Научная статья на тему 'Производственное обучение как составная часть профессиональной подготовки будущих рабочих'

Производственное обучение как составная часть профессиональной подготовки будущих рабочих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4463
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРУД / СОДЕРЖАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РАБОЧИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Наркозиев Аманбек Карашович

Введение: современному промышленному комплексу страны требуются высококвалифицированные рабочие, профессионально компетентные, обладающие готовностью к выполнению сложного производственного труда. Важным этапом подготовки рабочих кадров является производственное обучение. Структура и содержание производственного обучения зависит от развития производства, научно-технического прогресса, изменений содержания и средств труда. В связи с этим исследование проблем производственного обучения становится особенно актуальным. Материалы и методы: в исследовании использованы общенаучные методы познания: анализ, синтез, исторический и логический методы, метод системного подхода, а также специальные методы, связанные со специфическими задачами подготовки будущих рабочих: педагогический анализ трудовой деятельности квалифицированных рабочих, компонентный анализ знаний, умений, историко-логический анализ производственного обучения. Результаты исследования: выделена особенность производственного обучения, основой которой является производственный труд и теоретическое содержание, определяемое технологическими, научно-технологическими, организационно-экономическими, профессионально-техническими процессами образования и производства. Производственное обучение это учебный предмет и процесс, формирующий дидактически обоснованную систему политехнических и профессиональных знаний, умений на основе взаимодействия умственной и физической деятельности учащихся, обучение с производственным трудом. Производственное обучение строится в соответствии с логикой производственного процесса, требованиями к квалификации и задачами восприятия и развития. Логика производственного обучения выражается в научно-практической последовательности формирования у учащихся профессиональных компетенций, способствующих профессиональной деятельности, развитию мировоззренческих, духовно-нравственных, физических качеств личности будущих рабочих. Именно производственное обучение помогает будущим рабочим ориентироваться в современном производстве, адаптироваться к производственным условиям и обеспечивает высокую производительность труда. Обсуждение и заключения: определена сущность производственного обучения; выявлены проблемы дидактики производственного обучения; факторы, влияющие на формирование содержания производственного обучения; характерные особенности процесса производственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Наркозиев Аманбек Карашович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION TRAINING AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING FOR FUTURE WORKERS

Introduction: modern production requires highly skilled workers, professionally competent, willing to perform complex production work. An important stage in the preparation of such workers is industrial training. The structure and content of industrial training depends on the development of production, scientific and technological progress, changes in the content and means of labor. In this connection, the study of the problems of industrial training becomes especially urgent. Materials and methods: in the study, general scientific methods of cognition were used: analysis, synthesis, historical and logical methods, the system approach method, as well as special methods related to the specific tasks of training future workers: pedagogical analysis of the work activity of skilled workers, component analysis of knowledge, skills, historical and logical analysis production training. Results: The peculiarity of industrial training is emphasized, the basis of which is production work and is determined by technological, scientific-technological, organizational-economic, vocational-technical processes. It is production training that helps future workers to orient themselves in modern production, adapt to production conditions and provides high labor productivity. Discussion and Conclusions: the essence of industrial training is defined; problems of didactics of industrial training are revealed; factors affecting the formation of the content of industrial training; characteristic features of industrial training.

Текст научной работы на тему «Производственное обучение как составная часть профессиональной подготовки будущих рабочих»

УДК 378.14

DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-4

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ РАБОЧИХ

1 2 С. М. Маркова *, А. К. Наркозиев *

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail:ngpu.profped@yandex.ru Международный университет Кыргызской Республики учебно-научно-производственный комплекс «Международный университет Кыргызстана», г. Бишкек, Кыргызстан

*e-mail: narkoziev@bk.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: современному промышленному комплексу страны требуются высококвалифицированные рабочие, профессионально компетентные, обладающие готовностью к выполнению сложного производственного труда. Важным этапом подготовки рабочих кадров является производственное обучение. Структура и содержание производственного обучения зависит от развития производства, научно-технического прогресса, изменений содержания и средств труда. В связи с этим исследование проблем производственного обучения становится особенно актуальным.

Материалы и методы: в исследовании использованы общенаучные методы познания: анализ, синтез, исторический и логический методы, метод системного подхода, а также специальные методы, связанные со специфическими задачами подготовки будущих рабочих: педагогический анализ трудовой деятельности квалифицированных рабочих, компонентный анализ знаний, умений, историко-логический анализ производственного обучения. Результаты исследования: выделена особенность производственного обучения, основой которой является производственный труд и теоретическое содержание, определяемое технологическими, научно-технологическими, организационно-экономическими,

профессионально-техническими процессами образования и производства.

Производственное обучение - это учебный предмет и процесс, формирующий дидактически обоснованную систему политехнических и профессиональных знаний, умений на основе взаимодействия умственной и физической деятельности учащихся, обучение с производственным трудом. Производственное обучение строится в соответствии с логикой производственного процесса, требованиями к квалификации и задачами восприятия и развития. Логика производственного обучения выражается в научно-практической последовательности формирования у учащихся профессиональных компетенций, способствующих профессиональной деятельности, развитию мировоззренческих, духовно-нравственных, физических качеств личности будущих рабочих.

Именно производственное обучение помогает будущим рабочим ориентироваться в современном производстве, адаптироваться к производственным условиям и обеспечивает высокую производительность труда.

Обсуждение и заключения: определена сущность производственного обучения; выявлены проблемы дидактики производственного обучения; факторы, влияющие на формирование содержания производственного обучения; характерные особенности процесса производственного обучения.

Ключевые слова: производственное обучение, производственный труд, содержание, профессиональная подготовка, рабочие, научно-технический прогресс, социально-экономические условия.

PRODUCTION TRAINING AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING

FOR FUTURE WORKERS

S. M. Markova1*, А. К. Narcosiev2*

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod,

Russian Federation

*e-mail: ngpu.profped@yandex.ru

2 -,

Educational Research and Production Complex «International University of Kyrgyzstan», Bishkek,

Kyrgyzstan *e-mail: narkoziev@bk.ru

ABSTRACT

Introduction: modern production requires highly skilled workers, professionally competent, willing to perform complex production work. An important stage in the preparation of such workers is industrial training. The structure and content of industrial training depends on the development of production, scientific and technological progress, changes in the content and means of labor. In this connection, the study of the problems of industrial training becomes especially urgent. Materials and methods: in the study, general scientific methods of cognition were used: analysis, synthesis, historical and logical methods, the system approach method, as well as special methods related to the specific tasks of training future workers: pedagogical analysis of the work activity of skilled workers, component analysis of knowledge, skills, historical and logical analysis production training.

Results: The peculiarity of industrial training is emphasized, the basis of which is production work and is determined by technological, scientific-technological, organizational-economic, vocational-technical processes. It is production training that helps future workers to orient themselves in modern production, adapt to production conditions and provides high labor productivity. Discussion and Conclusions: the essence of industrial training is defined; problems of didactics of industrial training are revealed; factors affecting the formation of the content of industrial training; characteristic features of industrial training.

Keywords: industrial training, production work, maintenance, vocational training, workers, scientific and technological progress, socio-economic conditions.

Введение

Социально-экономическое развитие страны, модернизация профессионального образования, инновационные процессы в производственной сфере формируют новые

тенденции в развитии процесса обучения и воспитания будущих рабочих и специалистов. На основе развития общественного производства, повышения его эффективности, роста производительности труда происходит усложнение деятельности рабочего, изменение производственной среды и формирование новой культуры производства, что обуславливает развитие образовательного и производственного уровня рабочих.

Основная тенденция современного производства связывается с возрастанием потребности в образованных, воспитанных рабочих, способных сочетать умственный и физический труд. При этом физический труд по своему содержанию усложняется, становится более квалифицированным. Интеллектуальное насыщение содержания будущих рабочих, функциональное усложнение оборудования вызывает потребность в интеллектуализации производственного обучения, в развитии творческого потенциала будущего рабочего.

Эффективность производственного обучения обеспечивается через преемственность содержания общего, профессионального образования; изучение процесса развития техники и ее применения в различных отраслях, единство технологических и производственных процессов, применение инновационных способов развития творческих компетенций, рационализаторской деятельности.

Изменения, происходящие в характере и содержании труда будущих рабочих, выражаются в следующем:

- повышение интеллектуализации профессиональной деятельности;

- дальнейшее профессиональное разделение труда;

- интеграция рабочих профессий;

- усложнение трудовых и профессиональных функций;

- развитие автоматизированного и механизированного труда.

Таким образом, социально-экономические условия, научно-технический прогресс обуславливают интенсивное изменение в характере и содержании труда будущих рабочих; динамику изменения в трудовых функциях, что важно учитывать при организации производственного обучения будущих рабочих.

Перед профессиональной педагогикой стоит задача разработки дидактических основ производственного обучения, обеспечивающих развитие творческого потенциала будущих рабочих, формирование личностных качеств, овладение способами умственной и практической деятельности.

Современному производству требуются высококвалифицированные рабочие кадры, готовые принять изменения в содержании и средствах труда, а также удовлетворить высокие требования общественного производства, определяемые социальным и научно-техническим прогрессом нашего общества. Так, за последние пятьдесят лет число рабочих механизированного труда возросло в двадцать раз, рабочих с функциями интеллектуального и автоматизированного труда - в тридцать раз. В этих условиях подготовка рабочих высокой квалификации становится очень актуальной проблемой.

Требования к рабочим высокой квалификации определяются на основе анализа общественных потребностей, достижений науки и прогноза развития экономики и профессионально-квалификационных характеристик профессий.

Таким образом, рабочий высокой квалификации - это рабочий, творчески относящийся к своей профессии, обладающий профессиональными компетенциями и

нравственной готовностью к выполнению сложных видов работ, к высокопроизводственному труду в условиях современного производства.

Как известно, центральным звеном подготовки рабочих высокой квалификации является производственное обучение.

Для решения поставленных задач требуется:

1. Разработка научных основ содержания обучения будущих рабочих. Содержание обучения определяется целями профессионального образования, уровнем развития науки, техники, культуры, необходимым для подготовки рабочих высокой квалификации. Содержание обучения регламентируется учебными планами и программами.

2. Совершенствование методов, форм и средств обучения. Для подготовки рабочих кадров высокой квалификации необходимо разрабатывать методы, формы и средства обучения, которые позволили бы активизировать ученый процесс.

Решение дидактических проблем производственного обучения - основная цель данной статьи.

Основные задачи дидактики производственного обучения состоят в выявлении закономерностей производственного обучения, содержания и процесса производственного обучения.

Научное осмысление дидактики производственного обучения, связанное с необходимостью выявления особенностей функционирования этого процесса, разработкой механизмов его реализации, является социальным заказом.

Так как содержание производственного обучения изменяется в связи с изменениями профессиональной деятельности и развитием производства, повышение интереса к исследованию проблем производственного обучения становится особенно актуальным.

Обзор литературы

Производственное обучение исследовано недостаточно с учетом развития содержания труда рабочих, производственных сил и средств производства.

В педагогической теории и практике накоплен большой опыт исследования производственного обучения, его теоретических основ (К.Н. Катханов, А.П. Беляева, Л.Ф. Федотова, Н.И. Думченко и др.).

В исследованиях разработаны теоретические основы, принципы производственного обучения, разработаны системы производственного обучения (предметно-технологическая, технологическая, приемо-комплексно-видовая, процессуальная, проблемно-аналитическая и др.), содержание, система, формы и методы производственного обучения, обучение будущих рабочих в учебных мастерских и на предприятиях.

Так, в исследования А.П. Беляевой производственное обучение - специально организованный процесс совместной деятельности мастера производственного обучения и учащихся, направленный на овладение учащимися профессиональными компетенциями, соответствующими современному уровню техники и технологии производства, на развитие умственных и физических способностей, создание научных представлений о технике, технологии, организации и экономике производства.

Существенный вклад в исследование проблем дидактики производственного обучения внесли ученые европейских стран Г. Альбрех, Б. Бекман, А. Вайгерт, И. Гольц, Р. Гютнер и др.

Так, германскими учеными разработана дуальная система обучения будущих рабочих - организационная форма профессионального обучения, в которой взаимодействуют

две учебно-производственные сферы - предприятие и профессиональное учебное заведение. При этом предприятие осуществляет практическую подготовку, а профессиональное учебное заведение - теоретическую и общеобразовательную.

В условиях социального партнерства взаимодействие теоретического обучения и обучения производственного становится все более тесным.

Практическое обучение на предприятии требует фундаментальной теоретической подготовки, а теоретическое обучение ориентировано на практическую апробацию и демонстрацию, включая информационное моделирование.

Широкое применение в процессе производственного обучения технической документации сделало необходимым формирование умений работать с такой документацией.

В Болгарии такая система включает: обучение чтению чертежей и технологических карт, планирование работы по чертежам, выбор материалов, определение технологического процесса и контрольно-измерительных инструментов, использование чертежей и технологических карт в процессе производственного труда.

Определенный вклад в разработку проблем формирования у будущих рабочих профессиональных компетенций внесли польские ученые. Профессиональные компетенции характеризуются овладением системой умений высокого уровня, умением решать наиболее сложные проблемы профессиональной деятельности.

Польские ученые считают, что в процессе профессионального обучения необходимо сочетать умственную и практическую деятельность.

Чешские ученые исследовали проблему зависимости форм производственного обучения от степени развития производственных сил (уровня развития техники, технологии, оборудования).

В последние годы в Германии разрабатывались новые методы производственного обучения, стимулирующие самостоятельность обучаемых. К ним относятся метод когнитивного инструктирования, при котором используются инструкционные карты с неполными данными, обучаемые привлекаются к разработке технологий выполнения трудового процесса, самостоятельно планируют последовательность трудовых действий, определяют способы контроля результатов труда. Таким образом, актуализируется интеллектуальный поиск обучаемых в процессе самостоятельного освоения трудовых действий.

Также важным является организация саморегулируемого учения, например, метод проектов.

Учащиеся должны самостоятельно добывать информацию и на всех этапах выполнения проекта самостоятельно принимать решения. В задачу мастера производственного обучения входит побуждение учащихся к самостоятельному планированию, выполнению и оценке учебно-производственных задач.

В новом положении о профессиональном образовании Германии расширено понятие «квалификация», включающее не только освоение новых технологий производства, но и профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий. Под квалификацией понимается составляющая часть компетенции рабочего, объединяющая профессиональные знания, умения, навыки, индивидуальные особенности, положительное отношение к профессиональной деятельности. На основе анализа взаимосвязи социально-экономических и технико-экономических процессов производства и складывается характеристика профессионального образования. Д. Мартесон теоретически обосновал

понятие «ключевая компетенция». Речь идет о том, чтобы реагировать на динамику производства, осуществлять переход от одного вида деятельности к другому, владеть профессионально важными качествами, обладать инвариантными способами производственной деятельности.

Основными механизмами, которые применяются для формирования ключевых компетенций, являются следующие:

- создание схем-планов реализации межпредметных связей;

- взаимосвязь теоретического и практического обучения;

- разработка проблемных ситуаций в производственно-технологической системе, требующей выявить связи и отношения при рассмотрении отдельных фактов, событий, элементов;

- использование методов технического конструирования, направленного на выявление неисправностей и их устранение;

- применение ролевых и деловых игр, стимулирующих индивидуальную активность будущих рабочих и развитие профессиональных отношений;

- использование анализа производственных ситуаций, ориентированного на выявление ошибок и их исправление с помощью теоретического обучения.

Методы производственного обучения моделируют производственную ситуацию, обеспечивают развитие самостоятельности учащихся, подготавливают к групповой профессиональной деятельности.

Особенностями французской системы профессионального образования являются:

- профессиональная подготовка должна сочетаться с условиями профессиональной среды;

- постоянное чередование теоретического обучения с полноценной трудовой деятельностью, требующее разработки программы обучения, обеспечивает системность подготовки в двух разных системах (единство учебных планов теоретического обучения и планов работы на производстве)

- подготовка на производстве оценивается общенациональным профессиональным и специализированными сертификатами.

Таким образом, непрерывное профессиональное образование Франции развивается в соответствии с социально-экономическими условиями страны, имеет гибкую структуру образовательных форм и условий финансирования, обеспечивает внутрифирменное обучение, удовлетворение потребностей национальной экономики в рабочих кадрах.

Ведущей концепцией профессиональной подготовки в США является концепция «образование для карьеры», обеспечивающая переход от узкоспециализированной, ремесленной подготовки к более широкой, политехнической. В основе данной концепции -поэтапное формирование профессионально-трудовых знаний, умений, личностных качеств. В этом случае ведущую роль играет производственное обучение, участие специалистов промышленности в учебном процессе.

Анализ профессиональной подготовки будущих рабочих за рубежом показывает, что профессиональная подготовка направлена на решение следующих задач:

- повышение интеллектуального потенциала, общеобразовательного и профессионального уровня рабочих и специалистов, способных творчески осуществлять производственную деятельность;

- творческое развитие будущего рабочего;

- развитие профессионально-личностных качеств, направленных на эффективность производственной деятельности.

Обучение ориентируется на те методы обучения, которые обеспечивают развитие критического мышления, мотивации к обучению, учитывают уровень готовности учащихся к ответственности за обучение и производственный труд, развивают способность к коллективной деятельности. К таким методам относятся: метод «изучения случаев», «критическое мышление», «активное слушание», «ситуационное обучение», работа с «кейсами».

Материалы и методы

В педагогическом исследовании использовались методы познания, имеющие теоретический, логический, понятийный характер (анализ, дедукция, синтез, абстрагирование, конструктивизация).

Использовались исторический и логический методы исследования, позволяющие изучить объект в его развитии и объективности. Сущность изучаемого производственного обучения исследуется с помощью анализа и синтеза (расчленение на отдельные части: деятельность преподавателя, мастера производственного обучения, учащегося, рабочего, производственный труд, воспитательная работа и др.).

С целью разработки теоретических положений используется прием, при котором происходит преобразование сложных полученных данных в простые, удобные для использования.

Благодаря системному подходу стало возможно выявить закономерности развития производственного обучения, внесение и внедрение взаимосвязи, выявить противоречия.

В исследовании используются специальные методы, связанные со специфическими задачами подготовки будущих рабочих: педагогический анализ трудовой деятельности квалифицированных рабочих, компонентный анализ знаний, умений, навыков учащихся; историко-логический анализ производственного обучения.

Разработаны системы производственного обучения (выявлены и проанализированы факторы, обеспечивающие эффективность производственного обучения (С.Я. Батышев, Л.Ф. Федотова).

Так как производственное обучение является частью системы профессионального обучения будущих рабочих, необходимо обратиться к результатам научных исследований в области профессионального образования. Выявлены методологические и теоретические основы современной педагогики.

Результаты исследования

Полученные данные создают базу для определения содержания производственного обучения, но требуется уточнение данного процесса в связи с дополнительными внешними и внутренними факторами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производственное обучение как необходимое условие эффективности профессионального образования требует дополнительных исследований с учетом проектно-ориентированной и компетентностно-ориентированной концепции и с учетом возникших противоречий: между потребностью общества в разработке дидактических проблем

производственного обучения и отсутствием содержательных и процессуальных характеристик производственного обучения с учетом современных тенденций развития науки, производства и образования.

Исследование показало, что к характерным особенностям производственного обучения относятся следующие:

1. Основу производственного обучения составляет формирование профессиональных компетенций будущих рабочих.

2. Основной формой деятельности является производственный труд.

3. Фундаментальным принципом процесса производственного обучения является принцип соединения обучения с производительным трудом.

4. Основными направлениями производственного обучения является овладение технологическими процессами; научно-техническими, организационно-экономическими, профессиональными компетенциями; развитие у будущих рабочих технологического мышления и производственной самостоятельности.

5. Ведущей тенденцией производственного обучения является становление творческого характера труда будущих рабочих под влиянием социального и научно-технического прогресса.

Значение производственного обучения как учебного предмета для профессионального образования будущих рабочих значительно возрастает в связи с тем, что на основе изучения этого предмета в процессе профессиональной деятельности формируются профессиональные компетенции будущих рабочих на более высоком теоретическом уровне. В процессе производственного труда большое место занимают комплексные работы с использованием современных материалов, средств механизации и автоматизации и соблюдением технологических процессов, правил техники безопасности, характерных для конкретной профессии.

Дальнейшее повышение эффективности производственного обучения обеспечивает взаимосвязь профессиональной и общеобразовательной подготовки, что помогает обучающимся успешно ориентироваться в современном производстве, адаптироваться к производственным условиям и обеспечивает высокую производительность труда. Взаимосвязь общего и профессионального образования в процессе производственного обучения обеспечивается за счет оптимального соотношения теоретической и практической подготовки, познавательной и трудовой деятельности.

6. Ведущей формой производственного обучения является самостоятельная учебно-производственная работа.

Самостоятельная учебно-производственная деятельность будущих рабочих направлена на формирование умений самостоятельно планировать и контролировать работу, умение контролировать количество изготовляемой продукции, умений повышать производительный труд.

Под содержанием производственного обучения понимается система способов производственной деятельности, отражающих научно-технические основы производства и профессии, и накопленного практического опыта.

Содержание производственного обучения зависит от требований социального и научно-технического прогресса, предъявляемых к характеру и содержанию труда рабочих.

Содержание производственного обучения должно быть приближено к уровню развития науки и производства.

В содержании труда квалифицированного рабочего главным становится способность проникать в сущность производственных процессов, выбирать и поддерживать оптимальные режимы их ведения, находить рациональные способы регулирования механизмов, экономно расходовать материальные ценности и производить продукцию высокого качества.

Содержание производственного обучения должно обеспечить:

- формирование умений решения производственных задач;

- формирование профессиональных компетенций для выполнения производственных заданий;

- структуру и содержание производственного процесса, характеристику и содержание трудовых функций, профессионально-квалификационные характеристики.

Производственное обучение - это упорядоченное воспроизведение отдельных функциональных компонентов профессиональной деятельности рабочего с целью их сознательного прочного освоения обучающимися. Основной дискретной единицей учебно-производственной деятельности является операция, которая характеризуется применением определенных средств и способов работы.

Основной формой организации учебной работы является урок производственного обучения, а на предприятии - учебно-производственные работы и производственная практика.

Существующие типы систем производственного обучения одинаковы для всех профессий. Система производственного обучения - это связь и последовательность основных компонентов содержания, организации форм и методов обучения, реализуемых в процессе учебно-производственной деятельности. Тип структурирования учебного процесса определяет типы систем производственного обучения: операционная, предметная, комплексная, комплексно-видовая, проблемно-аналитическая, процессуальная и др.

Основными структурными элементами занятий при обучении являются упражнения, включающие вводный, текущий и заключительный инструктаж.

Для функционирования производственного обучения необходимо учитывать следующие закономерности:

- для повышения эффективности профессионального обучения повышается роль теоретического обучения для подготовки кадров высокой квалификации, что требует одновременно длительного и сложного производственного обучения;

- несоответствие между содержанием и дидактическим оснащением процесса обучения, что обеспечивает непрерывное развитие всех компонентов учебно-производственного обучения;

- повышение научного уровня содержания профессиональной подготовки требует усиления практической реализуемости научных знаний, научного обоснования профессиональной деятельности в процессе производственного обучения;

- при формировании будущих рабочих существенную роль играет единство репродуктивной и творческой деятельности; рациональные сочетания коллективизации и индивидуализации обучения; создание комплексов унифицированной учебно-программной документации и комплексов материально-технических средств обучения.

В процессе производственного обучения учащиеся учатся работать в производственном коллективе при высокой ответственности каждого.

Взаимосвязь индивидуальных и коллективных форм учебно-производственной деятельности в процессе производственного обучения требует применения индивидуальной

системы обучения на первых этапах обучения и коллективных форм (бригада, производственный коллектив) на завершающих этапах. Это обеспечивает реализацию педагогических и производственных задач, что ведет к формированию будущего рабочего на основе социализации и профессионализации личности.

Важное значение имеет выполнение следующих требований к профессиональной подготовке:

- обеспечение взаимосвязи общеобразовательной, профессиональной и экономической подготовки;

- введение в производственное обучение экономических понятий, без знания которых невозможно обеспечить систему управления бригадой и перенести их на реальную профессиональную деятельность;

- достижение высокого уровня сформированности профессиональных компетенций в процессе теоретического и производственного обучения для обеспечения адаптации выпускников на производстве;

- организация обучения на производственной практике в учебных цехах предприятий, комплексных производственных бригадах или в специальных бригадах под руководством наставников, вовлечение учащихся в общественную деятельность предприятий.

Использование информационных технологий в процессе производственного обучения активизирует и интенсифицирует процесс формирования профессиональных компетенций. С помощью информационных технологий можно регулировать скорость усвоения учебного материала, количество и уровень трудности учебно-производственных заданий. Информационные технологии позволяют обеспечить контроль за учебными действиями учащихся, за выполнением учебно-производственных заданий и лабораторно-практических работ; дают возможность корректировать учебно-познавательную и учебно-производственную деятельности, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса.

Теоретические и методические основы профессионального обучения позволяют соединить содержательный и процессуальный аспекты. Производственный труд является целью, основой и средством подготовки будущих высококвалифицированных кадров.

Структура и организация учебно-производственного процесса отличается наличием материально-технической базы производственного обучения, развитием педагогического потенциала с активизацией учебно-производственной деятельности, проблемно-развивающего характера обучения.

Обсуждение и заключения

В исследовании определена сущность и структура производственного обучения, обоснована его роль в осуществлении взаимосвязи компонентов содержания образования и процесса обучения; раскрыто дидактическое взаимодействие между уровнем использования современной техники, технологии с уровнем профессиональной подготовки будущих рабочих, а также взаимосвязь разнообразных видов деятельности.

Выделены специфические особенности профессиональной подготовки будущих рабочих:

- профессиональная обусловленность содержания обучения;

- наличие производственного обучения и производственной практики на предприятиях;

- взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов;

- развитие у будущих рабочих творческого отношения к производственному труду;

- возрастание роли умственного труда в производственной деятельности;

- рост технической оснащенности производства, развитие техники и технологии производства.

Список использованных источников

1. Балганова Е.В. Инновационные подходы к профессиональному обучению менеджеров по персоналу // Инновационные технологии управления персоналом: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 26-28 февраля 2015 г.) / Редактор-составитель И.В. Резанович. Челябинск, 2015. С. 94-100.

2. Белобородова Н.С., Черникова Т.А. Профессиональное саморазвитие студентов в контексте компетентностно-деятельностного подхода к обучению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №6. С. 9-15.

3. Блинов В.И., Факторович А.А., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2017. 314 с.

4. Блинова М.Г. Новые подходы к обучению - ключевой элемент в управлении профессиональным развитием персонала и повышении конкурентоспособности современного предприятия // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии: материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С. 439-442.

5. Валькович О.Н., Булаева К.Ю., Сирченко А.Е. Современные подходы к профессиональному развитию и обучению персонала // Экономика устойчивого развития. 2016. №2(26). С. 50-53.

6. Ветлугина Н.О. Место активных и пассивных методов обучения в профессионально-педагогическом обучении// Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 22-23 апреля 2015 г.). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. С. 224-227.

7. Воловник Н.С., Грехнева Е.А., Титова В.К., Руппель Е.Ю. Мотивации к обучению и формирование профессиональных компетенций студентов в вузе // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XV международной научно-практической конференции. Прага, 2016. С. 71-73.

8. Галишникова Е.М. Концептуальные основы подготовки будущих специалистов в системе дополнительного профессионального образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №4(12). С. 41.

9. Гортинский В.А., Шатров С.М. Профессиональное обучение в связи с формой обучения // Генетическая социология XXI. 2017. №1(4). С. 33-41.

10. Жолдасбекова А.С., Хабиева Т.Х., Сактапов А.К., Аманжолова У.Ш. Формирование мотиваций к обучению профессиональным компетенциям у магистрантов с

использованием современных образовательных технологий // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2016. №4. С. 357-360.

11. Лапина Л.В. Проблемы технологического подхода к профессиональному обучению // Новации педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2017. С. 51-53.

12. Лапшина Е.В. Методика применения активных методов обучения в профессиональном обучении // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016. №9(54). С. 76-79.

13. Манакова О.С. Организация производственного обучения студентов направления подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение» в современных условиях // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург, 2014. С. 26172623.

14. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С. 23.

15. Мельникова Е.В. Формирование профессиональных качеств обучающегося на основе компетентностного подхода // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / ответственный редактор И.В. Фролов. Н. Новгород, 2015. С. 111-113.

16. Онищенко Н.И. Организация планирования занятий по профессиональному обучению в системе среднего профессионального образования // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования: сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Архангельск, 2016. С. 65-70.

17. Романова Е.С. Проблема определения содержания понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология профессионально-ориентированного обучения» // Практическая педагогика и психология: методы и технологии: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Т.2. Уфа, 2016. С. 89-92.

18. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año. 2017. Vol. 38. №25. Р. 9. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/a17v38n25p09.pdf (accessed: 22.12.2017).

19. Fominykh M.V., Uskova B.A., Mantulenko V.V., Kuzmina O.N., Shuravina E.N. A Model for the Education of a Student of a Vocational Pedagogical Educational Institution Through the Gaming Simulation // Mathematics Education. 2016. Vol. 11. Issue 8. Pp. 2814-2840. Available at: http://www.iejme.com/makale/901 (accessed: 22.12.2017).

20. Frolova O.A., Chanchina A.V., Frolova N.V., Shevchenko S.M., Chelnokova E.A., Bystrova N.V. The Organization of the Rating System for Assessing the Quality of University Students Training // European Research Studies Journal. 2017. Volume XX. Special Issue. Pp. 549556. Available at: https://www.ersj.eu/index.php?option=com_content&task=view&id=1150 (accessed: 22.12.2017).

21. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Volume XX. Special Issue. Pp. 541-548. Available at: https://www.ersj.eu/index.php?option=com content&task=view&id=1149 (accessed: 22.12.2017).

22. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6. Issue 2. Pp. 280288. Available at: https://eric.ed.gov/?q=orientation+AND+labour&id=EJ1146171 (accessed: 22.12.2017).

23. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 22.12.2017).

24. Medvedeva T.Y., Sizova O.A., Ulyanova R.A., Markova S.M., Karpukova A.A., Kazantseva G.A. Modern Trends in Estimation System of Training Achievements Quality of College Undergraduates // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/Modern-trends-in-estimation-system-of-training-achievements-1528-2651-20-3-120.pdf (accessed: 22.12.2017).

25. Ogorodova M.V., Pronchatova-Rubtsova N.N., Bystrova N.V., Romanovskaya E.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N. Development and Application of Methods of Determining Combined Standardized Indicator of Assessment of Financial Condition of Banking Sector in the Region // Academy of Accounting and Financial Studies Journal. 2017 Vol. 21. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/development-and-application-of-methods-of-determining-combined-standardized-indicator-of-assessment-of-financial-condition-of-bank-6894.html (accessed: 22.12.2017).

26. Petrovsky A.M., Smirnova Zh.V., Vaganova O.I., Kutepov M.M., Gruzdeva M.L., Kutepova L.I. The Structure and Content of the Achievements Portfolio of University Students // European Research Studies Journal. 2017. Volume XX. Special Issue. Pp. 557-564. Available at: https://ersj.eu/index.php?option=com_content&task=view&id=1151 (accessed: 22.12.2017).

27. Rudaleva I.A., Kabasheva I.A., Kovaleva E. Factors Satisfaction Assessment of Teachers Professional Activity // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 152. Pp. 1114-1120. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S 1877042814053518 (accessed: 22.12.2017).

28. Tkachenko E.V. (2014). Professional Education in Russia: Development Problems // Values and Meanings. 2014. Vol. 2(30). Pp. 7-13. Available at: https://readera.ru/professionalnoe-obrazovanie-v-rossiiproblemy-razvitija-14577726-en (accessed: 22.12.2017).

29. Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The Organization of the Test Control of Students' Knowledge in a Virtual Learning Environment Moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/the-organization-of-the-test-control-of-students-knowledge-in-a-virtual-learning-environment-moodle-6919.html (accessed: 22.12.2017).

30. Valeev A.A., Latypova L.A., Latypov N.R. The Use of Interactive Learning Technologies in Teaching a Foreign Language in High School // Mathematics Education. 2016. Vol. 11. Issue 6. Pp. 1773-1785. Available at: http://www.iejme.com/makale/809 (accessed: 22.12.2017).

31. Zyryanova N.I., Fedorov V.A., Zaitseva E.V., Tolkacheva I.S., Glushchenko P.S. Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 16. Pp. 8800-8810. Available at: http://www.ijese.net/makale/1126 (accessed: 22.12.2017).

32. Zyryanova N.I., Fedorov V.A., Zaitseva E.V., Tolkacheva I.S., Glushchenko P.S. Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 16. P. 8800-8810. Available at: http://www.ijese.net/makale/1126 (accessed: 22.12.2017).

REFERENCES:

1. Balganova E.V. Innovative approaches to the professional training of HR managers. Innovacionnye tehnologii upravlenija personalom: sbornik statej uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Cheljabinsk, 26-28 fevralja 2015 g.)[ Innovative technologies of personnel management: a collection of articles of participants of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Chelyabinsk, February 26-28, 2015)]. Cheljabinsk, 2015, pp. 94-100 (in Russian).

2. Beloborodova N.S., Chernikova T.A. Professional self-development of students in the context of competency-activity approach to learning. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015, no. 6, pp. 9-15 (in Russian).

3. Blinov V.I., Faktorovich A.A., Esenina E.Ju., Klink O.F., Sazonov B.A., Sergeev I.S. Educational process in vocational education: a textbook for high schools. Moscow, Jurajt Publ., 2017. 314 p. (In Russian)

4. Blinova M.G. New approaches to training are a key element in managing the professional development of personnel and increasing the competitiveness of a modern enterprise. Ustojchivoe razvitie Rossii: vyzovy, riski, strategii: materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: k 25-letiju Gumanitarnogo universiteta [Sustainable Development of Russia: Challenges, Risks, Strategies: Materials of the XIX International Scientific and Practical Conference: Towards the 25th Anniversary of the Humanitarian University]. Ekaterinburg, Gumanitarnyj universitet, 2016. Pp. 439-442 (in Russian).

5. Val'kovich O.N., Bulaeva K.Ju., Sirchenko A.E. Modern Approaches to Professional Development and Personnel Training. Jekonomika ustojchivogo razvitija, 2016, no. 2(26), pp. 5053 (in Russian).

6. Vetlugina N.O. The place of active and passive teaching methods in vocational and pedagogical education. Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: materialy 20 Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Ekaterinburg, 22-23 aprelja 2015 g.) [Innovations in professional and vocational education: materials of the 20th All-Russian Scientific and Practical Conference (Ekaterinburg, April 22-23, 2015)]. Ekaterinburg, Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet, 2015, pp. 224-227 (in Russian).

7. Volovnik N.S., Grehneva E.A., Titova V.K., Ruppel' E.Ju. Motivation for learning and the formation of professional competencies of students in the university. Rossija i Evropa: svjaz' kul'tury i jekonomiki: materialy XV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Russia and Europe: the connection of culture and economy: materials of the XV International Scientific and Practical Conference]. Praga, 2016, pp. 71-73 (in Russian).

8. Galishnikova E.M. Conceptual framework for the training of future specialists in the system of additional professional education. Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal), 2012, no. 4(12), 41 p. (In Russian)

9. Gortinskij V.A., Shatrov S.M. Vocational training in connection with the form of training. Geneticheskaja sociologijaXXI, 2017, no. 1(4), pp. 33-41 (in Russian).

10. Zholdasbekova A.S., Habieva T.H., Saktapov A.K., Amanzholova U.Sh. Formation of motivations for training professional competencies for undergraduates using modern educational technologies. Vestnik Kazahskogo Nacional'nogo medicinskogo universiteta, 2016, no. 4, pp. 357360 (in Russian).

11. Lapina L.V. Problems of the technological approach to vocational training. Novacii pedagogiki i psihologii: sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovations in pedagogy and psychology: a collection of scientific papers on the results of an international scientific and practical conference]. N. Novgorod, 2017, pp. 51-53 (in Russian).

12. Lapshina E.V. Methods of applying active teaching methods in vocational training. Nauchnaja diskussija: voprosy pedagogiki i psihologii, 2016, no. 9(54), pp. 76-79 (in Russian).

13. Manakova O.S. Organization of production training for students in the field of training 051000.62 "Vocational training" in modern conditions. Universitetskij kompleks kak regional'nyj centr obrazovanija, nauki i kul'tury: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [University complex as a regional center for education, science and culture: materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference]. Orenburg, 2014, pp. 2617-2623 (in Russian).

14. Markova S.M., Poletaeva N.M., Cyplakova S.A. Modeling of the educational technology of the training of the teacher of professional training. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 1-1(13), 23 p. (In Russian)

15. Mel'nikova E.V. Formation of professional qualities of the trainee on the basis of the competence approach. Pedagogicheskie chtenija v NNGU: sbornik nauchnyh statej [Pedagogical readings in the UNN: a collection of scientific articles]. N. Novgorod, 2015, pp. 111-113 (in Russian).

16. Onishhenko N.I. Organization of the planning of classes on vocational training in the system of secondary vocational education. Opyt, problemy i perspektivy postroenija pedagogicheskogo processa v kontekste standartizacii obrazovanija: sbornik nauchnyh statej i materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h chastjah [Experience, problems and perspectives of the pedagogical process in the context of the standardization of education: a collection of scientific articles and materials of the III International Scientific and Practical Conference: in 2 parts]. Arkhangelsk, 2016, pp. 65-70 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Romanova E.S. The problem of determining the content of the concepts "educational technology", "pedagogical technology", "technology of learning", "technology of professionally-oriented learning". Prakticheskaja pedagogika i psihologija: metody i tehnologii: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 tomah [Practical pedagogy and psychology: methods and technologies: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference: in 2 volumes]. Ufa, T.2, 2016, pp. 89-92 (in Russian).

18. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año. 2017. Vol. 38. №25. Р. 9. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/a17v38n25p09.pdf (accessed 22.12.2017).

19. Fominykh M.V., Uskova B.A., Mantulenko V.V., Kuzmina O.N., Shuravina E.N. A Model for the Education of a Student of a Vocational Pedagogical Educational Institution Through the Gaming Simulation // Mathematics Education. 2016. Vol. 11. Issue 8. Pp. 2814-2840. Available at: http://www.iejme.com/makale/901 (accessed 22.12.2017).

20. Frolova O.A., Chanchina A.V., Frolova N.V., Shevchenko S.M., Chelnokova E.A., Bystrova N.V. The Organization of the Rating System for Assessing the Quality of University

Students Training // European Research Studies Journal. 2017. Volume XX. Special Issue. Pp. 549556. Available at: https://www.ersj.eu/index.php?option=com_content&task=view&id=1150 (accessed 22.12.2017).

21. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Volume XX. Special Issue. Pp. 541-548. Available at: https://www.ersj.eu/index.php?option=com_content&task=view&id=1149 (accessed 22.12.2017).

22. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6. Issue 2. Pp. 280288. Available at: https://eric.ed.gov/?q=orientati on+AND+labour&id=EJ 1146171 (accessed 22.12.2017).

23. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed 22.12.2017).

24. Medvedeva T.Y., Sizova O.A., Ulyanova R.A., Markova S.M., Karpukova A.A., Kazantseva G.A. Modern Trends in Estimation System of Training Achievements Quality of College Undergraduates // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/Modern-trends-in-estimation-system-of-training-achievements-1528-2651-20-3-120.pdf (accessed 22.12.2017).

25. Ogorodova M.V., Pronchatova-Rubtsova N.N., Bystrova N.V., Romanovskaya E.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N. Development and Application of Methods of Determining Combined Standardized Indicator of Assessment of Financial Condition of Banking Sector in the Region // Academy of Accounting and Financial Studies Journal. 2017 Vol. 21. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/development-and-application-of-methods-of-determining-combined-standardized-indicator-of-assessment-of-financial-condition-of-bank-6894.html (accessed 22.12.2017).

26. Petrovsky A.M., Smirnova Zh.V., Vaganova O.I., Kutepov M.M., Gruzdeva M.L., Kutepova L.I. The Structure and Content of the Achievements Portfolio of University Students // European Research Studies Journal. 2017. Volume XX. Special Issue. Pp. 557-564. Available at: https://ersj.eu/index.php?option=com_content&task=view&id=1151 (accessed 22.12.2017).

27. Rudaleva I.A., Kabasheva I.A., Kovaleva E. Factors Satisfaction Assessment of Teachers Professional Activity // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 152. Pp. 1114-1120. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S 1877042814053518 (accessed 22.12.2017).

28. Tkachenko E.V. (2014). Professional Education in Russia: Development Problems // Values and Meanings. 2014. Vol. 2(30). Pp. 7-13. Available at: https://readera.ru/professionalnoe-obrazovanie-v-rossiiproblemy-razvitija-14577726-en (accessed 22.12.2017).

29. Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The Organization of the Test Control of Students' Knowledge in a Virtual Learning Environment Moodle // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20. Issue 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/the-organization-of-the-test-control-of-students-knowledge-in-a-virtual-learning-environment-moodle-6919.html (accessed 22.12.2017).

30. Valeev A.A., Latypova L.A., Latypov N.R. The Use of Interactive Learning Technologies in Teaching a Foreign Language in High School // Mathematics Education. 2016.

Vol. 11. Issue 6. Pp. 1773-1785. Available at: http://www.ieime.com/makale/809 (accessed 22.12.2017).

31. Zyryanova N.I., Fedorov V.A., Zaitseva E.V., Tolkacheva I.S., Glushchenko P.S. Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 16. Pp. 8800-8810. Available at: http://www.iiese.net/makale/1126 (accessed 22.12.2017).

32. Zyryanova N.I., Fedorov V.A., Zaitseva E.V., Tolkacheva I.S., Glushchenko P.S. Modern Requirements to Preparation of Professional and Pedagogical Personnel // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 16. Р. 8800-8810. Available at: http://www.iiese.net/makale/1126 (accessed 22.12.2017).

© Маркова С.М., Наркозиев А.К., 2018

Информация об авторах

Маркова Светлана Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород,ngpu.profped@yandex.ru, 89103800108

Наркозиев Аманбек Карашович - Доктор педагогических наук, академик, Вице-президент по академическим вопросам МУК Международного университета Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызстан, e-mail: narkoziev@bk.ru, 89103800108

Information about authors

Markova Svetlana Mikhaylovna - doctor of pedagogical sciences, professor, head of vocational education and management of educational systems VPO Nizhny Novgorod State Pedagogical University. KozmaMinin, Nizhny Novgorod, e-mail: cveta-ts@yandex.ru, 89103800108 Narcosiev Amanbek Karashoviz - doctor of pedagogical sciences, professor, Vice-President for Academic AffairsInternational University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyzstan, e-mail: narkoziev@bk.ru, 89103800108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.