Научная статья на тему 'Культурологическая доминанта в деятельности современной гимназии'

Культурологическая доминанта в деятельности современной гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ / ТРАНСЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГИМНАЗИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ СРЕДА / SCHEME OF CULTUROLOGICAL SCHOOL / TRANSMISSION OF SOCIAL EXPERIENCE / MASS CULTURE / GENERAL SECONDARY EDUCATION / HUMANIZATION AND HUMANITARIZATIN / SOCIOCULTURAL APPROACH / CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубина Наталья Александровна

Статья посвящена культурологическому подходу в образовании, который осуществляется путем решения ряда актуальных задач модернизации системы образования, на примере образовательных учреждений г. Екатеринбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturalogical dominant of a contemporary high school

The article is devoted to the culturalogical approach in education. This approach can be implemented by way of solving a number of topical problems of educational system modernization. The experience of Ekaterinburg educational institutions in solving these problems is analyzed.

Текст научной работы на тему «Культурологическая доминанта в деятельности современной гимназии»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ГИМНАЗИИ

Н.А. Шубина

Модель культурологической школы, трансляция социального опыта, массовая культура,

общее среднее образование, гуманизация и гуманитаризация, социокультурный подход,

культуросообразная среда.

Современная школа находится сегодня на этапе перемен. Набирает темпы процесс модернизации образования. Изменения затрагивают все стороны образовательной деятельности: увеличены сроки обучения в школе, введено центра* лизованное тестирование, осуществляется профилизация в старшем звене, система аттестации заменяется на ЕГЭ.

Однако на этом фоне перемен школа демонстрирует весьма скромные результаты. Последние исследования, проведенные PISA (Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии) в 2000 году, показали, «...что российская школа но обеспечивает достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. отвечающую современным международным требованиям». Г1о таким параметрам, как грамотность чтения, математическая и естественнонаучная грамотность. российские школьники заняли только 21-29 места среди школьников 32 стран Европы, Азии. Австралии, Северной и Южной Америки [Назипов 2003:14-17].

Современной традиционной школе больше 300 лет. Взращенная на идеях Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта и их последователей, она для своего времени была действительно более передовой и культуросообразной, чем схоластическая школа средневековья. Сегодня мы наблюдаем обратное - школа не успевает за темпами развития общества, в образовании создался дефицит культуры. Информационная революция, проблемы глобализации, динамики развития современного общества требуют строительства новых моделей образования, новых и разных моделей школ, соответствующих разным потребностям как родителей и учащихся, так и общества в целом.

Одной из таких моделей может быть модель культурологической школы. Как указывает P.M. Назипов, «культурологическая модель школы должна выстраиваться в соответствии с культурой современного общества. Характерными признаками этой культуры являются динамизм, открытость, полифоничность, диалогичность. Чтобы образование отвечало духу времени, нужно соответствовать .этим критериям».

При этом также важно учитывать и тенденции развития самой культуры, чтобы не стать заложниками ее негативных проявлений. Так, например,

В.Л. Бенин и Е.Д. Жукова предупреждают, что в глобальной системе трансляции социального опыта произошли серьезные изменения, качественно влияющие на развитие образования. Они связаны с феноменом мозаичности культу-

1>ы, которая в процессе развития умножает массовую культуру [Венин, Жукова *2006: 187-190].

Ориентация общего среднего образования на развитие культуры расширяет существующий научно ориентированный подход к обучению и является одним из ведущих направлений модернизации образования. Определение места культуры в современном образовании, возрастающая ее роль в реализации преемственности поколений и в индивидуальном развитии человека, переход от идеи поддерживающего образования к идее опережающего образования - таковы основные тенденции развития нового информационного общества XXI века.

Ряд исследователей (Е.В. Бондаревская, М.Ю. Бухаркина, А.Д. Глейзер. М.В. Моисеева. В.Д. Семенов. А.Е. Петров. Е.С. Полат и др.) считают необходимым в целях гуманизации и гуманитаризации построение культуросообразной социализирующей личность системы образования. Решение этой задачи предполагает определение ведущих взаимосвязей между культурой и образованием в их современном состоянии [Умникова 2005 : 3-8].

Чтобы окончательно определиться с сущностью и содержанием культурологического образования, проведем дополнительный анализ понятийного аппарата данной проблемы. Разработанность понятийного аппарата и другие теоретические проблемы напрямую зависят от парадигмального развития педагогики и смежных с ней наук. Поэтому для начала зафиксируем, на какой парадигмаль-ной основе формировался культурологический подход к образованию.

Отметим, что в гуманитарной науке последние годы развивался социокультурный подход. Ключевым для этого подхода было понятие «культура как предельно широкая категория», включающее в себя статичные нормативные характеристики и динамичные творческо-смысловые аспекты [Библер 1991 : 51]. Культурология является российским изобретением, не носящим идеологической окраски, но заполняющим определенную нишу и удовлетворяющим потребность в целостном осмыслении истории, социума, искусства, религии, науки, человека в контексте культуры.

Культурологический подход к образованию предполагает, что человек - это носитель и мера культуры. Именно культурологический подход, ставший особенно актуальным к середине 90-х годов XX века, выступает в качестве важной методологической основы построения кул ьтурологической модели образования [Бабошина 2002 : 89-92].

Свои истоки культурологический подход берет из принципа культуросообраз-ности воспитания, продекларированного еще в XIX веке. Тогда этот принцип понимался недостаточно широко: как учет общечеловеческих ценностей и ценностей национальных культур. Динамический характер культуры, ее творческий, смысловой аспекты оставались в тени или были не востребованы. Поэтому из принципа воспитания культуросообразность должна перерасти в одну из парадигм новой педагогики - культурологическую. Данная парадигма связана с процессами гуманизации и антропологизации в современном мире. Она позволяет преодолеть традиционный консерватизм образования и сделать человека точкой отсчета в гармонизации личных и общественных интересов.

Образование, являясь специфической частью культуры, стремится к отображению. выражению и развитию ее лучших достижений. При этом главные фун-

кции образования как культурного феномена выводятся ил сущности, задач и функций самой культуры. Ведущей образовательной стратегией этого процесса является диалогичность как содержательная характеристика культурного и, следовательно, образовательного развития.

Диалогичность, свойственная современному культурному процессу, выражает себя в активном поликультурном (полилогичном) развитии. Полилогичный характер развития современной культуры предопределяет открытость образования как его ведущую характеристику. Открытость образования - это прежде всего его многомерность и полицентричность. Многомерность предполагает вариативность в подходах к образовательной деятельности, к оценке ее результатов. масштабность видения педагогических проблем и способность к их решению. Полицентр ичность указывает на амбивалентность происходящих в образовательном процессе событий, на «объемность» создаваемого в этих событиях образовательного пространства [Библер 1991].

Главным признаком «открытости» выступает ориентир на развитие и творческую самореализацию личности как субъекта образовательного процесса. Границами открытости образования выступают границы самой культуры. В отношении к образованию это означает, что оно, основываясь на культуре как «идеалообразующей стороне человеческой жизни» СД.В. Пивоваров), становится культурологическим образованием.

Культурологическое образование опирается на сущность понимания самой культуры как феномена человеческого бытия и выстраивает собственную парадигму (в данном случае образовательную) на основе этого понимания. Сущностной и существенной особенностью такого диалогического соотношения образования и культуры является возможность понимания культуры в русле ведущих идей образования и. следовательно, коррекции ее развития под влиянием образования. Диалогическая взаимосвязь культуры и образования заключается в первую очередь в их адекватной соотнесенности между собой и относительно ценностных ориентиров (общечеловеческих ценностей), что и обеспечивает возможность их конструктивного взаимовлияния. Главным критерием этого взаимовлияния и соотнесения выступает принцип гуманизма как ведущая общечеловеческая ценность.

Из сказанного вытекают задачи культурологического образования: 1) создание необходимых и достаточных условий для культурного становления субъектов образовательного процесса: 2) создание максимально плодотворных условий для творческого саморазвития личности в образовательном процессе; 3) обеспечение возможности активного вхождения личности в мир культуры на правах ее бережного и творческого преемника и уникального представителя.

Первая из задач предполагает создание культуросообразной среды в образовательном учреждении через гуманизацию имеющихся условий этой среды и гуманитаризацию содержания преподаваемого материала и характера преподавания. Возможность решения второй задачи в значительной мере определяется уровнем и качеством решения первой, а также предполагает замену «знаниево-го» подхода в образовании на его «смыслообразующие» основы. Решение третьей задачи Е.Б. Бабошина видит в гармонизирующем сопряжении действий, особой организации образовательного процесса в целом в решении первой и второй за-

дач, в интегративно-творческом характере взаимодействий субъектов образовательного пространства. Общей целью такого образовательного процесса становится выход за узкие рамки конкретного предмета на личностные и культу рные смыслы.

Поскольку образование в отношении к культуре выступает ее идеалообразующей частью, постольку ведущим результатом культурологического образования, основанного на «диалоге культур» (B.C. Библер), выступает «человек культуры». Именно «человек культуры» является основным субъектом культурного пространства, в том числе образовательного.

В качестве ведущих характеристик «человека культуры» в современных условиях можно выделить: позитивность в отношении к культурному контексту; успешность, адаптивность, но не конформность; творческую направленность и рефлексивность. В таком понимании «человек культуры» выступает необходимым условием формирования полистилистического общества, а значит, необходимой ступенью к личностному типу (антропоцентрическая модель личности).

Сегодня востребована стратегия образования, которая стимулирует развитие культуры личности, понимаемой как способность человека выбирать и анализировать, нести ответственность, быть готовым к самовоспитанию, самообразованию. На первый план выходят индивидуально-стилевые характеристики личности и деятельности.

Культурный контекст индивидуальной деятельности становится главным стержнем новой парадигмы. Данный подход актуализирует личностные смыслы процесса передачи социального опыта и знаний, а воспитатель и воспитуемый становятся онтологически необходимыми друг другу.

Отсюда профилактика проблемных ситуаций предполагает сосредоточение внимания на создании условий для развития личностного потенциала и потенциала среды, а в целом на формировании культуры личности и культурного пространства. В нашей стране в начале XX века существовала «педагогика среды»

С.Т. Шацкого. Для нашей культуры характерен подход, акцентирующий влияние среды на развитие личности (Б.Г. Юдин). Разработкой данного понятия сегодня занимаются А.К. Лукина. И Д. Фрумин, Г.А. Ковалев. Е.А. Мясоедова. В работах В.Д. Семенова даются пояснения о воспитательных влияниях среды.

Несмотря на это, понятие среды не является достаточно разработанным. Часто сводится к механическому перечислению составных элементов, выделению различных уровней, иерархических структур. Интересной представляется возможность использования вместо понятия «среда» понятия «ситуация» (Л.М. Андрюхина). Среда - это нечто статичное, неизменный фон нашей жизни. В реальности среда распадается на множество неповторимых ситуаций, которые создаются человеком. Мы живем в меняющихся ситуациях и. исходя из этого, выбираем свои жизненные стратегии.

С точки зрения культурологической парадигмы современная школа призвана заниматься саморазвитием и самоопределением человека в культурном контексте определенного социума.

Таким образом, проведенный сущностный анализ культурологической парадигмы позволяет обогатить категориальный аппарат педагогики, предложив взять на вооружение разработку- данных понятий в их новом статусе.

В современной педагогической практике наметилось несколько путей реализации культурологической модели образования. Первый из них - гуманитаризация образования. Идеи гуманитаризации были подняты на щит в период перестройки и реформы образования в начале 90-х годов XX века с целью как-то оживить и модернизировать советскую систему образования. В.П. Зинченко писал тогда о гуманитаризации естественнонаучных предметов: «... их содержанием станет история науки: борьба личностей и интеллектов, психологические портреты ученых, описание стилей исследовательского поиска и т. п. Такой учебник будет затрагивать не только утл. но и душу человека, будет способствовать формированию мировоззрения».

На сегодняшний день это наиболее распространенный вариант реализации культурологических идей в образовании. Его можно было бы назвать предметно-историческим или предметно-культурным. Он не меняет традиционный способ обучения, по сути, является просветительским и. безусловно, имеет право на существование.

Друтой вариант реализации культурологической модели связан с идеями педагогической антропологии и гуманной педагогики. В основе этих идей - принцип природосообразности в образовании. Это направление в педагогике можно связать с именами Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. В.А. Дистервега, К.Д. Ушин-ского, Л.Н. Толстого, С. Френе. М. Монтессори. Р. Штейнера. К. Роджерса, А. Маслоу, В.А. Сухомлинского, III. Амонашвили и др. Перенесение центра внимания с объекта познания на его субъект, создание возможностей для самоактуализации личности ребенка, провозглашение идеи ненасильственной педагогики нашло в начале 90-х годов много сторонников среди педагогов и директоров школ, стремившихся к изменению советской системы образования. К сожалению. на сегодняшний день эти идеи и школы оказались слаботехнологичными и мало адаптированными к современным требованиям постиндустриального общества. Поэтому они не получили широкого распространения в российской педагогической практике. По идеи антропологической педагогики, развивая принцип природосообразности в образовании, оказывают серьезное влияние на трансформацию мировоззрения педагогического сообщества. Поэтому периодически возникают как бы новые модели школ: школа-парк, здоровьесберегающие технологии. природосообразное воспитание и т. д.

Идеи антропологической педагогики очень близки к идеям культурологического образования, и все же у них есть существенное отличие. Антропоцентризм этого направления в педагогике не позволяет до конца реализовать принцип культур осообр аз ности. а значит, нередко дети, прошедшие обучение, например в вальдорфской школе, оказываются неконкурентоспособными в современном социуме.

Гармоничное сочетание принципов природосообразности и ку л ьт.ур осообр аз-ности, адекватность способов обучения уровню современной культурной и научно-технической картины мира, стремление выстраивать диалог с субъектами образовательной деятельности, формирование системного мышления и гуманистического мировоззрения - это те принципы, на которых строится культурологическая модель образования. На наш взгляд, эта модель имеет большие перспективы в образовательном пространстве XXI века.

В плане создания и развития модели культурологического образования представляет значительный интерес опыт работы гимназий и лицеев г. Екатеринбурга и Свердловской области, который неоднократно обобщался на научно-практических конференциях и семинарах [Умникова 2005 : 3—8].

В первую очередь эта работа направлена на сохранение лучших традиций отечественного образования, усиление развивающей, личностной (ценностносмысловой) и практической ориентации его содержания и организации образовательного процесса, предусматривающих личностное самоопределение и культурную самоидентификацию субъектов образовательного пространства.

Как отмечалось на конференциях, посвященных культурологическому подходу в образовании, эта цель может быть достигнута путем решения ряда актуальных задач модернизации системы образования, связанных с обеспечением: соответствия содержания образования культуре своего времени;

- соответствия способов образования современному уровню культуры;

- соответствия содержания и способов обучения и образования психолого-воз-растным особенностям обучающихся;

- условий формирования системного мышления и мировоззрения обучающихся, позволяющих осуществлять осознанный выбор жизненного пути и обрести в конечном счете подлинный смысл своего существования на основе способности к диалогу, толерантности, открытости современному научному знанию. Иными словами, образование нуждается в обретении культурологического

смысла. Это наилучшим образом согласуется и с идеями практико-ориентиро-ванного подхода, направленного на формирование социальной компетентности обучающихся как «потенциальной готовности решать задачи со знанием дела» [Умни ко в а 2005 : 3-8].

Безусловно, всего этого невозможно достигнуть, если рассматривать культуру как «довесок» к учебному процессу, а не системообразующий фактор, пронизывающий и определяющий его содержание. Поэтому простое количественное увеличение учебных часов на изучение культуры и искусства, часто рассматриваемое как «приобщение к культуре», не имеет отношения к реализации культурологического подхода в образовании. К сожалению, проблема упрощенного толкования некоторыми руководителями образовательных учреждений этого понятия все еще имеет место и нуждается в дальнейшем обсуждении.

Дело в том. что культурологический подход в образовании предполагает выбор стратегии системных изменений, затрагивающей все элементы системы об-разования, педагогической системы образовательного учреждения и системы управления.

Этапами развития культурологического подхода в образовании были:

- введение образовательного предмета «Культурология» в учебные программы всех высших учебных заведений России;

- разработка Министерством образования РФ нового содержания ряда учебных дисциплин на культу рологической основе;

- утверждение Базисного учебного плана Свердловской области, национально-региональный компонент которой) построен на культурологических принципах:

- разработка и утверждение ГОС (национально-региональный компонент) Свердловской области, ориентирующего образовательные учреждения на соз-

даиие целостной модели образования, основанной на системном знании как

важнейшем элементе культуры личности.

Пионером в реализации и развитии культурологического подхода в образовании в Уральском регионе по праву является Муниципальное общеобразовательное учреждение высшей категории «Гимназия № 212 г. Екатеринбурга», созданное в 1992 году практически сразу вслед за открытием в Москве первого в стране общеобразовательного учреждения аналогичного профиля. ГС 2000 году впервые была проведена региональная научно-практическая конференция «Культурологический подход в образовании», которая, став традиционной, уже в 2001 и 2003 годах обрела статус всероссийской. Целью этих конференций стало осмысление основных проблем и тенденций, а также обобщение опыта реализации культурологического подхода в образовании г. Екатеринбурга. Свердловской области. всего Уральского региона и других городов России.

Культурологическая модель школы стоит на стыке двух ключевых наук нашего времени - социологии и педагогики - и базируется на философском отношении к культуре.

Каковы же должны быть основные черты такой модели школы?

- Во-первых, открытость современному научному^ знанию:

- во-вторых, главной целью обучения должны быть не количественные характеристики знания, а качественные характеристики интеллекта ученика, такие, как умение работать с новой информацией, самостоятельно решать проблемы собственного «знания - незнания» и т. д.;

- в-третьих, способность к диалогу, толерантности и т. п.;

- в-четвертых, гуманистические отношения субъектов образования [Назипов 2003 : 14-17].

Еще одной особенностью культурологического подхода в образовании является обретение целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому предмету'.

Говоря о моделях культурологических школ, на наш взгляд, необходимо заострить внимание читателей на функциях современной гимназии в контексте культурологической парадигмы.

Сохраняя свои лучшие образовательные и воспитательные традиции, современная российская школа не должна ограничиваться воспитанием лишь двух типов граждан - производителей и потребителей. Свободный гражданин мыслит. творит, верит, помогает, сострадает, защищает, жертвует, а но только производит и потребляет.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 ища» определила, что сегодня нашему развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкуль-турному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание» [Концепция модернизации ... 2002].

В связи с .этим важной задачей образования представляется формирование у современной личности системы значимых ценностей и новых жизненных установок.

Вероятно, в ближайшие годы еще острее встанет и проблема личной ответственности за свои действия, поскольку, как показывает опыт развитых стран Запада, государство все меньше и меньше вмешивается в действия граждан, в определение принимаемых ими решений. Личность сама в ответе за то, что она предпринимает в своих действиях и как решает стоящие перед ней проблемы. Вопрос ставится иначе: на принятие решений, на успешное функционирование личности во многом будет влиять тот багаж, который она получила в ходе своего развития, то есть формирование той же ответственности, способности самостоятельно принимать решения и будут определять социальные институты, к которым мы с полным основанием причисляем современную гимназию (Формирование толерантной личности ... 2004].

Уникальный опыт культурологического образования представлен в разнообразных программах, учебных курсах и технологиях, реализуемых в гимназиях Екатеринбурга и Свердловской области.

Так. в Екатеринбурге активно внедряются авторские учебные программы, направленные на диалогизацию обучения, развитие восприятия, воображения, продуктивного мышления, творчества, эмоциональной сферы учащихся. Среди них образовательная программа «Образ и мысль», которую успешно применяют в своей педагогической практике учителя II.В. Семенина (ОУ № 77), Е.А. Кель-бас (ОУ № 67), И.Н. Глазкова (ОУ № 99) Орджоникидзевского района. О.Ю. За-гайнова (ОУ № 177) Чкаловского района и многие другие. На основе программ для детей дошкольного возраста «Весточка» и «Наследие» воспитатель детского сада № 317 О.М. Иванова организовывает занятия кружка «Горница», где в сю-жетно-ролевых играх проживается целый исторический период, осваиваются элементы русских народных художественных ремесел. В ДОУ № 317, 253. 308. 569, 126 и многих других детских садах города средством приобщения к культуре становятся русские народные праздники. Формированию личности, обладающей коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способствует программа «Школьник и театр», которая в течение последних лет была апробирована в гимназии № 5 Ленинского района.

Образовательная программа «Русь мастеровая» Дома детского творчества Ленинского района поддерживает и освещает многообразные учебные программы по освоению традиционной культуры в системе внешкольного и дополнительного образования.

Авторская программа учителя ИЗО и черчения гимназии Мо 120 Ленинского района Л.А. Банных «Техническая графика и основы художественного конструирования» становится конкретным инструментарием по освоению учащимися .закономерностей искусственного мира, созданного человеком, - мира архитектуры и дизайна.

На аксиологический результат направлены и формы организации образовательного процесса. Интегрированные уроки «Русская старина» (учитель русского языка и литературы Т.К. Коптяева и учитель истории Н.А. Астахова, ОУ № 44). «Вокруг света под Андреевским флагом», «Серебряный век в русской

культуре» учителей истории, географии, литературы, ИЗО, математики МОУ СОШ № 50 формируют ценностное восприятие мира, культуры, понимание связей между предметами.

Программа «Средний Урал: пространство кулыуры» помогает педагогам лицея Хе 110 Октябрьского района дать представление об особенностях жизни людей в данной геокультурной среде, связать жизнь конкретного человека и возможности его творческой самореализации. А экскурсионно-поисковая деятельность позволяет не только осязаемо представить социкулыурное пространство, расширяя его до границ области, но и создает реальные предпосылки для освоения региона как целостной) историко-культурного образования.

Разнообразие кулыурно-познавательных потребностей современного горожанина должно осознаваться уже в начальной школе. Н связи с этим в курсе «Естествознание» учителя школы I ступени Экологического лицея № 3 Ленинского района, работающего по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, вместе с ребятами разрабатывают своеобразную карту наблюдения и изучения культурно-образовательных центров города. Особое значение приобретает умение учащихся проводить самоанализ посещения того или иного учреждения культуры, осознавать, насколько были достигнуты цели, которые ставил ребенок, участвуя в его работе.

Помочь старшеклассникам сориентироваться в современном социокультурном пространстве, обрести собственное место в обществе призвана программа «Художественная культура Урала», которая включена в учебный план большинства общеобразовательных учреждений Екатеринбурга.

Изучение педагогического потенциала российского гимназического образования позволило учительскому коллективу гимназии Ко 211 сформулировать шесть классических идей, которые легли в основу модели их образовательного учреждения.

Из года в год растет участие детей в культурно-образовательных путешествиях по родному краю и странам ближнего и дальнего зарубежья, реализуются так называемые «погружения в культуру'» изучаемой исторической эпохи или страны. Так, в общеобразовательных учреждениях № 213, 198, 202 в течение 10 лет организуются учебные поездки учеников 7-8 классов, которые первоначально носили информативный, но впоследствии приобрели обучающий характер. Поездки превратились в учебный проект, суть которого - рассмотрение своеобразия ку'льтурно-исторического пространства России с разных точек зрения (истории, архитектуры, культу ры, литературы) и постижение истоков, основ русской духовности, менталитета, национальной идеи.

Общеобразовательные учреждения Екатеринбурга находятся в постоянном поиске новых форм, направленных на приобщение подрастающего поколения к художественным ценностям. Стало доброй традицией активное сотрудничество екатеринбургских педагогов с музеем изобразительных искусств. Среди постоянных посетителей - ученики В.В. Субачева, учителя МХК гимназии К» 1СС Железнодорожного района, воспитанники ДОУ N9 103, 104. 407, 145.

Действенным фактором общекультурного прогресса общества становятся иностранные языки. Они открывают1 учащимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству народа, повышают у ровень их гуманитарного образования. Большое содействие познанию иноязычной культуры, развитию способ-

ностей можкультурного общения оказывает деятельность городских ассоциаций учителей иностранного языка.

Культурологический подход в образовании находит все больше своих сторонников. Среди учреждений г. Екатеринбурга, имеющих свою концептуальную идею и культурологическую миссию, можно назвать следующие:

- гимназия No 99 - специализируется на гуманитарном направлении и является образовательным учреждением с углубленным изучение иностранного языка;

-гимназия No 210 «Корифей» - занимается продвижением технологий гуманитарного образования, апробируя различные педагогические подходы: внедряет социально-формирующую модель школы, включающую технологии социально-ориентированного образования и др.

- гуманитарный центр «Театр» - реализует модель школы творческого развития и саморазвития личности ребенка в период детства:

- гимназия № 94 - специализируется на подготовке педагогов вероятностного образования в условиях открытых культурно-иЕ!формационных сред города и др.

Соответствие данных образовательных учреждений статусу гимназии, лицея или центра выражается прежде всего в культурологической направленности содержания образования, формах организации образовательного процесса и, конечно же. в технологиях обучения, среди которых выделяются когнитивные, деятельностные, творческие и аксиологические технологии.

Апробация идей педагогики сотрудничества, направленных на реализацию ведущего культурологического принципа единства объяснения и понимания, системный подход к управлению качествам образования МОУ гимназии №> 212 г. Екатеринбурга привели к открытию в 2002 году' на ее базе Федеральной экспериментальной площадки по теме «Культурологическая модель образования в средней школе».

Важное место в системе культурологического образования Екатеринбурга занимает и наша гимназия Nq 108.

Комплексный подход к формированию воспитывающей образовательной среды в гимназии позволяет решать и общие задачи создания механизма развития образования на уровне конкретного образовательного учреждения, и более частные, но не менее значительные, такие как этнокультурное воспитание.

В гимназии обучаются дети 13 национальностей. Для них создана поликуль-турная образовательная среда, которая способствует становлению социально активной творческой личности, опираясь при этом на культурные, духовные, национальные традиции представленных народов.

Замечательной формой полиэтнического образования является школьный театр. С одной стороны, театр позволяет сфокусировать вокруг себя множество творческих мастерских: историко-этнографический костюм, архитектура, предметы быта в оформлении сцены, музыка и пение, сценическое мастерство, танец. А с другой - ввиду' своей познавательной направленности, театр требует от участников серьезной теоретической подготовки. Наличие общей цели сплачивает детей и дает им возможность пожить в образе представителя другой национальности и. как правило, изменяет систему этнических стереотипов.

Здесь успешно ведется тренинг межэтнического общения, широко используется работа с источниками (архивными документами), анализируются фольклор-

ные произведения, расширяется диапазон народоведческих интересов (этноэко-логия, этнолингвистика, этномузееведение). Наш театр известен не только в городе Екатеринбурге, но и далеко за пределами Уральского региона.

Через организацию культурного досуга мы успешно решаем задачи вовлечения детей и взрослых в различные совместные виды деятельности, создаем условия для общения в объединениях, клубах в процессе реализации творческих проектов.

Так, например, мы создали клуб для родителей гимназии «Счастливая семья», клуб для бабушек и дедушек «Мудрость века - утру жизни», семейный клуб интернациональной дружбы «Радуга», воскресную школу для детей и родителей нерусской национальности, создаем музей народного декоративноприкладного искусства, где предусмотрено знакомство детей с народными промыслами, декоративно-прикладными видами искусства, творчеством национальных художников и музыкантов, а также исполнение народных песен и танцев.

В образовательном процессе также находит применение модульная структура национально-регионального компонента. Отдельные темы, отражающие этнокультурное своеобразие, интегрированы в учебные дисциплины, например: «Музыка» - народные песни славян и народов Кавказа; «Изобразительное искусство» - китайская живопись, гжельская роспись и т. д.; «Технология» - украшение костюма, резьба по дереву; «Физкультура» - народные игры, спортивные игры разных народов.

В июне 2005 года мы приняли участие в I Международном форуме «Русский язык вне России: лингвистический и социально-педагогический аспекты взаимодействия культур», который проходил в Берлине.

В августе 2005 года научно-исследовательский проект «Социально-педагогические условия развития толерантной личности в полиэтнической образовательной среде» был поддержан на совместном заседании ученого совета Федерального государственного учреждения «Институт семьи и воспитания» и международной научно-исследовательской лаборатории «Ученые, педагоги - практикам Европы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, изучение источников по истории гимназического образования в России и современной практики многих образовательных учреждений повышенного статуса Екатеринбурга и Свердловской области показывает, что гимназия в российской образовательной традиции - это школа, которая прежде всего воспитывала поколения культурных и образованных граждан.

Большинство гимназий и лицеев наших дней имеют выраженную культурологическую доминанту. Налицо становление культуры отношений (педагогических. межличностных, социальных), поддерживаемых и постоянно обогащаемых на основе единства целей, ценностей и традиций каждой школы и социокультурной специфики территорий Уральского региона.

При таком подходе к развитию гимназического образования на региональном уровне социальный резонанс может быть выражен в реализации сетевых образовательных проектов, которые позволят использовать ресурсы образовательных учреждений высшей категории для развития региональных систем образования.

Учитывая сложившуюся многолетнюю практику регионов Урала по развитию гимназического образования, наличие системы образовательных учреждений данного типа, кадровый научно-технический и академический потенциал крупных городов, можно считать целесообразным создание единого проекта гимназического образования, связанного с разработкой и использованием научно-методической продукции в целях совершенствования культурологического подхода в образовании.

Библиографический список

1. Бабошина, Е В. Целевые ориентиры базовых моделей образования в профессиональной подготовке учителя как условие сохранения культурно-педагогического наследия / Е.Б. Бабошина // Культура. Власть. Общество: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург 10-11 декабря 2002 г. - Екатеринбург, 2002. - 154 с.

2. Бенин, В.Л. Мозаичность культуры — новый фактор, определяющий динамику образования / В.Л. Бенин, Е.Д. Жукова // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: тез. докл. IV Научно-практической конференции, Екатеринбург. 20-21 февраля 2006 г. - Екатеринбург: Изд-во рос. гос. нроф.-пед. уи.-та. 2006. - 651 с.

3. Библер, B.C. Or наукоучення к логике культуры. Два философских введения в XXI век / B.C. Библер. - М., 1991.

4. Концепция модернизации российского образования па период до 2010 года // Директор школы. - 2002. - Na 1. - С. 97-126.

5. Назнпов, P.M. Культурологическая модель образования: способы ее реализации в средней школе / P.M. Назипов // Культурологический подход в образовании: материалы 111 Всероссийской научно-практической конференции 1 марта 2003 года. - Екатеринбург, 2003. - 176 с.

6. Умникова, Е.Л. Культурологический подход в образовании: состояние, проблемы и перспективы развития в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга / Е.Л. Умни кова // Культурологический подход в образовании: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 26 февраля 2005 года. - Екатеринбург: Гриф. 2005.-312 с.

7. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие / В.Н. Гу ров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галинина и др. - М., 2004. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.