Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации'

Профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА / EDUCATIONAL STANDARDS / CONTINUING EDUCATION / COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION / PEDAGOGICAL REFLECTION / CONDITIONS OF PERSONAL-AND-PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрецова Наталия Владимировна

В статье раскрыты особенности курсовой подготовки педагогических кадров в системе непрерывного образования на базе городского центра развития дополнительного образования Санкт-Петербургского Дворца творчества юных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of teachers of supplementary education for children

The article deals with special features of teacher training courses at the City Center of Continuing Education of the Saint-Petersburg Palace of Youth Creativity

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации»

Н. В. Добрецова

(Санкт-Петербург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье раскрыты особенности курсовой подготовки педагогических кадров в системе непрерывного образования на базе городского центра развития дополнительного образования Санкт-Петербургского Дворца творчества юных

Экономический курс России на реализацию инновационной модели развития 2020 требует соответствующих общесистемных изменений в образовании, осуществление которых невозможно без совершенствования профессиональной деятельности педагога [1]. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» роли учителя уделяется большое внимание: «Новая школа»

- это новые учителя, открытые ко всему новому...» [2], что вполне закономерно, так как первое направление развития общего образования, включённое в этот документ, предусматривает переход на новые образовательные стандарты.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) - принципиально новый для отечественной школы документ, представляющий обширный комплекс мер, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих их внедрение. Самое существенное отличие ФГОС общего образования второго поколения заключается в том, что он включает не только требования к структуре основных образовательных программ, но и к условиям освоения этих образовательных программ, к их результатам, а также, кроме содержания и условий реализации основных образовательных программ, стандарт воспитания.

В соответствии с этим поменялся и базисный учебный план (БУП), который помимо инвариантной и вариативной частей включает раздел «Внеурочная деятельность». Согласно БУПу организация занятий по вне-учебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в каждом классе [3, с. 3].

Школа предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, осуществляются в различных формах организации, отличной от урочной. Это внеучебная кружковая, клубная и иная внеурочная работа, которая может осуществляться в виде занятий кружков, секций, организации экскурсий, конференций, диспутов, КВН, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, школьных научных и иных сообществ. Общеобразовательное учреждение для этого разрабатывает и реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. При этом занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования [3, с. 3].

Задаваемая новым стандартом необходимость включения ребенка в ту или иную деятельность при свободном выборе способов и средств достижения цели обусловливает изменение мышления и смену позиции педагога, требует нового шага в его профессиональном развитии [4, с. 48]. Без умелых и компетентных исполнителей любая программа развития будет пустой декларацией. Ведь какие бы изменения не происходили в образовании, школьный учитель по-прежнему остается одним из основных носителей общественного прогресса, главным стратегическим и технологическим ресурсом. Миссия педагога в новых социокультурных условиях заключается ещё и в том, что он становится проводником федеральных государственных стандартов нового поколения. От его профессионализма, нравственных ценностей и интел-

лекта зависит не только качество образования, но и судьба страны.

С большой долей вероятности можно утверждать, что для успешного введения ФГОС общего образования второго поколения необходимо тесное взаимодействие основного и дополнительного образования. Уникальный методический опыт, сформированный и накопленный учреждениями дополнительного образования детей (УДОД), имеет большое значение в обновлении общего образования, прежде всего при организации внеурочной деятельности, и поможет школе в достижении требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Обозначим механизмы интеграции общего и дополнительного образования:

- разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;

- кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

- взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;

- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Многообразная деятельность, которая будет осуществляться во внеурочное время в связи с новыми стандартами, не должна принимать привычную форму уроков во главе с учителем. Здесь уместно использование богатого опыта УДОД. Гибкость дополнительного образования детей позволяет обеспечить условия для формирования социальных и профессионально значимых качеств личности ребенка и её дальнейшего творческого развития.

В сложившейся социокультурной ситуации, когда востребован педагог продуктивного стиля мышления, ориентированный на постоянный анализ результатов собственной деятельности, разрешение профессиональных, социальных, личностных проблем в быстро меняющихся обстоятельствах и способен к профессиональному непрерывному развитию и саморазвитию, к числу важных условий, обеспечивающих повышение качества деятельности педагогов дополнительного образования детей, относится повышение их

квалификации. Это особенно важно в связи с тем, что педагогический корпус УДОД ежегодно пополняется новыми кадрами [6, с. 71], которые при организации собственной деятельности в условиях реальной действительности испытывают различного рода затруднения, прежде всего потому, что многие из них не имеют психолого-педагогической подготовки [7, с. 34]. Поэтому обучение на курсах повышения квалификации педагогов, начинающих деятельность в системе дополнительного образования детей, следует рассматривать как неотъемлемое организационно-педагогическое условие успешного вхождения начинающих педагогов в профессиональную деятельность.

Данный социальный заказ определил актуальность разработки автором статьи программы «Профессионально-педагогическая деятельность педагога дополнительного образования „Введение в профессию''». Отметим, что данная программа, разработанная с учетом теоретических предпосылок и обобщения накопленного практического опыта дополнительного образования, успешно реализуется на курсах повышения квалификации городского центра развития дополнительного образования ГБОУ Центр Образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных». Контингент участников курсов за эти годы включал педагогов дополнительного образования детей со стажем менее 3-х лет, представляющих УДОД (67%) и отделения дополнительного образования детей (ОДОД), функционирующих на базе школ Санкт-Петербурга (33%). Возрастной диапазон обучающихся неоднороден: от 20 лет до 61 года. Из них в возрасте: от 20 до 29 лет -37,5%; от 30 до 39 лет - 12,5% и от 40 и старше - 44%.

Что касается образования слушателей, то пятая часть обучающихся на курсах (18,75%) имела среднее специальное или незаконченное высшее образование. Обучающиеся с высшим педагогическим образованием составили чуть менее 10%. Соответственно, почти три четверти слушателей с высшим образованием (71,2%), не имели психолого-педагоги-ческого образования. Приведенные показатели отражают сложившуюся в дополнительном образовании ситуацию, характеризующую ее кадровый потенциал, и подтверждают необходимость обучения слушателей по данной программе. Предварительное собеседование и анкетирование записавшихся так-

же подтвердили актуальность и своевременность предлагаемого курса.

Начальный этап анкетирования позволил зафиксировать степень готовности и отношение педагогов к процессу обучения и его результатам. При этом, как мы и предполагали, абсолютное большинство респондентов ожидали от курса в целом получения новых знаний (более 93%), то есть «знаниевый» компонент результатов дополнительного образования является для них главенствующим. Ожидания 44% респондентов состояли в повышении своего профессионального уровня, и совсем незначительная часть респондентов (6,25%) были ориентированы на образование ребенка.

Таким образом, результаты анализа анкет показывают, что основные ожидания педагогов, обучающихся по программе, состоят:

- в получении информации, необходимой педагогу в области дополнительного образования;

- в получении знаний об особенностях занятий в дополнительном образовании;

- в надежде по окончании курса свободнее чувствовать себя с детьми, научиться работать с детским коллективом.

Стратегия освоения курса начинающими педагогами основана на том, что ориентиром необходимых изменений в профессиональнопедагогической деятельности учителя должно быть осознание новых ценностей образования и готовность к реализации новых функций профессиональной деятельности [8, с. 12]. Таким образом, организация процесса обучения по программе «Профессиональнопедагогическая деятельность педагога дополнительного образования „Введение в про-фессию“» ориентирована на развитие профессиональных компетенций педагога дополнительного образования детей путём освоения им системы знаний и умений, обеспечивающих готовность к решению задач в сфере педагогической деятельности в контексте современного образования в целом.

В качестве ведущей функции профессионально-педагогической деятельности учителя в современных социокультурных условиях следует рассматривать содействие образованию ребенка и такие соподчиненные ей функции деятельности учителя, как функция проектирования индивидуального образовательного маршрута, функция управления.

«Успешная реализация новых функций учителя возможна при их принятии учитель-

ством. Учитель осознает необходимость реализации новых функций на основе рефлексии сложившегося опыта профессионально-педагогической деятельности, его развития под влиянием современных социокультурных факторов, что, в свою очередь, стимулирует целенаправленное самообразование учителя. Поэтому в современной профессионально-педагогической деятельности выделяются функции, направленные на себя, на собственный профессиональный рост учителя, то есть рефлексивная функция и функция самообразования, которые рассматриваются как сопутствующие ведущей функции - содействия образованию школьника» [8, с. 11].

Организация образовательного процесса на курсах повышения квалификации начинающих педагогов дополнительного образования, основанная на данных концептуальных положениях, направлена на обеспечение готовности педагога к решению наиболее актуальных проблем современного дополнительного образования и построена с учетом направленности личности. При этом готовность к решению проблем понимается нами не как набор информации о проблемах и способах их решения, а как осмысление каждым педагогом своего места и роли, своих задач и возможностей в решении проблемы, сформи-рованность мотивации к изменениям в собственной деятельности. То есть эффективность образовательного процесса связывается нами с его ориентацией на развитие рефлексивной педагогической позиции обучающегося по отношению к самому себе и собственной деятельности, на формирование и удовлетворение его образовательных потребностей, направленных на освоение способов решения проблем и стимулирование мотивации к самообразованию [9, с. 71]. Большое внимание на занятиях курсов уделяется проблеме формирования позитивной Я-концепции обучающихся, что является основой как профессиональной, так и личностной самореализации педагога.

Подчеркнем, что главным результатом освоения программы повышения квалификации педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие:

- динамику личностного развития педагогов, осваивающих программу, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, моти-

вации на постоянное профессиональное самообразование и саморазвитие;

- готовность начинающих педагогов креа-лизации новых функций профессионально-педагогической деятельности, что предусматривает рефлексивную деятельность обучающихся по развитию своих способностей к решению профессиональных задач, выделенных в соответствии с современными целями образования.

Эти позиции определяют формы и содержание итоговой аттестации слушателей, а также особенности материалов для входного, промежуточного и итогового диагностирования. В течение всего периода занятий обучающиеся педагоги на основе рефлексии собственной деятельности накапливают материалы по освоению программы курса в портфолио слушателя курсов. Портфолио слушателя включает:

- карту освоения образовательной программы «Профессионально-педагогическая деятельность педагога дополнительного образования „Введение в профессию“» по форме: 1) № п/п; 2) наименование разделов и тем курса; 3) анализ размышления, выводы;

- продукты образовательной деятельности обучающегося, отражающие фазы и этапы обучения и демонстрирующие процесс осмысления обучающимся полученного учебного опыта;

- проектную работу, тематику которой обучающиеся педагоги определяют в начале курсов (программа обучения предусматривает индивидуальное и групповое консультирование разработчиков проектов с целью овладения проектной деятельностью как специфической формой творчества);

- рефлексивные карты (обратной связи с преподавателем; самооценки готовности к самообразовательной деятельности, рефлексии освоения курса и пр.).

Итоговая аттестация слушателей завершается защитой портфолио освоения образовательной программы и презентацией проектной работы. Отрадно, что большинство обучающихся педагогов оценили важность этих

методов и осознали, что наполнение портфолио материалами и разработка проекта осуществляются не для проверяющего, а на пользу самому себе.

В заключение приведём суждения обучавшихся на курсах педагогов, которым было предложено завершить фразу «В результате занятий я понял(а)...»:

«Учиться никогда не поздно и, тем более, на курсах повышения квалификации».

«Качество жизни зависит от наших внутренних установок. Мир - отражение нашей Я-концепции».

«Личность в процессе жизненного пути не должна стоять на месте, должна развиваться и самосовершенствоваться, искать и находить новые пути своей реализации в профессиональной деятельности».

«Самообразование педагога бесконечно. Мне недостаточно имеющихся знаний, ощущаю потребность в дальнейшем саморазвитии».

«Необходимо развиваться везде и всегда. Это является необходимым для профессионального роста».

«Необходимо самосовершенствоваться, искать себя постоянно».

«Нужно развивать у детей не только профессиональные навыки, но и помочь найти ребенку своё „Я“, место в жизни».

Интерпретация полученных нами данных подтверждает правильность выбранного направления подготовки начинающих педагогов к совершенствованию профессиональной деятельности, ориентированной на обеспечение нового качества образования в контексте тенденций, характеризующих развитие современного общества. Обнадеживают и достижения первых выпускников курсов 20082009 гг., среди которых уже есть лауреаты городского этапа конкурса «Сердце отдаю детям» и награжденные премией Правительства Санкт-Петербурга «Лучший педагог дополнительного образования государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга».

Литература

1. Стратегия 2020: от экономики «директив» к экономике «стимулов» : ежегод. экономич. докл. общерос. обществ. организации «Деловая Россия», г. Москва, 2-3 июля 2008 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.biblio-globus.ru/docs/

Delovaya_ Rossia.pdf (дата обращения 01.12.2009).

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Мин-во образования и науки Рос. Федерации : [официальный сайт] - URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591 (дата обращения 11.02.2010).

3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2008. - 25 с. -(Стандарты второго поколения).

4. Корсакова Т. В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения // Педагогика. - 2009. -№ 10. - С. 46-50.

5. Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Акмеологический аспект Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (начальная школа) // Педагогика. - 2009. -№ 4. - С. 76-82.

6. Серякова С. Б. О психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования // Подготовка кадров для системы дополнительного образования детей в России : материалы Всероссийской научно-практической заочной Интернет-конференции (апрель-май 2011 г.) [Электронный ресурс]. -URL: http://rudocs. exdat.com/docs/index-269320.html?page=3 (дата обращения 17.10.2011).

7. Новоселова Н. Б. Адаптация начинающих педагогов в системе научно-методической деятельности учреждения дополнительного образования детей // Методист. - 2011. - № 7. - С. 3439.

8. Пискунова Е. В. Социально-культурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005. - 45 с.

9. Краснов С. И., Каменский Р. Г. Теоретические основания педагогической рефлексии // Педагогика. - 2011. - № 6. - С. 64-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.