Научная статья на тему 'Профилактика эмоционального выгорания педагога'

Профилактика эмоционального выгорания педагога Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1509
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПЕДАГОГ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Раздобарова О. А., Фоменко Н. А.

В данной статье авторами в полном объеме раскрыто понятие синдрома эмоционального выгорания педагога, этапы его изучения, и специфика проявления, рассмотрено влияние факторов, определяющих уровень здоровья. Далее раскрыт комплекс мер администрации учебного заведения в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания с целью оптимизации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагога»

доступность связи со специалистами в различные временные интервалы) и информационная (наличие у кандидата информации о графике приема специалистов, учреждениях, где могут оказать помощь по проблеме, изменениях в законодательстве и т.д.).

Таким образом, обеспечение психологической безопасности детей в замещающей семье - это сложная, поэтапно построенная деятельность, первым шагом к реализации которой является осуществление подготовки кандидатов в замещающие родители к принятию приемного ребенка в семью и предполагающая высокий уровень профессионализма специалистов, рефлексии психологического состояния приемных детей и результативности подготовки кандидатов.

Список литературы:

1. Бобкин А.Е. Приемная семья: Психологическая диагностика кандидатов в родители / А.Е. Бобкин // Семья в России. - 1998. - № 3, 4. - С. 6-10.

2. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья - институт защиты детства: Методические рекомендации / И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко. - М., 2000. - 55 с.

3. Чуев А. Укрепление семьи возможно только на основе возрождения традиционных ценностей / А. Чуев // Социальная педагогика. - 2003. - № 4. -С. 6-8.

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА

© Раздобарова О.А.*, Фоменко Н.А.*

Кущевский медицинский колледж, Краснодарский край, ст. Кущевская

В данной статье авторами в полном объеме раскрыто понятие синдрома эмоционального выгорания педагога, этапы его изучения, и специфика проявления, рассмотрено влияние факторов, определяющих уровень здоровья.

Далее раскрыт комплекс мер администрации учебного заведения в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания с целью оптимизации учебного процесса.

Ключевые слова профилактика, эмоциональное выгорание, педагог, учебный процесс.

* Клинический медицинский психолог.

* Преподаватель.

Современную школу необходимо рассматривать как пространство заботы о здоровье учащихся и педагогов. Здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ) - это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных условий работы педагогов.

Преподаватели испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд эмоционально нагружен и насыщен стрессами.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье. Синдром «эмоционального выгорания» представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешения стресса на рабочем месте. Поэтому очень важно на ранних стадиях определить развитие этого синдрома и предотвратить печальные последствия такого состояния, а также обучить простым и быстрым средствам профилактики синдрома «эмоционального выгорания». Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики и внедрение соответствующих технологий осуществимо лишь при условии комплексного подхода, позволяющего предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья, что отвечает представлениям о здоровьесберегающем пространстве.

«Синдром эмоционального выгорания» - (СЭВ) удостоен диагностического статуса (МКБ-10^73 - «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью»). Предпосылки возникновения СЭВ, динамика его развития изучается сравнительно недавно как отдельно взятое понятие, например в отечественной науке: Т.В. Форманюк, 1994 г; В.В. Бойко, 1996 г; А.А. Руко-вишников, 2001 г.; М.М. Скучаревская, 2002 г., В.Е. Орел, 1995, 1999, 2005 г; М.В. Борисова, 2003 г и др. В зарубежной науке: G Frendenberger, 1974; L. Hallsten, 1985; С. Maslach, 1978, 1986; L. Richard, R.L. Schwab, 1986 и др.

Достаточно часто феномен «эмоционального выгорания» рассматривается в контексте изучения влияния профессионального психологического стресса - как результат «профессиональной деформации» (В.Е. Орел, 1995 г.; Е.В. Иванова, 2003 г.; М.В. Агапова, 2004 г.).

Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В тоже время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

1. Наследственность - определяет здоровье на 20 %.

2. Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20 %.

3. Деятельность системы здравоохранения - на 10 %.

4. Образ жизни человека - на 50 %.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а поскольку преподаватели большую часть времени проводят на работе, то и здоровье у них на прямую связано с окружающей средой и эмоциональным климатом. Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет (по мнению одних специалистов) и наоборот по мнению других психологов - в группе риска находятся молодые специалисты, не проработавшие 5 лет в образовательном учреждении. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Для эмоционального выгорания характерно 3 фазы развития: «напряжение», «резистенция», «истощение». Для каждой из указанных фаз определены следующие ведущие симптомы «выгорания»:

«Напряжение»:

- Переживание психотравмирующих обстоятельств;

- Неудовлетворенность собой;

- «Загнанность в клетку»;

- Тревога и депрессия.

«Резистенция»:

- Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;

- Эмоционально-нравственная дезориентация;

- Расширение сферы экономии эмоций;

- Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение»:

- Эмоциональный дефицит;

- Эмоциональная отстраненность;

- Личностная отстраненность (деперсонализация);

- Психосоматические и психовегетативные нарушения.

По уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Следовательно, «выгоревший» человек не является здоровым. По определению Н.Е. Водопьяновой «эмоциональное выгорание» - это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным. Мысли: о несправедливости действий в отно-

шении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве. Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться. Эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. Для того чтобы вызвать эмоциональное выгорание должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы (методы управления персоналом) и социально-культурными условиями общества.

Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические.

Административные методы управления персоналом Группа административных методов базируется на применении власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления реализовываются в форме организационного и нормативного воздействия.

Организационное воздействие включает в себя:

- организационное регламентирование (разработка положений о подразделениях, определяющих их функции, права и обязанности, разработка штатного расписания);

- организационное нормирование (разработка различных нормативов, например, трудовых (разряды, ставки), нормативы рентабельности, правила внутреннего распорядка и т.д.);

- организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции методические указания к выполнению работ, рабочие инструкции и т.д.

Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата. Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заключающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Кроме того, существенный инструментарий управления персоналом представляет собой система выплат, надбавок, льгот и т.д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздействия на мотивацию сотрудников. Также к экономическим методам можно отнести элементы социального обеспечения сотрудников (например, оплата питания, проезда, отдыха, предоставление различных видов страхования, в том числе медицинского и т.д.).

Социально-психологические методы управления персоналом основаны на использовании закономерностей социологии и психологии и заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воздействия на отдельную личность используются психологические методы, для воздействия на группу, коллектив - социологические. К наиболее важным результатам применения психологических методов можно отнести минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов и т.д.), управление формированием карьеры на основе психологических особенностей каждого сотрудника, обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры на основе норм поведения и образа идеального сотрудника.

Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельности, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты. Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с персоналом и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения. Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д.

При неэффективном стиле руководства, а также в рамках временного дефицита и отсутствии сплоченного социального окружения возникают предпосылки к формированию эмоционального выгорания. Это состояние в свою очередь приводит к психосоматическим расстройствам. В данных ситуациях оказывается эффективной психологическая поддержка педагогического коллектива в целом так и отдельного работника качестве подготовки стоит провести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики. В частности, можно сообщить такие данные врачей. Подсчитано, что 22 процента людей, посещающих врача, приходят с жалобами психосоматического характера, при этом они занимают до 50 процентов рабочего времени врача. Также подсчитано, что 150 психосоматических больных до начала психологического лечения перенесли 496 курсов консервативной терапии и 244 бесполезные операции. Можно также рассказать о взаимосвязи психологического здоровья и успешной жизни в старости. Административное воздействие может проявляться публичным поощрением педагогов. Можно ввести для этого специальный стенд. Должна проводиться большая работа по сплочению коллектива, причем желательно, чтобы это позволяло учителям выйти из привычной роли: например, участие в спортивном празднике, совместная поездка на природу, в театр. И только когда в коллективе установится атмосфера безопасности, психологам можно опять включаться и предлагать педагогам участие в тренингах.

В связи с тем, что педагогическая работа связана с интенсивным общением с детьми и их родителями, она требует от педагога эмоционально-волевой

регуляции. Поэтому необходимо обучение педагогов приемам аутогенной тренировки, на тренинговых занятиях. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.

Помимо специальных упражнений и занятий, в рамках тренингов, происходит обучение педагогов разделению профессиональной деятельности и частной жизни. С нашей точки зрения, для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь, с целью преодоления стресса, эмоционального выгорания.

Список литературы:

1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009. - 125 с.

2. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: учеб. для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2010. - 347 с.

3. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - М.: ТК Велби; изд-во Проспект, 2009. - 388 с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - М.: Эконо-мистъ, 2009. - 489 с.

5. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2003. - 357 с.

6. Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. - Минск: Кра-сико-Принт, 2010. - 288 с.

7. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб.: КАРО, 2003. - 242 с.

8. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. - М.: АНТИКВА, 2006. -122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.