Научная статья на тему 'Профессиональный имидж будущего учителя начальной школы как компонент культуры педагогической деятельности'

Профессиональный имидж будущего учителя начальной школы как компонент культуры педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ЛИЧНОСТЬ / IMAGE / PROFESSIONAL IMAGE / THE PROSPECTIVE TEACHER / THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Наталья Владимировна

В статье сделано попытку раскрыть суть понятия «имидж». Осуществлен анализ основных понятий данной проблемы и обоснована целесообразность имиджа будущего учителя. Подчеркивается роль этого феномена в профессиональном становлении будущего учителя начальной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF FUTURE TEACHERS ELEMENTARY SCHOOL TEACHING AS A COMPONENT OF CULTURE

This paper is an attempt to reveal the essence of the concept of "image". The analysis of the basic concepts of the problem and the expediency of the image of the future teacher. Emphasizes the role of this phenomenon in the professional formation of future elementary school teacher

Текст научной работы на тему «Профессиональный имидж будущего учителя начальной школы как компонент культуры педагогической деятельности»

EDUCATIONAL ASPECT OF PEDAGOGICAL REGIONAL STUDIES AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF PAVLO TYCHYNA UMAN STATE

PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

© 2013

N.S. Pobirchenko, doctor of pedagogical sciences, professor, correspondent member of the national academy of the pedagogical sciences of Ukraine

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: it was found that pedagogical regional studies predetermine the effectiveness of future teachers training, and promote education of patriotism, love for native homeland. Activity directions of research laboratories, centers and institutes were revealed; students' participation in the research divisions' work was characterized and the materials of their research and regional studies work were presented; research works of the university scientific subdivisions' members were analyzed. It was found that regional studies material enriches the educational theory and involve young people in research work.

Keywords: pedagogical regional studies, educational aspect, higher educational institution, scientific research activity.

УДК 371.134

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2013

Н.В. Савченко, аспирант

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье раскрыто сущность понятия «имидж». Осуществлен анализ основных понятий данной проблемы и обоснована целесообразность имиджа будущего учителя. Подчеркивается роль этого феномена в профессиональном становлении будущего учителя начальной школы.

Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, будущий учитель, личность.

Последнее время психолого-педагогическая наука, инновационная педагогика постоянно уделяют внимание вопросам самообразования, самоопределения, самосовершенствования и самодеятельности личности, полагаясь все больше на стремление человека создать себя через свою профессию, через построение жизненной стратегии и планирование профессиональной деятельности. Такое стремление должно выступить основной задачей профессионального образования будущих учителей начальной школы. Привлечение студентов к созданию в воображении образа будущей профессии (результата профессиональной подготовки) может стать побудительной силой, превратиться в целенаправленное формирование имиджа, произвести эмоционально-психологическое воздействие на личность, определить их стремления и поступки.

Формирование профессионального имиджа у будущих педагогов, развитие у студентов способностей к творческой деятельности требует длительного времени и предполагает использование новых подходов к организации учебного и воспитательного процесса в высшей школе.

Проблема имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не рассматривалась. Профессиональный имидж обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности учителя, становится одной из актуальных проблем. В практике педагогической подготовки профессиональный имидж либо не соотносится с педагогической техникой, технологией, либо исключается из культуры педагогической деятельности как ее компонент. Вместе с тем, анализ научных источников и практика подтвердили, что профессиональный имидж является важной составляющей педагогической культуры учителя. Ведущая роль культуры в становлении личности раскрыта в работах русских и зарубежных философов (Н. Бердяев, Д. Лихачев, Ю. Лотман, М. Мамардашвили, В. Розанов, В. Соловьев и др.). Понятие «имидж» определено в работах Р. Арихейма, П. Берда, В. Дилмана, Е. Перелыгиной, Е. Русской, В. Черепановой и др.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что теоретические аспекты формирования имиджа проанализированы в работах известных философов, педагогов, психологов. Сформированы опреде-

ленные направления исследований, посвященных решению указанной проблемы: социально-философский феномен имиджа является предметом исследования И. Черемушникова; теоретико-методологические основы формирования: содержание, функции и мотивацию построения имиджа личности - С. Яндаровой; самоидентификацию личности и профессиональный имидж менеджера-предпринимателя малого бизнеса изучала А. Бирюкова; определены стратегические направления реализации поставленной проблемы, концептуальные основы и практический инструментарий имиджелогии -Г. Почепцов; проблему формирования профессионально важных качеств специалиста в процессе непрерывного образования исследовала Т. Бедяева; дидактические и интеллектуальные игры как средства развития профессионально значимых качеств будущего специалиста -Л. Адреева, Б. Мандель; преодоления деструктивного имиджа будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки - К. Климкович; с позиций профессионально ориентированного подхода роль речевого имиджа в системе профессиональной подготовки специалиста освещены в работах В. Орешкина.

Как видим, проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя уделяется достаточно внимания в научной литературе, но вместе с тем идея формирования профессионального имиджа как ценности и условия становления культуры педагогической деятельности будущего учителя недостаточно изучена в педагогической науке. Педагогический смысл профессионального имиджа в большей степени смещен в сторону внешних атрибутов: речи, манеры держаться, одежды, аксессуаров и т. п.

Цель статьи - охарактеризовать значение профессионального имиджа будущего учителя начальной школы как компонента культуры педагогической деятельности.

Имидж (в переводе с английского - «образ») - это целостное представление о предмете, которое остается в сознании людей, в их памяти. Чтобы исследовать феномен имиджа, обратимся к семантике понятия. Теоретические исследования, исследующие теории имиджа, широко представлены в отечественной и современной психолого-педагогической науке. Феномен имиджа рассматривается наряду с определением понятия образа, структурной теории личности, теории познания и теории социальных взаимовлияний. В зарубежной науке понятие «имидж» соотносят с такими понятиями,

как «Я-концепция», «Я-образ». В основе данных понятий находится не что иное, как образ, представления.

Отметим, что понятие «имидж» возникло в сфере предпринимательства, где рассматривался как основное средство психологического воздействия на потребителя. Однако позже имидж стал одним из основных психологических категорий public relations (связи с общественностью) и вошел в общественную и политическую жизнь. Важное место занимает изучение индивидуального имиджа, являющегося коммуникатором в процессах массовой коммуникации социальных групп (национальных, гендерных, профессиональных и т. д.). Исходя из этого, мы понимаем, что понятие «имидж» активно изучают с позиции различных научных течений. Так, за последние годы было собрано и систематизировано достаточно информации о наполнении понятия «имидж», что способствовало формированию новой научной отрасли - имиджелогии. Имидж блокирует рациональное познание объекта, создает своеобразную социально-психологическую установку влияния. Имидж наиболее эффективно влияет на массовое познание и является основным средством формирования социальных иллюзий, скрывает недостатки и подчеркивает его достоинство. Он может строиться на основе человеческой игры, эмоциональных жизненных ролей, изменяющихся от того, какую социальную или эмоциональную роль человек выполняет или собирается выполнять. Такая формулировка понятия «имиджа» близка к понятию «стратегическая модель поведения», используемого в психологии делового общения (Г. Бороздина). Поэтому стратегическая модель поведения - «это способ поведения человека в определенной ситуации для достижения любой цели» [1, с. 245].

Имидж под влиянием впечатлений способствует выявлению зрительных личностно-деловых качеств человека, выделяющихся через визуально-аудиальную оболочку. Таким образом, именно впечатление о личности, а не оценка выступает как факт деятельности познания в процессе восприятия имиджа [2, с. 13].

В период переосмысления подходов к учебно-воспитательному процессу формирование понятия «имидж» в системе образования приобрело актуальность [3, с. 47]. Ведь главной задачей современного учителя является научить и воспитать новую личность, адаптированную и конкурентоспособную, способную решать сложные проблемы. Поэтому неуспех в деятельности учителя становится препятствием формирования положительного мнения о нем и влияет на эффективность осуществляемых педагогических воздействий. Следовательно, на сегодняшний день возникла необходимость в определении сущности педагогического имиджа как необходимого условия существования учителя в современных рыночных условиях.

Понятие «Я-концепции» исследовали Р. Бернс, Д. Дюркгейм, У. Джеймс, А. Маслоу и др. Связь «Я-концепции» и личностного имиджа рассматривали А. Боровский, Б. Зейгарник, Ч. Кули, Л. Марьяненко, М. Мольц. По их мнению, развитие «Я-концепции» является значительным этапом внутренней психической работы по созданию технологии личности, персональной привлекательности, принятия себя, настрой на позитивное отношение к себе и окружающим.

Р. Бернс определяет имидж как «общее впечатление, которое вы производимое на окружающих. Оно состоит в том, как вы представляете свои идеи, как ведете себя в обществе, как одеваетесь, что говорите и делаете, манеры поведения...» [4, с. 65-67]. Важным, по нашему мнению, есть замечания П. Берда, что имидж должен прочно базироваться на внутренней сущности человека, быть ее отражением.

Социальные факты, по утверждению Д. Дюркгейма, призваны приводить в гармонию наши действия с окружающим миром [5, с. 108-109]. Термин «гармония» включает в себя проблемы согласованности природы,

общества и человека, равновесие, порядок и пропорциональность различных предметов и явлений окружающего мира. Идея гармоничных действий человека с окружающим миром происходит от идеи, провозглашенной Платоном, который определившим понятие «гармония» как совокупность добродетелей человека-гражданина. Гармония может проявляться в ее физическом состоянии, поступках, делах и создаваемых ею произведениях. Единство внутреннего и внешнего содержания человека, провозглашенное философом, исследователи берут за основу сущности индивидуального имиджа и ориентира в процессе его формирования.

Социологи рассматривают имидж как внешний образ, созданный субъектом с целью вызвать определенное впечатление, отношение других людей к себе [6, с. 97]. Психологи считают имидж:

1) как целенаправленно формируемый образ личности, выделяющий определенные ценностные характеристики и призванный произвести эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо,

2) как совокупность внешних и внутренних характеристик личности, формирующих в процессе саморазвития и социализации, общения и деятельности, содержащих систему ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняющих чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и др. [6, с. 134-135].

Таким образом, в философии, социологии и психологии имидж рассматривается как сложный феномен, объединяющий разнообразные факторы (наследственность, среда воспитания, личностная активность человека), это интегрированная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Нам ближе авторы, соотносящие понятие «имидж» с понятием «лицо». Так, П. Гуревич имидж и персонификацию считает синонимами, из которых более обобщенным является имидж [3, с. 171]. Создание имиджа - это подчеркивание личной индивидуальности, сознательного выбора определенного образа. В педагогике имидж будущего учителя начальной школы рассматривается как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения. Причем при формировании имиджа реальные качества объединяются с теми, которые приписывает учителю окружения. На наш взгляд, вне поля зрения исследователей имиджа остается его личностный аспект, оценка значимости, создание которой происходит в рефлексии культуры педагогической деятельности учителя. Ситуативная тревожность, страх показаться смешным, проявить свою некомпетентность, быть негативно оцененным замедляют процессы творческого саморазвития как учителя, так и ученика. Без развитой внутренней рефлексии, осознания истоков своего негативного переживания учитель не может переключиться на мир другого человека (коллег, учеников, родителей), увидеть их проблемы своими глазами. В педагогической деятельности индивидуальный имидж будущего учителя - это условие, средство становления индивидуальности обоих субъектов обучения. Таким образом, имидж в современной науке рассматривается как относительно постоянная категория. Определяя, каким должен быть индивидуальной имидж будущего учителя, способного реализовать задачу становления личности ученика, учитывая вышеупомянутое, заметим, что это высоконравственная личность, гуманист; последнее проявляется в его поступках, языке, в его профессиональной деятельности, его внешний вид базируется на внутренней культуре, кроме того, он находится в гармонии с миром, что отражается на его внешности.

Насколько важен имидж для человека, делающего педагогическую карьеру? Настолько, чтобы стать объектом постоянного внимания. Мы должны знать, что в нашем образе привлекает, а что отталкивает окружающих; за счет чего складывается впечатление о нашей

компетентности, надежности, решительности.

Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей педагогической деятельности:

- имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального продвижения;

- мы верим тому, что видим;

- мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;

- мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;

- хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать -это хорошо для нас.

Как показывает опыт имиджмейкинга, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и - о, чудо! - мы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с нами дело. Однако люди на удивление быстро начинают понимать все наши «хитрости». Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена, потому что имидж - это всегда единство внутреннего и внешнего. «Какой бы имидж мы ни старались явить миру, он, прежде всего, должен быть отражением нашей внутренней сути и прочно базироваться на ней».

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, тает, подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

- высокая самооценка, уверенность в себе;

- вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;

- социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей - жизни»);

- желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж - и вас ждет успех!

Индивидуальный имидж будущего учителя начальной школы мы рассматриваем, как и Л. Волович, и Л. Соколова, в качестве компонента, обеспечивающего целостность культуры педагогической деятельности [2, с. 187]. Проблема имиджа как компонента культуры педагогической деятельности в современной науке не нова (В. Шепель, Л. Соколова и др.). В контексте нашей темы индивидуальный имидж будущего учителя начальной школы - это система личностных качеств (толерантность, тактичность, доброжелательность, любовь к детям, рефлексивность, эмпатия и др.) и психологических средств (вербальных и невербальных, способов общения, позиций, ролей), характерных для будущего учителя начальной школы с целью создания собственного позитивного имиджа в процессе изучения специальных дисциплин. Индивидуальный имидж будущего учителя начальной школы как динамическая характеристика, находящейся в постоянном взаимодействии субъекта - собственника имиджа - с окружением (социальным, естественным, культурным), формируется и развивается в процессе деятельности.

Вопросы профессионального становления личности в психологии раскрывают, основываясь на концептуальных положениях подготовки будущего специалиста в высшей школе (М. Варбан, Л. Возняк, Л. Кондрашова, С. Максименко и др.). Построение педагогической деятельности как культурного явления - это сознательно организованный процесс, базируещейся на основе жизненных планов и программ как системы ценностей и цели личности. Избирательное отношение до освоения

пространства человеческой культуры обеспечивает деятельность, принимающая участие в механизме формирования индивидуального стиля жизни (в том числе и индивидуального имиджа).

Общеизвестным является тот факт, что учителя-клас-соводы показывают, что главное в их опыте - не методы и технологии, а личностная позиция, практическая педагогическая философия, представляющая совокупность моральных, психологических установок по отношению к ученику и самого себя, создают положительный образ учителя в воображении учащихся, определяют успех педагогической деятельности.

В культуре педагогической деятельности гармонично проявляются общая культура личности и культура деятельности. В качестве компонента, обеспечивающего целостность культуры педагогической деятельности, выступает индивидуальный имидж будущего учителя начальной школы. Создание имиджа учителя начальной школы - это длительный и сложный процесс, успешность которого зависит не только от условий и технологий формирования, но и, прежде всего, от собственного представления педагога о себе. У школьников привлекательный учитель ассоциируется с понятиями «хороший», «интеллигентный», «справедливый», «современный».

Поэтому можно утверждать, что имидж - это не самоцель, не огранка, маскирующая истинное лицо человека. Это совокупность всех характеристик, благодаря которым фиксируются лучшие личностные и профессиональные качества носителя и влияющих на эффективность его профессиональной деятельности.

В своем исследовании мы разделяем точку зрения тех ученых, которые рассматривают индивидуальный имидж будущего учителя как компонент культуры педагогической деятельности. Индивидуальный имидж учителя, как один из важных компонентов педагогической деятельности, формируется более эффективно, если: сформирована мотивация студента на профессию учителя; создана инновационная образовательная структура, что обеспечивает непрерывную технологию формирования имиджа; обеспечена активизация субъекта на рефлексию педагогической деятельности. Поэтому считаем, что одной из задач высших учебных заведений нашей страны должна быть направленность педагогической деятельности на осознание студентами необходимости создания и формирования собственного имиджа в процессе изучения специальных дисциплин.

В дальнейшем необходимо проанализировать педагогические условия становления профессионального имиджа будущего учителя начальной школы как компонента культуры педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берд П. М. Подай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа / П. М. Берд. - М.: Амалфея, 1997. - 208 с.

2. Волович Л. А. Педагогическая культурология: Программа интегративного курса для высших педагогических учебных заведений / Л. А. Волович. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1995. - 176 с.

3. Гуревич П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П. С. Гуревич. - М. : Искусство, 1991. - 221 с.

4. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 814 с.

6. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 168 с.

IMAGE OF FUTURE TEACHERS ELEMENTARY SCHOOL TEACHING AS A COMPONENT OF CULTURE

© 2013

N.V. Savchenko, graduate

Uman State Pedagogical University named after Paul Tychiny, Uman (Ukraine)

Annotation: This paper is an attempt to reveal the essence of the concept of «image». The analysis of the basic concepts of the problem and the expediency of the image of the future teacher. Emphasizes the role of this phenomenon in the professional formation of future elementary school teacher.

Keywords: image, professional image, the prospective teacher, the person.

УДК: 373.5.046

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ

УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

© 2013

А.Е. Сиренко, методист лаборатории дошкольного и начального образования, аспирант Института проблем воспитания НАПН Украины

Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников,

Черкассы (Украина)

Аннотация: В статье освещаются основные психолого-педагогические концепции групповой деятельности детей старшего дошкольного возраста в трудах зарубежных и отечественных исследователей, дается их критический анализ.

Ключевые слова: групповая деятельность, старший дошкольник, уверенность в себе, педагогические технологии, воспитательные задачи.

Модернизация национальной системы образования Украины предполагает необходимость акцентирования внимания на создании благоприятных условий для развития творческой, самостоятельной, жизненно компетентной личности ребенка с чувством самоуважения и уверенностью в себе. По мнению С. Власенко, главное требование к современному образованию заключается том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, и рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а должны рассматриваться в контексте одной из основных задач образования - обеспечения максимально благоприятных условий для саморазвития и адаптации [3]. Поэтому одной из приоритетных задач дошкольной педагогики является формирование детей дошкольного возраста как субъектов активной жизненной позиции, способных осуществлять собственный выбор, принимать самостоятельно решения, брать ответственность за свои действия, доверять собственному опыту и возможностям.

В современном мире на фоне ускорения научно-технического прогресса, переизбытка информации повышается роль коммуникативных качеств личности, возможности работать в команде. Поэтому сегодня возрастает значение групповой деятельности как процесса, способствующей проявлению многих качеств личности. В контексте нашего исследования эффективность групповой деятельности в контексте формирования уверенности в себе детей дошкольного возраста подтверждается в педагогических исследованиях, где отмечается, что деятельность является ведущим условием развития личности ребенка.

Проблема групповой деятельности детей раскрыта в исследованиях многих ученых-практиков, которые утверждали, что групповая деятельность способствует становлению личности ребенка, продуктивна в условиях обучения, формирования умений и навыков (Ю. Бабанский, Т. Галкин, И. Гейко, Т. Гор, О. Комар, А. Королев, О. Пометун, И. Чередов, О. Ярошенко и др). Нам импонируют утверждения указанных выше ученых о том, что одной из ведущих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста является общение и игра, предусматривающие групповую деятельность.

Целью статьи является анализ историографических

концепций групповой деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования уверенности в себе.

В энциклопедическом словаре понятие «групповая деятельность» обозначено как «совместная деятельность группы людей, что происходит в условиях их общения друг с другом...» [10, с. 23]. Групповая деятельность - «это специфическая человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями субъекта и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Групповая деятельность - сложный многогранный феномен, компоненты которого образуют определенную структуру, которая формируется во взаимодействии общественных и индивидуальных компонентов под влиянием специфических механизмов внутригрупповой интеграции» [10, с. 25]. В словаре очерчена структура групповой деятельности:

1) постановка цели;

2) принятие решения;

3) планирование;

4) осуществление деятельности;

5) управление и контроль;

6) оценка результатов [10].

В «Базовом компоненте дошкольного образования Украины» утверждается, что «группа - это объединение, которое возникает на основании личных симпатий, эмоциональных взаимоотношений между ее членами. Группу объединяют общие ценности, искренность и открытость отношений, доверие, определенные поведенческие нормы, благосклонное отношение друг к другу (дружба как проявление взаимного доверия, преданности, уважения между людьми)...» [2, с. 14]. Таким образом, в нормативном документе отмечена важность культивирования групповых норм, ценностей, способствующих формированию уверенной в себе личности ребенка.

Анализ ряда научных источников позволил провести контент-анализ понятия «групповая деятельность», который представлен в виде рисунка (см. рис. 1). Благодаря проведенному контент-анализу, понятие групповой деятельности можно трактовать, как совместную деятельность группы людей, направленную на конструктивное общение; педагогическую технологию, направленную на раскрытие личности субъекта, его обучение и воспитание; деятельность, направленную на преобразование внутреннего и внешнего мира человека; объединение,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.