Научная статья на тему 'Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармоний'

Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармоний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1144
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / МАГИСТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ЭФФЕКТОВ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / GIFTED CHILDREN / EARLY PROFESSIONALIZING / MAIN DIRECTION OF MENTAL DEVELOPMENT / FORECASTING OF POSITIVE AND NEGATIVE EFFECTS OF EARLY PROFESSIONALIZING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметов Султан Меджидович, Горская Галина Борисовна, Чернышенко Юрий Константинович

В статье рассмотрены результаты эмпирических исследований позитивных и негативных влияний ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие одаренных детей. Приводятся теоретические основания для прогнозирования эффектов ранней профессионализации. Изложены данные, подтверждающие предположение о том, что характер влияния ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие зависит от того, насколько деятельность, в которую включаются будущие профессионалы, поддерживает магистральную линию нормативного психического развития на определенном этапе онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY PROFESSIONALIZING THE GIFTED CHILDREN: DEVELOPMENT RESOURCE OR SOURCE OF DISHARMONIES

The paper discusses the results of empirical researches of positive and negative influences of early professionalizing on personal and intellectual development of gifted children. The theoretical bases are given for forecasting the effects of early professionalizing. The data are stated confirming the assumption that nature of influence of early professionalizing on personal and intellectual development depends on how much activity of future professionals supports the main line of standard mental development at a certain stage of ontogenesis.

Текст научной работы на тему «Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармоний»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY

УДК 159.922.7

ББК 88.840

А 95

С.М. Ахметов

Доктор педагогических наук, профессор, ректор Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: doc@kgafk.ru

Г.Б. Горская

Доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: gorskayagalina@mail. ru

Ю.К. Чернышенко

Доктор педагогических наук, профессор, проректор по инновационным и олимпийским программам, заведующий кафедрой дошкольного образования Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма; E-mail: сhernyshenko@ kgafk.ru

РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИЛИ ИСТОЧНИК ДИСГАРМОНИЙ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассмотрены результаты эмпирических исследований позитивных и негативных влияний ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие одаренных детей. Приводятся теоретические основания для прогнозирования эффектов ранней профессионализации. Изложены данные, подтверждающие предположение о том, что характер влияния ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие зависит от того, насколько деятельность, в которую включаются будущие профессионалы, поддерживает магистральную линию нормативного психического развития на определенном этапе онтогенеза.

Ключевые слова: одаренные дети, ранняя профессионализация, магистральное направление психического развития, прогнозирование позитивных и негативных эффектов ранней профессионализации.

S.M. Akhmetov

Doctor of Pedagogy, Professor, Rector of the Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: doc@kgafk. ru

G.B. Gorskaya

Doctor of Psychology, Professor, Head of Psychology Department, Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: gorskayagalina@mail. ru

Yu.K. Chernyshenko

Doctor of Pedagogy, Professor, Vice Rector for Innovation and Olympic Programs, Head of the Department of Preschool Education, the Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism; E-mail: chernyshenko@kgafk.ru

EARLY PROFESSIONALIZING THE GIFTED CHILDREN: DEVELOPMENT RESOURCE OR SOURCE OF DISHARMONIES

Abstract. The paper discusses the results of empirical researches of positive and negative influences of early professionalizing on personal and intellectual development of gifted children. The theoretical bases

are given for forecasting the effects of early professionalizing. The data are stated confirming the assumption that nature of influence of early professionalizing on personal and intellectual development depends on how much activity of future professionals supports the main line of standard mental development at a certain stage of ontogenesis.

Keywords: gifted children, early professionalizing, main direction of mental development, forecasting of positive and negative effects of early professionalizing.

Проблема полноценного развития одаренных детей привлекает все больше внимания, поскольку именно они рассматриваются как ценная составляющая «человеческого капитала» общества. Вместе с тем в исследованиях одаренных детей преобладает проблематика диагностики одаренности и развития специальных способностей. В меньшей степени исследуются особенности личностного развития детей, рано проявивших те или иные способности, условия благополучия их жизненного пути, роль полноценного личностного развития в успешной реализации способностей. Особенно явно перечисленные проблемы встают в тех случаях, когда развитие специальных способностей требует ранней профессионализации в форме смещения нормативных фаз профессионального развития на детский и подростковый возраст, что не является характерным для большинства профессий.

О понимании значимости проблемы ранней профессионализации для развития интеллектуального и творческого потенциала общества свидетельствует появление посвященного ей раздела в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2008 году [1].

К видам деятельности, требующим ранней профессионализации, относятся хореографическое искусство, музыкальное исполнительство, спорт. Довольно рано начинается профессионализация и интеллектуально одаренных детей.

Несмотря на признание неизбежности ранней профессионализации, психологи и педагоги высказывают неоднозначное к ней отношение, указывая на ее неблагоприятные последствия. Это, прежде всего, ограничение возможности развития общих способностей, которое может неблагоприятным образом отразиться на развитии способностей специальных [2]. Это усложнение условий личностного развития, взаимоотношений с социальным окружением. С другой стороны, ранняя профессионализация рассматривается как фактор ускорения социализации, приобретения опыта взаимодействия с другими людьми, ответственного поведения.

Для исследований ранней профессионализации характерно то, что в них констатируется факт смещения нормативных фаз профессионального развития на более ранние возрастные периоды, а также неизбежность влияния этого смещения на психическое развитие детей, вовлеченных в нее. Констатируется и противоречивость влияния ранней профессионализации на психическое развитие [3; 4; 5; 6]. Но остается открытым вопрос о том, являются ли наблюдаемые эффекты закономерными и предсказуемыми.

Противоречивость мнений относительно эффектов ранней профессионализации в значительной степени обусловлена недостаточным вниманием к теоретическому осмыслению феномена. Анализ многочисленных публикаций по данной проблеме, как российских, так и зарубежных, показывает, что в большинстве своем они ограничиваются ее частными аспектами, связанными с решением локальных практических вопросов.

Профессиональное совершенствование при ранней профессионализации совпадает во времени с интеллектуальным, личностным развитием, получением образования, освоением системы социальных отношений, что может быть фактором изменения нормативных возрастных особенностей взросления будущих профессионалов [7; 8].

Ответ на вопрос о закономерности и предсказуемости эффектов ранней профессионализации требует обращения к теориям психического развития. Полученные в ранее проведенных исследованиях данные говорят о том, что негативные последствия ранней профессионализации чаще касаются личностной сферы детей и реже проявляются в интеллектуальном развитии. Это побудило обратиться к теории психического развития Д.Б.

Эльконина, которая рассматривает соотношение интеллектуального и личностного развития на протяжении детства [9]. Ее существенным для анализа возможных последствий ранней профессионализации положением является то, что в онтогенезе закономерно чередуются периоды преимущественной направленности активности ребенка на освоение либо предметной, либо социальной составляющей его жизненного мира. Направленность развития на освоение предметной действительности стимулирует интеллектуальное развитие. Освоение социальной действительности побуждает продвижение в развитии личности.

Опираясь на теорию психического развития Д.Б. Эльконина, можно предположить, что включение ребенка в деятельность, поддерживающую магистральное для определенного возраста направление психического развития, будет позитивно влиять на его протекание. Включение же в вид деятельности, осложняющий нормальное развертывание процессов, связанных с магистральным направлением психического развития, повлечет негативные эффекты.

Соотнесение данных о магистральном направлении психического развития на том или ином этапе онтогенеза и об эффектах ранней профессионализации в этом случае выступает как основа для объяснения причины как позитивных, так и негативных ее последствий. В случае подтверждения предположения об обусловленности позитивных и негативных эффектов ранней профессионализации тем, в какой степени деятельность, в которую включен ребенок, поддерживает магистральную для определенного этапа онтогенеза линию психического развития, появится возможность прогнозирования этих эффектов. Это, в свою очередь, может обеспечить раскрытие позитивных возможностей раннего включения ребенка в тот или иной тип профессионального развития и нейтрализацию его негативных эффектов.

Одна из наиболее распространенных форм ранней профессионализации детей - это включение их в профессиональные по своей сути занятия спортом. Профессиональная карьера спортсменов начинается в младшем школьном возрасте и завершается в большинстве случаев в период ранней взрослости. Следовательно, анализ особенностей психического развития одаренных спортсменов на протяжении спортивной карьеры позволяет проверить выдвинутое предположение. О его обоснованности свидетельствуют приведенные ниже результаты многолетних исследований, проведенных в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма.

Поскольку типичная спортивная карьера приходится на младший школьный, подростковый, старший школьный возраст и период ранней взрослости, имеющиеся факты о последствиях ранней профессионализации были подразделены в зависимости от того, в каком возрасте они наблюдаются у спортсменов.

Согласно концепции Д.Б. Эльконина, младший школьный возраст - это период, когда фокус развития находится в области освоения предметной действительности, требующего продвижения в интеллектуальном развитии. Освоение двигательной деятельности требует от юных спортсменов способности к анализу образца двигательного действия, осмысления способов его выполнения, планирования выполнения действия, сопоставления результатов собственного действия с образцом. Следовательно, можно ожидать, что занятия спортом будут способствовать становлению таких психических новообразований младшего школьного возраста, как рефлексия, внутренний план действия, поисковое планирование, постигающий анализ.

Эмпирические данные подтверждают позитивное влияние занятий спортом на становление перечисленных психических новообразований. Согласно данным исследований [10], юные спортсмены младшего школьного возраста опережают своих ровесников, не занимающихся спортом и обучающихся по традиционным программам, по сформированности постигающего анализа, поискового планирования, внутреннего плана действия, содержательной рефлексии. Частота сформированности этих интеллектуальных новообразований намного выше, чем в массовой школе, и близка к той, которая зарегистрирована у детей, обучающихся в начальной школе по методике Эльконина -Давыдова [11]. Таким образом, специфика спортивной деятельности благоприятствует

становлению интеллектуальных новообразований младшего школьного возраста. Этим объясняется ее позитивное влияние на интеллектуальное развитие детей.

Не так однозначно влияние занятий спортом на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста. Ряд психологов высказывает мнение, что детям тяжелы эмоциональные стрессы, связанные с выступлением в соревнованиях. Эмоциональные перегрузки, перенесенные в юном возрасте, являются фактором преждевременного прекращения спортивной карьеры [12].

В подростковом возрасте фокус развития смещается в сферу освоения социальных отношений, требующего продвижения в личностном развитии, приобретения социального опыта [13]. В подростковом возрасте начинается активное становление самосознания, формирование Я-концепции [14]. Эти процессы протекают нормативным образом в том случае, когда у подростков есть возможность приобретения разнопланового социального опыта. Занятия спортом, которые юные спортсмены сочетают с обучением в общеобразовательной школе, оставляют мало времени на необходимое в этом возрасте неформальное общение со сверстниками. Общение с товарищами по тренировочной группе по мере роста мастерства и включения в соревновательную деятельность неизбежно окрашиваются отношением конкуренции. Все эти особенности жизни юных спортсменов подросткового возраста скорее могут осложнить нормативное развитие самосознания, чем способствуют ему. С другой стороны, постоянная обратная связь о результатах деятельности и собственных возможностей, получаемая в соревнованиях, может быть фактором, побуждающим к формированию реалистичной самооценки. Таким образом, исходя из теоретических представлений о магистральных направлениях психического развития в подростковом возрасте и специфике спортивной деятельности, можно ожидать, что ранняя профессионализация юных спортсменов проявится в определенных дисгармониях становления их самосознания юных спортсменов подросткового возраста, хотя возможны и некоторые позитивные ее влияния.

Правомерность предположений о влиянии серьезных занятий спортом на становление личности и, прежде всего, самосознания спортсменов-подростков может быть подтверждена или опровергнута эмпирическими данными о соотношении характеризующих его параметров у подростков, занимающихся спортом и не вовлеченных в какие-либо формы ранней профессионализации. Рассмотрим имеющиеся на этот счет данные исследований как проведенных в КГУФКСТ, так и имеющихся в литературе.

Сравнение показателей мотивации достижения детей 9-11 и 12-13 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, показало, что в младшей возрастной группе между юными спортсменами и их ровесниками, не занимающимися спортом, достоверные различия по параметрам мотивации достижения практически отсутствуют. В группе детей 12-13 лет картина иная. Если по стремлению к успеху дети, занимающиеся и не занимающиеся спортом, достоверно не различаются, то юные спортсмены меньше детей, не занимающихся спортом, опасаются неудач, причем эта тенденция более отчетливо проявляется в группе девочек. Показатели боязни неудач, связанной либо с угрозой санкций, либо с ущербом самооценке, у девочек-спортсменок достоверно ниже, чем у девочек, не занимающихся спортом, по пяти параметрам из шести измеряемых. У мальчиков лишь по одному из шести параметров отмечено достоверное различие между спортсменами и не занимающимися спортом [15].

Сопоставление самооценки и уровня притязаний подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, показало, что различия между ними отмечаются в группе детей 1213 лет. При очень высоких показателях уровня притязаний у всех подростков между юными спортсменами и подростками, не занимающимися спортом, есть различия по самооценке. Причем у мальчиков-спортсменов самооценка достоверно выше, чем у их ровесников, не занимающихся спортом, а у девочек-спортсменок показатели самооценки достоверно ниже, чем у девочек, не занимающихся спортом.

Параметром, характеризующим благополучие личностного статуса, является величина

расхождения самооценки и уровня притязаний. Этот показатель достоверно выше у спортсменов обоего пола, чем у подростков, не занимающихся спортом. Увеличение расхождения самооценки и уровня притязаний сопровождается ростом тревожности [15]. Это говорит о справедливости точки зрения, что у детей, занимающихся спортом, часто переживающих успехи и неудачи во время соревнований, выше риск психических перегрузок [12]. Однако сопоставление параметров школьной тревожности свидетельствует о том, что они у юных спортсменов обоего пола достоверно ниже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом [15].

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что включение в занятия спортом, с одной стороны, дает подросткам важный опыт успехов и неудач, связанных с их усилиями и умениями, что, согласно результатам исследований, повышает готовность к неудачам. Тем самым спортивная деятельность выступает как фактор, способствующий становлению самооценки - одного из важных новообразований подросткового возраста. Вместе с тем спортивная деятельность, ориентированная на достижение максимальных результатов, связанная с демонстрацией достижений в условиях соревнований, может провоцировать рост психической напряженности, в частности, за счет роста расхождения притязаний и самооценки. Риск такого расхождения усиливается получающим все большее распространение давлением взрослых на юных спортсменов.

Анализ особенностей становления Я-концепции младших и старших подростков, занимающихся спортом, спортсменов обнаружил тенденцию к ее сужению. Оно проявляется в меньшем количестве признаков, воспроизводимых при самоописании спортсменами по сравнению с ровесниками, не занимающимися спортом. Сужение Я-концепции спортсменов можно объяснить ограниченной возможностью включения в различные ситуации взаимодействия с социальным окружением, позволяющие осознать различные стороны собственной личности. Занятость тренировками и соревнованиями, учебой в общеобразовательной школе неизбежно ограничивает возможности приобретения многопланового опыта, без которого сложно представить себе становление полноценной Я-концепции. Активное включение в занятия спортом может сказаться и на модальности Я-концепции. Исследования показывают, что самоотношение спортсменов формируется не только под влиянием спортивных достижений, но и в зависимости от академической успешности, которая, как правило, снижается по мере роста квалификации юных спортсменов и увеличения затрат времени на тренировки и соревнования [6]. Следовательно, возрастает риск усиления негативного самоотношения.

Важной составляющей развития самосознания в подростковом возрасте является полоролевая социализация. Поэтому можно ожидать, что включение в занятия спортом может сказаться на становлении гендерной идентичности как мальчиков, так и девочек. Несмотря на то, что в современных условиях занятия спортом в равной степени доступны для мальчиков и девочек, они в разной степени поощряются родителями и другими значимыми взрослыми в силу того, что сохраняется стереотип отношения к спорту как более подходящему для мальчиков. С этим связано отмечаемое многими исследователями более критичное отношение к своим спортивным возможностям у девочек по сравнению с мальчиками [15].

Включение девочек в занятия «мужскими» видами спорта вызывает, с одной стороны, снижение социальной адаптации, с другой стороны, своего рода защитные реакции, связанные с утверждением собственного соответствия гендерным стереотипам. Примером такой защитной реакции является преувеличение, например, девушками-футболистками приемлемости футбола для женщин при более жестком отрицании по сравнению с представительницами «женских» видов спорта приемлемости для женщин тяжелой атлетики, бокса, борьбы. Девушки-спортсменки, особенно занимающиеся «мужскими» видами спорта, имеют более высокие показатели маскулинности, чем девушки, не занимающиеся спортом. Следовательно, спорт до некоторой степени затрудняет становление психологического пола девушек. Но это не означает, что спортсмены-юноши не испытывают давление полоролевых

стереотипов.

Спорт в силу своей специфики укрепляет маскулинность мальчиков. Это, в свою очередь, способствует социальной адаптации, особенно в подростковом возрасте. Однако позитивное в этом плане влияние спорта зависит от степени соответствия избранной спортсменом спортивной дисциплины гендерным стереотипам. Более маскулинными и социально адаптированными оказываются футболисты по сравнению, например, с мальчиками, которые занимаются спортивными танцами. Вместе с тем необходимость доказывать свою успешность в соревнованиях может быть источником психологического давления на мальчиков, поскольку успешность является значимым компонентом стереотипа мужественности. Это подтверждается более высокими показателями боязни неудач юных спортсменов по сравнению со спортсменками [15].

Направлением развития личности в подростковом возрасте является становление готовности к профессиональному самоопределению. Занятия спортом снижают интерес спортсменов к выбору будущей профессии. Поглощенность тренировками и соревнованиями заставляет часть спортсменов отодвигать планирование профессионального будущего на неопределенное время. Этому способствует во многих случаях и позиция тренеров, считающих, что мысли о получении профессии, попытки совмещать получение профессионального образования со спортивной карьерой только мешают спортсменам достигать высоких результатов в спорте. Пренебрежение проблемой профессионального самоопределения вносит вклад в возникновение кризиса завершения спортивной карьеры у спортсменов высокого класса [8].

Подростковый период - это время приобретения детьми опыта социальных отношений, существенный вклад в которое вносит неформальное общение со сверстниками [4]. Это период, когда дети, с одной стороны, стремятся к автономии от взрослых, а с другой стороны, к «взрослым», доверительным отношениям с ними.

Исследование особенностей взаимоотношений спортсменов подросткового возраста с ближайшим социальным окружением показало, что по сравнению с ровесниками, не занимающимися спортом, они значительно меньше проявляют стремление к автономии. Об этом говорит факт, что у подростков, не занимающихся спортом, наряду со значимым семейным окружением появляются не менее значимые сверстники, что является характерным для данного возраста. У спортсменов-подростков, особенно мальчиков, явный приоритет имеет семейное окружение. Наиболее значимыми лицами являются родители. В то же время почти не наблюдается нормативного для данного возраста усиления значимости сверстников. Объяснением зафиксированной картины является присущая спорту конкуренция, усиливающая потребность юных спортсменов в безоговорочном принятии и психологической поддержке, источником которой становится семья. Данную интерпретацию представленных выше фактов подтверждает отмеченное у спортсменов предпочтение таких типов отношений с социальным окружением, как помощь и защита по сравнению с отношениями понимания и доверия. Другим подтверждением значимости для спортсменов-подростков психологической поддержки семьи являются положительные корреляционные связи показателей социально-психологической адаптации с показателями значимости родителей, а также с показателями значимости отношений помощи и защиты.

Особенностью взаимоотношений подростков со сверстниками является освоение в них норм и правил, которые регулируют отношения между людьми, интерес к которым проявляется появлением в подростковых группах неписаных правил, названных Д.Б. Элькониным и его сотрудниками «кодексом подростков». В числе этих правил важное место занимает верность дружбе. Конкуренция, свойственная спорту, подвергает испытанию дружеские отношения, вовлекая подростков в ситуации соперничества с друзьями. Столкновения со случаями нарушениями правил честной спортивной борьбы не только сказываются на моральном развитии юных спортсменов, но и вызывают недоверие к окружающим как раз в тот период жизни, когда у молодых людей возникает потребность в близких доверительных отношениях [3].

Соотнесение представленных эмпирических фактов, отражающих особенности личностного развития спортсменов-подростков по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом, с характеристикой ведущих направлений психического развития в подростковом возрасте подтверждает предположение о том, что эффект ранней профессионализации обусловлен тем, способствует или препятствует спортивная деятельность становлению психических новообразований данного возраста.

Следует обратить внимание на то, что юные спортсмены в силу направленности спорта на достижение максимальных результатов сталкиваются с достаточно жесткими и не всегда посильными требованиями, ведущими к эмоциональным перегрузкам, особенно ощутимым в подростковом возрасте, в период активного формирования самоотношения и недостаточной личностной зрелости [3].

Обусловленность специфики влияния ранней профессионализации особенностями деятельности, в которую включаются дети или подростки, была прослежена в исследовании старшеклассников, занимающихся спортом, и их ровесников, углубленно изучающих определенные области науки.

Юношеский возраст - это период жизни, важной задачей которого является жизненное и профессиональное самоопределение. Готовность к ее решению обусловлена сформированностью самооценки и уровня притязаний, ценностно-смысловой сферы, способностью к перспективному планированию, определению жизненных приоритетов. Для удобства изложения старшеклассники, включенные в упомянутые формы ранней профессионализации, будут обозначены как спортсмены и исследователи. Сравнение спортсменов и исследователей с их ровесниками, не включенными в раннюю профессионализацию, показало, что спортсменов отличает высокая самооценка, высокий уровень притязаний, в то время как исследователи обнаружили большую критичность в оценке своих возможностей и более высокое расхождение уровня притязаний и самооценки, свидетельствующие о неуверенности в достижимости поставленных целей. Спортсменов отличают от исследователей более высокие показатели принятия себя и других, эмоционального комфорта. Исследователи же превосходят спортсменов по показателям стремления к творческой самореализации и познанию при низкой значимости материально обеспеченной жизни и дружбы.

Спортсменов отличает, согласно результатам исследований, недостаточное внимание к профессиональному самоопределению, затрудняющее их социальную адаптацию после завершения спортивной карьеры.

Разнонаправленность различий показателей готовности к жизненному самоопределению старшеклассников, вовлеченных в различные формы ранней профессионализации, и показателей их ровесников, не включенных в раннее профессиональное развитие, подтверждает обусловленность эффекта ранней профессионализации спецификой деятельности, которую осваивают, и степенью, в которой каждый вид деятельности поддерживает магистральную линию психического развития.

Таким образом, проведенный анализ подтверждает возможность прогнозирования психологических последствий ранней профессионализации на основе оценки возможного влияния деятельности, в которую вовлекаются дети, на нормативное течение психического развития в определенный его период.

Примечания:

1. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы. иЯЪ: http://www.concept_dev_dt_art_rf 27.12.2008

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. С. 201-202.

3. Хайрутдинова Н.У. Социально-психологические проблемы спортивного совершенствования учащихся ДЮСШ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 25 с.

4. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 212 с.

5. Brettschneider W.-D. Adolescent involvement in top level sport: developmental tunnel or benefit for life // 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. Vol. 1. Thessaloniki, 2004. P. 44-45.

6. Wylleman P.R.F. The career development of elite athletes: a life-span perspective // 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. Vol. 1. Thessaloniki, 2004. P. 14-15.

7. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар: Изд-во КГУФКСТ, 2008. 220 с.

8. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999. 368 с.

9. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М.: «Педагогика». С. 60-77.

10. Садым А.М. Формирование когнитивных компонентов саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста средствами физического воспитания: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Краснодар: 2009. 22 с.

11. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / под ред. В.В. Давыдова. М.: едагогика», 1990. 160 с.

12. Lidor R. Children in sport: when to begin competitions? // 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. Vol. 1. Thessaloniki, 2004. P. 57.

13. Распопова А.С. Возрастные особенности проявления перфекционизма в спорте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2012. 24 с.

14. Erikson E.H. The life cycle completed. N.Y.: W.W. Norton &Co, 1982. 416 p.

15. Вылканова Я.Х. Влияние занятий спортом на развитие личностных предпосылок устойчивости к стрессу в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2005. 24 с.

References:

1. The concept of education development in the sphere of culture and art in the Russian Federation for 2008-2015. URL: http://www.concept_dev_clt_art_rf 27.12.2008

2. Ananyev B.G. On the problems of modern human study. M.: Nauka, 1977. P. 201-202.

3. Khayrutdinova N.U. Social and psychological problems of sports improvement of pupils of children and youth sports school: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2002. 25 pp.

4. Shcheblanova E.I. Unsuccessful gifted schoolchildren. M.; Obninsk: IG-SOTsIN, 2008. 212 pp.

5. Brettschneider W.-D. Adolescent involvement in top level sport: developmental tunnel or benefit for life // 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. Vol. 1. Thessaloniki, 2004. P. 44-45.

6. Wylleman P.R.F. The career development of elite athletes: life-span perspective // 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. Vol. 1. Thessaloniki, 2004. P. 14-15.

7. Gorskaya G.B. Psychological support of the long-term training of athletes. Krasnodar: The KGUFKST publishing house, 2008. 220 pp.

8. Stambulova N.B. Psychology of sports career. SPb.: Career center, 1999. 368 pp.

9. Elkonin D.B. On the problem of periodization of mental development in childhood // Selected psychological works. M.: Pedagogika. P. 60-77.

10. Sadym A.M. Formation of cognitive components of behavior self-control of younger schoolchildren by means of physical training: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. Krasnodar: 2009. 22 pp.

11. Mental development of younger schoolchildren: experimental psychological study / ed. by V.V. Davydov. M.: Pedagogika, 1990. 160 pp.

12. Lidor R. Children in sport: when to begin competitions? // 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. Vol. 1. Thessaloniki, 2004. P. 57.

13. Raspopova A.S. Age features of perfectionism manifestation in sports: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. Krasnodar, 2012. 24 pp.

14. Erikson E.H. The life cycle completed. N.Y.: W.W. Norton & Co, 1982. 416 pp.

15. Vylkanova Ya.Kh. The influence of sports activities on the development of personality preconditions of stress tolerance in adolescence: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. Krasnodar, 2005. 24 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.