Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка учащейся молодежи предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса'

Профессиональная подготовка учащейся молодежи предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / МОДЕЛЬ ВХОЖДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косинова Валентина Федоровна

Барнаульский торгово-экономический колледж применяет инновационные подходы в подготовке востребованного выпускника на рынке труда. Для этого им разработан проект «Профессиональная подготовка учащейся молодежи предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса», в котором была определена модель вхождения учащейся и студенческой молодежи в проектно-предпринимательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка учащейся молодежи предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса»

и трудовых ресурсов - самостоятельных, инициативных, ответственных молодых людей. В положении указана структура Бизнес-фестиваля, разработаны этапы проведения фестиваля, критерии оценки студенческих бизнес-проектов. Разработана программа проведения Бизнес-фестиваля.

4. Разработаны мероприятия по подготовке и участию лучших студенческих предпринимательских проектов в Бизнес-фестивале учащейся и студенческой молодежи им. В. В. Быкова «Молодежь. Предпринимательство. Россия» в г. Анапа.

Наши идеи о подготовке студентов предпринимательской деятельности нашли подтверждение в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» одобренного Советом Федерации 11 июля 2007 г. В п. 2 статьи 21 отмечается: «Создание условий для повышения профессиональных специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства».

Студенты и учащиеся относятся к социально незащищенной группе населения, имеют возможность получить дополнительное образование в области подготовки предпринимателей малого и среднего бизнеса, обучаясь в учебном заведении.

Идея помочь студентам колледжа овладеть навыками методики проектирования и организации предпринимательской деятельности возникла, еще и потому что большая часть из них идет в бизнес.

Коммерция, бизнес — это во многом риск и удача. Но чтобы преуспевать в подобных делах выпускникам колледжа надо ориентироваться на изменения рыночной конъюнктуры. Большинство выпускников, получивших путевку в жизнь в стенах нашего колледжа, оказываются наиболее приспособленными к рыночным условиям современной жизни благодаря особой творческой обстановки в учебном заведении и овладению навыками предпринимательской деятельности. Склонность к предпринимательской деятельности проявляется в особом, творческом отношении к делу, инициативности, непрерывном стремлении к новаторству, в нетрадиционных решениях, расширении масштабов и сферы деятельности.

Согласно Современного экономического словаря под редакцией Б. А. РайзбергаБизнес-(от англ. Bisiness-дело, антрепренерство, занятость, предпринимательство) инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями, получения прибыли и развития собственного дела.

В Новейшем словаре иностранных слов и выражений бизнес - предпринимательская деятельность; дело, знания, являющиеся источником дохода.

Фестиваль {festival - веселый, праздничный) массовый показ, смотр, конкурс произведений искусства, периодические культурные празднества, музыкальные, театральные, кино.

Учащиеся.

студенты

Предприниматель - это человек, способный на инициативу. Он не боится экономической ответственности, рисков и особым способом соединяет различные факторы производства так, чтобы в перспективе появился дополнительный доход. Именно предприниматель, являясь источником всех изменений в рыночной экономике, способен по-особому соединять факторы производства на инновационной, «рисковой» основе.

Разработав проект «Профессиональная подготовка учащейся молодежи предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса», в котором четко сформулирована система подготовки предпринимателей малого и среднего бизнеса среди учащейся молодежи, была определена модель вхождения учащейся и студенческой молодежи в проектно-предпринимательскую деятельность.

- внутренняя среда человека

- внешняя среда

-результат готовности к предпринимательской деятельности

Рис. 1. Модель вхождения учащейся и студенческой молодежи в проектно-предпрннимателъекую деятельность

Разработанная модель позволила определить не только знания, умения, выделить ключевые компетенции, но и определить внешние факторы, влияющие на формирование профессиональной готовности к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса.

Далее были изучены эти факторы, влияющие на создание, понимание проблемы бизнеса. Кроме знаний, умений полученных в колледже, то есть

' ■

________________________________________________________________________________________________________

внутренней среды есть и внешняя среда, соприкасаясь, с которой выпускник, создавая свой бизнес теряется. Наша задача помочь выстроить понимания этой внешней среды и сократить сроки вхождения выпускников в бизнес.

ФГОУ СЛО «Барнаульский торгаво-экоиаиичсский колледж»

С

м

и

Управление Алтайский Торгово - Управление

администрация государственный промышлен администрации

Алтайского края по центр поддержки нал палата Алтайского

потребительскому предпринимателей края но

рынку {бгпнсс-инкубатор) образованию и дела молодежи

Ассоциация преді ірнннматалей края

Социальные партнеры

Некоммерческое Ассоциация

партнерство розничной к

«Рестораторов и оптовой

кулинаров торговли

Аігтйїіского

края»

Н

А

Л

О

Г

О

в

ы

Е

О

р

г

А

н

ы

Рис. 2. Структура взаимодействия субъектов и объектов предпринимательской подготовки

На наш взгляд, данная модель поможет выпускникам учитывать мнение и выстроить взаимосвязь с инфраструктурой края, работая в бизнесе, а задача педагогического коллектива представить названные структуры и помочь начинающим предпринимателям.

Далее нами разработана система процесса предпринимательской подготовки учащейся молодежи.

Из схемы видно, что разработанная нами система подготовки предусматривает включение в данную систему школьников, ознакомив их с основами экономических знаний. Экономическое образование призвано стать необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности, предпосылкой успешной работы во всех сферах и отраслях хозяйства, неотъемлемой частью социально-культурного облика человека.

I уровень Учащиеся школ Учащаяся молодежь Педагоги 1г организаторы

Подготовка (профильные (НПО, СПО, ВПО) *-* ПрСДПрШ! и мательешй

классы) подготовки

V

Пуровень Переподготовка

Ш уровень Инновационное содержание образования

IV уровень Сопровождение проектов

с

V уровень Продвижение проектов

Предприниматели

Педагоги

Конференция

Конкуре

проектов

педагогов

Конкурс проектов студентов (краевой бизнес-фестиваль)

Создание

методических

разработок

Реализация проектов Бизнес-инкубатор Учебная имитационная фирма

Всероссийский бизнес-фестиваль учащейся и стуле п чес кон молодежи им. В,В. Быкова

Рис. 3. Система процесса предпринимательской подготовки учащейся молодежи

Поэтому предпринимательская подготовка учащейся молодежи предусматривает 5 уровней, на каждом изучаются определенные экономические знания с постепенным переходом к проектной деятельности, которая учит ставить вполне конкретные практические цели: развитие и реализацию профессионального потенциала, построение собственной профессиональной карьеры и траектории профессионализации, раскрытие и проявление творческих способностей, трудоустройство на рынке труда, удовлетворение материальных и духовных потребностей. Студенты сами видят, что эти качества влияют на профессиональную компетентность в бизнесе.

В словаре «Профессиональное образование» С. М. Вишнякова [12] дает следующее определение: «Компетентность (от лат. competens - надлежащий, способный) - мера соответствий знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способ-

ности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений».

На наш взгляд профессиональная компетентность в бизнесе - это умение применять знания, умения и ключевые компетенции в бизнесе, опыт и навыки предпринимательской деятельности, умение понимать и учитывать интересы общества.

Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетенциях, которые формируются как ответ системы образования на требования «мира труда».

Выделение компетенций предпринимательской деятельности, формирование которых с одной стороны, необходимо для успешного предпринимателя, а с другой, возможно в рамках общего и дополнительного образования, обучающихся в старших классах школы предполагает прослеживание взаимосвязи между общими и профессиональными компетенциями. В настоящее время в рамках предварительного исследования установлено, что наиболее значимыми для предпринимателя являются такие компетенции, как способность к осознанному риску, готовность брать на себя ответственность, видеть проблемы, анализировать их, собирать необходимую информацию и принимать решение, поэтому мы предлагаем модель формирования и развития предпринимателя (рис. 4).

Представленная схема позволила классифицировать составляющие современной модели предпринимателя с учетом профессиональных и личностных качеств.

Информационная культура человека - это совокупность качеств, отражающих его знания и представления об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, освоение систем морально-этических и юридических норм, ценностей, установок, связанных с ИКС, а также владение компьютерной грамотностью.

Стратегическое мышление - это умение мыслить дальновидно и на основе выстраиваемой стратегии принимать правильные решения, оно включает три группы качеств: креативность, умение генерировать идеи, умение принимать решения.

Компетенции - как обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, называются ключевыми.

Быть компетентным — значит мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельств. Компетентность не сводится к знаниям и умениям в каком-то количественном соотношении, конкретном объеме. Вместе с тем вне знаний и опыта деятельности невозможно становление компетентности. Кроме того,

компетентность прямо пропорциональна активности, осознанному отношению человека к собственному образованию.

Ключевые

компетенции

Знания

Умения

Информационная культура Умение учиться

Умение в области ИКТ

Ответственность за качество труда и обучение

Стратегическое Мышление Креативность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умение генерировать цели

Умение принимать решения

Предпр иимчи вое гъ Способность нчвлечь выгоду

Способность к риску

Деловая хватка

Про фсссионаяьная компетенция 11рофессиональиыс знания в бизнесе

Навыки предпринимательской деятельности

Ин нова] шОн ность

Творчество

Организаторские способности Самостоятельность

Инициативность

Организация коллективной деятельности

Нравственные качества Духовный потенциал

Этика поведения в бизнесе и обществе

Умение работать в команде

Личная оршишованность Способность жить н действовать но системе

Умение использовать время

Активность

Работоспособность Фнз нологически й потен ииал Эмощ юнальио-вплевой потенциал

Рис. 4. Модель формирования и развития предпринимателя

Предприимчивость. Способность выбирать правильную тактику действий, наличие деловой хватки, которая помогает извлечь реальную выгоду.

Нравственные качества. Успешный бизнес связан с высокой нравственностью. Высоким должен быть духовный потенциал личности, его этика поведения в обществе и бизнесе.

Организаторские способности - это способности объединять вокруг себя и вести за собой людей.

Личная организованность - это способность эффективно управлять самим собой, жить и действовать по системе.

Работоспособность - это способность к напряженной и творческой деятельности в течении длительного времени.

В условия российской действительности развитие предпринимательства становится одной из главных стратегических целей экономической политики

страны. Именно предпринимательская деятельность «запускает» механизмы рынка.

Мы рассмотрели модель предпринимателя с учетом профессиональных и личностных качеств, является основой для создания профессионального стандарта предпринимателя.

Далее необходимо продолжить работу по разработке профессиональных стандартов предпринимателя.

Профессиональные стандарты являются основой для формирования отраслевой рамки квалификаций, где каждый уровень квалификации описан четким набором требований к знаниям, умениям и компетенциям работников.

Идеи

Эффективность данного проекта мы видим в следующем:

Для экономики края:

- Интеграция различных краевых структур, заинтересованных в реализации молодежных проектов предпринимательской деятельности;

- Участие молодежных проектов в развитии экономики края;

- Привлечение молодежи в управлении и поддержке малого и среднего бизнеса.

Для учебного заведения:

- Рост профессионального мастерства педагогов учебного заведения;

- Привлечение финансовых средств из различных источников (краевых, муниципальных, частных);

- Укрепление взаимосвязи с социальными партнерами.

Для учащейся молодежи:

- Формирование активной жизненной позиции;

- Перспектива трудоустройства молодежи (открытие своего дела);

- Участие в предпринимательской деятельности по отраслям экономики края;

- Возможность участия в координационном Совете по развитию малого и среднего бизнеса;

- Участие во Всероссийском бизнес-фестивале.

Библиографический список

1. Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы [Текст] / М. М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 1997.

2. Анаиькииа, Е. А. Управление затратами [Текст] / Е. А. Ананькина, Н. Г. Данилочкина. - М.: Приор, 1998.

3. Ахтаева, Л. Г. Развитие предпринимательских способностей старшеклассников [Текст] / Л. Г, Ахтаева. - Уфа.: Уфим, технолог, ин-т сервиса, 2001. — 168 с.

4. Балабанов, И. Т. Финансовый менеджмент [Текст] / И. Т. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 1994.

5. Башкинскас, В. Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности [Текст] / В. Ю. Башкинскас. - М.: Инфра-М, 1997.

6. Буров, Е. В. Бизнес-план инновационного проекта. Методика составления [Текст] / Е. В. Буров, В. В. Галь, А. П. Казаков, В. А. Морошкин. - М.: ЦИПКК, 1997.

7. Бусыгнн, А. В. Предпринимательство. Основной курс [Текст]: учебник для вузов / А. В. Бусыгин. - М.; ИНФРА-М, 1998. - 608 с.

8. Бутко, Е. Я. Молодежь. Предпринимательство. Россия [Текст] / Е. Я. Бутко, В. И. Лисов. - М., 2007. - 40 с.

9. Быков, В. В. Бизнес-план предприятия малого и среднего бизнеса (производство) [Текст] / В. В. Быков, П. В. Ощепков. - М.: Перспектива, 2000. - 40 с.

10. Быков, В; В. Подготовка молодежи к предпринимательской деятельности: методические рекомендации [Текст] / В. В. Быков, И. С. Павлов, А. И. Парамонов [и др.]; под ред. А. С. Потапова. - М.: Перспектива, 2000. - 130 с.

И. Быков, В. В. Экономические предпосылки предпринимательской подготовки подростков и молодежи [Текст] / В. В. Быков, А. И. Парамонов // Народное образование. — 2001. - № 10. - С. 202—203.

12. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь: ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.

13.Лалуста, М. Г. Риски в предпринимательской деятельности [Текст] / М. Г. Лапуста, Л. Г. Шаршукова. - М.: Инфра-М, 1998.

14. Матвеева, Т. М. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. М. Матвеева; Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников нар. образования Московской области. - М., 2001. - 19 с.

15. Молодежь. Предпринимательство. Россия. Развитие предпринимательской инициативы учащейся и студенческой молодежи [Текст] / Колледж предпринимательства. - М., 2006. - 40 с.

16. Овчинников, О. Г. Составляющие успешной организации бизнеса [Текст] / О. Г. Овчинников; МГИФИ. - М., 1997.

17. Ощепков, П. В, Бизнес-план предпринимательского проекта с комментариями [Текст]: рабочая тетрадь / П. В. Ощепков. - Анапа: Смена, 2006. - 20 с.

18. Поляков, В. А. Непрерывное экономическое образование молодежи [Текст] / В. А. Поляков, И. А. Сасова // Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 19-26.

19. Потапов, А. С, Тематические площадки Бизнес-фестиваля им. В. В. Быкова [Текст] / А. С. Потапов, А. И. Парамонов. - М., 2006. - 99 с.

20. Предпринимательство как новое содержание профессионализма [Текст] /

В. В. Швецов, А. И. Парамонов, И. С. Павлов [и др.]; науч. руков. В. В. Швецов. -М.: Колледж предпринимательства, 2005. - 124 с.

21. Психологический тренинг в области предпринимательства [Текст]: метод, пособие для работы со старшеклассниками / Всерос. науч.-практ. центр профориентации и психолог, поддержки населения. - М.: Б.и., 1994. - 62 с.

22. Савченко, В. Е. Феномен предпринимательства [Текст] / В. Е. Савченко // Российский экономический журнал. - 1995, - № 9. - С. 45-50.

23.Савченко, В. Е. Современное предпринимательство [Текст] /

В. Е, Савченко. - М.: РДЛ, 1997.

24.Чернк, В. 3. Оценка бизнеса [Текст] / В. 3. Чернк. - М.: Финансы и статистика, 1998.

25. Шнайдер, Г. Долевое участие сотрудников в результате и капитале малых и средних предприятий [Текст] / Г. Шнайдер, Г. Цандлер. - Обнинск: ГЦИПК, 1995.

26.Ильязова, М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 61-78.

27. Каплина, С. Е. Современные подходы к исследованию проблемы формирования профессиональной мобильности у будущих инженеров [Текст] /

С. Е. Каплина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 113-122.

28. Сластенин, В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин//Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. — С. 49-75.

29. Арефьев, И. П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития [Текст] / И. П. Арефьев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 409-419.

30.Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе [Текст] / А. Н. Худин // Сибирский педагогический журнал. — 2007. - № 1,-С. 161-170.

31. Неустроева, Е. Н. Экономическое образование в современной школе [Текст] / Е. Н. Неустроева // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 3. —

С. 244-249,

32.Мунасыпов, И. М. Развитие профессиональной компетентности будущих учителей технологии [Текст] / И. М. Мунасыпова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 130-139.

УДК 378

Казачкова Тамара Сергеевна

Ассистент кафедры общетехнических дисциплин Курского государственного университета, ts-tamara@mail.ru, Курск

ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ РИСОВАНИЮ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Kazankova Tamara Sergeevna

Assistant of the chair of the general technical disciplines Kursk State University, ts-tamara@mail.ru, Kursk

TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS OF PLOTTING TO TECHNICAL DRAWING IN THE CONTEXT OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION

Будущие учителя черчения, обучаясь в вузе должны овладеть профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в их профессиональной деятельности. Развивать эти умения и навыки воз-

можно на базе графических дисциплин, придавая им профессиональную направленность. Анализируя графическую подготовку в вузе, мы пришли к выводу о том, что наиболее значимой базой развития этих умений может стать техническое рисование.

Недостаточное развитие профессионально-педагогических умений студентов является причиной многих проблем, возникающих у выпускников, работающих в школе. Это связано, прежде всего, с неумением лаконично и последовательно излагать свои мысли, профессионально выполнять педагогический и технический рисунок при изложении теоретического материала, с неумением работать мелом и другими материалами на классной доске. Молодые учителя зачастую не имеют должного представления о специфике технического рисования, предполагающего максимальную простоту изображения формы, смысловую точность и лаконичность. Техническое рисование по заложенным в нем возможностям выражения технической мысли является прекрасным средством развития пространственного представления и творческого воображения [1].

Использование технического рисунка в обучении черчению значительно облегчает изложение учебного материала. Рисунок на классной доске имеет преимущества перед готовыми таблицами и схемами: иллюстрируя рассказ учителя, он становится подвижным - возникает, дополняется и завершается на глазах учащихся; здесь каждая деталь приобретает значение, каждый штрих и линия получают смысловую нагрузку [2].

Однако в вузе на его изучение отводится всего 6 часов. К тому же отсутствует четкая методика преподавания технического рисования. Да и развитие профессионально-педагогических умений в процессе выполнения технического рисования не стало еще предметом современных методических исследований.

Указанные недостатки существенно снижают уровень профессиональной подготовки будущих учителей черчения, и как следствие не обеспечивается должный уровень развития графических способностей школьников.

Преподаватель черчения сам должен обладать комплексом профессионально-педагогических умений, который позволил бы ему развивать соответствующие знания и умения у студента на протяжении всего процесса обучения. Профессионально-педагогические умения определяются нами, как способность на высоком уровне выполнять графические работы, в том числе и технический рисунок, а также быть готовым к одновременному решению педагогических задач. К профессионально-педагогическим умениям, которые необходимо развивать посредством технического рисования, относятся:

Профессиональные умения: умение выполнять геометрические построения от руки: упражнения на выполнение вертикальных, горизонтальных, параллельных, перпендикулярных линий, проведение дуг окружностей; деление отрезка прямой на равные части, проведение перпендикуляров, деление угла на равные части; знание закономерностей построения осей;

умение рисовать плоские геометрические фигуры многоугольников, окружностей, овалов; умение рисовать объемные тела; умение выполнять светотеневую моделировку; умения выполнять технические рисунки: технический рисунок по чертежу; рисунок с натуры; рисунок по словесному описанию с преобразованием; умелое владение различными материалами (мелом, гелевыми ручками, маркерами т. д.); умение сочетать выполнение технического рисунка на доске или бумаге с одновременными комментариями к его построению.

Профессиональные умения: умение составить систему заданий обучающих техническому рисованию для учащихся; умение определять ошибки в работах и объяснить их происхождение, объективно оценивать работы учащихся; умение находить интересные формы уроков; умение контролировать последовательность работы над заданием, корректировать деятельность учащихся, умение организовывать коллективную, индивидуальную и самостоятельную деятельность учащихся в рамках предмета «черчение»; умение вызвать интерес к техническому рисованию (доступно и интересно излагать материал); умение выразительно, правильно говорить, владение дикцией и постановкой голоса при объяснении материала, умение правильно выбрать интонации при разъяснении ошибок; умение находить и устанавливать межпредметные связи в образовательных, развивающих и воспитывающих целях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовку по техническому рисованию необходимо начинать на занятиях по черчению уже на 1 курсе и продолжать на занятиях по методике преподавания черчения. Необходим дополнительный комплекс мер, основанный на целом цикле занятий техническим рисунком, являющихся наиболее подходящей базой для развития профессионально-педагогических умений и навыков будущих учителей черчения. Для этого нами разработана специальная система упражнений, логично интегрированная в структуру основной образовательной программы по черчению и реализуемая в учебно-аудиторной, самостоятельной, индивидуальной и других формах деятельности.

В предложенной нами методической модели обучения техническому рисованию как средству развития профессионально-педагогических умений лежат цель, технология обучения, система заданий и упражнений, нацеленных на развитие педагогических умений, разработанные нами уровни развития этих умений, формы организации занятий. Реализация данной методической модели позволяет сформировать у студента целостное представление о системе профессиональных и педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления функций учителя черчения.

Предложенная нами методическая модель предусматривает последовательное освоение принципов, приемов и способов технического рисования.

Основная работа должна проводиться в направлениях: 1) систематическое выполнение студентами разнообразных тренировочных упражнений, нацеленных на приобретение навыков, овладение приемами и способами технического рисования под руководством преподавателя; 2) системати-

ческое выполнение самостоятельных тренировочных упражнений вне аудитории; 3) развитие профессионально-педагогических умений, требующих от студента сочетания навыков технического рисования со способностью передавать знания и умения своим будущим ученикам.

Указанные направления развития технического рисования и определяют порядок построения занятий: развитие навыков движения руки, руководимой глазом, и развитие глазомера; выполнение технических рисунков; задания и упражнения, способствующие развитию профессионально-педагогических умений.

Результатом обучения должно явиться развитие профессионально-педагогических умений, а так же навыка технического рисования. В этом и состоит рациональность использования технического рисования как средства развития педагогических умений.

В основу методики развития профессионально-педагогических умений были положены система заданий и упражнений по техническому рисованию.

Задание 1. Упражнения в проведении вертикальных, горизонтальных, наклонных, параллельных линий и дуг окружностей.

Цель задания - развитие умений навыков в проведении различных линий от руки без чертежных инструментов.

Умения: умения работать от руки без инструментов (приемы проведения параллельных, горизонтальных и наклонных линий, окружностей, деление отрезков и углов на равные части).

Тренировка глаза и руки в проведении вертикальных, горизонтальных, параллельных, перпендикулярных линий, проведении дуг окружностей; делении отрезка прямой на равные части, проведение перпендикуляров, деления угла на равные части. Это задание направлено на выработку и закрепление навыков в проведении различных линий от руки.

Задание 2. Рисование плоскостных изображений.

Цель задания - закрепление навыков в проведении линий и упражнение в восприятии и передаче на рисунке пропорций фронтально расположенных плоских (линейных) фигур.

Умения: умение от руки без инструментов рисовать многоугольники, плоские фигуры.

После упражнений в проведении линий, «постановки руки» при рисовании, студенты переходят к рисованию плоских фигур. Это задание направлено на закрепление умений и навыков в проведении линий и упражнение в восприятии и передаче на рисунке пропорций фронтально располагающих плоских (линейных) фигур.

Задание 3. Рисование плоских фигур, расположенных в аксонометрических координатных плоскостях.

Цель задания - закрепление навыков рисовать плоские фигуры и упражнения в построении аксонометрических осей о руки.

Умение правильно от руки изображать плоские фигуры поможет быстро строить их в аксонометрических координатных плоскостях.

Задание 4. Рисование гранных геометрических тел, цилиндра и конуса по правилам аксонометрии.

Усвоив рисование плоских фигур по правилам аксонометрии, легко перейти к изображению геометрических тел.

Задание 5. Аксонометрические рисунки группы геометрических тел с нанесением светотени.

Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; развитие педагогических умений — сочетать выполнение технического рисунка на доске или бумаге с одновременными комментариями к его построению.

Умения: умения рисовать от руки на бумаге или классной доске.

Основные задачи этих заданий - восприятие и передача на плоскости объемных форм, применение в рисовании правил построения аксонометрических изображений и развитие пространственных представлений.

В данном случае мы останавливались на задачах пространственного решения группы геометрических тел, рассматривали одновременно и композиционное решение формата.

Большое значение для успешного развития у студентов профессионально-педагогических умений и навыков имеет выполнение технического рисунка на классной доске с одновременным комментарием к его построению. Например, это могут быть упражнения, в которых студент выполняет технический рисунок (рисунок по чертежу или группы геометрических тел) на доске на основе указаний порядка выполнения. При этом и сами указания и действия по выполнению чертежа осмысливаются и контролируются всей группой студентов.

Осуществляя профессиональную направленность в обучении студентов педвуза по черчению, целесообразно на этом занятии дать некоторые сведения о работе мелом на классной доске. Следует отметить, что, мастерство работы учителя на классной доске вызывает восхищение у учащихся, повышает их интерес к черчению и активизирует графическую деятельность [3].

От студентов требуется педагогически грамотная демонстрация приемов работы на классной доске. Студенты должны хорошо овладеть теорией геометрических построений и практикой демонстрации приемов работы при проведении параллельных и перпендикулярных прямых, при построении и делении углов, делении отрезка на равные части от руки. Одним из требований такого вида работы является и одновременное комментирование последовательного ведения построений на доске. Задание для таких упражнений не должно быть слишком сложным, например, для этой цели на доске можно рисовать не группу геометрических тел, а взять одну какую-то фигуру. Содержание работы, выполняемой на классной доске, не должно расходиться с содержанием работы, выполняемой группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.