сильно -3 ч х ч 3. Далее, применяя формулы (3) и (9), получаем ^х+3|3 - х| + + 1оях+3|3 + х| - 1/4(1о§х+3|х - 3|)2 > 2. Так как 0 ч 3-х ч 6, 0ч 3 + х ч 6, -6 ч х -3 ч 0, то все модули «раскрываются» однозначно: ^х+3(3 - х) + ^х+з(3 + х) - :/4(^х+3(3 - х))2 > 2, окончательный вид неравенства 1/4(^х+3(3- х))2 - 1ogx+3(3 - х) + 1< 0. После замены переменной у=^х+3(3 - х) переходим к квадратному неравенству у2 - 4у +4 < 0, решением которого будет единственное значение у = 2. После обратной замены переменной ^х+3(3 - х) = 2, х1= -1, х2 Ф -6 из ОДЗ. Таким образом, ответом (редкий случай!) является конкретное число -1. Остальные неравенства, предложенные на экзамене были аналогичными.
В заключение отметим, что предложенный подход отнюдь не нов «идейно», так как неоднократно упоминается в ряде источников, например в [5]. Цель автора в другом - изложить данную методику последовательно, подробно, чтобы она была взята на вооружение не только преподавателями школ, но и абитуриентами и, таким образом, ликвидировать «пробел» в типовых учебниках по математике.
Список литературы:
1. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала математического анализа: учебник. - М.: Просвещение, 2012. - 464 с.
2. Высоцкий И.Р. и др. ЕГЭ 2011: Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. - М.: Интеллект-Центр, 2011. - 138 с.
3. Семенов А.В. и др. ЕГЭ 2013:Математика. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 77 с.
4. Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала математического анализа: учебник (профильный уровень). - М.: Просвещение, 2009. - 368 с.
5. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-пресс школа, 2004. - 640 с.
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© Журавлева В.С.*, Гакаме Ю.Д.*
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «школьная дезадаптация», его содержательная характеристика, уровни проявления. Описаны условия и способы профилактики и коррекции школьной дезадаптации младших школьников.
* Кафедра Педагогики и методики начального образования. Научный руководитель: Гакаме Ю.Д., доцент кафедры Педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук.
* Доцент кафедры Педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук.
Ключевые слова: школьная дезадаптация, медико-биологическая концепция, дезадаптивная концепция, коррекция школьной дезадаптации, профилактика школьной дезадаптации.
Широко распространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятным образом влияет как на детей, так и на взрослых. У школьников отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения со взрослыми и сверстниками, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость, а у родителей - повышенная напряженность, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия и вследствие этого неправильное взаимодействие с ребенком. В последнее время произошла смена акцентов в понимании главенствующих факторов дезадаптации: высоко оценивая значимость фактора биопсихологического, проявляющегося в особенностях психофизического развития детей, ученые ведущее значение придают социопсихологическому фактору. Это связано с резким усложнением социального портрета общества, расслоением социальной структуры, сменой главных жизненных ориентиров общества в целом и отдельных личностей в частности.
Школьной дезадаптацией называют образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений в учебе и поведении, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Это явление достаточно распространенно в настоящее время. Именно это и стало причиной повышенного внимания различных исследователей к данной проблеме.
Существует несколько подходов к определению понятия «школьная дезадаптация», например, М.В. Вроно считает, что школьная дезадаптация к -это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема. Данная точка зрения явно или скрыто определяет отношение к школьной дезадаптации как к явлению, через которое проявляет себя патология развития и здоровья.
По мнению А.А. Северного школьная дезадаптация - это многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям. Эта позиция является выражением социально-дезадаптивного подхода, т.к. ведущие причины видятся, с одной стороны, в особенностях ребенка, а с другой - в особенностях микросооциального окружения, неадекватных условий школьного обучения. В отличие от медико-биологической концепции школьной дезадаптации дезадаптивная концепция отличается тем, что в анализе уделяет внимание социальному и личностному аспектам отклонений в обучении.
Кумарина Г.Ф. утверждает, что школьная дезадаптация - это преимущественно социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам. В качестве пускового механизма формирования школьной дезадаптации анализируется несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить [1].
Школьная дезадаптация проявляется на трех уровнях: социальном (педагогическом) уровне, психологическом уровне и физиологическом уровне.
Социальный (педагогический) уровень развития школьной дезадаптации является наиболее очевидным и осознаваемым для школьных работников. Он обнаруживает себя проблемами ребенка в двух основных случаях -в учении и в освоении новой для него социальной роли - роли ученика. В первом случае при неблагоприятном для ребенка развитии событий его первичные трудности в учении перерастают в пробелы в знаниях, в отставание в усвоении образовательного материала по одному или нескольким предметам, в неуспеваемость частичную или общую и как крайний случай - в отказ от учебной деятельности.
Во втором случае отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшие на основе неуспехов в учебной действительности напряжения в отношениях ребенка с учителем и родителями перерастают в смысловые барьеры, в эпизодические и далее в систематические конфликты, как крайний случай - в разрыв этих личностно-значимых для него отношений [2].
На психологическом уровне возникает чувство тревожности, незащищенности, уязвимости в ситуациях, связанных с учебной деятельностью. Ребенок пассивен на уроке, при ответах напряжен, скован, на перемене не может найти себе занятие. У него появляются и закрепляются различные психозащитные реакции, самоутверждение и самоактуализация часто происходят в противодействии школьным нормам. На физиологическом, самом глубинном, уровне индивидуальной организации человека замыкаются как переживания, обусловленные неуспешностью в учебной деятельности, конфликтным характером отношений, так и непомерные затраты времени и сил на учение [3].
Очевидно, что школьная дезадаптация нуждается в своевременной профилактике и коррекции. Профилактикой называют совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление благоприятного состояния школьника. Профилактика школьной дезадаптации будет эффективной если:
- своевременно осуществлять педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка;
- проводить диагностику готовности к школьному обучению ребенка при поступлении в школу, оценивая потенциальные возможности каждого ученика;
- при необходимости использовать консультативную помощь детского психолога;
- организовать просвещение и подготовку педагогов в области кор-рекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесбере-гательную учебную деятельность.
Коррекция школьной дезадаптации - деятельность, направленная на формирование у человека необходимых психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Эта работа направлена на стабилизацию эмоциональной сферы ребенка со школьной дезадаптацией, снижение тревожности, развитие волевой регуляции и коммуникативных навыков При коррекции школьной дезадаптации применяются индивидуальные и групповые формы работы с психологом: консультации, беседы, тренинги. На занятиях с детьми, имеющими школьную дезадаптацию, используются разнообразные виды психокоррекции: игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия, методы психодрамы, аутотренинга, релаксации, приёмы когнитивно-поведенческой психотерапии.
Проблему школьной дезадаптации, на наш взгляд, следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне. Очень важно для преодоления названной проблемы своевременно применять эффективные методы профилактики и коррекции.
Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2001.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Просвещение, 2005.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
© Лобейко Ю.А.*
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
В основе адаптации при помощи психолого-педагогической поддержки личности лежит устранение противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности
* Заместитель директора по программам дополнительного образования и повышения квалификации, профессор кафедры Педагогики и образовательных технологий, доктор педагогических наук, профессор.