Научная статья на тему 'Профессиональные особенности развития личностных качеств сотрудников полиции (на материалах МВД Республики Бурятия)'

Профессиональные особенности развития личностных качеств сотрудников полиции (на материалах МВД Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАПЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ / ПРОФЕССИОНАПЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЧЬНЫЕ КРИЗИСЫ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL STAGES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / DIAGNOSIS / PROFESSIONAL ABILITY / PROFESSIONAL DEFORMATION OF PERSONALITY / PROFESSIONAL CRISES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баирова Туяна Балдановна

Изучены стадии развития профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Установлена связь между изменениями личностных качеств сотрудников и стажем службы в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баирова Туяна Балдановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES POLICE (ON THE MATERIALS OF THE BURYAT REPUBLIC)

Studied stage of professional development of internal affairs. The relation ЬеЫ'ееп changes in the personality characteristics of the staff and the experience of service in the police.

Текст научной работы на тему «Профессиональные особенности развития личностных качеств сотрудников полиции (на материалах МВД Республики Бурятия)»

- партнеры;

- общество.

Очевидно, что расположение в иерархии вышеперечисленных сторон зависит от формы собственности организации. В коммерческой организации интерес владельцев носит преимущественный характер, а интересы общества оказывают минимальное влияние на становление корпоративных ценностей организации. В государственных же учреждениях интересы общества в иерархии занимают одно из важных мест.

Ценности в корпоративной культуре - это ресурс, о котором необходимо помнить, создающий условия для комфортной работы сотрудников, при котором они реализуют свой потенциал.

Литература

1. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. — М.: Политиздат, 1967. -352 с.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986. -223 с.

3. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс. 2003.-485'с.

4. Ильина О.С. Корпоративная культура: тенденции развития и инструменты // Вестник РУДН. - Выпуск 2, сер. Социология. - 2007. - С. 66-70.

14А/2012

5. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник Московского университета. - Выпуск 4, сер. Психология. - 1997. --С. 60.

6. Плаксина Методологические основы формирования корпоративной культуры организации // Вестник ТГУ. -2011.-№3.-С. 127.

7. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. - Киев: Наукова думка, 1987.-132 с.

8. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПБ.: Питер, 2001.-352 с.

9. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом. -2000. -№11.- С.40.

10. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: учебник / пер. с англ. под ред. Т.Ю. Ковалевой. - СПб.: Питер, 2007.-С.45.

11. Харский К.В. Ценностное управление для бизнеса. -[Электронный ресурс]. - http://financepro.ru/business/10049-kharskijj-k. v.-cennostnoe-upravlenie-dlja-biznesa.html.

Кузьмичева Ирина Николаевна, аспирант кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г.Улан-Удэ, е-mail: iritia4you@mail.ru.

Kuzmicheva Irina Nikolaevna, postgraduate student, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, Ulan- Ude, e-mail: irina4you@mail.ru.

УДК 316.354 © Т.Б. Баирова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ МВД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

Изучены стадии развития профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Установлена связь между изменениями личностных качеств сотрудников и стажем службы в органах внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональное развитие личности, стадии развития профессионального становления, диагностика профессиональной пригодности, профессиональная деформация личности, профессиональные кризисы.

T.B. Bairova

PROFESSIONAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES POLICE

(ON THE MATERIALS OF THE BURYAT REPUBLIC)

Studied stage of professional development of internal affairs. The relation between changes in the personality characteristics of the staff and the experience of service in the police.

Key words: professional development of the individual stages of professional development, diagnosis, professional ability, professional deformation of personality, professional crises.

Профессиональное развитие личности нельзя рассматривать отдельно от жизненного пути человека в целом. В своей профессиональной деятельности люди проходят определенные стадии развития, сходные с возрастными периодами в жизни.

В профессиональной деятельности человек проходит сложный путь своего становления. Вначале человек подготавливается к вхождению в профессию, далее осваивает профессиональную деятельность, потом адаптируется к ней и,

Т.Б. Баирова. Профессиональные особенности развития личностных качеств сотрудников полиции (на материалах МВД Республики Бурятия)

наконец, совершенствуется в выбранной профессии [2, с. 70].

Профессиональное развитие личности в литературе рассматривается в совокупности двух процессов: развитие жизненного пути человека и его профессиональное развитие с начала профессионального самоопределения до завершения трудовой карьеры.

Наиболее подробно о стадиях развития профессионального становления и последующей деятельности написано в работах В.А. Бодрова [1,с. 188].

Каждый кандидат на службу в органы внутренних дел проходит стадии развития профессионального становления.

Стадия профессионального обучения с 15-18 до 19-23 лет.

Происходит целенаправленное освоение системы знаний, умений, навыков в избранной сфере деятельности. Формируются целостные представления о профессиональной направленности, развиваются мотивы, цели деятельности. Развиваются профессионально важные качества, необходимые в выбранной профессии. Молодой сотрудник мало представляет тот объем и содержание служебно-профессиональных задач, с которыми он в последующем столкнется. Он начинает осваивать новую деятельность на основе полученных знаний, умений и навыков.

Стадия профессиональной адаптации с 19-21 до 24-27 лет.

Происходит приспособление к условиям, нормам, процессу трудовой деятельности. Не менее важным на данной стадии является осознание правильности выбора профессии, развитие дальнейшего видения себя в данной области, и уже на основе этого (при положительном решении вышеназванных задач) начинают формироваться значимые черты характера и развиваются профессионально необходимые качества.

Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей социального окружения. Важнейшим средством достижения психологической адаптации является общее образование, воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления.

Профессиональная адаптация - активный процесс приспособления молодого человека к профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации является одним из главных критериев правильного выбора профес-

сии, оценкой эффективности всей профориента-ционной работы.

Стадия профессионального развития с 21-27 до 45-50 лет.

Происходит совершенствование личности профессионала, его практического мышления, восприятия, памяти, способностей и характерологических особенностей. На данном этапе происходит процесс самосовершенствования, направленный на улучшение качества работы. На этом этапе для личности важно избежать профессиональной деформации или застоя в профессиональном плане.

Стадия реализации профессионала с 45-50 до 60-65 лет.

Этап совершенствования профессионализма. Уровень развития профессиональных способностей стимулирует постановку и решение профессиональных задач. Пути самореализации могут быть различными. От карьерного роста до научно-творческого самовыражения. Особенность данной стадии в нашем регионе заключается в том, что большая часть сотрудников органов внутренних дел, к этому времени уже уволена по предельному возрасту. Данный этап для многих бывших сотрудников - это этап профессиональной адаптации к новой деятельности, возможно, близкой к предыдущей деятельности, но уже в новом качестве.

На каждом этапе появляются новые требования, которые выступают детерминирующим фактором в развитии профессионала.

Важным моментом является понимание, что успешное прохождение всех этапов требует времени, зрелости мотивов, поддержки на этапе становления, развития определенных личностных качеств сотрудника.

Формирование личности профессионала в процессе становления профессиональной деятельности это не только накопление определенных знаний, умений и навыков, но и формирование определенного уровня развития профессионально важных качеств, которые необходимы для каждого этапа становления.

Одним из недостатков традиционного подхода, связанного с диагностикой профессиональной пригодности, является рассмотрение человека как субъекта константных функций и психологических качеств. В настоящее время мы понимаем, что профессиональная пригодность является постоянно формирующимся и развивающимся свойством личности.

В работах В.А. Бодрова [1, с. 188] говорится о том, что в зависимости от условий жизни и деятельности личностные черты могут изменяться. Особенно большая изменчивость проис-

14А/2012

ходит на этапах профессионального становления личности.

Профессиональная деятельность дает направление развитию личности. В ходе экспериментальных исследований было отмечено, что в профессиональной деятельности прослеживается влияние профессии на формирование определенных интересов, привычек, установок и личностных черт характера людей.

Отрицательным моментом является появление профессиональной деформации личности, которая проявляется в виде заострения негативных черт характера, огрубления манер, низкого самоконтроля поведения. Для сотрудника органов внутренних дел недопустимыми являются грубость, авторитарный стиль общения, низкая склонность к эмоциональным переживаниям других людей, безответственность, неисполнительность и другие негативные черты характера.

В связи с этим оценку профессиональной пригодности необходимо проводить и при переходе сотрудника на более ответственный или сложный этап работы и при выдвижении на должность руководителя. Экспертиза профессиональной психологической пригодности позволит определить готовность сотрудника к профессиональной деятельности, оценить влияние на индивидуально-личностные особенности сотрудника новых профессиональных знаний и навыков, выявить элементы профессиональной деформации и воздействие других факторов на его профессиональную адаптированность.

В первую очередь необходимо проведение экспертизы после окончания среднего и высшего образовательного учреждения системы МВД России. С одной стороны целью данной работы является дифференцированный отбор на предполагаемые виды профессиональной деятельности но уровню развития теоретических знаний, полученных знаний и способностей, а с другой стороны - профессиональная ориентация при выборе профессии или вида деятельности в структуре органов внутренних дел. Это позволит снизить вероятность ошибочного выбора конкретной деятельности, не соответствующей индивидуальным особенностям личности, адаптационным возможностям организма и склонностям человека.

В связи с тем, что правоохранительная деятельность носит экстремальный характер, отрицательным итогом может явиться формирование девиантных (отклоняющихся) форм поведения и возникновение психосоматических заболеваний. Специалисты отмечают наступление профессионально-кризисных состояний на 5-6, 9-11 и 15-17 годах службы. С целью своевременного

предупреждения их развития целесообразно проводить экспертизу профессиональной психологической пригодности в указанные периоды службы. Предлагаемая схема работы с кадрами позволит обеспечить реализацию таких актуальных задач, как сохранение и поддержание профессионализма, предупреждение кризисных состояний, продление трудо- и боеспособности личного состава.

Вместе с тем жизненные кризисы являются закономерными в развитии любой личности. Выделяют «кризис рождение профессионала», т.е. кризис начала самостоятельной профессиональной деятельности. Он характеризуется трудностью вхождения в трудовой режим, неуверенностью в своих силах, потребностью в обучении или переучивании, сложностями в адаптации к коллективу.

Если не происходит изменений, то следующий кризис наступает через 4-5 лет работы. Прослеживается некоторая эмоциональная неудовлетворенность деятельностью, что ведет к перенапряжению, переутомлению всех систем организма. В литературе этот кризис назван «кризисом 30-летия».

Следующим нормативным кризисом является «кризис середины жизни», когда человек «оборачиваясь назад» думает о своих достижениях и испытывает состояние перенапряжения, некоторой тревожности, апатии, переживает о своем физическом и психологическом состоянии.

Интересны так называемые «биографические кризисы». Одним из кризисов является кризис нереализованности. Данный кризис возникает тогда, когда в субъективной картине человека слабо представлены реализованные уже достижения, и в то же время в новой обстановке недостаточно оценивают его подготовку, опыт и квалификацию.

Следующий кризис - опустошенности. Он развивается в том случае, когда человек слабо представляет себе будущую трудовую деятельность. В основном это связано с душевной усталостью, апатией, сниженной мотивацией в реализации своего профессионализма.

Далее идет кризис бесперспективности, который характеризуется снижением мотивации к дальнейшему служебному росту или невозможности дальнейшей реализации себя как профессионала.

Мы провели обследование сотрудников органов внутренних дел по методике «Стандартизированного метода исследования личности» (СМИЛ), разработанного отечественным психологом Л.Н. Собчик [3]. Было обследовано 77 сотрудников ОМОНа и ОБ 1ШСП. Из них:

Т.Е. Баирова. Профессиональные особенности развития личностных качеств сотрудников полиции (на материалах МВД Республики Бурятия)

13 сотрудников со стажем службы 1-2 года, 23 сотрудника со стажем службы 3-5 лет, 19 сотрудников со стажем службы 6-8 лет, 11 сотрудников со стажем службы 9-11 лет, 11 сотрудни-

70

00

SO

40

сот рудники до службы со »рудники после 3-5 >'ioi с.чумоЗы ПОСЛ(;1 у л см службы

Средние результаты обследований представлены в таблице 1. Все значения даны в стандартных Т-баллах.

По результатам обследования можно сделать следующие выводы:

1. Анализируя шкалу №2 (рис.1), которая называется шкала «пессимистичности», мы на-

ков со стажем службы 12-15 лет. Были обработаны результаты обследований этих сотрудников до службы в органах внутренних дел, через 1-2 года службы и в настоящий момент.

Таблица 1

Рисунок 1

.„-т.

; !

О о

«»Ф^софудиики после 1-2 /ю« i

сотрудники после 6-S >101 с лужбы соíрудники моею 12.» J.S службы

блюдаем резкое увеличение значений шкалы после 1-2 лет службы и дальнейшее уменьшение через 3-5 лет службы. После чего происходит постепенное увеличение значений шкалы «пессимистичности» после 6-8, 9-11 лет службы. После 12-15 лет службы шкала №2 становится одной из ведущих шкал в профиле сотрудников.

Результаты обследований сотрудников до службы, через 1-2,3-5,6-8, 9-11,12-15 лет службы

Шкалы L F К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Результаты сотрудников до службы 46,6 61.2 55,0 52,6 57,6 49,0 61,0 50,6 49,4 59,6 66,6 65.2 51,4

Результаты сотрудников после 1-2 лет службы 46,0 60,5 56,3 52,2 66,8 46,5 58,2 48,4 46,0 61,4 66,0 58,9 55,7

Результаты сотрудников после 3-5 лет службы 46.1 56,1 61.0 51,3 53,4 49.5 59,5 47,8 45,1 55,2 62,7 61,3 48,3

Результаты сотрудников после 6-8 лет службы 48.4 58,1 59,8 52,2 56,1 48,0 58,3 47,4 45,1 57,0 62,1 63,4 50,8

Результаты сотрудников после 9-11 лет службы 43,2 53,8 60.7 52,8 58,5 49,8 55,2 50,0 45,0 53,4 60,1 57,7 48,0

Результаты сотрудников после 12-15 лег службы 50,5 56,2 60.8 52,3 60,4 46,0 56,4 46,8 43,7 55,4 62,0 58,2 52,3

Динамика изменений личностных особенностей

LFK123A5073

14 А/20]2

Увеличение значений шкалы «пессимистичности» через 1-2 года службы в органах внутренних дел по сравнению с «личностным профилем» до службы этих же сотрудников - это реакция адаптации на новую ситуацию, новые обстоятельства. В этот период у сотрудников возрастает некоторая неуверенность в себе и своих возможностях, осторожность в принятии решений, повышается чувствительность к мнению других людей.

Через 3-5 лет ситуация стабилизируется, человек осваивается в новой профессии, становится более уверенным в своих решениях, компетентным в той области, в которой работает.

Как уже говорилось выше, первые кризисы начинаются на 5-6 году службы, и по нашим результатам, начиная с 6-8-летнего периода службы и далее, наблюдается увеличение значений данной шкалы. По нашему мнению, это происходит потому, что с наступлением более зрелого возраста нарастает естественный «нажитой скептицизм», более мудрое отношение к жизненным проблемам в противовес беспечности и оптимизму молодости. Также можно предположить, что повышение значений шкалы №2 указывает на признаки эмоционального выгорания, что связано с высокой эмоциональной нагрузкой данного вида профессии. Напряженный характер деятельности, «хроническая усталость», работа на пределе эмоциональных возможностей ведут к снижению общего фона настроения, к осознанию имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и некоторой пессимистичности.

2. При анализе шкалы №9 (рис.1), которая называется шкала «оптимистичности», можно сделать вывод, что наблюдается постепенное снижение значений у всех категорий рассматриваемых сотрудников, в связи с возрастными изменениями. т.к. с возрастом человек становится более сдержанным. Кроме этого, снижение значения шкалы №9 означает снижение уровня жизнелюбия, оптимистичности и активности человека, что связано с условиями труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Анализируя шкалу №8 (рис.1), которая называется шкала «индивидуалистичности», мы наблюдаем постепенное снижение значений шкалы по всем группам, что возможно продиктовано тем, что система органов внутренних дел учит действовать достаточно шаблонно, согласно регламентирующим документам, где нет места творческому мышлению и все шаги расписаны согласно соответствующим инструкциям.

4. Анализ шкалы №7 (рис.1), которая называется шкала «тревожности», показывает постепенное снижение значений шкалы, что означает

снижение чувства сострадания и сопереживания по отношению к другим людям, появление некоторой черствости, холодности во взаимоотношениях, возможно, проявление грубоватой и жесткой линии поведения.

5. Оценивая значение шкалы №4 (рис.1), которая называется шкала «импульсивности», мы видим постепенное снижение. Это означает снижение мотивации достижения, уровня притязаний, повышение самоконтроля, приверженность шаблонным формам поведения.

6. Шкала №6 (рис.1), которая называется шкала «ригидности», имеет тенденции снижения значений шкалы по всем категориям обследуемых, что характерно для личностей агрессивного типа, пытающихся демонстрировать миротворческие устремления.

Таким образом, по результатам наших исследований можно сделать вывод, что сотрудники органов внутренних дел как и все люди проходят сложные этапы профессионального становления, на которых неизбежно проявление признаков профессиональной деформации. Указанные признаки наиболее сильно проявляются после 6-8 лет несения службы, и данная тенденция наблюдается далее, в последующих периодах 9-11 лет и 12-14 лет. Признаки профессиональной деформации напрямую связаны со сложными условиями несения службы, постоянными эмоциональными и физическими нагрузками, экстремальным характером служебной деятельности.

Периодическое проведение экспертизы профессиональной психологической пригодности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности на всех этапах профессионального развития должно способствовать своевременному выявлению признаков профессиональной деформации, с целью оказания квалифицированной помощи и сохранения психического здоровья и профессионального долголетия. Данная работа может стать определенным вкладом в процесс отбора и контроля за профессиональной деятельностью сотрудников полиции.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. - М.:ПЕР СЭ, 2001. -511 с.

2. Шутко Г.В., Мягких Н.И., Бельченко М.А. Актуальные проблемы и направления совершенствования профессионального психологического отбора в органах внутренних дел: учеб.-метод, пособие. - Домодедово: изд-во ВИПК МВД России. 2011. - 190 с.

3. Собчик J1.H. Ведение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - М.: изд-во Института прикладной психологии, 1998. - 512 с.

М.К. Гайдай, Л.А. Кашина. Татуировки и жаргон как наиболее наглядные проявления асоциальной девиантности несовершеннолетних

Баирова Туяна Балдановна, аспирант кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г.Улан-Удэ, e-mail: tuynabbb@yandex.ru.

Bairova Tuyana Baldanovna, postgraduate student, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Academy of Agricultural named after V.R. Philippov, Ulan-Ude, e-mail: tuy-nabbb@yandex.ru.

УДК 316.346 32 © М.К. Гайдай, Л.А. Кашина

ТАТУИРОВКИ И ЖАРГОН КАК НАИБОЛЕЕ НАГЛЯДНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОЙ

ДЕВИАНТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рассматриваются две формы асоциальной пенитенциарной девиантности: татуировки и уголовный жаргон. Раскрываются их место и роль в среде несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: девиантность, асоциальная девиантность, субкультура, татуировки, наколки, жаргон, несовершеннолетние, осужденны е.

М.К. Gaidai, L.A. Kashina TATTOOS AND CANT AS THE MOST OBVIOUS DISPLAY OF JUVENILE ANTISOCIAL DEVIANCE

This article analyzes two main and most obvious forms of antisocial penitentiary> deviance: tattoos and criminal cant. The author reveals their place and role in the surrounding of juvenile convicts. Today criminal tattoos are more typical for juvenile deviants and the language that is characteristic for them is different from both the informal Russian and the language of adult offenders.

Key words: deviance, antisocial deviance, subculture, tattoo, tattoos, cant, the juveniles, convicts.

Под асоциальной девиантностью мы понимаем - антиобщественное (негативное) отклоняющееся поведение несовершеннолетних осужденных, связанное с деструктивными социальными факторами окружающей их среды жизнеобита-ния, а также с пребыванием их в специфических условиях замкнутого пространства воспитательной колонии.

Одним из проявлений асоциальной девиантности несовершеннолетних осужденных являются татуировки. Татуировка или наколка представляет собой нанесенные на разные участки тела рисунки, надписи или целые тексты, аббревиатуры путем введения под кожу красящих веществ. В.М. Анисимков отмечает, что «татуировка для субкультурной личности является тайным языком общения с себе подобными как на воле, так и в пенитенциарных учреждениях. Она закрепляет принадлежность лица к определенной социальной общности, информирует о его неформальном положении (статусе) и криминальных заслугах, кроме того, передает мысли и социальные установки» [2, с. 22]. В настоящее время данный элемент пенитенциарной субкультуры в большей степени характерен для осужденных содержащихся в воспитательных колониях. Так, при опросе взрослых осужденных, отбывающих наказание в мужских исправительных учреждениях Иркутской области, 28,2% опрошенных отметили, что татуировки

сегодня остались только у молодежи. При этом 32,1% полагают, что значение и популярность татуировок в настоящее время падает (имеется в виду среди взрослых осужденных). В то же время, велик процент (29,4%) тех, кто затруднился с ответом, что в какой-то степени также свидетельствует, что для них эта тема не интересна и не актуальна.

Иная ситуация с татуировками среди несовершеннолетних осужденных. При опросе осужденных отбывающих наказание в воспитательной колонии (ВК) Иркутской области в анкету нами был включен вопрос «Есть ли у ребят в колонии татуировки?». При ответе на него, подавляющее большинство опрошенных - 77,3% признало наличие татуировок у несовершеннолетних осужденных. При этом лишь 14,8% отметили, что они встречаются редко. 62,5% респондентов категорично заявили, что татуировки есть у многих осужденных, содержащихся в воспитательной колонии, что еще раз подтверждает тезис о том, что сегодня татуировка - это характерная особенность именно субкультуры несовершеннолетних осужденных. Затруднились с ответом 22,7% опрошенных. В анкету также был включен вопрос: «Есть ли у вас татуировка?». Примечательно, что число респондентов, ответивших, что у них есть татуировка и число полагающих, что татуировки есть у многих осужденных, равно и составляет 62,5%, 34%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.