Научная статья на тему 'Профориентационная работа с детьми-сиротами в условиях государственно-общественного взаимодействия'

Профориентационная работа с детьми-сиротами в условиях государственно-общественного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1188
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ДЕТИ-СИРОТЫ / ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / VOCATIONAL GUIDANCE / A PROFESSIONAL CHOICE / CHILDREN-ORPHANS / EDUCATION / STATE-PUBLIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняева Мария Григорьевна

В современных условиях конкурентоспособность детей-сирот в будущей трудовой деятельности определяется наличием востребованной профессии, социально-трудовой компетентности и адаптивности, а значит, напрямую зависит от качества организации их профессиональной ориентации. Возможности профориентации детей-сирот значительно расширяются за счет участия общества в этой работе. Согласованное государственно-общественное взаимодействие позволяет значительно повысить результативность профориентационной работы с детьми-сиротами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черняева Мария Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Orientation Work with Children-Orphans in Conditions of State-Public Interaction

In modem conditions competitiveness of children-orphans in the future labour activity is defined by the presence of a demanded profession, a socio-labour competence and adaptability and it directly depends on quality of the organization of their vocational counseling. Possibilities of vocational guidance of children-orphans considerably extend at the expense of participation of a society in this work. The coordinated state-public interaction allows to raise considerable productivity of professional orientation work with children-orphans.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа с детьми-сиротами в условиях государственно-общественного взаимодействия»

УДК 376

М. Г. Черняева

Профориентационная работа с детьми-сиротами в условиях государственно-общественного взаимодействия

В современных условиях конкурентоспособность детей-сирот в будущей трудовой деятельности определяется наличием востребованной профессии, социально-трудовой компетентности и адаптивности, а значит, напрямую зависит от качества организации их профессиональной ориентации. Возможности профориентации детей-сирот значительно расширяются за счет участия общества в этой работе. Согласованное государственно-общественное взаимодействие позволяет значительно повысить результативность профориентационной работы с детьми-сиротами.

Ключевые слова: профориентация, профессиональный выбор, дети-сироты, воспитание, государственно-общественное взаимодействие.

М. G. Chernyaeva

Professional Orientation Work with Children-Orphans in Conditions of State-Public Interaction

In modern conditions competitiveness of children-orphans in the future labour activity is defined by the presence of a demanded profession, a socio-labour competence and adaptability and it directly depends on quality of the organization of their vocational counseling. Possibilities of vocational guidance of children-orphans considerably extend at the expense of participation of a society in this work. The coordinated state-public interaction allows to raise considerable productivity of professional orientation work with children-orphans.

Key words: vocational guidance, a professional choice, children-orphans, education, state-public interaction.

Исследование проблемы организации целостной и систематической профориентационной работы с детьми-сиротами детерминировано определенными как объективными, так и субъективными факторами. Объективно ускоряются темпы развития рыночных отношений, обостряются конкурентные отношения, усугубляющиеся существованием кризисных явлений, затрагивающих российскую экономику и повторяющихся с определенной периодичностью. Кризисные явления ослабляют социальную защищенность различных категорий населения и, прежде всего, детей-сирот. К субъективным факторам можно отнести личностные особенности детей-сирот, осложняющие их выход в конкурентную профессиональную среду. Они достаточно детально описаны в соответствующей литературе (Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, А. П. Чернявская) и обусловлены лишением ребенка материнской заботы и организацией жизнедеятельности детей в детском доме. Условиями конкурентоспособности детей-сирот являются востребованная профессия, социально-трудовая компетентность, адаптивность. Таким образом, очевидно, что предотвращение и объек-

тивных, и субъективных трудностей в будущей трудовой деятельности детей-сирот определяется в значительной степени качеством организации профориентационной работы.

Проблема профориентации детей-сирот исследуется в науке и решается в практической деятельности детских учреждений. Как личност-но-ориентированная система профориентацион-ная работа исследована и описана Л. В. Байборо-довой, Е. Б. Кириченко, В. Н. Кливер, М. И. Рожковым, Т. Н. Сапожниковой, Л. Н. Серебренниковым, А. П. Чернявской. Выявлены психолого-педагогические особенности детей-сирот, которые необходимо учитывать при организации профориентационной работы, особенности их самоопределения, комплекс психологических и социально-педагогических мер, направленных на подготовку к сознательному выбору профессии.

Как показывает изучение деятельности детских домов, в общем содержании их деятельности определенная роль отводится профориента-ционной работе, которая способствует формированию трудовых и профессиональных умений и навыков. Как правило, для этого используются мастерские, комнаты социально-бытовой ориен-

© Черняева М. Г., 2011

тировки, возможности социальных партнеров. Достаточно успешным является опыт по обучению детей-сирот навыкам поварского, швейного дела, садоводству и т. п. Такая работа для детских домов является традиционной и достаточно хорошо отлаженной.

Между тем, в настоящее время за счет общественного участия в воспитании детей-сирот существенно расширяются возможности организации профориентационной работы с ними. Профориентацией детей-сирот занимаются общественные организации, волонтерские движения, частные фонды, молодежные организации, хотя деятельность их, зачастую, носит эпизодический, бессистемный характер.

Активизация общественного влияния заставляет искать эффективные способы взаимодействия государства и общества в решении проблемы профориентации детей-сирот и создавать целостные модели их совместной деятельности, обеспечивающей результативное решение обозначенной проблемы не только на уровне отдельных детских домов, а на муниципальном уровне. Таким образом, все вышесказанное обусловливает необходимость моделирования организации профориентационной работы с детьми-сиротами на муниципальном уровне, которая бы обеспечивала их готовность к профессиональному выбору и эффективно объединяла усилия государства и общества.

Тенденция усиления государственно-общественного характера профессиональной ориентации детей-сирот развивается в настоящее время в нескольких направлениях. Во-первых, увеличивается число фондов, общественных организаций, работающих с такой категорией детей и в направлении профессиональной ориентации. Во-вторых, растет число социально ответственных бизнесменов и руководителей предприятий, которые активно участвуют в профессиональной ориентации детей-сирот. В-третьих, расширяется волонтерское движение, благодаря которому профессиональная ориентация детей-сирот приобретает масштабы и обеспечивает вовлеченность общественности.

В целом благотворительной деятельностью с детьми-сиротами занимаются международные и российские организации, они имеют светский или религиозный характер деятельности, их помощь является ситуативной или планируемой, масштабной или ограниченной, с широкой географией или локально действующий. Многие организации занимаются профориентацией, дей-

ствуют самостоятельно или привлекают социальных партнеров, сотрудничают с государственными структурами. Между тем, анализ деятельности различных представителей общественности показал, что профориентационная работа ими ведется бессистемно, на уровне интересов самих организаций и волонтеров, отсутствует научный подход к организации этой деятельности и научное осмысление государственно-общественного взаимодействия в организации профориентационной работы.

В исследовании доказана необходимость моделирования организации профориентационной работы с детьми-сиротами в условиях государственно-общественного взаимодействия на муниципальном уровне. Модель включает психологический, педагогический, социальный и управленческий компоненты. Психологический компонент отражает субъектность процесса профессиональной ориентации. Установлены субъекты профориентационной деятельности на муниципальном уровне (воспитанник, педагогический коллектив детского дома, персонал организации контрагента, фонда и органа управления образованием муниципалитета). Выявлены психологические особенности субъектов, характер их взаимодействия в процессе профессиональной ориентации.

Педагогический компонент описывает цели, задачи, содержание, формы и методы профори-ентационной работы относительно различных ее субъектов и результаты их рефлексивной деятельности в процессе профориентации. Система профориентационной деятельности включала в себя следующие конкретные процедуры и мероприятия, логически связанные между собой: диагностика уровня готовности воспитанников к выбору профессии, профконсультирование, профориентационные экскурсии, профессиональные пробы и практики, проектная деятельность, ориентационные курсы, построение профессионального образовательного маршрута, профориентационные игры, профориентацион-ные дистанционные марафоны и массовые проф-ориентационные мероприятия.

Как показало исследование, специфическими для муниципального уровня явились такие формы профориентационной работы, как профессиональные лаборатории и реально-игровое профессиональное пространство. Профессиональные лаборатории, созданные на базе двух детских домов, явились ресурсными центрами организации деятельности по освоению определенной

Профориентационная работа с детьми-сиротами в условиях государственно-общественного взаимодействия

профессии для воспитанников других детских домов. Важным условием формирования и развития социально-трудовых компетенций воспитанников можно считать моделирование реально-игрового профессионального пространства, в котором максимально близко к реальности осуществляются социально-трудовые процессы. Реально-игровое профессиональное пространство представляет собой реалистично воссозданную структуру предприятия с сохранением внутренней системы регулирования и внешних связей, основной целью которой является формирование и развитие социально-трудовых компетенций воспитанников детских учреждений. Прохождение процедуры трудоустройства, оформление трудовых отношений в виде договорных обязательств, получение заказов и контроль их исполнения позволяют воспитаннику приобрести опыт реальной трудовой деятельности с рефлексией проблем и ошибок и возможностью исправить ситуацию, «переиграть» ее. Такой вид профори-ентационной работы позволяет эффективно адаптировать ребенка-сироту к трудовой деятельности, интегрировать его в современное общество посредством игровой технологии, развить личностные качества и сформировать гражданскую позицию.

Социальный компонент рассматривает процесс организации целеустремленного сообщества детей, педагогов, социально ответственного бизнеса, специальных учебных заведений, частного Детского фонда для профессионального самоопределения детей-сирот. Важными условиями организации такого сообщества являются: профессионализм каждого участника, мотивация к совместной работе на результат, единство целей и ценностей, отношения уважения и доверия. Эффективными коллективными процессами в сообществе, которые обеспечивают его формирование, являются: обучение, принятие совместных решений, обсуждение, совместные переживания сильных эмоций, соревнование. В исследовании такие процессы имеют следующие формы организации деятельности: совещания с руководителями по организации профориентационной деятельности, круглые столы социальных партнеров, конкурсы среди воспитанников и педагогов, совместные праздники, важнейшим и традиционным из которых является «Фестиваль профессий».

Управленческий компонент описывает характер взаимодействия управляемой и управляющей подсистем, содержание управленческих функций

по совместному государственно-общественному руководству профориентацинной деятельностью детей-сирот на муниципальном уровне. Учитывая совместный характер управления, основным его стилем является партисипативное управление, основанное на включении исполнителей в процессы выработки, принятия или реализации управленческих решений, а описание управленческих функций отражает доминирование партнерства.

В целом, моделирование организации проф-ориентационной работы с детьми-сиротами на муниципальном уровне позволяет создать и реализовать в практической деятельности научно обоснованный процесс профессиональной ориентации детей-сирот, особенностью которого является общественно-государственный характер взаимодействия в решении социально важной для общества проблемы.

Достижение целей и задач исследования проверялось в ходе эмпирической работы и экспериментального исследования. Результативность реализации модели организации профориентаци-онной работы изучалась относительно всех субъектов профориентационной деятельности (воспитанника, детского дома, муниципалитета, фонда, контрагента), которую можно оценить с точки зрения соответствия целому ряду критериев в психологическом, социальном, педагогическом и управленческом аспектах.

Для воспитанника в психологическом аспекте результатом успешной организации профориен-тационной деятельности является изменение в позиции ответственности воспитанника за свое будущее с пассивно-иждивенческой на активно-деятельную, в социальном аспекте - активное участие в профориентационных мероприятиях, в педагогическом - сформированная готовность к выбору профессии, удовлетворенность процессом профориентационной работы, в управленческом аспекте - удовлетворенность своим образовательно-профессиональным маршрутом.

Анализируя результативность в указанных аспектах и с помощью обозначенных критериев можно отметить, что наблюдается положительная динамика изменений в позиции ответственности воспитанника за свое будущее с пассивно-иждивенческой на активно-деятельную (от 50 до 100 %) Практически у всех детей сформирована готовность к выбору профессии: 72,5 % воспитанников детских домов удовлетворены проф-ориентационной работой; активное участие в профориентационных мероприятиях принимают

77,5 % воспитанников; удовлетворенность своим образовательно-профессиональным маршрутом высказали от 87 до 100 % респондентов по разным детским домам.

В психологическом аспекте для детского дома результатом успешной организации профориентационной деятельности является знание педагогами и администрацией психологических особенностей детей-сирот, которые необходимо учитывать при организации профориентационной работы; в социальном аспекте - удовлетворенность сотрудничеством с контрагентом и фондом, социальными партнерами, волонтерами; в педагогическом - удовлетворенность процессом профориентационной работы, повышением квалификации; в управленческом аспекте - выполнение программы профориентации учреждения, эффективность взаимодействия с другими детскими домами. Анкетирование и интервьюирование педагогов и администрации в указанных аспектах позволяет констатировать, что практически все педагоги, участвующие в эксперименте, обладают достаточными знаниями о психологических особенностях детей-сирот, которые необходимо учитывать при организации профори-ентационной работы, и практически полностью удовлетворены сотрудничеством с контрагентом и фондом, 67 % - с социальными партнерами, 89 % - с волонтерами. В организации процесса профориентационной работы видят резервы для собственного совершенствования 97 % педагогов и администрации, все педагоги отмечают высокий уровень мероприятий по повышению их квалификации; важность и результативность взаимодействия между собой отмечают все респонденты.

Для муниципалитета результатом успешной организации профориентационной деятельности в психологическом аспекте является психологическая готовность к взаимодействию с негосударственными структурами; в социальном аспекте - степень вовлеченности во взаимоотношения с контрагентом, Фондом; в педагогическом -удовлетворенность процессом совместно организованной профориентационной работы, в управленческом аспекте - реализация программы профориентационной деятельности в муниципалитете. Сотрудники отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» демонстрируют высокий уровень готовности к взаимодействию с негосударственным образовательным учреждением -

контрагентом фонда, отмечают полезность и результативность взаимодействия. Удовлетворенность процессом совместно организованной профориентационной работы выражают все представители муниципалитета, вовлеченные в совместную деятельность, и отмечают успешность реализации профориентационной деятельности с детьми-сиротами в муниципалитете.

Для организации-контрагента результатом успешной организации профориентационной деятельности в психологическом аспекте является психологическая готовность к взаимодействию с государственными структурами; в социальном аспекте - удовлетворенность взаимодействием с органами государственной власти, детскими домами, Фондом, социальными партнерами, волонтерами; в педагогическом - удовлетворенность процессом совместно организованной профориентационной работы, в управленческом аспекте - реализация программы профориента-ционной деятельности Фонда. Администрация и сотрудники НОУ ДО «Лицей» демонстрируют высокий уровень готовности к взаимодействию с детскими домами, отделом опеки и попечительства и удовлетворенность взаимодействием между ними. Высоким является и уровень взаимодействия с Фондом, удовлетворенность процессом совместно организованной профориентаци-онной работы.

Для Детского фонда результатом успешной организации профориентационной деятельности в психологическом аспекте является психологическая готовность к взаимодействию с государственными структурами; в социальном аспекте -удовлетворенность взаимодействием с органами государственной власти, детскими домами, контрагентом; в педагогическом - удовлетворенность процессом совместно организованной профориентационной работы; в управленческом аспекте - реализация программы Фонда по организации профориентационной деятельности с детьми-сиротами. Анализ взаимодействия представителей Фонда с государственными структурами г. Калининграда, участвующими в совместной деятельности, позволяет констатировать его достаточно высокий уровень и удовлетворенность процессом совместно организованной профориентационной работы.

В целом результаты экспериментального исследования подтвердили применимость, оптимальность и результативность модели организации профориентационной работы в условиях государственно-общественного взаимодействия на

Профориентационная работа с детьми-сиротами в условиях государственно-общественного взаимодействия

муниципальном уровне. Как показало исследование, нтеграция усилий государства и общества обеспечивает расширение возможностей в организации профориентационной работы с детьми-сиротами и ее более высокие результаты.

Библиографический список:

1. Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н., Чернявская, А. П. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : учеб.-метод. пособ. / под ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 247 с.

2. Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н., Кириченко Е. Б. Трудовое воспитание детей-сирот и де-

тей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : учеб.-метод. пособ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников ; под ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. -284 с.

3. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В., Сапожнико-ва, Т. Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот [Текст] : метод. пособ. / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, Т. Н. Сапожни-кова. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 108 с.

4. Кливер, В. И. Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / В. И. Кливер. - Кемерово, 1999. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.