Научная статья на тему 'Социально-педагогические основы профориентационной работы с воспитанниками детского дома'

Социально-педагогические основы профориентационной работы с воспитанниками детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1651
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИК ДЕТСКОГО ДОМА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИЯ / INMATE OF A CHILDREN''S HOME / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / CARRIER GUIDANCE / PROFESSIONAL IDENTITY / SOCIAL ADAPTATION / SOCIALIZATION / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базарова Татьяна Содномовна

В статье рассматриваются различные аспекты профориентационной работы с воспитанниками детского дома, отмечается актуальность и значение данной работы в условиях интернатных учреждений. Характеризуются цель и задачи, содержание, формы и методы профориентационной работы, направленной на подготовку школьников к осознанному выбору профессии, выделяются специфические аспекты данной деятельности в учреждениях для детей-сирот. Представлены результаты мониторинга исследуемой проблемы, проведенного на базе Каменского детского дома Республики Бурятия, на основании которых выявлены достижения, проблемы и перспективы развития профориентационной работы в условиях интернатных учреждений. Подчеркиваются такие актуальные проблемы, как активизация психолого-педагогической и правовой помощи не только в период обучения, но и в постинтернатный период, а также усиление индивидуальной работы, способствующей раскрытию личностного потенциала ребенка как основы его профессионального и жизненного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базарова Татьяна Содномовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL BASES OF VOCATIONAL GUIDANCE FOR INMATES OF A CHILDREN''S HOME

The article deals with the various aspects of vocational guidance for orphans and children without parental care in the conditions of boarding schools. We characterized the purpose, objectives, content, forms and methods of vocational guidance work aimed at career choice readiness of school children, highlighted the specific aspects of this activity in children's homes. The monitoring of the considered problem was carried out on the basis of Kamensky Children's Home of the Buryat Republic, the results showed the achievements, problems and prospects of career guidance development in boarding schools. The results from this study showed the necessity of activation the psychological, educational and legal assistance of boarding school graduates, as well as the strengthening of individual work, which contribute to fulfillment of child’s personal potential as a basis for his professional and personal identity.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические основы профориентационной работы с воспитанниками детского дома»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

УДК 371

doi: 10.18101/1994-0866-2016-1-165-171

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКОГО ДОМА

© Базарова Татьяна Содномовна

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории социальной работы, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: tbazarova@mail.ru

В статье рассматриваются различные аспекты профориентационной работы с воспитанниками детского дома, отмечается актуальность и значение данной работы в условиях интернатных учреждений. Характеризуются цель и задачи, содержание, формы и методы профориентационной работы, направленной на подготовку школьников к осознанному выбору профессии, выделяются специфические аспекты данной деятельности в учреждениях для детей-сирот. Представлены результаты мониторинга исследуемой проблемы, проведенного на базе Каменского детского дома Республики Бурятия, на основании которых выявлены достижения, проблемы и перспективы развития профориентацион-ной работы в условиях интернатных учреждений. Подчеркиваются такие актуальные проблемы, как активизация психо лого-педагогической и правовой помощи не только в период обучения, но и в постинтернатный период, а также усиление индивидуальной работы, способствующей раскрытию личностного потенциала ребенка как основы его профессионального и жизненного самоопределения.

Ключевые слова: воспитанник детского дома, профориентационная работа, профессиональная ориетация, профессиональное самоопределение, социальная адаптация, социализация, профессия.

В условиях детских интернатных учреждений, детских домов становление детей-сирот происходит в «искусственной» социальной среде, ограниченной стенами детского дома. Отсутствие нормальных семейных взаимоотношений лишает этих детей очень важного опыта, приобретать который им приходится самостоятельно и с большими трудностями по достижению совершеннолетия.

Большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в жизни, а адаптация играет важную роль в жизни воспитанника. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, профессионального образования и т. д.

Дети-сироты, пережившие травмирующие жизненные обстоятельства, лишены позитивной эмоциональной связи с родителями и близкими, ограничены в возможности выбора дополнительного образования, имеют ряд психологических особенностей, которые негативно отражаются на их дальнейшем личностном формировании и адаптации к социальным условиям. Включение детей-сирот в реальную социальную среду и подготовка к социальному выбору профессии, к трудовой деятельности являются одной из важнейших задач системы профориентационной работы в детском доме.

В наше время накоплен значительный опыт профориентационной деятельности, разработаны принципы, методы, формы и система профориентации молодежи. Этому активно способствует взаимодействие педагогических коллективов и различных учреждений, а также средства массовой информации.

Профориентационная работа в подготовке школьников к будущему профессиональному выбору занимает одно из лидирующих мест и позволяет сделать ее адекватной и индивидуализированной. Она должна носить систематический характер, ориентироваться на уровень развития ребенка, расширять представления о мире профессий. Данная работа с воспитанниками детских домов должна начинаться гораздо раньше, чем ребенок достигнет возраста, в котором для него станет актуальным профессиональный выбор, и осуществляться в рамках общего воспитания, формирования базовых личностных черт и свойств характера, развития общего кругозора, запаса знаний, способствующих становлению будущего профессионала [2].

В число задач профориентации входит выявление интересов, наклонностей и способностей у детей — сирот к той или иной профессии, формирование умений и навыков в избранной деятельности и воспитание профессионально важных качеств личности. Правильно выбранная профессия позволит детям-сиротам реализовать свои возможности и самоутвердиться.

Содержание социально-педагогической деятельности направлено на формирование профессиональных планов воспитанников, расширение их социальных связей, консультирование по вопросам профессионального обучения и будущего трудоустройства.

К основным формам и методам профориентационной работы по организации целенаправленной деятельности детей по подготовке их к сознательному выбору профессии относятся индивидуальные задания, конкурсы, подготовка рефератов, альбомов, участие в кружках по интересам. Все эти методы активизируют познавательную деятельность детей-сирот, углубляют их знания, развивают у них профессиональные интересы и творческое отношение к труду [1].

Основные виды мероприятий профориентационной работы в рамках социальных учреждений для детей-сирот имеют ряд специфических аспектов, которые необходимо учитывать:

1) педагогический, заключающийся в формировании необходимых навыков, умений и знаний;

2) медицинский: диагностика психического и физического здоровья;

3) психологический: диагностика, стимулирование и коррекция психического развития, психологическое консультирование и информирование;

4) социальный: расширение социальных связей, социально-бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка.

Рассмотрим данные аспекты на примере деятельности Каменского детского дома «Надежда» Республики Бурятия.

Основные цели детского дома — подготовка воспитанников к жизненному и профессиональному самоопределению, формирование способностей ориентироваться в условиях рыночной экономики, а также обучение новым способам социального мышления. В связи с этим резко возрастает роль профориентации в детском доме, представляющей собой ряд социально-психолого-педагогических и медицинских мероприятий с участием соответствующих специалистов.

Целенаправленная работа педагогов дает положительные результаты и способствует поступлению и дальнейшему успешному обучению выпускников в учебных заведениях. Ежегодно в детском доме проводится мониторинг воспитанников-выпускников.

В детском доме у воспитанников формируются представления о мире профессий и они могут анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Именно эти представления создают психологическую основу для развития профессионального самосознания. У детского дома налажена тесная взаимосвязь с Центром занятости. Встречи, занятия, организованные специалистами службы Центра занятости, направлены на информирование воспитанников о рынке труда, на выявление расположенности интересов детей к какой-либо профессии.

Повышению качества системы профориентации воспитанников детского дома способствует творческая инициатива специалистов, педагогов, психолога, воспитателей, поскольку благодаря этому фактору разрабатываются и применяются новые формы и методы работы. Эффективность профориентации во многом обусловливает хорошо организованная просветительская работа. Это, прежде всего, проведение бесед, рассказов, лекций об особенностях разных профессий, современной техники и технологий производства, в процессе которых можно провести наблюдения за проявлением интересов и склонностей воспитанников. В настоящее время за счет участия различных учреждений в воспитании детей-сирот таких как, общественные организации, частные фонды, молодежные организации, хотя их деятельность зачастую носит эпизодический, бессистемный характер, существенно расширяются возможности организации профориентационной работы с ними. Система профориентационной работы в детском доме направлена на расширение кругозора воспитанников детских учреждений, на повышение их осведомленности о сущности различных профессий требованиях, предъявляемых к представителям разных профессий и способах построения карьеры, на приобретение воспитанниками профессиональных умений и навыков.

Профориентационная работа в детском доме осуществляется по следующим направлениям:

1) приобретение умений и навыков по самообслуживанию (уборка жилых помещений, территории и т. д.);

2) выполнение разовых поручений (полив комнатных растений, посильная помощь в уборке комнат и т. д.), во время которых у воспитанников вырабатывается чувство самостоятельности и закрепляются определенные трудовые навыки;

3) проведение профориентационных занятий о различных профессиях, а также праздниках, посвященных Дню милиции, Дню учителя и др.;

4) организация экскурсий на предприятия для ознакомления с содержанием производства, в высшие учебные заведения, техникумы, колледжи;

5) организация кружковых работ.

В настоящее время на базе Каменского детского дома открыт Центр социально-трудовой адаптации и профориентации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработана структура центра, в которую входят 3 отделения: полеводство-растениеводство, механизаторское отделение и автодело. В летний период воспитанники совместно с педагогами работают на приусадебном участке, осенью, соответственно, осуществляют сбор урожая. В зимний период времени педагоги дополнительного образования занимаются по ранее разработанным программам кружко-войдеятельностью: фитодизайн комнатных растений, декоративно-прикладное искусство, мастерская юных швей, автодело.

В целях выявления реального состояния и проблем системы профори-ентационной работы, проводимой с воспитанниками детского дома, студентами социально-психологического факультета было проведено в 2011-2013 годах социологическое исследование с использованием метода анкетного опроса. В исследовании приняли участие все выпускники 9-х классов в количестве 10 человек. Данный мониторинг позволил сделать следующие выводы.

Из диагностики профессиональных предпочтений воспитанников видно, что диапазон профессиональных интересов широк по группе профессий «прикладные». Наибольшую выраженность имеют также интересы, направленные на операторские, водительские виды труда. На вопрос «Можно ли сказать, что ты уже выбрал свою будущую профессию» 6 человек (60 %) ответило утвердительно, указав такие профессии, как водитель, повар, учитель, швея, технолог, врач. Среди причин выбора данных профессий названы ответы: «считаю ее своим призванием», «очень перспективная профессия», «друзья советуют выбрать эту профессию». Таким образом, большинство респондентов вполне сознательно подошли к выбору своей будущей профессии.

О тесной взаимосвязи профессиональной ориентации воспитанников детского дома с процессом обучения свидетельствуют мнения респондентов о том, что школа предоставила им необходимые знания и навыки (70 %). Среди учебных предметов, пользующихся повышенным вниманием школьников, были перечислены физика, математика, русский язык и литература, химия, биология, физкультура, черчение. Респонденты отметили, что данные учебные предметы необходимы для будущей профессии и поступления

в учебные заведения. Сознание необходимости учебы подчеркнул большинство респондентов (60 % — 2011 г., 80 % — в 2013 г.).

Эти данные соотносятся с мнениями воспитанников о своих жизненных планах: 60 % респондентов заявили, что они имеют твердо определенные жизненные планы, 30 % — они скорее определены, чем нет. Главными жизненными ценностями выделены здоровье, интересная работа, крепкая семья, любовь, карьера, свобода.

На основании результатов исследования можно выделить также и проблемы. Так, оценивая свои возможности получения избранной профессии, школьники отметили, что плохо представляют ее особенности (40 %). Также респонденты достаточно низко оценили свой уровень школьных знаний (60 %).

Несмотря на возникающие трудности в обучении данной категории детей, в целом результаты профориентационной диагностики указывают на хороший уровень выраженности и адекватности интересов воспитанников. Возможно, это связано с ранней профессиональной ориентацией воспитанников детского дома на рабочие специальности.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что проводимая в детском доме с воспитанниками профориентационная работа носит систематический целенаправленный характер и способствует их профессиональному самоопределению, мотивации к трудовому обучению, осознанному выбору будущей профессиональной деятельности, что является основой успешной социальной адаптации в современных условиях.

Исходя из результатов исследования можно выделить следующие проблемы и перспективы развития профориентационной работы с воспитанниками детского дома:

- актуальность психологической помощи в связи с плохой стрессо-устойчивостью воспитанников;

- необходимость психолого-педагогической и правовой поддержки выпускников в постинтернатный период, чтобы сократить число выпускников, которые не могут адаптироваться к новым условиям;

- расширение спектра профориентационных экскурсий в различные организации, учреждения, вузы;

- формирование понимания педагогическим коллективом значимости комплексного, интегративного подхода к профессиональному самоопределению воспитанников;

- применение наиболее эффективных методов и приемов, способствующих повышению мотивации к труду, раскрытию личностного потенциала ребенка;

- усиление индивидуальной работы на основе дифференцированного подхода, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Для повышения качества профориентации необходимо восстанавливать сотрудничество предприятий, организаций с профессионально техническими училищами. Оно должно строиться на экономической договорной основе или носить характер спонсорской помощи, на наш взгляд, нужна новая за-

конодательная база профориентации детей-сирот, соответствующая современным социально-экономическим условиям.

В систему профориентационной работы должны включаться эффективные формы и взаимодействие с детьми: тренинги, деловые игры, просмотр видеороликов, викторин, позволяющие повысить престиж рабочих специальностей, изучить варианты построения карьеры и реализации поставленных целей. Как правило, воспитанников детских домов ориентируют на рабочие специальности. Для многих из них это возможность за небольшой промежуток времени (обучение в ПУ, колледже занимает 2-3 года) овладеть профессией, которая позволит видеть результат проделанной деятельности и зарабатывать на жизнь. Подростки должны знать, что училище является хорошим стартом для получения практической базы, а в дальнейшем и обучение в вузе поможет расширить имеющиеся знания и умения.

В современной ситуации эффективность профориентационной работы будет выше, если усилия общества и государства будут объединены и на основе разработанных принципов профессиональной ориентации будет создана модель их совместной деятельности, обеспечивающая наиболее эффективное решение данной проблемы.

Литература

1. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Кириченко Е. Б. Трудовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб.-метод. пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — 284 с.

2. Плясов Н. Ф., Плясова Г. И., Семья Г. В. Программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни: науч.-метод. пособие. — М., 2013. — С. 45-67.

THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL BASES OF VOCATIONAL GUIDANCE FOR INMATES OF A CHILDREN'S HOME

Tatyana S. Bazarova PhD in Pedagogy, Professor

Department of Social Work Theory, Buryat State University 24a Smolina st., Ulan-Ude 670000, Russia

The article deals with the various aspects of vocational guidance for orphans and children without parental care in the conditions of boarding schools. We characterized the purpose, objectives, content, forms and methods of vocational guidance work aimed at сareer ^oice readiness of school children, highlighted the specific aspects of this activity in children's homes. The monitoring of the considered problem was carried out on the basis of Kamensky Children's Home of the Buryat Republic, the results showed the achievements, problems and prospects of career guidance development in boarding schools. The results from this study showed the necessity of activation the psychological, educational and legal assistance of boarding school graduates, as well as the strengthening of individual work, which contribute to fulfillment of child's personal potential as a basis for his professional and personal identity.

Keywords: inmate of a children's home, vocational guidance work, carrier guidance,

professional identity, social adaptation, socialization, profession.

References

1. Baiborodova L. V., Serebrennikov L. N., Kirichenko E. B. Trudovoe vospi-tanie detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei [Labour Education of Orphans and Children without Parental Care]. Kaliningrad: Kant Russian State University Publ., 2009. 284 p.

2. Plyasov N. F., Plyasova G. I., Sem'ya G. V. Programmy podgotovki detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, k samostoyatel'noi semeinoi zhizni [Training Programs for Orphans and Children without Parental Care Aimed at Their Future Independent Family Life]. Moscow, 2013. Pp. 45-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.