Научная статья на тему 'Взаимодействие государственных и общественных институтов, ориентированное на создание среды проявления социально ответственных инициатив учащейся молодежи'

Взаимодействие государственных и общественных институтов, ориентированное на создание среды проявления социально ответственных инициатив учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1585
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / «СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / "SOCIAL DIALOGUE" / SOCIAL RESPONSIBILITY / THE SOCIAL INITIATIVES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова Татьяна Сергеевна, Войтеховская Марина Петровна

Обоснована значимость взаимодействия социальных и общественных институтов в пространстве жизнедеятельности учащейся молодежи, представлены основные направления социально-педагогической деятельности по формированию среды проявления молодежных социально ответственных инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF STATE AND PUBLIC INSTITUTIONS, FOCUSED ON CREATING ENVIRONMENT MANIFESTATION OF SOCIALLY RESPONSIBLE INITIATIVES OF STUDENTS

The article demonstrates the importance of social interaction and social institutions in student context, the main directions of social and educational activities for challenging the environment of socially responsible initiatives for students.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государственных и общественных институтов, ориентированное на создание среды проявления социально ответственных инициатив учащейся молодежи»

УДК 378

Т. С. Борисова, М. П. Войтеховская

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА СОЗДАНИЕ СРЕДЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Обоснована значимость взаимодействия социальных и общественных институтов в пространстве жизнедеятельности учащейся молодежи, представлены основные направления социально-педагогической деятельности по формированию среды проявления молодежных социально ответственных инициатив.

Ключевые слова: социальная ответственность, «социальный диалог», социальные инициативы.

Глубокие современные социально-экономические преобразования в обществе актуализируют объективную потребность переосмысления процесса подготовки молодого поколения, ориентируя образование на развитие личности в целом, на формирование способной, инициативной личности с творческим инновационным потенциалом, действующей как в личностных интересах, так и в интересах прогрессивного общественного и государственного развития.

Сегодня недостаточно простой исполнительности молодого человека. Возрастает значение таких деловых качеств личности, как компетентность, инициативность, смелость и готовность брать ответственность на себя. Развивающемуся обществу нужны современные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, отличаются мобильностью, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны [1].

В стратегии государственной молодежной политики выделена важнейшая задача: обеспечить освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичных изменений. Важно, чтобы молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе. Однако механизм реализации потенциала молодежи сегодня несовершенен. Актуализируется проблема налаживания сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с молодежью, молодежными общественными объединениями и другими организациями, средствами массовой информации в интересах решения молодежных проблем, привлечения наиболее подготовленных молодых людей на государственную и муниципальную службу, их эффективное участие в делах страны и ее регионов.

Общество заинтересовано в формировании социально-инициативной личности [2], поскольку от этого зависит продвижение страны по пути демократических преобразований. Определение оптимальных путей формирования социально ответственной личности, наиболее адекватной общественным потребностям, возникшим в условиях экономических преобразований нашего общества, является важнейшей задачей не только системы образования, а также государства, бизнеса и всего общества.

Условиями, обеспечивающими решение подготовки инициативной и ответственной личности, является преобразование целей, задач, содержания, организационных структур образовательно-воспитательной деятельности с целью создания возможностей реализации молодежных инициатив посредством активного участия молодежи в жизни сообщества, формирование действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи.

Насколько широко будут использованы социальные инициативы молодежи, в решающей мере зависит от четкого ощущения молодыми людьми связи между собственной деятельностью и осознанием своей роли как субъекта прогрессивного развития страны. Это определяется мерой ответственности, которая является результатом взаимодействия факторов социальной среды, целенаправленных воспитательных воздействий и усилий самой личности. Изучение механизма взаимодействия этих объективных и субъективных факторов, эффективности их согласованности имеет особое значение для социальной практики. Необходимость формирования социальной ответственности учащейся молодежи диктуется тем, что современный молодой человек находится в жестких условиях социальной среды, которая характеризуется социально-политической и экономической нестабильностью и неопределенностью.

Среди причин, актуализирующих проблему формирования социальной ответственности учащейся молодежи, выделим:

1) возникновение новой системы требований общества к личности молодого человека, порож-

денных новыми социально-экономическими реалиями;

2) возникновение феномена инфантильности, пассивности и безответственности молодых людей;

3) сложившиеся ярко выраженные противоречия:

- между мотивами, потребностями участия молодежи в общественно-политических, экономических, культурных и других процессах, происходящих в обществе, и реальными возможностями участия молодого поколения в важнейших сферах жизни общества;

- между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми государством и обществом к молодому поколению как основному ресурсу развития страны, и реальными механизмами вовлечения в общественно-политические, экономические, культурные и другие процессы, происходящие в обществе;

- между исторической ответственностью молодежи за будущее России и реальными возможностями реализации молодежью созидательных инициатив, влияющих на социальное развитие общества.

На наш взгляд, педагогическую сущность социальной ответственности учащейся молодежи составляет определенная модель жизнедеятельности, отражающая созидательную активную позицию молодых людей (в целом молодежной социальной группы) как в решении их собственных проблем, так и в их влиянии на развитие общества в целом, повышение качества жизни. Основным механизмом эффективного развития процесса формирования ответственности молодежи является социальная инициативность как проявление молодежью социально-созидательной активности (общественно-политической, гражданской, социально-экономической, образовательной, социокультурной и т. п.). Теоретическими основаниями процесса формирования ответственности молодежи, как мы полагаем, выступают:

- развитие инициативности как базы формирования социальной ответственности;

- полноценная реализация потенциала молодежи посредством развития социальных инициатив во всех сферах жизнедеятельности;

- ценностно-целевая направленность развития молодежных инициатив в соответствии с социальным заказом личности и общества;

- социально-педагогический подход к формированию социальной ответственности;

- интеграция государственных и общественных институтов в воспитании молодежи по целям, задачам, критериальным подходам.

Условиями успешного формирования социальной ответственности молодежи нами определены:

- развитие мотивационно-потребностной ориентации на формирование социальной ответственности;

- социально-личностная направленность жизнедеятельности на основе развития инициативности;

- создание системы государственной и общественной поддержки развития молодежных социальных инициатив;

- социально-педагогическая компетентность специалистов в сфере молодежной политики;

- создание среды проявления социально ответственных молодежных инициатив.

Нами выделены следующие основные направления социально-педагогической деятельности по формированию среды проявления ответственной инициативы учащейся молодежи:

1. Развитие молодежных социально значимых и ответственных инициатив как инструмента управления качеством жизни на конкретной территории. Молодежь, являясь основным ресурсом развития местных сообществ, формирования нового социального уклада, осуществляет свою миссию за счет следующих технологий и процедур:

- экспертиза состояния социума силами молодежи, выявление проблемных зон и превращение их в предмет публичного отношения;

- установление диалога местных органов власти с общественными организациями относительно решения выявленных территориальных проблем;

- выявление «бесхозных» зон, не «охваченных» существующими формами управления, которые могут стать предметами заботы и ответственности территориально организованной молодежи;

- инициирование молодежью процессов изменения состояния городской среды, вовлечение в эту деятельность других групп населения.

2. Формирование молодежного социального предпринимательства через участие молодых людей в решении социальных проблем территории за счет реализации собственных проектов бизнес-направленности, ориентированных на социально незащищенные слои населения, создание социальных услуг для самой молодежи, развитие социальной среды.

Основные технологии:

- организация процедур обнаружения «ненасыщенных» потребностей населения в услугах и продуктах, вокруг которых может реализоваться предпринимательский проект в масштабе поселения (территории);

- оценка потенциала молодежного предпринимательства на территории и создание инфраструктуры поддержки молодежного бизнеса.

3. Создание творческих лабораторий инновационных идей и опережающих решений проблем

как формы аккумуляции интеллектуального ресурса региона.

Технологии:

- формирование молодежных проектных инициативных групп вокруг выявленных ключевых проблем округа;

- установление сетевых связей с вузами и профессиональными сообществами для создания «виртуальных лабораторий» по анализу конкретных проблем и предложению собственных вариантов их решений;

- создание дискуссионной площадки по презентации выработанных решений и обсуждению условий их осуществления с представителями власти и общественности.

4. Социально-педагогическое становление кадров, работающих с молодежью, - от социальнопедагогической компетентности кадров, работающих с молодежью, зависят успехи в решении проблем формирования ответственности молодого поколения.

Технологии и процедуры:

- привлечение наиболее талантливых людей (не только педагогической сферы, но и социальных партнеров системы образования) к работе с молодежью, их эффективная социально-педагогическая профессиональная подготовка;

- разработка и внедрение моделей и технологий подготовки и переподготовки специалистов, способствующих проявлению инициативного поведения, в работе с молодежью;

- использование специалистами, работающими с молодежью, опыта предшествующих поколений, национальных традиций, богатейших возможностей деятельности молодежи в социуме и складывающихся в процессе этой деятельности отношений;

- формирование у будущих специалистов мотивационно-ценностного отношения к предстоящей деятельности и ее субъектам посредством создания условий приобщения молодых людей к участию в решении актуальных социальных проблем в социуме, усвоения позитивного опыта социального взаимодействия, активизации деятельности студентов в общественных объединениях и движениях, способствующих формированию ответственной жизненной позиции.

5. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Основными причинами незначительного участия молодежи в предпринимательской деятельности являются ее социальная уязвимость, низкая конкурентоспособность, неподготовленность к новым экономическим отношениям, несоответствие профессиональной подготовки современным потребностям рынка, низкая мотивация, ограниченность собственных свободных средств.

Технологии и процедуры:

- популяризация предпринимательской деятельности, создание предпринимательской среды бизнес-инкубаторов, рассчитанных именно на молодежь, поддержка начинающих предпринимателей;

- пропаганда предпринимательской деятельности как эффективности жизненной стратегии в среде молодежи, в т. ч. среди школьников, повышение грамотности в вопросах ведения бизнеса;

- обучение предпринимательству, финансовой и правовой грамотности молодежи (семинары, мастер-классы, конкурсы бизнес-проектов, тренинги);

- обеспечение участия в грантах начинающих предпринимателей;

- ресурсное, технологическое и методическое сопровождение участников бизнес-проектов;

- обеспечение социального заказа на молодежные инициативы.

6. Согласование действий различных социальных институтов (семья, СМИ, культура, педагогический коллектив, общественные организации и объединения, бизнес-структуры и т. д.), определяющих образовательное пространство, «зеленое поле» инновационных площадок взращивания инициативной молодежи. В данном пространстве бизнес и экономика являются толчком к инициативам как в образовательной, так и социальной сфере. При определенной модели взаимодействия социальных институтов происходит интеграция индивидуальной и социальной инициатив. Социальнопедагогические аспекты взаимодействия заключаются в расширении пространства проявления инициативности, создании условий оптимальной жизнедеятельности средствами образовании, удовлетворении индивидуальных потребностей и интересов детей, молодежи и других субъектов социума.

Можно выделить виды взаимодействия: информационное, организационное, экономическое. Экономические формы взаимодействия - формирование социального заказа, конкурс социально значимых программ и проектов, поддержка программ инновационного развития региона; оказание финансовой поддержки молодежных проектов и программ. Неэкономические формы взаимодействия: общественные советы различного функционального назначения; круглые столы с широким привлечением представителей молодежных структур и объединений; информационная поддержка молодежных инициатив, общественно полезной деятельности силами средств массовой информации. Суть взаимодействия заключается в выработке технологии, в основе которой лежит «социальный диалог», для совместной реализации существующих в обществе социально значимых проблем. При этом «социальный диалог» понимается как процесс поиска государством, обществом и бизнесом форм

партнерства с целью эффективного разрешения социальной проблемы с активным участием молодежи. Прежде всего это поддержка общественных социально значимых инициатив молодежи как на региональном уровне, так и федеральном, создание условий для реального участия молодежи в реализации программ социально-экономического развития и социального заказа на конкретной территории (в селе, городе, районе и т. д.), привлечение молодых людей для разработки совместных планов развития территории посредством участия в работе коллегий, совещаний, общественных советов при органах власти.

Взаимодействие государственных и общественных институтов в пространстве жизнедеятельности молодого человека, ориентированное на формирование и развитие ответственной личности, также предполагает:

- активную субъектную позицию самой личности молодого человека;

- поддержку деятельности общественных организаций и молодежных объединений;

- приоритетную роль семьи;

- педагогическую направленность не только на молодежь, но и на их ближайшее окружение и адекватность содержания форм и методов воспитательного воздействия возрастным и индивидуальным особенностям, специфике социальной ситуации развития личности в этой среде и своеобразию ее социально-психологической позиции;

- полноценную реализацию воспитательного потенциала всех субъектов воспитания на основе выполнения каждым институтом своих, социально обусловленных функций;

- формирование педагогически ориентированной среды жизнедеятельности молодежи как фактора и условия развития социальной ответственности личности, предусматривающей: «разворот» всех социальных институтов к социуму жизнедеятельности молодежи; функционирование социальных институтов как открытых социально-педагогических подсистем целостной системы социального воспитания; инновационный подход к кадровому обеспечению системы социально-воспитательной работы с молодежью;

- формирование банка данных о потребностях и возможностях значимой социальной деятельности в различных социумах жизнедеятельности молодежи.

В формировании социально ответственного пространства деятельности молодежи особое значение приобретает структурирование среды, инициирование новых видов деятельности и соответствующих социальных институтов, открывающих новые возможности для молодежи. Развитие существующих видов деятельности в регионе, их коопе-

рирование друг с другом, координация наличных ресурсов и организация (за счет кооперации) новых ресурсов, соответствующих потребностям и ценностным ориентациям молодежи, должны стать важнейшим направлением деятельности всех действующих в регионе субъектов. Понимание значения социально ответственных инициатив молодежи в развитии региона позволяет выявить направления, которые могут быть обеспечены средствами образования в кооперации с другими субъектами региона:

- использование потенциала местного сообщества в форме социального партнерства представителей системы образования с различными группами партнеров (специалисты по социальной работе, по работе с молодежью, медицинские работники и работники культуры и др.), что позволяет выявить неиспользованные ресурсы, объединить воспитательные возможности социума и накопленный опыт для разработки педагогической концепции, ориентированной на приоритеты воспитания ответственной и инициативной личности;

- полноценное использование потенциала субъектов социально-педагогической инфраструктуры социума в соответствии с их функциями по изучению и учету социального заказа, особенностей социальной среды, этноконфессиональных и других социокультурных факторов, способствующих созданию организационных механизмов и всесторонней ресурсной поддержки молодежных инициатив (педагогической, информационной, научно-методической), развитию способностей и качеств, необходимых молодежи для дальнейшего личностного и профессионального развития, освоению социальных функций и приобретению навыков ответственного межличностного взаимодействия;

- координация и поддержка деятельности молодежных и общественных организаций и объединений и развитие форм и механизмов вовлечения общественных объединений молодежи в управление государственной и общественной молодежной политикой, развитие условий для синтезирования государственного заказа и потребностей молодежи;

- формирование и реализация системы мер по материально-технической и финансовой поддержке деятельности молодежных учебных предприятий, бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров, молодежных коммерческих организаций, молодежного предпринимательства;

- концентрация внимания всех государственно-общественных институтов по отношению к семье с целью приведения в движение и полноценного использования ее воспитательного потенциала, оказания ей всесторонней поддержки (социальной, культурной, правовой);

- содействие и поддержка развития гражданских инициатив молодежи, стимулирование молодежного самоуправления, активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- профилирование деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи;

- создание современной инфраструктуры молодежной политики;

- интерактивное взаимодействие государства и молодежи в информационных глобальных сетях силами самой молодежи;

- совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств, разработка молодежных разделов в целевых и инвестиционных программах всех уровней, усиление роли экономических рычагов привлеченных ресурсов, оснащение учреждений сферы молодежной политики современным оборудованием;

- использование многообразного подхода к молодежи по социальным и возрастным группам, разработка новых технологий работы с молодежью, исходя из социальных и возрастных различий;

- диалог с молодежью (организация круглых столов, встреч, проведение ежегодных фестивалей молодежных инициатив, стимулирование создания общественных объединений рабочей, сельской, творческой, служащей в силовых структурах молодежи и др.).

Чем больше упорядочены, систематизированы связи между социальными институтами, социальной микросредой и личностью, тем шире возможности образовательного пространства в формировании ответственной, инициативной, духовно богатой личности.

Семья - активный субъект развития социально-инициативной и ответственной личности. Семья рассматривается нами как главное условие реализации задатков и способностей молодого человека, важнейший воспитательный институт, располагающий уникальными средствами, широким диапазоном влияния на социальное формирование и саморазвитие личности. «Отсюда модель взаимодействия в системе: личность - семья - общество: первичным является человек, семья; вторичным - государство, общество и любые его институты. Главные усилия всех социальных институтов должны быть направлены не на попытку подменить влияние семьи, а на то, чтобы деятельность этих институтов способствовала восстановлению, укреплению нормальной семьи, установлению межличностных контактов в семье, благоприятного воспитывающего микроклимата в семейно-бытовом микросоциуме» [3].

Русский религиозный философ, историк русской философии В. В. Зеньковский [4] отмечал, что

субъектом социальной инициативности семьи выступают все ее члены. Социальная сила семьи заключается в ее солидарности, во взаимной помощи друг другу в общей работе, в подлинном сотрудничестве. «Нормальная семья может и не задаваться педагогическими задачами, она все равно воспитывает самим строем своим, взаимностью социальных связей. Родители возвышаются над детьми своим авторитетом, но они же приближаются к детям в нежной любви к ним. Почти все социальные чувства находят для себя материал в семейных отношениях. Вот от чего идеал семьи кажется высшим социальным идеалом...», - эти слова В. В. Зеньковского и сегодня не утратили своей актуальности. Социальная инициативность семьи предполагает активную, а не иждивенческую позицию, социальное участие и ответственность каждого члена семьи за происходящее не только в ней самой, но и в открытом социуме. Социально-созидательная деятельность членов семьи в различных сферах трудовой, природоохранной, гражданско-патриотической, в сфере здоровьесбережения, общения, самосознания (формирование собственного «Я» как субъекта деятельности) - основа социально-созидательной направленности жизнедеятельности молодежи.

Повышение роли родителей в формировании социальной ответственности молодежи средствами социально-созидательной деятельности в значительной степени обеспечивается целенаправленным взаимодействием государственных и образовательных учреждений с семьей.

В аспекте социально-педагогического взаимодействия государственных и общественных институтов с семьей особую значимость приобретают:

- использование возможностей образования как ведущей социальной деятельности;

- ориентация образовательной системы на приоритеты конкретной семьи и личности;

- возрождение прогрессивных традиций семейного воспитания;

- повышение ответственности родителей за воспитание, образование детей;

- создание организационных механизмов и всесторонней ресурсной поддержки (педагогической, информационной, научно-методической) молодежи в реализации их социальных инициатив.

Практика показывает, что успешность развития инициативности молодежи зависит от скоординированности деятельности субъектов социально-образовательного пространства во всех сферах жизнедеятельности. Важнейшими направлениями деятельности всех институтов в контексте формирования инициативности молодежи являются: оказание помощи молодежи в приобретении социального опыта, способностей и качеств,

необходимых для дальнейшего личностного и профессионального развития, активного участия в общественной жизни; поиск и внедрение эффективных форм инициативного включения разных групп социума в социально-созидательную деятельность; расширение спектра позитивных детско-взрослых сообществ в целях решения значимых для молодежи и социума в целом проблем; создание организационных механизмов и всесторонней ресурсной поддержки (педагогической, информационной, научно-методической) активной созидательной деятельности молодежи.

Обеспечение социального заказа на молодежные инициативы, сформированность содержательного пространства реализации молодежных инициатив, включенность молодежи в общественные объединения, ориентированные на позитивные цели, созидательную деятельность, формирование экономических ресурсов с участием бизнес-сообществ - условия удачной реализации социальных инициатив.

Успешность решения острых проблем молодого поколения не в последнюю очередь определяется средствами образования. Конкурентоспособность экономики все в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов. На первый план выступает «человеческий фактор», способный создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды. Образование является основным ресурсом развития общества и рассматривается во многих странах как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения экономического неравенства и как средство борьбы с безработицей. Кроме того, образование дает обществу большие социальные блага: снижение уровня преступности, воспитание этнической и конфессиональной толерантности, ослабление напряженности в межнациональных отношениях. Поэтому сегодня система образования превращается в приоритетную, ведущую сферу государственной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципиально важно, чтобы общество осознало приоритетность развития образования в интересах молодой личности и государства. Для продвижения в этом направлении необходимо скорейшее формирование эффективной законодательной базы образования, направленной на его всестороннюю поддержку. Только при осознании всеми заинтересованными сторонами государственной молодежной политики в качестве одной из приоритетных сфер социальной политики в Российской Федерации, при условии их совместной целенаправленной работы станет возможным решение проблем молодых россиян, привлечение нового поколе-

ния к активной созидательной политической, культурной, социально-экономической жизни страны.

Молодежь как важнейшая категория в числе наиболее перспективных контингентов страны должна стать объектом самого пристального и своевременного внимания абсолютно всех государственных и негосударственных структур, и тем более структур образовательной отрасли, их согласованной, личностно ориентированной социально-педагогической деятельности. Разрозненность этих действий не позволяет целенаправленно реализовывать государственную молодежную политику, направлять в единое русло усилия и возможности многочисленных государственных структур, имеющих отношение к решению молодежных проблем, на развитие потенциала молодежи, ее социальной ответственности в интересах страны.

Степень ответственности и инициативности молодежи, уровень их развитости и сохранения в течение всей жизни в значительной мере зависят от того, как общество, государство и бизнес, опираясь на объективные закономерности формирования личности, управляют процессом подготовки растущего человека к выполнению функции субъекта преобразований в обществе.

Социальная ответственность отражает и выполняет регулятивную функцию согласования общественных и личных интересов. Регулятивная функция согласования общественных и личных интересов обусловливает проявление ответственности как двусторонней связи: ответственность общества за жизнедеятельность личности, за предоставление ей условий для проявления своего инновационного потенциала и ответственность личности за внесение реального вклада в развитие общества.

С социальной ответственностью связан свободный выбор личностью линии поведения, способствующей прогрессивному развитию общества.

Усвоение молодым человеком внешне заданных норм поведения и преобразование их во внутренние регуляторы деятельности составляют суть процесса формирования инициативной и социально ответственной личности. Процесс этот длительный во времени. На разных этапах онтогенетического развития личности этот процесс неравномерен по глубине и степени интенсивности, неодинаков он и по содержанию образующихся личностных качеств, входящих в структуру формирующейся ответственности. Каждый возрастной этап, играя свою специфическую роль в наращивании общественного потенциала растущей личности, может рассматриваться как определенная ступень в последовательном доведении этого потенциала до уровня, который присущ социально ответственной личности. Новое научное осмысление теории и практики воспитания с учетом развития об-

щечеловеческих моральных ценностей является димо опираться в совершенствовании процесса той фундаментальной базой, на которую необхо- воспитания современной молодежи.

Список литературы

1. Катилина М. И. Образовательная среда как фактор социализации личности: социально-философский аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. M., 2009. URL: http://www.scholar.ru/speciality.php?page=34&spec_id=102

2. Мелик-Гайказян И. В. Методологические основания создания обобщенной модели коммуникации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 7 (58). С. 37-42.

3. Бочарова В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: Москов. пед. ун-т, 1991.

4. Зеньковский В. В. Педагогические сочинения / сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский; общая и научн. ред. и вступ. статья Е. Г. Осов-ского. Саранск: Красный Октябрь, 2003. 808 с.

Борисова Т. С., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник.

Институт социальной педагогики РАО.

Ул. Павла Корчагина, 7а, Москва, Россия, 129278.

E-mail: [email protected]

Войтеховская М. П., кандидат исторических наук, зав. кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 09.04.2012.

T. S. Borisova, M. P Votekhovskaya

INTERACTION OF STATE AND PUBLIC INSTITUTIONS,

FOCUSED ON CREATING ENVIRONMENT MANIFESTATION OF SOCIALLY RESPONSIBLE INITIATIVES OF STUDENTS

The article demonstrates the importance of social interaction and social institutions in student context, the main directions of social and educational activities for challenging the environment of socially responsible initiatives for students.

Key words: social responsibility, “social dialogue", the social initiatives.

Borisova T. S.

Institute of Social Education of RAE.

Ul. Pavla Korchagina, 7a, Moscow, Russia, 129278.

E-mail: [email protected]

Voitekhovskaya M. P.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.