Научная статья на тему 'Сущность понятия «Имидж современного учителя»'

Сущность понятия «Имидж современного учителя» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5636
691
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМИДЖЕЛОГИЯ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА / TEACHER'S IMAGE / PEDAGOGIC IMAGEOLOGY / IMAGE FORMING FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шашауров Дмитрий Леонидович

В статье рассмотрены основные подходы к интерпретации понятия педагогического имиджа. Раскрыты общие механизмы формирования имиджа в профессиональной деятельности, выделена специфика формирования имиджа в сфере педагогической профессиональной деятельности, выделены компоненты и факторы формирования имиджа современного учителя. Рассмотрены основные подходы к формированию имиджа с точки зрения психологии, социологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The substance of the conception “image of a modern teacher”

The article considers the main approaches to the interpretation of the concept of pedagogic image. Common mechanisms of image formation in professional activities were revealed, the specificity of image formation in the professional and pedagogic sphere activity and components and factors of image forming of modern teacher were provided. The main approaches to the image formation from the point of view of psychology, sociology and pedagogy were considered.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Имидж современного учителя»»

Сущность понятия «имидж современного учителя»

УДК 378:17.02

Шашауров Дмитрий Леонидович

Вологодский государственный университет Shashaurov@gmail.com

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

В статье рассмотрены основные подходы к интерпретации понятия педагогического имиджа. Раскрыты общие механизмы формирования имиджа в профессиональной деятельности, выделена специфика формирования имиджа в сфере педагогической профессиональной деятельности, выделены компоненты и факторы формирования имиджа современного учителя. Рассмотрены основные подходы к формированию имиджа с точки зрения психологии, социологии и педагогики.

Ключевые слова: имидж учителя, педагогическая имиджелогия, факторы формирования имиджа.

Современный этап развития системы образования в РФ характеризуется кардинальными изменениями, обусловленными, с одной стороны, сформированными и прочно удерживаемыми традициями советского образования, а с другой - социально-экономическими и политическими условиями, которые дают четко понять, что современная российская образовательная система в силах полноценно функционировать, обеспечивая подготовку конкурентоспособного специалиста.

Усложнение задач образования представляет особую значимость изучения роли имиджа как значимого профессионально важного качества современного педагога.

Несмотря на стремительное развитие, выделение в самостоятельную отрасль, значительное количество публикаций и научных монографий по данной проблематике, возникновение услуг по формированию имиджа, использование достижений имиджелогии в педагогике происходит стихийно.

Отдельные аспекты проблемы формирования профессионально-педагогического имиджа учителя в определенной степени освещены учеными, которые исследовали: психологию индивидуальности (Б. Ананьев, В. Мерлин, Е. Рогов и др.); особенности становления «Я-концепции» личности (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс); концептуальные основы и практический инструментарий имиджелогии (П. Берд, Л. Браун, Ф. Джефкинс и др.); сущность профессионального имиджа специалиста и особенности его эффективной самопрезентации (И. Алехина, В. Бебик, М. Вудкок и др.); формирования педагогического имиджа и «профессионального образа Я» будущего педагога (И. Зязюн, В. Сухомлинский и др.).

В современных условиях развития российского общества имеются характерные для экономики рыночного типа тенденции, учет которых необходим в работе школы нашей страны.

Первая тенденция - расслоение различных социальных слоев в обществе, что приводит к дифференциации обучения в общеобразовательных школах. То есть современные российские школы разнотипны, многофункциональны и свободны

в определении приоритетных направлений учебного и воспитательного процессов.

Вторая - возникновение частных школ и индивидуальных учителей, что создает определенную конкуренцию в сфере предоставления школьных услуг.

Анализ психолого-педагогических источников, посвященных исследованию обозначенных проблем, показывает, что, несмотря на весомые результаты научных изысканий в этих направлениях, вне поля зрения исследователей остаются важные аспекты формирования имиджа современного учителя. Заметим, что эта проблема приобретает особую актуальность для классических университетов, поскольку в них профессиональная теоретическая и практическая подготовка специалистов в области определенной науки превалирует над профессионально-педагогической.

Современный учитель должен уметь сочетать как черты воспитателя (опека, менторство), так и учителя. Это, безусловно, находит отражение в профессиональном имидже педагога, который стал более индивидуализированным.

Учитывая вышесказанное, целью нашей статьи является обоснование актуальности проблемы исследования имиджа современного учителя, выделение основных направлений дальнейшей научной работы над указанной темой.

Процесс формирования личности современного учителя, его профессиональное становление, успешность в педагогической работе зависят от многих общественных и культурных факторов, а также от собственной активной деятельности. Молодой человек, который вступил в высшее учебное заведение, имеет индивидуальные особенности, сформированные под влиянием семьи, школы, жизненных условий и тому подобное. Они проявляются в системе его ценностей, убеждений, интересов, позиций, норм поведения, в отношении к себе, миру, выбранной специальности.

Прежде выясним сущность главных ключевых понятий нашего исследования.

В психолого-педагогических источниках имидж (англ. Image - образ) трактуют как:

- представление о человеке, которое формируется на основе его внешнего вида, привычек, ма-

© Шашауров Д.Л., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

15

ПЕДАГОГИКА

неры говорить, менталитета, поступков и т.д. [9, с. 64];

- образ (лица, явления, предмета), который формируется целенаправленно и должен иметь эмоционально-психологическое воздействие на кого-то с целью популяризации, рекламы и т.п. [10, с. 13].

В основе имиджа лежит реализация личностью своих потенциальных возможностей, то есть реализация «Я-концепции» [2, с. 304]. Имидж не может быть самоцелью, как и не может полноценно функционировать в пределах личности.

Имидж должен обретать собственное существование, становиться отдельной ценностью. Он должен быть основой профессионального развития учителя. Имидж «не рисунок, не калька, не разработанное в мельчайших деталях точное изображение» [6, с. 82], а определенная система составляющих, которая становится основой для формирования впечатления о специалисте.

Как отмечается в научной литературе, внимание к имиджу актуализировалась в последние 20 лет в связи с обострением проблемы выбора, появившегося у людей (выбор товаров и услуг, общественных организаций и партий, руководителей и лидеров), конкуренцией на различных рынках. Чтобы реализовать услугу или товар, привлечь избирателя, успешно конкурировать, организация, предприятие, университет или страховая компания должны обеспечить себе определенный имидж, что подтверждает многолетняя практика [5, с. 45].

Имидж стоит в одном ряду с такими понятиями, как репутация, рейтинг, престиж, известность, авторитет и пр. [3, с. 80].

Для педагогики, и в частности профессиональной, в исследовании имиджа важны такие аспекты: определение педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса; определение критериев и уровней исследования данного феномена; а также выделение рекомендаций учителям по формированию и развитию собственного профессионального имиджа.

Имидж любого объекта - это образ, который может иметь эмоциональный либо рациональный характер, возникать в психике людей - в сфере их подсознания или сознания, в результате восприятия тех или других характеристик объекта, или косвенного, опосредованного на основе восприятия уже оцененного кем-то образа через оценку этого образа, сформированного в психике других людей [10].

Поэтому можно считать, что имидж - это мнение о человеке у группы людей в результате сформированного в психике этих людей образа этого человека, который возник вследствие их контакта с ним либо путем получения о нем определенной информации от других людей [7, с. 47].

В педагогике понятие «имидж» получило свое заслуженное признание.

Имидж учителя - окрашенный экспрессивно стереотип педагога в представлении учащихся, своих коллег, социального окружения.

Социально-психологическое определение имиджа учителя предполагает учитывать его двойственную природу - психологическую и социальную. Будучи образом субъекта для определенной социальной группы, имидж является одновременно и образом этой группы для самого субъекта, т.к. формирование имиджа осуществляется соответственно осознанным или неосознанным представлениям субъекта о характеристике той группы, для которой создается имидж.

Все это побудило к появлению новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. Формирование окрашенного стереотипа образа педагога сегодня становится задачей современного учителя. Ведь, при формировании имиджа учителя его качества, черты органично переплетаются с теми свойствами, которые присущи педагогу.

Имидж педагога оказывает эффективное воздействие на процесс становления личности школьника в современном мире. Можно предположить, что обоснованное научно конструирование имиджа, как важного профессионального качества учителя, эффективно при наличии определенных условий и методов [5, с. 42].

В связи с этим в настоящее время отмечается рост интереса к педагогической имиджелогии - научному направлению, занимающемуся разработкой и использованием теории и практики формирования имиджа педагогов, образовательных учреждений, имиджа системы образования. Большинство отечественных специалистов в этой области, трактуют слово «имидж» как образ [3]. Такая интерпретация исследуемого термина могла бы быть приемлемой, если бы не то обстоятельство, что в нашем языке слово «образ» соответствует нескольким значениям, в том числе таким, наиболее популярным, как: внешний вид; наглядное представление; форма восприятия сознанием; воспроизведение сознанием человека явлений и предметов внешнего мира; характер, состав, направление; способ, средство [1, с. 83].

Имидж учителя определяют как непосредственно или умышленно создаваемое им визуальное впечатление о себе [12, с. 77].

В педагогической науке есть разные подходы к классификации имиджа. В частности, по функциональному подходу выделяют такие виды имиджа:

- личностный - имидж педагога, обусловленный его внутренними чертами и особыми индивидуальными чертами;

- профессиональный - имидж учителя, детерминирован профессиональными качествами;

- желаемый - имидж, к которому стремится учитель;

- зеркальный - имидж, соответствующий его представлению о себе;

16

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Сущность понятия «имидж современного учителя»

Рис. 1. Структура имиджа современного учителя

- корпоративный - имидж школы, вуза, факультета и т. п.

Имидж классифицируют также по другим параметрам. Например, вышеупомянутые виды имиджа (личностный, профессиональный, корпоративный) могут быть как положительными, так и отрицательными.

Структура имиджа учителя является поликомпонентной (см. рис. 1.).

К основным составляющим имиджа можно отнести следующие компоненты:

- внутреннее «Я» (внутренний образ учителя, соответствующий выбранной специальности, который выражается в его профессиональной культуре и мышлении, эмоциональности и творческом настроении, привлекательности и изысканности, внутренней устойчивости и достоинстве, позиции и степени мобилизации и т.д.);

- внешний вид учителя (говорит о его качествах, которые в гармоничном сочетании с педагогическим артистизмом создают положительный образ учителя, способствуют формированию хорошего впечатления и репутации, помогают проявить себя не только привлекательным человеком, но и замечательным педагогом);

- использование учителем вербальных и невербальных средств общения (жесты, мимика, пантомимика, интонация, магия слова, темпоритм речи педагога могут привлекать внимание учеников

к нему, вызывать доверие и настраивать их на активное взаимодействие);

- толерантность (лат. Tolerance - терпеливый) - терпимость к чужим мнениям и верованиям [2, с. 332]. Овладение принципами толерантности возможно при условии применения различных методов воспитания современного учителя в духе терпимости, уважения достоинства другого человека;

- профессиональную компетентность, характеризующую единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности [5].

Создание имиджа учителя - длительный и сложный процесс. Его результативность зависит от предпосылок, условий, специфики и технологий формирования Я-концепции личности и других факторов, которые взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой. Особая значимость в формировании имиджа учителя принадлежит Я-концепции современного педагога [2].

Под Я-концепцией понимают динамическую систему представлений человека о себе, которая охватывает как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценку, собственное восприятие внешних факторов, влияющих на нее [2, с. 321]. Для нашего научного поиска ценны исследования Р. Бернса [2], К. Роджерса, Д. Фрейберга [16]. В частности, Р. Бернс доказал, что наличие у учителя положи-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

17

ПЕДАГОГИКА

тельной Я-концепции положительно влияет не только на его поведение в классе, но и на успеваемость учащихся. Общаясь с человеком, уверенным в своих возможностях, школьники начинают проявлять свои способности в полной мере и приобретают ощущение собственной ценности [2, с. 308].

В результате, технология формирования имиджа учителя в процессе изучения педагогических дисциплин и во время различных видов педагогической практики должна опираться на осмысление и осознание:

- «реального Я» (адекватная самооценка будущим учителем себя, своих личностных черт, поведения, отношения к другим и т.д.);

- «идеального Я» (представление о том, каким должен быть идеальный учитель, какие черты должны быть присущи ему);

- «антиидеального Я» (представление о чертах, которые «срабатывают» не только против самого учителя, но и против учебного предмета, который он преподает, против школы, в которой он работает, против учеников);

- «профессионального Я» (представление и самооценка своих профессиональных качеств, мотивов и ценностных установок, стиля организации педагогического взаимодействия и т.д.).

Для формирования имиджа учителя важное значение имеют следующие компоненты:

- когнитивный - выражает знания и представления педагога о себе (я - талантливый, старательный, коммуникабельный или я - пессимист, неудачник, я - ленивый, раздражительный);

- оценочный, характеризует способность к самооценке того, что он о себе знает (меня это радует, мне это приятно, я этим доволен или меня это не волнует, мне это неприятно, я этим недоволен и т.п.);

- поведенческий, свидетельствующий о том, как ведет себя человек в соответствии с тем, что он знает о себе и как себя оценивает (учитель, уверенный в себе, в начале урока быстро налаживает контакт с учениками, а учитель, не уверенный в себе, во время урока испытывает страх перед классом).

Особенно ярко, по нашему мнению, имидж учителя выражается в феномене педагогического мастерства. Его характеризуют как совокупность знаний, определенных черт личности и способов умственной и практической деятельности учителя, которые обусловливают высокий уровень его профессионализма, способность оптимально решать педагогические задачи [8, с. 62]. Составляющие педагогического мастерства играют важную роль в формировании имиджа современного учителя. В частности, гуманистическая направленность предполагает выработку ряда ценностных установок педагога:

- на себя (саморегулирование, самопрезентация, самоутверждение, самовоспитание, самореализация, самооценка и т.д.);

- на средства педагогического воздействия (воспитательные идеалы, воспитательные мероприятия и др.);

- методы педагогического воздействия (убеждение, личный пример и др.);

- на развитие и формирование личности.

Итак, при формировании имиджа педагога,

необходимо развивать способность к саморегулированию, культуру внешнего вида, культуру педагогического общения, лексическое богатство современного учителя.

Заметим, что для имиджа педагога значимы не только приобретение умений в области педагогической техники, но и постижение других специальных навыков и умений (перцептивных, рефлексивных, суггестивных, эмпатийных т.п.). Отметим также, что имидж современного учителя создается как на основе его реального поведения, так и под влиянием оценочных суждений и мыслей о нем учеников, коллег и других участников педагогического процесса. В этом контексте, по нашему мнению, нельзя недооценивать важность понимания сущности педагогического такта, его составляющих, принципов и условий проявления и тому подобное.

Педагогический такт (фр. Tact - ощущение, чувство) соблюдение педагогического принципа меры в общении с учащимися в различных сферах деятельности, умение найти правильный подход к обучающимся в соответствии с их личностными особенностями [4, с. 413]. На имидж педагога существенно влияют его наблюдательность, внимательность, выдержка, самообладание, гуманность и др. Таким образом, положительный имидж современного учителя определяет ряд естественных и профессиональных качеств. Рассмотрим некоторые из них.

Одним из важнейших профессиональных качеств учителя является наблюдательность. Это способность педагога подробно видеть предмет, объект, что предусматривает целенаправленное и осмысленное восприятие, проникновение в суть явления, определение особенностей и связей между объектами [5, с. 209]. Наблюдательный учитель отличается развитой интуицией и специальными умениями. Он может глубоко заглянуть во внутренний мир воспитанника, понять его душевное состояние.

Коммуникабельность (фр. Communicable - тот, кто соединяется) является важной социально-психологической чертой личности. Она характеризует способность человека к общению с другими людьми [13, с. 164]. Формированию коммуникабельности современного учителя способствует изучение теоретических и практических основ педагогического общения, особенностей невербальной и вербальной коммуникации, основам конфликтологии и т. п.

Существенную роль при формировании имиджа современного педагога играет эмпатийность. По нашему мнению, это не только важная про-

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Сущность понятия «имидж современного учителя»

фессиональная черта, являющаяся фундаментом межличностного взаимодействия, но и личностно значимая черта.

Заметим, что процесс познания педагогом себя, своих воспитанников невозможен без хорошо развитой рефлексии. Под рефлексией (лат. Reflexio -отражение, возвращение назад) понимают способность личности к самоанализу, осмыслению, оценке предпосылок, условий, собственной деятельности [12, с. 248].

Рефлексивность - социально-перцептивная черта, которая формируется в процессе деятельности [13, с. 232]. Она обеспечивает познание педагогом самого себя как профессионала, познание своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний в связи с профессионально-педагогической деятельностью, размышления о себе самом как личности, осознание того, как его воспринимают и оценивают другие субъекты учебного процесса (ученики, учителя и т.д.).

В процессе формирования имиджа современного учителя необходимо уделять внимание гармоничному развитию педагогических способностей (воспитательных, дидактических, коммуникативных, организационных, перцептивных, суггестивных, исследовательских, научно-познавательных способностей, эмоциональной устойчивости, наблюдательности, педагогического оптимизма). Уровень их развития существенно влияет на формирование имиджа педагога.

К факторам, влияющим на формирование имиджа современного педагога, можно отнести следующие:

- во-первых, это сам учитель, который продумывает, какие сведения о себе предоставить;

- во-вторых, значительную роль в улучшении имиджа имеют СМИ;

- в-третьих, его создают и окружающие люди -друзья, родные, коллеги.

В результате изучения проблематики педагогического имиджа современного учителя можем сделать вывод, что в основе его формирования лежит формальная система ролей, которые человек выполняет в своей жизни. Ее дополняют черты характера, интеллектуальные особенности, внешние данные, манера одеваться и тому подобное. Учитывая это, педагогическая техника является не только важным компонентом педагогического мастерства, но и основой формирования имиджа педагога.

В педагогической технике проявляется способность к регулированию собственного самочувствия, умение учителя использовать свой психофизический аппарат, вербальные и невербальные средства коммуникации для воспитательного воздействия на учащихся. Собственно благодаря этим умениям педагог создает свой профессиональный имидж (привлекательность, культуру, приятные манеры и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, профессиональный имидж современного педагога - сложное психолого-педагогическое явление, а потому в перспективе требует подробных исследований, как личностный феномен и как явление создания коллективного образа.

Перспективы исследования имиджа современного учителя мы видим в углубленном изучении конкретных сфер деятельности, формирующей имидж в контексте практики, тесно связанной с формированием социально востребованных типов имиджа и разработкой научных и практических рекомендаций для конкретного типа имиджа. Перспективным также считаем создание алгоритма выделения педагогических условий продуктивного имиджа учителя, изучение динамических аспектов имиджа, что обеспечит педагога необходимым инструментарием на разных этапах обучения и профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - 420 с.

3. Донская Л.Ю. Функции имиджа преподавателя высшей школы // Имиджелогия 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: Материалы IV Междунар. симпозиума по имиджелогии / под ред. Е.А. Петровой. - М.: РИЦ АИМ, 2006. - С. 78-83.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - М.: Харвест: ACT, 2001. - 567 с.

5. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. - 328 с.

6. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. - М.: Просвещение, 1989. - 301 с.

7. Калюжный А.А. Использование психотехник в формировании имиджа учителя // Журнал прикладной психологии. - 2005. - № 6. - С. 45-48.

8. Калюжный АА. Особенности построения профессионального имиджа // Вестник Государственного университета управления. Серия: Социология и управление персоналом. - 2006. - № 3 (19). - С. 59-63.

9. Крысанова О.А. Позитивный индивидуальный имидж педагога // PR в образовании. - 2006. -№ 4. - С. 64-69.

10. Шкурко Н.М. Имидж современного учителя: структура, половозрастные особенности восприятия и технологии формирования: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 22 с.

11. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. - М.: Смысл, 2002. - 527 с.

12. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. - М.; СПб: Питер, 2004. - 316 с.

13. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. А.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 308 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.