Научная статья на тему 'Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ'

Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
618
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ / ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПРЕДМЕТНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭТАПЫ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ / ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / A CONDITION OF MENTAL BURNING OUT / INTER-PROFESSIONAL DIFFERENTIATION / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE CONDITIONS OF ACTIVITY / STAGES OF DURATION OF PROFESSIONAL WORK / MENTAL BURNING OUT OF TUTORS OF KINDERGARTENS / MENTAL BURNING OUT OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Л. Н.

Статья описывает исследование состояния психического выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности. Сделаны выводы о связи длительности профессиональной деятельности, ее субъективных и предметных условий с возникновением и генезом состояния психического выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article depicts research of conditions of mental burning out of tutors of kindergartens and teachers of primary comprehensive schools. It is underlined that there is a connection between the duration of professional activity, its subjective and objective conditions and the state of the mental burning out.

Текст научной работы на тему «Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ»

Проблемы практической психологии

Л.Н. Молчанова

Профиль деятельности и состояние психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ

Статья описывает исследование состояния психического выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности. Сделаны выводы о связи длительности профессиональной деятельности, ее субъективных и предметных условий с возникновением и генезом состояния психического выгорания.

Ключевые слова: состояние психического выгорания, внутрипрофессиональ-ная дифференциация, предметные и субъективные условия деятельности, этапы длительности профессиональной деятельности, психическое выгорание воспитателей детских садов, психическое выгорание учителей начальных классов.

В настоящее время исследовательский интерес к проблеме состояния психического выгорания как профессионально-деятельностно детерминированного состояния реализуется в контексте его взаимосвязи с профессиями «помогающего» типа [1-3].

Теоретико-методологическим основанием исследования состояния психического выгорания у педагогических работников с учетом критерия внутрипрофессиональной дифференциации выступила теория В. Д. Шадрикова о функциональной психологической системе деятельности, одним из блоков которой выступает информационная основа как совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности [9]. Принимая во внимание информационные основы деятельности, дифференцирующие предметные и субъективные условия деятельности педагогов с учетом квалификации и профиля образовательного учреждения мы будем рассматривать как ее профиль.

Субъективные условия деятельности воспитателей детских садов, в сравнении с условиями деятельности учителей начальных классов общеобразовательных школ, включают следующие особенности: непостоянность интенсивного рефлексирования условий и содержания предмета деятельности; использование невербальных средств общения во

время занятий с воспитанниками и одновременное отслеживание их дисциплины; высокий уровень самоконтроля и др. Среди субъективных условий деятельности учителей начальных классов общеобразовательных школ выделяют: необходимость постоянной интенсивной рефлексии условий и содержания предмета деятельности; частое, продолжительное и интенсивное общение с различными социальными группами (учащимися, родителями и администрацией школы); высокий уровень саморегуляции; необходимость длительной одновременной фиксации внимания на нескольких объектах (на плане урока, собственной рефлексии, поведении отдельных учеников и всего класса и др.).

К числу предметных условий деятельности воспитателей детских садов относят: постоянно меняющийся контингент воспитанников; усложнение требований к организации занятий и др. Предметные условия деятельности учителей начальных классов общеобразовательных школ, в отличие от условий деятельности воспитателей детских садов, сопряжены с относительно постоянным и одновозрастным контингентом учащихся; большим объемом бумажной работы, связанным с ведением документации (заполнением журналов, составлением отчетов и др.); необходимостью домашней работы по проверке письменных заданий учеников и подготовки к занятиям, осуществляемым во внерабочее время, зачастую в ущерб семейным и личным делам, отдыху и др.

Профиль профессии педагогических работников создает условия для высокого риска возникновения состояния психического выгорания [2; 3; 6-8]. Большинство современных исследователей определяют выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [6; 12].

В исследованиях состояния психического выгорания, посвященных детерминационным аспектам, в частности, его соотносимости с длительностью профессиональной деятельности, наблюдаются противоречивые результаты: в одних исследованиях указана соотносимость нарастания выраженности состояния психического выгорания и длительности профессиональной деятельности [4; 6], в других - отсутствие какой-либо соотносимости [10; 11]. Именно поэтому мы включили в исследовательский контекст изучение влияния длительности профессиональной деятельности на возникновение и генез состояния психического выгорания.

В настоящее время проблема проецирования внутрипрофессиональ-ных различий на возникновение и генез состояния психического выгорания педагогических работников является малоизученной. Известно, что

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

учителя начальных классов имеют более высокий уровень психического выгорания, чем их коллеги, работающие в старших классах [6]. В связи с вышеизложенным целью исследования явилось изучение генеза состояния психического выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности.

Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базах детских садов, а также общеобразовательных школ г. Курса и Курской области были обследованы педагоги указанных структур в количестве 87 человек в возрасте от 22 до 61 года, из них 65 учителей начальных классов общеобразовательных школ, средний стаж профессиональной деятельности которых составил 18,20 ± 7,29 лет. В исследовании также приняли участие 22 воспитателя детских садов, имеющих средний стаж профессиональной деятельности 19,32 ± 11,88 лет. Градация выборки испытуемых осуществлялась по квалификационному критерию и профилю образовательного учреждения с учетом длительности их профессиональной деятельности. При этом были выделены группы, состоящие из воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ с различными этапами длительности профессиональной деятельности: до 5 лет, от 5 до 10 лет, свыше 10 лет.

В соответствии с поставленной целью исследования изучение генеза состояния психического выгорания у педагогических работников в контексте профиля профессиональной деятельности осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с использованием методики

В.В. Бойко [1]. Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием пакета прикладных программ «8ТЛТ18ТГКЛ 6,0».

Анализ средних значений показателей состояния психического выгорания указал на наличие следующих результатов: у воспитателей детских садов среднее значение показателя на фазе «напряжение» составило Хср = 34,36 ± 23,46, на фазе «резистенция» Хср = 44,05 ± 18,76, Хср = 40,23 ± 21,42 отмечалось на фазе «истощение». У учителей начальных классов общеобразовательных школ отмечалось среднее значение показателя фазы «напряжение», равное Хср = 43,80 ± 22,28, фазы «резистенция» Хср = 57,20 ± 20,17 и фазы «истощение» Хср =45,94±20,73. Качественный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания и у воспитателей детских садов, и у учителей начальных классов общеобразовательных школ продемонстрировал умеренный уровень выраженности (за исключением фазы «напряжение» у воспитателей, средние значения которой не достигли стадии формирования), что означает факт его возникновения у педагогических работников. Сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания в этих

профессиональных группах на всех его фазах указал на самые высокие значения у учителей начальных классов общеобразовательных школ и на значимость различий в уровнях их выраженности на фазах «резистенция» (иэмп = 291,0 при р = 0,000) и на фазе «истощение» (иэмп р = 431, при р =

0,000). Таким образом, субъективные и предметные условия профессиональной деятельности воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ специфично проецируются на возникновение состояния психического выгорания.

Результаты изучения генеза состояния психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ продемонстрировали следующие общие и специфические тенденции.

1. Наличие значимости различий у учителей начальных классов общеобразовательных школ, в отличие от воспитателей детских садов, между показателями состояния психического выгорания в уровнях их выраженности по фазам «резистенция» и «истощение» у педагогов, чья длительность профессиональной деятельности не превысила 5 лет, а также по фазам «напряжение» и «резистенция», «резистенция» и «истощение» у педагогов с длительностью профессиональной деятельности свыше 10 лет, свидетельствует о несовпадении, а, значит, и несоотносимости указанных этапов длительности профессиональной деятельности с фазами состояния психического выгорания (таблица 1). Другими словами, у учителей начальных классов, в отличие от воспитателей детских садов, не длительность профессиональной деятельности, а преимущественно ее субъективные и предметные условия специфично проецируются на генез состояния психического выгорания.

2. Неравномерный характер развития состояния психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ наблюдается в последовательности и направленности изменения его фаз и характеризуется как общими, так и специфическими особенностями. У воспитателей детских садов, как и у учителей начальных классов общеобразовательных школ, отмечается следующий порядок формирования фаз состояния психического выгорания: первой диагностируемой фазой выступает фаза «истощение» у педагогов с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет. Затем происходит формирование фаз «напряжение» и «резистенция» у педагогов с той же длительностью профессиональной деятельности (таблицы 1, 2).

Таким образом, истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание воспитателей детских садов и учителей начальных

Педагогика и психология

Проблемы практической 40

психологии 4^

Таблица 1

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания воспитателей детских садов

Фаза Фаза Фаза 0 ©

«напряжение» «резистенция» «истощение» (3) 1 1 0

№п/п Этапы

длительности 5В X « 2 я « 3 *

Хср.±8 V со н о т сз * Хср.±8 03 н о т сз * Хср.±8 03 н и 0> т се в с & с I Р" &

1. До 5 лет 1 44,25 ± 29,58 В стадии формирования 54,00 ± 24,83 В стадии формирования 42,75 ± 20,99 В стадии формирования

2. От 5 до 10 лет 2 24,11 ± 12,34 Не сформирована 31,78 ± 12,03 Не сформирована 40,44 ± 22,38 В стадии формирования - - - -

3. Свыше 10 лет 3 40,22 ± 27,55 В стадии формирования 51,89 ± 16,12 В стадии формирования 38,89 ± 23,09 В стадии формирования

и- 2-3 и эмп - 11,5 -

Манна р - 0,010 -

Примечание. 11-критерий Манна-Уитни, р = 0,05; и*эмп < 11кр ;* - значимость различий.

Таблица 2

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния

психического выгорания учителей начальных классов общеобразовательных школ

Фаза Фаза Фаза 3 $

«напряжение» «резистенция» «истощение» (3) 1 1 2

№п/п Этапы

длительности « 2 я я 3 X X 3 X X

Хср.±8 вэ н и 01 В1 ез 'А хср±а РЭ н о 0> т сз в хср±а еа н о а> т сз в и эмп Р и эмп Р

1. До 5 лет 1 59,33 ± 16,20 В стадии формирования 60,67 ± 3,21 Сформиро- вана 41,67 ± 1,53 В стадии формирования - - 0,000* 0,049

2. От 5 до 10 лет 2 49,67 ± 19,25 В стадии формирования 65,00 ± 21,45 Сформиро- вана 56,11 ± 21,99 В стадии формирования - - - -

3. Свыше 10 лет 3 41,92 ± 22,82 В стадии формирования 55,68 ± 20,40 В стадии формирования 44,45 ± 20,81 В стадии формирования 930,0* 0,003 986,5 0,008

Примечание. 11-критерий Манна-Уитни, р = 0,05; и*эмп < 11кр ;* - значимость различий.

Педагогика 40

и психология

Проблемы практической психологии

классов общеобразовательных школ наступает, минуя фазу «напряжение», уже на ранних этапах профессионального становления, что свидетельствует о его дискретности и о выгорании «молодых» специалистов. Пик развития состояния психического выгорания у воспитателей детских садов приходится на период работы длительностью до 5 лет, у учителей начальных классов общеобразовательных школ - на период работы длительностью от 5 до 10 лет.

3. Кроме того, динамика фаз состояния психического выгорания воспи-

тателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ представлена разнонаправленно ( таблицы 1, 2). Так, с увеличением длительности профессиональной деятельности на протяжении всех этапов профессионального становления у воспитателей детских садов наблюдается убывание средних значений фазы «истощение», у учителей начальных классов общеобразовательных школ - фазы «напряжение». У воспитателей детских садов на этапе профессионального становления от 5 до 10 лет происходит уменьшение средних значений фаз «напряжение» и «резистенция» до уровня несформированности, проработавших свыше 10 лет, - увеличение средних значений до стадии формирования. Такое изменение значений фаз «напряжение» и «резистенция» у воспитателей детских садов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет можно объяснить некоторым принятием профессии, переоценкой профессиональных ценностей и своего к ним отношения, временной компенсацией неудовлетворенности профессиональной деятельностью его досуговыми видами и бытовыми заботами (таблица 1). Кроме того, выявленная у воспитателей детских садов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет и свыше 10 лет статистическая достоверность различий в уровнях выраженности средних значений показателей состояния психического выгорания на фазе «резистенция» (и = 11,5 при Р = 0,010) указывает на их значимое изменение, а ее

отсутствие на фазах «напряжение» и «истощение» на протяжении всех этапов профессионализации свидетельствует о стабилизации уровня их выраженности (таблица 1).

4. У учителей начальных классов общеобразовательных школ, имеющих длительность профессиональной деятельности от 5 до 10 лет, в отличие от воспитателей детских садов, на фоне уменьшения психоэмоционального напряжения отмечается усиление, а у учителей, проработавших свыше 10 лет, - некоторое ослабление, сопротивления стрессогенным особенностям педагогической деятельности и уменьшение затрат психоэмоциональных и энергетических ресурсов, проявляющихся в экономии эмоций, а также, в зависимости эффективности общения с учениками от

настроения и субъективного к ним отношения - в негативных установках по отношению к ученикам и выполнению профессиональных обязанностей, в плохом самочувствии, в преждевременном утомлении (таблица 2). Однако на всех фазах состояния психического выгорания и на протяжении всех этапов профессионального становления учителей начальных классов общеобразовательных школ статистическая достоверность различий в уровнях выраженности средних значений показателей выявлена не была, что означает стабильный характер его генеза.

Сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания у воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ с учетом этапов длительности их профессиональной деятельности зарегистрировал статистическую значимость различий в уровнях их выраженности на фазах «напряжение» (Иэмп = 9,0 при Р = 0,005) и «резистенция» (Иэмп = 6,0 при Р = 0,002) у педагогов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет. Полученные результаты свидетельствуют о специфическом проецировании профиля профессиональной деятельности воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ, чья длительность профессиональной деятельности составила от 5 до 10 лет, на генез состояния психического выгорания.

Следовательно, изучение генеза состояния психического выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности позволило сформулировать следующие выводы:

- у учителей начальных классов, в отличие от воспитателей детских садов, не длительность профессиональной деятельности, а преимущественно ее субъективные и предметные условия специфично проецируются на генез состояния психического выгорания;

- генез фаз состояния психического выгорания с учетом этапов длительности профессиональной деятельности носит неравномерный характер, проявляющийся в последовательности и направленности изменения его фаз; истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ наступает, минуя фазу «напряжение», уже на ранних этапах профессионального становления, что свидетельствует о его дискретности и о выгорании «молодых» специалистов;

- профиль профессиональной деятельности специфично проецируется на генез состояния психического выгорания, проявляясь в асинхронной напряженности, связанной с эмоциогенными условиями и содержанием профессиональной деятельности, и сопротивлении ее особенностям.

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

Библиографический список

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.

2. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей: Дис... канд. психол.наук. Нижний Новгород, 2009.

3. Курапова И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов // Психологический журнал. 2009. № 3. Т. 30. С. 84-95.

4. Лукьянов В.В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. Курск, 2007.

С. 100-102.

5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

6. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2005.

7. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Дис. . канд. психол. наук. Ярославль, 2001.

8. Серегина И.И., Щербич Л.И. «Психологическое выгорание» преподавателей вуза: причины и последствия // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. Курск, 2007. С. 140-143.

9. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

10. Baker M., North D., Smith D. Bumout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: J. of Human Behavior. 1997. Vol. 34(1). P. 22-26.

11. Dietzel L. С., Coursey R. D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitation Journal. 1998. Vol. 21 (4). P. 340-348.

12. Maslach C., Jackson S. E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.