Научная статья на тему 'Электронный ресурс "Виртуальная доска почета" как элемент профориентационной работы профессиональной образовательной организации'

Электронный ресурс "Виртуальная доска почета" как элемент профориентационной работы профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / VOCATIONAL GUIDANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ / PROFESSIONAL NAVIGATION / СЕТЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС "ВИРТУАЛЬНАЯ ДОСКА ПОЧЕТА" / NET INFORMATION RESOURCE "VIRTUAL BOARD OF HONOUR"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сташкевич И.Р., Башарина О.В.

Статья отражает современные подходы к выстраиванию профориентационной работы в организациях профессионального образования Челябинской области, обсуждается структура и содержательное наполнение сетевого ресурса «Виртуальная доска почета», выполняющего среди прочего и профориентационную функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сташкевич И.Р., Башарина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC RESOURCE “VIRTUAL BOARD OF HONOUR” AS AN ELEMENT OF THE VOCATIONAL GUIDANCE AT THE VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The paper outlines the up-to-date approaches to the vocational guidance at the vocational educational institutions in the Chelyabinsk region, discusses the structure and content of the net resource “Virtual board of honour”, performing among others the function of vocational guidance.

Текст научной работы на тему «Электронный ресурс "Виртуальная доска почета" как элемент профориентационной работы профессиональной образовательной организации»

2. Молчанов, С. Г. Новая «воспитательная компонента» в дошкольной образовательной организации [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2014. — № 4 (29). — С.38-43.

3. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов академических групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013 — 64 с.

4. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» : Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. [Текст]. — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.

5. Молчанов, С. Г. Поступок и действие : внеучебные и учебные достижения в образовании [Текст] / С. Г. Молчанов // Актуальные проблемы дошкольного образования : основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований : сб. матер. XIV Междунар. науч.-практ. конф. — Челябинск : изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. — С. 301-309.

УДК 004+373 И. Р. Сташкевич, проректор Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: stashkevichiren@mail.ru О. В. Башарина, зав. лабораторией ЧИРПО, канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: basholgachel@mail.ru

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС «ВИРТУАЛЬНАЯ ДОСКА ПОЧЕТА»

КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья отражает современные подходы к выстраиванию профориентационной работы в организациях профессионального образования Челябинской области, обсуждается структура и содержательное наполнение сетевого ресурса «Виртуальная доска почета», выполняющего среди прочего и профориентационную функцию.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессиональная навигация, сетевой информационный ресурс «(Виртуальная доска почета».

Реализация профессионального потенциала является одним из основных элементов самореализации человека и его успешности в жизни.

Психологи отмечают, что «процесс профессионального становления начинается со стадии возникновения и формирования профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда и продолжается на стадии целенаправленной подготовки к избранной профессиональной деятельности» [1, с. 27]. Реализация этих стадий невозможна без осуществления профориентационной работы, как образовательными организациями, так и сферой бизнеса.

Отметим, что для выстраивания системы профориентационной работы в регионе приказом Министерства образования и науки Че-

лябинской области № 01/4591 от 5 декабря 2013 г. была принята «Концепция профориен-тационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 годы», в которой внимание было уделено выявлению, изучению и накоплению инновационных методов и средств профориентации, в том числе с использованием ИКТ.

Для повышения качества естественно-математического и технологического образования по приказу Министерства образования и науки Челябинской области от 31 декабря 2014 г. № 01/3810 была утверждена Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП», эффективная реализация которой среди прочего предусматривает профессиональное самоопределение молодежи [2].

Необходимость и важность профориента-ционной работы обозначена Президентом РФ В. В. Путиным в перечне поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 г. [3]. В них указывается на необходимость разработки и реализации комплекса мер, предусматривающих воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации, а также использования всей инфраструктуры профессиональных образовательных организаций для осуществления обучающимися осознанного профессионального выбора.

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, в пилотную апробацию которого включилась и Челябинская область, определяет необходимость профессиональной навигации учащихся общеобразовательных организаций через современные инструменты профессиональной ориентации. Профессиональная навигация обеспечивается актуальной информацией о востребованных и перспективных профессиях, возможности практического обучения навыкам и компетенциям данных профессий на современной материально-технической базе и возможности закрепления и демонстрации полученных знаний и навыков в рамках региональных и национальных соревнований (олимпиады по технологиям, чемпионаты профессионального мастерства).

В целях исполнения поручения Правительства РФ от 25.06.2016 № ОГ-П837-36 по реализации комплекса мер по созданию условий развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы, утвержденного заместителем председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец 27.06.2016 № 4455п-П8, в рамках реализации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста приказом Министерства образования и науки Челябинской области № 03/3803 от 12.12.2016 был утвержден план областных профориентационных мероприятий с обучающимися, студентами и педагогическими работниками профессиональных образовательных организаций.

Одним из профориентационных мероприятий этого плана является разработка структуры и создание ресурса «Виртуальная доска почета» на официальных интернет-сайтах профессиональных образовательных организаций.

Многолетний мониторинг сайтов ПОО, ко -торый осуществляет лаборатория информатизации профессионального образования и социологических исследования ГБУ ДПО «ЧИРПО», позволяет выделить те направления их профори-ентационной деятельности, которые отображены на сайтах ПОО. Они различны: это и знакомство учащихся с программами подготовки квалифицированных рабочих и служащих, и проведение конкурсов и олимпиад профессионального мастерства, и рекламная деятельность и т. д.

Рис. 1. Новостная лента на сайте ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова»

Информационное освещение всех этих направлений профориентационной деятельности осуществляется на сайтах профессиональных образовательных организаций в основном на страницах новостей. Однако в новостной ленте освещаются и другие события, происходящие в организации, что приводит к достаточно быстрому уходу профориентационной новости с главной страницы сайта.

Достижения обучающихся, характеризующие их успешность в овладении профессией, размещаются в основном на страницах «Достижения» и «Фотогалерея». На этих страницах в порядке следования мы видим в основном дипломы обучающихся. Отсутствие структуры затрудняет поиск диплома или грамоты, которые заинтересовали по какой-либо причине посетителя сайта.

Рис. 2. Фотогалерея достижений на сайте ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова»

На наш взгляд, активным профориентаци-онным информационным ресурсом может стать «Виртуальная доска почета». Это обусловлено тем, что профессиональное самоопределение личности включает в себя: осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки; прогнозирование престижности выбираемого труда; выделение профессиональной цели — мечты; анализ возможности трудоустройства; осознание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив [4]. Все эти аспекты могут быть решены в процессе рассмотрения примеров успешного овладения профессиональной деятельностью студентами профессиональных образовательных организаций.

Именно «Виртуальная доска» может подробно и полно осветить процесс профессионального становления личности и рост его успешности.

Исходя из вышесказанного, необходимо определиться с нормативно-правовым обеспечением, назначением и структурой информационного ресурса «Виртуальная доска почета».

Изучение разработанности этого вопроса в деятельности образовательных организаций позволяет составить пакет документов, наличие которых составляет нормативно-правовую основу функционирования данного ресурса:

1) приказ директора профессиональной образовательной организации о создании виртуальной доски почта;

2) положение о виртуальной доске почета студентов;

3) приказ о создании комиссии по утверждению кандидатур для занесения на виртуальную доску почета;

4) заявка-представление для рассмотрения и утверждения кандидатур на виртуальную доску почета;

5) согласие претендента на возможность размещения информации о нем в открытом доступе.

Все документы должны быть размещены в открытом доступе для возможности ознакомления с ними сотрудников, обучающихся и их родителей.

В зависимости от особенностей образовательной организации и территории, на которой она располагается, могут быть использованы-различные структуры этого ресурса. Некоторые возможные направления представлены в таблице 1.

Направление Раздел Информация

Успехи в образовательной деятельности Обучающиеся, имеющие текущую отличную успеваемость 1. Фотография обучающегося. 2. Ф. И. О. 3. Специальность. 4. Курс, группа

Призеры предметных олимпиад 1. Наименование олимпиады. 2. Фотография обучающегося. 3. Ф. И. О. 4. Специальность. 5. Курс, группа

Выпускники-отличники 1. Год выпуска. 2. Фотография выпускника. 3. Ф. И. О. 4. Специальность

Успехи в научно-исследовательской деятельности Призеры научно-исследовательских конкурсов 1. Год проведения конкурса. 2. Наименование конкурса. 3. Фотография обучающегося. 4. Ф. И. О. 5. Специальность

Успехи в творческой деятельности Призеры и лауреаты творческих конкурсов 1. Год проведения конкурса. 2. Наименование конкурса. 3. Фотография обучающегося. 4. Ф. И. О. 5. Специальность

Успехи в профессиональной деятельности Призеры конкурсов профессионального мастерства 1. Год проведения мероприятия. 2. Фотография обучающегося. 3. Ф. И. О. 4. Специальность

Призеры конкурса WorldSkills 1. Год проведения мероприятия. 2. Фотография обучающегося. 3. Ф. И. О. 4. Специальность

Выпускники, достигшие успеха в трудовой деятельности 1. Год выпуска. 2. Фотография выпускника. 3. Ф. И. О. 4. Место работы, должность

Успехи в социальной деятельности Активисты волонтерского движения 1. Фотография обучающегося. 2. Ф. И. О. 3. Специальность

Призеры социальных конкурсов 1. Год проведения мероприятия. 2. Фотография обучающегося.

Таблица 1

Возможная структура ресурса «Виртуальная доска почета»

Окончание таблицы 1

Направление Раздел Информация

3. Ф. И. О. 4. Специальность

Успехи в спортивной деятельности Призеры спортивных конкурсов 1. Год проведения конкурса. 2. Наименование конкурса. 3. Фотография обучающегося. 4. Ф. И. О. 5. Специальность

Предложенная структура показывает, что доска почета может включать в себя различные направления, иллюстрирующие успешность обучающихся в различных сферах деятельности.

Официальное признание и открытая демонстрация достижений обучающегося отражает интерес общества к росту его личных достижений, способствующих формированию его профессиональных качеств. Открытая и доступная для всех заинтересованных лиц информация о достижениях студентов профессиональной образовательной организации способствует их мотивации к получению в данной профессио-

Библиографический список

нальной образовательной организации выбранной профессии/специальности.

Кроме того, мы полагаем, что особую про-фориентационную значимость может иметь раздел, отражающий траектории жизненного успеха выпускников ПОО прежних лет.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что стремительно развивающиеся сетевые ресурсы и соответствующие им информационные технологии предоставляют современные эффективные средства для про-фориентационной деятельности, которые можно и нужно использовать в образовательной практике.

1. Кудрявцев, Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы [Текст] / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1981. — № 2.— С. 20-30.

2. Сичинский, Е. П. профессиональное самоопределение молодежи : ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2. — 9-12.

3. Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/51143.

4. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение : теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Пряжников. — М. : Академия, 2008. — 117 с.

УДК 372.016 Н. А. Хамидулина, преподаватель Челябинского

дорожно-строительного техникума (ЧДСТ), г. Челябинск, e-mail: 100305@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Специфика нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель-подросток имеет возможность сверить собственную оценку жизни с авторитетными оценками писателей, осмысливая свой подход к миру и человеку. Таким образом, процесс самопознания осуществляется через познание других. Главное назначение словесника — быть источником нравственного влияния. В статье представлены некоторые педагогические приемы, применяемые автором на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.