Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров рабочих для российского рынка труда'

Профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров рабочих для российского рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ / VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION / MAINTENANCE / PRODUCTION ACTIVITIES / HIGHLY SKILLED WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Шалина Екатерина Юрьевна

Основная цель профессионального образования подготовка высококвалифицированных рабочих для экономики страны. Подготовка квалифицированного рабочего предопределяет его производственную деятельность. Данная статья посвящена исследованию содержания профессионального образования, установлению взаимосвязи содержания образования, теоретической подготовки, производственного обучения и производственного процесса. Качественным изменением содержания профессионального образования является повышение его научно-теоретического уровня, роли производственного обучения в системе политехнического образования, значения теоретического и производственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Шалина Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

The main goal of vocational education is the training of highly skilled workers for the country's economy. The training of a skilled worker predetermines his production activity. This article is devoted to the study of the content of vocational education, the establishment of the relationship between the content of education, theoretical training, vocational training and the production process. A qualitative change in the content of vocational education is to increase its scientific and theoretical level, the role of industrial training in the system of polytechnic education, the value of theoretical and industrial training.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров рабочих для российского рынка труда»

ПЕДАГОГИКА_

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ РАБОЧИХ ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент (bystrova_nv@mail.ru) Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент (cveta-ts@yandex.ru) Шалина Екатерина Юрьевна, магистрант (shalin-alex@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина

Основная цель профессионального образования подготовка высококвалифицированных рабочих для экономики страны. Подготовка квалифицированного рабочего предопределяет его производственную деятельность. Данная статья посвящена исследованию содержания профессионального образования, установлению взаимосвязи содержания образования, теоретической подготовки, производственного обучения и производственного процесса. Качественным изменением содержания профессионального образования является повышение его научно-теоретического уровня, роли производственного обучения в системе политехнического образования, значения теоретического и производственного обучения.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, содержание, производственная деятельность, высококвалифицированный рабочий

Ведущее значение в подготовке высококвалифицированных кадров рабочих для российского рынка труда приобретает содержание профессионального образования, построенное на основе федерального государственного образовательного и профессионального стандартов, концептуальных идей, объединяющих общие и профессиональные компетенции, опыт творческой деятельности и эмоциональное отношение к содержанию, устанавливается их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Содержание профессионального образования определяет целостность профессиональной деятельности, проявляющейся во взглядах, убеждениях, миропонимании, обосновании технологических процессов, осуществления практической деятельности, что вызывает необходимость вычленять основные связи, генерацию идей, вокруг которых проектируется содержание профессионального образования, преодолевается его разрозненность и бессвязность.

Исследование содержания профессионального образования осуществлялось многими учеными: Шильниковой А.Е., Батышевым С.Я., Думченко Н.И., Беляевой А.П., Варковецкой Г.А. и др., в трудах которых выделяются основные требования к построению содержания профессионального образования. В имеющихся исследованиях учитываются не все внешние и внутренние факторы, соответствующие современному уровню развития общества, техники, производства и образования.

В данной статье объектом исследования выступают сущностные характеристики содержания профессионального образования.

Научно-технический прогресс оказывает влияние на изменение структуры и содержания труда, на социально-экономическое развитие страны в целом. На научно- технической основе осуществляется преобразование экономики и материально-технической базы общества. Развитие производства определяет изменения в процессе и содержании профессионального образования рабочих и специалистов.

Для исследования содержания профессионального образования следует изучать структурные изменения в производстве, которые выступают теоретическими положениями дидактических основ содержания и процесса профессионального обучения рабочих и специалистов.

В условиях современной экономики структура и содержание труда резко изменяются на основе научно-технического прогресса. Факторы рыночной экономики, которые влияют на развитие производственного труда, вызывают конкуренцию и стремление к повышению качества продукции, что повышает спрос и внедрение достижений науки и техники во все сферы производства. В таких условиях происходит непрерывные совершенствования структуры и содержания труда, технологий и орудий труда. Вследствие этого содержание труда изменяется на основе технологического уровня средств и орудий труда.

В данном контексте необходимым является изучение содержания образования, воздействие технического прогресса на развитие оборудования, технологию производства и эксплуатации.

Исследование позволило выделить обобщенную характеристику социально-экономических факторов, определяющих содержание профессионального образования:

- высокий уровень развития науки и техники;

- расширение всеобщей профессионализации личности и общества;

- эффективное развитие электроники и информатики способствуют созданию интегрированных систем производства, требующие изменения в содержании и технологии обучения;

- повышение роли экологических, социальных, культурных сфер развития человека (возрастает значение социальной безопасности, роль труда в профессиональной и общественной жизни человека).

Данные факторы являются движущими силами развития содержания образования.

Так как содержание профессионального образования является отражением социально-экономических и научно-технических факторов, то оно включает отраслевые и производственные признаки, что позволяет определить основные требования к развитию содержания профессионального образования:

- ориентация содержания профессионального образования на подготовку конкурентоспособного и профессионально-мобильного рабочего и специалиста;

- ориентация на прогноз развития науки и техники;

- увеличение объемов межпрофессиональной подготовки по интегрированным профессиям;

- повышение социальной безопасности через профессионализацию населения;

- формирование информационной компетентности рабочих и специалистов;

- развитие профессиональной культуры, ценностных ориентаций к успешной жизнедеятельности.

Изучение внешних факторов показало возрастание потребности в изменении содержания труда и содержания образования, использовании информационных средств и технологий обучения.

Таким образом, выявлена взаимосвязь между структурой и содержанием труда рабочих и специалистов, научно-технического прогресса, интеграционных процессов с содержанием профессионального образования.

Определение требований к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов включает следующие этапы:

- исследование социально-экономического и научно-технического развития общества;

- изучение структуры и содержания труда;

- разработка профессионально-квалификационной характеристики рабочей профессии;

- интеграция и дифференциация профессий;

- исследование классификатора профессий.

Анализ новой учебно-программной документации позволяет выявить наряду с общими требованиями к содержанию образования специфические особенности его, например, некоторые из них:

- содержание образования определяется достижениями науки, технического и социального прогресса в конкретной области;

- профессиональное образование является основой подготовки молодежи к профессиональной деятельности;

- наличие в структуре учебных планов и программ профессиональных модулей, взаимосвязей между модулями и учебными предметами;

- наличие определенной группы специальных предметов для конкретной профессии, не похожих на специальные предметы другой профессии;

- разработка универсальных модулей (общего содержания обучения для различных профессий) и дифференцированных модулей для конкретной профессии;

- взаимосвязь и взаимообусловленность теоретического и производственного обучения;

- специфичность производственного обучения для каждой профессии и вместе с тем некоторая общность по характеру учебного материала конкретной темы, содержанию комплексных работ и др.;

- производственное обучение составляет основное содержание деятельности рабочего определенной профессии и квалификации.

Общие требования и специфические особенности содержания образования позволяют судить об общих дидактических положениях и о новом результате содержания, что, в свою очередь, вызывает определенный подход к выбору методов исследования.

Содержание профессионального образования определяется:

- характером общественно-экономического строя и уровнем развития науки, техники и культуры;

- психолого-педагогическими условиями и требованиями профессионального образования;

- опытом реализации производственного процесса.

С этой целью изучается трудовая деятельность рабочих в сочетании с анализом современного производства. При анализе трудовой деятельности рабочих следует осуществлять следующие виды деятельности:

- изучение качественных и количественных характеристик трудовой деятельности в соответствии с тенденциями социального и научно-технического прогресса в конкретной отрасли народного хозяйства в современных условиях и на перспективу;

- изучение системы машин, оборудования и аппаратуры; технологии производственного процесса, техники управления; организации труда, устройства рабочего места, требований к качеству продукции и к производительности труда;

- оценка производственно-технических и психологических параметров отдельных элементов трудовой деятельности рабочего;

- обобщение материала и разработка профессионально-квалификационной характеристики;

- подготовка методических рекомендаций, направленных на отбор содержания образования и на совершенствование подготовки рабочих по конкретной профессии.

Социальный и научно-технический прогресс вызывает существенные изменения в трудовой деятельности рабочего, классификатора профессий, квалификации рабочих. Основными тенденциями к изменению являются следующие:

- усиление всемирно-исторической роли рабочих, их востребованность на рынке труда;

- увеличение численности рабочих профессий;

- переход трудовых функций от человека к средствам труда;

- интеграция физических и умственных функций в содержании труда рабочего;

- совмещение функций в содержании труда рабочих широкого профиля.

Тенденции к изменению содержания труда обусловлены дальней-шим развитием многоотраслевого народного хозяйства, применением близких по роду средств труда, сходством систем машин и аппаратов по своей конструкции и принципу действия, типизацией технологических процессов, общими научными основами производства конечного продукта.

Анализ трудовой деятельности выступает основой для разработки профессионально-квалификационной характеристики рабочей профессии, включающей следующие основные элементы:

- социально-экономическое и народно-хозяйственное значение профессии;

- производственно-технические условия труда;

- содержание труда;

- требования производства к общеобразовательной и профессионально-технической подготовке;

- уровень квалификации;

- психофизиологические особенности профессии.

Профессионально-квалификационная характеристика служит научной основой для разработки учебно-программной документации. На основании ее вносятся все количественные и качественные изменения в содержании образования.

Учитывая это, на основе результатов исследования должны быть определены основные принципы построения профессионально-квалификационных характеристик и методические требования к их составлению. Следует обратить внимание на тот факт, что в профессионально-квалификационных характеристиках отражаются требования производства к условиям и содержанию труда, уровню квалификации, а также требования профессионального стандарта.

Профессиональные стандарты не долговечны, они зависят от изменения технологических, социальных, экономических факторов, влияющих на производственный процесс.

Таким образом, можно сделать вывод, что для выполнения требований экономики страны и реализации федеральных государственных и профессиональных стандартов содержание профессионального образования должно характеризоваться открытостью, гибкостью, мобильностью, непрерывно изменяться.

Профессионально-квалификационная характеристика должна детально раскрывать социально-экономические, производственно-технические и организационные условия, в которых осуществляется трудовой процесс; содержание, объем и характер выполняемых трудовых функций в соответствии с применяемыми средствами производства, технологическими процессами, формами организации труда, техники управления. Характеристика условий является объективной материально-технической основой, которая диктует необходимость овладения общими и профессиональными компетенциями. Она дается только по основным, решающим элементам производственного процесса.

Все разделы профессионально-квалификационной характеристики должны быть объединены общей идеей, чтобы создать целостное представление о профессии и перспективе ее развития.

Основные тенденции к изменению содержания труда квалифицированных рабочих в связи с требованиями научно-технического прогресса существенно влияют на содержание образования в профессиональных учебных заведениях. Особенность нового этапа заключается в том, что новое содержание должно обеспечить понимание учащимися научных основ техники и технологии производства, выработать у них способность хорошо ориентироваться в производстве, оснащенном современным оборудованием, умение решать задачи, связанные с выбором оптимального режима технологического процесса и его рационализации. В соответствии с условиями и потребностями производства подготовленный молодой рабочий должен быть способен повышать свою квалификацию и обладать профессиональной мобильностью.

Качественным изменением содержания профессионального образования является повышение его научно-теоретического уровня, роли производственного обучения в системе политехнического образования, значения теоретического и производственного обучения, улучшением связи обучения и воспитания в целом.

Такое содержание образования создает благоприятные условия для формирования общих и профессиональных компетенций, и обеспечения духовно-нравственного и интеллектуального развития обучающихся. Однако, чтобы реализовать эти условия, необходимо правильно расположить профессиональных модулей в учебных планах, чтобы обеспечить доступность восприятия обучающимися учебного материала - по различным предметам, более успешное формирование общих и профессиональных компетенций, последовательность и систематичность овладения ими, поскольку в основе материалистического мировоззрения лежит прежде всего система осознанных действий.

Оптимальный выбор форм взаимосвязи производственного и теоретического обучения определит рациональное место специальным предметов в учебном плане положительное решение этих вопросов возможно при про-

ведении специальных психолого-педагогических и медико-физиологических исследований.

Список литературы

1. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 175-178.

2. Маркова С.М., Большакова В.А., Маренкова Е.В. Интеграционные процессы в содержании профессионально-педагогического образования // Школа будущего. 2017. № 4. С. 234-240.

Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor (bystrova_nv@mail.ru)

Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor (cveta-ts@yandex.ru)

Shalina Ekaterina Yurievna, master student (shalin-alex@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

SOCIAL PARTNERSHIP IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract: The main goal of vocational education is the training of highly skilled workers for the country's economy. The training of a skilled worker predetermines his production activity. This article is devoted to the study of the content of vocational education, the establishment of the relationship between the content of education, theoretical training, vocational training and the production process. A qualitative change in the content of vocational education is to increase its scientific and theoretical level, the role of industrial training in the system of polytechnic education, the value of theoretical and industrial training.

Keywords: vocational and pedagogical education, maintenance, production activities, highly skilled workers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.