Научная статья на тему 'Культурологическая миссия современной гимназии'

Культурологическая миссия современной гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шубина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологическая миссия современной гимназии»

УДК 373.9

Н. А. Шубина

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГИМНАЗИИ

О а последние десять лет в стране произошли серьезные изменения. Россия стремится стать страной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономику и создающим правовое государство, в котором на первом месте должен стоять человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности, человек высокой культуры. Для этого была необходима новая мировоззренческая, прежде всего этическая, парадигма [1. С. 4—10]. Осознание этой необходимости привело не только к созданию такой парадигмы, вернее парадигм, оно привело к пониманию необходимости формирования миссии каждого конкретного образовательного учреждения в контексте новой парадигмы и новых требований к человеку будущего.

Ценность человеческой жизни, онтологическая полнота человеческого бытия, социальность, духовность, осознание себя как необходимой части целого — единого человечества — вот ценности новой этической ориентации. И именно эти ориентации должны стать наполнением культурологической миссии современной гимназии.

В словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона [2] миссия определяется как посылка проповедников (миссионеров) в нехристианскую среду с целью распространения христианства. В трактовке современного менеджмента миссия выражает предназначение организации [3. P. 60] и задает области конкуренции; стратегическое намерение; компетентность персонала и конкурентные преимущества; основные заинтересованные группы. В соответствии с существующими в бизнесе подходами [Ibid] миссия должна отвечать следую-

щим требованиям: отражать сущность организации; фокусировать энергию всей организации и ее потребителей на достижение единой цели; быть правдивой; пробуждать положительные эмоции; быть амбициозной и в то же время простой и практичной; быть краткой; содержать в себе ответы на следующие вопросы: что собой представляет организация и кто ее клиенты; чем она занимается; в каком направлении она развивается? Отвечая на первый вопрос, сразу приходится столкнуться с дилеммой: гимназия занимается оказанием образовательных услуг или развитием личности? От ответа на эти вопросы зависит политика гимназии в отношении своих учащихся и выпускников, а также педагогов и сотрудников.

Обычно миссии определяют организации, действующие в сфере производства и экономики [4]. Для социальной сферы и тем более для учреждений образования такой подход пока весьма не характерен. Чаще они формулируют задачи деятельности и почти никогда не говорят о миссии. Лишь в последнее время стало «модным» говорить о миссии в вузовской среде. Миссия же современной гимназии представляет собой вопрос, если не совсем открытый, то, по крайней мере, мало исследованный.

Обычно миссии формулируются в созидательном направлении как, например миссия Honda: «Мы превращаем мечты о завтрашнем дне в реальность» [5]. Примерами миссий, отвечающих классическим нормам, можно считать миссии IBM и Государственного университета управления (Россия) [6].

Большинство российских университетов свои миссии формулируют, исполь-

зуя существительные для описания либо текущего состояния («подготовка... специалистов», «подготовка менеджеров»), либо непрерывного статического процесса. Зарубежные университеты в своих миссиях используют глаголы или причастия для подчеркивания динамики деятельности («будет стремиться.», «обязующийся» и т. п.) [7].

Университеты часто выделяют в своих миссиях 3—4 основных направления деятельности. Обычно, это образование и обучение (иногда добавляют преподавание), научные исследования, развитие внутриорганизационного потенциала университета, а также деятельность на благо региона, местной коммуны, промышленности и бизнеса. Существует практика дополнения миссии перечнем так называемых «политик», детализирующих миссию в более узких областях [8].

Основываясь на рассмотренных примерах миссий университетов, можно сформулировать следующие «правила» по их разработке. Миссия должна определять то, к чему образовательное учреждение стремится в данный момент. Миссия должна нацеливать на действие, а не на констатацию факта или процесса. Миссия и видение, определяя сферу деятельности, например, гимназии, должны включать: выбор модели выпускника; выбор направлений образовательной деятельности; выбор направлений развития воспитательной системы; выбор социальных партнеров и направлений интеграции гимназии с социумом.

Среди других составляющих стратегии миссия должна обладать наибольшей стабильностью в долгосрочном плане. Формулировка миссии не должна ограничивать возможности гимназии по максимизации текущих тактических выгод.

Миссия должна быть доведена до сведения и осознана каждым сотрудником, учителем и учеником.

Определив некоторые посылки к тому, какой должна быть миссия гимназии

сегодня, остановимся подробнее на том самом выборе приоритетов развития гимназии, которые в ней заключаются.

Современное образование становится настолько весомым фактором не только культурного, но и ноосферного развития, что вопрос о характере его организации, степени научной обоснованности приобретает глобальную значимость [9. С. 89— 22].

Образование играет огромную роль в передаче культурных ценностей, традиций, идеалов. Однако сегодня ни содержание, ни методы образования не отвечают современным требованиям. Уже сейчас можно говорить об отставании всей системы воспроизводства знаний от мирового, о потере необходимого уровня социализации молодежи, о кризисе воспроизводства субъектов-носителей национальной культуры.

В сфере образования все чаще проявляются негативные социокультурные тенденции и проблемы [10. С. 3—8]:

• недостаточный культурный уровень части учащихся и их семей;

• низкий уровень культуры общения в среде детей и взрослых;

• недостаточно высокий культурный потенциал части учительства;

• недостаточное взаимодействие учреждений образования и культуры;

• низкий уровень культурной грамотности выпускников школ, которые в дальнейшей жизни не смогут обеспечить своим трудом необходимую культуру современного производства и достойное качество жизни. Одна из задач изменения системы общего образования — повышение общей культуры, ее уровня и качества в педагогических коллективах, образовательном процессе.

«Растущие объемы знаний и новые технологии, — подчеркивает Ф. Майор, — не обеспечивают решения всех стоящих перед нами задач. Необходима еще и мудрость, которая добавляет к

теоретическим знаниям и к их практическому приложению осознание конечных целей человеческой жизни, социальной организации, целей, выходящих за рамки обычного знания, государственных границ и социальных различий между группами и классами.» [11]. Вот почему сегодня проблемы развития науки и образования включены в перечень национальных приоритетов.

Характерными тенденциями совершенствования российского образования в последние 10—15 лет становятся создание образовательных учреждений новых типов и видов, их конкуренция и интеграция на рынке образовательных услуг; введение новых видов содержания образования, внедрение новых образовательных технологий.

Происходит переосмысление целей и задач образования, создание многоукладного образовательного пространства, демократизация, предполагающая избавление от монополий государственного образования и автономию образовательных учреждений; идет процесс разработки новых образовательных моделей и школ. В целях перехода от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно ориентированной детоцентристской модели были сформулированы стратегические ориентиры развития образования, среди которых на ведущую позицию претендует тенденция формирования вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития [12]. В основе этой тенденции лежит так называемая культурологическая модель образования.

Культурологическая модель образования в современной педагогической практике имеет несколько путей реализации. Первый из них — гуманитаризация образования. На сегодняшний день это наиболее распространенный вариант реализации культурологических идей в образовании. Его можно было бы назвать предметно-историческим или

предметно-культурным. Он не меняет традиционный способ обучения, по сути является просветительским и, безусловно, имеет право на существование. Другой вариант реализации культурологической модели связан с идеями педагогической антропологии и гуманной педагогики. В основе этих идей — принцип приро-досообразности в образовании. Это направление в педагогике можно связать с именами Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, В. А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессори, Р. Штейнера, К. Роджерса, А. Маслоу, В. А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили и др. Перенесение центра внимания с объекта познания на его субъект, создание возможностей для самоактуализации личности ребенка, провозглашение идеи ненасильственной педагогики нашло в начале 90-х годов много сторонников среди педагогов и директоров школ, стремившихся к изменению советской системы образования. К сожалению, на сегодняшний день эти идеи и школы оказались слаботехнологичны и мало адаптированы к современным требованиям постиндустриального общества. Поэтому они не получили широкого распространения в российской педагогической практике. Но идеи антропологической педагогики, развивая принцип природосообразности в образовании, оказывают серьезное влияние на трансформацию мировоззрения педагогического сообщества. Поэтому периодически возникают как бы новые модели школ: школа-парк, здоровьесберегаю-

щие технологии, природосообразное воспитание и т. д.

Идеи антропологической педагогики очень близки к идеям культурологического образования, и все же у них есть существенное отличие. Антропоцентризм этого направления в педагогике не позволяет до конца реализовать принцип культуросообразности, а значит, нередко дети, прошедшие обучение, например, в вальдорфской школе, ока-

зываются неконкурентоспособны в современном социуме.

Гармоничное сочетание принципов природосообразности и культуросообраз-ности, адекватность способов обучения уровню современной культурной и научно-технической картины мира, стремление выстраивать диалог с субъектами образовательной деятельности, формирование системного мышления и гуманистического мировоззрения — это те принципы, на которых строится культурологическая модель образования. На наш взгляд, эта модель имеет большие перспективы в образовательном пространстве XXI в.

Культурологическая модель школы стоит на стыке двух ключевых наук нашего времени — социологии и педагогики — и базируется на философском отношении к культуре.

Основные черты такой модели школы [13. С. 14—17]:

• во-первых, открытость современному научному знанию;

• во-вторых, главной целью обучения должны быть не количественные характеристики знания, а качественные характеристики интеллекта ученика, такие, как умение работать с новой информацией, самостоятельно решать проблемы собственного «знания — незнания» и т. д.;

• в-третьих, способность к диалогу, толерантности и т. п.;

• в-четвертых, гуманистические отношения субъектов образования.

Еще одной особенностью культурологического подхода в образовании является обретение целостной интуитивносмысловой причастности субъекта к постигаемому предмету.

Говоря о моделях культурологических школ, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на миссии современной гимназии в контексте культурологической парадигмы. Мы неоднократно уже выносили на обсуждение исследователей проблему современного отечественного гимназического образования. Поэтому

еще одно категориальное отступление мы сделаем для того, чтобы остановиться только на тех позициях, которые будут нам полезны в рамках реализации культурологического подхода.

Педагогический энциклопедический словарь понятие «гимназия» [14] определяет как среднее общеобразовательное учебное заведение (обычно гуманитарно-филологического направления).

История гимназического образования уходит своими корнями в древнюю античность [15], расцвет — приходится на Средние века [16]. На Руси учебные заведения гимназического типа существовали также очень давно [17].

Источники по истории российской школы, отвечая на вопрос «Что такое гимназия?», отмечают, что в дореволюционной педагогической традиции гимназия была не просто школой «с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля».

В своем «Проекте регламента Академической гимназии при Московском университете (1758) М. В. Ломоносов писал: «Гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам.» [18. С. 477—478].

Самостоятельную свою историю как тип учебного заведения гимназии России ведут с 1804 г. Во второй половине XIX в. гимназия уверенно вошла в образовательное пространство России и заняла в нем ведущее место.

Вся история российской гимназии, дававшей среднее общее образование, свидетельствует, что в разные периоды времени существовали различные взгляды на его содержание. Но в российской дореволюционной педагогической традиции изучение естественнонаучных и гуманитарных дисциплин не противопоставлялось другим важным составляющим российской культуры — религиозным, духовным и нравственным ценностям. Поэтому и гим-

назическое образование строилось по принципу «религия и наука», а не «наука против религии» [19; 20].

Итак, российская гимназия отражала многовековые традиции прежде всего православной культуры России [21]. А это, в свою очередь, с неизбежностью указывает на то, что на протяжении всей истории гимназического образования ему характерен был культурологический подход. Сохраняя свои лучшие образовательные и воспитательные традиции, современная российская гимназия должна, прежде всего, формировать у современной личности систему значимых культурных ценностей и новых жизненных установок.

В плане реализации и развития культурологической миссии представляет значительный интерес опыт работы гимназий и лицеев г. Екатеринбурга и Свердловской области, который неоднократно обобщался на научно-практических конференциях и семинарах, посвященных обсуждению модели культурологического образования [22. С. 3—8].

В первую очередь, эта работа направлена на сохранение лучших традиций отечественного образования, усиление развивающей, личностной и практической ориентации его содержания и организации, предусматривающих самоопределение и культурную самоидентификацию субъектов образовательного пространства.

Как отмечали многие представители гимназического образования, культурологическая миссия может быть обеспечена:

• соответствием содержания образования культуре своего времени;

• соответствием способов образования современному уровню культуры;

• соответствием содержания и образовательных технологий психологовозрастным особенностям обучающихся;

• условиями формирования системного мышления и мировоззрения обу-

чающихся, позволяющими осуществлять осознанный выбор жизненного пути и обрести в конечном счете подлинный смысл своего существования на основе способности к диалогу, толерантности, открытости современному научному знанию. Иными словами, образование нуждается в обретении культурологического смысла. Это наилучшим образом согласуется и с идеями практико-ориентиро-ванного подхода, направленного на формирование социальной компетентности обучающихся как «потенциальной готовности решать задачи со знанием дела».

Безусловно, всего этого невозможно достигнуть, если рассматривать культуру как «довесок» к учебному процессу, а не системообразующий фактор, пронизывающий и определяющий его содержание. Поэтому простое количественное увеличение учебных часов на изучение культуры и искусства, часто рассматриваемое как «приобщение к культуре», не имеет отношения к реализации культурологического подхода в образовании. К сожалению, проблема упрощенного толкования некоторыми руководителями образовательных учреждений этого понятия все еще имеет место и нуждается в дальнейшем обсуждении.

Дело в том, что культурологический подход в образовании предполагает выбор стратегии системных изменений, затрагивающей все элементы системы образования, педагогической системы образовательного учреждения и системы управления.

Этапами развития культурологического подхода в образовании были:

• введение образовательного предмета «Культурология» в учебные программы всех высших учебных заведений России;

• разработка Министерством образования и науки РФ нового содержания ряда учебных дисциплин на культурологической основе;

• утверждение Базисного учебного плана Свердловской области, национально-региональный компонент которого построен на культурологических принципах;

• разработка и утверждение ГОС (национально-региональный компонент) Свердловской области, ориентирующего образовательные учреждения на создание целостной модели образования, основанной на системном знании как важнейшем элементе культуры личности.

Пионером в реализации и развитии культурологического подхода в образовании в Уральском регионе по праву является Муниципальное общеобразовательное учреждение высшей категории гимназия № 212 г. Екатеринбурга, созданное в 1992 году практически сразу вслед за открытием в Москве первого в стране общеобразовательного учреждения аналогичного профиля.

Уникальный опыт культурологического образования представлен в разнообразных программах, учебных курсах и технологиях, реализуемых в гимназиях Екатеринбурга и Свердловской области.

Так, в Екатеринбурге активно внедряются авторские учебные программы, направленные на диалогизацию обучения, развитие восприятия, воображения, продуктивного мышления, творчества, эмоциональной сферы учащихся. Среди них образовательная программа «Образ и мысль». На основе программ для детей дошкольного возраста «Весточка» и «Наследие» организованы занятия кружка «Горница», где в сюжетно-ролевых играх проживается целый исторический период, осваиваются элементы русских народных художественных ремесел. Во многих детских садах города средством приобщения к культуре становятся русские народные праздники. Формированию личности, обладающей коммуникативной, языковой и культуроведче-ской компетенциями, способствует про-

грамма «Школьник и театр», которая в течение последних лет была апробирована в гимназии № 5.

Образовательная программа «Русь мастеровая» Дома детского творчества поддерживает и освещает многообразные учебные программы по освоению традиционной культуры в системе внешкольного и дополнительного образования.

Авторская программа учителя ИЗО и черчения гимназии № 120 Л. А. Банных «Техническая графика и основы художественного конструирования» становится конкретным инструментарием по освоению учащимися закономерностей искусственного мира, созданного человеком — мира архитектуры и дизайна.

На культурологический результат направлены и формы организации образовательного процесса. Интегрированные уроки «Русская старина», «Вокруг света под Андреевским флагом», «Серебряный век в русской культуре» формируют ценностное восприятие мира, культуры, понимание связей между предметами.

Программа «Средний Урал: про-

странство культуры» помогает педагогам лицея № 110 дать представление об особенностях жизни людей в данной гео-культурной среде, связать жизнь конкретного человека и возможности его творческой самореализации. А экскурсионно-поисковая деятельность позволяет не только осязаемо представить соци-культурное пространство, расширяя его до границ области, но и создает реальные предпосылки для освоения региона как целостного историко-культурного образования.

Разнообразие культурно-познавательных потребностей современного ребенка должно осознаваться уже в начальной школе. В связи с этим в курсе «Естествознание» вместе с ребятами разрабатывается своеобразная карта наблюдения и изучения культурно-образовательных центров города. Особое значение приобретает умение учащихся проводить са-

моанализ посещения того или иного учреждения культуры, осознавать, насколько были достигнуты цели, которые ставил ребенок, участвуя в его работе.

Помочь старшеклассникам сориентироваться в современном социокультурном пространстве, обрести собственное место в обществе призвана программа «Художественная культура Урала», которая включена в учебный план большинства общеобразовательных учреждений Екатеринбурга.

Изучение педагогического потенциала российского гимназического образования позволило учительскому коллективу гимназии № 211 сформулировать шесть классических идей, которые легли в основу модели их образовательного учреждения. Из года в год растет участие детей в культурно-образовательных путешествиях по родному краю и странам ближнего и дальнего зарубежья, реализуются так называемые «погружения в культуру» изучаемой исторической эпохи или страны. Так, в общеобразовательных учреждениях № 213, 198, 202 в течение 10 лет организуются учебные поездки учеников 7—8 классов. Поездки превратились в учебный проект, суть которого — рассмотрение своеобразия культурно-исторического пространства России с разных точек зрения (истории, архитектуры, культуры, литературы) и постижение истоков, основ русской духовности, менталитета, национальной идеи. Общеобразовательные учреждения Екатеринбурга находятся в постоянном поиске новых форм, направленных на приобщение подрастающего поколения к художественным ценностям. Стало доброй традицией активное сотрудничество екатеринбургских педагогов с музеем изобразительных искусств. Действенным фактором общекультурного прогресса общества становятся иностранные языки. Они открывают учащимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству народа, повышают уровень их гуманитарного образования.

Культурологический подход в образовании находит все больше своих сторонников. Среди учреждений г. Екатеринбурга, имеющих свою концептуальную идею и культурологическую направленность, можно назвать следующие:

• гимназия № 99 — специализируется на гуманитарном направлении и является образовательным учреждением с углубленным изучением иностранного языка;

• гимназия № 210 «Корифей» — занимается продвижением технологий гуманитарного образования, апробируя различные педагогические подходы; внедряет социально-форми-рующую модель школы, включающую технологии социально-ориентированного образования и др.;

• гуманитарный центр «Театр» — реализует модель школы творческого развития и саморазвития личности ребенка в период детства;

• гимназия № 94 — специализируется на подготовке педагогов вероятностного образования в условиях открытых культурно-информационных сред города и др.

Соответствие данных образовательных учреждений статусу гимназии, лицея или центра выражается прежде всего в культурологической направленности содержания образования, формах организации образовательного процесса и, конечно же, в технологиях обучения, среди которых выделяются когнитивные, деятельностные, творческие и аксиологические технологии.

Важное место в системе культурологического образования Екатеринбурга занимает и наша гимназия № 108.

Комплексный подход к формированию воспитывающей образовательной среды в гимназии позволяет решать как общие задачи создания механизма развития образования на уровне конкретного образовательного учреждения, так и более част-

ные, но не менее значительные, такие как этнокультурное воспитание.

В гимназии обучаются дети 13 национальностей. Для них создана поликуль-турная образовательная среда, способствующая становлению социально активной творческой личности, опираясь на культурные, духовные, национальные традиции представленных народов.

Замечательной формой полиэтнического образования является школьный театр. С одной стороны, театр позволяет сфокусировать вокруг себя множество творческих мастерских: историко-

этнографический костюм, архитектуру, предметы быта в оформлении сцены, музыку и пение, сценическое мастерство, танец. А с другой — ввиду своей познавательной направленности, театр требует от участников серьезной теоретической подготовки. Наличие общей цели сплачивает детей и дает им возможность пожить в образе представителя другой национальности и, как правило, изменяет систему этнических стереотипов.

Здесь успешно ведется тренинг межэтнического общения, широко используется работа с источниками (архивными документами), анализируются фольклорные произведения, расширяется диапазон народоведческих интересов (этноэкология, этнолингвистика, этно-музееведение). Наш театр известен не только в городе Екатеринбурге, но и далеко за пределами Уральского региона.

Через организацию культурного досуга мы успешно решаем задачи вовлечения детей и взрослых в различные совместные виды деятельности, создаем условия для общения в объединениях, клубах в процессе реализации творческих проектов.

Так, например, мы создали клуб для родителей гимназии «Счастливая семья», клуб для бабушек и дедушек «Мудрость века — утру жизни», семейный клуб интернациональной дружбы «Радуга», воскресную школу для детей и родителей нерусской национальности,

создаем музей народного декоративноприкладного искусства, где предусмотрено знакомство детей с народными промыслами, декоративно-прикладными видами искусства, творчеством национальных художников и музыкантов, а также исполнение народных песен и танцев.

В образовательном процессе находит применение модульная структура национально-регионального компонента. Отдельные темы, отражающие этнокультурное своеобразие, интегрированы в учебные дисциплины, например: «Музыка» — народные песни славян и народов Кавказа; «Изобразительное искусство» — китайская живопись, гжельская роспись и т. д.; «Технология» — украшение костюма, резьба по дереву; «Физкультура» — народные игры, спортивные игры разных народов. В июне 2005 г. мы приняли участие в Первом международном форуме «Русский язык вне России: лингвистический и социально-педа-

гогический аспекты взаимодействия культур», который проходил в Берлине. В августе 2005 г. научно-исследовательский проект «Социально-педагогические условия развития толерантной личности в полиэтнической образовательной среде» был поддержан на совместном заседании Ученого Совета Федерального государственного учреждения «Институт семьи и воспитания» и международной научно-исследовательской лаборатории «Ученые, педагоги — практикам Европы».

Работа по определению и реализации миссии гимназии продолжается.

Таким образом, изучение источников по истории гимназического образования в России и современной практики многих образовательных учреждений повышенного статуса Екатеринбурга и Свердловской области, в том числе опыт гимназии № 198, показывает, что гимназия в российской образовательной традиции — это школа, которая прежде всего воспитывала поколения культурных и образованных граждан.

Большинство гимназий и лицеев наших дней имеют выраженную культурологическую направленность. Налицо становление культуры отношений (педагогических, межличностных, социальных), поддерживаемых и постоянно обогащаемых на основе единства целей, ценностей и традиций каждой школы и социокультурной специфики территорий Уральского региона. Однако говорить о массовом понимании культурологической миссии современной гимназии, а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БРУСЕНЦОВА, И. В. Осознание социо-

культурной ситуации в современной России как необходимое условие успешной реализации исследовательской деятельности / И. В. Брусенцова // Образование в XXI веке : эксперимент и инновации : Сб. науч.-практ. материалов / сост. и науч. ред. А. С. Сиденко. — М. : АПК и ПРО, 2004.

2. БРОКГАУЗ, Ф. А. Энциклопедический

словарь. Современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон.— М. : Эксмо, 2005.

3. GRANT, R. Contemporary Strategy Analysis: concepts, techniques, applications // 4th Ed. Blackwell Publishers, 2002.

4. GOETCH, D. Quality Management: introduction to total quality management for production, processing, and services / D. Goetch, S. Davis // 4th ed., Pearson Education, Prentice Hall, 2003 ; Grant, R. Contemporary Strategy Analysis : concepts, techniques, applications / R. Grant // 4th Ed. Blackwell Publishers, 2002.

5. Миссия Honda: http: //www. honda-corporate. com/

6. МИССИЯ IBM (http: //www. ibm. com/ibm/us/). Миссия http: //www. guu. ru

7. МИССИЯ Университета Кембриджа: http: // www. admin. cam. ac. uk / univ / mission. html. Миссия Ассоциации «Университеты Великобритании»: http: // www. universitiesuk. ac. uk

тем более о системной работе по ее реализации пока не приходится. Необходимо ставить задачи не только по реализации культурологического подхода в образовании, но и изучения и формулирования культурологической миссии каждого образовательного учреждения в контексте новой парадигмы образования человека культуры.

8. МИССИЯ Университета Уорвика: http: // www. warwick. ac. uk / services / agendas / ucp. pdf. Миссия университета Кардифа: http: // www. cf. ac. uk / university / facts / 2visionmission. html. Миссия Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании: http: // www. oub. ru / open /. Миссия Таврического университета: http: // www. ccssu. crimea. ua / tnu / koncept/.

9. БАБОШИНА, Е. Б. Целевые ориенти-

ры базовых моделей образования в профессиональной подготовке учителя как условие сохранения культурнопедагогического наследия / Е. Б. Ба-бошина / / Культура. Власть. Общество. : материалы всероссийской науч.-

практ. конф. — Екатеринбург, 2002.

10. НЕПОМНЯЩАЯ, Т. А. Культурная стратегия образования: опыт Екатеринбургской школы / Т. А. Непомнящая // Культурологический подход в образовании : материалы III всероссийской науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2003.

11. МАЙОР, Ф. Завтра всегда поздно / Ф. Майор. — М., 1989.

12. АСМОЛОВ, А. Стратегия развития образования в России : стенографический отчет / А. Асмолов. — М.: МО РФ, 1994. 16 апреля.

13. НАЗИПОВ, Р. М. Культурологическая модель образования : способы ее реа-

лизации в средней школе / Р. М. На-зипов / / Культурологический подход в образовании : материалы III всероссийской науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2003.

14. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ энциклопедический словарь. — М., 2003.

15. ИСТОРИЧЕСКИЕ предпосылки развития гимназий в России. — М., 2000.

16. АНТОЛОГИЯ педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV — XVII вв. — М., 1985.

17. АНТОЛОГИЯ педагогической мысли

России XVIII в. — М., 1985.

18. ЛОМОНОСОВ, М. В. Полн. собр. соч. —

Т. 9 : Служебные документы / М. В. Ло-

моносов.— М. ; Л., 1955.

19. АВДЕЕВ, А. Закон Божий в дореволю-

ционной гимназии / А. Авдеев // Знание — сила. — 1993. — № 4. ЖУРАКОВСКИЙ, Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России / Г. Б. Жураковский. — М., 1978. ЗЕЙЛИГЕР-РУБИНШТЕЙН, Е. Н. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли / Е. Н. Зейлигер-Рубинш-тейн. — Л., 1978.

УМНИКОВА, Е. Л. Культурологический подход в образовании : состояние, проблемы и перспективы развития в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга / Е. Л. Умникова // Культурологический подход в образовании : материалы IV всероссийской науч.-практ. конф. — Екатеринбург : ИД «Гриф», 2005.

Получено 12.09.06

20.

21.

22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.