Научная статья на тему 'Профессионально-личностные критерии методико-практических занятий студентов в процессе преподавания физической культуры'

Профессионально-личностные критерии методико-практических занятий студентов в процессе преподавания физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Ольга Алексеевна, Алешина Наталья Сергеевна

Данная статья демонстрирует как совместная творческая деятельность активно содействует развитию благоприятной психологической атмосферы на занятиях по физической культуре, что, в свою очередь приводит к атмосфере доверия и принятия каждого человека таким, каков он есть, люди перестают настороженно относиться к друг другу, что ускоряет процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлова Ольга Алексеевна, Алешина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностные критерии методико-практических занятий студентов в процессе преподавания физической культуры»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 09/2017 ISSN 2410-700Х

данное высказывание И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина целиком и полностью характеризует технологию проблемного обучения.

Проблемность в обучении с точки зрения ее влияния на познавательный интерес имеет стороны, способствующие появлению у школьника таких состояний, которые свойственны познавательному интересу: интеллектуальная активность, удивление, озадаченность, стремление к более глубокому ознакомлению с изучаемым предметом.

В процессе проблемного обучения, преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Рассмотрим пример учебной задачи проблемного характера.

Задача 1. Набор столовых приборов стоил 2000 рублей, но затем цена повысилась на 5%. А в момент новогодней распродажи цена набора снизилась на 5%.

На вопрос учителя: «Каково ваше мнение, изменилась ли первоначальная цена товара?», учащиеся в один голос отвечают: «Нет, не изменилась». Данный пример характеризует возникновение проблемной ситуации, требующей разрешения.

Учитель совместно с учащимися поэтапно разбирает задачу, определяя, какова была цена после повышения на 5% - 2100 рублей, и, какая цена стала после новогодней распродажи - 1995 рублей. Результат наглядно показывает обучающимся, что первоначальная стоимость набора столовых приборов изменилась.

В результате активного личностного отношения учащихся к изучаемому материалу, которое возникает у них в проблемной ситуации, значительно усиливается роль содержания учебного предмета как объективного источника познавательных интересов учащихся. Возрастает интерес к теоретическим основам науки, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся.

Список использованной литературы:

1. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. - 1965. - № 3. - С. 115 - 127.

2. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971. - 352 с.

© Каримова С. О., 2017

УДК 378 172

Хохлова Ольга Алексеевна

кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитания Тульского государственного университета им. Л. Н. Толстого,

г. Тула, РФ E-mail: astro1963@mail.ru Алешина Наталья Сергеевна кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого,

г. Тула, РФ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КРИТЕРИИ МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

Данная статья демонстрирует как совместная творческая деятельность активно содействует развитию благоприятной психологической атмосферы на занятиях по физической культуре, что, в свою очередь приводит к атмосфере доверия и принятия каждого человека таким, каков он есть, люди перестают настороженно относиться к друг другу, что ускоряет процесс обучения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 09/2017 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Методико-практические занятия, физическая культура, профессионально-личностные качества,

педагогические условия.

Усиление гуманистической направленности образования, поиски методов обучения и образования с целью более эффективного формирования личности каждого студента являются важными отличительными чертами деятельности современных педагогов. Существенная роль в развитии личности, как уже говорилось ранее, принадлежит физической культуре. В современных условиях теория физической культуры приобретает прогностические и преобразующие функции, позволяющие моделировать формирование качественного новообразования личности - ее физической культуры, формирование ее профессионально-личностных качеств. Немаловажная роль в этом процессе принадлежит и методико-практическим занятиям (МПЗ) по физической культуре.

В целях повышения эффективности формирования профессионально-личностных качеств студентов мы использовали методико-практические занятия по физической культуре в вузе с использованием личностно-ориентированного подхода и старались в процессе обучения создать педагогические условия, способствующие формированию, развитию и совершенствованию личностных качеств студента, его индивидуальности.

Создание педагогических условий в нашем исследовании это:

- диагностика профессионально-личностных качеств студентов в процессе МПЗ по физической культуре;

- исследование мотивационно-ценностных особенностей и потребностей личности в процессе физического воспитания;

- организация процесса самопознания и самооценки личности;

- разработка индивидуальных средств и методов развития личностно значимых качеств и свойств личности студентов;

- дополнение учебных занятий самостоятельными в целях совершенствования умений и навыков в области физической культуры.

Вопросы планирования учебного материала, разработки теоретических и содержательных основ в сфере физического воспитания студентов интересовали многих авторов. Эти работы в своем большинстве предлагают различные направления совершенствования физкультурного образования или повышения уровня физической подготовленности в вузе.

Разработанный нами экспериментальный вариант методики МПЗ по физической культуре предусматривает четкую дифференциацию программного материала в зависимости от характера и объема нагрузки, подбора средств педагогического воздействия с учетом личностных особенностей студентов.

В основе разработанных МПЗ по физической культуре лежит интеграция различных знаний, направленных на формирование профессионально-личностных качеств студентов, формирование физической культуры личности, общественных ценностей, представлений о целостности общества и человека, развитие основы социально значимых мировоззренческих взглядов студентов.

При разработке программно-содержательных основ МПЗ по физической культуре, с использованием личностно-ориентированного подхода, мы исходили из того, что каждый студент является неповторимой самобытной личностью. Очень важны, особенно для студентов первого курса, первые шаги во взрослой жизни, где на качественно новом уровне реализуется потенциал развития личности как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире.

При разработке программы нами учитывалась необходимость перевода студентов из состояния пассивных исполнителей программы в состояние активных участников учебного процесса. Студент должен прочно усвоить, что он сам, прежде всего, должен быть заинтересован в качестве получаемых знаний, в своем хорошем физическом развитии и физической подготовленности.

Разработанная нами учебная программа МПЗ по физической культуре в вузе на основе реализации конкретных педагогических условий и методических подходов может способствовать лучшему усвоению

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 09/2017 ISSN 2410-700Х_

учебного материала, сделает процесс МПЗ более управляемым и создаст предпосылки к активному формированию профессионально-личностных качеств студентов.

На МПЗ разрабатывались методы личностно-ориентированного обучения, задачей которых были социальная адаптация и творческая самореализация личности студентов. На занятиях создавались педагогические условия, стимулирующие личный интерес студентов к общим проблемам, которые обсуждались на МПЗ по физической культуре. Основополагающим принципом наших МПЗ было управление с основой на самоуправление. Это способствовало раскрытию потенциала личности студентов, создавая тем самым обстановку для совместной и самостоятельной творческой работы. Главное внимание уделялось развитию субъективных свойств личности студентов: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самопознания.

© Хохлова О.А., Алешина Н.С., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 09/2017 ISSN 2410-700Х_

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 930.1:910:913:316.42

Гресь Роберт Андреевич

студент, СПбГУ г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: Robert.a.gres@gmail.com

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПРОЦЕССА УРБАНИЗАЦИИ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ ЭТНИЧЕСКИХ

И КВАЗИЭТНИЧЕСКИХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ

Аннотация

Современный мир характеризуется кризисом системы идентичностей человека. В связи с этим проблема этнической идентичности приобретает особую актуальность. В статье представлен новый взгляд на проблему сущности этнической идентичности, основанный на современных синтетических теориях отечественной этнологии. Показаны возможные соотношения между естественными и искусственными этническими идентичностями. Введена категория квазиэтнической идентичности, противопоставляемая естественной этнической идентичности, которая, в свою очередь, связывается с понятием этнического поля. Сделано заключение о том, что изменение коммуникативных процессов и уровня образованности населения с процессом урбанизации сокращает действие этнического поля и интенсивность этнической идентичности.

Ключевые слова

Идентичность, этническая идентичность, квазиэтническая идентичность, этнос, урбанизация.

Проблема феномена идентичности широко обсуждается в современной науке историками, социологами, политолагами, философами, психологами, географами и многими другими учеными. Это безусловно связано с большим значением идентичности в жизни человека и общественных процессах. «Идентичность сама по себе была одной из сил, ответственных за происходившие социальные и политические перемены» - говорит М. Бассин [5, с. 10]. Идентичность действительно оказывает огромное влияние на жизнь общества и его трансформации, это влияние чувствуется и сегодня в условиях глобализующегося мира. Как утверждают И.С. Бакланов, Т.В. Душина и О.А. Микеева на примере этнической идентичности: «Актуальность исследования проблемного поля, связанного с этнической идентичностью современного человека в условиях глобализации, постоянно возрастает...» [3, с. 396]. Однако ошибкой будет предполагать, что человек обладает исключительно какой-то одной идентичностью. Идентичности разнообразны, они способны перекрывать друг друга и накладываться, поддерживать другие идентичности или противостоять им. Они могут быть "множественными" [10, с. 14]. Разрушение одного типа идентичности «должно компенсироваться идентичностью другого типа» [22, с. 124]. О сложном соотношении между различными типами идентичности пишется и в учебной литературе: «Идентичности могут пересекаться, проникать одна в другую. В разных ситуациях бывают востребованы разные идентичности, а другие в этот момент «засыпают»» [26, с. 13]. В этой сложной динамичной системе идентичностей сосуществуют естественные и искусственные идентичности - аскриптивные, расовые, политические, цивилизационные... Но особое место в ней занимают этнические идентичности.

Вопросы этнической идентичности являются одними из самых проблемных во всей системе идентичностей человека, в том числе и потому, что этническая идентичность способна занимать узловое место в этой системе. По мнению В.А. Ачкасова, этническая идентичность «становится для многих универсальной формулой ответа на вопрос о смысле существования и социального действия» [2, с. 46]. Возможно, этническая идентичность действительно является базовой или ключевой, однако нет никакого эксплицитного согласия по вопросам ее сущности, а без этого возможности проведения дальнейших исследований качественно ограничиваются. Так, можно назвать огромное количество подходов к определению этнической идентичности: одни, как Н.М. Межевич, считают, что «этническая идентичность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.