Научная статья на тему 'Профориентация как основа профессионального самоопределения молодежи (на примере Челябинской области)'

Профориентация как основа профессионального самоопределения молодежи (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1420
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коняева Елена Александровна, Зайко Елена Михайловна

В статье рассматривается проблема организации профориентационной работы в аспекте качественной профессиональной подготовки российской молодежи. Позиционируя профориентацию как систему государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии, представлен опыт Челябинской области по систематизации и координированию профориентационной работы образовательными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коняева Елена Александровна, Зайко Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE AS A BASIS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH (ON THE EXAMPLE OF CHELYABINSK REGION)

In article the problem of the organization of professional orientation work in aspect of high-quality vocational training of the Russian youth is considered. Positioning career guidance as system of governmental activities on training of younger generation for conscious choice of profession, experiment of Chelyabinsk region on systematization and coordinating of professional orientation work by the educational organizations is presented.

Текст научной работы на тему «Профориентация как основа профессионального самоопределения молодежи (на примере Челябинской области)»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-66-78 УДК 37.048.45

профориентация КАК ОСНОВА профессионального самоопределения

молодежи (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОй ОБЛАСТИ) Коняева Е.А., Зайко Е.М.

В статье рассматривается проблема организации профори-ентационной работы в аспекте качественной профессиональной подготовки российской молодежи. Позиционируя профориентацию как систему государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии, представлен опыт Челябинской области по систематизации и координированию профориентационной работы образовательными организациями.

Ключевые слова: профориентация; профессиональное самоопределение; профессиональная образовательная организация; образовательная организация дополнительного образования.

CAREER GUIDANCE AS A BASIS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH (ON THE EXAMPLE OF CHELYABINSK REGION)

Konyaeva E.A., Zajko E.M.

In article the problem of the organization ofprofessional orientation work in aspect of high-quality vocational training of the Russian youth is considered. Positioning career guidance as system of governmental activities on training of younger generation for conscious choice of profession, experiment of Chelyabinsk region on systematization and coordinating of professional orientation work by the educational organizations is presented.

Keywords: career guidance; professional self-determination; professional educational organization; educational organization of additional education.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы ставит перед профессиональным образованием задачу «совершенствования механизмов и инструментов вовлечения молодежи в активную социально значимую деятельность, направленную на профессиональную самореализацию молодежи» [1, 3]. От того, как будут решаться проблемы самоопределения, самореализации и выявления творческого потенциала молодежи, зависит уровень профессионализма граждан России. Это свидетельствует о необходимости создания целостной системы профориентационной работы, обеспечивающей основу профессионального самоопределения и качественной профессиональной подготовки учащейся молодежи.

Вопросы профессионального самоопределения, профессионального становления молодежи рассматривались многими авторами в рамках педагогики, профессиональной психологии, социологии и др. Механизмы профессионального самоопределения рассмотрены нами ранее [4]. Следует указать, что аспекты профориентационной работы в современной научной литературе представлены достаточно широко. Так Э.Ф. Зеер рассматривает профессиональную ориентацию как «систему научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества» [2].

По мнению Е.Ю. Пряжниковой «профориентация представляет собой комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах» [8, с. 90].

Представленные выше определения позволяют констатировать, что профориентация предполагает систему государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии.

С целью систематизации и координации профориентационной работы в Челябинской области разработана «Концепция профо-риентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 годы», утвержденная приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 №01/4591 (далее именуется - Концепция).

Концепцией определены этапы и содержание профориентаци-онной работы, принципы, средства и методы, целевые группы, организационные структуры, ответственные за ее проведение, механизмы финансирования.

Для обеспечения реализации идей, заложенных в Концепции, приказом Министерства образования и науки Челябинской области № 01/4591 от 05.12.2013 г. был утвержден «Комплексный план реализации Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 годы», который в 2014-2015 годах дополнили приказы: «О методическом объединении руководителей центров (отделений), осуществляющих профориентационную работу в областных государственных бюджетных и автономных учреждениях - профессиональных образовательных организациях, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляются Министерством образования и науки Челябинской области» № 01/2899 от 7.10.2014 г., «Об организации работы по реализации профориентационных мероприятий в 2015 г.» № 01/227 от 3.02.2015 г., а также «Межведомственный комплекс мер по профессиональному образованию и (либо) профессиональному обучению в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования Челябинской области и трудоустройству инвалидов до 2020 года» (3.02.2016 г.).

Данные документы стали основой региональной нормативно-правовой базы профориентационной работы в Челябинской области.

В рамках Концепции в 2013 году с целью создания единой социальной площадки для профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся и молодежи, развития научно-технического творчества и инженерно-технического образования на базе ГБУ ДО «Дворца учащейся молодежи «Смена», был создан Областной центр профориентации СПО Челябинской области «Формула успеха».

Деятельность областного центра обеспечивает многоуровневую систему выявления и развития научно-технического потенциала детей и молодежи, начиная со ступеней начальной школы и заканчивая этапом внедрения практико-ориентированных знаний и навыков по рабочим и инженерным специальностям у старшеклассников и студентов ПОО. В структуру центра входят:

- Центр диагностики и консультирования;

- Центр научно-технического творчества молодежи (для развития технического творчества оснащены современным оборудованием лаборатории: архитектуры и строительства, машиностроения и металлургии, робототехники и информационных технологий, энергетики и теплоснабжения);

- Молодежная академия наук (развитие научно-исследовательской, проектной и опытно-конструкторской практической работы детей и молодежи, обучение новым информационным технологиям и средствам коммуникации; научно-исследовательская, изобретательская и опытно-экспериментальная работа с обучающимися образовательных организаций; генерирование новых инженерных идей и их воплощение в научных проектах);

- Музей занимательной науки «ЭкспериментУМ»;

- Центр народных ремесел Южного Урала.

В 2014 году в профессиональных образовательных организациях созданы центры, осуществляющие профориентационную работу, руководители которых были объединены в областное методическое объединение. Основной задачей данных центров является взаимодействие с дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями, центрами занятости населения, предприятиями и организациями Челябинска и Челя-

бинской области - для построения полноценной системы профессиональной ориентации в каждом возрастном периоде.

Для выполнения мероприятий, предусмотренных приказами Министерства образования и науки Челябинской области, был подготовлен пакет документов, обеспечивающих нормативно-правовую сторону деятельности образовательных организаций. В частности: «Проект положения о профориентационном центре (отделе) в ПОО», «Шаблон годового плана профориентационной работы ПОО с обязательным включением мероприятий Концепции», «Шаблон договора о сетевом взаимодействии ПОО и ОО», «Проект положения о проведении профориентационных проб для учащихся общеобразовательных организаций», «Рекомендации о практике взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации Концепции «ТЕМП» в Челябинской области», «Рекомендации о практике взаимодействия Государственной службы занятости населения с ОО и ПОО», «Положение о месячнике по профориентационной работе».

На протяжении всех трех лет реализации Концепции руководители центров (отделений), осуществляющих профориентацион-ную работу в ПОО, имели возможность получить консультативную помощь в Областном центре профориентации по интересующим их вопросам, а в формате заседаний областного методического объединения обсудить актуальные вопросы и поделиться опытом.

Научное и методическое сопровождение профориентационной работы в образовательных организациях Челябинской области обеспечило условия для внедрения новых и наполнения ее старых форм современным содержанием, а также количественного увеличения охвата участников профориентационных мероприятий.

Курсы занятий по профориентации посетили в 2015-2016 учебном году 31320 учащихся образовательных организаций и 21305 студентов ПОО. Примечательно, что в 26 ПОО они проходят с организацией профессиональных проб для студентов и в 6 ПОО - для школьников.

В 2015 году 44 ПОО организовали экскурсии для 13419 обучающихся на производство с целью их ознакомления с базовыми предприятиями ПОО, спецификой их профессиональной деятельности.

В преддверии начала работы приемных комиссий 41 ПОО была проведена акция «Сто дорог - одна твоя» с выездом в общеобразовательные организации. Планы 38 ПОО предусматривают проведение месячника профориентации по повышению престижа рабочих профессий, 28 ПОО регулярно проводят комплексные мероприятия «День выпускника» в общеобразовательных организациях.

С целью стимулирования профориентационной работы Министерством образования и науки Челябинской области были проведены конкурсы: «Лучший опыт в организации профориентацион-ной работы», видеороликов «Мое образование - моя профессия -моя карьера», «Лучший раздел «Абитуриент» сайта ПОО», интернет-проектов «Я выбираю профессию», «Социальный партнер в образовании», где для оценивания участия ПОО в профориентаци-онной деятельности разработана система показателей.

За прошедший период по-новому раскрылся профориентаци-онный потенциал чемпионатов по профессиональному мастерству «Молодые профессионалы» (WoridSkШs). При содействии Комитета по образованию г.Челябинска только за 4 дня проведения Межрегионального отборочного чемпионат в 2016 г. на его площадках профориентационную диагностику прошел 2405 учащийся из 99 образовательных организаций, проведено 5125 профориентацион-ных проб по12 профессиям.

Кроме того, с 2014 года в области получило развитие движение JuшorSkШs. В рамках I Национального чемпионат JS школьники Челябинской области были отмечены в двух компетенциях: мехатроника 10+ (бронза); электроника 10+ (серебро) и электроника 14+ (золото).

Значительную помощь в профессиональном информировании населения оказывает интернет-ресурс «Атлас профессий и специальностей, по которым ведется подготовка в профессиональных образовательных организациях Челябинской области», который ежегодно посещает более 20000 человек. В связи с высокой социальной значимостью и востребованностью атлас стал победителем в областном конкурсе «Лучший интернет-ресурс - 2014» в номинации «Лучший сервис по оказанию услуг населению». Указанный

ресурс может быть использован в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций [7].

Несмотря на то, что профориентационная работа как должностная обязанность прописана в ЕКС только у мастеров производственного обучения, в рамках повышения квалификации с 2014 г. в ГБУ ДПО ЧИРПО реализуется программа модуля «Формирование профессиональной карьеры» для преподавателей спецдисциплин и «Социальное самоопределение обучающихся» для мастеров производственного обучения. В связи с введением дополнительного модуля «Предпринимательская деятельность и трудоустройство выпускников», в рамках которого реализуется междисциплинарный курс «Трудоустройство», проводятся стажировки преподавателей по его реализации.

Необходимые знания по реализации программ профессиональной ориентации педагоги получают в ходе методических семинаров в ПОО, организуемых ГБУ ДПО ЧИРПО: «Реализация образовательного проекта «ТЕМП», «Профориентационная работа как система подготовки школьников к самоопределению и самореализации», «Культура профессионального развития обучающихся» и др.

Информационное обеспечение профориентационной работы осуществляется ПОО через размещение материалов в СМИ и Интернет-ресурсах, выпуск рекламных буклетов, брошюр, баннеров и плакатов, а также отражается на сайте ГБУ ДО «ДУМ Смена.

В целях достижения стратегических ориентиров, обозначенных региональной Концепцией развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области, в 2015 году приказом Министерства утвержден и реализуется Комплекс мер по реализации образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» в образовательных организациях Челябинской области на 2015-2017 годы.

В рамках проекта посредством рационального использования социально-педагогических, информационных и технико-технологических возможностей обладающих соответствующими ресурсами организаций и предприятий образовательной, производствен-

ной и социокультурной сферы, средств массовой информации, родителей и других заинтересованных лиц и структур решаются следующие задачи:

- создание инновационной инфраструктуры для развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области;

- создание мотивационных условий для вовлечения субъектов образовательных отношений в развитие естественно-математического и технологического образования;

- создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и руководителей, привлечение молодых специалистов в сферу образования;

- формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического и технологического образования.

К числу инструментов решения указанных выше задач повышения качества естественно-математического и технологического образования отнесены соответствующие механизмы:

- сетевая форма реализации образовательных программ как инструмент организации всестороннего партнерства субъектов и участников образования, прямо или косвенно причастных к реализации настоящей Концепции;

- популяризация системы естественно-математического и технологического образования с активным использованием ресурсов средств массовой информации и Интернет;

- информационно-мотивационное сопровождение субъектов осуществления естественно-математического и технологического образования на всех этапах и уровнях принятия решений;

- развитие «деловой репутации» общеобразовательных организаций, обусловленного реализацией принципа «возвратности» (оправданности) финансовых и материальных вложений.

Одним из мероприятий Комплекса мер является признание организаций, осуществляющих образовательную деятельность, региональными инновационными площадками по реализации об-

разовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» [5].

При отборе учитываются результаты эффективности деятельности общеобразовательных организаций Челябинской области в соответствии с интегральным показателем оценки уровня освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования в рамках реализации образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП».

Развитие естественнонаучного и технического образования детей поддерживается в регионе системой дополнительного образования, которая включает 21 многопрофильное учреждение дополнительного образования детей и 7 специализированных муниципальных дополнительных организаций «Станция юных техников», в которых организованы детские объединения технической направленности.

На базе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска организована федеральная стажировочная площадка «Школа инженерных технологий и открытий», деятельность и результаты которой широко транслируется в субъектах Российской Федерации. Изданы нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность площадки, созданы кадровые и материально-технические условия для реализации модели. В том числе: ресурсный центр «Машиностроение»; лаборатории CAD, CAM систем и SD-моделирования; инновационной электроники; экспериментальной робототехники; Авто-Авиа-Судомоделирования.

Ресурсным и координирующим центром направления «Робототехника» в регионе является ГБУ ДО «Дом юношеского технического творчества» (далее именуется - ДЮТТ). Администрацией ДЮТТ подписаны соглашения с ведущими техническими вузами, с промышленными предприятиями региона по развитию направления. В ДЮТТ реализуется проект «Детская техническая академия», целью которого является ознакомление учащихся (слушателей академии) с основами разных технических направлений.

С 2015 года реализуется программа «ТЕМП-поколение», в рамках которой подписаны 53 соглашения с общеобразовательными организациями региона.

При поддержке Министерства образования и науки Челябинской области в 15 школах региона открыты Центры образовательной робототехники [6].

В целом, на базе детских садов, школ и учреждений дополнительного образования функционирует более 1400 детских технических объединений по направлениям: робототехника, авиа-, авто-, судо-, ракетомоделирование, картинг, начальное техническое творчество и другие.

В настоящее время Министерством образования и науки Челябинской области сформирована рабочая группа по разработке комплексной региональной программы, позволяющей на системной основе объединить усилия всех заинтересованных в эффективной профориентационной работе сторон, а также интегрировать деятельность отдельных субъектов по каждому из перечисленных выше направлений для повышения качества управления процессом.

Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

Список литературы

1. Бекузарова Н.В., Миронов А.Г. Современные тенденции развития образовательного законодательства России в сфере профориента-ционной деятельности // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. № 12. С. 297-301.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р. URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173677 (дата обращения 20.10.2016).

4. Коняева Е.А., Зайко Е.М. Конкурсы профмастерства как механизм профессионального становления обучающихся (на примере Челябинской области) // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 23-27 ноября 2015 г., г. Красноярск. Красноярск, 2016. С.30-34.

5. Коняева Е.А., Коняев А.С. Реализация проекта «ТЕМП» в условиях образовательной организации среднего профессионального образования // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всеросс. научн.-практ. конф. с межд. участ. 2-3 декабря 2015, М.,Челябинск, 2015. С.187-190.

6. Коняева Е.А., Малахова В., Носова Т., Чичиланова О. Возможности образовательной lego-робототехники в современной школе // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции 24-25 апреля 2013 г., г. Челябинск. Челябинск, 2013. С. 107-111.

7. Коняева Е.А., Коняев А.С. Дистанционные образовательные технологии в условиях сетевого взаимодействия // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам П Всероссийской научно-практической конфкренции 30 ноября 2015 г., г. Нижний Новгород. Н.Новгород, 2015. С. 53-57.

8. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 496 с.

References

1. Bekuzarova N.V., Mironov A.G. Vestnik Krasnojarskogo gosudarst-vennogo agrarnogo universiteta. 2013. № 12, pp. 297-301.

2. Zeer E.F. Psihologiya professionalnogo obrazovaniya [Psychology of professional education]. Moscow: MODEK, 2003, 480 p.

3. Kontseptsiya Federalnoy tselevoy programmyi razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 godyi. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Fede-ratsii ot 29 dekabrya 2014 g. N2765-r [The concept of the Federal target program of education development for 20162020. Approved by the decree of the Government of the Russian Federation of 29 December 2014 No. 2765-R]. http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173677 (accessed October 20, 2016).

4. Konyaeva E.A., Zajko E.M. Professionalnoe samoopredelenie molode-zhi innovatsionnogo regiona: problemyi i perspektivyi: sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfkrentsii [Professional self-determination of youth innovative region: problems and prospects: collection of articles on materials of all-Russian scientific-practical konfrentsii]. Krasnoyarsk, 2016, pp. 30-34.

5. Konyaeva E.A., Konyaev A.S. Propedevtika inzhenernoy kulturyi obu-chayuschihsya v usloviyah modernizatsii obrazovaniya: sbornik mate-rialov Vseross. nauchn.-prakt. konf. s mezhd. Uchast [Preliminary engineering culture of students in conditions of modernization of education: the collection of proceedings of the scientific.-pract. Conf. with it. participants]. Chelyabinsk, 2015, pp. 187-190.

6. Konyaeva E.A., Malahova V., Nosova T., Chichilanova O. Aktualnyie problemyi obrazovaniya: pozitsiya molodyih: materialyi Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of education: the position of young people: materials of all-Russian student scientific and practical conference]. Chelyabinsk, 2013, pp. 107-111.

7. Konyaeva E.A., Konyaev A.S. Sotsialnyie i tehnicheskie servisyi:problemyi i puti razvitiya: sbornik statey po materialam II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Social and technical services: problems and ways of development: collection of articles on materials P all-Russian scientific-practical conference]. Nizhny Novgorod, 2015, pp. 53-57.

8. Pryazhnikova E.Yu. Proforientatsiya [Career guidance]. Moscow: Academy, 2010, 496 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Коняева Елена Александровна, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат педагогических наук

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет пр. Ленина, 69, г. Челябинск, Челябинская область, 454080, Российская Федерация elen-konyaev@yandex. ru

зайко Елена Михайловна, заместитель министра образования и науки Челябинской области, кандидат педагогических наук Министерство образования и науки Челябинской области пл. Революции, 4, г. Челябинск, Челябинская область, 454113, Российская Федерация zayko_em@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Konyaeva Elena Alexandrovna, Associate Professor of the Department of Training of Teachers of Occupational Education and of Subject Methods, Candidate of Pedagogical Sciences

South Ural State University of Humanities and Education

69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian

Federation

elen-konyaev@yandex. ru SPIN-code: 7268-4522

Zajko Elena Mikhailovna, Deputy Minister of Education and Science of the Chelyabinsk Region, Candidate of Pedagogical Sciences

Ministry of education and science of the Chelyabinsk region 4, Revolution Sq., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454113, Russian Federation zayko_em@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.