Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов-музыкантов в классе вокально-джазового ансамбля'

Профессиональная подготовка студентов-музыкантов в классе вокально-джазового ансамбля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1156
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНО-ДЖАЗОВЫЙ АНСАМБЛЬ / VOCAL JAZZ ENSEMBLE / ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ / ДЖАЗОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / JAZZ PERFORMANCE / JAZZ VOCAL / JAZZ VOCAL TRAINING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Будницкая Татьяна Адиевна

В статье рассматривается специфика джазового вокала в профессиональной подготовке студентов-музыкантов, анализируется практическая форма музыкально-ансамблевой деятельности. Формулируются ключевые понятия, определяются цель, задачи и содержание вокально-джазового ансамбля в системе музыкального образования в гуманитарном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Будницкая Татьяна Адиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the specificity of the jazz vocal training music students. analyzes the practical form of musical ensemble work. Formulated key concepts are defined goal, objectives and content of the vocal jazz ensemble in the musical education at the University for the Humanities.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов-музыкантов в классе вокально-джазового ансамбля»

Музыкальное образование 209

правление в том случае, когда ученик не заметил или не сумел самостоятельно что-то преодолеть. Эта работа становится плодотворной только тогда, когда она проводится систематически и организованно.

Певцу необходимо научиться замечать малейшие изменения в звуке, точно фиксиро-

Примечания

1. Иванов, А. П. Искусство пения. Практические советы вокалистам и оперным певцам / А. Иванов. - М.: Голос-Пресс, 2008. - 224 с.

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

вать, анализировать и запоминать ощущения, способствующие правильной работе голосового аппарата. Особенное внимание следует уделять развитию музыкального и художественного вкуса, который является наивысшей формой самоконтроля певца-профессионала.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В КЛАССЕ ВОКАЛЬНО-ДЖАЗОВОГО АНСАМБЛЯ

Т. А. Будницкая

Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова

В статье рассматривается специфика джазового вокала в профессиональной подготовке студентов-музыкантов, анализируется практическая форма музыкально-ансамблевой деятельности. Формулируются ключевые понятия, определяются цель, задачи и содержание вокально-джазового ансамбля в системе музыкального образования в гуманитарном вузе.

Ключевые слова: вокально-джазовый ансамбль, джазовый вокал, джазовое исполнительство.

The article considers the specificity of the jazz vocal training music students. analyzes the practical form of musical ensemble work. Formulated key concepts are defined goal, objectives and content of the vocal jazz ensemble in the musical education at the University for the Humanities.

Key words: vocal jazz ensemble, jazz vocal, jazz performance, jazz vocal training.

Решение задач профессиональной подготовки студентов-музыкантов предполагает формирование высококвалифицированного специалиста широкого профиля в области музыкального искусства и образования, в частности эстрадно-джазового. Эстрадно-джазовая музыка сравнительно недавно стала составной

частью вокального репертуара студентов разных направлений, но у вокалистов-классиков до настоящего времени она остаётся необязательным «приложением» к изучаемому репертуару. Студенты же, окончив вуз, зачастую продолжают свою музыкальную деятельность именно в эстрадно-джазовой, а не классичес-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

5 (43) сентябрь-октябрь 2011 209-212

08_i6g_Ta6agTaaiea_.p65 209 1 01.12.2011, 19:07

210 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

кой сфере деятельности, при этом испытывая нехватку теоретических и практических знаний и навыков.

Несмотря на кажущуюся исследован-ность джазовой музыки и имеющиеся в сфере эстрадно-джазового искусства и педагогики фундаментальные труды (И.М. Бриль, Ю.Н. Чугунов, В.Д. Конен, А.В. Медведев, А.Н. Ба-ташев, Е.В. Овчинников, В.Б. Фейертаг) и диссертационные исследования (О.Я. Клипп, В.Г. Кузнецов, И.В. Сахнова, О.И. Полякова, Е.И. Курильченко, Ю.В. Степняк, Э.Л. Рыбакова), отметим, что в российских музыкальных вузах до настоящего времени не сложилась методика освоения джазового репертуара, адекватная его специфике. Эстрадно-джазовая вокальная педагогика - область, которая мало изучена и только развивается. На сегодняшний момент в ней применяются разнообразные авторские педагогические школы. И хотя каждая из них имеет право на существование, проблема создания единой методики (а следовательно, и школы) эстрадно-джазового пения, подобная сложившейся методике и школе академического пения, до сих пор не решена. Проанализировав процесс обучения эстрадно-джазовому пению в учебных заведениях, мы пришли к выводу, что его организация и содержание зачастую не учитывает специфику эстрадно-джазового исполнительства. Нередко методики обучения эстрадно-джазовому пению следуют традициям академического вокала. Наши исследования и опыт работы показали: преодолеть обозначенные стереотипы можно путём методики, предполагающей изучение эстрадно-джазового исполнительства на основе специфики джазового вокала - феномена музыкальной культуры.

Чтобы понять специфику джазового вокала, кратко проследим историю его развития. В конце XIX - начале XX века американский вокальный джаз - это синтез таких направлений вокальных форм исполнительства, как work songs (рабочие песни); spirituals (негритянские религиозные песни); blues (негритянские светские песни); country (американс-

кая народная музыка) (1, с. 9). Во всех этих жанрах присутствовали блюзовые идиомы -блюзовый лад; экстатическое мелодическое развитие; кричащая форсированная манера пения («шаут-пение»); носовые и гортанные звуки; развитие мелодии по вопросно-ответному принципу; специфическое вибрато, дёр-ти-тоны (англ., «грязные» ноты). Для певческой манеры первых джазовых вокалистов -Бесси Смит, Клара Смит - характерна африканская традиция интонирования: когда интонируют ноту в движении, от чего получается эффект «подъезда» к ноте - своеобразное глиссандо. Дж. Коллиер называет такое интонирование пластической фразировкой: «Бесси ... берёт звук, высота которого несколько ниже предполагаемого тона, а затем с помощью глиссандо переводит его на уровень третьей мажорной ступени. С помощью этого приёма и создаётся эффект "блюзовых" тонов» (2).

В процессе развития джазового искусства вокалисты всё более подражали звучанию музыкальных инструментов, что вылилось в скэтовую манеру пения (фонетическое импровизационное слоговое пение). Скэт открыл для слушателей Л. Армстронг в 1926 году, исполнявший голосом те же музыкальные фразы, которые играл на трубе. В 40-х годах скэт усложнился, чему способствовал тогда ставший популярным стиль боп. Развитие в джазе таких стилей, как свит (sweet) и коул (cool), появление элементов латиноамериканской музыкальной традиции, изобретение звуковой аппаратуры и микрофона позволили джазу стать более мягким и дали толчок появлению «вечнозелёных» песен, позже ставших хрестоматийными в обучении студентов-музыкантов.

Говоря о специфике джазового вокала, обратим внимание на его основные стилистические особенности, выделяемые исследователем и педагогом О.М. Степурко (3, с. 6). К ним относится: 1) «парадоксальный саунд»; 2) заниженное интонирование; 3) фразировка «офф-бит». Рассмотрим вкратце каждую из них.

Музыкальное образование 211

Первое: «парадоксальный саунд». Хотя возникновению джаза предшествовали такие песенные формы, как спиричуэл и блюз, всё же это искусство всегда было сугубо инструментальным. Причин этому несколько. Во-первых, первые джазмены выступали на открытых площадках, где голос певца никак не мог конкурировать со звуком медных инструментов. Во-вторых, для джазовой инструментальной мелодики характерны артикуляция и интервальное движение мелодии, достаточно трудно исполнимые для певца. Поэтому имеет значение не громкое и виртуозное исполнение скачкообразных пассажей, а «парадоксальный sound» (англ. «звучание»). Сущность его в том, что это может быть пение с хрипотцой; с гнусавым призвуком; с «подъездом к ноте». Только с помощью этого приёма голос певца сможет выйти на первый план на фоне агрессивного бэкграунда.

Вторую стилистическую особенность -заниженное интонирование - джазовое пение позаимствовало у блюза. Dirty tones (с англ. «грязные тоны») подчёркивали отчаянное видение мира исполнителя. «Грязное» интонирование используется не во всех стилях джазовой музыки. Например, мелодика боса-новы тесно переплетается не с блюзовой заниженной, а с высокой интонацией бразильской самбы. Поэтому необходимо научиться исполнять джазовые композиции разных стилей с разной интонацией. Таким образом постепенно разовьётся джазовое вокальное мышление, навыки и человек постепенно найдёт свой оригинальный «саунд».

И третья стилистическая особенность -фразировка «офф-бит». Её целью является объединение пульса аккомпанемента и мелодической линии, акцентировка на слабые доли. Такая ритмика даёт джазовой фразе определённый энергетический пульс, свинго-вость.

Анализируя современные хиты джаз-поп-рок-музыки, О.М. Степурко обращает внимание на то, что развитие музыкального материала происходит не мелодическими средствами, а ритмически (3, с. 5). Когда ак-

компанемент становится более мощным, мелодия и гармонии трансформируются ладово и ритмически - появляется блюзовый лад, рифы, парадоксальный вокал; энергетика, возникающая за счёт офф-бит, даёт толчок смещению долей, исполнению нот с «оттяжкой» и «подхлёстом». Без знания принципов ритмического и интонационного развития джазовой музыки, невозможно стать квалифицированным специалистом в области современной музыки.

Всё сказанное о стилистических особенностях джазового вокала имеет непосредственное отношение к педагогическому процессу, связанному с ансамблевым исполнительством студентов-музыкантов. Вокально-джазовый ансамбль мало используется в гуманитарных и музыкальных вузах в отличие, например, от устойчивой практики пения студентов в академическом хоре или фольклорном коллективе. В процессе опытно-экспериментального исследования на факультете культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А. Шолохова нами разработан факультатив «Эстрадно-джазовый вокальный ансамбль», который является составной частью профессиональной подготовки студентов-музыкантов.

Целью данного курса является становление профессиональной компетентности студентов в области эстрадно-джазовой исполнительской деятельности и педагогики.

При разработке концепции факультатива мы руководствовались принципом синтетического единства разных видов творчества в жанре вокально-джазового ансамбля. Анализируя творчество таких групп, как «The Swingle Singers», «The Manhattan Transfer», «New York Voices», можно сделать вывод, что успех их концертных программ зависит не только от вокальных данных каждого из участников, а ещё обусловлен их репертуаром, глубоким знанием технических приёмов и исполнительских средств выразительности. Исходя из этого, главной задачей дисциплины является развитие эстрадно-джазовой вокальной техники при работе над музыкальны-

08_i6g_Ta6agTaaiea_.p65 211 01.12.2011, 19:07

212 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

ми произведениями. Студенты, знакомясь с классическими и современными эстрадно-джазовыми произведениями, комплексно изучают указанные выше основы джазового пения, а именно парадоксальный саунд, заниженное интонирование, фразировку офф-бит, свинговую ритмику, скэтовую технику, импровизацию, фразировку и артикуляцию в формате ансамбля, получая набор практических знаний, которые смогут использовать в своей последующей педагогической или исполнительской практике.

Основная форма обучения в классе вокально-джазового ансамбля - индивидуально-групповой урок, который позволяет эффективно выявить и развить творческие возможности студентов. В соответствии с квалификационными требованиями и задачами курса учебно-методический музыкальный материал содержит следующие разделы: джазовые «стандарты», скэт, свинг, блюз, ансамблевые номера из мюзиклов и рок-опер и другие разножанровые популярные композиции. Основные направления работы факультатива связаны с постановкой дыхания; развитием качественных характеристик личности студента и его певческого голоса; звукообразования и темброоформления в речевой позиции; джазовой артикуляцией; поиском индивиду-

альной манеры исполнения и стилистической выверенности через джазовую ритмику (свинг), импровизацию (скэт), блюзовое интонирование.

Работа в классе эстрадно-джазового ансамбля основывается на личностно-деятель-ностном, компетентностном, системном подходах; общедидактических и специальных музыкальных принципах обучения; органическом единстве технической и художественной сторон подготовки; индивидуальном подходе; опоре на научные основы певческого голосо-образования и специфику вокально-джазового исполнительства.

Таким образом, факультативный курс «Эстрадно-джазовый вокальный ансамбль» является необходимым компонентом в профессиональной подготовке студентов-музыкантов, ибо может соединять в себе приёмы и методы европейской, американской и африканской традиции. Он способствует формированию у студентов «эстрадно-джазовой профессионализации музыкального мышления, которая является, по мнению исследователей, доминантой образовательно-профессиональных программ данного направления подготовки специалистов и обеспечивает фундамент системного подхода в эстрадно-джазовом образовании» (4, с. 123).

Примечания

1. Конен, В. Рождение джаза / В. Конен. - 2-е изд. - М.: Сов. композитор, 1990.

2. Коллиер, Дж. Становление джаза / Дж. Коллиер. - М., 1984.

3. Степурко, О. М. Скэт-импровизация / О.М. Степурко. - М.: Камертон, 2007.

4. Кузнецов, В. Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России: монография / В.Г. Кузнецов. - М.: Мелограф, 2005. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.