Профилактика наркомании в школе средствами искусства
Л. Г. Ясенева (Гимназия № 1, г. Стерлитамак)*
В статье рассматриваются теоретические и практические подходы к проблеме профилактики наркомании в условиях школы и использования в этом процессе воспитательных возможностей искусства.
Ключевые слова: профилактика наркомании, образование, эстетическая культура, опорные виды искусства, социализация, нравственные компетенции.
Drug Abuse Prevention by Means of Art in School
L. G. Iaseneva
(Gymnasium № 1, SterlitamakCity)
This article examines theoretical and practical approaches to the problem of drug addiction prevention in school and of the use of educational opportunities of art in this process.
Keywords: drug abuse prevention, education, aesthetic culture, supporting types of art, socialization, moral competences.
В реальной жизни далеко не всегда желаемое сообразуется с действительным, в том числе формирование высокого уровня культуры человека остается только мифом. К сожалению, идея гуманизации нашего образования стала напоминать больше «призрачный корабль», чем конкретный результат: минимизирована роль предметов эстетического цикла в школе; с введением ЕГЭ участники образовательного процесса озабочены технической стороной подготовки, вновь оставляя личность на втором плане; прагматичный настрой общества играет далеко не позитивную роль в выборе жизненной позиции выпускников.
Тем не менее необходимо учитывать, что культура в реальном историческом времени всегда будет уникальным явлением, маркирующим человека как существо высшего уровня развития, что в наше время нравственной нестабильности особо акцентирует ее роль. Следовательно, формирование высокого уровня культуры человека необходимо рассматривать как условие системы позитивной профилактики наркомании. Эстети-
ческая культура — синкретическое целое общего понятия «культура», имеющего способность детерминировать целостность личности через реализацию ее творческого потенциала. «Развитая эстетическая культура обеспечивает личности, ею обладающей, свободу проявления всех задатков и развитых на их основе способностей и талантов в свободной деятельности и жизнедеятельности» (Киященко: Электр. ресурс). Искусство же как величайшее достижение культуры через выделение универсальных проблем открывает большие возможности в решении вопроса становления личности в процессе образования, позволяя адекватно воспринимать, анализировать, оценивать значимые явления в жизни человека на внутреннем и внешнем уровнях.
Сегодня необходим поиск возможных механизмов, способствующих оптимальному содержанию интерсоциального воспитательного процесса в условиях школы. Вполне обоснованно в своей работе А. С. Гаязов отмечает, что «мировой опыт, опыт развития передовых стран мира позволяет сделать вы-
* Ясенева Людмила Германовна — кандидат педагогических наук, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия № 1», г. Стерлитамак Республики Башкортостан. Тел.: +7 (3473) 21-93-94. Эл. адрес: [email protected]
вод о том, что именно школа, именно образование становятся самыми влиятельными инструментами позитивного социального воздействия на развитие общества» (Гаязов, 2003: 7). Школа уже сама по себе является социализирующей системой. Вполне объяснимо, что профилактика наркомании как синкретическая часть воспитательной системы школы — не внешняя форма образования, а ее внутреннее содействие развитию человека через три ключевые сферы: когнитивную, аффективную и деятельно-практическую. Наркоман не причина, а следствие, в том числе и непродуманной парадигмы воспитания личности.
Искусство, в свою очередь, являясь величайшим достижением культуры, концентрирует духовные ценности, одновременно являясь средством трансляции и универсального коммуникативного обмена поколений. Можно согласиться с точкой зрения Е. Г. Старовойтенко, что искусство «всегда несет в себе универсальное «значение», которое не нуждается ни в деталях, ни в конкретизации, ни в уточнениях» (Старовой-тенко, 2001: 210). Мы полагаем, что действие наркотика и искусства несут в себе некоторые общие черты. Так, человеческий организм способен вырабатывать эндоморфины, влияющие непосредственно на творческий процесс, отвечающие за позитивное эмоциональное состояние, но при употреблении наркотиков соответственно меняется гипофиз и эндоморфины естественным биологическим путем в организме человека больше не производятся. Поэтому у наркомана в основе лежит патологическое стремление к искусственной стимуляции тех или иных химических соединений, так называемых зон комфорта в центральной нервной системе.
Общеизвестно, что занятия искусством предполагают систему мотиваций, где каждый акт требует проявления волевых, интеллектуальных и нравственных компетентностей человека, инициируя интеллектуальную экзальтацию и катарсис. В процессе же употребления наркотика этот процесс подменяется соответствующей нейрохимиче-
ской регуляцией эмоций, вызванной неестественным путем, определяя дезадаптацию и деградацию личности человека. Искусство также вызывает привыкание, но во благо человека.
Общение с искусством — процесс творчества, которое является не единственной сущностной характеристикой человека; другой не менее важной является социальность. Так как каждый акт творения требует проявления значимых качеств личности, то это делает ее интересной для окружающих. Творческая личность имеет широкий круг интересов, изобретательна в инициировании действий, не испытывает дискомфорта от неопределенности и сложности, устойчива по отношению к неудачам. Вполне объяснимо, как отмечает В. В. Бычков, что «квинтэссенция эстетических отношений сосредоточенна в сфере искусства» (Бычков, 2005: 159). Хотя можно оспорить мнение об устойчивости к неудачам, так как творческая личность характеризуется высокой степенью душевной ранимости, тем не менее при позитивном возобновлении творческих поисков и уровня их результативности такая личность восполняет дефицит положительных эмоций новыми творческими высотами, успешно преодолевая состояние эмоционального кризиса.
К сожалению, в современной педагогической практике недооценивается значимость процесса приобщения ребенка к миру искусства как условия продуктивности системы профилактики наркомании. Преобладающее примитивное представление о содержании, формах и методах профилактики наркомании в школе характеризуется превалированием просветительско-информаци-онного и медико-биологического подходов, не способствующих ее эффективному решению. Да и что греха таить, ведь и сама система профилактики наркомании рассматривается через призму бесед, классных часов и тренингов, что не позволяет видеть сути процесса.
Однако результативность системы профилактики наркомании достигается через
осознание сущности такой, как гедонистический настрой на положительные чувства и эмоции, имманентные человеку, дающие ему стремление к дальнейшим успехам. Если в жизни у ребенка чаще возникают отрицательные эмоции, то он может открыть для себя универсальную компенсаторную способность наркотика. Л. С. Выготский обращал внимание на то, что все, что «остается нереализованным в нашей жизни, должно быть сублимировано. Для неосуществленного в жизни остается только два выхода: или сублимация, или невроз» (Выготский, 1987: 282). При воплощении первого принципа раскрывается, как правило, творческий потенциал личности. Однако ребенок не может жить только положительными эмоциями. Перевес второго принципа может повлечь за собой процесс нарушения целостности личности, невозможность раскрытия ее творческого начала и заниженную самооценку, причем результат может сказаться уже во взрослой жизни.
Детство — период психоэволюций ребенка, и введение ребенка в мир искусства — важный этап в реализации задач профилактики наркомании в школе. В. В. Давыдов полагал, что «создание и творение человеком своей неповторимой индивидуальной жизнедеятельности — есть начало личности» (Давыдов, 1996: 15). Очевидно, что искусство — источник эмоций, которые помогают начать поисковую деятельность. Оно несет себе тот инсайт, который, преображая человека, преображает мир, являясь одновременно внутренней потребностью человека. Д. Б. Эльконин писал, что «с течением времени в жизни человека происходит постепенное вытеснение развернутых форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества разнообразными формами искусства» (Эльконин, 1999: 358).
Общеизвестно, что, играя, ребенок фантазирует, но при переходе в более взрослый период жизни он не может отказаться от наслаждения, вызываемого мотивом эгоинтенции. Ребенок не может игнорировать мир фантазий. Искусство же есть целый мир
фантазий, творчества, эмоций, образов, оно эфемерно, эмоционально, экзистенциально. Ребенок, познающий искусство, более адаптирован к переходу в реальные жизненные этапы на пути к взрослению, более осознанно воспринимает аксиологический императив бытия, понятия добра и зла и многое другое.
В свете вышесказанного представляется необходимым рассматривать искусство как неотъемлемую часть эффективной системы профилактики асоциальных явлений среди школьников, представляющих собой специфические формы проявления человеческого «Я», особые интеллектуально-духовные системы. Изучение влияния искусства как субстанции воспитания на процесс социализации ребенка позволило выявить социально-педагогический потенциал формирования антинаркотических установок. Механизм восприятия искусства человеком включает в себя часть динамичной структуры личности: аффективной и операциональной, позволяющей создавать «образные модели реальности». Продуктивность механизма воздействия искусства на развивающуюся личность объясняется его психологическим, психофизическим, социально-психологическим уровнями.
Таким образом, преобразующий потенциал искусства для воспитательной стратегии личности представляет собой системный акт, который не может быть осуществлен во внекультурном пространстве. В. Л. Бенин пишет: «Образование и культура — две стороны генетически единого процесса антро-по-социогенеза» (Бенин, 2008: 11). Формирование средствами искусства стойкого иммунитета личности к наркомании в таком контексте — эффективный способ решения проблемы асоциальных явлений среди учащихся школ. По мнению М. Е. Бурно, «в процессе восприятия искусства глубинные и психологические установки оптимистического, жизнеутверждающего характера и обеспечивают мобилизацию внутренних защитноприспособительных резервов организма» (Бурно, 1999: 39). Следовательно, педагоги-
ческий процесс образовательного учреждения должен быть ориентирован на то, чтобы познание искусства как части культуры было доступным и гедонистическим для каждого учащегося.
Мы считаем, что ведущую роль в процессе оптимизации системы первичной профилактики наркомании в современной школе играют предметы искусства, являющиеся частью основной системы образования, но в связи с дефицитом отведенного времени на учеб-
Как видно из таблицы, все четыре вида искусства охватывают основные психические и физиологические потребности человека, так как аудиальность, вербальность, кинестетика, визуальность имманентны человеческой сущности. При дефиците учебного времени данные предметы должны стать компенсирующим звеном для раскрытия мотивационного потенциала и достижения эмоционального комфорта развивающейся личности ребенка, понимания прекрасного в окружающем мире.
Искусство способствует специфическому самопознанию личности, где мир будет представлен в духовной значимости, способствуя преодолению синдрома неудовлетворенности. В. М. Аллахвердов справедливо замечает, что «через искусство человек получил возможность получить иной взгляд на свой индивидуальный, а потому узкий опыт, лишив его однозначности, всеобщности и диктата свершившегося» (Аллахвер-дов, 2001: 150). Основываясь на метафизике искусства, можно констатировать, что искусство само по себе уже ориентировано
ные часы образовательной области «Искусство» необходимо выстроить систему эстетического воспитания в школе на взаимодействии систем основного и дополнительного образования. Соответственно в системе основного школьного образования необходимо выделить опорные виды искусства: музыка, литература, изобразительное искусство, хореография (см. табл.), исходя из психофизических особенностей человеческого организма.
на персонифицированное восприятие, детерминируя личностно-ориентированный характер воспитательного процесса. Таким образом, учитывая сказанное выше, мы считаем, что современной школе необходимо рассматривать:
1) систему профилактики наркомании как систему образования конкретной школы, основанную на взаимодействии двух подсистем: основного и дополнительного образования;
2) систему основного образования как систему профилактики наркомании в разных областях культуры, включая образовательную область «Искусство»;
3) систему дополнительного образования как развитие личностного потенциала ребенка, а не заполнение временного вакуума;
4) образовательную область «Искусство» как введение ребенка в мир искусства и возможность получения им позитивного социального опыта в качестве необходимого условия профилактики наркомании;
5) приобретение навыка межличностной коммуникации в процессе прочтения искус-
Таблица
ОПОРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»
Предмет Психические функции Воплощение
музыка слышать звук
литература говорить слово
изобразительное искусство видеть цвет, форма
хореография двигаться пластика
ства, необходимого для становления активной гражданской позиции и осознания значимости здорового образа жизни как показателей уровня сформированности антинар-котического иммунитета.
Приведем конкретный пример из педагогической практики гимназии № 1 г. Стерлитамак Республики Башкортостан. Урок — обязательная форма обучения для всех учащихся, дающая каждому ребенку возможность общения с искусством, но не единственная, так как он способствует дальнейшему образованию ребенка в кружке, студии, школе искусства и других учреждениях дополнительного образования. В гимназии у ребенка богатый выбор: детский музыкальный театр, хореографические ансамбли, изостудия, кружки и специальные курсы по интересам. Даже если он не выбрал искусство как область своих образовательных интересов, но на уроках эстетического цикла он получил базу определенных знаний, умений и навыков, позволяющих ему быть участником творческой жизни гимназии.
Так, детский музыкальный театр «Алиса» во многом решает проблему посредничества, ведь ребенок, занимаясь в театре, учится с удовольствием, не замечая самого процесса обучения. Поэтому мы считаем, что существование в гимназии такого творческого коллектива не данность, а результирующий фактор системы профилактики наркомании. В репертуаре музыкального театра «Алиса» разножанровые спектакли: оперы Р. Бойко «Станция Заваляйка», Е. Подгайца «Алиса в Зазеркалье», К. Красева «Муха-Цокотуха», мюзиклы Б. Кравченко «Приключения Игната — бравого солдата», Г. Гладкова «Старик Хоттабыч» и др. За время существования театра сменилось несколько поколений ребят. Первые выпускники театра «Алиса» — уже взрослые люди, имеющие семьи, и, по их мнению, как личности они состоялись именно тогда, в период школьной жизни.
Яркий показатель — уникальная традиция проведения праздника «День рождения гимназии», состоящего из торжественного приема восьмиклассников в гимназисты и теат-
рализованного бала. Балы являются, с одной стороны, массовой формой работы, с другой стороны, они имеют ярко выраженную личностно-ориентированную окраску. За 17 лет балы были неповторимы, так как ставились по мотивам разных произведений: Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Б. Шоу «Моя прекрасная леди», Е. Шварца «Обыкновенное чудо», Г. Успенского «Летучий корабль» и др., где участниками были 200-300 учащихся. Такие творческие события гимназии наглядно демонстрируют использование в образовательном процессе деятельностного подхода: прочувствовал, пережил, испытал творческую эйфорию, подготовил новый этап творчества.
Следует отметить, что, используя воспитательные возможности искусства, мы не только создаем в школе позитивную среду общения детей и взрослых, но и формируем особый уровень корпоративной культуры, собственно являющийся показателем эффективности функционирования системы профилактики наркомании. Так, в течение 15 лет гимназия не имеет на своем счету преступлений и правонарушений среди ее учащихся, доказывая успешность функционирования этого инновационного учреждения в режиме развития. Безусловно, проблема проекции системы профилактики средствами искусства в условиях школы в соответствии с современными тенденциями развития общества требует своего дальнейшего изучения. Но очевидно одно: успешное ее решение позволит школе, как предполагал И. Фихте, стать «островом будущего в море настоящего».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аллахвердов, В. М. (2001) Психология искусства. М. ; СПб. : Изд-во ДНК.
Бенин, В. Л. (2008) Культура и образование: две стороны одной модели // Культура и образование. Вып. 9. С. 7-15.
Бурно, М. Е. (1999) Терапия творческим самовыражением. М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга.
Бычков, В. В. (2005) Эстетика. М. : Гардарика.
Выготский, Л. С. (1987) Психология искусства. М. : Педагогика.
Гаязов, А. С. (2003) Образование и образованность гражданина в современном мире. М. : Наука.
Давыдов, В. В. (1996) Теория развивающего обучения. М. : Интер.
Киященко, Н. (1996) Эстетическая культура [Электр. ресурс] // Электронная библиотека Гумер. http://www.gumer.info/biblio-tek_Buks/Culture/Kija/01.php (дата обращения 19.04.2011).
Старовойтенко, Е. Б. (2001) Современная психология: формы интеллектуальной жизни. М. : Академический проект.
Эльконин, Б. Д. (1999) Психология игры. М. : Владос.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Allakhverdov, V. M. (2001) Psikhologiia iskus-stva. M. ; SPb. : Izd-vo DNK.
Benin, V. L. (2008) Kul’tura i obrazovanie: dve storony odnoi modeli // Kul’tura i obrazovanie. Vyp. 9. S. 7-15.
Burno, M. E. (1999) Terapiia tvorcheskim samovyrazheniem. M. : Akademicheskii proekt ; Ekaterinburg : Delovaia kniga.
Bychkov, V. V. (2005) Estetika. M. : Gardarika.
Vygotskii, L. S. (1987) Psikhologiia iskusstva. M. : Pedagogika.
Gaiazov, A. S. (2003) Obrazovanie i obrazovan-nost’ grazhdanina v sovremennom mire. M. : Nauka.
Davydov, V. V. (1996) Teoriia razvivaiushchego obucheniia. M. : Inter.
Kiiashchenko, N. (1996) Esteticheskaia kul’tura [Elektr. resurs] // Elektronnaia biblioteka Gumer. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ Kija/01.php (data obrashcheniia 19.04.2011).
Starovoitenko, E. B. (2001) Sovremennaia psikhologiia: formy intellektual’noi zhizni. M. : Akademicheskii proekt.
El’konin, B. D. (1999) Psikhologiia igry. M. : Vlados.
Новые книги
Канарш, Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация : монография [Текст] / Г. Ю. Канарш. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.