Научная статья на тему 'Профессионально ориентированный подход к определению компетентности учителя музыки в области информационно-коммуникационных технологий'

Профессионально ориентированный подход к определению компетентности учителя музыки в области информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ШКОЛА / УРОК / УЧИТЕЛЬ / ИНФОРМ / АЦИОННО-КОММУНИКАЦИ-ОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / КОМПЬЮТЕР / ПЛАНШЕТ / ГАДЖЕТЫ / СИНТЕЗАТОР / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОТНЫЕ РЕДАКТОРЫ / ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / MUSIC / SCHOOL / LESSON / TEACHER / ICT COMPETENCE / DIGITAL MEDIUM / COMPUTER / PAD / GADGETS / SYNTHESIZER / SOFTWARE / MUSICAL EDITORS / THE VIRTUAL MUSIC INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслова Нелли Вячеславовна

В статье представлена авторская позиция по отношению к компетентности школьных учителей-музыкантов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), анализируется специфика информ,ационной среды современного урока музыки. С точки зрения профессионального стандарта педагога намечается структурный подход к описанию содержательного наполнения ИКТ-компетентности, критериальной оценке её компонентов. Предлагается трёхуровневая модель рассмотрения профессиональной ИКТ-компетентности учителя музыки: уровень устройств, уровень передачи данных с одного устройства на другие и уровень педагогического функционального предназначения цифровых устройств. К первому из них отнесено использование различного рода цифровых устройств, в том числе электронных музыкальных инструментов и другого специального оборудования. Ко второму владение приёмами и способами передачи данных между устройствами разного типа. К третьему применение широкого спектра программного обеспечения с особым акцентом на работу со звуком как основным носителем предметной информ,ации. Особое внимание уделяется содержательному анализу каждого уровня с точки зрения общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентности учителя музыки. Приводятся примеры педагогических ситуаций, учебных материалов и процессов, иллюстрирующих качественное своеобразие данных уровней. При характеристике педагогического функционального предназначения цифровых устройств выделены дополнительные основания для систематизации и оптимизации способов и форм использования ИКТ в подготовке и проведении урока музыки в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суслова Нелли Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally Oriented Approach to a Competence Definition of Music Teacher in the Area of Information and Communication Technologies

The state policy of the Russian Federation in the sphere of the general education assumes the use of the information and communication technologies (ICT) for improving the quality of education. According to the normative documents, necessary changes have to affect both the technical equipment of schools, and improving ICT competence of teachers. These requirements extend also to the professional activity of music teachers in general education schools. It is necessary in its analysis to take into account the provisions of the professional standard of the teacher developed now. Three components of ICT competence are provided in its structure: all-user, general pedagogical and subject pedagogical ICT competence. Specifics of realization of the components in the sphere of pedagogy of music education can be presented in the form of theoretical model. The author developed three-level model to the analysis of professional ICT competence of the music teacher: the level of devices, the transmission level of data from one device on others and the level of pedagogical functional purpose of digital devices. Using a wide range of digital devices, including electronic musical instruments and other special equipment is referred to the first level. To the second possession of knowledge and methods of data transfer between devices of different type. To the third application of the various software with a special focus on operation with a sound, as the main carrier of object information. When analyzing the level of devices an assessment of the current digital equipment of schools is given; from the point of view of purpose of music lesson the perspective elements of the digital environment are outlined for the future. Within consideration of the model second level the special attention is paid to the sphere of subject and pedagogical responsibility of the music teacher assuming a zone of special attention to work with the digital data containing sound information. When analyzing the pedagogical functional purpose of digital devices the optimal and alternative variants of creation of various training materials, the organizations of educational processes by means of elements of the digital environment receive disclosure. Using the structural model offered by the author the criteria of ICT competence of the school music teacher are adequately formulated to each level.

Текст научной работы на тему «Профессионально ориентированный подход к определению компетентности учителя музыки в области информационно-коммуникационных технологий»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Суслова Нелли Вячеславовна,

162

Центр художественно-эстетического и физического образования АО «Издательство «Просвещение», 127521, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлена авторская позиция по отношению к компетентности школьных учителей-музыкантов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), анализируется специфика информационной среды современного урока музыки. С точки зрения профессионального стандарта педагога намечается структурный подход к описанию содержательного наполнения ИКТ-компетентности, критериальной оценке её компонентов. Предлагается трёхуровневая модель рассмотрения профессиональной ИКТ-компетентности учителя музыки: уровень устройств, уровень передачи данных с одного устройства на другие и уровень педагогического функционального предназначения цифровых устройств. К первому из них отнесено использование различного рода цифровых устройств, в том числе электронных музыкальных инструментов и другого специального оборудования. Ко второму - владение приёмами и способами передачи данных между устройствами разного типа. К третьему - применение широкого спектра программного обеспечения с особым акцентом на работу со звуком как основным носителем предметной информации. Особое внимание уделяется содержательному анализу каждого уровня с точки зрения общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентности учителя музыки. Приводятся примеры педагогических ситуаций, учебных материалов и процессов, иллюстрирующих качественное своеобразие данных уровней. При характеристике педагогического функционального предназначения цифровых устройств выделены дополнительные основания для систематизации и оптимизации способов и форм использования ИКТ в подготовке и проведении урока музыки в школе.

Ключевые слова: музыка, школа, урок, учитель, информационно-коммуникационная компетентность, цифровая среда, компьютер, планшет, гаджеты, синтезатор, программное обеспечение, нотные редакторы, виртуальные музыкальные инструменты.

PROFESSIONALLY ORIENTED APPROACH TO A COMPETENCE DEFINITION OF MUSIC TEACHER IN THE AREA OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Nellie V. Souslova,

Center for Aesthetic and Physical Education of the Publishing House "Enlightenment", 127521, Moscow, Russian Federation

Abstract. The state policy of the Russian Federation in the sphere of the general education assumes the use of the information and communication technologies (ICT) for improving the quality of education. According to the normative documents, necessary changes have to affect both the technical equipment of schools, and improving ICT competence of teachers. These requirements extend also to the professional activity of music teachers in general education schools. It is necessary in its analysis to take into account the provisions of the professional standard of the teacher developed now. Three components of ICT competence are provided in its structure: all-user, general pedagogical and subject pedagogical ICT competence. Specifics of realization of the components in the sphere of pedagogy of music education can be presented in the form of theoretical model. The author developed three-level model to the analysis of professional ICT competence of the music teacher: the level of devices, the transmission level of data from one device on others and the level of pedagogical functional purpose of digital devices. Using a wide range of digital devices, including electronic musical instruments and other special equipment is referred to the first level. To the second - possession of knowledge and methods of data transfer between devices of different type. To the third - application of the various software with a special focus on operation with a sound, as the main carrier of object information. When analyzing the level of devices an assessment of the current digital equipment of schools is given; from the point of view of purpose of music lesson the perspective elements of the digital environment are outlined for the future. Within consideration of the model second level the special attention is paid to the sphere of subject and pedagogical responsibility of the music teacher assuming a zone of special attention to work with the digital data containing sound information. When analyzing the pedagogical functional purpose of digital devices the optimal and alternative variants of creation of various training materials, the organizations of educational processes by means of elements of the digital environment receive disclosure. Using the structural model offered by the author the criteria of ICT competence of the school music teacher are adequately formulated to each level.

Keywords: music, school, lesson, teacher, ICT competence, digital medium, computer, pad, gadgets, synthesizer, software, musical editors, the virtual music instruments.

163

164

Учитель музыки в цифровом образовательном пространстве

Один из классических принципов отечественной педагогики - принцип связи с жизнью. В XXI веке неотъемлемой частью повседневной жизни становятся цифровые технологии, интернет, различные гаджеты. Это -новая реальность, которая должна быть органично вплетена в процессы обучения и воспитания.

Сложность заключается в быстрых темпах развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), с одной стороны, и заметном отставании соответствующих изменений в системе образования - с другой. Согласно опросу, проведённому Е. В. Евтух, основной проблемой педагоги считают слабое техническое оснащение образовательного процесса [1, с. 159]. Однако даже в тех гимназиях и лицеях, где реализуется принцип 1:1 (один ученик - один компьютер), музыкальный класс оказывается в стороне от «магистральной» линии ИКТ-политики образовательного учреждения. Можно предположить, что в таких ситуациях срабатывают уже не материально-технические ограничения, но социальный статус предметов искусства, а также отсутствие чётких представлений о структуре и специфике ИКТ-обеспечения современного урока музыки.

В текстах федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования даны следующие нормативные установки: «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных,

коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ» [2, с. 27].

«Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь... полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности.» (выделено мною. - Н. С.) [3, с. 37].

А что конкретно входит в «совокупность технологических средств» или «полный комплект технического оснащения и оборудования» школьного кабинета музыки? Зачастую ни сам учитель, ни администрация школы этого точно не знают. Педагоги большей частью остаются во власти субъективного понимания вопроса, бытовых сетований о недостаточности ресурсов. Между тем конструктивный путь иной: нужна объективная оценка наличного состояния ИКТ-оснащён-ности, определение его педагогически достаточного уровня, а затем разработка «дорожной карты» его достижения. При этом специального внимания заслуживает вопрос о соответствии уровня технической оснащённости кабинета музыки и уровня ИКТ-компетентности учителя.

В аналитической записке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании отмечается, что «большая часть направленных

на изменение усилии излишне акцентирована на приобретении оборудования... в ущерб фактической реализации изменений в школах», а основной причиной разрыва между возможным и реальным положением дел является «отсутствие эффективного профессионального развития педагогических работников» [4, с. 2-3]. Это противоречие существует во всём мире, актуально оно для российского образования в целом и для школьных уроков музыки в частности. Слабость технического оснащения, таким образом, лишь одна сторона медали. Другая, менее осознаваемая, но не менее серьёзная заключается в недостаточном уровне ИКТ-компетентности самих учителей.

Информационное пространство в целом индифферентно к целям и задачам конкретного урока. Поэтому специалисты предлагают различать понятия информационного пространства и информационной среды. Если первое -это «неразрывное единство информации, средств её хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования», то второе также предполагает наличие «коллективных (социальных) и индивидуальных субъектов, наделённых мотивами и потребностями» [5, с. 29-30]. Именно мотивы и потребности педагога-музыканта, его представления о специфике урока музыки способны вычленить из цифрового многообразия необходимые элементы и выстроить на их основе адекватную, профессионально комфортную цифровую образовательную среду.

В настоящее время активно обсуждается профессиональный стандарт педагога. Одним из его существенных

положений является ИКТ-компетент-ность учителя, в рамках которой могут быть выделены:

1. Общепользовательская ИКТ-ком-петентность.

2. Общепедагогическая ИКТ-ком-петентность.

3. Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) [6,с. 114].

Смысловые зоны «пользователь -учитель - музыкант» могут рассматриваться в качестве специфических акцентов при анализе примеров из музыкально-педагогической практики. Очевидно, что поиск информации в интернете, сохранение файлов и аналогичные действия можно отнести к сфере общепользовательской ИКТ-компетентности, проведение музыкальной викторины, опроса-тестирования с помощью google-форм -к общепедагогической, а создание «фонограмм-минусовок» - к предметно-педагогической зоне ИКТ-компе-тентности учителя музыки.

Однако этих акцентов недостаточно для рассмотрения всего спектра разнообразных проявлений цифровой среды в работе школьного учителя-музыканта и построения целостной структурной модели в данной профессиональной сфере.

Уровневая структура ИКТ-компетентности учителя музыки

На наш взгляд, в «рабочей версии» состава предметно-педагогической ИКТ-компетентности учителя музыки следует учитывать:

а) использование различного рода цифровых устройств, в том числе электронных музыкальных инструментов;

165

166

б) владение приёмами и способами передачи данных с одного устройства на другое (с синтезатора на компьютер, с планшета на электронную доску и т. п.);

в) применение широкого спектра программного обеспечения с особым акцентом на работу со звуком как основным носителем предметной информации.

На основе этих ориентиров и триады «пользователь - учитель - музыкант» выстраивается трёхуровневая структура ИКТ-компетенций учителя музыки:

• уровень устройств;

• уровень передачи данных с одного устройства на другие;

• уровень педагогического функционального предназначения цифровых устройств.

Охарактеризуем каждый из выделенных нами уровней с точки зрения соответствующих им критериев оценки ИКТ-компетентности учителя музыки.

Уровень устройств

В значительном количестве публикаций ИКТ-компетентность учителя музыки рассматривается, на наш взгляд, слишком узко. Их авторы ограничивают понимание вопроса функциями персонального компьютера. Безусловно, персональный компьютер может считаться центральным элементом технического оснащения кабинета музыки. Но перечень цифровых устройств, соответствующих профессиональным интересам учителя-музыканта, гораздо шире. Современный урок музыки требует наличия презентационного оборудования: мультимедийного проектора с дистанционным управлением или плазменной панели большого размера; различных вариан-

тов электронных интерактивных досок. С учётом вышеупомянутой триады умение свободно и эффективно пользоваться этими видами техники можно отнести к сфере общепедагогической ИКТ-компетентности.

Тенденции последнего десятилетия выводят на авансцену мобильные планшеты, смартфоны с сенсорным экраном. Политика запретов на использование этих устройств во время урока постепенно уступает место поиску разумного компромисса. Появление специализированных образовательных приложений для мобильных гаджетов позволяет использовать их в новых формах учебного взаимодействия. Эта группа устройств схематически может быть локализована в зоне общепользовательской ИКТ-компетентности.

Специфическая ветвь профессиональных компетенций учителя музыки связана со звуковым сегментом цифрового пространства. Для этого существует специальное оборудование: разного уровня семплерные станции, микшерские пульты, другие виды техники. Появляются любопытные новинки непосредственно образовательной направленности. Так, на одной из специализированных выставок компания Roland представила вокальный тренажёр. Небольшое карманное устройство считывает параметры акустического сигнала при пении и оценивает звуковысотную точность исполнения мелодии. Подобные узкоспециализированные гадже-ты воспринимаются пока как экзотика. Но ведь и многие другие цифровые устройства ещё недавно казались диковинкой.

Если представить эти элементы графически, то мы получим достаточно наглядную картину. В неё могут

быть включены и упомянутые выше, и другие технические средства. Задача приведённой ниже схемы 1 не в составлении полного их списка, а в демонстрации самого принципа смыс-

компоновки

технических

средств вокруг трёх взаимодополняющих сфер проявления ИКТ-компе-тентности педагога-музыканта.

Общепользовательская компетентность по большому счёту является основой работы и с презентационным, и со специальным музыкальным оборудованием. Однако функциональное использование данных устройств имеет явно выраженную общепедагогическую и предметно-педагогическую направленность.

Обставлять школьное музицирование акустическими системами сценического уровня вряд ли рационально. Но, например, небольшие фразовые

семплеры способны стать настоящим магнитом для подростков, увлечённых современными музыкальными стилями. На сегодняшний день даже недорогое специальное музыкальное оборудование - большая редкость в общеобразовательных школах. Однако для планирования на будущее такие позиции следует учитывать.

На этом фоне клавишный синтезатор уже прочно утвердился в статусе надёжного помощника педагога-музыканта. По сути, это музыкальный компьютер, позволяющий решать целый спектр задач современного урока. Синтезаторы используются учителями и для аккомпанемента в процессе пения, и для записи фонограмм к различным внеклассным мероприятиям, и в качестве инструмента, стимулирующего развитие творческих способностей детей [7, с. 168].

ИКТ-компетентность учителя музыки

41

Предметно-педагогическая Общепользовательская Общепедагогическая

П

О

п

Уровень устройств

О

Клавишные

синтезаторы

Фразовые

семплеры

Микшерские

пульты

Вокальный

тренажёр и др.

специальные

устройства

Персональные компьютеры (стационарные ПК, ноутбуки и т. д.) Периферийные устройства (сканер, принтер и др.) Мобильные устройства с сенсорным экраном (планшеты, смартфоны и т. д.)

Мультимедийные проекторы Интерактивные доски Другие

167

Схема 1. Дифференциация цифровых устройств в соответствии с трёхкомпонентной структурой ИКТ-компетентности учителя музыки

Обобщая вышесказанное, можно сформулировать первый критерий ИКТ-компетентности учителя-музыканта. Чем большее количество различных устройств свободно и целенаправленно использует учитель, тем выше его ИКТ-компетентность. На сегодняшний день центральным элементом технического оснащения урока музыки является опора на возможности персонального компьютера и клавишного синтезатора.

Уровень передачи данных с одного устройства на другие

Умения и навыки, необходимые для переноса данных с одного устройства на другие, являются прямым продолжением компетенций предыдущего уровня. Физическая связь через кабели передачи данных, их перенос через флэш-накопители и смарт-карты дополняются конфигурацией внутренних (интранет) и внешних (интернет) сетей. Графически связи этого уровня представлены на схеме 2.

На схеме наглядно отражена специфика обмена данными в рамках ИКТ-зоны «Музыкант». За её пределами принципы передачи данных становятся более унифицированными, хотя сам спектр передаваемой информации шире. Учителю музыки предстоит самостоятельно решать все задачи обмена данными между различными устройствами внутри своей предметно-профессиональной зоны. В остальных сегментах информационной среды он вправе рассчитывать на поддержку технических специалистов своего образовательного учреждения, но только в случае системных неполадок. С текущими задачами ему надлежит справляться без посторонней помощи.

Сформулируем второй критерий ИКТ-компетентности учителя музыки. Чем свободнее учитель переносит данные с одного устройства на другие, конвертирует один и тот же материал для использования на разных типах устройств, тем, соответственно, выше уро-

168

Схема 2. Объединение цифровых устройств в единую среду как обязательный компонент ИКТ-компетентности учителя музыки

вень его ИКТ-компетентности. Обязательным элементом этого уровня для учителя-музыканта является передача и конвертация цифровых данных, содержащих звуковую информацию (аудиофайлы).

Уровень педагогического

функционального предназначения цифровых устройств

Каждое из используемых устройств обладает своим набором возможностей, функций. Так, в банке данных большинства синтезаторов заложены различные тембры музыкальных инструментов, функции аудиозаписи, автоаккомпанемента, транспонирования; в некоторых моделях запрограммированы специальные обучающие модули. Смартфон может выполнять функции диктофона, видеокамеры, аудиоплеера. На планшетах можно работать с текстами, графикой, игровыми приложениями.

Большинство современных устройств многофункциональны. Но не все их функции могут рассматриваться в качестве элемента цифровой среды музыкального образования. Профессионально нейтральные приложения, к примеру электронные навигаторы и «фитнес-тренеры», в этом смысле не могут сравниваться со специализированными программами: нотными редакторами, редакторами аудиофайлов и т. п. При этом следует подчеркнуть, что в работе со специализированными устройствами предпочтительнее ориентироваться не на максимальное, а на оптимальное использование их функциональных возможностей. В то же время необходимо иметь в виду, что одна и та же функция может быть реализована несколькими альтернативными способами.

Вопрос состоит исключительно в удобстве и качестве результатов.

Выше мы говорили о некорректной постановке вопроса при рассмотрении ИКТ-компетентности учителя музыки в свете функционала компьютера без учёта других цифровых устройств. Похожие явления наблюдаются и на уровне программного обеспечения. В методических разработках и даже в тезисах научных конференций можно встретить описания, суть которых сводится к пересказу возможностей той или иной компьютерной программы, конкретного цифрового приложения. Желание учителей поделиться своим практическим опытом объяснимо, и накопление подобного фактического материала - неизбежный этап. Но вслед за ним насущной необходимостью становится объединение разрозненных примеров и фактов в целостную картину.

В качестве основания для группировки может выступать специфический тип данных, получаемых «на выходе». Поясним эту мысль на конкретном примере. Во многих цифровых устройствах есть программы, позволяющие набирать и редактировать словесный текст. Возможности некоторых из них скромны. Другие, напротив, изобилуют большим количеством дополнительных опций. Но результат, который получается «на выходе», имеет общий признак - это всегда словесный текст. Поэтому весь пул подобных приложений подходит под определение «программы для набора и редактирования текста». В другом случае учителю понадобятся программы для создания и редактирования изображений, программы для обработки видео и т. д. и т. п. Цель существования той или иной программы, то, для чего она

169

170

предназначена, может выступать отличительным признаком для построения классификации, ориентированной на цели и задачи музыкального образования. При этом каждый продукт, создаваемый в цифровой среде, интересует нас в его сопряжённости с образовательным процессом. В результате возникают различные жизненные циклы, характерные и потенциально возможные для тех или иных материалов. В каждом таком цикле можно проследить

• варианты создания (на каком устройстве и в какой программной среде разработка этого типа цифровых данных: а) возможна, б) наиболее эффективна);

• виды и формы материалов, возникающих благодаря применению данного устройства и программного обеспечения, а также процессы, в которых этот элемент цифровой среды может использоваться на уроке музыки;

• функциональное предназначение материалов и процессов, создаваемых и реализуемых в цифровой среде с учётом целей и задач музыкального образования, специфики различных видов деятельности на уроке музыки.

Рассмотрим под этим углом зрения некоторые разновидности материалов и процессов, которые учитель музыки может использовать в контексте своей профессиональной деятельности с применением возможностей ИКТ.

1. Электронные таблицы для обработки числовых данных (ИКТ-зоны «Пользователь - Учитель»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существует целый класс компьютерных программ, которые позволя-

ют создавать электронные таблицы и выполнять в них различные математические действия. С помощью встроенных алгоритмов сокращаются трудозатраты на статистическую обработку данных, результаты расчётов отражены в наглядных графиках и диаграммах. В табл. 1 приведены примеры, характеризующие возможную сферу применения таких материалов в работе учителя. Музыкальная специфика в них не задействована, но целый ряд общепедагогических задач с помощью электронных таблиц решается весьма эффективно.

Такой элемент цифровой среды, как электронные таблицы, используется учителями музыки довольно редко. Их описание в предложенной логике позволяет на максимально нейтральном материале продемонстрировать сам принцип, алгоритм, который в дальнейшем поможет показать и более сложные компоненты цифровой среды современного музыкального образования.

2. Создаваемые в цифровой среде текстовые материалы (ИКТ-

зоны «Пользователь - Учитель -Музыкант»).

Текстовые материалы, набранные на компьютере, могут быть представлены учащимся в виде распечатанных на принтере листов, выведены на электронную доску или разосланы по электронной почте. Функциональные различия связаны не со способом их предъявления, а с особенностями использования в учебном процессе. В табл. 2 приведены как общепедагогические, так и специфические для урока музыки варианты их применения.

3. Цифровые изображения, графические материалы (ИКТ- зоны «Пользователь -Учитель - Музыкант») Метод художественного контекста давно и плодотворно используется в отечественной педагогике музыкального образования. Репродукции картин, фотографии памятников архитектуры добавляют культурный «объём» звучанию музыкальных произведений на уроке. Перенос подобного контекстного материала в электронную среду значительно расширяет возможности применения метода.

Цифровые графические средства позволяют учителю и учащимся самостоятельно создавать яркие наглядные пособия, всевозможные схемы, интеллект-карты. Для создания разных типов электронных изображений используется широкий спектр устройств и программ (табл. 3). Некоторые из них просты, другие требуют длительного периода освоения. В этой связи, наряду с привлекательностью и разнообразием графических материалов, необходимо учитывать и трудозатраты на их создание.

Таблица 1

Электронные таблицы как инструментарий учителя музыки

Варианты создания Устройство Программное обеспечение

Оптимальный Компьютер Табличные процессоры (например, Excel, Calc, Numbers)

Альтернативные Компьютер Встроенные функции электронных таблиц внутри других типов программ

Планшет смартфон Специальные версии табличных процессоров (например, Excel, Numbers)

Удалённый сервер Google Интернет в режиме онлайн: таблицы Google для одновременного совместного доступа с разных устройств

Способы применения в образовательном процессе Педагогическое предназначение

Подробный учёт учебной нагрузки, изученного и пропущенного материала; разделов, тем и навыков, требующих повторения Инструмент контроля учителем собственной преподавательской деятельности. Построение и корректировка индивидуальных учебных траекторий развития школьников

Учёт учебных достижений детей при использовании рейтинговых моделей, критериальных шкал, других оценочных технологий Представление учебных достижений в виде графика - инструмент для наглядной мотивации учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию

Онлайн-обработка данных различных учебных опросов, в том числе контрольных и тестовых работ Демонстрация через любые устройства (электронная доска, планшеты, смартфоны) общей картины ответа на заданный вопрос всех учеников класса в режиме онлайн - инструмент для организации коллективной дискуссии

Обработка данных различных социальных опросов учителем Корректировка учебно-воспитательного процесса с учётом мнений его участников

Обработка данных различных опросов учащимися Формирование ИКТ-компетенций учащихся в процессе исследовательской и проектной деятельности

171

Таблица 2

Сфера применения текстовых материалов, созданных с применением ИКТ, в различных учебных ситуациях на уроке музыки

Варианты создания Устройство Программное обеспечение

Оптимальный Компьютер Текстовые редакторы (например: MS Word, Notepad, Writer, Pages и др.)

Альтернативные Планшет смартфон Специальные версии текстовых редакторов для мобильных устройств

Материалы для организации образовательного процесса Педагогическое предназначение

2.1. Тексты (слова) песен для разучивания Составление исполнительского плана песни, работа по методу «Сочинение сочинённого» и др.

2.2. Тексты (слова) вокальных произведений для слушания Удержание внимания, анализ в рамках слушательской деятельности

2.3. Информационные тексты о музыке и музыкантах (выдержки из биографий, рецензий на концерты и т п.) Расширение кругозора, развитие универсальных учебных действий на предметном материале музыкальной тематики

2.4. Тексты с фрагментами литературных произведений Создание художественного контекста, стимулирование образного восприятия, основа для интонационного творчества

2.5. Тексты с формулировкой учебных заданий, инструкциями по работе с другими материалами Организация индивидуальной, парной и групповой работы. Развитие навыков понимания учебного текста, формирование учебной самостоятельности

2.6. Листы самооценки, формы для взаимного и группового критериального оцениваниям Наглядное сопровождение оценочных процедур. Развитие рефлексивных умений и навыков

2.7. Тексты, созданные учащимися Портфолио творческих работ развитие позиции осознанного авторства

172

4. Цифровой нотный текст (ИКТ-зоны «Учитель - Музыкант»)

Говоря о наглядности, визуализации информации, мы сознательно не затрагивали такую специфическую область, как нотный текст. Изучение нотной грамоты на уроках музыки в общеобразовательной школе долгое время считалось нецелесообразным. Но в последнее время наметилась иная тенденция. В обсуждениях новых вариантов программ по музыке на федеральном уровне всё чаще звучат предложения вернуть изучение элементов нотной грамоты в содержание общего музыкального образования.

В этой связи зоной особого профессионального интереса становятся компьютерные программы, предназначенные для набора и редактирования нотного текста (табл. 4).

Нотные материалы, создаваемые в нотных редакторах учителем самостоятельно, отличаются от обычных копий тиражных изданий. Это не просто выбор наиболее подходящего произведения или его фрагмента, но такая его подача, которая будет способствовать наиболее чёткому восприятию масштабно-тематических структур, особенностей интонационного развития. Разбиение на отдельные

мотивы, выделение цветом, иными способами оформления преображают нотный текст, способствуют развитию музыкального мышления, целостного и осознанного освоения музыки [8, 33-37].

5. Музыкальное звучание, аудиофайлы в цифровом формате (ИКТ-зоны «Учитель - Музыкант»)

Об эффективности и разнообразии форм использования клавишного синтезатора в системе общего музыкального воспитания мы уже упоминали ранее здесь и в других работах [7, 168-169]. Использование наушников

при игре на синтезаторе позволяет соответствующим образом организовывать учебное пространство. Во время упражнений одного ребёнка на инструменте учитель вместе с другими детьми может заниматься иной деятельностью, и они не будут мешать друг другу. Любопытство школьников, их исследовательский интерес к техническим возможностям синтезатора сначала реализуется в виде звуковой комбинаторики, а затем может вылиться и в полноценное музыкальное творчество.

Среди альтернативных возможностей для подобных видов деятельности

Таблица 3

Цифровые изображения в работе учителя музыки

Варианты создания Устройство Программное обеспечение

Снимок: оптимальный Фотоаппарат Как правило, с переносом на компьютер и последующей коррекцией c помощью специальных программ обработки изображений и фото (например: Photoshop, Paint.net, iPhoto и др.)

альтернативные Планшет смартфон

Копия Сканер

Рисование: оптимальный Графический планшет Графические редакторы (Corel Draw, Adobe Illustrator, Gimp и др.)

альтернативные Компьютер

Электронная доска Встроенные программы

Способы применения в образовательном процессе Педагогическое предназначение

3.1. Визуальная предметная информация (портреты композиторов, сцены из опер, балетов и т д.) Создание широкого иллюстративного контекста. Основа для творческих и проблемных заданий. Организация групповой и коллективной дискуссии

3.2. Визуальный художественный образ(произведения живописи и графики и т п.) Развитие ассоциативного мышления, эстетического вкуса, чувства стиля. Основа для интонационного творчества

3.3. Наглядные дидактические материалы (схемы, карточки, игровые пособия) Развитие логического мышления; освоение системы предметных знаний, специальной терминологии

3.4. Рисование под музыку в доступных графических редакторах Удержание внимания в процессе слушания, творческое самовыражение, развитие ассоциативного мышления

3.5. Фотоотчёты о творческих событиях, фоторепортажи с тематических экскурсий Формирование портфолио, развитие творческой и организационной рефлексии

173

особо следует отметить программу "Garage band", предустановленную на планшетах iPad. Её возможности сопоставимы с функционалом хорошего синтезатора. На общепользовательском уровне эта программа вызывает неизменный интерес у детей и подростков. Программа "Garage band" существует в версиях и для компьютеров, и для смартфонов. Но удобнее всего ею пользоваться на планшетах. На планшетах с наушниками, используя педагогические технологии взаимообучения, удаётся добиться реальных практических результатов в течение ограниченного времени. Исполнить небольшую мелодию на виртуальной клавиатуре, записать композицию на ударной установке в режиме многодорожечной записи могут все дети, независимо от их предыдущего

исполнительского опыта. Этот факт проверен нами на практике.

Спонтанные импровизации или записанные треки на электронных и виртуальных музыкальных инструментах могут становиться частью более крупных творческих проектов школьников - музыкально-литературных композиций, видео- и анимационных фильмов, музыкальных спектаклей.

Создание фонограмм, звуковых файлов возможно и средствами нотных редакторов. Созданную в полноценной партитурной нотации композицию эти программы позволяют «выгрузить» в аудиоформат и далее использовать его так же, как и другие типы звуковых файлов (табл. 5).

Описание уровня педагогического функционального предназначения

Таблица 4

Цифровой нотный материал в работе учителя музыки

174

Варианты создания Устройство Программное обеспечение

Оптимальный Компьютер Нотный редактор (Finale, Sibelius и др.)

Материалы для организации образовательного процесса Педагогическое предназначение

4.1. Ноты попевок, вокальных и ритмических упражнений, примеры для освоения нотной грамоты Понимание, наглядное представление звуковысотной и ритмической организации музыки, других элементов музыкального языка

4.2. Ноты школьного репертуара для разучивания в процессе вокально-хоровой работы Развитие певческой культуры, эффективность репетиционного процесса, исполнительское творчество

4.3. Ноты произведений для слушания, адаптированные к уровню развития учащихся и особенностям дидактических задач Удержание внимания в процессе слушания, задания аналитического и творческого характера, элемент проверочных работ на знание конкретных музыкальных произведений

4.4. Партитуры для игры в ансамбле, оркестре элементарных музыкальных инструментов Организация инструментального музицирования в классе, стимул для расширения сферы музыкальных интересов учащихся в досуговой деятельности

4.5. Нотный текст как фиксация результатов творческой деятельности детей Форма социального признания ценности детского музыкального творчества, реализация принципа «от маленького композитора к большому слушателю» и др.

Таблица 5

Цифровой аудиоматериал в работе учителя музыки

Варианты создания Устройство Программное обеспечение

Собственное исполнение, композиция: оптимальный Синтезатор Встроенные программы компании-производителя (Yamaha, Cassio, Roland и др.)

альтернативные Компьютер Нотные редакторы (например, Finale, Sibelius, Maestro и др.)

Планшет iPad Программа "Garage Band"

Копия чужого исполнения, аудиозапись: оптимальный Компьютер Программы для конвертации и сохранения звуковых файлов в различных форматах (например, Windows Media), аудиоредакторы (например, АудиоМАСТЕР, Audacity, и др.)

Способы применения в образовательном процессе Педагогическое предназначение

5.1. Исполнение в реальном времени инструментальных композиций, аккомпанементов к песням в привлекательной аранжировке Формирование интереса к конкретному произведению и музыкальному искусству в целом. Реализация творческого замысла учителя и учеников

5.2. Исполнение одной и той же музыки разными тембрами, с различным ритмизованным жанровым сопровождением и т п. Демонстрация выразительных возможностей некоторых элементов музыкального языка - основа для аналитической и слуховой работы

5.3. Аудиозапись фонограмм для различных видов урочной и внеурочной деятельности Основа для театрализации, оптимальный инструмент для организации репетиционного процесса

5.4. «Нарезка» звуковых файлов для учебных заданий и творческих мероприятий Проведение слуховых викторин и тестовых опросов на уроке. Звукорежиссура творческих мероприятий

5.5. Импровизация, сочинение детьми собственной музыки на основе паттернов синтезаторов, секвенсоров и т д. Привлекательные для учащихся формы музыкального творчества, самовыражения средствами музыки

115

цифровых устройств позволяет обозначить ещё несколько критериев ИКТ-компетентности учителя музыки:

• учителю важно иметь представление о разных типах материалов, процессов, реализуемых в цифровой среде; об оптимальных и альтернативных способах их создания (устройство + программа);

• уровень его компетентности определяется не только разнообразием таких типов, но и адекватностью их использования в соответствии с целями и задачами музыкального образования;

• учителю необходимо учитывать трудоёмкость создания цифровых материалов, выбирая оптимальное соотношение между затратами времени и сил и образовательным эффектом, который принесёт данный материал или процесс.

Заключение

В статье рассмотрены далеко не все возможные типы и способы применения цифровых технологий на уроке музыки. За пределами остались видео и анимация, презентации

и интерактивные тесты, электронные учебники и пособия. Мы ограничились упоминанием материалов или процессов, реализуемых в цифровой среде, практически не останавливаясь на их эффективности и значимости. Каковы должны быть пропорции между цифровыми новинками и традиционными формами музыкального воспитания? Все эти вопросы имеют непосредствен-

ное отношение к ИКТ-компетент-ности учителя музыки. Дополнять и уточнять понимание этого феномена придётся ещё не раз, ведь сами цифровые технологии постоянно развиваются. Новое цифровое пространство предстоит активно осваивать. Только при таком условии оно станет удобной и комфортной средой для педагогики музыкального образования цифрового XXI века.

Автор благодарен членам кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при Московском педагогическом государственном университете за обсуждение материалов статьи и советы по совершенствованию предложенной концепции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author is grateful to members of the Department of UNESCO "Musical Arts and Education in Life-Long Learning" at the Moscow State University of Education (MSPU) for a discussion of the article and suggestions for improvements proposed concept.

176

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евтух, Е. В. Информационные и коммуникационные технологии в контексте непрерывного образования педагога-музыканта [Текст] / Е. В. Евтух // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. - № 3. -С. 158-165.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - URL: httpV/ми-нобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 21.05.2017).

3. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - URL: Шр://минобрнауки.рф/доку-менты/543 (дата обращения: 21.05.2017).

4. Страдлер, Н., Томпсон, Э., Шрум, Л. ИКТ и компетентности учителей. Аналитическая записка Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [Текст] / Н. Страдлер, Э. Томпсон, Л. Шрум. -М. : Изд-во UNESCO IITE. - 2011. - 11 с.

5. Иванова, Е. О., Осмоловская, И. М. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. -2-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 190 с.

6. Ямбург, Е. А. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? [Текст] / Е. А. Ямбург - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.

7. Суслова, Н. В. Цифровые технологии на уроках музыки в школе [Текст] / Н. В. Суслова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. - № 2. - С. 164-172.

8. Суслова, Н. В. Современные технологии на уроках музыки в школе: дидактическая трансформация нотного текста [Текст] /

Н. В. Суслова // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного музыкального образования : материалы Международной научно-практической конференции (8-9 апреля 2013 года) / ред.-сост. Б. С. Рачина. -СПб. : Перспектива, 2014. - С. 33-38.

REFERENCES

1. Evtuh E. V. Informacionnye i kommunika-cionnye tekhnologii v kontekste nepreryv-nogo obrazovaniya pedagoga-muzykanta. In: Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie". 2013. No. 3, pp. 158-165. (in Russian)

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'-nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya (1-4 kl.). Oficial'nyj sajt Mini-sterstva obrazovaniya i nauki RF. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/922 (data obrashcheniya: 21.05.2017). (in Russian)

3. Federal'nye gosudarstvennye obrazova-tel'nye standarty osnovnogo obshchego obrazovaniya. Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. URL: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/543 (data obra-shcheniya: 21.05.2017).

4. Stradler N., Thompson E., Schrum L. IKT i kompetentnosti uchitelej. Analiticheskaya zapiska Instituta UNESCO po informaci-onnym tekhnologiyam v obrazovanii. Moscow: Izd-vo UNESCO IITE. 2011, 11 p. (in Russian)

5. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Teoriya obucheniya v informacionnom obshchestve. 2-e izd. Moscow: Prosveshchenie, 2014, 190 p. (in Russian)

6. Yamburg E. A. Chto prinesyot uchitelyu novyj professional'nyj standart pedagoga? Moscow: Prosveshchenie, 2014, 175 p. (in Russian)

7. Suslova N. V. Cifrovye tekhnologii na urokah muzyki v shkole. In: Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie". 2013. No. 2, pp. 164-172. (in Russian)

8. Suslova N. V. Sovremennye tekhnologii na urokah muzyki v shkole: didakticheskaya transformaciya notnogo teksta. In: Urok muzyki v sovremennoj shkole. Metodologi-cheskie i metodicheskie problemy sovremen-nogo muzykal'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (8-9 aprelya 2013 goda). Red.-sost. B. S. Rachina. St. Petersburg: Perspektiva, 2014, pp. 33-38. (in Russian)

177

Статья поступила в редакцию 27.05.2017 The article was received on 27.05.2017

Суслова Нелли Вячеславовна, кандидат педагогических наук, методист e-mail: nellysus@yandex.ru

Центр художественно-эстетического и физического образования издательства «Просвещение»,

127521, Москва, Российская Федерация

Nellie V. Souslova, PhD in Pedagogy, Methodist e-mail: nellysus@yandex.ru

Center for Aesthetic and Physical Education of the Publishing House "'Enlightenment", 127521, Moscow, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.