] . Это период, когда дети, с одной стороны, стремятся к автономии от взрослых, а, с другой стороны, к «взрослым», доверительным отношениям с ними .

Исследование особенностей взаимоотношений спортсменов подросткового возраста с ближайшим социальным окружением показало, что по сравнению с ровесниками, не занимающимися спортом, они значительно меньше проявляют стремление к автономии . Об этом говорит факт, что у подростков, не занимающихся спортом, наряду со значимым семейным окружением появляются не менее значимые сверстники, что является характерным для данного возраста . У спортсменов-подростков, особенно мальчиков, явный приоритет имеет семейное окружение Наиболее значимыми лицами являются родители В то же время почти не наблюдается нормативного для данного возраста усиления значимости сверстников [9] . Объяснением зафиксированной картины является присущая спорту конкуренция, усиливающая потребность юных спортсменов в безоговорочном принятии и психологической поддержке, источником которой становится семья . Данную интерпретацию представленных выше фактов подтверждает отмеченное у спортсменов предпочтение таких типов отношений с социальным окружением, как помощь и защита по сравнению с отношениями понимания и доверия Другим подтверждением значимости для спортсменов-подростков психологической поддержки семьи являются положительные корреляционные связи показателей социально-психологической адаптации с показателями значимости родителей, а также с показателями значимости отношений помощи и защиты [9]

Особенностью взаимоотношений подростков со сверстниками является освоение в них норм и правил, которые регулируют отношения между людьми, интерес к которым проявляется появлением в подростковых группах неписанных правил, названных Д . Б . Элькониным и его сотрудниками «кодексом подростков» . В числе этих правил важное место занимает верность дружбе Конкуренция, свойственная спорту, подвергает испытанию дружеские отношения, вовлекая подростков в ситуации соперничества с друзьями [6] . Столкновения со случаями нарушений правил честной спортивной борьбы не только сказываются на моральном развитии юных спортсменов, но и вызывают недоверие к окружающим как раз в тот период жизни, когда у молодых людей возникает потребность в близких доверительных отношениях [13] .

Соотнесение представленных эмпирических фактов, отражающих особенности личностного развития спортсменов-подростков по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом, с характеристикой ведущих направлений психического развития в подростковом возрасте подтверждает предположение о том, что эффект ранней

профессионализации обусловлен тем, способствует или препятствует спортивная деятельность становлению психических новообразований данного возраста .

Таким образом, проведенный анализ подтверждает возможность прогнозирования психологических последствий ранней профессионализации на основе оценки возможного влияния деятельности, в которую вовлекаются дети, на нормативное течение психического развития в определенный его период

ЛИТЕРАТУРА

I. Багина В . А . Психолого-педагогические условия активации юных спортсменов в профессиональном самоопределении: авто-реф . дис . ... канд. пед . наук. - М. , 2002 . - 20 с .

2 . Бондаренко Н . А . Влияние полоролевых стереотипов на мотивацию и самоотношение спортсменов: автореф . дис . ... канд. психол . наук . - Краснодар, 2006 . - 24 с .

3 . Вълканова Я. Х . Влияние занятий спортом на развитие личностных предпосылок устойчивости к стрессу в подростковом возрасте: автореф . дис . ... канд . психол . наук . - Краснодар, 2005 .

- 24 с .

4 . Горская Г . Б . Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов . - Краснодар: КГУФКСТ, 2008 . - 220 с .

5 . Зернова Т . И . Влияние различных форм ранней профессионализации на личностное развитие подростков: автореф . дис . ... канд . психол . наук . - Краснодар, 2004 . - 23 с .

6 . Коломейцев Ю. А . Взаимоотношения в спортивной команде . - М . : Физкультура и спорт, 1984 . - 128 с .

7 . Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы http://www . concept_dev_clt_art_rf 27 .12 . 2008

8 . Ольшанская С . А . Развитие психологических предпосылок субъектности у спортсменов старшего школьного возраста: автореф . дис . ... канд. психол . наук . - Краснодар, 2004 . - 22 с .

9 . Пархоменко Е . А . Особенности личностного и интеллектуального развития спортсменов в условиях ранней профессионализации: автореф . дис . ... канд . пед . наук . - Краснодар, 2002 .

- 27 с .

10 . Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / под ред . В . В . Давыдова .

- М . : Педагогика, 1990 . - 160 с .

II. Соленова А . М . , Эфендиев С . А . Сравнительный анализ уровня сформированности мышления у детей 7-10 лет, занимающихся и не занимающихся спортом //Физическая культура, спорт

- наука, практика . - 2008 . - № 1. - С . 47-50 .

12 . Стамбулова Н . Б . Психология спортивной карьеры . - СПб . : Издательство «Центр карьеры», 1999 . - 368 с .

13 . Хайрутдинова Н . У . Социально-психологические проблемы спортивного совершенствования учащихся ДЮСШ: автореф . дис . ... канд . пед . наук . - М . , 2002 . - 25 с .

14 Эльконин Д Б К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте . Избранные психологические труды .

- М . : Педагогика . - С . 60-77 .

15 . Brettschneider W . -D . Adolescent involvement in top level sport: developmental tunnel or benefit for life . //2004 Pre-Olympic Congress . Proceedings . V .1. Thessaloniki, 2004, p . 44-45 .

16 . Erikson E . H . The life cycle completed . New York: W . W . Norton &Co, 1982 . - 416 p .

17 . Lidor R . Children in sport: when to begin competitions? //2004 Pre-Olympic Congress . Proceedings . V . 1. Thessaloniki, 2004, p . 57 .

18 . Wylleman P . R . F . The career development of elite athletes: a life-span perspective . //2004 Pre-Olympic Congress . Proceedings . V .1. Thessaloniki, 2004, p . 14-15 .

PROGNOSING PSYCHOLOGICAL EFFECTS OF EARLIER CHILDREN PROFESSIONALISATION IN SPORT: THEORETICAL REASONS

G. Gorskaya, Doctor of Psychology, Professor,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Possibilities of prognosing psychological consequences of earlier professionalisation of young sportsmen are examined in the article . These prognosing possibilities are based on the comparison of main directions of psychical development, marked out by D . Elkonin, and they also prove the fact that any sport activity influences the psychical development . There are empirical data confirming the positive influence of earlier professionalisation of young sportsmen if it contributes to the

realization of the main direction of psychical development. Negative consequences of such professionalisation are connected with the complication of the realization of the main direction described above .

Key words: earlier professionalisation, prognosing positive and negative effects, D . Elkonin's theory .

ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ПЕРИОДЕ

Кандидат психологических наук, доцент А. Ш. Гусейнов

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Исследование посвящено изучению причин и особенностей про-тестного поведения подростков. Анализируются взгляды Л. С. Бы-готского, Э. Эриксона, А. А. Реана и др. на природу протеста. Обобщаются результаты трех эмпирических исследований. Выявлено, что обучение в специализированных учреждениях, занятия спортом приводят к эскалации протестного поведения подростков. Доказывается, что занятия спортом без вовлеченности подростка в общение не избавляют его от дезадаптаций и кризиса. Отмечается, что подростковый кризис не может быть преодолен силами педагогов, поскольку сами педагоги находятся в стрессе, обусловленном недостаточной оценкой обществом их профессиональной деятельности. Доказывается, что у протестных подростков повышена агрессив-

ность, выражены примитивные психологические защиты, менее эффективны копинг-стратегии, что в совокупности усугубляет подростковый кризис. Автор отмечает, что протестное поведение может служить интегральным, факторизованным показателем дезадаптивности и неблагополучия личности подростка.

Ключевые слова: протестное поведение, кризис, дезадаптация, копинг-стратегии, психологические защиты, агрессивность.

Подростковый период в развитии личности наиболее часто определяют как трудный, сложный, тяжелый, кризисный, конфликтный, протестующий и даже драматичный Это период жизненного пути, в котором подросток, опекаемый родителями, учителями, должен на очередном витке своего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.