Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих учителей: необходимость формирования исследовательской культуры студентов'

Профессиональная подготовка будущих учителей: необходимость формирования исследовательской культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS'' PROFESSIONAL TRAINING / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / RESEARCH CULTURE / SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK / RESEARCH SKILLS / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милаш О. А.

В статье рассмотрены основы формирования исследовательской культуры будущих учителей в процессе профессиональной подготовки как педагогическая проблема. Проанализированы основные функции, компоненты, уровни, этапы исследовательской культуры, подчеркнута необходимость проведения научно-исследовательской работы, определены основные исследовательские умения студентов как ядро формирования исследовательской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS: THE NECESSITY OF FORMING STUDENTS'' RESEARCH CULTURE

In the article the underpinnings of forming research culture are considered in the process of students'' professional training as a pedagogical problem. The analysis of the basic functions, components, levels, stages of research culture is done, the necessity of providing scientific and research work is grounded, the main research skills are conducted as the main body of forming students'' research culture.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих учителей: необходимость формирования исследовательской культуры студентов»

УДК 378.147.032

Milash O. PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS: THE NECESSITY OF FORMING STUDENTS' RESEARCH CULTURE. In the article the underpinnings of forming research culture are considered in the process of students' professional training as a pedagogical problem. The analysis of the basic functions, components, levels, stages of research culture is done, the necessity of providing scientific and research work is grounded, the main research skills are conducted as the main body of forming students' research culture.

Key words: research culture, scientific and research work, research skills, future teachers, students' professional training.

О.А. Милаш, соискатель каф. теории и методики профессионального образования Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды, главный специалист информационноаналитического отдела Управления координации научных исследований и информационно-аналитической работы Харьковского регионального института гос. управления Национальной академии гос. управления при Президенте Украины, г. Харьков, E-mail: milash01@ukr.net

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены основы формирования исследовательской культуры будущих учителей в процессе профессиональной подготовки как педагогическая проблема. Проанализированы основные функции, компоненты, уровни, этапы исследовательской культуры, подчеркнута необходимость проведения научно-исследовательской работы, определены основные исследовательские умения студентов как ядро формирования исследовательской культуры.

Ключевые слова: исследовательская культура, научно-исследовательская работа, исследовательские умения, будущие учителя, профессиональная подготовка студентов.

Как известно, наука является не только средством познания и объяснения мира. Она выполняет функцию творческой силы, что развивает технику и производство. Однако, представления, которые сложились исторически, о сложной, а иногда и не всегда нужной культуре научного, исследовательского творчества как составной части деятельности педагогической элиты, формируют стереотипные представления о том, что студенты могут обойтись без определенной доли собственного творчества, без исследовательской культуры, опираясь только на предлагаемые научно-методические разработки и рекомендации. Мы считаем, что современный учитель не может не быть исследователем. Он может, владея теорией и технологией научного творчества, применять сформированные умения и навыки исследовательского поиска на практике в своей профессиональной деятельности.

При этом следует отметить, если в начале нового века получения статуса учителя-исследователя не носило обязательного характера, то уже сейчас к педагогическим работникам начали выдвигать требования к овладению научно-исследовательской деятельностью как деятельностью профессионально-значимой.

Таким образом, в педагогической науке проблема формирования исследовательской культуры будущих учителей приобретает актуальное значение. Технологии обучения, которые используются в высшей педагогической школе, не всегда достаточно стимулируют исследовательскую деятельность студентов. Поэтому, считаем, что важно в процессе профессиональной подготовки студентов формировать их исследовательскую культуру, побуждать к творческой научной деятельности.

Существует большое количество работ, посвященных отдельным аспектам формирования исследовательской культуры студентов. Общеметодологические подходы к исследовательской и научной деятельности описываются в работах В.И. Загвя-зинского, С.Г. Кара-Мурзы, Б.М. Кедрова и др. Специфика научной деятельности, ее виды, особенности рассматриваются в работах З.И. Васильевой, Е.В. Водопьяновой, Н.В. Волкова, Г.А. Засобиной, В.О. Кутьева и др. Специфика исследовательской деятельности студентов, формы, виды сотрудничества преподавателей и студентов, влияние научно-исследовательской работы преподавателей на развитие интереса студентов к науке исследуются в работах Л.И. Аксенова, С.Н. Брасилина, Г.Д. Бухаровой, В.В. Ващкевича, А.С. Гаязова, Е.Б. Гушканец, Н.В. Ки-силевой, Т.Е. Кузнецовой, Б.И. Сазонова, Н.В. Сычковой и др.

Проблеме формирования исследовательских умений у студентов во время учебной деятельности посвящены исследова-

ния С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Т.А. Ильиной, И.Я. Конфедератова, И.Я. Лернера, Х.Я. Мулкжова, П.Ю. Романова, А.В. Усовой, В.В. Успенского, В.П. Ушачева и др. В последние два десятилетия увеличилось число публикаций, посвященных изучению особенностей формирования общенаучных, в том числе исследовательских, умений в процессе самостоятельной работы обучаемых (В.Н. Бессонова, В.М. Коликова, Г.И. Некипелова, Е.Д. Нестерова, Н.И. Олейник, Г.А. Таратута, Я.О. Устинова и др.), что говорит о растущем интересе авторов к данному вопросу.

Культура исследовательской, инновационной деятельности изучается в работах М.Н. Аплетаева, А.Г. Гостева, Т.Е. Климовой, Л.М. Кустова, А.Я. Наина, Л.С. Подымовой, В.А. Сласте-нина и др. Важность научно-исследовательской работы в вузе для общества и науки в целом обосновывается в работах Л.И. Аксенова, М.В. Арапова, Г.А. Белова, Н.В. Киселевой, Г.А. Китовой, Т.Н. Кузнецовой и др. В данных работах подчеркивается, что ориентация на социальные вопросы общества и на развитие науки одновременно способствуют формированию интереса к науке и исследованиям у студентов и качественной подготовке молодых научных кадров.

Однако нерешенной частью этого достаточно актуального вопроса остается анализ формирования исследовательской культуры будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки как педагогическая проблема.

Цель настоящей статьи - проанализировать основы формирования исследовательской культуры студентов - будущих учителей. Для решения указанной цели необходимо решить такие задачи: 1) определить содержание понятия «исследовательская культура», 2) определить функции исследовательской культуры, 3) выявить исследовательские умения и навыки как ядро формирования исследовательской культуры студента, выявить и сравнить классификации исследовательских умений, 4) определить компоненты, уровни, этапы исследовательской культуры.

Считаем, что процесс формирования исследовательской культуры будущих педагогов позволяет определить оптимальные способы решения существующих противоречий между стремительным развитием общества, изменениями, которые происходят в государстве, и уровнем подготовки студентов; между ростом объема информации в условиях развития рыночных отношений в обществе и умением усваивать воспринятую информацию; между заказом государства на будущих учителей, у которых сформирована исследовательская культура, и недостаточной разработкой этого вопроса в педагогической теории и практике.

Будущий специалист становится педагогом-исследователем, если будет непрерывно изучать достижения науки в своей профессиональной области, внедрять их в практику; ориентироваться на новые научные идеи; анализировать свой исследовательский опыт и применять диагностические методики; проводить анализ системы обучения и воспитания; обосновывать эффективность авторских эвристических методик с помощью достоверных научных данных.

Такими умениями учитель, как правило, овладевает по истечении 5-10 лет, которые являются наиболее оптимальным периодом становления педагога-исследователя. Вместе с тем уже в вузе будущий учитель может приобрести умения и навыки исследовательской деятельности. Как правило, его работа на данном поприще ограничивается анализом научных теоретических и практических достижений и не связана с непрерывным обновлением информации.

Действительно, исследовательская деятельность студентов предполагает открытие новых, существенных научных фактов, понятий, законов, закономерностей, научных определений и связанных с ними нетрадиционных путей развития практики; достижение оригинального, неповторимого продукта научной деятельности; активизацию всего духовного мира человека (по мнению Е.И. Куклиной [1]) и, прежде всего, его дарований, способностей, таланта; развитие творческого исследовательского мышления; взаимосвязь индивидуального творчества и сотворчества на основе постижения науки. Именно поэтому считаем, что так важно формировать исследовательскую культуру будущих педагогов в вузе уже сегодня.

Таким образом, вытекает проблема исследования: что такое исследовательская культура? Какие функции и этапы исследовательской культуры? Какие основные исследовательские умения и навыки? Какая структура исследовательской деятельности будущего учителя?

В целом считается, что исследовательская культура является личностным образованием, которое способствует включение человека в исследовательскую деятельность и является той частью культуры человека, что предоставляет возможность приобрести новое знание, то есть приобщиться к общественной культуре, стать ее творцом.

На основе анализа научных трудов по проблеме культуры и ценностей можно выявить две формы существования исследовательской культуры - общественную и личную, определить ее сущность как одну из модификаций общественной культуры человечества и выделить феномен исследовательской культуры. Не вызывает возражение тот факт, что существование исследовательской культуры в общественной форме есть частью общественной культуры общества, и в то же время частью определенной профессиональной культуры. Безусловно, в первом случае она является совокупностью норм исследовательской деятельности человечества, во втором - исследовательской деятельности специалиста в пределах избранной профессии. Усвоение человеком общественной исследовательской культуры означает ее формирование в личностной форме существования. При этом исследовательская культура личности зависит от ее проявления - в сфере избранной профессии или вне нее.

Исследовательская культура определяется как:

- определенный способ и результат творческой самореализации специалиста в профессиональной деятельности;

- личностное свойство и определенная степень владения приемами и способами решения профессиональных заданий;

- способностями, которые оказываются в творческой профессиональной деятельности и характеризуют особенности сознания, профессионального мышления;

- источником новых знаний и умений, которые обеспечивают творческое профессиональное развитие, стремление к самосовершенствованию [2, с. 10].

Мы считаем, что исследовательская культура будущего учителя - это часть всеобщей культуры, совокупность норм и методов познания, способов реализации и совершенствования, это целостное образование, которое формируется и развивается в процессе в педагогически-ориентированной деятельности.

Функциями исследовательской культуры будущего учителя, по нашему мнению, выступают: креативная - заключается в определении путей и средств развития и совершенствования профессиональной деятельности; сигнификативная - определение значимости совершенствования и развития профессиональной деятельности; императивная - определение норм, стандартов,

технологии проведения профессионально-ориентированных исследований, необходимых для усовершенствования как профессиональной, так и исследовательской деятельности в профессиональной сфере; адаптивная - заключается в определении пространства для самоутверждения и самореализации специалиста - субъекта профессиональной деятельности; развивающая - определение путей и способов развития специалиста как профессионала.

Личная исследовательская культура будущего учителя характеризуется как исследовательская деятельность в сфере избранной профессии; формирование такой культуры предполагает переход нормативной основы исследовательской деятельности в индивидуальный стиль ее выполнения, и в этом смысле индивидуальный стиль исследовательской деятельности студента является интегральной характеристикой его личной исследовательской культуры.

Формирование исследовательской культуры невозможно без научно-исследовательской работы будущих учителей в высших учебных заведениях. Рассмотрим более детально основы проведения научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях.

Первая основа: организация научно-методических чтений, научно-методических семинаров, которые способствуют повышению уровня научно-теоретической и методической подготовки будущих учителей с целью изучения и использования в профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, способов и приемов успешного обучения. Второй основой является приобретение опыта - участие в научноисследовательской деятельности посредством разработки темы индивидуального исследования. Третьей основой является распространение нового типа взаимоотношений в учебной деятельности на основе умений диагностики.

Соблюдение и реализация этих основ - основной фактор профессионального становления будущего учителя для формирования исследовательской деятельности, с присущим ей алгоритмом:

- корректировка учебной программы для создания индивидуально-ориентированного методического комплекса будущего учителя на основе психолого-педагогического анализа образовательного процесса;

- выделение сквозных идей каждого учебного курса;

- установление взаимосвязей между разными курсами через выделение общих принципов и подходов при работе с информацией;

- планирование и разработка совместимых учебных действий;

- выделение обобщающих занятий, которые формируют целостное (системное, критическое) мышление;

- обучение основам составления библиографии и работе с научной литературой по материалам исследовательской работы;

- формулировка выводов в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем по итогам исследовательской деятельности;

- организация и подготовка выступлений на научно-методических и научно-практических конференциях с привлечением научных консультантов и рецензентов;

- освещение результатов работы в печатных изданиях;

- разработка и публикация авторского дидактического материала (учебные плакаты, схемы, разработки индивидуальных заданий исследовательского характера для студентов разного уровня учебных возможностей);

- обобщение опыта работы по программе исследовательской деятельности в научных статьях.

Считаем, что в процессе формирования исследовательской культуры студентов и организации их учебной исследовательской деятельности необходимо демонстрировать вариативность форм и методов работы, адекватную реакцию на постоянные изменения, которые происходят в обществе, инициативу, творческие способности, способность продуцировать и внедрять новые идеи.

Ядром структуры формирования исследовательской культуры студента являются его исследовательские умения и навыки. М.М. Гладышева рассмотрела и сравнила определение исследовательских умений, которые анализируют современные авторы [3]. Н.С. Амелина понимает под исследовательскими умениями владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для познавательной деятельно-

сти во всех видах учебного труда. В.И. Андреев считает, что исследовательское умение - это умение применить соответствующий прием научного метода в условиях решения учебной проблемы, выполнение учебного исследовательского задания. Е.И. Барчук в своем исследовании определяет исследовательские умения как умения проводить научно-эмпирическое исследование в различных предметных областях. И.А. Игошев полагает, что исследовательские умения и навыки можно формировать, когда учащиеся самостоятельно выполняют работы с элементами исследования, проводят самостоятельно поисковый эксперимент, выдвигают гипотезы и обосновывают методы проверки справедливости этих гипотез или предположений. А.Г. Иодко определяет исследовательские умения как систему интеллектуальных и практических умений учебного труда, необходимых для самостоятельного выполнения исследования или части его. П.Ю. Романов формулирует следующее определение исследовательских умений: исследовательское умение -способность обучающегося эффективно выполнять действия, адекватные содержанию каждого уровня системы обучения по решению возникшей перед ним задачи в соответствии с логикой научного исследования, на основе имеющихся знаний и умений. В.П. Ушачев определяет учебные исследовательские умения как способность ученика выполнять действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования, на основе знаний и умений, приобретаемых в процессе изучения основ наук.

Проанализировав различные определения, мы делаем вывод, что исследовательские умения можно определить как целенаправленные действия, которые базируются на системе ранее усвоенных знаний, умений и навыков в процессе учебнопознавательной деятельности будущих учителей и соответствуют целям и задачам научно-исследовательской деятельности.

Классифицируя исследовательские умения и навыки, в структуре каждого из них можно выделить следующие компоненты: а) интеллектуальную составляющую (умении и навыки не только воспринимать информацию и перенимать социальный опыт, но и адекватно превращать их с помощью анализа, синтеза, систематизации, установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотезы); б) практическую составляющую (умения и навыки применять теоретические положения отдельных учебных дисциплин в соответствии с заданиями учебно-воспитательного процесса, умение получать новую информацию из разнообразных источников, способность прорабатывать и оформлять полученную информацию с помощью разных методов); в) самоорганизацию и самоконтроль (умение организовать собственную деятельность, определять методы, средства, последовательность и срок выполнения задания, умение оценить качество его выполнения).

Иногда объединяют все исследовательские умения и навыки, которыми должен овладеть будущий учитель, в несколько групп (за О.Л. Миргородской) [4]. Операционные исследовательские умения и навыки - это умение анализировать и синтезировать научную информацию, систематизировать и классифицировать ее, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, генерировать идеи, выдвигать гипотезы. Организационные исследовательские умения и навыки - это умение планировать научно-исследовательскую работу, применять приемы самоорганизации и самоконтроля в исследовательской деятельности. Коммуникативные исследовательские умения и навыки - это умения и навыки применять приемы сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, оперировать стилем делового научного общения, осуществлять взаимопомощь и контроль. Практические исследовательские умения и навыки - это умения и навыки наблюдать и описывать факты и явления действительности, проводить экспериментальные исследования, работать с научной литературой, умение осуществлять информационный поиск, анализировать факты и явления с помощью разнообразных методов.

Считаем, что учебно-исследовательские умения и навыки -это сложное психическое образование (синтез интеллектуальных и практических действий, самоорганизации и самоконтроля

- усвоенных и закрепленных в способах деятельности), которое лежит в основе готовности к исследовательскому, познавательному поиску, что возникает в результате управления учебно-исследовательской деятельностью.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального становления личности педагога показыва-

ет, что существует несколько классификаций уровней, этапов или ступеней сформированнюсти педагогического творчества. Л.П. Куницина провела анализ уровней педагогического творчества, которые выделяют разные авторы [5]. И.П. Раченко считает, что по мере усложнения творческого процесса определяются такие уровни педагогического творчества: профессиональное становление; стихийное самосовершенствование; планомерная рационализация; - оптимизация процесса и результатов труда; уровень научной организации, или исследовательский. А.Д. Деминцев выделяет четыре основных стадии в творческой активности учителя: стадию профессиональной адаптации; стадию критического овладения опытом; стадию творчества; стадию научных исследований. Пять уровней обозначены Н.В. Кузьминой: репродуктивный; адаптивный; локально-моделирующий; системно-моделирующий знания и поведение; системно-моде-лирующий деятельность и отношения.

К структуре учебно-исследовательских умений и навыков можно отнести интеллектуальный компонент (знание, умственные операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения и систематизации, абстрагирование, моделирование, умение описания объектов, которые изучаются или наблюдаются, индуктивного вывода и установления причинно-следственных связей, постановки проблемы и выдвижения гипотезы ее решения, поиска и использования аналогии, дедуктивного вывода и доказательства); практический компонент (использование учебной, справочной и дополнительной литературы, отбор материалов для эксперимента, оформления результатов исследования в виде графиков, таблиц, диаграмм и т. д.); самоорганизацию и самоконтроль (планирование работы, рациональное использование времени и средств деятельности, регуляция и перестройка своих действий, самопроверка полученных результатов, самооценка).

Проведенный анализ позволяет нам выделить этапы формирования исследовательской культуры будущих учителей. 1 этап (1, 2-ой курсы) - ориентационно-исследовательский, заключается в накоплении опыта поиска и обработки научной информации, формировании способности выявлять, формулировать, анализировать требующие разрешения проблемы педагогической теории и практики, получении сведений о действующих формах научного творчества в вузе; выполнении самостоятельных исследований, основанных на анализе и систематизации научной информации. 2 этап (3, 4-й курсы) - организационно-исследовательский, состоит в овладении основами методологии педагогического исследования, сведениями о методах, формах и принципах педагогических исследований, приёмами преобразования педагогической действительности, выполнения самостоятельных разработок по педагогическим проблемам, основанными на творческой интерпретации материалов научных исследований. 3 этап (5 курс) - научно-исследовательский, основывается на становлении опыта внедрения достижений педагогической науки (собственных разработок, передового педагогического опыта) в практику, накоплении сведений о структуре процесса внедрения, выполнении научных исследований, прошедших апробацию в образовательных учреждениях.

Поиск новой методологической основы подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности обусловлен сложившейся исторической реальностью начала третьего тысячелетия, ведущей к осознанию необходимости новых научных концепций, системы ценностей, новой стратегии и тактики поведения человека, а следовательно, и новых подходов к его образованию. Педагогическая деятельность в значительной степени изменила пространство своих приоритетов, произошла очевидная трансформация ее целей, задач, предметной сферы, технологий, средств. Последнее десятилетие внесло существенные изменения в содержание педагогической науки, что не могло не отразиться и на характере высшего педагогического образования. Повышение наукоемкости и интеллектуализация педагогической деятельности требуют от педагогов освоения проектирования, моделирования, рефлексии, новых подходов к работе с информацией. Проблема нашего исследования призывала рассмотреть позиции к процессу формирования у будущего учителя исследовательской культуры. В связи с тем, что наше исследование связано с сущностью человека, который от природы позитивен и способен к самосовершенствованию, можем утверждать, что наши позиции процесса формирования исследовательской культуры студентов соответствуют современным научным концепциям (педагогической антропологии, интеллек-

туализации педагогической деятельности, акмеологии и рефлексии), существующим в данной области исследования.

В конце исследования мы пришли к выводу, что исследовательская культура будущего учителя является составляющей частью его общей культуры, в процессе формирования исследовательской культуры необходимо учитывать ее основные функции, компоненты, уровни, этапы. Формирование исследовательской культуры невозможно без выполнения студентами научноисследовательской работы. Ядром исследовательской культуры являются исследовательские умения и навыки. Исследовательские умения и навыки носят интегративный характер, поскольку составляют синтез двух групп умений и навыков: поисковых и исследовательских. В структуре каждого исследовательского умения и навыка выделяют интеллектуальную и практическую составляющие, самоорганизацию и самоконтроль.

Библиографический список

Данная работа может являться основой для последующих перспективных исследований, предметом которых может быть анализ особенностей исследовательской культуры будущего учителя истории и обществоведения, использование информационно-коммуникационных технологий для формирования исследовательской культуры будущего учителя, использование Интернета как средства формирования исследовательской культуры будущего учителя.

Авторское определение понятия «исследовательская культура», сделанное на основе анализа, сопоставления и сравнения различных точек зрения о понятии исследовательской культуры, выявление и определение основных исследовательских умений и навыков будущего учителя как основы формирования исследовательской культуры, определение основных функций, структурных компонентов, уровней, этапов формирования исследовательской культуры будущего учителя.

1. Куклина, Е.Н. Проблемно-рефлексивный подход к построению процесса формирования опыта исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Сочи, 2004.

2. Сенча, И.А. Педагогические условия формирования исследовательской культуры будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис... канд. пед. наук. - Одесса, 2008.

3. Гладышева, М.М. Формирование исследовательских умений будущих инженеров-программистов в процессе их профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2008.

4. Миргородская, О.Л. Формирование исследовательских умений будущих учителей географии в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис... канд. пед. наук. - Киев, 2008.

5. Куницина, Л.П. Исследовательская деятельность студентов педагогического колледжа как средство профессионального становления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006.

Bibliography

1. Kuklina, E.N. Problemno-refleksivnihyj podkhod k postroeniyu processa formirovaniya opihta issledovateljskoyj deyateljnosti u studentov pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Sochi, 2004.

2. Sencha, I.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya issledovateljskoyj kuljturih buduthikh menedzherov v processe professionaljnoyj podgotovki: avtoref. dis... kand. ped. nauk. - Odessa, 2008.

3. Gladihsheva, M.M. Formirovanie issledovateljskikh umeniyj buduthikh inzhenerov-programmistov v processe ikh professionaljnoyj podgotovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2008.

4. Mirgorodskaya, O.L. Formirovanie issledovateljskikh umeniyj buduthikh uchiteleyj geografii v processe professionaljnoyj podgotovki: avtoref. dis... kand. ped. nauk. - Kiev, 2008.

5. Kunicina, L.P. Issledovateljskaya deyateljnostj studentov pedagogicheskogo kolledzha kak sredstvo professionaljnogo stanovleniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kursk, 2006.

Статья поступила в редакцию 16.09.13

УДК 30:37.012.7

Starchenko S.A. METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF INTERCONNECTION OF PHYSICS AND BIOLOGY IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS. In this work methodological principles of integration of Physics and Biology, some directions of didactic synthesis of Physics and Biology in the Lyceum which are the main in teaching of Biophysics are described, regular patterns and principles of methodology of teaching of Biophysics in educational establishments are identified.

Key words: specialized education, integration of Physics and Biology, didactic synthesis of the content of science education, physical and biological reduction, inductive-deductive synthesis.

С.А. Старченко, проф. УГАВМ, г. Троицк, E-mail: star111959@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЕДИНЕНИЯ ФИЗИКИ И БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В работе раскрываются методологические основы интеграции физики и биологии, некоторые направления дидактического синтеза физики и биологии в лицее, лежащие в основе преподавания биофизики, выявлены закономерности и принципы методики преподавания биофизики в общеобразовательном учреждении.

Ключевые слова: профильное обучение, интеграция физики и биологии, дидактический синтез содержания естественнонаучного образования, физическая и биологическая редукция, индуктивно-дедуктивный синтез.

В условиях развития профильного обучения важной проблемой является определение соответствующего содержания образования, которое удовлетворяло бы познавательные потребности личности, обеспечивало высокий уровень фундаментальной подготовки учащихся, готовило их к обучению в профессиональной школе.

Сегодня педагогическое сообщество решает задачи построения профильных линий содержания образования в общеоб-

разовательных учреждениях. Предпринимаются попытки целостного представления естественнонаучного содержания образования посредством внедрения предметных, межпредметных и интегративных курсов, реализации способов познавательной деятельности характерной для той или иной отрасли научного познания и практической деятельности.

Нами разработана теория интеграции содержания естественнонаучного образования, позволяющая моделировать це-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.