5. За эталон по дисциплине «Основы управления персоналом» принять учебник под редакцией Кибанова, последний год его издания - 2007 г., который на 97 % соответствует дидактическим единицам и объем представленного материала наиболее сбалансирован в отношении дидактических единиц. В среднем на каждую дидактическую единицу автором отводится 13 страниц.
Теперь с уверенностью можно сказать, что такое понятие как «дублирование тем» существует. Повторяющихся тем много, а это значит, что теряется большое количество времени. Повторение тем можно допустить, если одна и та же тема одной дисциплины углубляет и расширяет знания студентов в другой дисциплине.
В заключении хочется сказать, что пословица «повторение - мать учения» не всегда приносит пользу в образовательном пространстве.
Список литературы:
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080505 «Управление персоналом».
2. Учебная программа ОПД. Ф.10 «Основы управления персоналом» специальности 080505 «Управление персоналом».
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Стручаева Т.М., Иващенко Е.В.
Белгородский государственный университет, г. Белгород
Статья посвящена проблеме оценочной деятельности будущего учителя начальных классов. Представлена авторская графическая модель подготовки педагогов к оценке учебных достижений учащихся, дана краткая характеристика ее основных структурных компонентов.
Одним из компонентов профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальной школы является контроль и оценка учебных достижений учащихся. В современном обществе, когда происходит переход от знаниевой парадигмы образования к личностно ориентированной, этот компонент деятельности педагога приобретает особое значение. Это
особенно актуально для начальной школы, когда учитель почти полтора года работает в условиях безотметочного обучения.
Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью (2005 г.) [1] показал, что в квалификационной характеристике ничего не сказано о необходимости формирования оценочных умений у выпускников вуза. Достаточно фрагментарно представлен оценочный компонент обучения в примерном содержании общепрофессиональных дисциплин и совсем не представлен в дисциплинах предметной подготовки. Это создает некоторую неопределенность нормативно-правовой базы по отношению к оценочной деятельности учителя начальных классов, что приводит к тому, что процесс профессиональной подготовки не имеет четкой целенаправленности в области формирования оценочных умений. В результате такой ситуации - будущие учителя начальной школы испытывают значительные затруднения в оценочной деятельности как на этапе обучения в вузе, так и в начале своей профессиональной деятельности.
Рис. 1. Модель подготовки будущих учителей начальных классов к оценке учебных достижений учащихся
Среди ошибок, которые допускают студенты в ходе педагогической практики при оценке учебных достижений учащихся, наиболее частотными являются: неаргументированное выставление отметок; завышение отметок; боязнь ставить «3» и «2»; усиленное внимание при проведении опроса сильным учащимся; пропуск ошибок и недочетов школьников; недостаточное применение поэтапного оценивания учебной деятельности ученика и др.
В ходе исследования, проводимого нами на базе педагогического факультета Белгородского государственного университета, нами была разработана модель профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к оценке учебных достижений (рис. 1).
Рассмотрим основные структурные компоненты разработанной нами модели, их взаимосвязь и функционирование.
Основополагающим компонентом модели является цель - повышение качества подготовки будущего учителя к оценке учебных достижений учащихся в условиях личностно ориентированного образования. Указанная цель охватывает весь период обучения студента в вузе и конкретизируется рядом задач.
Основными задачами подготовки будущего учителя начальных классов к оценке учебных достижений учащихся, на наш взгляд, являются следующие:
- формирование у студентов целостного представления об оценочной деятельности учителя начальных классов, знаний о контроле и оценке учебных достижений учащихся;
- развитие умений осуществлять планирование, организацию контроля и оценки учебных достижений младших школьников в условиях вариативного начального образования;
- формирование интереса к изучению инновационного педагогического опыта;
- развитие устойчивой потребности к овладению педагогическим мастерством в области оценочной деятельности.
В содержательный компонент модели мы включаем: теоретико-практическую подготовку (блок общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметного блока ГОС ВПО), курс по выбору, педагогическую практику. Результатом реализации содержания является формирование у будущих учителей начальных классов мотивационно-ценностного, содержательного, деятельностного и оценочно-рефлексивного компонентов готовности к оценке учебных достижений учащихся. Рассмотрим подробнее эти компоненты.
Мотивационно-ценностный компонент. Мы считаем, что подготовку студентов к оценке учебных достижений учащихся следует начинать не с обучения самим оценочным умениям, а с изменения представлений у будущих учителей о назначении оценочной деятельности. Основная цель этапа - формирование мотивации у студентов к осуществлению оценочной деятельности, развитие устойчивого интереса, активности в овладении знаниями и умениями в области оценивания.
Содержательный компонент. В процессе реализации его осуществляется передача студентам совокупности знаний о сущности и социальной значимости оценочного компонента в профессиональной деятельности педагога; о целях, задачах, содержании, формах, методах и средствах осуществления контроля и оценки учебных достижений обучающихся; о составе оценочных умений; о влиянии стиля педагогического оценивания на развитие и воспитание обучающегося. Реализация содержательного компонента обеспечивается введением в учебный процесс разработанного нами курса по выбору «Технологии оценивания учебных достижений учащихся», цель которого - совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей к оценке учебных достижений учащихся в условиях современного вариативного образования в начальной школе.
Деятельностный компонент готовности предполагает формирование у студентов оценочных умений. Данный компонент формируется на практических занятиях по предметным методикам, в процессе реализации курса по выбору. В системе формирования оценочных умений у будущих учителей важная роль принадлежит педагогической практике, которая является органической частью данного компонента и обеспечивает соединение теоретической подготовки учителей с их практической деятельно -стью в школе.
Заключительный оценочно-рефлексивный компонент формирования оценочного умения - это внешняя оценка, которая создает условия для формирования адекватности собственной оценки студента в его последующей деятельности и перехода оценки педагога в самооценку студента. При обучении будущих учителей начальных классов оценочным действиям очень важна преподавательская оценка этих действий, способствующая развитию у них навыков самооценки.
Следующим компонентом нашей модели являются педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей начальных классов к оценке учебных достижений учащихся. Суть их заключается в том, что:
1. процесс формирования данной готовности является составной частью целостной системы профессиональной подготовки;
2. в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к оценке учебных достижений учащихся будут использоваться активные методы обучения (нетрадиционные формы проведения лекционных и практиче-
ских занятий, деловые игры, имитационные и тренинговые упражнения), направленные на формирование умений оценки учебных достижений младших школьников;
3. процесс изучения дисциплин общепрофессиональной подготовки будет строиться на основе интеграции мотивационно-ценностного, содержательного, деятельностного и оценочно-рефлексивного компонентов профессиональной подготовки студентов;
4. в ходе профессиональной подготовки будет установлен субъект-субъектный характер взаимоотношений преподавателя со студентами, студентов с учащимися;
5. в процесс профессиональной подготовки будет включен курс по выбору «Технологии оценивания учебных достижений учащихся»;
6. вовлечение студентов на выпускных курсах в научно - исследовательскую деятельность по проблемам оценки учебных достижений учащихся через написание курсовых и выпускных работ.
Каждый компонент разработанной модели решает свою часть задач в процессе подготовки будущих учителей начальных классов к оценке учебных достижений, но только в единстве они могут сделать этот процесс результативным и эффективным. Апробация разработанной модели реализована в ходе педагогической практики в МОУ «Лицей № 10», «Лицей № 32», СОШ № 7, СОШ № 47 и др. г. Белгорода и школах Белгородской области, которые являются базовыми школами в процессе организации педагогической практики на факультете.
В ходе исследования был разработан и апробирован спецкурс «Технологии оценивания учебных достижений учащихся», в рамках которого рассматриваются основные вопросы оценки учебных достижений учащихся в условиях вариативного начального образования, анализируется история и современное состояние данной проблемы, нетрадиционные способы оценки учебных достижений младших школьников. Основными задачами спецкурса являются: формирование целостного представления об оценочной деятельности учителя начальных классов; формирование знаний о контроле и оценке учебных достижений учащихся; формирование умений осуществлять планирование, организацию контроля и оценки учебных достижений младших школьников в условиях вариативного начального образования. Спецкурс реализуется через систему лекционных и практических занятий. На лекциях освещаются основные теоретические положения оценочной деятельности учителя начальных классов. На практических занятиях выполняются различные задания, способствующие формированию умений оценивать учебные достижения учащихся в условиях вариативного начального образования.
Спецкурс и педагогическая практика позволяют познакомиться с инновационными приемами оценки учебных достижений учащихся; расши-
ряют объем профессиональных знаний по проблемам оценивания; помогают предупредить методические ошибки в оценке учебных достижений учащихся, что способствует подготовке конкурентоспособных специалистов для начальной школы.
Список литературы:
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031200.00 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью». Квалификация - учитель начальных классов и (в соответствии с дополнительной специальностью). - М.: Министерство образования и науки РФ, 2005.
К ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
© Тарасенко О.И.
Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск
Данная статья посвящена одной из наиболее значимых проблем для высшей школы - идивидуализации обучения. Это объясняется и тем, что возрастает интерес к данной проблеме со стороны современных исследователей, идет тенденция к увеличению числа их работ. В качестве одного из самых оптимальных методов индивидуализации рассмотрена самостоятельная работа студентов в вузе и НИР как наиболее эффективный путь индивидуализации процесса обучения. Индивидуализация обучения в вузе - важная задача, поставленная самой практикой.
В настоящее время возник глубокий интерес к исследованию проблемы индивидуализации обучения в вузе. Это связано с перестройкой образовательного процесса в высшей школе и переходом на мировые общеобразовательные стандарты, что обуславливает достаточно высокие требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки будущего специалиста, способного нестандартно мыслить, творчески подходить к научно-исследовательскому поиску, удовлетворять потребность в своем интеллектуальном и культурном развитии. Повышение качества подготовки невозможно без творческого диалога преподавателя со студентом в процессе учебной деятельности, построенного на основе знания индивидуальных особенностей каждого студента.
Имея богатую историю, проблема индивидуализации обучения неоднократно находилась в центре внимания педагогической теории и практи-