Научная статья на тему 'Профессиональнопедагогическая культура в трудах отечественных педагогов'

Профессиональнопедагогическая культура в трудах отечественных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Л. БЕНИН / И.Ф. ИСАЕВ / Е.В. БОНДАРЕВСКАЯ / КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / V.L. BENIN / I.F. ISAYEV / E.V. BONDAREVSKAYA / CULTURE / EDUCATIONAL CULTURE / PSYCHOLOGICAL AND TEACHING COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акопян Алиса Владимировна

В статье анализируется концепция педагогической культуры отечественных педагогов, внесших вклад в развитие теории профессиональнопедагогической культуры. Характеризуется и раскрывается актуальность ее формирования у будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATIONAL CULTURE IN WORKS OF NATIONAL EDUCATORS

The article deals with the conception of educational culture of the Russian educators contributed to development of the theory of professional educational culture. The author describes and substantiates the relevance of formation of the future teachers’ culture.

Текст научной работы на тему «Профессиональнопедагогическая культура в трудах отечественных педагогов»

УДК 37

Акопян Алиса Владимировна

Akopyan Alisa Vladimirovna

соискатель кафедры общегуманитарных и социальных дисциплин Северо-Кавказского социального института

PhD applicant of the Department for Social Subjects and the Humanities, North Caucasian Social Institute

ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

PROFESSIONAL EDUCATIONAL CULTURE IN WORKS OF NATIONAL EDUCATORS

Аннотация:

Summary:

В статье анализируется концепция педагогической культуры отечественных педагогов, внесших вклад в развитие теории профессиональнопедагогической культуры. Характеризуется и раскрывается актуальность ее формирования у будущих учителей.

The article deals with the conception of educational culture of the Russian educators contributed to development of the theory of professional educational culture. The author describes and substantiates the relevance of formation of the future teachers’ culture.

Ключевые слова:

В.Л. Бенин, И.Ф. Исаев, Е.В. Бондаревская, культура, педагогическая культура, психологопедагогическая компетентность.

V.L. Benin, I.F. Isayev, E.V. Bondarevskaya, culture, educational culture, psychological and teaching competence.

Keywords:

В ситуации социально-экономической модернизации, социокультурной трансформации, политической нестабильности, обострения межнациональной неприязни образование рассматривается как гарант гражданского мира, сохранения культуры и общественной нравственности. Отечественная система непрерывного образования, построенная на принципах демократизации, гуманизации, развития направлена на возрождение духовного потенциала нации, обеспечение образовательного процесса профессионально компетентными кадрами.

Особенностью педагогического труда является то, что учитель призван помочь ребенку состояться как личности и как профессионалу. Предъявляются новые требования к личностным качествам и профессиональной деятельности педагогов, среди них особо выделен высокий уровень профессионально-педагогической культуры, психолого-педагогическая компетентность, конкурентоспособность, мобильность, толерантность, эмпатия, способность к творческой и инновационной деятельности.

Актуализация исследований профессионально-педагогической культуры складывается под влиянием потребностей существенного повышения качества обучения и воспитания, гуманизации воспитательных отношений, всесторонней педагогизации социальной среды, подготовки учителей нового поколения. Следует отметить, что в настоящее время профессиональнопедагогическая культура все чаще становится предметом педагогических исследований различного уровня, структуры и направленности.

В.Л. Бенин первый в отечественной науке с позиций философско-социологического анализа исследовал профессионально-педагогическую культуру. Ученый проанализировал ее сущность, структуру и функции, определил место в системах педагогики и культуры, выявил социоисторические детерминанты, исследовал методы развития профессиональнопедагогической культуры студентов педагогических специальностей.

С помощью философско-социологического анализа В.Л. Бенин установил, что профессионально-педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию, и выступает в качестве интегративной характеристики педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей. Таким образом, профессионально-педагогическая культура является сложно организованной системой, обладающей многоуровневой структурой субъекта педагогического воздействия, неким «социальным механизмом, который создан обществом для обеспечения потребностей в прямой и целенаправленной передаче социального опыта от старших поколений младшим за счет локализации ее в определенном виде профессиональной деятельности и предназначенный для “производства” членов общества, обладающих определенными общественнопотребными личностными характеристиками» [1, с. 14].

Профессионально-педагогическая культура, по В.Л. Бенину, предполагает совокупность специальных знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности. Специфическим проявлением этой культуры является формирование профессионально-педагогического типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мысли и поведения педагога. В.Л. Бенин определил круг людей, которые должны обладать профессиональнопедагогической культурой. Ядро этого круга должны составлять педагоги, работающие в детских дошкольных учреждениях, средних, средних специальных и высших школах, внешкольных учреждениях, специфических воспитательных учреждениях (наставники в воскресных церковных школах, воспитатели в общежитиях, сотрудники исправительно-трудовых учреждений, спортивные тренеры, наставники на предприятии и другие).

Профессионально-педагогическая культура «проникает как бы во все “поры” общества, представляя собой его сквозное “сечение”» [2, с. 18].

В.Л. Бенин в ходе анализа понятия «профессионально-педагогическая культура» определил, что ее уровень определяется тем, в какой мере человек играет роль воспитателя и педагога. Последнее зависит от ряда факторов, среди которых он выделил объем знаний, которыми обладает человек, его жизненный опыт, человеческую мудрость, навыки и умения передачи собственных представлений.

Таким образом, с точки зрения В.Л. Бенина, культура предполагает нормативные требования, предъявляемые к любому конкретному виду деятельности человека. Профессиональнопедагогическая культура представляет собой требования, предоставленные к деятельности по обучению и воспитанию, выступает интегративной характеристикой педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей. Высокая профессионально-педагогическая культура невозможна без уважения общества к знаниям и тем людям, которые их добывают и распространяют, без рассмотрения государством образования в качестве приоритетной сферы.

Вклад в развитие теории профессионально-педагогической культуры также внес крупный ученый в области педагогики высшей школы, теории и методики профессионального образования Илья Федорович Исаев (г. Белгород) - создатель научной школы педагогической культурологии, руководитель постоянно действующего российского семинара по проблемам профессионально-педагогической культуры, автор «Программы развития профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы», внедренной в ряде вузов России.

В 90-е гг. ХХ в. И.Ф. Исаев разработал и внедрил новый для российской педагогики культурологический подход к педагогическому образованию как к социокультурному явлению и процессу. Научной заслугой И.Ф. Исаева является разработка культурологической концепции профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.

К вариативным формам повышения профессионально-педагогической культуры, возникающим в связи с изменением потребностей личности и общества, педагогическим стажем работы преподавателей в вузе, особенностями их научно-педагогической квалификации и мотивационноценностного отношения к инновационной научно-педагогической деятельности, И.Ф. Исаев отнес:

- творческие кооперированные формы на основе обмена опытом и общности профессиональных интересов, секции, кружки и курсы по повышению педагогической культуры при вузах, педагогическое самообразование;

- психолого-педагогические тренинги;

- индивидуальное консультирование;

- межвузовские научно-учебно-методические центры;

- междисциплинарные программы и курсы;

- центры психологической службы;

- рекреативные формы - экскурсии, педагогические экспедиции и другие [3, с. 157].

Проведенное И.Ф. Исаевым исследование показало, что процесс формирования профессионально-педагогической культуры будет осуществляться эффективно при направленности процесса формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза на усвоение, воспроизводство, создание и развитие педагогических ценностей и технологий; органическом сочетании общей и педагогической культуры; целенаправленном формировании целостной структуры педагогической деятельности преподавателя; включении преподавателей в инновационную деятельность, создание в вузе инновационной среды; развитии профессиональной свободы, обеспечивающей творческую самореализацию личности и ее самоопределение в культуре; дифференциации и индивидуализации в процессе реализации внутривузовской рефлексивной программы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [4, с. 7].

Таким образом, научной заслугой И.Ф. Исаева является:

- обоснование совокупности положений, составляющих методологическую основу формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы;

- определение основных структурных и функциональных компонентов профессиональнопедагогической культуры, ее критериев, уровней и механизмов функционирования;

- выявление ведущих тенденций и принципов формирования профессиональнопедагогической культуры, обоснование психолого-педагогических условий ее формирования;

- разработка научно-практических рекомендаций по формированию профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы [5].

Разработанная И.Ф. Исаевым культурологическая концепция формирования профессионально-педагогической культуры внесла существенный вклад в разработку теории и методологии педагогики высшей школы и педагогического образования.

В научно-педагогическом наследии ученого-педагога Е.В. Бондаревской большое внимание уделено проблеме формирования педагогической культуры, рассмотренной ею в таких работах, как «Образовательное пространство малого города как среда развития и воспитания личности» (1977), «Введение в педагогическую культуру» (1995), «Диагностика личностнопедагогической саморегуляции как свойства педагогической культуры учителя» (в соавторстве с Г.А. Качан, 1996), «Педагогическая культура учителя в системе личностно-ориентированного образования» (в соавторстве с Г.П. Богомоловой, 1997), «В защиту “живой” методологии» (1998), «Педагогическая культура как общественная и личная ценность» (1999).

Разработка эффективных способов развития педагогической культуры, ее формирование и передача «новым поколениям учителей, родителей, воспитателей» по мнению Е.В. Бонда-ревской составляет одну из фундаментальных функций педагогической науки [6, с. 238]. Совокупным субъектом педагогической культуры ученый-педагог называла общество, детерминирующее цель и содержание образования, а его «агентами» в педагогическом взаимодействии -учителей, родителей, педагогические сообщества. Она утверждала, что повышение уровня педагогической культуры данных агентов выступает условием перехода к личностноориентированному типу образования [7].

Определение ученым педагогической культуры как образного и целостного понятия предполагает, что она возводится Е.В. Бондаревской в степень основной категории для построения ее концепции, является родовым понятием. Из контекста трудов педагога становится очевидным, что видовыми понятиями являются «педагогическая культура учителя», «педагогическая культура школы», «педагогическая культура семьи», «педагогическая культура микрорегиона», «индивидуальная педагогическая культура», «гуманистическая педагогическая культура». При создании концепции педагогической культуры ученым применяется метод систематизации и установления детерминационных связей.

В индивидуально-личностном плане Е.В. Бондаревская рассматривает педагогическую культуру как сущностную характеристику целостной личности педагога, способного к диалогу культур [8]. Педагогическая культура на уровне личности, по мнению исследователя, - это общение двух индивидов в ходе передачи человеческой культуры. С позиций теории диалога культур педагогическая культура - «это процесс взаимопроникновения “я” в “ты”, “ты” в “я”, откровения воспитателя и воспитанника»; «процесс создания педагогического “мира” как среды духовного, эстетического, интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия и т.д.» [9].

Разработка концепции педагогической культуры осуществлена Е.В. Бондаревской с позиции личностно-ориентированного образования, которое, по мнению исследователя, предполагает гуманистический тип педагогической культуры. В его основе лежит целостное представление о педагогической действительности как культурообразующей среде, главная ценность которой -личность ребенка, и требует новых подходов к развитию педагогической культуры учителя.

Профессионально-педагогическая культура представлена отечественными педагогами как сущностная характеристика целостной личности учителя, отражающая степень разрешения противоречия между его научно-педагогической подготовкой и практической педагогической деятельностью. Мировоззренческую основу профессионально-педагогической культуры современного учителя составляет новое педагогическое мышление, теоретическую - целостная научная картина педагогической деятельности, в центре которой находится развивающаяся личность ученика.

Ссылки:

1. Бенин В.Л. Влияние философских парадигм на формирование ценностей педагогической культуры или что нельзя забывать, преподавая философию в педагогическом институте // Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя. Уфа, 1995.

2. Бенин В.Л. Культура как социальное явление // Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа, 1994.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2004.

4. Исаев И.Ф. и другие. Педагогика: учеб. для студентов педколледжей и педучилищ. М., 2008.

5. Там же. С. 5.

6. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью // Избр. пед. тр. в 2-х т. Т. 1 Ростов н/Д., 2006. 420 с.

7. Там же. С. 319.

8. Там же. С. 245.

9. Там же. С. 243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.