Научная статья на тему 'Состояние психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности'

Состояние психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРЕДМЕТНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭТАПЫ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MENTAL BURNOUT CONDITION / PROFESSIONAL SUCCESS / SUBJECT AND SUBJECTIVE CONDITIONS OF ACTIVITY / STAGES OF DURATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

Изучение состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности с использованием теории о функциональной психологической системе деятельности как методологического основания позволяет выявить специфическое проецирование профиля профессиональной деятельности (её субъективных и предметных условий) на его возникновение и генез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present, the problem of studying the origin and genesis of the mental burnout conditions of higher school teachers in the context of professional success (promotion) is undeveloped, which defines both the urgency and the purpose of the present research. Using the theory of the functional psychological system of activity as a methodological basis (V.D. Shadrikov ), the research allowed us to establish the following tendencies testifying to the specific influence of the professional work structure on its occurrence and genesis: 1. Formation of all the three phases of the teachers mental burnout condition is observed at early stages of professional development; and the peak of the burnout is characteristic for the stage of up to 5 years long, except for associate professors. 2. There is a significant difference between the indicators in levels of their evidence at the phases of pressure and resistance, resistance and exhaustion of the mental burnout condition of higher school teachers, which shows the discrepancy of the corresponding stages of duration of their professional activity with its phases and the professional work projection on genesis. 3. The non-uniform character of development of the mental burnout condition of higher school teachers is observed in the sequence of changes of its phases. Higher school teachers and associate professors experience exhaustion of psychoemotional resources and mental burnout missing the phase of tension, which testifies to its step-type behaviour. The exhaustion of the psycho-emotional resources and mental burnout of higher school senior lecturers and professors are connected with the intense conditions and content of their professional activity. 4. Asynchronous dynamics of all the three phases of mental burnout condition is observed in cases when the professional experience of senior lecturers and associate professors is 5-10 years, and is more expressed in the latter. Asynchronous tension is also regular for teachers at all stages of their professional development (unlike senior lecturers), for associate professors whose professional experience does not exceeded 10 years (unlike senior lecturers), for associate professors with 5 to 10, or over 10 years of professional work (unlike professors). Besides, a significantly high asynchronous exhaustion of the psychoemotional resources of young teachers in comparison with senior teachers is registered

Текст научной работы на тему «Состояние психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности»

Л.Н. Молчанова

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Изучение состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности с использованием теории о функциональной психологической системе деятельности как методологического основания позволяет выявить специфическое проецирование профиля профессиональной деятельности (её субъективных и предметных условий) на его возникновение и генез.

Ключевые слова: состояние психического выгорания; профессиональная успешность; предметные и субъективные условия деятельности; этапы длительности профессиональной деятельности.

Изучение проблемы состояния психического выгорания как профессионально-деятельностно обусловленного состояния связано с представителями профессий «помогающего» типа, особое место среди которых занимают педагоги [1-3]. Общие психологические особенности деятельности представителей профессий «помогающего» типа и педагогов, такие как гуманистическая направленность, высокий уровень рефлексии, общение как главный «инструмент» воздействия, высокий уровень самоконтроля и другие рассматриваются в качестве условий возникновения состояния психического выгорания, что создает риск возникновения состояния психического выгорания [1-3]. Следует отметить, что в настоящее время проблема изучения возникновения и генеза состояния психического выгорания педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности является неразработанной, что и определяет одновременно и актуальность, и цель настоящего исследования.

Большинство современных исследователей определяют выгорание как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [4, 5].

Для реализации цели экспериментально-психологического исследования на базах Курского института социального образования (филиал РГСУ), Курского государственного университета были обследованы 88 педагогов указанных структур в возрасте от 24 до 72 лет, имеющих средний стаж профессиональной деятельности 14,31+11,05 лет. Градация выборки испытуемых осуществлялась с учетом профессиональной успешности, под которой понимаем достижение определенного должностного статуса в профессии [6]. При этом были выделены группы из 29 преподавателей, 16 старших преподавателей, 27 доцентов и 16 профессоров.

Изучение генеза состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности осуществлялось в рамках факторного экспериментального плана с использованием методики В.В. Бойко [7], а статистическая обработка результатов - с использованием пакета прикладных программ ЗТАШТГСА 6,0.

В исследованиях состояния психического выгорания, посвященных соотносимости выраженности его фаз с длительностью профессиональной деятельности представлены неоднозначные результаты: в одних исследованиях указана соотносимость нарастания его

выраженности и длительности профессиональной деятельности [4, 8], в других - отсутствие какой-либо соотносимости [9, 10]. В исследованиях генеза профессиональной деятельности представлена его специфика с учетом длительности её этапов [11]. В связи с этим в исследовании реализовано изучение и этого аспекта.

В качестве теоретико-методологического основания исследования состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности использовали теорию В. Д. Шадрикова [12] о функциональной психологической системе деятельности, согласно которой совокупность её дифференцирующих предметных и субъективных условий рассматривали как профиль.

Дифференцирующими особенностями профиля профессиональной деятельности старших преподавателей, в сравнении с преподавателями, являются: организация и проведение учебной, воспитательной и учебно-методической работы по всем видам учебных занятий; осуществление контроля качества проводимых преподавателями учебных занятий; разработка рабочих учебных программы по преподаваемым дисциплинам; комплектация и разработка методических материалов учебно-методического комплекса; оказание методической помощи преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией. К числу отличительных особенностей профиля деятельности доцентов, в сравнении со старшими преподавателями, относят: контроль учебной, воспитательной и учебнометодической работы; руководство, контроль деятельности студенческого научного кружка кафедры; организация, руководство и проведение научноисследовательской работы кафедры; самостоятельный выбор педагогически оправданных методов и средств обучения; посещение учебных занятий, экзаменов и зачетов, проводимых преподавателями кафедры, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

Субъективными и предметными условиями деятельности профессоров, в сравнении с доцентами, выступают: руководство написанием учебных программ, учебников, учебно-методических пособий и других материалов учебно-методического комплекса и подготовка их к изданию; контроль методического обеспечения всех дисциплин; участие в работе вы-

борных органов или структурных подразделений университета по вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета), ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

Попарный сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности указал на наличие следующих общих и специфических тенденций (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Значения средних тенденций показателей состояния психического выгорания педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности (и-критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп<и,ф)

Наименование фазы

Должность Фаза «напряжение» Фаза «резистенция» Фаза «истощение»

Хс„± 5 Качественный Хс„± 5 Качественный Хс„± 5 Качественный

Преподаватель 62,17± 11,32 Сформирована 74,41± 16,03 Сформирована 61,87± 14,53 Сформирована

Старший преподаватель 36,56± 5,82 Не сформирована 72,25± 14,58 Сформирована 48,06± 10,22 В стадии формирования

Доцент 57,89± 20,13 В стадии формирования 72,48± 16,79 Сформирована 56,67± 19,13 В стадии формирования

Профессор 42,06± 9,57 В стадии формирования 69,63± 16,12 Сформирована 52,69± 14,14 В стадии формирования

1. У всех педагогов высшей школы только фаза «рези-стенция» достигла уровня сформированности; в парах «преподаватели» - «старшие преподаватели» только у преподавателей вузов все три фазы состояния психического выгорания достигли уровня сформированости; средние значения фазы «истощения», в отличие от фазы «напряжение», достигли уровня регистрируемых значений; у преподавателей выявлены самые высокие значения состояния психического выгорания, а также значимость различий в уровнях выраженности на фазах «напряжение» (иэмп = 10,0 при р = 0,000) и «истощение» (иэмп = 98,5 при р = 0,002).

2. В парах «старшие преподаватели» - «доценты» и у старших преподавателей, и у доцентов средние значения фазы «резистенция» достигли уровня сформированности, фазы «истощение» соответствуют уровню диагностируемых значений; у старших преподавателей в отличие от доцентов незарегистрированы средние значения фазы «напряжения»; у доцентов обнаружены самые высокие значения всех трех фаз, а также значимость различий в уровнях выраженности на фазе «напряжение» (иэмп = 80,0 при р = 0,001), что свидетельствует о более выраженной у них напряженности.

3. В парах «доценты» - «профессора» у доцентов и профессоров фазы «напряжения» и «истощение» соответствуют уровню диагностируемых значений, а фаза «резистенция» - стадии сформированности.

У доцентов установлены самые высокие средние значения показателей всех трех фаз, а также значимость различий в уровнях выраженности фазы «напряжение» (иэмп = 74,0 при р = 0,0003), что свидетельствует о более выраженной напряженности.

Результаты изучения генеза состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности продемонстрировали следующие общие и специфические тенденции (см. табл. 2-5).

1. Наличие значимости различий между показателями в уровнях их выраженности по фазам «напряжение» и «резистенция», «резистенция» и «истощение» состояния психического выгорания у старших преподавателей высшей школы с длительностью профессиональной деятельности до 5 и свыше 10 лет, у преподавателей и доцентов, чья длительность профессиональной деятельности составила от 5 до 10 лет, свидетельствует о несоот-носимости соответствующих этапов длительности их профессиональной деятельности с его фазами и проецировании её профиля на генез (см. табл. 2-5). Отсутствие значимости различий между показателями в уровнях их выраженности по фазам состояния психического выгорания у профессоров высшей школы свидетельствует о проецировании только длительности профессиональной деятельности (см. табл. 5).

Т а б л и ц а 2

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания преподавателей высшей школы (и-критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп<икр)

Этап длительности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)

.№п/п Хср± 5 Качествен- ный Хср± 5 Качествен- ный Хср± 5 Качествен- ный Иэмп Р Иэмп Р

1 До 5 лет - 1-й 69,07± 9,85 Сформиро- вана 80,21± 14,50 Сформиро- вана 66,71 ±11,64 Сформиро- вана 53,5* 0,041 44,0* 0,013

2 От 5 до 10 лет - 2- й 53,75± 7,32 В стадии формирования 65,63± 16,62 Сформиро- вана 54,50 ±15,80 В стадии формирования - - - -

3 Свыше 10 лет - 3-й 58,00± 9,97 В стадии формирования 72,86± 15,41 Сформиро- вана 60,57 ±16,46 Сформиро- вана - - - -

и-критерий Манна-Уитни 7 Иэмп 9,5* 27,0*

р 0,001 0,048

Иэмп - -

т 1- р - -

* Значимость различий.

Т а б л и ц а 3

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания старших преподавателей высшей школы (и-критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп<икр)

№ п/п Этап длительности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)

Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Иэмп р Иэмп Р

1 До 5 лет -1-й 40,50 ±2,59 В стадии формирования 75,00 ±15,84 Сформирована 50,50 ±12,68 В стадии формирования 0,00* 0,004 4,0* 0,025

2 От 5 до 10 лет - 2-й 34,50 ±4,04 Не сформирована 62,00 ±18,24 Сформирована 40,25 ±10,87 В стадии формирования - - - -

3 Свыше 10 лет - 3- й 34,00 ±7,43 Не сформирована 76,33 ±8,62 Сформирована 50,83 ±4,07 В стадии формирования 0,0* 0,004 0,0* 0,004

и-критерий Манна-Уитни Иэмп 1,5* - -

2- 1- р 0,024 - -

* Значимость различий.

Т а б л и ц а 4

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания доцентов

высшей школы (и-критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп<икр)

№ Этап дли- Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)

п/п тельности Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Иэмп р Иэмп р

1 До 5 лет -1-й 55,0 ±0,00 В стадии формирования 76,50 ±21,92 Сформирована 52,0 ±5,66 В стадии формирования - -

2 От 5 до 10 лет - 2-й 65,25 ±10,32 Сформирована 84,38 ±11,51 Сформирована 65,25 ±19,17 Сформирована 8,0* 0,011 9,5* 0,018

3 Свыше 10 лет - 3- й 54,76 ±23,95 В стадии формирования 66,41 ±16,07 Сформирована 53,18 ±19,48 В стадии формирования - - - -

И-критерий Манна-Уитни Иэмп - 26,5* -

3 - 2 р - 0,016 -

* Значимость различий.

Т а б л и ц а 5

Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей состояния психического выгорания профессоров высшей школы (и-критерий Манна—Уитни, а = 0,05; и*эмп<икр)

№п/п Этап длительности Фаза «напряжение» (1) Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) (1)-(2) (2)-(3)

Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Хср± 5 Качественный Иэмп р Иэмп р

1 До 5 лет -1-й 39,50 ±0,71 В стадии формирования 77,50 ±17,68 Сформирована 55,00 ±7,07 В стадии формирования - - - -

2 От 5 до 10 лет - 2-й 42,50 ±2,12 В стадии формирования 76,00 ±1,41 Сформирована 52,50 ±0,70 В стадии формирования - - - -

3 Свыше 10 лет - 3-й 42,42 ±11,09 В стадии формирования 67,25 ±17,34 Сформирована 52,33 ±16,34 В стадии формирования 9,5* 0,0003 - -

* Значимость различий.

2. Неравномерный характер развития состояния психического выгорания у преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности наблюдается в последовательности изменения его фаз и характеризуется как общими, так и специфическими особенностями. У преподавателей и доцентов высшей школы в зависимости от длительности профессиональной деятельности наблюдается следующий порядок формирования фаз состояния психического выгорания: «истощение» - «напряжение» - «резистенция» у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет (см. табл. 2, 4).

Таким образом, истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание наступает, минуя фазу «напряжение», что свидетельствует о его дискретности. У старших преподавателей и профессоров высшей школы, в отличие от преподавателей и доцен-

тов, генез состояния психического выгорания представлен следующей последовательностью фаз: «напряжение» - «истощение» - «резистенция» у лиц с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет (см. табл. 3, 5). Следовательно, истощение психоэмоциональных ресурсов и психическое выгорание связаны с напряженными условиями и содержанием их профессиональной деятельности.

3. У всех преподавателей высшей школы уже на ранних этапах профессионального становления наблюдается формирование всех трех фаз состояния психического выгорания, причем пик его развития, за исключением доцентов, приходится на этап длительностью до 5 лет (ИОВ = 215,99; ИОВ = 166,0; ИОВ = = 172,0 соответственно), а у доцентов - от 5 до 10 лет (ИОВ = 214,88).

4. Кроме того, динамика фаз состояния психического выгорания преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности представлена раз-нонаправленностью (см. табл. 2-5). Так, у преподавателей и старших преподавателей высшей школы выявлены следующие тенденции: с увеличением длительности профессиональной деятельности до 5 лет наблюдается нарастание средних значений показателей всех фаз состояния психического выгорания, причем у старших преподавателей, в отличие от преподавателей, у которых все три фазы достигают уровня сформированно-сти, только фаза «резистенция» соответствует этому уровню, а средние значения показателей фаз «напряжение» и «истощение» находятся в пределах диагно-стируемости. От 5 до 10 лет у старших преподавателей, как и у преподавателей, наблюдается уменьшение средних значений показателей по всем трем фазам, причем резкое уменьшение до уровня нерегистрируе-мых значений характерно для фазы «напряжение», о чем свидетельствует выявленная статистическая достоверность различий (иэмп = 1,5 при р = 0,024) (см. табл. 3), что можно объяснить временной компенсацией неудовлетворенности профессиональной деятельностью его досуговыми видами и бытовыми заботами, а также на фазе «резистенция» в пределах уровня сформированное™, в отличие от преподавателей, у которых отмечается резкое уменьшение (иэмп = 27,0 при р = 0,048), на фазе «истощение» - до уровня диагностируемых значений (см. табл. 2); при увеличении длительности профессиональной деятельности свыше 10 лет у старших преподавателей, как и у преподавателей, на фазах «резистенция» и «истощение» отмечается некоторое увеличение средних значений показателей, однако в пределах уровня сформированности и диагностируемых значений. Однако, в отличие от преподавателей, у которых наблюдается увеличение средних значений фазы «напряжение» в пределах уровня диагностируемых значений, у старших преподавателей в пределах нерегистрируемых значений отмечается их некоторое уменьшение; у преподавателей, в отличие от старших преподавателей, на протяжении всех этапов профессионального становления происходит резкое изменение фазы «напряжение», о чем свидетельствует обнаруженная статистическая достоверность различий (иэмп = 9,5 при р = 0,001; иэмп = 20,0 при р = 0,030 соответственно) (см. табл. 2).

5. У доцентов, в отличие от преподавателей, выявлены следующие тенденции: с увеличением длительности профессиональной деятельности от 5 до 10 лет наблюдается увеличение средних значений показателей по всем трем фазам до уровня сформированности; с увеличением длительности профессиональной деятельности свыше 10 лет обнаружено уменьшение средних значений показателей всех фаз, которое носит скачкообразный характер на фазе «резистенция» (иэмп = 26,5 при р = 0,016), а на фазах «напряжение» и «истощение» - до уровня диагностируемых значений (см. табл. 4).

6. У профессоров, в сравнении с доцентами, выявлены следующие тенденции: с увеличением длительности профессиональной деятельности от 5 до 10 лет наблюдается увеличение средних значений

показателей фазы «напряжение»; с увеличением длительности профессиональной деятельности свыше 10 лет отмечается уменьшение средних значений показателей всех фаз; однако у профессоров с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет, в отличие от доцентов, зафиксировано некоторое уменьшение средних значений фаз «резистенция» и «истощение», причем изменения средних значений показателей всех трех фаз на всех этапах длительности профессиональной деятельности происходят в пределах уровня сформированности и регистрируемых значений, поэтому носят постепенный характер, о чем свидетельствует отсутствие статистической достоверности различий в уровнях их выраженности (см. табл. 5).

7. Сравнительный анализ средних значений показателей состояния психического выгорания у преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности и этапов длительности их профессиональной деятельности зарегистрировал статистическую значимость различий в уровнях их выраженности в следующих парах: «преподаватели» - «старшие преподаватели»: у специалистов с длительностью профессиональной деятельности до 5 лет на фазах «напряжение» (иэмп = 0,0 при р = 0,001) и «истощение» (иэмп = 12,0 при р = 0,013), у специалистов с длительностью свыше 5 и свыше 10 лет - на фазе «напряжение» (иэмп = 10,0* при р = 0,006; иэмп = 0,0* при р = 0,003 соответственно); «старшие преподаватели» - «доценты»: у специалистов, чья длительность профессиональной деятельности не превышала 5 лет, - только на фазе «напряжение» (иэмп = 0,0 при р = 0,043), у специалистов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет - на всех фазах состояния психического выгорания (иэмп = 0,0 при р = 0,006; иэмп = 3,5 при р = 0,033; иэмп = 4,0 при р = 0,042 соответственно); «доценты» - «профессора»: только на фазе «напряжение» у специалистов, чья длительность профессиональной деятельности составила от 5 до 10 лет (иэмп = 0,0* при р = 0,034) и свыше 10 лет (иэмп = 54,0* при р = 0,033).

Полученные результаты свидетельствуют о специфическом проецировании профиля профессиональной деятельности преподавателей высшей школы в контексте профессиональной успешности на генез состояния психического выгорания, которое проявляется в асинхронной динамике всех трех его фаз у старших преподавателей и доцентов со стажем профессиональной деятельности от 5 до 10 лет, причем более выраженной у доцентов, а также в асинхронной напряженности, более выраженной на всех этапах профессионального развития у преподавателей, чем у старших преподавателей; более выраженной у доцентов, чья длительность профессиональной деятельности не превысила 10 лет, чем у старших преподавателей; более выраженной у доцентов с длительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет и свыше 10 лет, чем у профессоров. Кроме того, у молодых преподавателей в сравнении со старшими преподавателями наблюдается значимое высокое асинхронное истощение психоэмоциональных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каримова А.Р. Особенности коммуникативных качеств личности и их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием учителей: Дис. ... канд.

психол. наук. Казань, 2003. 173 с.

2. Курапова И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов // Психологический журнал.

2009. Т. 30, № 3. С. 84-95.

3. Серегина И.И., Щербин Л.И. «Психологическое выгорание» преподавателей вуза: причины и последствия // Проблемы исследования син-

дрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). Курск: КГУ, 2007. С. 140-143.

4. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2005. 449 с.

5. Maslach C., Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Admini-

stration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 150-151.

7. БойкоВ.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.

8. Лукьянов В.В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы

исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). Курск: КГУ, 2007. С. 100-102.

9. Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: Joyrnal of Human Behavior.

1997. Vol. 34 (1). P. 22-26.

10. DietzelL.C., CourseyR.D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitation Journal. 1998. Vol. 21

(4). P. 340-348.

11. Завалишина Д.Н. Субъект профессиональной деятельности: динамический аспект // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. Москва; Ярославль: Ин-т психол. РАН, 2001. С. 42-64.

12. ШадриковВ.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.